Административное право — 7

Право. 11 класс

Конспект урока

Урок №10. Административные правонарушения и административная ответственность

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

1. Что регулирует административное право?

2. Каковы особенности административных правоотношений?

3. В чем суть административной ответственности?

Глоссарий по теме:

Административное право-это отрасль права (система правовых норм), регулирующая общественные отношения в сфере управленческой деятельности государственных органов и должностных лиц по исполнению публичных функций государства в процессе осуществления исполнительной власти органами государства.

Государственное принуждение – внешнее силовое воздействие государства на людей.

Административное принуждение состоит в психическом, физическом, экономическом воздействии на сознание и поведение людей, применяемом в сфере государственного управления в целях привлечения виновных лиц к административной ответственности, пресечения и предупреждения правонарушений.

Административные правоотношения – правоотношения, в которых субъекты обладают властью, а их взаимоотношения основываются на началах «власть – подчинение».

Государственный служащий – гражданин РФ, исполняющий обязанности по государственной должности государственной службы.

Гражданский служащий – гражданин РФ, взявший на себя обязательства по происхождению гражданской службы, получающий денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Административная ответственность – применение к физическому или юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, мер административного наказания.

Ключевые слова: Административное право; административное правоотношение; компетенция; государственный орган; государственная должность; государственная служба; государственный служащий; административное правонарушение; административная ответственность; предупреждение; административный штраф; административный арест.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений. Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.2/. Е.А. Певцова – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2017. – 248с. – (Инновационная школа), стр. 15-24.

На уроке мы узнаем, что регулирует административное право.

Научимся решать типовые задания формата ЕГЭ на применение знаний, касающихся вопросов административного права.

Сможем раскрывать сущность основных понятий.

Основное содержание урока.

Административная ответственность — это вид юридической ответственности, который выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.

Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления.

Целью административной ответственности является:

— воспитание граждан в духе уважения к закону;

— восстановление социальной справедливости;

— предупреждение совершения новых правонарушений

Признаки административного правонарушения:

  1. деяние — акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);
  2. антиобщественный характер — посягательство на интересы гражданина, государства и общества;
  3. виновность — аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью;
  4. противоправность — ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные наказания:

  1. Предупреждение. Это выносимое официальное порицание управомоченным органом в письменной форме, установленной законодательством;
  2. Административный штраф. Это денежное взыскание, размер которого определяется в статье, устанавливающей ответственность за конкретное правонарушение;
  3. Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения. Принудительно изымаемая вещь продается, а бывшему собственнику вещи выплачиваются деньги, вырученные от ее продажи за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета;
  4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Это аналогичное предыдущему принудительное изъятие без какой-либо компенсации;
  5. Лишение специального права, предоставленного физическому лицу (права охоты, управления транспортным средством и т. п.);
  6. Административный арест. Он подразумевает содержание нарушителя в условиях изоляции от общества на срок до 15 суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции – до 30 суток;
  7. Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  8. Дисквалификация. Это лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях;

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 КоАП РФ:

  1. Судьи районных судов и мировые судьи
  2. Комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  3. Органы федеральной инспекции труда. Данный орган, имеет возможность воздействовать в виде административных штрафов на тех людей, которые систематически нарушают трудовое законодательство, тем самым, ухудшая условия работы специалистов;
  4. Органы внутренних дел. Рассматривать дела о таких правонарушениях, а соответственно, налагать административные взыскания, исключительно от имени органов внутренних дел, могут заместители начальников отделов и начальники и пр. (конкретизировал)

Общий перечень смягчающих факторов

  1. Беременность женщины-правонарушительницы.
  2. Наличие у женщины-правонарушительницы малолетних детей на иждивении.
  3. Возраст нарушителя – до 18 лет.
  4. Предотвращение возможных негативных последствий совершенных противоправных действий.
  5. Влияние состояния аффекта, тяжелые личностные или семейные обстоятельства, эмоциональная нестабильность.
  6. Раскаяние в совершенном правонарушении, полное осознание своей вины.
  7. Явка с повинной (добровольное информирование органов власти о совершенных действиях, противоречащих закону

Разбор типового тренировочного задания

Прочитайте суждения. Впишите правильные слова в клетки.

По горизонтали:

2. акт волевого, осознанного поведения, может быть действием (переход улицы на красный сигнал светофора) или бездействием (неявка в суд для исполнения обязанности присяжного заседателя);

3. ситуация, при которой объект посягательства не только представляет определенную ценность для личности, государства и общества, но и охраняется правом.

