Доплата за классное руководство в спб

Перестали платить 5000 руб за классное руководство

Здравствуйте, уважаемые читатели. На наш сайт поступают вопросы относительно выплат из федерального бюджета за классное руководство. В части из них спрашивают могут ли их перестать выплачивать.

Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» сказал, что : «Ближе всего к ученикам – их классные руководители. Такая постоянная каждодневная работа, связанная с обучением, воспитанием детей, – это огромная ответственность, и она, конечно, требует особой подготовки наставников и их особой поддержки. В этой связи считаю необходимым уже с 1 сентября ввести специальную доплату классным руководителям в размере не менее пяти тысяч рублей за счет средств федерального бюджета.»

04.04.2020 Правительство РФ приняло постановление N 448 “О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Развитие образования” и утвердило Правила предоставления и распределения иных межбюджетных трансферов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечения выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы. Данные Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных организаций.

С целью единообразного применения положений данного постановления на территории Российской Федерации Министерство Просвещения Российской Федерации направило в регионы письмо от 28.05.2020 N ВБ-1159/08 “О направлении разъяснений” (вместе с “Разъяснениями по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций”), которое было разработано совместно в Общероссийским Профсоюзом образования.

Вместе с тем по отдельным положениям разъяснений письма от 28.05.2020 N ВБ-1159/08 “О направлении разъяснений” потребовались дополнительные пояснения. Поэтому Минпросвещения России совместно с Общероссийским Профсоюзом образования разработало и направило в регионы письмо от 7 сентября 2020 года N ВБ-1700/08, где даны дополнительные разъяснения по данному вопросу.

Таким образом, дополнительная выплата 5000 рублей полагается классным руководителям, которые работают в общеобразовательных организациях, осуществляющих программы (в том числе и адаптированные) начального и среднего образования. Иными словами, федеральная доплата полагается всем классным руководителям (с 1 по 11 класс) школ, гимназий, лицеев, общеобразовательных интернатов и т.д. При этом не имеет значения, находится ли школа в городской или сельской местности — на право получения дополнительных сумм этот фактор не влияет.

В соответствии с Правилами, утвержденными постановлением N 448, выплата денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам именуется “ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам”.

Данная выплата осуществляется дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленное по состоянию на 31 августа 2020 года, из бюджета субъекта РФ, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта РФ, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.

Одновременно рекомендуется не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

Денежное вознаграждение в размере 5000 рублей выплачивается ежемесячно за классное руководство, но не более 2-х выплат ежемесячного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в 2-х и более классах.

Согласно п.7 письма Минпросвещения от 28.05.2020 г. деятельность, по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации.

Осуществление педагогическими работникам классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается. При этом необходимо отметить, что при регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Необходимо отметить, что Минпросвещения РФ письмом от 21 августа 2020 г. N ВБ-1625/08 предложило руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ организовать раздельное начисление и выплату денежного вознаграждения за классное руководство. В связи с чем им рекомендовано обеспечить контроль за полным и своевременным доведением этой федеральной выплаты до ее получателей.

Таким образом, для установления классного руководства образовательная организация с письменного согласия сотрудника на основании приказа по организации поручает осуществление классного руководства с суммой выплат в зависимости от количества классов, в которых будет осуществляться классное руководство, но не более 2-х выплат ежемесячного вознаграждения одному педагогическому работнику.

В случае нарушений по выплате федеральной надбавки за классное руководство для начала надо письменно обратиться к руководству образовательной организации. При получении неудовлетворительного ответа – в региональный орган управления образованием, а также можно обратиться на «горячую линию» Минпросвещения. И если конфликтная ситуация не разрешится путем переговоров, обратиться в судебные органы за защитой своих нарушенных прав.

Автор: Екатерина Неугодова, юрисконсульт “Учительской газеты”

Доплата за классное руководство в спб

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ &nbsp

СПОРТ В ГИМНАЗИИ

Приоритетный национальный проект «Образование»

Приоритетный национальный проект «образование» включает в себя шесть направлений и реализуется в соответствии с Сетевым планом по реализации приоритетного национального проекта в сфере образования в Санкт-Петербурге, утвержденным 27.12.2005 Губернатором Санкт-Петербурга.

Установление дополнительного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.
Финансирование дополнительного вознаграждения за классное руководство осуществляется за счет средств бюджета Санкт-Петербурга и субсидий из федерального бюджета в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.01.2006 № 8 «О мерах по реализации постановления Правительства Российской федерации от 30.12.2005 № 854 (с изменениями на 09.02.2006)». Доплата в размере 1000 рублей в месяц устанавливается в классах с нормативной наполняемостью (25 человек) в дополнение к выплачиваемым ранее доплатам за классное руководство из регионального бюджета. При наполняемости класса менее 25 человек вознаграждение устанавливается в размере, исчисленном по формуле 1000*n/25, где n – количество учащихся в классе.

