Доплата к трудовой пенсии ивалидам 2 группы

Доплата к трудовой пенсии ивалидам 2 группы

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности.

2. Размер трудовой пенсии по инвалидности определяется по формуле:

П = ПК / (Т x К) + Б, где

П — размер трудовой пенсии по инвалидности;

ПК — сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида) (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;

Т — количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона);

К — отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;

Б — фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.

3. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности лиц, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в следующих суммах:

1) при I группе — 5 124 рублей в месяц;

2) при II группе — 2 562 рублей в месяц;

3) при III группе — 1 281 рубля в месяц.

4. Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в следующих суммах:

при наличии одного такого члена семьи — 5 978 рублей в месяц;

при наличии двух таких членов семьи — 6 832 рублей в месяц;

при наличии трех и более таких членов семьи — 7 686 рублей в месяц;

2) при II группе:

при наличии одного такого члена семьи — 3 416 рублей в месяц;

при наличии двух таких членов семьи — 4 270 рублей в месяц;

при наличии трех и более таких членов семьи — 5 124 рублей в месяц;

3) при III группе:

при наличии одного такого члена семьи — 2 135 рублей в месяц;

при наличии двух таких членов семьи — 2 989 рублей в месяц;

при наличии трех и более таких членов семьи — 3 843 рублей в месяц.

5. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренный пунктами 3 и 4 настоящей статьи, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства.

При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности определяется в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

6. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в следующих суммах:

1) при I группе — 7 686 рублей в месяц;

2) при II группе — 3 843 рублей в месяц;

3) при III группе — 1 921 рубля 50 копеек в месяц.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

7. Лицам, указанным в пункте 6 настоящей статьи, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в следующих суммах:

при наличии одного такого члена семьи — 8 967 рублей в месяц;

при наличии двух таких членов семьи — 10 248 рублей в месяц;

при наличии трех и более таких членов семьи — 11 529 рублей в месяц;

2) при II группе:

при наличии одного такого члена семьи — 5 124 рублей в месяц;

при наличии двух таких членов семьи — 6 405 рублей в месяц;

при наличии трех и более таких членов семьи — 7 686 рублей в месяц;

3) при III группе:

при наличии одного такого члена семьи — 3 202 рублей 50 копеек в месяц;

при наличии двух таких членов семьи — 4 483 рублей 50 копеек в месяц;

при наличии трех и более таких членов семьи — 5 764 рублей 50 копеек в месяц.

8. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в следующих суммах:

1) при I группе — 6 661 рубля 20 копеек в месяц;

2) при II группе — 3 330 рублей 60 копеек в месяц;

3) при III группе — 1 665 рублей 30 копеек в месяц.

9. Лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 настоящего Федерального закона, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в следующих суммах:

при наличии одного такого члена семьи — 7 771 рубля 40 копеек в месяц;

при наличии двух таких членов семьи — 8 881 рубля 60 копеек в месяц;

при наличии трех и более таких членов семьи — 9 991 рубля 80 копеек в месяц;

2) при II группе:

при наличии одного такого члена семьи — 4 440 рублей 80 копеек в месяц;

при наличии двух таких членов семьи — 5 551 рубля в месяц;

при наличии трех и более таких членов семьи — 6 661 рубля 20 копеек в месяц;

3) при III группе:

при наличии одного такого члена семьи — 2 775 рублей 50 копеек в месяц;

при наличии двух таких членов семьи — 3 885 рублей 70 копеек в месяц;

при наличии трех и более таких членов семьи — 4 995 рублей 90 копеек в месяц.

10. Фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности в размерах, указанных в пунктах 6 — 9 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства гражданина.

11. Гражданам, имеющим право на увеличение фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности (пункты 3 и 4 настоящей статьи) на соответствующий районный коэффициент в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи и одновременно на фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренный пунктами 6 — 9 настоящей статьи, по выбору гражданина производится либо установление фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренного пунктами 3 и 4 настоящей статьи с применением пункта 5 настоящей статьи, либо установление фиксированного базового размера трудовой пенсии по инвалидности, предусмотренного пунктами 6 — 9 настоящей статьи.