По вертикали:

1. аналогичная уголовному праву конструкция с умыслом и неосторожностью

Разбор типового контрольного задания

Соотнесите меры административного принуждения с предложенными примерами

Информация по делам об административных правонарушениях первой инстанции

Номер дела Стороны Текущее состояние Статья КоАП РФ Дата и время судебного заседания Зал судебного заседания Стадия Судья
Привлекаемое лицо: ИП Абдуллина И.А. Зарегистрировано, 02.11.2021 Ст. 20.6.1, Ч. 1 Колесникова Н.П.
Привлекаемое лицо: Ухова Е.М. Зарегистрировано, 02.11.2021 Ст. 12.27, Ч. 2 Колесникова Н.П.
Привлекаемое лицо: ООО «Макдональдс» Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.
Привлекаемое лицо: ООО «Бэст Прайс» Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.
Привлекаемое лицо: АО «Тандер Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.
Привлекаемое лицо: ООО «Агроторг» Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.
Привлекаемое лицо: ООО «Арома маркет» Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.
Привлекаемое лицо: ООО «Элот» Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.
Привлекаемое лицо: ПАО «ВКУСВИЛЛ» Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.
Привлекаемое лицо: ПАО «ВКУСВИЛЛ» Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.
Привлекаемое лицо: ПАО «ВКУСВИЛЛ» Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.
Привлекаемое лицо: ООО «Альфа-М» Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.
Привлекаемое лицо: ИП Аванесова Н.Н. Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.
Привлекаемое лицо: ООО «Франчайзинговые магазины «Мясницкий ряд» (ООО ФММР») Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.
Привлекаемое лицо: ООО «ЗОВ-МСК» Зарегистрировано, 01.11.2021 Ст. 20.6.1 Неверова Т.В.

Официальный портал судов общей юрисдикции города Москвы использует файлы cookie с целью персонализации сервисов и повышения удобства пользования порталом.

Если вы не хотите использовать файлы cookie, измените настройки браузера.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ленинградской области

Прокурор разъясняет

  • 14 января 2021, 12:39

Прокуратура Ломоносовского района разъясняет, что, согласно статье 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы, а также административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

В отношении юридического лица могут применяться только предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения и административное приостановление деятельности.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается в размере и порядке, установленных ст. 3.5 комментируемого Кодекса.

Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

а) подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

б) изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части. Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.8 КоАП, ч. 3 ст. 12.10, ч. 5 ст. 12.15 КоАП РФ, ч. 3.1 ст. 12.16, ст. ст. 12.24, 12.26, ч. ч. 2 и 3 ст. 12.27 Кодекса.

Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1.2 ст. 8.37 Кодекса.

Административный арест заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или правового режима контртеррористической операции до тридцати суток. Административный арест назначается судьей. Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ (далее – принудительное выдворение за пределы РФ), а в случаях, предусмотренных законодательством РФ– в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из РФ. Административное выдворение за пределы РФ как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами. Административное выдворение за пределы РФ не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.

При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы РФ или контролируемом самостоятельном выезде из РФ. В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы РФ судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы РФ.

Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из РФ может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы РФ за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также в других случаях.

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта РФ, должности муниципальной службы, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также к другим категориям физических лиц.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, а также в других случаях. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до девяноста суток. Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей. Обязательные работы устанавливаются на срок от двадцати до двухсот часов и отбываются не более четырех часов в день. Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов.

Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения заключается во временном запрете гражданину на посещение таких мест в дни проведения официальных спортивных соревнований и устанавливается за нарушение правил поведения зрителей при проведении официальных спортивных соревнований. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения назначается судьей. Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливается на срок от шести месяцев до семи лет.

В отношении юридического лица могут применяться предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное приостановление деятельности.

Административные наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишения специального права, предоставленного физическому лицу, административного ареста, административного выдворения за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификации, административного приостановления деятельности, обязательных работ и административного запрета на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения устанавливаются только настоящим Кодексом. Субъекты РФ при установлении региональных норм, назначающих меры административной ответственности, могут предусматривать в качестве таких мер только предупреждение и административный штраф.

При решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя — физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1 — 4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.

Административное право — 7

Кафедра административного права была образована в 1988 г. в результате реорганизации кафедры государственного права и советского строительства. Ее заведующим был избран доктор юридических наук, профессор Д.Н. Бахрах (до этого с 1979 г. возглавлявший общую кафедру государственного права и советского строительства). В состав кафедры вошли доценты Т.А. Бочкова, И.Н. Иванов, Г.И. Никитушев, Э.Н. Ренов, И.М. Чемакин, Е. М. Жамбиева, Н.К. Липович, В.Г. Никитин, преподаватель Г.И. Захарова. В 1990 г. И. М. Чемакин защитил докторскую диссертацию, а в 1993 г. получил звание профессора.

