Что значит находится у страховщика осаго

Вы и не поймете, что ваш полис ОСАГО фальшивый

Если по невнимательности купили его у продавца липовых документов. А дальше – первое ДТП, выплата компенсации второму участнику происшествия из своего кармана и возможная ответственность за использование поддельных документов и езду без действительного полиса

Как обманывают водителей, желающих приобрести полис ОСАГО?

Мошенник – «страховой агент» получает страховой полис в страховой компании и делает его копии, вписывая в них ненастоящего ИП или фиктивное ООО. Затем он продает их водителям.

Продажи начинаются с телефонных звонков. Человеку звонит якобы агент страховой компании и предлагают страховку по низкой цене. Но приобрести ее можно только за наличный расчет. Затем приезжает курьер со страховым полисом. Обычно осмотрительный гражданин проверяет полис по базе Российского Союза Автостраховщиков (РСА). В этом случае он не находит данных или отображается статус полиса «у страховщика». Курьер заверяет, что сведения о полисе появятся в течение нескольких часов, как только он привезет договор в офис страховой компании, которая и внесет регистрационные данные в базу РСА.

Получив деньги от обманутых граждан, мошенник спустя время пишет заявление об утере полиса, и его аннулируют. О том, что полис недействующий, водители узнают, только если случится ДТП.

Фальшивые полисы часто продают через подставные сайты, замаскированные под сайты крупных страховых компаний. Посредник заполняет за водителя документы и передает их в РСА. В полис вносятся данные на другой автомобиль, коэффициент стоимости ОСАГО которого ниже (он зависит от вида ТС и региона его регистрации). Заказчику мошенник отдает подделанную копию зарегистрированного в РСА полиса, в которую с помощью фоторедактора он внес верную информацию о покупателе страховки. Так злоумышленники зарабатывают на разнице в цене между страховкой на дешевое транспортное средство и реальный автомобиль.

Как распознать мошенников?

  • Вам предлагают приобрести страховой полис по заниженной цене.

Стоимость полиса обязательного страхования гражданской ответственности устанавливается согласно Закону об ОСАГО. Сейчас минимальная базовая ставка ОСАГО для физических лиц – 2746 руб., максимальная – 4942 руб. С 24 августа 2020 г. вступают в силу поправки об индивидуализации тарифов в Закон об ОСАГО. Базовая ставка перестанет быть одинаковой для всех водителей на одной территории. Страховщики станут определять ее для каждого автовладельца индивидуально в зависимости от его риск-профиля. По новым правилам «минималка» опустится до 2471 руб., а максимальная ставка повысится до 5436 руб. (подробнее об этом в статье «Законопослушные водители получат скидки от страховых компаний»).

Помните: цена полиса не может быть ниже минимальной базовой ставки ОСАГО.

Страховщик не запросил у вас копии документов.

Если вы оформляете полис не в той страховой компании, в которой брали текущий, то у вас должны запросить копии документов – паспорта собственника/страхователя, свидетельства на авто или ПТС, водительского удостоверения.

  • Вам позвонили из новой страховой компании и предложили продлить полис. Имейте в виду: полис может продлить только та компания, которая вам его выдала.
  • Нельзя провести операции по безналичному расчету, и отказали в выдаче квитанции. Не забывайте: в случае оплаты наличными вернуть деньги будет практически невозможно.
  • Представительство страховой компании не выдает полисы в офисе, а доставляет их курьерской службой. Либо компания уклоняется от передачи полиса в офисе продаж в связи с переездом, временным закрытием или по иным причинам.
  • Наименование представителя страховой компании не указано на бланке ОСАГО или не совпадает с тем наименованием, которое прописано в агентском договоре между представителем и компанией.

    Потребуйте у представителя страховщика копию агентского договора, заключенного со страховой компанией, или его реквизиты (номер и дата). Позвоните в компанию и уточните информацию о ее представителе и наличии агентского договора.

  • Страховой агент отказался представить агентский договор со страховой компанией и доверенность.
  • На момент оформления полиса у страховой компании нет действующей лицензии или она отозвана. Такой полис будет считаться недействительным.
  • В базе РСА бланк полиса числится как утерянный либо сведения в нем и базе не совпадают.

    Проверьте полис через базу РСА на его сайте. Обратите внимание на vin, регистрационный знак транспортного средства, даты начала и окончания действия полиса. Эта информация в базе обязательно должна совпадать с данными, которые указаны на бумажном или электронном варианте полиса. Если вы нашли ошибку или статус бланка «утерян», не приобретайте полис.