12. В случае установления трудовой пенсии по инвалидности средства, отраженные на индивидуальном лицевом счете и учтенные при назначении этой пенсии, не принимаются во внимание при перерасчете и корректировке трудовой пенсии по инвалидности в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона и при индексации расчетного пенсионного капитала, предусмотренной пунктом 11 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Какие льготы положены инвалидам 2 группы

Инвалидам 2 группы предоставляются следующие льготы в России:

  • пенсионное обеспечение и другие денежные выплаты;
  • социальные преференции (при оплате услуг ЖКХ, транспорта, при поступлении в вузы, льготное налогообложение, трудовые гарантии и т. д.).

Соцподдержка предусмотрена как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Какие нормы законодательства регулируют порядок предоставления льгот

Основные федеральные документы, в которых определен порядок присвоения группы инвалидности и установления льгот:

Повторимся: в субъектах РФ существуют собственные программы поддержки граждан с ограниченными возможностями здоровья, и льготы инвалидам 2 группы в Костроме, Тюмени или Москве различаются. Узнавайте.

Как устанавливается инвалидность

Приказ Минтруда от 27.08.2019 № 585н содержит классификации и критерии, по которым осуществляется медико-социальная экспертиза граждан.

Ко 2 группе относятся лица с нарушением функций организма средней тяжести, при которых трудоспособность, как правило, утрачена не полностью. Это такие нарушения здоровья:

  • дыхательная недостаточность;
  • психические нарушения;
  • нарушения речи, слуха, зрения;
  • средне-тяжелые заболевания сердца и сосудов;
  • травмы, приведшие к ограничению мобильности, и т. д.

То есть вторая группа присваивается гражданину, если он способен работать только при наличии специальных (вспомогательных) средств для этого, плюс ему необходима реабилитация и прочие меры социальной поддержки. Для оформления инвалидности необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). Она включает клиническое обследование, психиатрическое освидетельствование и оценку социально-бытовых условий жизни гражданина.

Читайте также  Заполненный образец заявления на внж 2019

Документы, предоставляемые на медико-социальную экспертизу

Оформление соцподдержки для людей с ОВЗ — канитель двухступенчатая. Вначале сбор бумаг и прохождение комиссии МСЭ, а потом (при присвоении или продлении статуса) документы и справки на льготы инвалидам 2 группы в те инстанции, где предоставляется помощь.

В отделение медико-социальной экспертизы необходимо предъявить:

  • направление, выписанное лечащим врачом или полученное в органах социальной защиты населения или в пенсионном органе;
  • справка о доходах заявителя;
  • паспорт — оригинал и ксерокопия;
  • амбулаторная карта;
  • заполненное самостоятельно или законным представителем заявление о прохождении освидетельствования;
  • трудовая книжка, если заявитель когда-нибудь работал;
  • если заявитель проходил обучение, то необходимо иметь характеристику, заполненную руководителем образовательного учреждения;
  • для работавших потребуется характеристика от работодателя;
  • если причиной утраченного здоровья стало расстройство, связанное с производственной травмой или профессиональным заболеванием, необходим оформленный в установленном порядке акт.

Инвалидность второй группы устанавливается на 12 месяцев. Через год все начинается заново.

Перечень льгот, положенных инвалиду 2 группы

Тем, кто по здоровью не в состоянии трудиться в полную силу, платят пенсию. Пенсия по инвалидности зависит от группы, трудового стажа (или его отсутствия), наличия иждивенцев и места проживания, т. е. региональных доплат. Но ежемесячный минимум общий, так как инвалиды 2 группы — это федеральные льготники. В 2021 году он составляет:

  • страховая пенсия (имеющим трудовой стаж) — 6044,48 руб.;
  • социальная (не работавшим) — 5751,9 руб.

Кроме того, льготы при 2 группе инвалидности включают ежемесячную денежную выплату (ЕДВ) плюс стоимость набора социальных услуг (НСУ), которую разрешается взять деньгами. В 2021 году с учетом последней индексации это 2919,02 руб. (из них 1211, 66 руб. — это НСУ: льготы на лекарства, санаторное лечение, проезд к месту лечения ж/д транспортом).