Осуществление государственной поддержки общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы.
Государственная поддержка в размере 1,0 млн. рублей оказывается образовательным учреждениям – победителям конкурсного отбора, проводимого в Санкт-Петербурге в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.03.2006 № 46 «Об утверждении Порядка и критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы» и распоряжением Комитета по образованию от 17.03.2006 № 207-р «О проведении в Санкт-Петербурге конкурсного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы». Эти средства могут быть направлены на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и переподготовку педагогических работников общеобразовательного учреждения.

Учреждении ежегодного поощрения лучших учителей общеобразовательных учреждений.
Государственная поддержка учителей предполагает ежегодное денежное поощрение учителей в размере 100 тысяч рублей каждое за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование, востребованный обществом. Поощрение лучших учителей осуществляется на принципах конкурсного отбора в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 10.05.2006 № 102 «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей» и распоряжением Комитета по образованию от 18.05.2006 № 569-р «О проведении в Санкт-Петербурге конкурса на получение денежного поощрения лучших учителей».

В целях развития данного направления приоритетного национального проекта «Образование», стимулирования начального и среднего профессионального образования принято постановление Правительства Санкт-Петербурга 07.02.2006 № 124 «Об учреждении премий Правительства Санкт-Петербурга «Лучший учитель Санкт-Петербурга», «Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга» и «Лучший мастер производственного обучения Санкт-Петербурга», устанавливающее денежное вознаграждение в размере 20 тыс. рублей каждое для 50 лучших учителей государственных общеобразовательных учреждений и преподавателей государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, 40 лучших классных руководителей государственных общеобразовательных учреждений и 10 лучших мастеров производственного обучения учреждений начального и среднего профессионального образования.

Осуществление государственной поддержки способной и талантливой молодежи в возрасте от 14 до 25 лет.
Мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодежи будут способствовать развитию творческого, научного и профессионального потенциала молодежи, повышению ее конкурентоспособности на рынке труда, формированию в российском обществе и за рубежом позитивного имиджа государства.

В рамках проекта учреждены премии победителям и призерам международных, всероссийских, региональных и межрегиональных олимпиад и иных мероприятий, проводимых на конкурсной основе.

Внедрение современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения и подключение образовательных учреждений к сети Интернет.
В рамках этого направления предполагается осуществить на уровне Российской Федерации закупку комплектов современной компьютерной техники, современных электронных образовательных программ, подключение школ к сети Интернет.

Оснащение образовательных учреждений учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
Предполагается поставка в образовательные учреждения оборудования для кабинетов физики, химии, биологии, географии, интерактивных досок.

Конкурс инновационных образовательных программ

1 февраля 2012 года Городская конкурсная комиссия подвела итоги конкурса между образовательными учреждениями, внедряющими инновационные образовательные программы. В числе победителей конкурса названа наша гимназия.

Поздравляем весь коллектив с победой в конкурсе!

Победители II тура получат из бюджета Санкт-Петербурга средства государственной поддержки в размере 2 млн. рублей на приобретение техники .

Доплата за классное руководство в спб

Минпросвещения России подготовило разъяснения по выплате денежного вознаграждения за классное руководство школьным педагогам (направлены в регионы письмом Минпросвещения России от 28.05.2020 №ВБ-11598). В письме сформулированы основные условия оформления выплаты, но обращаем внимание, что оно носит рекомендательный характер. Школы могут принимать локальные акты, регулирующие вопросы предоставления выплаты.

Основание: Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2020 г. №448 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие образования», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. №1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее — постановление №448, государственная программа «Развитие образования»).

По данным Министерства просвещения, всего в российских школах сегодня более 838 тысяч классов, в которых обучается более 16,5 млн школьников.

Средства будут выделяться с 1 сентября 2020 г. Выплата составит 5 тыс. руб. в месяц.

Предлагаем вашему вниманию наше понимание в виде краткой выдержки по правилам начисления доплаты за классное руководство и комментарий из разъяснений от Минпросвещения России.

Читайте также  Защита прав и законных интересов детей

1. Данная доплата не должна уменьшать плановое повышение заработной платы.

Предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат денежного вознаграждения за классное руководство не являются основанием для корректировки межбюджетных отношений в случае превышения в субъектах Российской Федерации целевых показателей повышения уровня средней заработной платы педагогических работников общеобразовательных организаций, установленных указами Президента Российской Федерации от 2012 года.

2. На данную доплату должны быть начислены сверху районные коэффициенты и действующие районные процентные надбавки, а также страховые взносы.

Размер предоставляемого бюджету субъекта Российской Федерации иного межбюджетного трансферта определяется с учетом районных коэффициентов; процентных надбавок; заявленной субъектом Российской Федерации прогнозируемой численности педагогических работников общеобразовательных организаций, получающих вознаграждение за классное руководство; количества месяцев в году, в которые выплачивается денежное вознаграждение за классное руководство; страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.

3. В расчетном листе по заработной плате данная доплата должна звучать так: ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам.

Согласно постановлению №448, выплата денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам именуется «ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам».

4. Доплата за классное руководство предоставляется не более чем за руководство двух классов, в размере 5 000 руб. за работу с каждым классом, и только по письменному заявлению на каждую доплату.

