Безвозмездная передача это распоряжение

Безвозмездная передача это распоряжение

ЗК РФ Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

1. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц:

1) в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) в собственность муниципальных районов, схемы территориального планирования которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения;

4) в собственность субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей:

1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;

2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»;

(в ред. Федерального закона от 05.10.2015 N 277-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;

4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;

5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;

6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее — Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства»), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства», или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом «О содействии развитию жилищного строительства»;

(в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 48-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства», если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона «О содействии развитию жилищного строительства»;

(в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 221-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;

10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании «Российские автомобильные дороги»;

12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;

13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 354-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14) земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

(пп. 14 введен Федеральным законом от 03.07.2018 N 185-ФЗ)

3. В случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.

Ст. 39.30 ЗК РФ. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

Безвозмездная передача это распоряжение

  • Главная
  • Деятельность
  • Государственные предприятия и учреждения

Информация о передаче имущества

Передача в муниципальную собственность

Информация о документах

необходимых для принятия решения об изъятии имущества

из оперативного управления государственных учреждений

Свердловской области с целью его последующей безвозмездной передачи
в муниципальную (федеральную) собственность

Порядок передачи имущества из собственности субъекта Российской Федерации в муниципальную собственность установлен пунктом 11 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации …» (далее – Порядок). Безвозмездная передача государственного имущества Свердловской области в муниципальную собственность осуществляется на основании документов, представленных балансодержателем
в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374.

Порядком предусмотрено, что находящееся в собственности субъектов Российской Федерации имущество, подлежит безвозмездной передаче
в муниципальную собственность в случае:

если нахождение указанного имущества в собственности субъектов Российской Федерации не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

если указанное имущество используется органами местного самоуправления, муниципальными унитарными предприятиями, муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии с Федеральным законом и со статьей 50 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Читайте также  Можнл ли вернуть мужское белье

Таким образом, решение о безвозмездной передаче государственного имущества в собственность муниципального образования может быть принято после заключения между учреждением и органом местного самоуправления, муниципальным унитарным предприятием или учреждением договора аренды либо безвозмездного пользования государственным имуществом.

При этом, порядок согласования сделок по распоряжению имуществом, закрепленным на праве оперативного управления за государственными учреждениями Свердловской области, предусмотрен постановлением Правительства Свердловской области от 26.12.2012 № 1533-ПП (См. информацию в разделе «Информация
о согласовании сделок государственными предприятиями и учреждениями»).

При соблюдении условий Порядка Учреждение – балансодержатель имущества представляет в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области документы в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерацииот 13.06.2006 № 374 .

1. Письменное обращение учреждения (балансодержателя) об изъятии
из оперативного управления неиспользуемого, используемого не по назначению, излишнего имущества с обоснованием необходимости его изъятия на официальном бланке организации.

Обращение должно содержать:

1) наименование имущества, предлагаемого к изъятию из оперативного управления (точное наименование с указанием кадастрового номера объекта, месторасположение);

2) сведения о балансовой и остаточной стоимости имущества;

3) сведения о предлагаемом получателе имущества;

4) перечень документов, прилагаемых к обращению;

5) подпись руководителя и главного бухгалтера учреждения.

Обращение направляется на имя Министра по управлению государственным имуществом Свердловской области, либо Заместителя Министра
по управлению государственным имуществом Свердловской области.

2. В случае передачи двух и более объектов недвижимости учреждением
к обращению дополнительно прикладывается Перечень имущества, предлагаемого
к изъятию .

Перечень оформляется в письменной (и на электронном носителе), подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. ПРИМЕР ЗАЯВЛЕНИЯ Приложение 10

3. Письменное согласование отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области об изъятия имущества из оперативного управления подведомственного государственного учреждения.

4. Документы, подтверждающие право собственности Свердловской области
и право оперативного управления на подлежащий передаче объект недвижимого имущества (копия свидетельства о государственной регистрации права собственности Свердловской области; копия свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления учреждения на объект недвижимости, либо выписка из ЕГРН).