Ниже перечислено, какие льготы есть у инвалидов 2 группы, кроме выплат из Пенсионного фонда:

Иные меры поддержки

Повторимся: приведенные выше данные о том, какие льготы полагаются инвалиду второй группы по ЖКХ, медицинским услугам, проезду на транспорте и т. д. — федеральная норма. На местах возможны дополнительные меры поддержки.

Какие потребуются документы

  • паспорт;
  • СНИЛС;
  • банковские реквизиты;
  • справка МСЭ об инвалидности с присвоением группы;
  • документы о наличии иждивенцев;
  • свидетельства о рождении детей;
  • документы на автомобиль;
  • квитанция об оплате коммунальных услуг за предыдущий месяц;
  • акт обследования жилищных условий;
  • документы о праве собственности на землю.

Документы, перечисленные в первых 4 пунктах, необходимы везде, остальные — в зависимости от того, что и где вы оформляете.

Пенсии и пособия

КОНСУЛЬТАЦИЯ: Актуальные вопросы пенсионного обеспечения граждан

Важнейшей составляющей системы социальной защиты является пенсионное обеспечение.
Основная цель пенсионного обеспечения – обеспечение финансовой устойчивости пенсионной системы, предоставление пенсионных выплат нетрудоспособным гражданам и периодическое повышение их размеров с учетом роста доходов работников.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее – Закон), другие законодательные акты.

Законом закреплены условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, за особые заслуги перед республикой. Законодательством предусматривается возможность назначения отдельным категориям граждан досрочных пенсий по условиям труда или социальным основаниям.

Право на трудовую пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины при общем стаже работы не менее 25 лет, женщины при общем стаже работы не менее 20 лет при достижении общеустановленного пенсионного возраста:

  • в 2016 году: мужчины — 60 лет, женщины — 55 лет;
  • в 2017 году: мужчины — 60 лет 6 месяцев, женщины — 55 лет 6 месяцев;
  • в 2018 году: мужчины — 61 года, женщины — 56 лет;
  • в 2019 году: мужчины — 61 года 6 месяцев, женщины — 56 лет 6 месяцев;
  • в 2020 году: мужчины — 62 лет, женщины — 57 лет;
  • в 2021 году: мужчины — 62 лет 6 месяцев, женщины — 57 лет 6 месяцев;
  • в 2022 году и последующие годы: мужчины — 63 лет, женщины — 58 лет.

Обязательным условием для реализации права на трудовую пенсию по возрасту и трудовую пенсию за выслугу лет (статьи 11-13,15,24,47-49-2 Закона) является наличие стажа работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее – страховой стаж). Для назначения трудовой пенсии по возрасту и за выслугу лет требуется наличие страхового стажа:

  • в 2016 году – 15 лет 6 месяцев;
  • в 2017 году – 16 лет;
  • в 2018 году – 16 лет 6 месяцев;
  • в 2019 году – 17 лет;
  • в 2020 году – 17 лет 6 месяцев;
  • в 2021 году – 18 лет;
  • в 2022 году – 18 лет 6 месяцев;
  • в 2023 году – 19 лет;
  • в 2024 году – 19 лет 6 месяцев;
  • в 2025 году и последующие годы — 20 лет.

Для назначения досрочных пенсий по возрасту родителям детей — инвалидов (инвалидов с детства); многодетным матерям, родившим пять и более детей; инвалидам с детства; инвалидам войны; матерям военнослужащих, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы, лилипутам и карликам (статьи 17-22 Закона) требуется 5 лет страхового стажа (при выполнении других условий, предусмотренных законодательством).

Пенсия по возрасту при 10 годах страхового стажа назначается:

  • женщинам, родившим четверых детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста, имеющим общий стаж не менее 20 лет;
  • лицам, имеющим продолжительный общий стаж: мужчины не менее 40 лет, женщины 35 лет;
  • лицам, которые длительное время (не менее 10 календарных лет, без учета времени нахождения в социальном отпуске по уходу за детьми) проходили военную службу (службу в военизированных организациях), но не приобрели права на пенсию по нормам Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований», и имеющим общий стаж не менее 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин (статьи 5 и 22-1 Закона).