Постановлением №448, установлено, что денежное вознаграждение выплачивается в размере 5000 рублей ежемесячно за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных организаций, но не более 2 выплат ежемесячного денежного вознаграждения одному педагогическому работнику при условии осуществления классного руководства в 2 и более классах.

Из этого следует, что педагогические работники могут осуществлять классное руководство с выплатой соответствующего денежного вознаграждения не более чем в двух классах. При этом деятельность педагогического работника по классному руководству и в одном, и во втором классе осуществляется только с его письменного согласия с установлением денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый из двух классов.

5. Доплату за классное руководство педагог получает независимо от количества учащихся в классе или классе-комплекте.

Денежное вознаграждение в размере 5000 рублей выплачивается педагогическому работнику за классное руководство в классе (классах), а также в классе-комплекте, который принимается за один класс (далее — класс), независимо от количества обучающихся в каждом из классов, а также реализуемых в них общеобразовательных программ, включая адаптированные общеобразовательные программы.

6. Доплата за классное руководство выплачивается плюсом к выплате за классное руководство, что была ранее.

Выплата денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5000 рублей выплачивается дополнительно к выплате (доплате) за классное руководство, установленной по состоянию на 31 августа 2020 года из бюджета субъекта Российской Федерации, снижение размера которой не допускается. При этом рекомендуется установить порядок такой выплаты из бюджета субъекта Российской Федерации, который не должен зависеть от количества обучающихся в классе.

7. Доплата за классное руководство не должна менять размер действующих ранее надбавок и выплат. Хотя в постановлении этот пункт значится как рекомендация 🙂

Одновременно рекомендуется при этом не допускать ухудшения ранее установленных условий оплаты труда, снижения размеров индексации заработной платы, отмены либо уменьшения размеров надбавок, коэффициентов, стимулирующих выплат, установленных указанным категориям работников из региональных бюджетов.

8. Данная доплата за классное руководство начисляется по всем правилам начисления заработной платы и входит в расчет среднего заработка и при исчислении больничного.

Денежное вознаграждение за классное руководство является составной частью заработной платы педагогического работника, в связи с этим оно:

— выплачивается педагогическим работникам одновременно с выплатой заработной платы;

— учитывается при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, как и другие доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме;

— учитывается при определении отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— учитывается для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, а также процентной надбавки к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях.

При расчете среднего заработка для всех случаев его определения учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат.

К таким выплатам относится и денежное вознаграждение за классное руководство, в связи с чем оно должно учитываться в соответствии с подпунктом «м» п.2 указанного Положения при исчислении среднего заработка для оплаты ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусков, ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков, в том числе в связи с обучением, при выплате компенсации за неиспользованный отпуск, при сохранении среднего заработка для получения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), в других случаях исчисления среднего заработка.

Денежное вознаграждение за классное руководство учитывается при исчислении пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. Аналогичный порядок применяется также при определении размера пособия по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности, выплачиваемого за счет средств работодателя.

9. Для получения данной доплаты обязательно напишите заявление и убедитесь в наличии приказа, а также кадрам образовательной организации необходимо составить дополнительное соглашение к трудовому договору об этой доплате.

Деятельность по классному руководству возлагается на педагогического работника общеобразовательной организации с его письменного согласия приказом общеобразовательной организации.

Осуществление педагогическими работниками классного руководства с выплатой денежного вознаграждения в размере 5000 рублей за каждый класс, а также с дополнительной выплатой (доплатой) из средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится к существенным условиям трудового договора педагогического работника. При надлежащем осуществлении классного руководства внесения каких-либо изменений в трудовой договор без согласия педагогического работника не допускается.

10. Должны быть внесены изменения в коллективный договор и предоставлены под роспись работникам. Проверьте наличие в Коллективном договоре ниже изложенных пунктов.

При регулировании вопросов, связанных с классным руководством, рекомендуется руководствоваться тем же порядком, что и при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, закрепляя соответствующие положения в коллективном договоре общеобразовательной организации.

Так, применительно к порядку, установленному при распределении учебной нагрузки на новый учебный год, в коллективном договоре могут быть предусмотрены следующие положения, связанные с осуществлением педагогическими работниками классного руководства в классах:

— недопущение в течение учебного года и в каникулярный период изменений размеров выплат педагогическим работникам за классное руководство или отмена классного руководства в конкретном классе по инициативе работодателя при надлежащем осуществлении классного руководства, за исключением случаев сокращения количества классов;

— преемственность осуществления классного руководства в классах на следующий учебный год;

— определение кандидатур педагогических работников, которые в следующем учебном году будут осуществлять классное руководство в классах, одновременно с распределением учебной нагрузки по окончании учебного года, с тем, чтобы каждый педагогический работник знал, в каком классе в новом учебном году он будет осуществлять классное руководство;

— временное замещение длительно отсутствующего по болезни и другим причинам педагогического работника, осуществляющего классное руководство, другим педагогическим работником с установлением ему соответствующих выплат за классное руководство пропорционально времени замещения;

— возможность отмены выплат за классное руководство за неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником по его вине работы по классному руководству.