5. Информация о земельном участке, на котором расположен подлежащий
к передаче объект недвижимого имущества, (копия кадастрового паспорта на земельный участок, на котором расположен подлежащий передаче объект недвижимости; (копия свидетельства о праве собственности на земельный участок,
на котором расположен объект недвижимости, либо выписка из ЕГРН).

6. Актуальные сведения, подтверждающие идентификационные признаки объекта недвижимого имущества (копия кадастрового паспорта объекта недвижимости; копия технического паспорта на объект недвижимости).

7. Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (2 экземпляра).

Инструкция по заполнению актов о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от балансодержателя имущества в государственную казну Свердловской области и из государственной казны Свердловской области — получателю имущества прилагается ( ИНСТРУКЦИЯ ).

8. Шаблон, подлежащих передаче объектов по форме, установленной Министерством, в электронном виде ( ШАБЛОН 1 ШАБЛОН 2) .

9. Фото объекта (не менее 4 фотографий с разных сторон).

10. Технико-экономическое обоснование передачи.

Технико-экономическое обоснование должно содержать:

1) краткую историю объекта и его использования учреждением,

2) причины, по которым в настоящее время объект не используется учреждением-балансодержателем.

3) экономические затраты на содержание объекта (период год) в табличной форме, экономический эффект при изъятии имущества учреждения-балансодержателя.

11. Документы, указанные в постановлении Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 № 374, но не перечисленные в данном файле.

Как осуществляется безвозмездная передача имущества между юридическими лицами

Если дарение запрещено, то почему его используют

Дарение

Договор дарения между коммерческими компаниями свыше 3000 рублей запрещен (п. 4 ст. 575 ГК РФ). Такое требование логично. П о ст. 50 ГК РФ, цель ведения деятельности коммерческой компании — извлечение прибыли. Значит ли это, что по суду такую сделку признают ничтожной? Да. По крайней мере, не рекомендуем оформлять договор с таким названием.

Рассмотрим несколько важных условий:

  1. Описанное выше ограничение не касается случая, когда даритель — коммерческая, а одаряемый — некоммерческая организация или физическое лицо (образец договора смотрите в приложении к статье).
  2. Если речь идет о благотворительности, то используется договор пожертвования.
  3. Если стоимость подарка более 3000 рублей и одной из сторон выступает юридическое лицо, требуется письменная форма (п. 2 ст. 574 ГК РФ).

Передача

Отличается ли договор безвозмездной передачи имущества от договора дарения? С точки зрения некоторых юристов, да. Если организация является учредителем другого юридического лица, то она кровно заинтересована в коммерческом успехе «дочки». При отсутствии явной возмездности в виде денег или встречных услуг неявная вытекает из самого содержания корпоративных взаимоотношений.

В таком ракурсе ст. 251 НК РФ договор безвозмездной передачи имущества от учредителя юрлицу не противоречит гражданскому законодательству.

Правила передачи

При передаче активов важно соблюсти все законодательные требования и рекомендации. Рекомендуем придерживаться инструкции, как передать имущество от одной организации другой безвозмездно. При любой неточности договор признают ничтожным, что чревато для обеих сторон: дарителя и одаряемого.

Если безвозмездная передача активов осуществляется в виде дарения, заключите договор дарения (п. 1 ст. 572 ГК РФ ). Стороны вправе заключить его как в устной, так и в письменной форме. В письменной форме документ заключите в следующих случаях (п. 2, 3 ст. 574 ГК РФ):

  • стоимость дара превышает 3000 руб.;
  • договор содержит обещание дарения в будущем;
  • дарите недвижимое имущество.

Саму передачу (в том числе дарение) основного средства оформите актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов.

Для случаев получения дара от простых граждан ограничений нет. Безвозмездная передача имущества от физического лица юридическому не запрещена гражданским законодательством. Учтите, если физлицо передает дар стоимостью более 3000 рублей, то письменное оформление дарения обязательно.

Бухгалтерский и налоговый учет

Безвозмездная помощь учредителя. Проводки

Бухгалтерский учет зависит от того, что передается, есть ли сопутствующие расходы, какой режим налогообложения у фирмы. Когда происходит безвозмездная передача имущества между юридическими лицами, проводки у головной организации собираются по дебету 91 счета «Прочие доходы и расходы».