Лицам с длительным (более 10 лет) периодом нахождения на инвалидности I или II группы страховой стаж для назначения пенсии по возрасту снижается на 6 месяцев за каждый полный год нахождения на инвалидности. При нахождении на инвалидности 21 год и более пенсия назначается при наличии 5 лет страхового стажа (статьи 5 и 22-1).

С 1 января 2021 года лицам, достигшим возраста 65 лет – мужчины, 60 лет – женщины, имеющим страховой стаж не менее 10 лет, но менее требуемого страхового стажа для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, назначается трудовая пенсия по возрасту при неполном страховом стаже (статья 24-1 Закона). В отличие от других трудовых пенсий размер указанной пенсии исчисляется в процентном отношении от бюджета прожиточного минимума пенсионера.

В общий стаж, кроме периодов работы (иной деятельности) с уплатой обязательных страховых взносов включаются также периоды, предусмотренные частью второй статьи 51 Закона (в частности, служба в Вооруженных Силах СССР, Республики Беларусь, время ухода за детьми в возрасте до 3-х лет (но не более 12 лет в общей сложности), период ухода за инвалидом 1 группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постоянном уходе, период получения в дневной форме получения образования профессионально-технического, среднего специального, высшего и послевузовского образования, получения пособия по безработице, но не более 6 месяцев в общей сложности и др.). Продолжительность общего стажа влияет также на размер пенсии. Максимально учитываемая продолжительность общего стажа составляет 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин.

Для реализации права на трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца установлены льготные требования по стажу работы инвалида или кормильца (в том числе по страховому стажу).

Период, из заработка за который исчисляется пенсия, ежегодно увеличивается на 1 год. В 2021 году пенсия исчисляется из заработка за последние 27 лет подряд стажа работы.

В периодах работы, предпринимательской деятельности учитывается фактический заработок (доход), из которого уплачивались обязательные страховые взносы, а за периоды иной деятельности (иные периоды), которые включены в стаж (часть вторая статьи 51 Закона), в качестве фактического заработка в расчет принимается 40 процентов средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы.

Минимальные гарантии

Минимальный размер трудовой пенсии по возрасту установлен в размере 25 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь за два последних квартала (статья 23 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по инвалидности I и II групп установлен в размере 100 процентов, по III группе — 50 процентов, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) — 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 31 Закона).

Минимальный размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца установлен в размере 100 процентов минимального размера пенсии по возрасту, детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот (при условии неполучения в связи со смертью родителя ежемесячной страховой выплаты) – 200 процентов минимального размера пенсии по возрасту (статья 38 Закона).

Читайте также  17681 разрисовщик игрушек еткс

Минимальный размер трудовой пенсии за выслугу лет установлен в размере 100 процентов минимальной пенсии по возрасту (статья 50 Закона).

К трудовым пенсиям, исчисленным в минимальном размере, лицам, постоянно проживающим в Республике Беларусь, установлена доплата в размере 20 процентов средней заработной платы работников в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера при назначении и перерасчете пенсий в связи с ростом средней заработной платы (Постановлением Совета Министров Республики от 22 декабря 1999 г. №1976 в редакции от 06.04.2017 № 257).

К пенсиям отдельных категорий пенсионеров устанавливается надбавка на уход (статьи 25, 33, 41-1, 50-1 Закона) и (или) повышение пенсий (статья 68 Закона).

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 16 января 2012 г. №35 «О повышении пенсий» к пенсиям постоянно проживающих в Республике Беларусь неработающих пенсионеров, достигших возраста 75 лет и получающих пенсию в органах по труду, занятости и социальной защите, установлены доплаты.

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств в соответствии с международными договорами Республики Беларусь в области социального (пенсионного) обеспечения, назначается социальная пенсия. Она назначается мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам – 60 лет. Данное условие не применяется в отношении детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.