В разное время в Свердловском юридическом институте занятия по административному праву проводили доктора юридических наук Б.Б. Хангельдыев, К.С. Бельский, а также кандидаты юридических наук Э.Н. Ренов, З.Г. Еникеева, Ю.А. Копытов, П.А. Петухов. Преподаватели Университета и бывшие выпускники с благодарностью вспоминают этих людей, много сделавших для развития юридического образования и поднятия престижа административно-правовой науки.

С 2000 года заведующим кафедрой административного права УрГЮУ является профессор Сергей Дмитриевич Хазанов. За прошедшее время произошла почти полная смена поколений преподавателей кафедры, постепенно складывается новая научная школа. Под научным руководством С.Д. Хазанова защитили кандидатские диссертации доценты А. В. Винницкий, Ю.Б. Аникеенко, М.В. Грачева, старший преподаватель С.С. Горбунов. В 2013 г. А.В. Винницкий защитил докторскую диссертацию по теме «Публичная собственность: проблемы формирования административно-правовой доктрины». За прошедшие пять лет на кафедре защищены 5 кандидатских и 1 докторская диссертации, четыре человека после защиты кандидатских диссертаций поступили на работу в университет в качестве преподавателей кафедры.

Основой учебно-методической работы кафедры являются научные исследования по актуальным проблемам теории и практики административного права и процесса.

Основные направления научных исследований:

проблемы правового регулирования системы исполнительной власти, статуса ее органов, административно-правовые режимы их деятельности;

теоретические, правотворческие и правоприменительные аспекты института административных процедур;

судебные и несудебные процедуры разрешения административно-правовых споров;

правовое обеспечение административной реформы и реформы государственной службы;

совершенствование законодательства об административных правонарушениях и исследование эффективности его применения;

правовая основа и эффективность административно-правовых механизмов противодействия коррупции;

совершенствование таможенного законодательства и модернизация таможенного дела; административно-правовые механизмы управления публичной собственностью и предоставления публичных услуг.

В рамках указанных научных направлений преподаватели кафедры выпускают монографии, учебники, учебные и научно-практические пособия, сборники научных трудов.

Преподаватели кафедры С.Д. Хазанов, Н.В. Новоселова, М.В. Грачева и М.С. Соловьев являются аккредитованным Министерством юстиции РФ независимыми экспертами, уполномоченными на проведение независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

А.В. Винницкий, доктор юридических наук, профессор кафедры, специализируется на проблемах правового регулирования управления публичной собственностью, концептуально занимается вопросами формирования и систематизации административно-хозяйственного права и законодательства. Руководит написанием дипломных работ и магистерских диссертаций, деятельностью студенческого научного общества. А. В. Винницкий – член диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций при ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет». Периодически привлекается к разработке и экспертизе нормативных правовых актов Евразийского экономического союза, Российской Федерации, Свердловской области и муниципальных образований, регулярно привлекается к сопровождению и экспертизе наиболее сложных юридических споров и проектов на территории Уральского региона и за его пределами. Неоднократно выступал в качестве эксперта по запросам Конституционного Суда РФ.

Н.В. Новоселова, кандидат юридических наук, доцент, работает на кафедре с 2000 года, сразу после защиты кандидатской диссертации под научным руководством профессора Д.Н. Бахраха. Длительное время являлась заместителем заведующего кафедрой, фактически координируя всю учебно-методическую работу, помогая молодым преподавателям осваивать все тонкости методического обеспечения учебного процесса. Благодаря ее усилиям кафедра своевременно разрабатывает и поддерживает в актуальном состоянии необходимые учебно-методические документы и материалы. Принимала участие в подготовке ряда законопроектов Свердловской области, Ямало-Ненецкого автономного округа, Томской области, в выполнении иных научно-исследовательских проектов. Сфера ее научных интересов – правовые и организационные основы государственной службы, эффективность административно-юрисдикционной деятельности, административно-правовые меры противодействия коррупции.

Д.В. Чермянинов, кандидат юридических наук, доцент, специализируется на проблемах правового регулирования таможенного дела. Он автор двух монографий и нескольких учебников и учебных пособий по таможенному праву, в настоящее время работает над подготовкой докторской диссертации.