Принимающая организация кредитует 82, 83 или 91 счета. У специалистов различная точка зрения на применение этих счетов. На практике чаще используется 83 или 91 счет.

Безвозмездная помощь от учредителя — проводки у дочерней компании будут следующие:

Учтена финансовая помощь учредителя. Денежные средства внесены на расчетный счет

Отражены материалы, поступившие от учредителя

Отражены товары, переданные учредителем в пользу дочерней компании

У учредителя проводка, как передать материалы другой организации безвозмездно, обратная:

Отражено списание материалов, переданных по договору дарения в пользу дочернего предприятия

Налог на прибыль

В налоговом учете у компании-учредителя не возникает ни дохода, ни расхода. Отсюда у компаний, применяющих ПБУ 18/02, возникает постоянная налоговая разница. Она оформляется бухгалтерской справкой и отражается проводкой Дт 99 субсчет «Постоянное налоговое обязательство» Кт 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Начисленный НДС не включается в расходы (п. 16 ст. 270 НК РФ).

У получающей имущество организации, если у компании-учредителя доля больше 50%, доход по налогу на прибыль не возникает (пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). При применении ПБУ 18/02 возникает постоянный налоговый актив.

В общем случае безвозмездная передача имущественных прав признается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, исключения смотрите в п. 2 ст. 146 и ст. 149 НК РФ). Компания должна начислить и уплатить НДС, оформить счет-фактуру и включить ее в книгу продаж.

Читайте также  Групповое избиение как наказывается

НДС не начисляется, если:

  • передаются денежные средства (пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ);
  • принимающая организация некоммерческая.

Есть и другие случаи (ст. 146 НК РФ).

У головной организации дохода не возникает (ст. 346.15, 249, 250 НК РФ). Если компания учитывает расходы, то, по ст. 346.16 НК РФ, остаточная стоимость имущества и сопутствующие расходы не учитываются.

Если фирма на УСН отдаст имущество раньше нормативного срока (абц. 14 п. 3 ст. 346.16), то надо восстанавливать расходы. Безвозмездная передача имущества при УСН требует восстановления расходов только в отношении основных средств. По п. 3 ст. 346.16 НК РФ, при передаче основного средства до истечения трех лет с момента признания расходов на его приобретение (до истечения 10 лет, если срок полезного использования основного средства превышает 15 лет) даритель должен пересчитать налоговую базу за весь период пользования указанным объектом основных средств.

Чтобы пересчитать налоговую базу, из состава расходов следует исключить расходы на приобретение основного средства. Допускается учесть суммы амортизации, начисленные в отношении этого основного средства в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. Такая позиция приведена в письмах Минфина России от 11.04.2016 № 03-03-06/3/20413, от 14.04.2014 № 03-11-06/2/16837.

У принимающей стороны не возникнет дохода, если компания-учредитель владеет более 50% уставного капитала ( ст. 346.15 НК РФ , пп. 11 п. 1 ст. 251 НК РФ). В ином случае возникнет прочий доход.

Если организация ведет деятельность только по ЕНВД, поступление безвозмездно придется проводить по общему или упрощенному режиму.

Безвозмездная передача основных средств в бюджетных учреждениях – как отражать в учете с 2019 года

с изменениями от 29.11.2019

    • Основания для безвозмездной передачи (поступления) основных средств
    • Учет безвозмездной передачи основных средств
    • Учет безвозмездного поступления основных средств

С 2019 года бюджетные учреждения при отражении бухгалтерских записей применяют новые коды КОСГУ. В связи с этим изменения претерпели и операции по безвозмездной передаче имущества в бюджетных учреждениях.

Основания для безвозмездной передачи (поступления) основных средств

Как правило, бюджетные учреждения лишены права самостоятельного распоряжения основными средствами, находящимися в их оперативном управлении. Ведь одновременно данные объекты представляют собой государственную (муниципальную) собственность.