Социальные пенсии исчисляются из наибольшей величины утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в следующих размерах:

  • инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, – 110 процентов;
  • инвалидам с детства II группы – 95 процентов;
  • инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца (пункт «а» части третьей и часть четвертая статьи 35) на каждого ребенка – 85 процентов;
  • инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства –75 процентов; лицам, достигшим возраста: мужчины – 65 лет, женщины – 60лет, – 50 процентов;
  • детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при степени утраты здоровья: первой – 80 процентов, второй – 85 процентов, третьей – 95 процентов, четвертой – 110 процентов.

В целях поддержания уровня пенсионного обеспечения периодически производятся перерасчеты пенсий.

Перерасчет пенсий осуществляется:

  • в связи с ростом средней заработной платы на основании указов Президента Республики Беларусь не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь. Одновременно с таким повышением перерасчитывается размер доплаты к минимальным трудовым пенсиям;
  • в связи с изменением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).

Перерасчеты пенсий в 2014-2020 годах

В 2021 году произведены перерасчеты:

  • с 1 февраля: минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте 75 лет и старше – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения – 262,87 руб.
  • с 1 мая: минимальных трудовых пенсий, социальных пенсий, надбавок и повышений к ним, доплат пенсионерам в возрасте 75 лет и старше – в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения – 273,27 руб.

Размер государственных пособий семьям, воспитывающим детей, c 01.11.2021

Пенсии по инвалидности со следующего года назначат автоматически

Михаил Терентьев рассказал о законах, защищающих инвалидов, которые вступят в силу в ближайшие полгода, и о нормативных актах, которые предстоит принять новому созыву Госдумы

С 1 января 2022 года инвалидам не нужно будет ходить по инстанциям, чтобы оформить пенсию, — согласно​ принятым парламентом изменениям в законодательство РФ, информация о человеке будет автоматически поступать в Пенсионный фонд, а процесс назначения пенсии займёт не более пяти дней. Каковы главные итоги работы депутатов в ходе весенней сессии текущего года и в течение всего VII созыва Госдумы в сфере соцзащиты инвалидов? Об этом «Парламентской газете» рассказал зампредседателя думского Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Михаил Терентьев.

​ — Михаил Борисович, за последние полгода депутаты приняли ряд знаковых законов, касающихся социальной защиты людей с ограниченными возможностями здоровья. Вы, являясь не только председателем​ Всероссийского общества инвалидов, но и координатором проекта партии «Единая Россия» под названием «Единая страна — доступная среда», выступили автором целого ряда таких инициатив. Какие из них можете выделить?

— На мой взгляд, одним из наиболее важных стал закон о беззаявительном порядке назначения пенсий. Для оформления социальных и страховых пенсий по инвалидности, страховых пенсий по старости, а также региональных социальных доплат к пенсиям гражданам больше не придется самим обращаться с заявлением и собирать документы, всё будет происходить автоматически — без их участия. Закон принят и вступит в силу с 1 января 2022 года.

— Согласно новой норме, сведения из Федерального реестра инвалидов будут направляться в Пенсионный фонд. А когда и как люди узнают, что пенсия им назначена?

— Такое решение должно быть принято в течение пяти рабочих дней, о чём человек получит уведомление. Благодаря новым правилам люди с инвалидностью смогут получить положенную им пенсию в течение месяца после назначения. И без лишней бюрократии.

— С октября 2021 года заработают инициированные вами изменения в законодательство РФ, касающиеся получения инвалидами технических средств реабилитации (ТСР). В середине июня Правительство представило на общественное обсуждение проект постановления, которым регулируется процесс получения электронных сертификатов: по ним и можно будет приобретать ТСР. Ожидаете ли, что придется делать какие-то корректировки в реализации права на электронный сертификат?​ ​

— Суть наших поправок: люди с инвалидностью смогут оплатить ТСР и услуги для реабилитации с помощью электронных сертификатов. Теперь они сами смогут решать, какую модель им взять, и оплатить сертификатом без долгих ожиданий. Отмечу, что в уходящем созыве принят закон, который позволяет обеспечивать инвалида ТСР по месту его фактического пребывания, — до внесения этих изменений он не мог получить такие средства, если, например, долгий период находится на лечении в санатории.