11. Доплату за классное руководство можно получать в период замещения отсутствующего работника. Так же данную доплату может получить и учитель, работающий по совмещению, являющийся, например, директором данного учреждения по основному месту работы.

При недостаточном количестве педагогических работников или при отсутствии желания у отдельных из них осуществлять классное руководство на одного педагогического работника с его письменного согласия может быть возложено классное руководство в двух классах. Классное руководство может быть также возложено на одного педагогического работника в двух классах временно в связи с заменой длительно отсутствующего другого педагогического работника по болезни или другим причинам.

В случае необходимости классное руководство может также осуществляться учителями из числа руководителей и других работников общеобразовательной организации, ведущих учебные занятия в данном классе.

12. Доплата за классное руководство учителям остается и на время каникул и на время карантина, исключение: время отпуска работника.

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся общеобразовательных организаций, а также периоды отмены (приостановки) для обучающихся занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям, не совпадающие с ежегодными основными удлиненными оплачиваемыми и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками педагогических работников, являются для работников рабочим временем.

За время работы в указанные периоды оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул или периоду отмены (приостановки) для обучающихся занятий по указанным выше причинам с учетом денежного вознаграждения в размере 5000 рублей и других выплат за классное руководство.

13. Доплата за классное руководство должна быть выплачена, независимо от того, есть ли в должностной инструкции или прочих локальных документах образовательной организации упоминание об этом виде деятельности или о доплате за нее.

Введение должности классного руководителя взамен суммирования денежного вознаграждения и иных выплат, предназначенных для оплаты классного руководства, не допускается, в том числе по причине:

— отсутствия такого наименования должности педагогического работника в номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»;

— отсутствия регулирования трудовых прав работника по такой должности. Следует также отметить, что согласно квалификационным характеристикам, утвержденным в установленном порядке, классное руководство в должностные обязанности педагогических работников, включая учителей, не входит, в связи с чем осуществление классного руководства обеспечивается путем установления педагогическим работникам соответствующих выплат, в том числе в виде денежного вознаграждения в размере 5000 рублей из федерального бюджета.

Вопрос учителя: С 1 сентября 2020 года в нашей школе внесли в должностную инструкцию классного руководителя обязанности по выдаче молока и замера температуры у учащихся, эти действия нужно оформлять в табеле и журнале. Оплата за эту работу не предполагается, работодатель оправдывается тем, что введена доплата в 5000 рублей за классное руководство. Правомерно ли навязать нам эту дополнительную работу?

Ответ юриста профсоюза «Учитель»: По смыслу абз. 7 п. 2.3 Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утв. Приказом Минобрнауки от 11.05.2016 № 536, педагог должен дать согласие на выполнение тех или иных дополнительных видов работ, это согласие должно быть выражено в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. То есть, формально даже подпись педагога о согласии на приказе не является надлежащим оформлением дополнительной работы классным руководителем согласно названным Особенностям. Потому виды работ должны быть перечислены в трудовом договоре или дополнительном соглашении. Поскольку при изменении в одностороннем порядке «должностной инструкции классного руководителя» педагог не дает согласия на выполнение «новых» работ, то он может отказаться от выдачи молока и замера температуры, продолжить выполнение тех работ, на которые давал согласие.

Доплата за классное руководство в спб

Адрес: ул. Молдагуловой, д. 6, литер А, Санкт-Петербург, 195027

Читайте также  Обжалование действий и бездействий дознавателя следователя

Приоритетный национальный проект “Образование”

Приоритетный национальный проект “Образование” предполагает реализацию следующих целей: продвижение ориентиров государственной образовательной политики, становление современного менеджмента в системе образования, развитие институтов гражданского общества.

Применительно к общему образованию приоритетный национальный проект включает в себя следующие направления:

Установление дополнительного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных учреждений;

Учреждение ежегодного поощрения лучших учителей общеобразовательных учреждений;

Осуществление государственной поддержки общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы;

Внедрение современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения и подключение общеобразовательных учреждений к сети Интернет;

Осуществление государственной поддержки способной и талантливой молодёжи.

1. Об установлении дополнительного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам общеобразовательных учреждений.

Актуальность вопроса об установлении доплаты из федерального бюджета педагогическим работникам общеобразовательных учреждений за классное руководство, в том числе для учителей начальных классов, связана с необходимостью повышения роли классного руководителя в образовательном процессе и эффективности его работы в деле воспитания подрастающего поколения.
Финансирование дополнительного вознаграждения за классное руководство будет осуществляться за счёт средств бюджета субъектов Федерации и субсидий из федерального бюджета. Доплата в размере 1000 рублей в месяц устанавливается в классах с нормативной наполняемостью (25 человек) в дополнение к уже выплачиваемым доплатам из ре6гионального бюджета за классное руководство.

2. Об учрежде6нии ежегодного поощрения лучших учителей общеобразовательных учреждений.

С целью реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации Путиным В.В., и исполнения поручения Правительства Российской Федерации Минобрнауки России определены мероприятия по учреждению ежегодного поощрения лучших учителей.
Государственная поддержка учителей предполагает ежегодные поощрения 10 тысяч российских учителей в размере 100 тысяч рублей за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в образование, востребованный обществом. Поощрение лучших учителей будет осуществляться на принципах конкурсного отбора.
Критерии участия и отбора следующие:

  • учитель имеет высшее педагогическое образование;
  • основным местом работы учителя является общеобразовательное учреждение;
  • учебная педагогическая нагрузка учителя составляет не менее одной полной ставки;
  • стаж педагогической работы по специальности в общеобразовательном учреждении не менее 3 лет;
  • учитель имеет высшую или первую квалификационную категорию;
  • учитель имеет поддержку профессионального сообщества;
  • позитивная динамика учебных достижений обучающихся за последние три года;
  • позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам;
  • позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
  • использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
  • обобщение и распространение собственного педагогического опыта;
  • повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие учёной степени и (или) звания;
  • участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.

Субвенции субъектам Российской Федерации на выплату поощрений лучшим учителям будут предоставляться Федеральным агентством по образованию на основании публичных конкурсов, проведённых субъектами Российской Федерации среди учителей общеобразовательных учреждений из расчёта приблизительно один поощряемый учитель на 2 тыс. городских школьников и 1 поощряемый учитель на 1 тыс. сельских школьников.
Квоты административным районам Санкт-Петербурга будут определены Комитетом по образованию с учётом числа обучающихся в том или ином районе. Порядок и критерии конкурсного отбора учителей общеобразовательных учреждений на награждение премией Президента Российской Федерации на уровне Санкт-Петербурга будут установлены Комитетом по образованию после опубликования соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
Объявление приоритетного национального проекта “Образование” станет стимулом для расширения практики поощрения лучших учителей на уровне субъектов Федерации. Благодаря премиям, учреждённым главами регионов, общее количество поощряемых учителей значительно повысится. В Санкт-Петербурге в 2006 году будут учреждены премии Правительства города “Лучший учитель Санкт-Петербурга ” и “Лучший классный руководитель Санкт-Петербурга ”, которыми ежегодно будут награждаться 50 петербургских учителей и 50 петербургских классных руководителей.
Дополнительная бюджетная поддержка в рамках национального проекта “Образование” увеличит приток квалифицированных кадров в общеобразовательные учреждения, что в конечном счёте приведёт к повышению качества образования российских школьников.

3. О мерах государственной поддержки общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы.

Выбор учреждений для оказания государственной поддержки будет осуществляться путём открытых и прозрачных конкурсных процедур с широким участием гражданских институтов. Конкурсный отбор общеобразовательных учреждений будет проходить на основании следующих критериев:

  • общеобразовательное учреждение являе5тся самостоятельным юридическим лицом, имеет собственный баланс;
  • в деятельности учреждения не зафиксированы нарушения законодательства Российской Федерации Санкт-Петербурга;
  • в общеобразовательном учреждении функционирует орган государственно-общественного управления;
  • в общеобразовательном учреждении в течение двух лет не зарегистрировано травм во время образовательного процесса и преступлений, совершённых обучающимися;
  • разработана и реализуется программа развития общеобразовательного учреждения, соответствующая Концепции модернизации российского образования и Приоритетным направлениям развития образовательной системы Российской Федерации;
  • общеобразовательное учреждение является ресурсным (методическим, опорным и т. д.) центром для других образовательных учреждений района и региона по ряду направлений развития общего образования;
  • использование современных педагогических технологи, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предметам и воспитательной работы;
  • реализация здоровъесберегающих программ и программ дополнительного образования;
  • участие в районных, региональных и всероссийских конкурсах;
  • активная деятельность по привлечению внебюджетных средств;
  • создание условий для внеурочной деятельности обучающихся;
  • доступность образования для граждан (отсутствие жалоб граждан на неправомерные действия администрации общеобразовательного учреждения, в том числе, при приёме детей в школу).

Общественное участие является гарантией того, что учреждения, которые получат поддержку, в наибольшей степени отвечают современным социальным запросам гражданского общества.
Финансирование поддержки инновационных школ будет осуществляться путём направления субсидий субъектам Российской Федерации. Субсидии предоставляются Федеральным агентством по образованию на основании результатов публичных конкурсов, проведённых субъектами Российской Федерации среди общеобразовательных учреждений.
Комитет по образованию разработает механизм предоставления квот, выделяемых на административные районы Санкт-Петербурга, на поддержку инновационных общеобразовательных учреждений конкурсного отбора в зависимости от количества школьников.
Порядок, критерии общеобразовательных учреждений на награждение премией Президента Российской Федерации на уровне Санкт-Петербурга будут установлены Комитетом по образованию после опубликования соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации.
В общей сложности за два года в России по результатам общественной экспертизы получат поддержку проекты и программы развития 6000 общеобразовательных учреждений. Размер такой поддержки для каждого общеобразовательного учреждения составит 1,0 млн. рублей. Школы смогут потратить полученные суммы в соответствии с предоставленными на конкурс программами развития на приобретение лабораторного оборудования и программного обеспечения, модернизацию учебных классов, подготовку преподавателей.

4. Внедрение современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения и подключение образовательных учреждений к сети Интернет.

В рамках этого направления предполагается осуществить на уровне Российской Федерации закупку комплектов современной компьютерной техники (объём финансирования 2006 год-750 млн. руб.; 2007 год — 750 млн. руб.;), современных электронных программ (объём финансирования 2006 год-600 млн. руб.; 2007 год – 600 млн. руб.;). Это позволит обеспечить поддержку и развитие образовательных учреждений, активно использующих современные образовательные технологии.
В 2006-2007 годах в Росси предполагается оснастить 2,5 тыс. образовательных учреждений, имеющих специалистов высокого уровня подготовки, а также обеспечить подключение к сети Интернет 20000 школ. При этом выбор школ, подключаемых к сети Интернет, является наличие необходимой базы, достаточной для полноценного использования сети Интернет в образовательном учреждении.

5. Государственная поддержка способной и талантливой молодёжи в возрасте от 14 до 25 лет.

В рамках проекта в 2006-2007 годах России будет выделено 5 тысяч грантов в размере 60 тыс. рублей для победителей всероссийских предметных олимпиад и конкурсов дополнительного образования (1000 грантов в год), а также школьников, студентов и молодых специалистов (1500 грантов в год) по следующим номинациям:

1. Социально-значимая и общественная деятельность.
2. Научно-техническое творчество.
3. Профессиональное мастерство.
4. Художественное творчество
5. Спортивные достижения.

Мероприятия по государственной поддержке способной и талантливой молодёжи будут способствовать развитию творческого, научного и профессионального потенциала молодёжи, повышению её конкурентоспособности на рынке труда, формированию в российском обществе и за рубежом позитивного имиджа государства.

От чего зависит зарплата учителя в Санкт-Петербурге?

Одно из ключевых направлений реформы образования в России — изменение принципов оплаты труда учителей. Для системы образования двух регионов — Санкт-Петербурга и Ханты-Мансийского автономного округа — новую модель оплаты труда разработал Санкт-Петербургский филиал ГУ-ВШЭ. Рассказывает руководитель коллектива разработчиков, заместитель директора филиала Наталья Заиченко .

— Наталья Алексеевна, в чем новизна системы оплаты труда работников образования, которую вы разработали?

— Можно выделить четыре основных «новеллы».

Первое новшество — отказ от единой тарифной сетки (ЕТС), на основе которой до сих пор рассчитываются зарплаты в 90% российских регионов. До октября 2005 года в Санкт-Петербурге все различия между работниками системы образования — от дворника до директора школы — определялись 18 разрядами ЕТС.

Кроме того, базой для расчета зарплат в условиях ЕТС был минимальный размер оплаты труда (МРОТ), и от этого принципа мы также отказались. Отсюда второе новшество: минимальный уровень зарплаты работника образования в Санкт-Петербурге не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения Санкт-Петербурга. Это уровень рабочего первого разряда — нянечки или уборщицы.

Третье новшество — абсолютная прозрачность формирования заработной платы в соответствии с четко определенными коэффициентами. Любой работник образования теперь знает, сколько и за что он получает, и принципы оплаты понятны всем участникам образовательного процесса.

Четвертое новшество — инструментальность системы, простота в использовании. Принципы формирования окладов работников образования могут меняться в зависимости от приоритетов региональной образовательной политики.

— В чем, на ваш взгляд, заключались недостатки прежней системы оплаты труда?

— Суть «старой» системы оплаты состоит в том, что в 18 разрядов должны «помещаться» все различия между работниками системы образования — от рабочего 1-го разряда до директора школы 15—16-го разряда. От разряда зависели размеры различных надбавок и доплат (более 30 наименований) за квалификацию, вредность труда, стаж, специфику труда, а также так называемые «губернаторские надбавки», устанавливаемые в каждом регионе. Кстати, в Санкт-Петербурге «губернаторская надбавка» составляла 300% от тарифа. Но размер этой надбавки зависел исключительно от воли руководства региона и мог быть скорректирован в любой момент.

Читайте также  Возврат дома после покупки продавцу

Эту систему нельзя назвать прозрачной, присвоение разрядов зачастую субъективно, а размер оплаты достигает прожиточного минимума только к 10—11 разряду. Проблема поощрения за качество труда решается только путем повышения разряда или дополнительных выплат из специальных надтарифных фондов учреждений.

А в нашей системе оплаты учитываются шесть факторов — так называемые повышающие коэффициенты к базовому окладу, показатели, определяющие размер оклада.

— Что это за показатели?

— Для разных категорий работников предусмотрены разные показатели.

Всего выделено четыре категории работников — управленцы (от директора до заведующего библиотекой), педагогические работники, прочие специалисты (инженер, бухгалтер, библиотекарь) и рабочие.

Например, на оклад учителя влияют четыре коэффициента — уровень образования, стаж работы, специфика работы, квалификация. Специфика работы зависит от того, в каком учреждении человек работает, — детском доме, гимназии, коррекционной школе и проч. (всего 14 типов учреждений, которые делятся на 63 вида). Квалификация работника по-прежнему подтверждается результатами аттестации (категория плюс почетные звания).

А вот на оклад управленца влияют пять коэффициентов: первые три — такие же, как у педагогических работников, еще два — масштаб учреждения и занимаемая должность (чем выше уровень ответственности, тем выше коэффициент).

Для районов Крайнего севера, где федеральным законодательством определены дополнительные надбавки, вводятся еще два коэффициента. Их мы учитывали при разработке системы оплаты для Ханты-Мансийского автономного округа.

— Как эти факторы влияют на оклад? Сколько денег добавляю, к примеру, за стаж, а сколько — за опыт работы?

— Поскольку с помощью окладной системы оплаты труда работников образования (ОСОТО) можно задавать вектор развития кадрового потенциала и управления человеческими ресурсами, каждому из шести коэффициентов может присваиваться разный вес. Образно говоря, ими можно манипулировать, как марионетками.

Например, региональные власти считают, что в систему образования нужно привлекать работников со стажем — значит, увеличивается коэффициент за стаж. Если нужно привлекать учителей в коррекционные школы, увеличивается коэффициент специфики для данного типа учреждений. Если же мы считаем, что нужно повысить образовательный уровень работников, то определяющим становится коэффициент, стимулирующий повышение уровня образования. Например, в Санкт-Петербурге учитель с дипломом магистра «ценится» выше, чем учитель с дипломом специалиста, а специалист — выше, чем бакалавр. Разница между этими коэффициентами, впрочем, пока небольшая — только 10%.

Решения о «весе» того или иного коэффициента и его изменении принимается Правительством Санкт-Петербурга с учетом аргументации Комитета по образованию.

— Как удалось принять решение о том, что минимальный уровень зарплаты работника образования должен быть не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения Санкт-Петербурга? Это ведь обязывает городские власти ежегодно индексировать зарплату?

— С такой инициативой выступила губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, хотя прожиточный минимум полностью «поглощал» «губернаторскую надбавку». В октябре 2005 года был принят соответствующий закон Санкт-Петербурга, и таким образом оклад работника стал зависеть не от воли руководителя, а от положения закона. Это действительно революционное решение.

— Учитывается ли при расчете оклада учителя его аудиторная нагрузка?

— Нет. Аудиторная нагрузка учителя составляет 18 часов при 36-часовой рабочей неделе. Оставшиеся 18 часов как вторую половину рабочего дня сегодня мы не нормируем.

Попытки это сделать были предприняты еще пять лет назад. По аналогии с нормированием рабочего времени преподавателя вуза в структуре рабочего времени учителя могут быть разные виды педагогической нагрузки — например, посещение музеев, встречи с родителями, классное руководство, подготовка к урокам, разработка учебно-методических пособий и другое. У нас сегодня достаточно количественных данных о том, сколько времени и на какие виды работ в среднем тратит учитель в неделю, месяц, год.

Доброй памяти Анатолия Аркадьевича Пинского, возглавлявшего Центр социально-экономического развития школы ГУ-ВШЭ, хотелось бы напомнить о его разработках в области нормирования труда учителя, которые касаются, в частности, структуры педагогической нагрузки, состоящей из 11 видов деятельности, поддающейся нормированию. Эти идеи пока не реализованы.

— Как в окладной системе учитывается качество работы учителя? Министр Андрей Фурсенко не раз говорил, что смысл перехода к отраслевой системе оплаты в том, чтобы платить больше тем, кто работает лучше.

— Чтобы учитывать качество работы, региональные власти могут увеличить коэффициент, связанный с квалификацией учителя. Чтобы этот показатель «заработал» в полной мере, нужно совершенствовать положение об аттестации работников, и это касается не только педагогов, управленцев, но и рабочих. Школа начинается с гардероба точно так же, как театр начинается с вешалки.

Другая возможность — выплаты лучшим учителям из фонда надбавок и доплат, который имеет каждое образовательное учреждение. Решения по распределению средств этого фонда принимаются директорами с учетом рекомендаций школьных общественных советов.

В нашей системе разработаны критерии для формирования в учреждениях фонда надбавок и доплат. Эти критерии выделены по видам ресурсов — человеческие, финансовые, информационные, материально- технические, — и им могут быть присвоены определенные значения. Степень важности поддержки и развития того или иного ресурса определяется Советом образовательного учреждения.

— Не обсуждалась ли идея введения коэффициентов в зависимости от предметов, который ведет учитель? Ведь преподавать иностранный язык сложнее, чем физкультуру.

— Почему вы так решили? И учитель иностранного языка, и учитель физкультуры имеют одинаковые дипломы о высшем образовании, им присвоена одна и та же квалификация, следовательно, у них равный старт. Не бывает учителя второго сорта, как не бывает «осетрины второй свежести». Разница в оплате возможна лишь в том случае, если педагоги имеют разные уровни образования.

— Как изменились доходы работников образования Санкт-Петербурга после перехода к ОСОТО в 2006 году?

— Следует уточнить, что цель разработки новой системы состояла не в увеличении заработной платы. Для «линейного» увеличения нет необходимости переходить на новую систему — можно просто «подбросить» денег в рамках существующих правил, например, увеличить МРОТ. Тем не менее, в большинстве случаев зарплаты увеличились, и это связано не столько с новой системой, сколько с увеличением расходов города на образование.

В то же время при введении ОСОТО оклады некоторых категорий работников должны были уменьшиться — например, у специалистов и руководителей, не имеющих высшего образования, но аттестованных на высшую категорию (это происходило по разным причинам, зачастую вполне справедливо). На компенсацию возникшей разницы между старым и новым окладом правительством города в 2006 году были выделены дополнительные средства. В 2007 году был повышен коэффициент образования для группы со средним специальным образованием, и таким образом проблему удалось решить.

— Как учреждения города готовились к внедрению новой системы оплаты?

— Совместно со специалистами Комитета по образованию Санкт-Петербурга мы провели за два— три месяца более тридцати встреч с руководителями и педагогами всех типов и видов образовательных учреждений города, разъясняя цели, задачи и принципы действия ОСОТО. Это была нелегкая, но необходимая работа, по результатам этих встреч мы корректировали систему.

— Можно ли использовать ОСОТО в других бюджетных сферах?

— Да. Правительство Санкт-Петербурга изначально поставило нам задачу разработать систему, которую можно использовать и в бюджетных учреждениях других отраслей — здравоохранения, культуры, социальной защиты, молодежной политики и пр. Сейчас наша методика используется во всех бюджетных отраслях Санкт-Петербурга.

— Какие еще проекты для системы образования Санкт-Петербурга реализует филиал ГУ-ВШЭ?

Можно выделить три наиболее важных проекта: «Программа развития системы образования Санкт-Петербурга на период 2006—2015 гг.», «Методика определения численности работников в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга», «Образовательный округ».

— Расскажите о них подробнее.

— Наш филиал разработал «Программу развития системы образования Санкт-Петербурга на период 2006—2015 гг.». Составляющая часть этой программы — проект закона «Об общем образовании Санкт-Петербурга», который в настоящее время рассматривают наши депутаты.

Проект «Методика определения численности работников в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» важен в связи с переходом на нормативно-подушевое финансирование в образовании. Основная идея методики — зависимость численности работников в образовательном учреждении от количества детей с применением модели расчетных индикаторов ставок по типам и видам образовательных учреждений.

Методика уже работает — она утверждена правительством Санкт-Петербурга 13 марта 2007 года. С нового учебного года каждый ребенок, который приходит в школу, будет «приводить за собой» определенную долю ставок руководителей, специалистов и служащих с учетом специфики образовательного учреждения. На каждый тип и вид образовательного учреждения даны матрицы расчетных индикаторов ставок, простое перемножение индикатора на количество детей в учреждении дает количество ставок работников по трем категориям — управленцы, педагогические работники, прочие специалисты. Количество ставок по категории «рабочие» зависит от площадей, инфраструктурных объектов, количества посадочных мест и других характеристик учреждения. Условно, на одного ребенка, например, в школе-интернате на 200 мест приходится 0,07 ставок руководителей, 0,05 ставок педагогического персонала, 0,055 ставок специалистов непедагогического профиля, 0,013 ставок служащих.

Третий проект — «образовательный округ». Речь идет об объединении ресурсов учреждений разных типов и видов на отдельно взятой территории. Идея образовательного округа была разработана при участии заместителя научного руководителя ГУ-ВШЭ Льва Любимова.

— Чем образовательный округ отличается от университетского? Филиалы ГУ-ВШЭ в Перми и Нижнем Новгороде создали университетские округа.

Разница есть. Университетский округ решает образовательные задачи, главная из которых — повышение качества образования как учеников, так и учителей. Цели образовательного округа скорее социальные: школы, детские сады, учреждения дополнительного образования работают вместе, предоставляя населению более широкие возможности по пользованию образовательными услугами. В дальнейшем в работе округа будут принимать участие учреждения культуры, здравоохранения, спорта.

В 2006 году мы начали этот эксперимент в Невском районе города. Проект так и назывался — «Невский образовательный округ», он реализовывался при поддержке депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрея Ловягина. Невский район — один из самых сложных районов Питера, где очевидны социальные проблемы, характерные для мегаполиса. Надеемся, этот проект будет расширяться после принятия закона «Об общем образовании Санкт-Петербурга».

Кстати, в перспективе мы планируем еще один проект — «Модель управления системой образования Санкт-Петербурга», о котором можно будет подробно рассказать в декабре 2007 года.

Беседовал Борис Старцев, новостная служба портала ГУ-ВШЭ