Поэтому безвозмездная передача имущества от бюджетного учреждения, как правило, осуществляется по решению собственника его имущества и (или) учредителя. Так, собственник вправе изъять из оперативного управления бюджетного учреждения имущество, закрепленное за ним или приобретенное за счет выделенных из бюджета средств, по следующим основаниям:

  • имущество является излишним;
  • имущество не используется;
  • имущество используется не по назначению.

При изъятии основных средств из оперативного управления учреждения возможна, по решению собственника, передача объектов в казну либо иным учреждениям.

В исключительных ситуациях имущество бюджетных учреждений может передаваться не учреждениям госсектора, а иным юридическим и физическим лицам.

А вот поступление имущества бюджетным учреждениям безвозмездно возможно от разных юридических и физических лиц. Наиболее часто встречаются операции по поступлению имущества от собственника (закрепление имущества собственником), а также от иных учреждений госсектора.

Учет безвозмездной передачи основных средств

Операции по безвозмездной передаче основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 12 и 28 Инструкции N 174н*(1).

Выбор бухгалтерских записей для отражения передачи основных средств будет зависеть от того, кому передается имущество.

При передаче основных средств государственным (муниципальным) учреждениям того же публично-правового образования, применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет Х 401 20 281 Кредит Х 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет Х 104 ХХ 411 Кредит Х 401 20 281 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

При передаче основных средств государственным (муниципальным) учреждениям другого публично-правового образования (межбюджетная передача), применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет Х 401 20 251 Кредит Х 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет Х 104 ХХ 411 Кредит Х 401 20 251 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

Передача основных средств отражается на основании первичных документов, оформленных передающей стороной, и Извещения.

Обратите внимание на применение кода КОСГУ 281 в номере счета 401 20 при отражении передачи основных средств. Данный код КОСГУ именуется как «Безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям». С применением кода КОСГУ 281 отражаются операции по безвозмездной передаче нефинансовых активов, составляющих основные фонды, внутри одного бюджета (пп. 10.8.1 п. 10 Порядка № 209н*(2)).

Если передача основных средств осуществляется государственными (муниципальными) организациями (к ним мы относим, как правило, унитарные предприятия), то применяются следующие корреспонденции счетов:

  • Дебет 2 401 20 284 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача балансовой стоимости объекта учета;
  • Дебет 2 104 ХХ 411 Кредит 2 401 20 284 — отражена передача начисленной по объекту амортизации.

При безвозмездной передачи основных средств физическим лицам могут применяться такие проводки:

  • Дебет 2 104 ХХ 411 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача объекта учета в размере начисленной по нему амортизации;
  • Дебет 2 401 10 172 Кредит 2 101 ХХ 410 — отражена передача объекта учета в размере его остаточной стоимости.

Их применение Инструкцией N 174н не урегулировано, поэтому требует согласования с учредителем, финансовым органом.

Учет безвозмездного поступления основных средств

Операции по безвозмездному поступлению основных средств отражаются бухгалтерскими записями, предусмотренными пунктами 9 и 27 Инструкции N 174н.

При поступлении основных средств бюджетному учреждению от собственника его имущества, иных организаций государственного сектора в порядке закрепления имущества на праве оперативного управления отражаются корреспонденции:

  • Дебет 4 101 ХХ 310 Кредит 4 401 10 195 — поступление балансовой стоимости полученных объектов;
  • Дебет 4 401 10 195 Кредит 4 104 ХХ 411 — поступление начисленной по объекту амортизации.

В иных ситуациях безвозмездное поступление основных средств бюджетному учреждению отражается корреспонденцией:

  • Дебет 2 101 ХХ 310 Кредит 2 401 10 19Х.

Здесь необходимо остановиться на следующих моментах:

  1. Выбор КОСГУ к счету 401 10 19Х.
  2. Стоимость, по которой полученные основные средства следует поставить на учет.
  3. Следует ли отражать поступление амортизации.

Выбор КОСГУ зависит от типа контрагента, от которого поступают основные средства:

  • 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора»;
  • 196 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от организаций (за исключением сектора государственного управления и организаций государственного сектора)»;
  • 197 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от физических лиц»;
  • 198 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления капитального характера от нерезидентов»;
  • 199 «Прочие неденежные безвозмездные поступления».

Получается, что если, к примеру, основные средства поступают безвозмездно от физических лиц, то в проводке необходимо использовать КОСГУ 197.

Стоимость, по которым принимаются к учету безвозмездно полученные объекты основных средств, определяется Стандартом «Основные средства» *(3).
И тут возможно 2 ситуации:

  1. Основные средства поступают от организаций государственного сектора. Обратите внимание, что к организациям госсектора в данном случае относятся не только органы власти, государственные (муниципальные) учреждения, но и иные организации, созданные на базе государственного (муниципального) имущества (например, унитарные предприятия).
  2. Основные средства поступают от иных контрагентов.

В первой ситуации поступление основных средств отражается по стоимости, по которой они были учтены передающей стороной. Дополнительно отражается поступление амортизации, при наличии. При этом отражается проводка:

  • Дебет 2 401 10 195 Кредит 2 104 ХХ 411.

Во второй ситуации учреждению необходимо самостоятельно определить справедливую стоимость поступившего имущества, подтвердив ее документально. В случае невозможности определения такой стоимости допускается учет объектов в условной оценке, равной одному рублю. Поступление амортизации для второй ситуации не предусмотрено. То есть амортизация начинает начисляться уже в бюджетном учреждении. Это актуально даже для ситуаций поступления бывшего в употреблении имущества.

Читайте также  Вопрсы государственная инспекция по труду

Примечание. В данной статье не приводятся корреспонденции для поступления (передачи) основных средств в случае наличия показателей по объектам на счетах 0 114 00 000 «Обесценение нефинансовых активов».

*(1) Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н.

*(2) Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н.

*(3) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденный Приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н.

Передача основных средств: новые проблемы

Имущество, как правило, передается учреждением в рамках своих уставных целей и имеющихся полномочий. После вступления в силу федеральных стандартов учета осуществлять такие операции нужно с учетом некоторых особенностей.

Основные направления

  • внутриведомственная передача имущества;
  • передача имущества в казну публично-правового образования;
  • безвозмездная передача имущества физическим и юридическим лицам по решению органов исполнительной власти.

Кроме того, в последнее время стало возможным передача государственного и муниципального имущества в концессию и доверительное управление.

Учет балансовый и забалансовый

Согласно статье 296 Гражданского кодекса учреждения лишь пользуются предоставленным им в управление имуществом в определенных целях. При этом собственник имущества может в любой момент его изъять. А в статье 298 Гражданского кодекса содержатся ограничения на распоряжение имуществом автономными, бюджетными и казенными учреждениями. Следовательно, решение о выбытии, в том числе и путем передачи, принимает собственник такого имущества.
Таким образом, в отношении используемого имущества учреждения не являются субъектами. Об этом надо помнить, применяя в работе положения стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н (далее – СГС ОС).
До 2018 года передача имущества осуществлялась, как правило, с балансовых счетов нефинансовых активов. Однако после вступления в силу СГС ОС это стало не так однозначно.
Дело в том, что согласно пункту 8 СГС ОС в составе основных средств на балансовом учете могут числиться только те объекты, которые не утратили экономической выгоды или полезного потенциала. В противном случае объекты основных средств, не приносящие субъекту учета экономические выгоды, не имеющие полезного потенциала, учитываются на забалансовых счетах. При этом в СГС ОС не уточняется: возможна ли передача имущества с забалансовых счетов. Каких-либо разъяснений об этом нет и в инструкциях по бухгалтерскому учету.
Тем не менее, на практике не редки случаи, когда имущество, которое признано негодным и не используется одним учреждением, может быть востребовано в другом. И, если собственником принято решение о передаче неиспользуемого имущества из одного учреждения в другое, то у передающего учреждения оно должно находиться на балансовом учете.