Механизм получения ТСР через электронные сертификаты — новый, и, прежде чем ввести, мы его обсуждали более трёх лет. Поэтому, возможно, потребуется коррекция некоторых моментов — в частности, проследить механизм ценообразования сертификата. Предвидя это, «Единая Россия» обратилась к Правительству, чтобы из Резервного фонда было выделено дополнительно порядка 10 миллиардов рублей на обеспечение ТСР, — решение уже принято, и общая сумма расходов бюджета на ТСР в этом году составит теперь рекордные 45 миллиардов рублей! Замечу, что расходы федерального бюджета РФ по данной статье последовательно увеличивались последние несколько лет.

— При обсуждении законопроекта о «гаражной амнистии» вам с коллегами удалось внести изменения, которые скорректировали правила организации стоянок для средств передвижения инвалидов. В чём они заключаются и когда​ вступят в силу?

— По новым правилам, закреплённым поправками​ в Земельный кодекс РФ и в Закон «О социальной защите инвалидов», с 1 сентября 2021 года люди с инвалидностью получают право на бесплатное использование земельного участка для некапитального гаража или для бесплатной стоянки их средств передвижения рядом с местом жительства. Речь идёт об участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Считаю, это позволит решить проблемы большого количества граждан с инвалидностью и наконец определить индивидуальное место для их транспортного средства вблизи дома, что так необходимо, особенно в зимний период, людям на колясках и с ограничениями в передвижении.

— С июля 2021 года в России начинается реформа контрольно-надзорной деятельности. В рамках её проведения власти должны будут выполнять новые требования, обеспечивающие нормальную жизнь людей с инвалидностью. Расскажите о них.

— Административная реформа убирает излишние требования к бизнесу, но это не должно ухудшать качество жизни. Мы обратили внимание, в частности, на то, что у муниципалитетов не было полномочия по надзору при благоустройстве территорий (это особенно актуально при замене асфальтового покрытия, приведения в порядок парковых зон, пешеходных дорожек). Теперь они будут обязаны следить за созданием безбарьерной среды на путях передвижения. Требования по доступности транспорта, строений были установлены ранее, а требования при благоустройстве территорий были упущены. Теперь этот пробел восполнен законодателем.

— Под самый занавес весенней сессии депутаты приняли в окончательном чтении ряд инициированных вами поправок, которые дополнят меры соцзащиты инвалидов в области занятости. Теперь квота для инвалидов будет считаться выполненной работодателем только тогда, когда с необходимым количеством людей с инвалидностью заключат официальные договоры о трудовых отношениях, — ранее было достаточно того, что работодатель просто создавал такие позиции и заявлял о них. А какие вопросы в сфере занятости инвалидов, на ваш взгляд, должны быть решены в ближайшем будущем? ​

-​ Для мотивации человека с инвалидностью к поиску работы было бы важно рассмотреть вопрос увеличения стандартного налогового вычета за каждый месяц работы. Сегодня работающему индексация страховой пенсии по инвалидности не выплачивается — в рамках общепринятого решения, и налоговый вычет у такого работника остаётся 500 руб. в месяц. Кроме того, надо оставлять все компенсационные выплаты инвалиду, даже если он начинает работать, ведь он преодолел физические и психологические барьеры. Повышение занятости — это не только социальная стабильность в обществе, но и социальная интеграция человека. Пока по этим вопросам не найдено консенсуса. Но знаю, что в Правительстве эта тема не уйдёт в долгий ящик.​

Читайте также  Административное право - 6

И ещё. В сотрудничестве с Минтрудом России нам удалось устранить несправедливость, связанную с президентскими выплатами для семей c детьми от 3 до 7 лет: некоторые родители не могли её получить только потому, что среднедушевой доход в их семье незначительно превышал планку регионального прожиточного минимума из-за компенсации по уходу за детьми с инвалидностью или ежемесячных выплат на реабилитацию таких детей. В итоге были внесены изменения в Постановление Правительства о требованиях назначения денежных выплат — упомянутые компенсации по уходу больше не будет учитываться при расчёте среднедушевого дохода для определения статуса нуждаемости.