    Но нужно иметь в виду, что данные в базе обновляются раз в сутки. И в случае технических сбоев актуальная информация может отображаться с задержками.

    Если купленный полис оказался липовым.

    Полис оказался фальшивым? Вероятнее всего, в случае ДТП по вашей вине вам придется самостоятельно выплачивать компенсацию другому участнику происшествия, если его жизни или здоровью будет причинен вред или потребуется ремонт автомобиля. Также вас могут привлечь к ответственности за использование поддельных документов и езду без действительного полиса.

    Если вы узнали, что полис липовый:

    • Незамедлительно обратитесь в полицию с заявлением по факту мошенничества. Приложите к нему копии документов, выданных агентом страховой компании.
    • Уведомите об этом страховую компанию, от имени которой действовал агент.
    • По возможности проинформируйте о случившемся Банк России через интернет-приемную на его сайте.

    С дополнительными рекомендациями о том, как проверить подлинность полиса ОСАГО и что делать, если он оказался поддельным, можно ознакомиться на сайте Банка России, в разделе «Страхование» (пункт «ОСАГО»).

    (О том, в каких случаях Российский Союз Автостраховщиков должен возместить причиненный страхователем вред, читайте в новости «ВС указал, когда полис ОСАГО, выданный после начала процедуры банкротства страховщика, сохраняет силу». Верховный Суд указал, что если страхователь уплатил страховую премию, то РСА обязан возмещать вред потерпевшему в ДТП вместо страховщика-банкрота, даже если договор страхования заключен после приостановления действия его лицензии.)

    Личный кабинет е-Осаго

    Уважаемые страхователи!

    В соответствии с п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ “Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств” (ред. От 23.06.2016) и п. 11.1 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Банком России 19.09.2014 № 431-П)(ред. 24.05.2015) договор обязательного страхования может быть заключен в виде электронного документа.В этом случае страхователь направляет страховщику заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть “Интернет”).

    01.10.2020 в связи с техническими работами, будут наблюдаются проблемы с оформлением электронных договоров ОСАГО.
    —>

    Оформить Е-осаго можно в личном кабинете

    В связи превышением АО «СК ГАЙДЕ» максимального количества электронных договоров ОСАГО, которое оно вправе заключить в соответствии с правилами профессиональной деятельности «Порядок обеспечения членов Российского Союза Автостраховщиков бланками страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, использования указанных бланков и установления количества договоров обязательного страхования, заключаемых в виде электронных документов», взаимодействие АИС ОСАГО с информационными системами АО «СК ГАЙДЕ» приостановлено.

    Работа разделов сайта, с использованием которых осуществляется заключение договоров ОСАГО в виде электронных документов приостановлена.

    Заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа с АО «СК ГАЙДЕ» в настоящее время невозможно.

    Для внесения изменений в действующий электронный договор, в период отсутствия электронных номеров, Вам необходимо обратиться в любой офис СК ГАЙДЕ (https://guideh.com/kontakty/) или направить заявление с приложенными документами на адрес: АО “СК ГАЙДЕ” 191119, Санкт-Петербург, Лиговский пр., д. 108, литера А.

    «В связи с превышением АО «СК ГАЙДЕ» (Страховщик) количества договоров над максимальным количеством договоров, которое Страховщик вправе заключить в соответствии с правилами, в конце оформления электронного договора ОСАГО Вам будет предложено осуществить обмен информацией в электронной форме с использованием сайта профессионального объединения — Российского союза автостраховщиков – РСА в целях заключения договора с иным страховщиком.»

    Уважаемые страхователи!

    В связи превышением АО «СК ГАЙДЕ» максимального количества электронных договоров ОСАГО, которое оно вправе заключить в соответствии с правилами профессиональной деятельности «Порядок обеспечения членов Российского Союза Автостраховщиков бланками страховых полисов обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, использования указанных бланков и установления количества договоров обязательного страхования, заключаемых в виде электронных документов», взаимодействие АИС ОСАГО с информационными системами АО «СК ГАЙДЕ» приостановлено.

    Работа разделов сайта, с использованием которых осуществляется заключение договоров ОСАГО в виде электронных документов приостановлена.

    Заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа с АО «СК ГАЙДЕ» в настоящее время невозможно.

    Читайте также  Сколько окладов положено при сокращении работника

    Cлужба поддержки eosago@guideh.com В теме письма обязательно указывайте ФИО Страхователя и номер полиса (при его наличии)!

