Доход физического лица это правовое значение

Как изменятся налоговые платежи россиян с 2021 года

С 1 января 2021 года в России вступает в силу закон о налогообложении доходов граждан с депозитов, если сумма их сбережений превышает 1 млн руб., а также вводится повышенная ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 15% для россиян с доходами от 5 млн руб. в год (соответствует 416,7 тыс. руб. в месяц). В течение 20 лет в стране действовала единая ставка подоходного налога в размере 13%. Решения об увеличении налоговой нагрузки были приняты на фоне падения бюджетных доходов, вызванного пандемией. Власти оценивают совокупный эффект от этих мер примерно в 160 млрд руб., но если деньги от роста НДФЛ (60 млрд руб.) должны поступить в бюджет уже в 2021 году, то платежи по начисленным за год налогам с доходов по вкладам начнутся только в 2022-м.

Как минимум последние десять лет чиновники кулуарно обсуждали возможность возвращения к прогрессивной шкале НДФЛ, отмененной в 2001 году. В пользу этой идеи говорили заметно повысившееся качество налогового администрирования и растущее социально-экономическое неравенство в России. В 2017 году Credit Suisse оценивал, что половина наиболее обеспеченных россиян владеет 83% национального дохода — ситуация, сопоставимая с дореволюционным, 1905 годом. Опрос ЦСР в мае (до объявления о повышении) показал, что 61% россиян выступает за прогрессивную шкалу НДФЛ.

Налог на состоятельных

Кто будет платить. Министр финансов Антон Силуанов приводил верхнюю оценку количества россиян, которые будут платить 15% с заработка свыше 5 млн руб., — 1% всех работающих, или около 700 тыс. человек. Исходя из данных Росстата о распределении доходов между гражданами, налог может затронуть меньше — 200–300 тыс. человек. По мнению экспертов РАНХиГС, состоятельные граждане, которых коснется повышение налога, проживают в основном в столичных агломерациях (Москве, Петербурге, Казани) и нефтяных регионах (ЯНАО, ХМАО).

Насколько вырастет платеж. Если у человека зарплата составляет, например, 500 тыс. руб. в месяц (до уплаты НДФЛ), то в сумме за год работодатель при повышенной ставке удержит с нее лишние 20 тыс. руб. Чем выше доход, тем дополнительный платеж будет выше.

Какие доходы освобождаются от 15-процентного НДФЛ. Повышенная ставка будет применяться только к «периодическим и активным» доходам сверх 5 млн руб. в год, включая зарплату, дивиденды и продажу ценных бумаг, и не будет применяться к разовым или нерегулярным доходам, например от продажи личного имущества, включая недвижимость.

На что пойдут деньги. НДФЛ с состоятельных россиян, в отличие от общего правила, не будет поступать в региональные бюджеты — средства целевым образом пойдут на лечение детей от редких и тяжелых болезней. Отбирать пациентов и распределять эти средства на лечение будет специальный некоммерческий фонд.

Налог на сбережения

Кто будет платить. В России 5,9 млн счетов с остатками свыше 1 млн руб. (1% всех счетов), сообщало в марте Агентство по страхованию вкладов. Общий объем средств на таких счетах составляет 17,95 трлн руб. (57% от всей суммы вкладов россиян). Если у человека несколько вкладов в разных банках (каждый из которых меньше 1 млн руб.), но в сумме они превышают пороговое значение, то НДФЛ в размере 13% все равно будут облагаться полученные за год доходы за вычетом необлагаемого дохода с 1 млн руб. Поэтому дробить сбережения по разным банкам ради ухода от налога нет смысла. Уплатить налог должны будут даже вкладчики, не являющиеся налоговыми резидентами России. «Ожидаемые доходы бюджета в 2022 году от этой меры составят 100 млрд руб.», — сообщила РБК пресс-служба Минфина.

Как было раньше. Доходы по депозитам формально подлежали налогообложению, но только в том случае, если процентная ставка по вкладу превышала ключевую ставку ЦБ плюс 5 п.п. Такие ставки на рынке практически отсутствовали, поэтому налоги не платились.

Как будет рассчитывать платеж. Когда был открыт вклад, неважно: налогом будет облагаться процентный доход по вкладам за год. Но из него будет вычитаться сумма, равная произведению 1 млн руб. и ключевой ставки ЦБ на 1 января года, за который взимается налог (сейчас это 42,5 тыс. руб.). Например, у физлица один рублевый вклад на 1,5 млн руб. со ставкой 5% годовых, а проценты выплачиваются в конце срока действия — 1 декабря. Такой вклад принесет 68 750 руб. дохода в год. При ключевой ставке ЦБ на 1 января 2021 года — 4,25% необлагаемый доход составляет 42,5 тыс. руб. В результате налог к уплате равен (68 750 — 42 500) х 13% = 3 412,5 руб.

Если счет в валюте, то процентный доход будет пересчитываться в рубли по официальному курсу ЦБ на день фактического получения дохода. Курсовая разница налогом не облагается.

Когда платить. Банки будут выплачивать проценты по вкладам в полном объеме без вычета налога. Уплатить налог вкладчики должны будут самостоятельно. Но подавать декларации о доходах по вкладам не нужно: все российские банки должны будут не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, сообщить в налоговую о процентах, выплаченных физлицам. Налоговая сама рассчитает сумму налога и направит гражданину уведомление (как в случае с транспортным, земельным налогами или налогом на имущество). Уплатить налог за 2021 год нужно будет до 1 декабря 2022 года.

Какие счета выводятся из-под налогообложения. От налога освобожден доход по рублевым счетам со ставкой ниже 1% годовых, в частности текущие, зарплатные счета. Также не будут облагаться налогом процентные доходы по счетам эскроу (специальный счет в банке, на котором замораживаются средства граждан на недвижимость до окончания строительства). Когда по вкладу установлена плавающая процентная ставка в зависимости от срока действия (например, 4–11 месяцев — 0,6% годовых, с 12 месяцев — 1,1% годовых), налог будет взиматься со всех процентных доходов (даже полученных по ставке меньше 1%), если в период действия вклада ставка превысит это пороговое значение.

Куда пойдут деньги от налога. Доходы государства поступят в федеральный бюджет, хотя по общему правилу НДФЛ идет в бюджеты субъектов. Средства будут направлены целевым образом на выплаты семьям с детьми и безработным.

Налог на доходы с вложений в ценные бумаги. С 2021 года также отменены налоговые льготы с доходов по некоторым видам облигаций. В результате все купоны любых облигаций (ОФЗ, облигаций регионов, корпоративных бумаг) будут облагаться налогом по ставке 13% для резидентов и 30% для нерезидентов, независимо от суммы инвестиций. Налоги удержит брокер, как это происходит и сейчас. Налог с купонов облигаций не должны будут взимать с резидентов России, если их облигации находятся на индивидуальном инвестиционном счете типа Б с вычетом на доход.

Основные изменения заполнения формы «Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом» в 2021 году»

Расчет 6-НДФЛ предназначен для представления в налоговые органы сведений о суммах НДФЛ, которые начислены и удержаны налоговым агентом в отношении всех физлиц.

Изменения утверждены Приказом ФНС от 15.10.2020 №ЕД-7-11/753@. Он вступил в силу начиная с представления отчета за 1 квартал 2021 года.

Главная особенность новой формы в том, что она объединила расчет по форме 6-НДФЛ и справку по форме 2- НДФЛ. Данная справка теперь является Приложением № 1 к расчету – «Справка о доходах и суммах налога физического лица». Она практически аналогична форме 2-НДФЛ и содержит те же разделы. Но из нее исключены сведения о налоговом агенте, периоде, налоговом органе и признак. Так же она отличается от формы 2-НДФЛ тем, что дополнена разделом 4.ю где отражается доход, с которого налоговый агент не удержал налог и саму сумму неудержанного налога.

Справка по форме 2-НДФЛ больше не применяется (п.3 Приказа ФНС России от 15.10.2020 №ЕД-7-11/753@, П.5.1 Порядка, утвержденного данным приказом.).

В первые представить 6-НДФЛ с приложением №1 необходимо не позднее 1 марта 2022года.

Расчет 6-НДФЛ составляют нарастающим итогом за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год. В него входят титульный лист, Раздел 1 и Раздел 2. Но в отличие от предыдущей формы, Раздел 1 заполняют информацией за последние 3 месяца, а Раздел 2, наоборот –данными нарастающим итогом с начала года.

В титульном листе изменили, название полей для указания периода, за который предоставляется расчет:

Читайте также  Исполнение по ктс сроки

— «Отчетный период» (код) в место «Период представления» (код);

— «Календарный год» в место «Налоговый период (год)»

В новом разделе 1 указывают:

• В поле 020-обощенную по всем физлицам сумму НДФЛ, удержанного за последние три месяца отчетного периода;

• В поле 021-дату, не позднее которой должен быть перечислен удержанный налог (п.6 ст.226, п.9 ст.226.1 НК РФ);

• В поле 022-обощенную сумму удержанного налога, которую нужно перечислять в дату из поля 021

Количество заполненных строк с полями 021-022 зависит от числа доходов, налоги с которых нужно перечислить в разные сроки. Значение в поле 020 должно быть равно сумме значений из полей 022.

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода (п.6 ст.226 НК РФ).

В Разделе 2 отражают обобщенные по всем физлицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного налога нарастающим итогом с начала налогового периода. Раздел 2 заполняется по каждой налоговой ставке, применяемой в налоговом периоде.

В новом Разделе 2 добавили строки, где можно выделить из общей суммы начисленного дохода такие поля как:

• В поле 112 –суммы дохода по трудовым договорам (контрактам);

• В поле 113 – суммы дохода по гражданско – правовым договорам, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг).

Раньше выделяли только сумму начисленных дивидендов.

В Разделе 2 нет полей для отражения итоговых значений по всем ставкам. Поля раздела заполняются обобщенными по всем физлицам значениями нарастающим итогом с начала налогового периода в том числе:

• В поле 120 –общее количество физлиц, которым в отчетном периоде начислен облагаемый налогом доход (если работник был несколько раз уволен и принят на работу в течении одного налогового периода, он учитывается один раз);

• В поле 160 –общая сумма удержанного налога;

• В поле 170 – общая сумма налога, не удержанная налоговым агентом;

• В поле 190 –общая сумма налога, возвращенная налоговым агентом налогоплательщикам.

НДФЛ с доходов, превышающих 5млн.руб., в 2021 надо считать по ставке 15% (статья 224 НК РФ). С момента превышения дохода 5млн.рублей разделы 1 и 2 в расчете 6-НДФЛ за 2021 год надо заполнять в двух экземплярах: один для ставки 13%, во второй для ставки 15%.

Приведем пример с практики камеральной проверки налоговой декларации по ф.6-НДФЛ за 3 месяца 2021г. Налогоплательщиком исчислен НДФЛ за январь и февраль 2021г.

Итак по данным налоговой декларации Раздела 2:

Сумма дохода начисленная физическим лицам (стр.2_110) -42000р.;

Количество физических лиц получивших доход (стр.2_120). 3;

Ставка налога(стр.2_100) -13%;

Сумма вычетов (стр.2_130) – 14700руб.;

Сумма налога исчисленная(стр.2_140) -2366руб.;

Сумма налога удержанная (стр.2_160)– 2366руб.;

По данным налоговой декларации раздела 1:

Сумма НДФЛ удержанная за последние 3 месяца отчетного периода (стр.1_020)- 2366руб.

Срок перечисления налога (стр.1_021)-16.02.2021;

Сумма налога (стр.1_022) 1183руб.

Срок перечисления налога (стр.1_021)-15.03.2021;

Сумма налога (стр.1_022) 1183руб.

Если перепроверить расчет налога получается 42000руб.- 14700руб.*13%=3549руб. – это сумма НДФЛ который налогоплательщик должен оплатить в бюджет.

3549руб.-2366руб.=1183руб.- это сумма разницы, которую необходимо доплатить налогоплательщику.

При обнаружении ошибок заполнения деклараций на основании требований налогового органа предоставляется или корректировочная декларация, где сумма идет к доплате либо налоговый орган сам начисляет налог к доплате на основании решений налогового органа.

Межрайонная инспекция

Федеральной налоговой службы №31 по Республике Башкортостан

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ярославской области

Прокурор разъясняет

  • 13 августа 2018, 14:56

На отдельных сайтах в сети «Интернет» размещена информация о взимании налога на доходы физических лиц при переводе денежных средств (с карты на карту). В связи с указанным прокуратура района разъясняет, что в настоящее время безвозмездные переводы денежных средств на карту не облагаютсяНДФЛ в связи со следующим.

Согласно статье 209 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками:

  • от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
  • от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 208 НК РФ доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

При этом на основании пункта 18.1 статьи 217 НК РФ доходы в денежной форме, получаемые налогоплательщиками от физических лиц в порядке дарения, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) в таких случаях отсутствует.

Таким образом, перевод от физического лица безвозмездно на счет другого физического лица вне зависимости от суммы такого перевода не облагается налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем денежные средства, поступившие на счет физического лица в качестве оплаты товаров, услуг, вознаграждения за трудовые обязанности или по договорам гражданско-правового характера, признаются доходом такого физического лица, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Изложенная правовая позиция подтверждается также письмом Федеральной налоговой службы от 27 июня 2018 г. N БС-3-11/4252@ «О порядке применения положений Налогового кодекса Российской Федерации».

Нищенков Виталий Витальевич , прокурор Борисоглебского района

Прокуратура
Ярославской области

Прокуратура Ярославской области

13 августа 2018, 14:56

Об особенностях взимания налога на доходы физических лиц

На отдельных сайтах в сети «Интернет» размещена информация о взимании налога на доходы физических лиц при переводе денежных средств (с карты на карту). В связи с указанным прокуратура района разъясняет, что в настоящее время безвозмездные переводы денежных средств на карту не облагаютсяНДФЛ в связи со следующим.

Согласно статье 209 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками:

  • от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
  • от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 статьи 208 НК РФ доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

При этом на основании пункта 18.1 статьи 217 НК РФ доходы в денежной форме, получаемые налогоплательщиками от физических лиц в порядке дарения, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц.

Обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) в таких случаях отсутствует.

Таким образом, перевод от физического лица безвозмездно на счет другого физического лица вне зависимости от суммы такого перевода не облагается налогом на доходы физических лиц.

Вместе с тем денежные средства, поступившие на счет физического лица в качестве оплаты товаров, услуг, вознаграждения за трудовые обязанности или по договорам гражданско-правового характера, признаются доходом такого физического лица, подлежащим обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Изложенная правовая позиция подтверждается также письмом Федеральной налоговой службы от 27 июня 2018 г. N БС-3-11/4252@ «О порядке применения положений Налогового кодекса Российской Федерации».

Нищенков Виталий Витальевич , прокурор Борисоглебского района

Доход физического лица это правовое значение

* Соглашение вступило в силу 1 мая 1997 года.

Правительство Российской Федерации и Правительство Словацкой Республики,

руководствуясь стремлением заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения доходов и имущества,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Лица, к которым применяется Соглашение

Настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием или постоянным местожительством в одном или в обоих Договаривающихся Государствах.

Статья 2

Налоги, на которые распространяется Соглашение

1. Настоящее Соглашение применяется к налогам на доходы и имущество, взимаемым в каждом из Договаривающихся Государств, независимо от способа их взимания.

Читайте также  Гражданский кодекс как делится все имущество

2. К налогам на доходы и имущество относятся все налоги, взимаемые с общей суммы доходов, с общей стоимости имущества или с отдельных их элементов, включая налоги с доходов от отчуждения движимого и недвижимого имущества.

3. Действующие налоги, на которые распространяется настоящее Соглашение, включает в себя:

(а) применительно к Российской Федерации — налоги, взимаемые в соответствии с Законами Российской Федерации:

(далее именуемые «российские налоги»);

(b) применительно к Словацкой Республике:

i) налог с доходов физических лиц,

ii) налог с доходов юридических лиц,

iii) налог на недвижимость

(далее именуемые «словацкие налоги»).

4. Соглашение будет применяться также к любым идентичным или по существу подобным налогам, которые будут взиматься после вступления Соглашения в силу в дополнение к существующим налогам либо вместо них. Компетентные органы Договаривающихся Государств будут уведомлять друг друга о любых существенных изменениях, которые были внесены в их соответствующие налоговые законы.

Статья 3

1. В настоящем Соглашении, если из контекста не вытекает иное:

(а) выражения «одно Договаривающееся Государство» и «другое Договаривающееся Государство» означают, в зависимости от контекста, Российскую Федерацию — Россию и Словацкую Республику;

(b) выражение «Российская Федерация — Россия», используемое в географическом смысле, означает ее территорию, включая внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними, а также континентальный шельф и исключительную экономическую зону, где Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию в порядке, определяемом федеральным законом и нормами международного права. Наименования «Российская Федерация» и «Россия» равнозначны;

(c) выражение «Словацкая Республика (Словакия)», используемое в географическом смысле, означает ее территорию, над которой Словацкая Республика осуществляет свой суверенитет или права и юрисдикцию в соответствии с нормами международного права и где применяется налоговое законодательство Словацкой Республики. Наименования «Словацкая Республика» и «Словакия» равнозначны;

(d) термин «лицо» означает физическое лицо, а также юридическое лицо и любое объединение лиц, созданных по законодательству Договаривающихся Государств;

(е) термин «компания» означает любое образование или любое объединение лиц, которое для целей налогообложения рассматривается как корпоративное;

(f) выражение «предприятие Договаривающегося Государства» означает любую форму осуществления предпринимательской деятельности лицом с постоянным местопребыванием в этом государстве;

(g) выражение «международная перевозка» означает перевозку пассажиров и грузов лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве принадлежащими ему транспортными средствами за пределы этого Государства, но не включает перевозку между пунктами, расположенными в одном и том же Договаривающемся Государстве;

(h) выражение «компетентный орган» означает:

i) применительно к Российской Федерации — Министерство финансов Российской Федерации или уполномоченного им представителя;

ii) применительно к Словацкой Республике — Министра финансов Словацкой Республики или уполномоченного им представителя.

2. При применении настоящего Соглашения Договаривающимся Государством любой не определенный в Соглашении термин будет, если из контекста не вытекает иное, иметь то значение, которое он имеет по законодательству этого Государства и прежде всего законодательству, касающемуся налогов, на которые распространяется настоящее Соглашение.

Статья 4

Лица с постоянным местопребыванием

1. Для целей настоящего Соглашения выражения «лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве» и «лицо с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве» означают любое лицо, которое по законодательству Договаривающегося Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации или любого иного аналогичного критерия. Это выражение, однако, не включает лицо, которое подлежит налогообложению в Договаривающемся Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении находящегося в нем имущества.

2. Если в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи физическое лицо является лицом с постоянным местожительством в обоих Договаривающихся Государствах, его положение определяется следующим образом:

(а) оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих Государствах, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

(b) если Государство, в котором лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено, или если лицо не располагает постоянным жилищем ни в одном из Государств, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, в котором оно обычно проживает;

(с) если лицо обычно проживает в обоих Государствах или если лицо обычно не проживает ни в одном из них, оно считается лицом с постоянным местожительством в том Государстве, гражданином которого оно является;

(d) если каждое из Договаривающихся Государств рассматривает лицо в качестве своего гражданина или если ни одно из Договаривающихся Государств не считает его таковым, компетентные органы Договаривающихся Государств решают этот вопрос по взаимному согласию.

3. Если в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи лицо, иное чем физическое лицо, является лицом с постоянным местопребыванием в обоих Договаривающихся Государствах, то оно считается лицом с постоянным местопребыванием в том Договаривающемся Государстве, в котором расположен его фактический руководящий орган.

Статья 5

1. Для целей настоящего Соглашения выражение «постоянное представительство» означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве полностью или частично осуществляет деятельность в другом Договаривающемся Государстве.

2. Выражение «постоянное представительство», в частности, включает:

(а) место управления;

(f) рудник, нефтяную или газовую скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.

3. Выражение «постоянное представительство» подобным образом включает строительную площадку, строительный или монтажный объект, но только в случае, если продолжительность их деятельности составляет более 12 месяцев.

4. Несмотря на предыдущие положения настоящей статьи, следующие виды деятельности лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве не рассматриваются как осуществляемые в другом Договаривающемся Государстве через постоянное представительство:

(a) использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации или отгрузки товаров или изделий, принадлежащих этому лицу;

(b) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих этому лицу, исключительно для целей хранения, демонстрации или отгрузки;

(c) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих этому лицу, исключительно для целей переработки другим лицом;

(d) содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора информации для этого лица;

(e) содержание постоянного места деятельности только для целей осуществления для этого лица любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;

(f) содержание постоянного места деятельности исключительно для любого сочетания видов деятельности, упомянутых в подпунктах (а) (е) настоящего пункта, при условии, что совокупная деятельность постоянного места деятельности, возникшая в результате такой комбинации, имеет подготовительный или вспомогательный характер.

5. Несмотря на положения пунктов 1 и 2 настоящей статьи, если какое-либо лицо не является агентом с независимым статусом, к которому применяются положения пункта 6 этой статьи, но действует от имени лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве и имеет и обычно использует в другом Договаривающемся Государстве полномочия заключать от имени упомянутого лица контракты или содержит запасы товаров и изделий, принадлежащих этому лицу, из которых осуществляется регулярная поставка этих товаров и изделий от имени упомянутого лица, то это лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве рассматривается как имеющее постоянное представительство в другом Договаривающемся Государстве в отношении любой деятельности, осуществляемой для этого лица, кроме случаев, когда деятельность ограничивается той, что указана в пункте 4 настоящей статьи.

6. Считается, что лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве не имеет постоянного представительства в другом Договаривающемся Государстве, если оно осуществляет в этом другом Государстве деятельность через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом, которые действуют в рамках своей обычной предпринимательской деятельности. Выражение «агент с независимым статусом» по отношению к лицу с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве означает юридическое лицо, созданное по законодательству другого Договаривающегося Государства, в управлении, имуществе и контроле над которым не участвует лицо с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве, а также физическое лицо, которое является лицом с постоянным местожительством в другом Договаривающемся Государстве и не состоит в трудовых отношениях с лицом с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве.

7. Тот факт, что лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве контролирует или контролируется лицом с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, или которое осуществляет предпринимательскую деятельность в этом другом Государстве (через постоянное представительство или иным образом), сам по себе не превращает одно из этих лиц в постоянное представительство другого лица.

Читайте также  Адвокат Демьяненко Людмила Евгеньевна

Статья 6

Доходы от недвижимого имущества

1. Доходы, полученные лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве от недвижимого имущества (включая доходы от эксплуатации сельского или лесного хозяйства), находящегося в другом Договаривающемся Государстве, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.

2. Выражение «недвижимое имущество» имеет то значение, которое придается ему законодательством Договаривающегося Государства, в котором находится данное имущество. Это выражение в любом случае включает имущество, вспомогательное по отношению к недвижимому имуществу, скот и оборудование, используемые в сельском и лесном хозяйстве, права, к которым применяются положения общего права в отношении земельной собственности, права пожизненного пользования чужим недвижимым имуществом и права на переменные или фиксированные платежи в качестве компенсации за разработку или право на разработку минеральных запасов, источников и других природных ресурсов.

Морские, речные, воздушные суда и наземные транспортные средства не рассматриваются в качестве недвижимого имущества.

3. Положения пункта 1 настоящей статьи применяются к доходу, полученному от прямого использования, сдачи в аренду или использования недвижимого имущества в любой другой форме.

4. Положения пунктов 1 и 3 настоящей статьи применяются также к доходу от недвижимого имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности или оказания независимых личных услуг.

Статья 7

Прибыль от предпринимательской деятельности

1. Прибыль от предпринимательской деятельности, полученная лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, подлежит налогообложению только в этом Государстве, если такое лицо не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство. Если деятельность осуществляется в другом Договаривающемся Государстве через постоянное представительство, то прибыль упомянутого выше лица может облагаться налогами в этом другом Государстве, но только в той части, которая относится к деятельности этого постоянного представительства.

2. С учетом положений пункта 3 настоящей статьи, если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное там постоянное представительство, то в каждом из этих Государств к такому постоянному представительству относится прибыль, которую оно могло бы получить, если бы оно было отдельным и самостоятельным лицом, занятым такой же или аналогичной деятельностью при таких же или аналогичных условиях, и действовало независимо от лица, постоянным представительством которого оно является.

3. При определении прибыли, относящейся к деятельности постоянного представительства, допускается вычет документально подтвержденных расходов, понесенных в связи с деятельностью постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в том Государстве, где находится это постоянное представительство, или за его пределами.

4. Если в Договаривающемся Государстве существует практика определения прибыли, относящейся к постоянному представительству, на основе распределения общей прибыли лица между его различными подразделениями, ни одно из положений пункта 2 не должно мешать Договаривающемуся Государству определять прибыль для целей налогообложения путем такого распределения; метод распределения прибыли для целей налогообложения не должен вступать в противоречие с положениями, изложенными в настоящей статье.

5. Никакая прибыль не будет относиться к постоянному представительству на основании лишь закупки им товаров или изделий для лица, постоянным представительством которого оно является.

Налоговый вычет: упустить нельзя, получить

Ежемесячно с каждой 1000 руб. вашей зарплаты около 302 руб. работодатель платит за вас в различные фонды (ПФР, ФСС и ФОМС) и 130 руб. вы отдаете через работодателя в виде налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Если бы этих отчислений не было, каждый работник получал бы на 43% больше, чем сейчас. Согласитесь, неплохая прибавка. Не все знают, что в некоторых случаях часть денег можно вернуть – например, если вы оплачивали себе обучение, делали пожертвование или гасили проценты по ипотеке.