— VII созыв Госдумы завершает свою работу, в сентябре предстоят новые выборы. Что удалось сделать в области социальной защиты людей с ограниченными возможностями здоровья за предыдущие пять лет?

— Прежде всего, законом о поправке к Конституции РФ закреплены вопросы социальной интеграции инвалидов и обеспечение условий по созданию доступной среды. Важным для людей с ограничениями по здоровью стал закон о введении штрафов за дискриминацию инвалидов и пожилых граждан при предоставлении товаров и услуг — за это предусматривается штраф до 500 тысяч рублей. Также рад тому, что в рамках антикризисных мер вместе с коллегами по партии «Единая Россия» и Минтрудом нам удалось временно внедрить заочное освидетельствование на инвалидность граждан, которые проходят данную процедуру впервые. Замечу, что такой порядок продлён до 1 октября 2021 года. Это, в свою очередь, стало катализатором обсуждения возможности расширения практики заочного освидетельствования и совершенствования цифрового обмена информацией между учреждениями здравоохранения и бюро МСЭ.

Среди других законов, которые, на наш взгляд, способны существенно облегчить и улучшить жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья и их близких, — изменения, которые дают семьям с инвалидами I, II​ групп или детьми-инвалидами право на компенсацию 50% от взносов на капремонт; закрепление паллиативной помощи не только в медучреждениях, но и на дому; закон об индексации пенсий гражданам-опекунам.

Также отмечу закон, исключающий ситуации, когда инвалидам с ограниченной мобильностью не оказывается услуга по посадке на поезд и высадке из него, — благодаря изменениям в Уставе железнодорожного транспорта РФ здесь определена совместная ответственность перевозчика и владельца инфраструктуры. Это особенно актуально для пригородных сообщений, когда на небольших остановках только перевозчик может оказать необходимую помощь при посадке и высадке из вагона.

— Какие вопросы по поддержке инвалидов, на ваш взгляд, требуют рассмотрения новым созывом Госдумы в первую очередь?​

— В конце весенней сессии Госдумой в первом чтении принят законопроект, устанавливающий гарантию получения бесплатного второго высшего и среднего специального образования для инвалидов. Считаю, что у тех граждан, кто уже после получения первого образования стал инвалидом и из-за этого не может работать по специальности, должна быть возможность бесплатно приобрести второе образование и новую специальность. Именно на это направлены новые поправки.

Надеемся, что этот законопроект будет принят до конца года — чтобы новые квоты были учтены в бюджете на следующую трёхлетку и заработали уже с учебного 2022 года. ​ ​

Также хочется, чтобы новый созыв Госдумы внимательно отслеживал реализацию тех решений, которые были приняты депутатами ранее, — члены партии должны уделить этому пристальное внимание, уверен в этом.

Есть и инициативы, которые мы уже долго прорабатываем с Правительством. Проблемы будут актуальными до тех пор, пока не будут найдены решения. Первое — это обеспечение доступности жилого помещения: на данный момент такое требование есть, но механизм финансирования на создание доступной среды для инвалидов в некоторых регионах не работает, так как не определены источники финансирования. Вторая тема, которая точно окажется в поле зрения нового созыва, — изменение законодательства в сфере реабилитации инвалидов, цель которых — создать такую систему, которая будет видеть реабилитационный путь человека на различных этапах его жизни и учитывать новые обстоятельства, чтобы своевременно определять необходимые меры поддержки, упрощая бюрократические процедуры по их получению.

— Речь идёт о создании​ новой онлайн-платформы по поддержке инвалидов в РФ?