Новое в передачах

В действующих редакциях Инструкции № 157н и инструкций по учету для каждого типа учреждений бухгалтерские записи по передаче имущества принципиально не изменились от записей, которые содержались в более ранних редакциях.
Однако после вступления в силу в 2018 году ряда федеральных стандартов учета в некоторые учетные записи по передаче имущества добавлены новые счета, например — счет 11400 «Обесценение нефинансовых активов». Кроме того, в некоторых случаях при передаче имущества требуется одновременное отражение новых фактов хозяйственной жизни, которые прежде в учете не фиксировались.

Обесценение
Согласно пункту 41.3 Инструкции № 162н при безвозмездной передаче нефинансовых активов следует передавать ранее начисленный убыток от обесценения. Делается это записью:

Дебет счетов аналитического учета счета 0 11400 000 «Обесценение нефинансовых активов»
Кредит счетов аналитического учета счета 0 30404 000 «Внутриведомственные расчеты» (030404310, 030404320) (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, а также созданными ими обособленными подразделениями, наделенными полномочиями по ведению бухгалтерского учета),
Кредит счета 0 40120 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям),
Кредит счета 0 40120 242 «Расходы на безвозмездные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»,
Кредит счета 0 40120 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (в рамках движения объектов между учреждениями разных уровней бюджетов).

В Инструкции № 162н нет указаний о том, что, передача убытка от обесценения обязательна или его можно не передавать, если на момент такой передачи он не был начислен. Кроме того, не совсем ясно: как к этому отнесется принимающая сторона, и за счет чего она будет гасить полученный убыток? Можно предположить, что без получения соответствующих финансовых ресурсов для покрытия убытков принимающие учреждения будут отказываться от получения нефинансовых активов.
Аналогичные учетные записи содержатся и в пунктах 67.8 Инструкции № 174н и Инструкции № 183н.
Кроме того, учетные записи по дебету счета 11400 «Обесценение нефинансовых активов» в корреспонденции с кредитом соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 «Основные средства» производятся при передаче имущества в безвозмездное пользование, при создании бюджетным учреждением иных организаций, а также по решению органов исполнительной власти другим правообладателям, и в других случаях.
Вероятно, по мере накопления и обобщения практических ситуаций Минфин со временем даст более подробные разъяснения по порядку передачи убытков от обесценения при передаче имущества.

Доходы будущих периодов
Помимо отражения в учете обесценения и убытков от него учреждениям при передаче ими имущества в ряде случаев придется начислять доходы будущих периодов.
В соответствии с пунктом 94.1 Инструкции № 162н передающая сторона (ссудодатель) при передаче имущества в безвозмездное срочное пользование (операционную аренду) производит начисление доходов будущих периодов:

Дебет счета 1 21005 560 «Увеличение дебиторской задолженности с прочими кредиторами»
Кредит счета 1 40140 121 «Доходы будущих периодов от операционной аренды».

Такие доходы начисляются в сумме справедливой (рыночной) стоимости на срок пользования передаваемых нефинансовых активов.
Одновременно с этой записью в учете отражается начисление ссудодателем расходов будущих периодов от передачи ссудополучателю в безвозмездное срочное пользование объектов нефинансовых активов:

Дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 1 40150 200 «Расходы будущих периодов»
Кредит счета 1 21005 660 «Уменьшение дебиторской задолженности с прочими кредиторами».

Аналогично отражается начисление доходов и расходов будущих периодов и при передаче нефинансовых активов в финансовую (неоперационную) аренду, но при этом используется счет 0 40140 122 «Доходы будущих периодов от финансовой аренды». Соответствующие записи указаны и в п. 123 Инструкции № 162н.
Соответствующие записи по начислению доходов и расходов будущих периодов при передаче в безвозмездное пользование при операционной и финансовой (неоперационной) аренду приведены в пункте 158 Инструкции № 174н и пункте 186 Инструкции № 183н.
При начислении доходов и расходов будущих периодов весьма важно своевременно установить справедливую стоимость передаваемых активов. Определение справедливой стоимости возможно после выявления признаков обесценения. При этом предполагается, что справедливая стоимость актива определяется методом рыночных цен либо методом амортизированной стоимости замещения.
Очевидно, что на момент передачи у передающей стороны «на руках» должно быть решение собственника, в котором в частности будет указана справедливая стоимость и метод ее определения в отношении передаваемого имущества.