Налоговый вычет – это сумма, уменьшающая размер дохода, с которого уплачивается НФДЛ. В некоторых случаях под налоговым вычетом понимается возврат части ранее уплаченного налога на доходы физического лица, например, в связи с покупкой квартиры, расходами на лечение или обучение. Претендовать на налоговый вычет могут граждане России, которые получают доходы, облагаемые по ставке 13%. Если у человека нет источника дохода, на налоговый вычет претендовать нельзя. А вот в ситуации, когда гражданин проработал весь прошлый год, а затем потерял работу, налоговый вычет можно вернуть, поскольку за предыдущий налоговый период он уплачивал НДФЛ.

Размер налогового вычета зависит от зарплаты, при этом он ограничен определенной величиной (см. табл. ниже).

Например, в прошлом году вы заплатили за свое лечение 50 000 руб. Ваша ежемесячная зарплата – 100 000 руб., на руки вы получаете 87 000 руб. и 13 000 руб. платите налога. Соответственно за прошлый год вы получили 1 200 000 руб. (1 044 000 руб. на руки и 156 000 руб. отдали государству). Значит, в этом году вы вправе заявить о применении социального вычета в размере 50 000 руб. (фактически понесенные расходы). В случае подтверждения налоговым органом права на вычет из бюджета вам вернут 6500 руб. (13% от 50 000 руб.).

Если при тех же исходных данных вы заплатили за лечение не 50 000 руб., а 500 000 руб., то в следующем году вы вправе заявить о применении социального вычета в размере 120 000 руб. (как видно из таблицы, это предельный размер вычета за лечение). В случае подтверждения налоговым органом права на вычет из бюджета вам вернут 15 600 руб. (13% от 120 000 руб.).

Если же вы заплатили за лечение 50 000 руб., а ваша зарплата за этот год составляет всего 120 000 руб. (104 400 руб. на руки и 15 600 руб. налог), то вы вправе заявить о применении социального вычета в размере 50 000 руб. Если налоговые органы подтвердят ваше право на вычет из бюджета, вам вернут 6500 руб. (13% от 50 000 руб.).

Если вы обратитесь за получением налогового вычета к работодателю, принцип предоставления вычета будет несколько иной. Например, в январе-марте этого года вы оплатили расходы на лечение в размере 150 000 руб. Ваша ежемесячная зарплата (выплачивается в последний день текущего месяца) составляет 100 000 руб. (87 000 руб. на руки, 13 000 руб. – налог в бюджет). В указанном порядке производились выплаты за январь-март.

В марте вы обратились в налоговую за подтверждением права на вычет в размере фактических затрат – 150 000 руб. Через 30 дней, то есть в апреле, налоговый орган подтвердил право на вычет в размере 120 000 руб. (максимальный размер вычета) и налога к возврату в размере 15 600 руб. (120 000 руб. х 13%). Тогда же вы представили подтверждение работодателю.

30 апреля, при выплате зарплаты за апрель, работодатель выдал вам 100 000 руб. (вместо 87 000 руб.), в составе которых неудержанный им налог составил 13 000 руб. Таким образом, вы фактически реализовали право на вычет в размере 100 000 руб., вам фактически вернули налог в размере 13 000 руб.

Однако вам подтверждено право на вычет в размере 120 000 руб.

31 мая, при выплате зарплаты за май, работодатель применил вычет в размере 20 000 руб. (120 000 – 100 000) и удержал НДФЛ в размере 10 400 руб. (вместо 13 000 руб.), выдав на руки 89 600 руб. (100 000–10 400) вместо 87 000 руб. Таким образом, вы фактически применили вычет в размере 20 000 руб., и вам фактически вернули налог в размере 2600 руб. (20 000 х 13%).

Всего при выплате зарплаты за апрель-май вам вернули налог (максимальное значение) на общую сумму 15 600 руб. (13 000 + 2600). Право на вычет в размере 120 000 руб. (максимальный размер вычета) реализовано полностью. Налог, который работодателю следовало возвратить физлицу путем возврата денежных средств, удержанных с зарплаты за январь-март, в этом примере отсутствует.

«Право.ru» благодарит за помощь в создании этого материала юриста Taxology Анну Макаеву.