— Нет, у нас она уже есть — это Федеральный реестр инвалидов, где размещаются все сведения о человеке. Но она не должна быть статичной в течение нескольких лет, а изменяться с учётом новых обстоятельств жизни. Поэтому мы предлагаем внедрять цифровые технологии, которые, кстати, пошагово развиваются, и ФРИ уже становится межведомственной платформой в области соцзащиты инвалидов. Один из результатов — благодаря доступу к ней РЖД теперь инвалид может приобрести билет в специальный доступный вагон с подъёмником сразу при первом онлайн-заказе, и ему больше не надо предъявлять документы об инвалидности в билетной кассе.

Безусловно, это не всё инициативы на будущее. В нашем законодательном портфеле остаются вопросы, связанные с долговременным уходом за людьми с тяжёлой инвалидностью, по вопросам распределённой опеки и работе интернатов, по обеспечению ежегодного санаторно-курортного лечения инвалидов, потребность в котором федеральный бюджет не покрывает в полной мере. Очень надеюсь, что все эти планы будут осуществлены депутатами нового созыва Госдумы.

Ежемесячная денежная выплата инвалидам

В соответствии со ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети — инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ). ЕДВ устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ЕДВ, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, Пенсионный фонд РФ осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на государственную социальную помощь (далее — Федеральный регистр).

По данным регионального сегмента Федерального регистра в Ямало-Ненецком автономном округе по состоянию на 01.01.2020 количество инвалидов, состоящих в территориальных органах ПФР, составляет (чел.):

Инвалиды III группы

Инвалиды II группы

Инвалиды I группы

Согласно российскому законодательству размер ЕДВ подлежит индексации один раз в год, исходя из уровня инфляции.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.01.2020 № 61 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2020 году» с 01.02.2020 размер ЕДВ составляет:

Сумма ЕДВ в 2020 году

без учета стоимости НСУ (руб.)

Сумма ЕДВ в 2020 году с

учетом стоимости НСУ (руб.)

Инвалиды III группы

Инвалиды II группы

Инвалиды I группы

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование набора социальных услуг, таким образом, набор социальных услуг является частью ежемесячной денежной выплаты и предоставляется по выбору льготника в натуральной форме или в денежном эквиваленте.

С 01.02.2020 г. общая стоимость набора социальных услуг составляет 1 155,06 руб., в том числе:

1) обеспечение по рецептам врача бесплатными лекарствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов стоимостью

2) представление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний стоимостью

3) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно стоимостью

Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг, может отказаться от их получения в натуральном виде полностью или частично, получая вместо них денежное возмещение в составе ЕДВ.

Изменить порядок получения набора социальных услуг можно только с 1 января каждого следующего года при условии, что соответствующее заявление в ПФР подано до 1 октября текущего года.

При установлении гражданину другой группы инвалидности производится перерасчет размера ЕДВ. При этом перерасчет размера ЕДВ происходит в беззаявительном порядке на основании сведений ФГИС ФРИ:

1) в сторону увеличения – с даты установления группы инвалидности, дающей право на более высокий размер ЕДВ;

2) в сторону уменьшения – при установлении группы инвалидности, дающей право на более низкий размер ЕДВ, с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, по который была установлена предыдущая группа инвалидности.

ВАЖНО! Граждане, получающие ЕДВ, обязаны безотлагательно сообщать в территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влияющих на изменение размера ЕДВ, а также влекущих прекращение ЕДВ.

Продолжая использовать этот сайт, Вы принимаете условия пользовательского соглашения и даёте согласие на обработку пользовательских данных (файлов cookie), в том числе с использованием систем аналитики «Яндекс. Метрика» и «Google Analytics», (IP-адрес; версия ОС; версия веб-браузера; сведения об устройстве (тип, производитель, модель); разрешение экрана и количество цветов экрана; наличие программного обеспечения для блокирования рекламы; наличие Cookies; наличие JavaScript; язык ОС и Браузера; время, проведенное на сайте; глубина просмотра; действия пользователя на сайте; географические данные) в целях определения посещаемости сайта. Отказаться от обработки пользовательских данных и использования «cookie» можно, выбрав соответствующие настройки в браузере. Однако это может повлиять на работу некоторых функций сайта . ПОДРОБНЕЕ / СВЕРНУТЬ