    Телефон: 8 800 444 0275 (Бесплатно по России)

    Как узнать свой КМБ:

    Представляем образцы заявлений:

    Заявление о заключении договора обязательного страхования в электронной форме может подписываться простой электронной подписью страхователя – физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя – юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ “Об электронной подписи” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 15, ст. 2036; N 27, ст. 3880; 2012, N 29, ст. 3988; 2013, N 14, ст. 1668; N 27, ст. 3463, ст. 3477; 2014, N 26, ст. 3390) (далее – Федеральный закон “Об электронной подписи”).
    Перечень сведений, передаваемых страхователем через официальный сайт страховщика в сети “Интернет” для формирования заявления о заключении договора страхования в электронной форме, включает в себя сведения, необходимые для предоставления страховщику при заполнении заявления о заключении договора обязательного страхования на бумажном носителе.
    Договор обязательного страхования не может быть заключен в виде электронного документа, если представленные страхователем сведения не соответствуют информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, либо отсутствуют в ней. (в ред. Указания Банка России от 24.05.2015 N 3649-У)
    В соответствии с «Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П “О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств”» в случае выявления ложных или неполных сведений, представленных страхователем при заключении договора обязательного страхования, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска Страховщик вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования. При этом часть страховой премии по договору обязательного страхования страхователю не возвращается.
    Договор обязательного страхования в виде электронного документа не заключается с владельцами транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах и временно используемых на территории Российской Федерации.
    В течение дня поступления денежных средств в кассу страховщика (при оплате страховой премии наличными денежными средствами), а в случае уплаты в безналичном порядке – не позднее рабочего дня, следующего за днем перечисления на расчетный счет страховщика страховой премии, страховой полис обязательного страхования в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью страховщика с соблюдением требований Федерального закона “Об электронной подписи”, направляется страхователю.

    ЛИЦЕНЗИЯ ЦБ РФ СИ № 0630, СЛ № 0630, ОС № 0630-03, ОС № 0630-04, ОС № 0630-05 от 26.01.2017, УФСБ РФ ПО СПБ И ЛО ГТ № 0096296 ОТ 05.06.2017, выданные Банком России. 2021г

    Ещё одна боль в ОСАГО: страховщики расторгают договоры и не возвращают клиентам деньги

    Количество договоров ОСАГО, содержащих недостоверные сведения, доходит до 15%. Как показал опрос АСН, до 2% полисов расторгаются страховщиками из-за подозрений, что искажения привели к снижению премии. В этих случаях премии потребителям не возвращаются.

    Согласно отзывам в «Народном топе» на сайте АСН, с начала 2021 г. заметно увеличилось количество жалоб пользователей на одностороннее расторжение полисов ОСАГО.

    Клиенты пишут, что через некоторое время после покупки «обязательной автогражданки» получили электронные письма, в которых страховщик ОСАГО сообщал:

    • договор расторгнут из-за сообщения ложных сведений при оформлении ОСАГО (п. 1.15 правил ОСАГО),
    • уплаченная премия за расторгнутый договор страхователю возвращена не будет (п. 1.16 правил ОСАГО).

    В основном поступившие за последние три месяца жалобы касаются «АльфаСтрахования» и ВСК. Единичные отзывы есть в отношении «Росгосстраха».

    «АльфаСтрахование» объясняет клиентам причины расторжения

    В ответах ВСК (в «Народном топе» АСН) содержится только приглашение в офис, а «АльфаСтрахование» раскрывает причины расторжения договоров. Поэтому ниже подробнее остановимся на «АльфаСтраховании».

    АСН обнаружило несколько типичных жалоб. Так, одному из потребителей расторгли договор, так как в полисе указана мощность в 100 л. с., а согласно данным из ГИБДД она составляет 100,64 л. с. Потребитель заявил, что на сайте «АльфаСтрахования» он не смог указать сотые доли относительно мощности автомобиля.

    Другой клиент для автомобиля VW Passat не смог выбрать мощность в 101 л. с. — по его словам на сайте был выбор только между 100 и 102 л. с.

    Представитель страховщика описал алгоритм, которому нужно было следовать при заполнении: «если ваша модификация отсутствует, вам необходимо выбрать в калькуляторе в разделе марка/модель «Другое ТС» и ввести данные вручную».

    Есть жалоба и от водителя, у которого в ЕПТС была указана мощность в киловаттах и ему самостоятельно пришлось переводить в лошадиные силы.

    Другая распространённая причина: некорректно указан адрес регистрации собственника транспортного средства, что также приводит к занижению страховой премии по ОСАГО.

    Причиной ошибки здесь могут стать разночтения адреса регистрации в документах — паспорте и свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС). «АльфаСтрахование» сообщило потребителям, что для определения коэффициента территории в первую очередь используются сведения о месте жительства из ПТС или СТС.

    Клиент пытался возразить, что смена регистрации в СТС с Железногорска на Дивногорск (оба города находятся в Красноярском крае — АСН) не может повлиять на стоимость полиса. Правда, далее выяснилось, что в базе страховщика числится «другой человек, другой автомобиль и другой полис ОСАГО».

    Ещё одна потребительница указала, что в её СТС указан адрес регистрации на момент покупки ТС, а корректный адрес указано в договоре по паспорту. Также был уточняющий вопрос: почему несоответствие не обнаружилось в момент покупки полиса? Страховщик ответил, что в момент заключения договора проверка происходит на стороне РСА. Страховщик проверяет в выборочном режиме, в рамках срока действия договора.

    Другой клиент заявил, что вообще не знал, что в СТС указывается адрес, отметив, что «анкету заполнял ваш сотрудник», которому был озвучен правильный адрес регистрации. Из комментария потребителя следует, что страховщик для восстановления договора ему рекомендовал обновить данные в СТС и направить в компанию.

    «АльфаСтрахование» в следующем случае указало, что у потребителя был страховой случай — по итогам которого стоимость ремонта превысила стоимость ТС. Было принято решение о признании полной гибели, в подобных случаях полис ОСАГО прекращает своё действие, отметил страховщик.

    Небезынтересно, что в трёх случаях после жалобы в «Народный топ» АСН «АльфаСтрахование» восстановило полисы пользователей, признав обоснованность их жалоб.

    На сегодняшний день доля расторжений по ложным сведениям в «АльфаСтраховании» в среднем находится на уровне всего 1-2% от числа заключаемых электронных договоров ОСАГО в месяц, сообщили АСН в компании. Такой показатель достигается за счёт тщательной проверки данных при заключении договора и работы с партнёрами, агентами компании.

    «Как правило, люди искажают те данные, которые влияют на размер итоговой страховой премии. Что касается проблемы с долями лошадиных сил, она почти полностью отсутствует в нашей компании (единичные случаи). Ошибочные расторжения полисов с добросовестными страхователями также единичны», — заявили в «АльфаСтраховании».

    ВСК и кавказские имена

    ВСК в «Народном топе» не раскрывает мотивацию, поэтому сложно понять, что именно стало причиной расторжения. Но одна деталь очень заметна: на ВСК жалуются почти всегда потребители с именами или фамилиями, похожими на кавказские (Магомед, Азиев, Минкаилов, Сайдулаев и т.п.).

    Например, один из клиентов написал, что услышал от знакомых о массовом расторжении полисов со стороны ВСК. Проверив свой полис, также обнаружил, что и его полис аннулирован.

    ВСК в ответ на жалобы просит подойти в офис компании, взяв с собой паспорт, СТС и водительское удостоверение.

    В ВСК сообщили АСН, что процесс проверки договоров ОСАГО был запущен только в IV квартале прошлого года. Заключённые договора проверяются по различным источникам информации, в т.ч. по базам органов госвласти.

    Пока в Страховом Доме ВСК осуществляется не тотальная проверка всех договоров, а только выборочно. На текущий момент порядка 15% договоров имеют различные недостоверные сведения, однако договора расторгаются только в случаях, если искажения привели к снижению премии.

    «Никаких специальных действий в отношении жителей кавказских республик нет», — акцентируется в ответе компании. Из ответа страховщика следует, что основная причина — договора, поступающие из системы «Е-Гарант»: «во всех регионах, в которых «Е-Гарант» является популярным, количество случаев предоставления недостоверных сведений примерно одинаково».

    Так, средняя премия по заключённым через «Е-Гарант» договорам ниже средней премии по стране. Наиболее часто в качестве ложных сведений указывают мощность ТС, обратили внимание в ВСК.

    Напомним, что система «Е-Гарант» помогает страхователю купить полис ОСАГО в случаях, если по каким-либо причинам это не удалось сделать на сайте выбранного страховщика. В этом случае автовладельцу «Е-Гарант» предоставляет возможность выбрать другого страховщика ОСАГО для заключения договора.

    Читайте также  Должностная инстркция юридическое сопровождение заключения контрактов

    «Росгосстрах»: процесс расторжения работает давно

    Из-за выявления недостоверных данные расторгается не более 1,5% из всех договоров ОСАГО «Росгосстраха», сообщил директор Департамента моделирования и анализа «Росгосстраха» Алексей Володяев. Из 1,5% расторгнутых договоров впоследствии восстанавливается из-за ошибочного расторжения примерно 0,03%.

    Статистики по отдельным регионам компания в этом срезе компания не ведёт.

    Процесс расторжения подобных договоров работает очень давно, «на период перехода на АИС ОСАГО 2.0 он приостанавливался по техническим причинам на пару месяцев, потом опять был запущен», — отметили в «Росгосстрахе».

    В основном указываются неверные сведения о цели использования ТС — например, страхователи «случайно» забывают про оформленную накануне лицензию такси. Или неверно указанная категория ТС — не все автолюбители помнят, что некоторые внедорожники входят в категорию C, а микроавтобусы с числом сидячих мест свыше 8 — в категорию D, не говоря уже о том, что иногда в категорию А пытаются отнести популярные кроссоверы. «Бывают ошибки и в указании мощности двигателя, но мы расторгаем договоры, только если клиент ошибается сразу на несколько лошадиных сил, так что история с округлениями, как в указанном вами примере, у нас вряд ли может случиться», — заявил Алексей Володяев.

    Расторжения договоров иными игроками

    АСН опросило и других крупных страховщиков ОСАГО. В «Югории» отметили, что сейчас по инициативе страховщика расторгается малая доля — не более 0,05% от всего объёма (за последние 3 месяца расторгнуто не более 100 договоров, ранее расторгались больше — до 2%).

    Подавляющее чисто подобных договоров также поступают из системы «Е-Гарант». «После перехода на ОСАГО 2.0. мы наблюдали кратный рост подобных договоров, сейчас ситуация стала намного лучше. Мы каждый договор перед расторжением тщательно выверяем, поэтому ошибочно расторгнутых договоров у нас практически нет», — сообщили в «Югории».

    Директор по информационным технологиям СК «МАКС» Александр Горяинов также указал на «Е-Гарант»: проблема недостоверных сведений на этой площадке была выявлено компанией в начале 2020 г. и страховщик воспользовался правом одностороннего расторжения.

    После этого технология проверки каждого договора в системе «Е-Гарант» была поставлена на ежедневный режим. Специально выделенный сотрудник ежедневно проверяет такие договоры более чем по 10 параметрам — для выявления ложных сведений. В настоящее время количество расторгаемых по такой причине составляет не более двух-трёх в день, в то время как в начале 2020 г. — это были десятки, а за месяц — доходило до нескольких сотен.

    Ошибок по расторжениям за 2020 г. выявлено не более трёх, по которым произведено восстановление договоров и отгрузка этой информации в РСА, указали в «МАКСе».

    Страховщики имеют право не возвращать премии

    В Российский союз автостраховщиков (РСА) поступают лишь единичные жалобы на расторжения полисов е-ОСАГО от автовладельцев, сообщили в союзе. Если автовладелец, заполняя данные полиса е-ОСАГО на сайте страховщика, по ошибке ввёл неверные данные, то ему предлагается их скорректировать на стадии заключения договора е-ОСАГО, либо путём последующего внесения изменений в договор е-ОСАГО с доплатой части премии страховщику (если правильные данные привели к её увеличению), или возвратом части премии страховщиком (если, напротив, с правильными данными полис ОСАГО стоит меньше), указывается в ответе РСА.

    В союзе автостраховщиков обратили внимание на проблему недобросовестных посредников, которые на сайтах страховщиков указывают неверные данные. Разница от стоимости попадает в карманы указанных посредников чаще всего в «красных» регионах — с высокими рисками мошенничества в ОСАГО.

    В пресс-службе Банка России сообщили АСН, что подобные жалобы время от времени поступают в незначительном количестве.

    Регулятор подтвердил, что при обнаружении ложных сведений — представленных с целью уменьшения премии — страховщики имеют право расторгнуть полис и не возвращать премию (согласно правилам ОСАГО).

    «Вместе с тем в ходе рассмотрения обращений выявляются факты неправомерного расторжения договоров ОСАГО в одностороннем порядке. В этих случаях со страховщиками проводится надзорная работа с помощью различных инструментов поведенческого надзора по устранению нарушений и недопущению их в последующем», — отметили в ЦБ.

    Финомбудсмен зафиксировал лишь единичные случаи подобных обращений. При этом финуполномоченный не рассматривает дела, когда потребитель оспаривает правомерность расторжения договора ОСАГО, так как эти требования не являются имущественными, сообщили АСН в пресс-службе финомбудсмена.

    Как рассчитать полис ОСАГО самостоятельно в 2020 году? Проверяем страховщиков перед покупкой

    kalinovsky / Depositphotos.com

    Перед тем, как нанести визит в офис страховой компании для оформления полиса ОСАГО, автолюбителям будет нелишним прикинуть, в какую сумму обойдется страховка. Портал ГАРАНТ.РУ разобрался в правилах расчета страховой премии по ОСАГО с учетом всех поправок 2020 года.

    Помимо базового страхового тарифа на цену страховки влияют множество других переменных – возраст водителя и его водительский стаж, наличие или отсутствие в прошлом ДТП по вине водителя, количество лиц, допущенных к управлению машиной, и т. п. Важно, что с 5 сентября 2020 года размер страховой премии определяется по новым правилам (Указание Банка России от 28 июля 2020 г. № 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее – Указание).

    Рассчитаем стоимость страхового полиса ОСАГО для водителя 40 лет, зарегистрированного в Москве и имеющего водительский стаж с 2000 года. Страховать он будет легковой автомобиль категории В с мощностью двигателя 148 л.с., ездить на нем собирается один. В качестве такси автомобиль использоваться не будет. Ни одной аварии по своей вине раньше водитель не допускал.

    Расчет страховой премии производится по формуле:

    Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС, где:

    ТБ – базовый тариф. Указание закрепляет «вилку» базовых тарифов для каждой категории транспортных средств – от мопедов до тракторов (Приложение 1 к Указанию). Законодатель дал страховым компаниям возможность индивидуализировать базовые ставки тарифов для конкретного водителя в пределах установленного коридора (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»; далее — Закон об ОСАГО). Так, за полис придется заплатить дороже, если водителя неоднократно в течение года до заключения договора ОСАГО штрафовали за проезд на красный свет, превышение допустимой скорости более чем на 60 км/ч или выезд на встречную полосу — за исключением случаев, когда эти нарушения повлекли ДТП (в такой ситуации изменится коэффициент КБМ, подробно о котором ниже) или были зафиксированы камерами.

    К сожалению, закон не расшифровывает понятие неоднократности нарушений, поэтому страховые компании смогут решать данный вопрос по своему усмотрению.

    Страховые компании могут по своему усмотрению учитывать при определении базовой ставки и иные факторы, перечень которых открыт. Банк России приводит в качестве примеров такие из них, как возраст транспортного средства, его пробег, семейное положение и наличие детей у водителя, установка на автомобиле телематических устройств и т. д. (Информация Банка России от 25 августа 2020 г. «Индивидуальный тариф ОСАГО: зарегистрировано указание Банка России») Утвержден также перечень обстоятельств, которые не могут выступать в качестве таких факультативных факторов: национальная, языковая и расовая принадлежность, принадлежность к политическим партиям и общественным объединениям, должностное положение, вероисповедание и отношение к религии (Приложение 5 к Указанию).

    Все учитываемые факторы страховая компания должна отразить в своей методике расчета премии и указать на официальном сайте. Добавим, что если страховщик решит изменить базовый страховой тариф, это никак не отразится на водителях, уже заключивших с ним договоры автострахования, то есть доплачивать они ничего не будут (п. 3 ст. 8 Закона об ОСАГО).

    Для транспортных средств категорий «В» и «ВЕ», принадлежащих гражданам либо ИП и не используемых в качестве такси, минимальный базовый тариф равен 2471 руб., максимальный – 5436 руб.(Приложение 1 к Указанию). Для расчета будем применять максимальный размер тарифа (5436 руб.).

    КТ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от территории преимущественного использования транспортного средства. Он определяется по месту жительства собственника автомобиля, указанному в паспорте транспортного средства или свидетельстве о регистрации транспортного средства, либо в паспорте гражданина. Для Москвы этот коэффициент составляет 1,9, для Санкт-Петербурга – 1,72. Максимальный коэффициент (1,99) установлен для Мурманска и Челябинска, минимальный (0,64) – для Еврейской автономной области, Республики Тыва, Чукотского автономного округа, Республики Крым, Севастополя, Байконура и т. д. (с полным перечнем коэффициентов этого вида можно ознакомиться в п. 1 Приложения 2 к Указанию).

    КБМ – так называемый коэффициент «бонус-малус». Он отражает, были ли в период действия прошлых договоров ОСАГО страховые случаи по вине водителя. В зависимости от этого по итогам каждого года КБМ может увеличиваться или снижаться. Водителя из нашего примера отличает безаварийная езда на протяжении всего водительского стажа – поэтому коэффициент «бонус-малус» у него будет максимальным (0,5), что соответствует 15-му классу. Проще говоря, полис ОСАГО он сможет купить со «скидкой» в 50% по сравнению с водителем, который только сел за руль.

    Читайте также  Регистрация договора дарения недвижимости в росреестре ярославль

    Данные о наличии или отсутствии ДТП по вине водителя содержатся в автоматизированной системе, за ведение которой отвечает Российский Союз Автостраховщиков (РСА). АИС РСА содержит сведения о договорах ОСАГО, заключенных с 1 января 2011 года. На своем сайте РСА подчеркивает, что не уполномочен вносить какие-либо изменения в систему – все данные заносятся в нее страховыми компаниями, что является их обязанностью. Если информация о КБМ конкретного водителя в базе отсутствует, следует обратиться с претензией к страховщикам, с которыми этот водитель ранее заключал договоры ОСАГО. В случае, если это не даст желаемого результата, действия страховой компании могут быть обжалованы в Службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров. Обращение может быть направлено в электронном виде через интернет-приемную Банка России по адресу www.cbr.ru.

    КВС – коэффициент страховых тарифов в зависимости от возраста и стажа водителя. Стаж водителя начинает исчисляться с момента выдачи водительского удостоверения (а если были замены водительского – с момента выдачи первого удостоверения). Дороже всех полис ОСАГО обойдется молодому водителю в возрасте до 21 года включительно со стажем вождения менее года – КВС составит в этом случае 1,93.

    ВАЖНО ЗНАТЬ

    Если страховой полис дает право управления автомобилем нескольким водителям (но их число при этом ограничено и фамилия каждого прописана в страховке), то будет использоваться КВС, который окажется максимальным среди всех водителей. Иными словами, при расчете стоимости полиса страховые компании будут ориентироваться на самого неопытного из всех указанных в страховке водителя.

    Если же выдается полис без ограничения количества водителей, допущенных к управлению, КВС будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических.

    В нашем примере этот коэффициент будет равен 0,94 (п. 5 Приложения 2 к Указанию).

    КО – коэффициент страховых тарифов в зависимости от наличия сведений о количестве лиц, допущенных к управлению транспортным средством. Если страховка предусматривает ограничение по количеству водителей, которые допущены к управлению автомобилем (вне зависимости от фактического их количества), коэффициент составит 1. В случае, если оформляется полис ОСАГО «без ограничений», то есть с допуском к управлению неограниченного круга водителей, этот коэффициент будет равен 1,94 для физических лиц и 1,97 — для юридических (п. 4 Приложения № 2 к Указанию).

    КМ – коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя. Мощность автомобиля определяется по паспорту транспортного средства или свидетельству о его регистрации. Если в этих документах нужные сведения отсутствуют, страховая компания будет вынуждена ориентироваться на данные из каталогов заводов-изготовителей и других официальных источников.

    Мощность автомобиля в нашем примере равна 148 л.с., поэтому будет использоваться КМ, равный 1,4 (табл. 2).

    Таблица 1. Коэффициент страховых тарифов в зависимости от технических характеристик транспортного средства, в частности мощности двигателя легкового автомобиля (транспортные средства категории «В», «BE») (п.3 Приложения № 2 к Указанию)

    Как проверить подлинность полиса ОСАГО?

    Страховой рынок всегда привлекал мошенников. Чтобы не стать их жертвой, автовладельцам не следует терять бдительность и обязательно проверять подлинность страхового полиса. В случае с полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), сделать это можно с помощью единой автоматизированной информационной системы Российского союза автостраховщиков (РСА), в которой фиксируются все договоры «автогражданки». Именно участившиеся случаи подделки бланков ОСАГО, использование мошенниками утраченных полисов, а также страховок уже не существующих компаний, у которых была отозвана лицензия, привели к тому, что РСА разработал федеральную систему для проверки их подлинности.

    ОСАГО

    Покупая полис ОСАГО, обратите внимание на размер бланка (он больше формата А4 примерно на 1 см), на наличие водяных знаков защиты с логотипом РСА. Кроме того, на бланке должны быть разноцветные ворсинки, а по левому краю проходить металлическая полоска. Номер оригинального полиса содержит 3 буквы (серия договора) и 10 цифр (номер бланка строгой отчетности – БСО). При этом, все цифры на бланке – выпуклые. Для бумажных полисов ОСАГО сейчас действует серия РРР/ННН.

    Очень важно, чтобы сумма страховой премии в договоре совпадала с суммой денег, которую вы платите за полис. Конечно, при оплате вам обязаны выдать квитанцию.

    Фальшивые бланки

    Поддельные полисы ОСАГО злоумышленники изготавливают специально или воруют у страховой компании, но такие случаи очень редки. Крупные страховые компании серьезно следят за сохранностью ОСАГО, бумажная версия которых является бланками строгой отчетности (БСО).

    Также поддельными являются бланки, которые принадлежат страховой компании с отозванной лицензией на ведение страховой деятельности.

    Проверка на подлинность. База РСА

    База РСА бесплатная и доступна абсолютно всем автовладельцем на официальном сайте организации — https://autoins.ru/. Проверить подлинность ОСАГО просто: перейдите в одноименную вкладку, выбрав после этого опцию «Проверка полиса». Вам не потребуются ни авторизация, ни регистрация, только сведения из документа, который есть у вас на руках или в электронном виде. Система обрабатывает данные и выдает результат мгновенно.

    Мобильное приложение «Помощник ОСАГО»

    В прошлом году в нескольких пилотных регионах заработало мобильное приложение «Помощник ОСАГО». В ноябре 2020 года мобильное приложение доступно для автовладельцев со всех уголков России. Один из создателей «Помощника ОСАГО» — РСА, поэтому проверить полис ОСАГО на подлинность в приложении так же просто, как и на официальном сайте организации. Скачать приложение можно в AppStore и Google Play.

    Гос. номер, VIN код, номер кузова и шасси автомобиля

    Проверить полис ОСАГО на подлинность с помощью VIN-номера, государственного регистрационного знака, номера кузова и шасси автомобиля важно для тех, кто хочет купить машину. Такой способ проверки подлинности полиса наиболее полный, вы получите информацию – действителен ли полис ОСАГО, кто вписан в него (если тип страховки ограничен).

    https://autoins.ru/ -> ОСАГО -> Проверка полиса ОСАГО -> Реквизиты транспортного средства.

    Результаты запроса в базу РСА

    Сведения, полученные в базе РСА, гарантированно достоверные. Все дело в том, что в единую систему вносить данные могут только страховые компании. Особенно важно обращаться к проверенным страховщиком, давно работающим на страховом рынке и зарекомендовавшим себя.

    Если вы столкнулись с мошенниками, то при проверке полиса, вы увидите сообщения – «Утратил силу» или «Утерян». Такие статусы свидетельствуют о том, что договор недействителен.

    В отношении подлинных полисов «автогражданки» система выдает статусы – «Находится у страховщика» (если вы купили полис, но менеджер компании пока не успел внести данные в базу РСА) или «Находится у страхователя».

    Статус «Находится у страхователя» – самый правильный. Обратите внимание, что срок страхования и название страховой компании должны совпадать с данными, которые содержаться в договоре. К сожалению, если мошенники продали вам дубликат страхового полиса, то вы тоже увидите статус «Находится у страхователя». Проверьте на сайте РСА, какая машина застрахована по полису и имейте ввиду, что полис – дубликат от мошенников, если сведения не совпали.

    Если ваш полис «Находится у страховщика» и уже довольно давно, стоит связаться с компанией с просьбой прояснить ситуацию.

    Проверка не дала результатов. Что делать?

    Скорее всего, вы столкнулись со злоумышленниками. Для начала свяжитесь со страховой компанией, указанной в полисе.

    Электронный полис ОСАГО

    Е-ОСАГО – выбор многих современных людей. Полис электронный, но защита по нему реальная, полис равноценен бумажной версии. Однако электронный полис не убережет от мошенников, которые подделывают даже сайты, предлагая водителям приобрести ОСАГО.

    Покупайте полисы на официальных сайтах страховых компаний. Обратите внимание, что серия полисов е-ОСАГО начинается с XXX.

    Заключение

    Если вы столкнулись с мошенниками, обратитесь в полицию. Пишите заявление и требуйте завести уголовное дело, приложив доказательства того, что ваш полис ОСАГО – поддельный.

    Надежные страховые компании дорожат своей репутацией. Как правило, вопросы с поддельными бланками ОСАГО решаются на уровне службы безопасности страховой компании. Обращайтесь к проверенным страховщикам, оформляйте договор в официальных офисах продаж страховых компаний, онлайн на сайтах страховщиков, обращайте внимание на наличие агентского договора у страхового представителя и проверяйте его подлинность, позвонив в компанию. Будьте спокойны за то, что ваш полис ОСАГО – действительный.