Дела о плагиате статей с сайтов

Как получить компенсацию за нарушение авторских прав

Все фотографии, тексты и рисунки кому-то принадлежат. Ими нельзя пользоваться без разрешения, так же как чужими телефонами и машинами. В интернете взять чужое легко, поэтому пиратство процветает. Из-за него особенно страдают копирайтеры, фотографы и дизайнеры. Статья поможет им получить компенсацию от нарушителей.

Сразу оговоримся: плагиат — особенная ситуация. Если продукт скопировали частично, почти невозможно доказать нарушение. Наши советы пригодятся, только если продукт скопировали полностью — например, скачали фотографию в вашем инстаграме и залили на свой сайт.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

Как работает компенсация

При нарушении авторских прав правообладатель обращается в суд. В успешном случае он получает компенсацию от нарушителя. В результате за труд всё-таки приходит оплата, и даже больше обычного, чтобы отвадить пирата от плохих дел.

Закон даёт возможность выбрать между тремя способами компенсации по ст. 1301 ГК РФ:

1. От 10 000 до 5 000 000 рублей на усмотрение суда.

2. В размере двухкратной стоимости контрафакта. Этот способ редко применяют для контента в интернете.

3. В размере двухкратной оплаты аналогичной работы. Обычно компенсацию за тексты, фото и дизайн считают именно так.

Нарушитель платит компенсацию за каждый объект. Если он скопировал 100 фотографий, то заплатит за каждую от 10 000 рублей — то есть, от миллиона рублей.

Вместе с компенсацией нарушителей просят по ст. 1251 и ст. 1252 ГК РФ:

— Оплатить моральный вред.

— Удалить контент или сослаться на автора.

Оля нарисовала комикс о жизни дизайнера. Картинки опубликовало популярное СМИ для предпринимателей. Оля расстроилась: она вложила в историю душу, а вся слава досталась другим. После просьбы удалить картинку её комментарий удалили, а аккаунт заблокировали. На письмо по электронной почте тоже не ответили. Она уже решила не тратить время зря, но встретила друга-юриста, и он подсказал, что делать.

Оля написала официальную претензию. Потом обратилась в суд и попросила компенсацию: цену за её обычный труд умножила на количество иллюстраций и ещё на два. Нарушитель проиграл дело: у него не было договора и документов, подтверждающих оплату. Поэтому он заплатил Оле 200 000 рублей.

Кто может получить компенсацию

Компенсация полагается правообладателям. Автор контента — не всегда правообладатель. Если он передал права на свой труд, заказчик сам побеспокоится о нарушителях — ст. 1229 ГК РФ.

Исключение — право считаться автором. Человек обладает им всегда, вне зависимости от содержания договора — ст. 1255 и ст. 1228 ГК РФ. Если вы выполнили работу на заказ, кто-то спиратил её и указал ваше имя — это нарушение против вас. Вам не полагается компенсация, но вы вправе обратиться в суд и попросить возместить моральный вред и указать авторство или удалить публикацию.

Пример: автор и правообладатель в одном лице

Мария — фотограф. Во время отпуска в Крыму она сфотографировала популярные места отдыха. После возвращения домой предложила свои работы нескольким турфирмам и от одной получила согласие. Перед заключением сделки она отправила ещё несколько пробных фотографий. Заказчик одобрил их — и пропал. Через три дня фотографии появились на сайте турфирмы. Мария — автор и правообладатель, поэтому вправе обратиться в суд и получить компенсацию.

Пример: автор и правообладатель — разные лица

Константин — веб-дизайнер. Он заключил договор авторского заказа с кофейней. Нарисовал её логотип в стиле латте-арт. Переслал файл заказчику, подписал акт и получил оплату. Через несколько лет он увидел свой рисунок на сайте другой кофейни. Он больше не правообладатель, но имеет право на возмещение морального вреда. Он решает: «Я не пойду в суд: потрачу своё время, а получу гроши. Проще нарисовать работу для нового заказчика. С этой проблемой пусть разбирается кофейня, если хочет».

Что значит «без разрешения правообладателя»

Разрешение публиковать свои фотографии, иллюстрации или тексты — это договор. Если вы не подписывали бумаги, не упоминали в своих социальных сетях, что ваш труд принадлежит народу — ваше произведение запрещено использовать любым людям и компаниям.

Ваш продукт нельзя использовать, даже если вы выложили его в интернет. Исключение — свободное использование произведения.

За что компенсации не будет: случаи свободного использования произведения

Любые произведения разрешено цитировать в учебных и информационных целях — ст. 1274 ГК РФ. При цитировании указывают автора и берут только фрагменты произведения, которые подтверждают мысль — Определение ВС No 306-ЭС17-11916.

Пример цитирования с информационной целью:

В городе прошла страшная гроза. Об этом опубликовали статью на региональном сайте. Редактор проиллюстрировал новость фотографией, которую нашёл в Инстаграме, и сослался на автора. Фотографу это не понравилось. Он обратился в суд — и проиграл. Суд отказал ему в компенсации.

Как взыскать компенсацию

За компенсацией авторы идут в суд. В каждом случае работают свои доказательства и судебный процесс идёт по-своёму. Мы расскажем об общем алгоритме, а о нюансах вашего дела лучше спросить юриста.

1. Соберите доказательства авторства.

Докажите, что украденный контент вам принадлежит.

Текст

Сделайте скриншот оригинала. Заверьте у нотариуса, чтобы подтвердить: это не подделка изображения при помощи Фотошопа. Услуга стоит от 7000 ₽, но расходы можно взыскать с нарушителя.

Если вы скинули оригинал заказчику, а он не заплатил, подойдут письма по электронной почте. Найдите письмо, где вы скидываете файл или ссылку на гугл док — и тоже заверьте.

Фото

Найдите исходники фотографий и фотоаппарат, на который сделали снимки. Суд закажет их экспертизу.

Если потеряли исходники, подойдут публикации на вашем сайте или в социальных сетях. Сделайте скриншоты и заверьте их у нотариуса.

Дизайн

Найдите исходники, например, в формате PSD. Зарисовки от руки тоже пригодятся. Если где-то публиковали иллюстрации, сделайте скриншоты и заверьте у нотариуса.

2. Найдите ответчика.

В суд идут, только если известен ответчик. В исковом заявлении указывают полное наименование компании или ФИО и адрес физлица. Поищите информацию о владельце сайта в разделе «О нас» или «Контакты». Если её нет, пробейте адрес сайта в сервисе whois.ru. Изредка информация о владельце скрыта. Тогда обратитесь к регистратору доменных имён — обычно это АО «Региональный Сетевой Информационный Центр». Компания отвечает только на запросы адвокатов, поэтому найдите посредника.

В социальных сетях люди указывают своё имя, но не адрес. Попробуйте узнать его по геолокации — местам съёмки домашних фото. Или запросите полную информацию у адвоката — у них есть доступ в базу данных.

3. Соберите доказательства, что ответчик опубликовал вашу работу.

Cделайте скриншот публикации и заверьте изображение у нотариуса. С печатным изданием проще: купите его и принесите в суд.

4. Посчитайте компенсацию.

Лучше всего обосновать размер компенсации. Приложите договоры с заказчиками с вознаграждением за аналогичные фото, тексты или иллюстрации. Умножьте размер оплаты на два — и получите сумму для иска.

Указать случайную сумму от 10 000 до 5 000 000 ₽ — простой, но плохой вариант. Возможно, суд сочтёт её слишком высокой и занизит — а возражать будет поздно.

5. Напишите ответчику претензию.

Претензия — обязательный этап при выяснении отношений между предпринимателями. В остальных случаях можно сразу перейти к следующему пункту.

Смысл претензии — договориться без суда. Даже если это необязательно, позвоните или напишите письмо. Нарушители бывают разные, некоторые соглашаются на компенсацию. В большинстве случае отвечают молчанием или просто удаляют ваш контент со своего сайта.

6. Напишите исковое и отправьте в суд.

В исковом заявление расскажите о нарушении и сошлитесь на законы. Сформулируйте требования к ответчику и приложите копии доказательств. Суд будет рассматривать только аргументы обеих сторон: он оценивает, а не расследует дело. Поэтому о формулировках проконсультируйтесь с юристом.

Перед подачей иска не забудьте заплатить госпошлину.

7. Ходите на судебные заседания.

Приходите на судебные заседания по повесткам, если суд проходит в вашем регионе. Судья может попросить дополнительные доказательства или назначить экспертизу. Ваша задача — доказать свою позицию, следуя указаниям суда.

8. Получите исполнительный лист.

Решение суда вступит в силу через месяц. Если ответчик писал жалобу, в день вынесения апелляционного определения. Затем в канцелярии вам выдадут исполнительный лист. Идите с ним в службу судебных приставов по месту нахождения ответчика и пишите заявление на возбуждение исполнительного производства. Они свяжутся с банками, на счетах которых ответчик хранит деньги, и попросят перевести сумму.

Если знаете счёт должника, несите исполнительный лист сразу в банк. Будет быстрее.

Реальные истории о получении компенсации

Автор рассказа увидела своё произведение на чужом сайте. Для взыскания компенсации она обратилась в суд. На заседание она принесла свою публикацию в бумажном журнале и протокол осмотра сайта нотариусом. Суд назначил 10 000 рублей компенсации и 3000 рублей за моральный вред.

Автор дизайна значков «Слоник», «Мишка» и «Панда» заметила в интернет-магазине копии своих работ. Она наняла юристов и пошла в суд. Предоставила эскизы, исходники, фотографии стенда со значками на выставках и свой пост на Фейсбуке. Незаконную продажу значков со своим дизайном подтвердила протоколом осмотра сайта, актом контрольной закупки, бланком заказа товара и чеком об оплате. Суд взыскал 650 000 рублей компенсации и запретил продавать значки.

Фотограф нашла на Авито объявление о продаже земельного участка со своей фотографией. Она позвонила нарушителю и предложила удалить фото. Владелец объявления сказал, что взял фото в интернете, значит, ничего не нарушил. Фотограф подала в суд. Авторство доказала исходниками снимков в формате JPEG, показала суду фотоаппарат Canon EOS 1000 D и телефон Nokia X2, на которые снимала. Суд назначил 30 000 рублей компенсации и 2000 рублей за моральный вред.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Каталог публикаций Интернет-изданий

Student Authorship project

A joint project of Thames Valley, London Metropolitan
and Middlesex Universities

Funded by the Higher Education Academy Psychology Network
under the Departmental Teaching Enhancement Scheme

Совместный проект Thames Valley, London Metropolitan и Middlesex университетов

Проект Студенческое Авторство была инициативой по разработке и оценке обучения по курсу «Авторство» в психологии. Она финансируется за счет Higher Education Academy Psychology Network по Departmental teaching Enhancement Scheme, а также проект проходил в учебных подразделениях психологии Thames Valley, London Metropolitan и Middlesex университетов.

Проект был направлен на борьбу с растущей проблемой непреднамеренного плагиата, которое происходит, когда студенты полагаются так сильно на свои источников — веб-сайты, учебники или журнальные статьи — что они подвергают себя риску быть обвиненным в плагиате, потому что большие порции их письменных работа состоит из неоригинальных материалов вставленных из Интернета или скопированных из других источников.

Большинство методических подходов к проблеме плагиата состояли из информирования студентов о том, что такое плагиат, а затем направляет их не участвовать в нём. Этот акцент на то что бы не делать вещи означает, что сообщения для студентов, в основном отрицательные к запретам, санкциям и так далее, с немного в пути положительных сообщений о том, что делать активным способом, чтобы избежать обвинений или подозреваемых в плагиате.

Понятие авторства обеспечивает более позитивный подход. Авторство противоположно плагиату, так что если студенты понимают, что является автором, и знают, что им нужно сделать, чтобы быть действительно автором своих письменных заданий, и они должны быть в состоянии избежать непреднамеренного плагиата. В связи с этим, проект направлен на улучшение студентов по «знанию об авторстве», а также улучшить их чувство себя в качестве автора (их идентичности авторскую).

В рамках проекта разработаны материалы для переговоров и семинаров для студентов, которые были оценены с вопросником до и после. Материалы доступные на этом сайте и могут быть загружены для использования в других условиях. Проект был направлен на студентов-психологов, но все материалы могут быть применены или адаптированы к другим предметам, и нам было бы интересно услышать от тех, кто рассматривает их использование в других дисциплинах. Единственное условие, связанные с их использованием в том, что потенциальные пользователи сообщают нам, что они намерены использовать материалы, что они используются только в образовательных целях, и что проект признается (см учебные материалы). Мы надеемся, что вы найдете эти ресурсы полезными.

2. История вопроса

Студенческий плагиат является значительной проблемой для вузов. Программы профилактики Плагиат (антиплагиат), как правило, сосредоточены на систематических методах обнаружения с использованием программного обеспечения, таких как Turitin (Warn, 2006) или кодов чести продвигать этические ценности и стандарты (McCabe & Treviño, 1993; 2002). Тем не менее, все большее признание, что плагиат часто непреднамеренное, происходит, например, «когда студент не в состоянии принять (возможно, потому, что они не знают) соответствующие протоколы со ссылкой на учебный материал, в том числе соответствующие пути цитировании, признавая идеи и составление библиографические списки «(Park, 2003).

В одном исследовании в Великобритании, 46% студентов сообщили копируя весь параграф в их работу без подтверждения и 23% сообщили об этом больше, чем один или два раза (Bennett, 2005). В другом исследовании, 57% студентов были перефразировать без ссылок и 53% были скопированы без ссылок (Franklyn-Stokes и Newstead, 1995). Исследование студента интервью показало, что плагиат рассматривалась как менее серьезной формой обмана и был более вероятно, следует рассматривать как вопрос академического этикета, чем интеллектуальное воровство. Был также значительный страх случайного плагиате, и много путаницы о том, что практика представляет собой плагиат, в том числе, могут ли студенты претендовать на идею как свою собственную, когда вдохновение для него пришли от другого автора, и подсчитывали ли такая практика, как копирование или перефразировать абзацев текста как плагиат, если источник ссылался (Ashworth и др, 1997).

Это хорошая практика для студентов, чтобы быть проинструктированы в начале каждого курса о том, что плагиат, и почему это нежелательно, и какие институциональные правила и практика (Culwin, 2006). Там были призывы к более целостный подход к плагиату, который признает, что не все студенты были должным образом подготовлены для получения высшего образования, и что делает усилия по развитию студентов «академических навыков (Macdonald & Carroll, 2006).

Читайте также  Исполнение завещания как способ реализации воли завещателя

«Автор» был определен как «человек, который создает письменную работу, такую ​​как книга, история, статьи или тому подобное . «(en.wikipedia.org/wiki/authors), в то время как «авторство» было определяется как «явный способ распределения ответственности и предоставления кредита для интеллектуального труда». (hms.harvard.edu/integrity/authorship.html) Понятие авторства может пойти дальше, чем эти довольно технических определений, однако, для решения вопросов, как отношения между писателем и факты, идеи и аргументы выражается в их работе, а также то, каким образом автор может найти «голос» в письменной форме, даже если письменная работа в значительной степени опирается на другие источники, так как пишущий студент неизбежно это часто делает.

Авторская личность это ощущение, что писатель имеет себя в качестве автора и текстовому идентичности, они создают в своем письменном виде. Концепция идентичности авторскую была разработана на основе анализа, связывающих академической грамотности и текстовую конструкцию идентичности, в которой говорилось, что много непреднамеренного плагиата может произойти из-за «студентов» неспособность представлять себя в качестве авторов, которые должны сделать новый вклад, каким бы скромным оно ни было, через критически взаимодействия с источниками «(Abasi и др, 2006). Если слабо развита авторскую идентичность является важной причиной непреднамеренного плагиата, то плагиат контрмеры должны включать в себя учебные мероприятия, которые нацелены как студенты видят себя как писатели, а также технические аспекты написания таких как перефразирования и цитирования. Понятие авторства также предоставляет средства инструктаж студентов в более позитивном ключе о том, как они должны подходить письменные задания, чтобы избежать плагиата или появление плагиата.

Критерии оценки для письменных заданий предоставили внимание на недавние усилия по улучшению студенческого письма, (Elander и др, 2004) и исследование показывает, что определенные типы обучения связаны с удовлетворения этих критериев. (Elander и др, 2006) Семинары по написанию навыки, которые сосредоточены на критериях оценки для студента письменной форме были успешно интегрированы в психологии программ, (Elander, 2003) и было показано, чтобы быть эффективными в улучшении успеваемости учащихся. (Harrington и др, 2006а; Norton и др, 2005) Понятие авторства, однако, как правило, отсутствует из формальных критериев оценки студенческой письменной форме.

Интервью со студентами об авторстве и авторской идентичности показало, что они, как правило, не спонтанно идентифицировать себя с ролью автора, и постигал авторскую подход к написанию, как, вероятно, приведет к снижению меток присуждением (Pittam и др, 2009). Исследования студентов «представлений о том, что требуется, чтобы соответствовать критериям оценки для письменных заданий (например, «критической оценки», «интеграция», «анализ») показывает, что многие студенты считают, что критерии могут быть удовлетворены» найти «соответствующего вида материал и «размещение» его в своей работе. (Harrington и др, 2006b) Поэтому, а также понимание качества, что их работа должна быть, чтобы соответствовать критериям оценки, студенты также должны понимать, что включает в себя берет на себя ответственность за то, как соответствующая информация, идеи и аргументы представлены в их работе. Усилия по улучшению студентов «понимание оценки», поэтому критерии можно было бы ожидать, чтобы иметь гораздо большее влияние на процесс обучения и достижения, когда они связаны с обучением в авторстве.

3. Учебные материалы

Материалы, доступные здесь состоят из презентации PowerPoint вместе с некоторыми примечаниями для предъявителей («сценарий» для разговора) об авторстве. Это предназначено, чтобы быть беззаботная (в местах, с чувством юмора) введение в концепцию авторства, за которым следует исследование того, как это относится к различным видам письменных работ. Чтобы дать разговор, сценарий не нужно точно следовать; на самом деле, важно, что поставка быть адаптированы, насколько это возможно, к контексту, в котором он используется. Разговор заканчивается с точками о различных типах письменного задания, которое может быть отредактирован, чтобы сосредоточиться на наиболее соответствующего типа задания. Он предназначен, чтобы быть 30-40 минут разговора в течение одного часа сессии, так что есть время для обсуждения и взаимодействия в местах.

Материалы также могут быть использованы для более интерактивных практикумов и семинаров. Для того, чтобы использовать их таким образом, сосредоточить внимание на меньшую часть материалов (например, краткие экстракты писать о расстройств пищевого поведения) и предоставлять эти раздаточные материалы для обсуждения в парах или небольших группах. В качестве альтернативы, материалы могут быть объединены с другими материалами, такими как образца эссе.

Он смотрит на тех случаях, когда профессиональные ученые попали в серьезные неприятности над плагиата (например, хорошо известный медиа-психиатр Raj Persaud), а также примеры из-за пределов академической жизни, где были обвинения в плагиате (например, популярных романистов и правительственное «хитроумные досье» на иракского оружие массового уничтожения).

Материалы были использованы в проекте со студентами психологии, но может быть адаптирована к другим предметам, и нам было бы интересно услышать от тех, кто рассматривает возможность использования их для использования в других дисциплинах. Эти материалы могут быть загружены бесплатно, при условии, что:

• Вы сообщите нам о том, как вы собираетесь использовать их

• Они не используются в коммерческих или коммерческой деятельностью

• Происхождение материалов признается следующим образом: «Эти материалы основаны на тех, разработаны и произведены в рамках Authorship Project: writenow.ac.uk»

Авторство презентация:

Примечания для предъявителей: файл Word:

4. Студенческая Анкета на Авторство

Студенческая Анкета на Авторство — Student Authorship Questionnaire (SAQ) была использована для оценки учебных сессий на авторство и можно скачать ниже. Это вопросник 18-пункт, предназначенный для измерения убеждения и отношение к авторства и письменной форме и обеспечить меру студентов пониманий положительных качеств авторства, в отличие от их знания о значении плагиате (Pittam и др, 2009). SAQ дает баллы по шести шкалам:

1. Уверенность в письменной форме: пять пунктов (например, «Мне очень нравится писать своими словами») измерение степени, в которой студенты знают, что это значит, чтобы выразить идею в своих собственных словах, нравится делать это, и уверены в своем письменном виде.

2. Понимание авторства: два элемента (например, «Я знаю, что являются обязанностями автора») для измерения степени, в которой студенты понимают, что значит быть автором отрывка письменной работы.

3. Знание, чтобы избежать плагиата: три предмета (например, «Я знаю, как показать, какие части моего назначения не были написаны мной») измерение степени, в которой студенты знают, как обеспечить цитаты и ссылки, и уверены, что они не будут обвинять плагиате.

4. Сверху вниз подходы к написанию: два пункта (например, «При написании задание Я начинаю думать о том, что я хочу сказать, а затем искать доказательств, имеющих отношение к этому») измерение степени, в которой студенты считают, что писать о что делает аргумент, основанный на своих собственных мыслей.

5. Восходящий подходы к написанию: два пункта (например, «При написании задания я начинаю с поиска материала, который я могу включать в себя, а затем думать о том, как я могу положить его вместе») измерение степени, в которой студенты подход к написанию сначала ищет для материала, а затем думать о том, как это устроить.

6. прагматичные подходы к написанию: четыре предмета (например, «я получаю лучшие отметки, когда я использую больше материал, взятый непосредственно из книг, журналов или в Интернете в моих заданий») измерения степени, в которой студенты используют более вторичных материалов, чтобы улучшить свои оценки или сэкономить время.

В оценке, проведенной в рамках проекта, SAQ использовали непосредственно перед учением, а затем впоследствии для оценки краткосрочных изменений.

Загружаемые Студенческие Анкеты на Авторство (SAQ):

5. Оценка мероприятия

Учебные занятия по студенческой авторства были доставлены 364 студентов и аспирантов психологии студентов как часть классов на расписанию, трех крупных пост-1992 университетов в Лондоне, Великобритания, все с различными популяциями студентов. Студенты завершили студенческий вопросник до Для авторов и после посещения учебных занятий. 340 студентов завершили вопросы оценки после вмешательства и 19 из этих студентов также взял приглашение принять участие в фокус-группе. Полная информация о методах оценки и результаты могут быть найдены в Elander и др (в печати).

Результаты анализа повторных измерений дисперсии по результатам SAQ выполненных до и после вмешательства показали значительные улучшения в каждой из шкал вопросника, а это означает рост доверия в письменной форме, понимание авторства, знания, чтобы избежать плагиата и Топ- вниз подходы к написанию статей и менее восходящими и прагматических подходов к письменной форме. Изменения были наибольшими за первый год студенты, поддерживая здравый смысл дела для предоставления инструкции в избежание плагиата как можно раньше у студентов «университетские карьеры (Elander и др, в печати).

Вопросник оценки спросил студентов, что они сказали бы, чтобы кто-то рассматривает присутствовать на одной из этих сессий в будущем и примерно 90% из 307 студентов, которые откликнулись дали положительный ответ, и указали, что они будут рекомендовать другим студентам посещать. Этот положительный прием вторит замечания, сделанные студентами в фокус-группах, которые также исследовали то, что студенты нашли хорошее или полезно о вмешательстве и любых улучшений, которые они хотели бы видеть (Elander и др (в печати).

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И КРИМИНАЛИСТИКИ

Работаем по всей России, ближнему и дальнему зарубежью

8-800-222-01-04 бесплатный (по России)

Проведение судебных и независимых экспертиз

МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ЦЕНТР СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ И КРИМИНАЛИСТИКИ

Работаем по всей России, ближнему и дальнему зарубежью

8-800-222-01-04 — бесплатный
8-916-145-00-27
8-926-235-08-85

  • Главная
  • Виды экспертиз
  • Криминалистические экспертизы
  • Почерковедческие экспертизы
  • Технические экспертизы документов
  • Лингвистические экспертизы
  • Автороведческие экспертизы
  • Экономические экспертизы
  • Дендрологические экспертизы
  • Лесотехнические экспертизы
  • Строительные экспертизы
  • Землеустроительные экспертизы
  • Медицинские экспертизы
  • Психиатрические экспертизы
  • Психологические экспертизы
  • Ветеринарные экспертизы
  • Искусствоведческие экспертизы
  • Автотехнические экспертизы
  • Иные виды экспертиз
  • Главная
  • Виды экспертиз
    • Криминалистические экспертизы
    • Почерковедческие экспертизы
    • Технические экспертизы документов
    • Лингвистические экспертизы
    • Автороведческие экспертизы
    • Экономические экспертизы
    • Дендрологические экспертизы
    • Лесотехнические экспертизы
    • Строительные экспертизы
    • Землеустроительные экспертизы
    • Медицинские экспертизы
    • Психиатрические экспертизы
    • Психологические экспертизы
    • Ветеринарные экспертизы
    • Искусствоведческие экспертизы
    • Автотехнические экспертизы
    • Иные виды экспертиз
  • Рецензирование экспертиз
  • Эксперты и специалисты
  • Оборудование и приборы
  • Документы
  • Полезные статьи
    Вы здесь:
  1. Главная
  2. Экспертиза плагиата

Лингвистические и автороведческие экспертизы

  • Лингвистическая экспертиза
  • Автороведческая экспертиза
  • Фоноскопическая экспертиза
  • Экспертиза плагиата
  • Экспертиза клеветы
  • Экспертиза защиты чести и достоинства
  • Экспертиза экстремизма и терроризма
  • Психолого-лингвистическая экспертиза
  • Речеведческие экспертизы
  • Лингвистическая экспертиза
  • Автороведческая экспертиза
  • Фоноскопическая экспертиза
  • Экспертиза плагиата
  • Экспертиза клеветы
  • Экспертиза защиты чести и достоинства
  • Экспертиза экстремизма и терроризма
  • Психолого-лингвистическая экспертиза
  • Речеведческие экспертизы

СОБСТВЕННАЯ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

СОБСТВЕННАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

СОБСТВЕННАЯ ДЕНДРОКРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

ПРОВЕДЕНИЕ ОСОБО СЛОЖНЫХ КОМИССИОННЫХ, КОМПЛЕКСНЫХ И СИТУАЦИОННЫХ ЭКСПЕРТИЗ

МНОГОУРОВНЕВЫЙ КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА ПРОВЕДЕННЫХ ЭКСПЕРТИЗ

ПРОВЕДЕНИЕ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ ДЛЯ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ,
АРБИТРАЖНЫХ И ВОЕННЫХ СУДОВ РФ

РАБОТАЕМ ПО ВСЕЙ РОССИИ, БЛИЖНЕМУ И ДАЛЬНЕМУ ЗАРУБЕЖЬЮ

ОТПРАВКА ЗАКЛЮЧЕНИЙ СПЕЦСВЯЗЬЮ

Экспертиза по делам о плагиате (Экспертиза плагиата)

Понятие «Экспертиза по делам о плагиате / Экспертиза плагиата»:

Экспертиза по делам о плагиате или экспертиза плагиата – это комплекс судебных экспертиз, при проведении которых устанавливается авторство, заимствования, копирование научных работ (кандидатские, докторские), статей, публикаций, графических изображений, продуктов программного обеспечения, объектов искусства и многих других объектов и произведений, а также, разрешаются иные вопросы, требующие специальных познаний в области лингвистики, искусства, патентоведения, техники и других областей.

Судебная экспертиза плагиата широко применяется при рассмотрении гражданских и уголовных дел, а также во внесудебном порядке на этапах досудебного урегулирования.

В настоящее время, из всех экспертиз плагиата, большую часть составляют лингвистические экспертизы плагиата научных статей и публикаций. Данный вид экспертиз проводится экспертами-лингвистами. Кроме того, значительную часть экспертиз авторства и плагиата, составлюят экспертизы плагиата предметов и произведений искусства, графических изображений, рекламных слоганов, художественных и музыкальных произведений, программного обеспечения и иных предметов и объектов. Соответственно, довольно часто экспертизы по установлению авторства, заимствований, выявлению копий и плагиата, проводятся комплексно, с привлечением экспертов и специалистов из различных научных областей.

Проведение экспертизы на плагиат является одним из основных экспертных направлений деятельности нашего Центра.

Наш Центр проводит все виды экспертиз плагиата!

Процессуальные виды экспертиз на плагиат:

Также, как и другие виды речеведческих и лингвистических экспертиз, автороведческая экспертиза на плагиат, процессуально, может быть:

  • досудебной (внесудебная), т.е. проводится на основании запроса физических или юридических лиц, либо адвокатов, с последующим составлением заключения специалиста (досудебная экспертиза плагиата; внесудебная экспертиза плагиата; независимая экспертиза плагиата);
  • судебной , т.е. назначается и проводится по определению суда, постановлению следователя либо дознавателя, с последующим составлением заключения эксперта (судебно-лингвистическая экспертиза на плагиат, судебно-автороведческая экспертиза на плагиат, экспертиза плагиата для суда).

Стоимость экспертизы плагиата можно узнать ниже

Вопросы экспертизы по делам о плагиате представлены в конце раздела

Объекты экспертизы на плагиат:

  • научные работы: кандидатские, докторские
  • научно-учебная литература: монографии, руководства и другие издания
  • публикации научных статей в печатных изданиях (научные журналы)
  • публикации научных статей и работ в интернете
  • художественная, документальная и историческая литература
  • рекламные слоганы (печатные, видеозаписи)
  • графические изображения
  • предметы искусства
  • программное обеспечение
  • технические изделия и продукция
  • технологии и технологические процессы
  • музыкальная продукция (тексты песен, музыка, видеоклипы)
  • продукция киноиндустрии (тексты сценариев, постановки фильмов)
  • ранее проведенные экспертизы на плагиат

Цели и задачи автороведческой экспертизы:

  • выявление и установление плагиата научных работ: кандидатские, докторские
  • выявление и установление плагиата статей научно-учебной литературы: монографии, пособия, руководства и др.
  • выявление и установление плагиата научных статей в периодических и непериодических печатных изданиях: научные журналы, газеты и др.
  • выявление плагиата в печатных художественных произведениях
  • установление плагиата текста рекламных слоганов
  • установление плагиата рекламных видеороликов и аудиозаписей
  • установление плагиата музыкальных произведений и клипов (текст песен, музыка)
  • установление признаков плагиата в фильмах (художественные, исторические, и другие), сценариев к ним, музыки к фильмам и др.
  • установление плагиата графических изображений
  • установление плагиата программного обеспечения
  • оценка объективности, полноты, научной обоснованности и правильности проведенных экспертиз на плагиат и авторство
  • рецензирование экспертиз на плагиат

Обратите внимание! Перед ходатайством в суде о проведении и назначении судебной экспертизы на плагиат в нашем Центре, обратитесь к нам в центральный офис за Информационным письмом, где мы укажем сроки исполнения и цену экспертизы на плагиат для суда.

Стоимость экспертизы на плагиат:

Срок производства автороведческих экспертиз на выявление плагиата — от 10 суток!

Читайте также  Сколько рассматриваются дела о восстановлении сроков наследования

Стоимость независимой и судебной экспертизы плагиата
(ориентировочная)

— однородная автороведческая экспертиза на плагиат (один эксперт)

— от 35 тыс. рублей

— комиссионная автороведческая экспертиза плагиата (минимум два эксперта)

— от 45 тыс. рублей

— комплексная автороведческая экспертиза плагиата (минимум два эксперта, разных специальностей)

— от 45 тыс. рублей

— экспертиза плагиата предметов искусства

— от 60 тыс. рублей

— экспертиза плагиата произведений кинематографа

— от 60 тыс. рублей

— экспертиза плагиата программного обеспечения

— от 60 тыс. рублей

— рецензия экспертизы плагиата

— от 35 тыс. рублей

— консультация (устная, по телефону)

— консультация (устная, в офисе)

— от 6 тыс. рублей

— от 10тыс. рублей

— участие эксперта (специалиста) в суде (г. Москва)

— от 15 тыс. рублей (1 заседание, по ранее проведенному заключению)

— участие эксперта (специалиста) в суде (Московская область)

— от 25 тыс. рублей (1 заседание, по ранее проведенному заключению)

— участие эксперта (специалиста) в суде (другие регионы)

— договорная, но не менее 45 тыс. рублей (1 заседание)

— помощь эксперта в составлении искового заявления, ходатайства, возражения или претензии

— от 10 тыс. рублей

Стоимость экспертиз на выявление и установление плагиата может значительно варьировать, но при этом цены на подобные экспертизы в нашем Центре значительно ниже, чем в других учреждениях, как по г. Москве, так и в других регионах по всей России.

Вопросы для экспертизы плагиата:

1. Является ли текст научной статьи «. » оригинальным?

2. Имеются ли в представленной научной статье «. » (название статьи) заимствования? Если имеются, то в чем они выражены?

3. Имеются ли в представленных двух научных статьях совпадения? В чем выражаются данные совпадения?

4. Являются ли совпадения, выявленные в тексте научной публикации заимствованиями?

5. Каковы стилистические, грамматические, семантические и структурные характеристики, двух текстов научных публикаций, представленных на экспертизу?

6. Является ли текст сценария к фильму «. » (название фильма) копией сценария, представленного на экспертизу?

7. Является ли программное обеспечение «. » (вид, навзание, версия) копией программы «. » (вид, название, версия, дата выпуска, производитель)?

8. Является ли представленная картина, копией картины «. » (указать название картины, автора)?

Внимание!
Авторский текст! Копирование (полное или частичное)
и использование без разрешения правообладателя
(правообладатель — ООО «МЦСЭК») запрещено!

Эволюция плагиата. Как и зачем списывают научные работы

Проект «Диссернет» уже не первый год выводит на свет плагиаторов, которые списали свои научные работы. С 2013 года исследователи нашли более 10 тысяч диссертаций и более 20 тысяч научных статей с плагиатом. Списывают министры и бизнесмены, силовики и медики, профессора и ректоры. Рассказываем, зачем им всем это нужно и как выкручиваются уличенные в списывании.

Зачем диссертация всем подряд?

До начала нулевых желание иметь ученую степень было связано с пиететом к ученым, который еще остался с прошлых времен. По этой причине диссертации покупали чиновники и директора различных предприятий. Сейчас ученая степень – это скорее возможность заработать дополнительные деньги, получить какие-либо льготы или пропуск на серьезную должность. Самый простой пример: прием обычного врача-терапевта стоит 2 тысячи рублей, а доктора медицинских наук – 4 тысячи. Кроме того, ученая степень желательна для того, чтобы занять какую-нибудь руководящую должность.

– У медиков есть традиция: если вы хотите быть заведующим отделением, то надо все-таки иметь кандидатскую степень, – рассказывает сооснователь «Диссернета» Андрей Ростовцев. – А если вы хотите быть главным врачом, то докторскую. Это нигде не написано, но есть такие традиции. Такие же в университетах: ректор желательно должен быть доктором наук.

В вузах ученая степень позволяет получить звание, например, профессора. Зарплата профессора будет отличаться от той, что получает доцент. Но иногда бывает так, что диссертация оказывается у людей, которым она вряд ли где-то пригодится.

– Бывают диссертации у бизнесменов, – говорит эксперт «Диссернета» Иван Бабицкий. – Я помню одного человека, по которому у нас было лишение степени. Я не знал, кто это такой, и стал гуглить. И первый же результат – это справочник «Мафия России» или что-то вроде того. Это оказался какой-то авторитетный предприниматель из списка Forbеs, который не имеет никакого отношения ни к науке, ни к государственной службе. Есть и переходные случаи. Например, Владимиру Мединскому не нужна диссертация по истории, чтобы быть министром культуры. Но он еще и глава Российского военно-исторического общества, и здесь это может иметь значение. Мединский ведь не историк по образованию. У него без степени по истории вообще не было бы никакой бумажки о том, что он имеет какое-то отношение к истории. А Российское военно-историческое общество – это важный ресурс.

Бывают и забавные случаи. Однажды исследователи заметили странную историю с диссертациями по психологии. Часто случалось, что в защите некую роль играли военные заведения – они были либо ведущими организациями, либо там выполнялась работа. При этом темы работ были не связаны с военной психологией.

– Нам объяснили, что у военных есть такой механизм, когда полковники, уходя рано в отставку, устраиваются работать в вузы проректорами, – рассказывает Бабицкий. – Для этого им нужна диссертация по психологии. И действительно, мы видим, что многие кандидаты психологических наук – отставные полковники. А научный руководитель, оппонент или ведущая организация – из военной сферы.

У «Диссернета» есть одна любимая категория – это ректоры. Каждый пятый ректор замешан в плагиате. Обычно это люди не из науки, а административные работники. Но несмотря на это, чтобы занять кресло ректора, нужно иметь ученую степень.

Кто больше списал. Антирейтинг ректоров по версии «Диссернета»

– Не получается сказать честно, что давайте мы назначим ректором не ученого, а человека, который хорошо решает хозяйственные вопросы, – говорит Бабицкий. – Это было всегда, и в советское время. Просто тогда это делалось иначе: ректор не покупал списанную диссертацию, за него писал кто-то другой. В пример можно привести ректора МГУ Садовничего. Мы не знаем, чтобы у него была списанная диссертация. Но я совершенно не уверен, что он сам писал. На уровне научной репутации известно, что Садовничий никакой не ученый, он хозяйственник. Но формально он и доктор наук, и академик.

«Количество жуликов сохраняется»

В последние годы в России стали меньше защищать диссертации. Это связано со многими вещами: с усложнением требований, с закрытием многих диссертационных советов. Как объясняет Андрей Ростовцев, сейчас диссертации с плагиатом уже не защищаются. Но появился переводной плагиат в научных статьях. «Диссернет» нашел более 20 тысяч статей с переводным плагиатом за период с 2013 года по настоящее время.

– Этот поток стал такой же большой, как раньше было с диссертациями. Количество жуликов сохраняется, инструменты и методы поменялись. Есть масса англоязычных иностранных журналов, которые за деньги принимают что угодно. Вы просто берете любой абстрактный текст, который может быть даже абсолютно не научным, переводите его через онлайн-переводчик на английский и отправляете в редакцию, приложив пару сотен долларов, – объясняет Ростовцев.

Увеличение переводного плагиата связано со стремлением университетов выполнить майские указы президента. Вузам необходимо увеличить количество публикаций российских ученых в престижных индексируемых базах, таких как Web of Science или Scopus. Люди, которые смогли опубликовать там свои статьи, получают премии и надбавки. Например, в РГСУ можно было получить единовременную выплату за каждую статью: в Web of Science – 100 тысяч рублей, Scopus – 50 тысяч. В Алтайском университете за «хорошие публикационные показатели» – ежемесячная премия 50 тысяч рублей.

– С конца 2019 приходит осознание, что это неправильно, – говорит Ростовцев. – В РГСУ Илья Медведев «опубликовал» за год 170 статей в Web of Science. И соответственно должен был получить 17 млн премии. Когда стало понятно, что это все фейк, ему только компенсировали затраты на публикации, которые он заплатил журналу (по 200 евро за статью). Но он не пострадал – в итоге получил высокооплачиваемую должность в РГСУ. В АлтГУ когда выяснилось, что все публикации – дешевый переводной плагиат – ежемесячные премии прекратили выплачивать. Идут также изменения политики поощрений в ВШЭ, МГУ и других вузах.

Статей с переводным плагиатом оказалось так много, потому что долгое время у людей была уверенность, что выявить это невозможно. И действительно, до недавнего времени не существовало механизма, который находил бы такой плагиат. Однако сейчас «Диссернет» уже умеет искать подобные статьи и готовит доклад на эту тему.

Гонка вооружений

Плагиат – это основание для лишения ученой степени. И ключевую роль в этом процессе играют экспертные советы Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве науки и высшего образования. Именно экспертный совет решает, в какой диссертационный совет отправить диссертацию на исследование. Он же дает рекомендацию президиуму, и президиум обычно с ней соглашается. В экспертный совет приглашаются ученые, и это бесплатная общественная нагрузка.

– Совершенно не все хорошие ученые стремятся войти в экспертный совет ВАК, – говорит Бабицкий. – Потому что как минимум два дня в месяц ты проводишь на неоплачиваемой работе. А любые коррумпированные люди, которые участвуют в диссертационном бизнесе, стремятся попадать в экспертные советы, чтобы гарантировать своим клиентам, что у них не будет проблем на уровне экспертного совета и президиума. Поэтому в экспертных советах часто сидит много не очень порядочных людей. И у них часто с кем-то из наших пациентов есть личные отношения или за них кто-то просит.

Когда речь идет о лишении ученой степени какого-то известного человека, система может яростно сопротивляться. Например, так было в случае с Владимиром Мединским. Экспертный совет по истории проголосовал за лишение Мединского ученой степени (17 человек проголосовали за лишение степени, трое против, 1 воздержался). Вскоре после этого состав экспертного совета был изменен: все 17 человек, которые голосовали за лишение министра степени, и один воздержавшийся покинули совет. Остались лишь те трое, которые проголосовали против. Один из них стал председателем. А затем буквально за три дня до президиума из его состава вывели несколько человек, чтобы гарантировать нужное голосование.

Благодаря истории с лишением ученой степени Мединского появились новые интересные факты. Недавно выяснилось, что диссертация Мединского не утверждалась в экспертном совете ВАК по всем правилам. Как рассказывает Иван Бабицкий, накануне 2012 года в экспертный совет ВАК по истории поступило распоряжение сверху: нужно действовать быстрее, потому что накопилось много диссертаций, а времени нет. И 30 декабря 2011 года одним указом ВАК утвердила сразу несколько десятков диссертаций. На тот момент председателя экспертного совета уже не было на месте, а его заместитель подписал указ, согласно которому была утверждена защита порядка тридцати работ. И все это без рассмотрения дел в ВАК. Одним из них был Владимир Мединский. Когда с этой ситуацией начали разбираться, выяснилось, что чуть ли не все аттестационные дела за этот период оказались потеряны.

Те, у кого нет громкого имени или влиятельных покровителей, порой проявляют чудеса изобретательности, чтобы избежать лишения ученой степени. Профессор Московского государственного университета технологий и управления Юлия Аношина, по данным «Диссернета», списала 126 страниц своей диссертации из других научных трудов. Чтобы доказать свою невиновность, она принесла несколько книг и заявила, что это не она списала, а у нее списали.

– Так многие делают, – объясняет Иван Бабицкий. – Например, мы говорим, что человек защитил диссертацию в 2011 году, а тот же самый текст был опубликован в 2008 году в работе другого человека. Тогда человек приносит на заседание свою книгу 2005 года и говорит, что это у него списали. Это часто создает скандальные истории. Как с ректором Константином Прокофьевым, который таким образом принес книгу, в которой у него получились пророчества.

У Юлии Аношиной одна из книг оказалась издана еще до того, как само издательство было создано. По запросу комиссии РАН издательство ответило, что Аношина пришла к ним в 2018 году (уже после подачи заявления о лишении ученой степени) и сказала, что в 2009 году в этом издательстве у нее вышла книга. Она попросила допечатать, так как тираж закончился. После этого книга была издана и отправлена в Книжную палату и библиотеку Elibrary. Директор издательства ответил, что они не проверили, издавали эту книгу ранее или нет. Но по запросу комиссии РАН проверили: выяснилось, что Аношина до 2018 года никогда к ним не обращалась, и они эту книгу ранее не издавали.

– Недавно экспертный совет, получив из РАН весь доклад и заслушав выступление представителя Elibrary, все равно подтвердил свое решение не лишать Аношину ученой степени, – говорит Бабицкий. – Таким образом, мы оказываемся перед вопиющей ситуацией. Но непонятно, что административно делать, когда экспертный совет игнорирует такое анекдотическое жульничество.

А доктор наук в одном пермском университете, у которой «Диссернет» нашел большое количество переводного и не переводного плагиата, решила подать в суд на редакцию вестника университета. В исковом заявлении доктор наук заявила, что редакция опубликовала не ту рукопись, которую она принесла. Якобы они намеренно внесли изменения в эту рукопись.

Заместитель министра образования Ставропольского края Дмитрий Донецкий, узнав, что его могут лишить ученой степени за фальшивую диссертацию, заявил, что в РГБ хранится «неправильный» экземпляр. А затем представил экземпляр «правильный», который отличается от других двух вариантов, хранящихся в архивах. Он заявил, что не знает, кто эту диссертацию отправил в РГБ, а подпись на ней подделана. Андрей Ростовцев сравнивает эту ситуацию с гонкой вооружений: фальсификаторы ищут все новые способы обманывать, а исследователи ищут все новые способы их ловить. И этот процесс бесконечен.

Изворотливостью отличаются не только пойманные за руку плагиаторы, но и сам ВАК. После истории с лишением ученой степени Мединского произошла еще одна интересная история, которая, по мнению Ивана Бабицкого, ставит под сомнение легитимность ВАК.

По правилам, председатель ВАК не может занимать эту должность более двух сроков (и даже без слова «подряд»). Но как мы знаем, такое все-таки возможно. Владимир Филиппов решил остаться на третий срок и нашел лазейку.

Читайте также  Командировка оаэ бухгалтерский учет

– Когда господин Филиппов объявил, что он хочет оставаться в третий раз, ему сказали разные люди: а как же так нехорошо получается, вроде есть правило, – рассказывает Бабицкий. – Он ответил примерно так: «В законе сказано, что ни один член комиссии не может быть в комиссии более двух сроков. Я в комиссию вхожу, но я не ее член, а председатель». Это вызвало много разных шуток разной степени пристойности. Кроме него на третий срок остались еще ряд членов комиссии, про которых даже нельзя было сказать, что они председатели. У среднеазиатских президентов есть способ: меняют конституцию в какой-нибудь стране – но у нас это невозможно! – и президентские сроки начинают отчитывать с нуля. Приняли новую конституцию, так что считается, что будет первый срок. Так же сказали, что приняли новый регламент ВАК, значит сроки обнуляются. Поэтому у всех членов ВАК, которые уже два срока отсидели, снова первый срок.

Простреленное стекло и походы к следователю

Деятельность «Диссернета», очевидно, многим не нравится. Их работа выводит плагиаторов из тени и может закончиться лишением ученой степени. Иногда люди, которых лишили ученой степени за списывание, присылают в «Диссернет» информацию о своих знакомых, которые тоже не сами писали свои работы. Но бывают и менее приятные последствия.

Однажды «Диссернет» лишил докторской степени депутата Московской городской Думы Александра Сметанова. Он также был директором предприятия российской оборонной промышленности «Сапфир». Уже бывший доктор наук написал заявление в прокуратуру, после чего экспертов проекта вызвали на допрос. Силовики пытались выяснить, где «Диссернет» взял деньги для того, чтобы проверить диссертацию этого директора. По словам Андрея Ростовцева, это волонтерский проект, и денег там нет. Следователь провел беседы, и на этом история закончилась.

Однако буквально через пару дней после лишения этого директора ученой степени супруга Андрея Ростовцева, поливая цветы на подоконнике, увидела пулевое отверстие в стекле.

– Дырочки были маленького диаметра, поэтому можно было вставить в них карандаш и увидеть траекторию движения пули, – говорит Ростовцев. – Там рядом с домом есть дорожка, и с нее произвели выстрел. Это окно до сих пор стоит у нас дома. Оно ждет своего часа быть экспонатом в музее прекрасной России будущего.

Как защитить сайт от плагиата?

Это утверждение принадлежит Дюма-отцу, который без всяческих стеснений обвинил в плагиате даже Господа Бога. Ведь он создавал Адама по своему образу и подобию. Вот только юристы с этим утверждением вряд ли согласятся, поскольку чаще обращаются к законодательству. А в нём предельно чётко сказано, что плагиат – это присвоение авторства (почитайте статью 146 Уголовного кодекса РФ).

Большинство из нас считает, что плагиат расцвёл пышным цветом лишь тогда, когда появился интернет. Однако история этого явления уходит в глубокую древность. В плагиате подозревали Геродота и Софокла, Вергилия и Шекспира. Нить обвинений можно раскручивать бесконечно. Но всегда найдутся те, кто, как Мольер, ответят обвинителям: «Я беру своё добро всюду, где его нахожу!»

Сегодня, когда даже художественная литература сплошь и рядом состоит из явного плагиата и компиляций, о плагиате на сайтах становится говорить всё сложнее. Так просто забыть о нравственных принципах, если о них предпочитают не вспоминать знаменитости, которых поддерживают издатели, читатели и критики.

Но одно дело книги, совсем другое – сайты. Уникальный контент в нашей сфере – одно из требований поискового продвижения. Правда, нет-нет да и звучат утверждения о том, что всё это просто миф, привычка, предрассудок. Тогда и писать больше ничего не надо. Вполне можно обойтись тем, что уже появилось за время существования интернета.

Тем не менее смысл в создании уникального контента и борьбе с плагиатом есть. Об это поговорим дальше, но начнём с сервисов проверки уникальности текстов. Ведь именно они позволяют обнаружить плагиат.

Сервисы проверки уникальности текстов

А кто был первым?

В деле создания сервисов и программ проверки текстов на плагиат Россия всего на год отстала от Запада: монополист западного рынка Copyscape был запущен в 2004, а уже на следующий год началось тестирование российского «Антиплагиата» http://www.antiplagiat.ru/ . Правда, этот сервис, в отличие от западного, предназначался исключительно для системы образования. И сейчас он используется для проверки учебных и научных работ на заимствования.

Второй по времени создания стала программа Double Content Finder (DCFinder), которую разработали программисты Бюро копирайтинга Textbroker.ru в 2007 году. В отличие от «Антиплагиата», прогоняющего тексты по собственной базе, DCFinder осуществлял проверку через поисковые системы.

Принципы работы программ проверки текстов на плагиат

На сегодняшний день существует несколько методов проверки текстов на плагиат. Однако все они базируются на поиске отдельных фраз и фрагментов текста в поисковых машинах. По сути – это первый этап работы каждой программы.

После того как в поисковике обнаружены схожие фразы, программа забирает их и начинает обработку по собственным алгоритмам: высчитывает процент уникальности, обнаруживает рерайт и определяет другие характеристики текста, заложенные разработчиками.

Необходимо отметить, что каждая программа дробит текст по-своему. Назвать эти части можно как угодно: шинглы, куски, фразы. Одни программы выбирают фразы из нескольких слов, идущих друг за другом. Другие – выдёргивают фразы из текста в случайном порядке. Третьи – берут из текста пересекающиеся фразы. Вариантов множество, но чем больше текст, тем больше этих кусков, которые требуется проверить.

Например, возьмём текст из 1500 символов и предположим, что этот объём включает примерно 250 слов. Разобьём текст на куски, состоящие из пяти слов. Если программа будет учитывать фразы без пересечений, то в итоге получится 50 фраз. Если же сделать пересечение в одно-два слова, то количество фраз увеличится в несколько раз.

Чтобы проверить текст на уникальность с максимальной точностью, нужно исследовать все эти фразы. То есть придётся сделать 50 запросов к поисковой системе. Программа, которая нацелена на обычную выдачу, уже на третьем запросе вызовет подозрения поисковика и для последующей проверки придётся вводить капчу 47 раз.

Есть программы, использующие xml-запросы к поисковым системам. Тогда капч никаких не будет, но запросы будут недешёвыми. Отдать 50 запросов для проверки одного текста да ещё и бесплатно – слишком расточительно.

Следовательно, программы не проверяют текст досконально, целиком и полностью. Очевидно, что для каждой проверки используется меньшее количество запросов.

Но, используя десять запросов и проверяя десять выбранных случайным образом фраз, мы получим один результат. При повторной проверке программа выберет другие фразы из текста (и вероятность этого очень высока), поэтому результаты проверки окажутся другими. Это не говоря о том, что результаты поисковой системы могут быть разными не только для одного и того же запроса, но и для разных регионов.

Вывод из вышесказанного один: даже самые продвинутые алгоритмы проверки не гарантируют стопроцентной точности: результаты пяти проверок, проведённых одна за другой, но в разное время, из разных регионов или разными людьми, будут различаться.

Популярные сервисы и программы проверки текстов на плагиат

  • Advego Plagiatus
  • eTXT Антиплагиат
  • Text.ru
  • Copyscape

Менее известные сервисы

  • Антиплагиат
  • Content Watch
  • Plagiarisma
  • PR-CY ( http://pr-cy.ru/unique/ )

Вроде плагиат есть, а вроде его и нет

Если на сайте размещается текстовый контент, то владелец сайта непременно столкнётся с проблемой плагиата и задаст эти три вопроса:

1. Как отслеживать размещение текстов на других веб-ресурсах?

2. А если они вдруг и обнаружатся, как доказать авторство?

3. Стоит ли идти в суд?

Ответим на каждый из них.

Как отслеживать размещение текстов на других веб-ресурсах?

Совершенно бесплатно сегодня можно использовать только поисковые системы. Но представьте, сколько времени потребуется, чтобы обработать таким образом каждую статью!

Некоторые сервисы (например, Text.ru, Content Watch) предусматривают проверку всего сайта, но без оплаты сделать это не удастся.

Как вариант – можно вовсе отказаться от использования сервисов и программ, сосредоточив свои усилия лишь на сайтах конкурентов. Ведь, по сути, сегодня важнее предотвратить плагиат с их стороны, особенно если речь идёт о сайтах компаний. Отслеживать десяток-другой конкурирующих сайтов гораздо проще, чем рыть весь интернет.

В Бюро копирайтинга Textbroker.ru проблема обнаружения плагиата решается внутри системы. Клиентам доступна опция «Плагиатфиндер», с помощью которой каждый месяц проверяются статьи определённого ценового уровня. Если обнаружится перепечатка, то клиент узнает об этом сразу.

Как доказать авторство?

Некоторые уверены, что если автор не указан, то и претензии о нарушении авторских прав никто не заявит, а если заявит, то доказать не сможет. На самом деле не всегда это так.

Ситуация с авторством на текстовый контент может разворачиваться в нескольких направлениях.

Первый вариант. На сайте размещаются статьи, которые пишет штатный автор, получающий за это заработную плату. В соответствии со статьёй 1295 Гражданского кодекса РФ авторское право принадлежит автору, а исключительное право на использование – работодателю, если не был заключён договор на каких-либо других условиях.

Второй вариант. Создание текстового контента компания отдала на аутсорсинг в другую организацию: агентство, бюро, биржу копирайтинга или отдельному автору. Соответственно, в этом случае стороны заключают договор, в котором отражаются все тонкости, связанные с авторским правом.

В любой из этих ситуаций не мешает подстраховаться:

★ Поскольку уникальные тексты прежде всего нужны для поискового продвижения, лучше зафиксировать дату размещения статьи с помощью сервиса Яндекса «Оригинальные тексты».

★ Некоторые сервисы проверки уникальности текстов (например, Text.ru) предлагают зафиксировать уникальность с помощью баннера.

★ Можно создавать pdf-файлы, в которых, кроме текста, будет дата и время его создания, данные авторы и правообладателя. Такой подход используется у нас в бюро: опция CopyGuard формирует pdf-файл со статьей и направляет его на адрес электронной почты клиента. Если возникнут проблемы с авторскими правами, то факт отправки файла станет подтверждением получения имущественных прав на текст в точно зафиксированное время. По сути, этот вариант заменяет собой отправку почтой бумажного письма с распечатанной статьёй. Автор или правообладатель отправляет себе такое письмо и хранит в запечатанном виде на случай, если понадобится доказывать авторство.

Стоит ли идти в суд?

Если мы обратимся к судебной практике, то не найдём ни одного случая, когда факт плагиата статьи рассматривался в суде.

Есть примеры судебных дел, связанных с воровством дизайна сайта или его элементов. Не поддаётся подсчёту количество судебных разбирательств с продавцами контрафакта и юрлицами, использующими программы без лицензий. То и дело вспыхивают споры об авторском праве между авторами художественных произведений и научных работ.

Ситуация вполне объяснима. Масштабы плагиата текстового контента настолько несущественны, что предпочтительнее не доводить дело до суда. Те суммы, которые может получить истец в случае решения суда в его пользу, просто не сопоставимы с временными затратами и переживаниями.

В соответствии со статьёй 7.12 КоАП РФ суммы административного штрафа составляют:

  • для граждан – от 1 500 до 2 000 рублей;
  • для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей;
  • для юрлиц – от 30 000 до 40 000 рублей.

Административное наказание сопровождается конфискацией произведений, фонограмм, материалов, оборудования и иных орудий совершения административного правонарушения.

Однако, для доказательства факта плагиата придётся провести автороведческую экспертизу, стоимость которой начинается от 40 000 рублей.

За плагиат предусмотрена и уголовная ответственность, но при условии, что автору или правообладателю причинён крупный ущерб (более 100 000 рублей). Конечно, вполне возможно подсчитать доход, который получил владелец сайта, например, с рекламы. Но стоит ли с этим возиться? Ведь сопутствующие затраты могут оказаться гораздо выше компенсаций.

Рерайтинг – это плагиат?

Это ещё одна скользкая тема, связанная с плагиатом. Закон не запрещает заимствовать в определённых пределах и перерабатывать авторский текст, но переработка должна быть творческой.

Претензий не будет к тем текстам, в которых позаимствованная идея обрела дополнительный смысл. Если же рерайтинг выполнен поверхностно да ещё указано имя другого автора, то доказать факт плагиата будет просто.

Выводы и рекомендации

Рекомендации владельцам сайтов, которые хотят защитить контент от плагиата

1. Поскольку сегодня поисковые системы при ранжировании сайтов, кроме уникальности, используют и множество других параметров, делать ставку на уникальность как основу поискового продвижения не стоит. Это не значит, что можно позаимствовать контент у других. Просто лучше сосредоточиться на качестве информации и её подачи. Тогда защита от плагиата будет более осмысленной.

2. Текст на сайте можно защитить от выделения и копирования с помощью специальных плагинов. Однако полагаться на них не стоит, так как при желании их можно легко обойти.

3. Не пытайтесь следить за всем интернетом. Определите конкурентов и мониторьте их сайты. Если конкурентов слишком много, то имеет смысл выбрать только самых крупных.

4. Разработайте политику использования материалов сайта. Иногда лучше не запрещать перепечатку, а разрешить её с обязательным указанием имени автора, названия источника и гиперссылки на сайт.

Рекомендации тем, кого всё-таки обвинили в плагиате

1. Если к вам обратились с претензией об обнаружении на вашем сайте плагиата и вы знаете, что это плагиат, лучше сразу убрать текст с сайта или выполнить требования, например, указать имя автора и поставить гиперссылку на сайт-источник.

2. Если вы даже не догадываетесь, что разместили плагиат на сайте, а претензия поступила, то разбираться придётся не только с обратившимися, но и с автором, которому были заплачены деньги. Вероятно, в этой ситуации стоит пересмотреть подходы к сотрудничеству с авторами и приобретению контента. И преимущество в данном случае за агентствами и компаниями. С ними можно заключить договор, а значит и решить любую проблему, касающуюся контента, будет гораздо проще.

3. Если вы уверены, что в вашей сфере сложно создать что-то новое и единственный выход – рерайтинг, то лучше не торопитесь. Может быть, нужно понаблюдать за целевой аудиторией, понять её потребности, интересы и привычки, выяснить, какие смежные направления могут заинтересовать пользователей. На основе этих данных появятся идеи для контента, и не факт, что это будут исключительно статьи.