М.В. Грачева, кандидат юридических наук, доцент, координатор учебно-методической работы на кафедре, участвовала в выполнении ряда научно-исследовательских проектов и грантов, периодически принимает участие в организации и проведении курсов повышения квалификации государственных и муниципальных служащих по программам дополнительного профессионального образования. Сфера научных интересов – эффективность административно-юрисдикционной деятельности.

Педагогическую деятельности на основе внешнего совместительства на кафедре осуществляют кандидат юридических наук С.С. Горбунов, преподаватели Е.В. Истомина, Л.Ю. Плотникова, П.А. Проняев, Т.А. Абрамов. Большинство из них окончили очную аспирантуру университета под руководством С.Д. Хазанова.

С.Д. Хазанов является членом научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ (с 2014 года). За последние десять лет являлся членом научно-консультативных советов при Высшем Арбитражном Суде РФ, Общественной палате РФ, Арбитражном суде Уральского округа, Арбитражном суде Дальневосточного округа, Арбитражном суде Северо-Кавказского округа, Арбитражном суде Свердловской области, Свердловском областном суде, Уральской транспортной прокуратуре, прокуратуре Свердловской области, Управлении ФССП по Свердловской области. С.Д. Хазанов также является членом Экспертного совета Минюста России по мониторингу правоприменения в Российской Федерации, членом Комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Свердловской области, членом рабочей группы по подготовке предложений по оптимизации государственного и муниципального управления в Свердловской области, образованной распоряжением Губернатора Свердловской области.

За результативную научно-исследовательскую работу приказами Министерства юстиции РФ С.Д. Хазанов награжден медалями «За усердие II степени» и «За усердие I степени», и серебряной медалью «За содействие», Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, почетными грамотами и благодарственными письмами Высшего Арбитражного Суда РФ, Арбитражного суда Уральского округа, Свердловского областного суда, Законодательного Собрания Свердловской области, Губернатора Свердловской области.

С.Д. Хазанов является членом редакционных коллегий таких научных и научно-практических журналов, как «Административное право и процесс» (г. Москва, заместитель главного редактора), «Российский юридический журнал» (г. Екатеринбург), «Налоги и финансовое право» (г. Екатеринбург), «Российское право: наука, образование» (г. Екатеринбург), «Экономическое правосудие в Уральском округе» (г. Екатеринбург).

Преподаватели кафедры постоянно участвуют в подготовке научно-практических заключений по запросам федеральных органов государственной власти, в том числе Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, федеральных, региональных и муниципальных органов власти. За полученные результаты научно-консультативной деятельности кафедры от федеральных и региональных органов государственной власти в адрес ректора университета неоднократно поступали благодарственные письма, в том числе от судей Конституционного Суда РФ, Министерства юстиции РФ, Министерства образования и науки РФ, Федеральной службы по труду и занятости, Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа, Администрации Ненецкого автономного округа, Администрации Томской области, органов исполнительной власти Свердловской области.

Кафедра поддерживает научные связи с ведущими научными коллективами, занимающимися разработкой проблем административного права, – сектором административного и финансового права Института государства и права РАН, отделом административного законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кафедрой административного и муниципального права юридического факультета Воронежского госуниверситета, кафедрой административного и финансового права Всероссийского государственного университета юстиции, кафедрой административного и финансового права Российского университета дружбы народов, кафедрой административного и финансового права Института государства и права Тюменского госуниверситета и др. В рамках сотрудничества были подготовлены отзывы ведущей организации по докторским и кандидатским диссертациям.

Развивая международное сотрудничество, кафедра поддерживает научные связи с коллективами кафедр административного права Кыргызского государственного университета, Ташкентского юридического института. В частности, преподаватели кафедры принимали участие в международных научно-практических конференциях в данных вузах, осуществляли рецензирование издаваемой учебной и научной литературы.

Преподаватели кафедры также принимают активное участие в научно-исследовательской работе в рамках деятельности Научно-исследовательского центра правового обеспечения административной реформы, правового мониторинга и антикоррупционной экспертизы, директором которого является заведующий кафедрой С.Д. Хазанов.

Малозначительность совершенного административного правонарушения

Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п.18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу ч.ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.

Пунктом 18.1 данного Постановления предусмотрено, что возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений п. 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. Применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Отличительные признаки малозначительности административного правонарушения также указаны в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», п. 21 которого содержит положения о том, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения. К ним, в частности, относятся административные правонарушения, предусмотренные статьями 12.8 ( управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения), 12.26 КоАП РФ (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения).