Гле регистрируются договора по служебному жилью

Предоставление служебного жилья

Для постановки на учет в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения гражданин представляет:

  1. заявление о принятии на учет в качестве нуждающегося в предоставлении служебного жилого помещения + согласие (это все можно написать в МЗ ТО)
  2. паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина и членов его семьи;( копия полного паспорта(ов)) не только заполненные страницы, а ВЕСЬ!
  3. документ, подтверждающий право на получение служебного жилого помещения (копия трудовой книжки, копия приказа о назначении на должность, копия трудового договора, если есть доп. соглашение или приказ о переводе на другую должность тоже предоставляется) (копии заверенные отделом кадров без дат, просто КОПИЯ ВЕРНА, печать)
  4. свидетельство о браке или расторжении брака и другие документы, подтверждающие родственные отношения гражданина; (копии)
  5. справку о составе семьи; (дата справки не позже, чем за 10 дней, до даты подачи заявления)
  6. выписку из домовой книги и (или) копию лицевого счета по месту жительства (дата справки не позже, чем за 10 дней, до даты подачи заявления)
  7. справки из органа, осуществляющего государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов градостроительной деятельности(БТИ), на людей, родившихся до 14.09.1998
  8. справки из органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним(ЕГРН), о наличии (отсутствии) у гражданина и членов его семьи жилого помещения в собственности на территории Тульской области( ЕГРН с 14.09.1998г-по настоящее время). дата справки должна быть не позже, чем за 3 дня, до дня подачи заявления в МЗ ТО)

ВАЖНО! БТИ сейчас делается 10 рабочих дней, ЕГРН 5 рабочих дней. Подсчитайте, что бы справки были готовы одним днем (пример: БТИ 6 декабря, ЕГРН 6 декабря), либо (пример: БТИ 5 декабря, ЕГРН 6 декабря) Заявление будет приниматься датой ЕГРН, отсчитывайте от этой даты также справки пункта 5 и 6.

Категории граждан, имеющих право на предоставление служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда Тульской области, органом, уполномоченным на управление которым является министерство здравоохранения Тульской области:

(в ред. Постановления правительства Тульской области от 10.12.2020 N 756)

  1. Главный врач (Руководитель государственного учреждения здравоохранения Тульской области).
  2. Заместитель главного врача (курирующий вопросы лечебной деятельности).
  3. Заведующий отделением — врач-специалист.
  4. Врач-акушер-гинеколог.
  5. Врач-анестезиолог-реаниматолог.
  6. Врач-бактериолог.
  7. Врач-гастроэнтеролог.
  8. Врач-дерматовенеролог.
  9. Врач-диетолог.
  10. Врач здравпункта.
  11. Врач-инфекционист.
  12. Врач-кардиолог.
  13. Врач клинической лабораторной диагностики.
  14. Врач-невролог.
  15. Врач-онколог.
  16. Врач-оториноларинголог.
  17. Врач-офтальмолог.
  18. Врач-патологоанатом.
  19. Врач приемного отделения.
  20. Врач-пульмонолог.
  21. Врач-радиолог.
  22. Врач-рентгенолог.
  23. Врач по рентгенэндоваскулярным диагностике и лечению.
  24. Врач-стоматолог.
  25. Врач-стоматолог-терапевт.
  26. Врач-стоматолог-хирург.
  27. Врач-терапевт.
  28. Врач-травматолог-ортопед.
  29. Врач ультразвуковой диагностики.
  30. Врач-уролог.
  31. Врач-физиотерапевт.
  32. Врач функциональной диагностики.
  33. Врач-хирург.
  34. Врач-эндоскопист.
  35. Фельдшер.
  36. Врач-эндокринолог.

Как приватизировать жилье, полученное от Министерства обороны РФ?

Для начала обратимся к закону.
В соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, а именно со ст.15 данного закона «Военнослужащим — гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона».
Приватизация жилья военнослужащим — довольно сложный и трудоемкий процесс. Основная проблема заключается в следующем: в большинстве случаев военнослужащие получают жилое помещение, принадлежащее Министерству Обороны, заключая договора социального найма. Начиная процесс приватизации, человек может столкнуться с рядом проблем, например, отсутствие собственника дома, в котором проживает семья военнослужащих; или отсутствие управляющей компании; отсутствие технического паспорта. Кадастрового паспорта на квартиру и другими проблемами. Все это приводит к остановке самого процесса приватизации. Приватизация жилья предполагает два варианта передачи жилого помещения в собственность:
— каждый член семьи, участвующий в приватизации получает свою определенную долю в квартире;
-жилое помещение передается в собственность одному члену семьи.
Следует знать, что в заявлении, которое подготавливается на приватизацию, необходимо проставить подписи всех членов семьи военнослужащего, не забывая и про несовершеннолетних детей.
В случае возникновения каких-либо проблемных ситуаций, связанных с приватизацией, следует помнить, что возможна приватизация квартиры военнослужащим и любой жилой площади, находящейся в федеральной собственности, через суд. Таким образом не важно получил ли военнослужащий квартиру от Министерства обороны, федеральной службы охраны и ли другого федерального учреждения — решение о приватизации для военных служебных квартир принимает суд.
Для начала у военнослужащего на руках обязательно должно быть, либо Решение Федерального органа исполнительной власти, либо договор социального найма жилого помещения с министерством обороны либо другим федеральным ведомством, в соответствии с которыми, военнослужащему и членам его семьи было предоставлено в пользование жилое помещение — квартира. Если такой документ есть — считайте, полдела сделано.
Государство, в соответствии с действующем законодательством, обязано передать военнослужащему в собственность служебное жилое помещение. К договору социального найма необходимо приложить акт передачи жилого помещения или ордер на вселение, т.е. любой документ, подтверждающий предоставление «служебной квартиры» (постановление, распоряжение).

Также военнослужащему необходимо получить выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество, которая доказывает, что квартира действительно находится в собственности Российской Федерации. Право оперативного управления может быть не закреплено вообще, или принадлежать определенному госоргану ( в таком случае, в исковом заявлении необходимо просить прекратить это право оперативного управления).

Для прохождения военной приватизации необходимо получить послужной список.

Следующий шаг — необходимо грамотно составить исковое заявление в суд о признании за военнослужащим права собственности на служебную квартиру и оплатив госпошлину подать заявление в суд.

Также суду необходимо доказательство того, что военнослужащий не смог урегулировать вопрос о приватизации служебной квартиры в досудебном порядке.
Для этого военнослужащему необходимо обратиться с письменным заявлением в орган, в ведении которого находится служебная квартира. Представитель министерства обороны или федерального учреждения должен в письменном виде ответить военнослужащему, что процедура приватизации осуществима исключительно через суд.
Если квартира принадлежит Министерству обороны РФ, их ответ иначе называется как «Отказ Минобороны в Приватизации». Также в ответе министерства обороны может быть указано возражает ли этот орган против Ваших требований или поддерживает их. Если в ответе на обращение военнослужащего сказано, что возражает, пугаться не стоит, все решения о приватизации служебной квартиры или в отказе военной приватизации всё равно принимает суд.

Следующими документами, необходимыми для подачи иска в суд являются копия финансового лицевого счета с указанием общей и жилой площади квартиры и выписка из домовой книги. Для суда они будут служить доказательствами того, что в квартире действительно проживает военнослужащий и члены его семьи.
В случае, если в служебной квартире проживает человек, на которого военнослужащий не будет приватизировать квартиру, то ему необходимо дать заверенное нотариусом «согласие на приватизацию» этого жилого помещения (квартиры) за указанными людьми и свой отказ от права на приватизацию служебной квартиры. Копию этого документа необходимо также приложить к исковому заявлению в суд.
В случае бесплатной приватизации, военнослужащему необходимо будет доказать, что он ранее не учествовал в бесплатной приватизации. Для этого необходимо получить «справки о неприватизации» из паспортных столов всех районов, в которых Вы когда либо жили. В суд «справку о неприватизации» иногда предоставлять необязательно, ведь, если с Вами был заключен договор социального найма, значит Ваше участие в бесплатной приватизации уже проверило Минобороны РФ.

Читайте также  Должностная инстркция юридическое сопровождение заключения контрактов

Технический паспорт (калька-план) на служебное жилое помещение (из ФФГУП «Ростехинвентаризация» (БТИ) — без постановки на кадастровый учёт будет служить доказательством того, что в служебной квартире не было проведено неузаконенных перепланировок. Также потребуется кадастровый паспорт на служебное жилое помещение.

Ну и конечно, военнослужащему потребуется сделать ксерокопии паспортов и свидетельств рождения детей.
Суд рассмотрит обращение военнослужащего и вынесет решение о том что данную квартиру можно «расслужебить»
Получив решение суда, военнослужащему необходимо зарегистрировать право собственности на бывшую служебную квартиру. Для этого ему потребуется — решение суда, кадастровый паспорт квартиры.
Государственная пошлина за регистрацию в Росреестре составит 2000 рублей.

С ЧЕМ СВЯЗАНЫ ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЬЯ?

1. Первый этап приватизации
Для приватизации квартиры необходим договор передачи. Военнослужащий обращается в ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» с просьбой его заключить.

2. Получение отказа
Заключение договора передачи квартиры в собственность с военнослужащим невозможно, поскольку Минобороны не наделило ФГКУ «СТУИО» МО РФ правом на приватизацию служебных квартир.

3. Обращение в суд
Военнослужащему не хватает документов для подачи в Росреестр и он не может получить свидетельство о собственности на квартиру. Что делать в этом случае? Единственным решением будет обращение в суд.

Какие документы необходимо собрать для иска в суд?

1. Копии паспортов всех участников приватизации
2. Нотариальный отказ от участия в приватизации от тех, кто прописан в квартире, но отказывается в ней участвовать
3. Справка формы 9 (числом не позднее 10 дней до подачи иска в суд)
4. Технический паспорт, технический план, кадастровый паспорт на квартиру
5. Договор социального найма
6. Письмо-отказ от ФГУ Министерства обороны от передачи квартиры в собственность граждан
7. Выписка из послужного списка военнослужащего
8.Выписка из Приказа Министра обороны РФ по личному составу и строевой части (об увольнении с военной службы)
9. Все справки, подтверждающие неучастие в приватизации по месту жительства, начиная с 1991 года. Это справки из БТИ до 1995 года. Выписки из ЕГРП Росреестра с 1995 года.
10. Выписка по форме 3 из ЕГРП по всей России (о наличии собственности)
11. Исковое заявление (составляли сами на основании примеров из интернета)
12. Квитанция госпошлины.
13. Копия доверенности ( если заявление подает доверенное лицо)
14. Выписка из послужного списка+ Выписка из Приказа Министра обороны РФ по личному составу и строевой части (об увольнении с военной службы)
15. Копии Свидетельства о браке (так как супруг отказывался от участия в приватизации)

Что нужно учитывать в деле о выселении из служебного жилья

Частым случаем выселения из служебной квартиры, предоставленной администрацией муниципального образования, является прекращение трудового договора или контракта, на основании которых предоставлялось жилье. Иск о выселении становится неприятным сюрпризом, в частности, для ушедших в отставку сотрудников полиции и членов их семей, которые вдруг узнают, что из муниципальной служебной квартиры их хотят выселить без предоставления другого жилья.

В соответствии с п. 27 Типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2002 г. № 897 (в ред. от 1 октября 2004 г. с изменениями от 16 марта 2013 г., далее – Типовое положение), сотрудник, прекративший службу, подлежит выселению из служебного жилья со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма. Кроме того, в п. 28 Типового положения установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в п. 27, не могут быть выселены в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.

Нередко органы МВД на местах, желая облегчить себе жизнь, просят администрацию муниципального образования предоставить жилье их сотруднику. В связи с этим важно отметить, что на квартиру, предоставленную горадминистрацией, нормы Типового положения не распространяются.

К примеру, два оперуполномоченных, всю жизнь прослуживших в одном отделе, получили служебные квартиры. Первый – от МВД, второй – от муниципалитета города, где располагается ОВД. В итоге первый, прослужив 10 лет, сохранит за собой служебную квартиру, а второй после выхода на пенсию должен вернуть квартиру администрации города и выселиться «в никуда».

Понимая, что доводы о честной многолетней службе и отсутствии у семьи выселяемого другого жилья суд не примет во внимание, мы, адвокаты, вынуждены искать пороки в механизме предоставления служебной квартиры администрацией города. Расскажу об одном из них, выявленном в ходе изучения материалов дела, на основании чего было установлено, что квартира не являлась служебной.

Судебные прецеденты по таким делам редки, но в литературе описаны. В некоторых случаях квартиры служебного найма суды признают квартирами социального найма (см., например, решение Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 28 августа 2014 г.; определение Приморского краевого суда от 19 января 2012 г. по делу № 33-143).

Памятуя о том, что лучшая защита – это нападение, защищая права получивших иск о выселении из служебной квартиры доверителей – капитана полиции В. и членов его семьи, а также майора полиции К. и членов его семьи, я обратилась в суд со встречным исковым заявлением к горадминистрации о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, а также об обязании ответчика заключить с каждым из указанных лиц договор социального найма.

Отмечу, что нередко администрации муниципальных образований, упрощая себе жизнь, не регистрируют в регистрирующих органах принадлежащие им жилые помещения как квартиры служебного найма. В результате получается, что на квартиру имеется полный пакет документов – и решение администрации о наделении квартиры статусом «служебная», и доказательства предоставления семье квартиры именно как служебной. Не хватает «мелочи» – квартира как служебная госрегистрацию не прошла. А это означает, что она таковой не была (часто предполагается, что никто и никогда не потребует в рамках гражданского дела о выселении регистрационные документы на квартиру; в итоге людей продолжают выселять).

Итак, на момент предоставления спорных квартир на условиях типового договора найма служебного жилого помещения у них в силу отсутствия соответствующей госрегистрации не появился статус служебного жилья. При таких обстоятельствах распоряжение главы муниципального образования о включении квартиры в специализированный жилищный фонд с отнесением ее к служебным жилым помещениям и предоставление как служебной были незаконными, договор найма служебного жилого помещения был заключен необоснованно, без соблюдения требований законодательства. Предоставление жилого помещения могло осуществляться администрацией только с целью улучшения жилищных условий доверителя – т.е. по договору социального найма. Следовательно, с момента заключения с моими доверителями типового договора найма служебного жилого помещения они фактически пользовались квартирами на условиях социального найма.

Читайте также  Что включается в трудовую книжку

Хотя в материалы дела горадминистрацией были представлены доказательства, отвечающие требованиям ст. 60 ГПК РФ (о наличии статуса служебного жилого помещения), спорное жилье, на мой взгляд, не могло использоваться по договору найма специализированного жилья.

Постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что ЕГРП состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества, а каждый раздел, в свою очередь, содержит описание объекта, записи о праве собственности и иных вещных правах на него, а также имя (наименование) правообладателя, записи об ограничениях (обременениях) этих прав и наличии сделок с этим объектом.

В связи с тем, что Приказ Минэкономразвития России от 22 марта 2013 г. № 147 «Об утверждении форм документов, в виде которых предоставляются сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не содержит указаний о наличии в выписке из ЕГРП сведений о статусе жилья, при рассмотрении гражданского дела целесообразно, на мой взгляд, направлять в соответствующее Управление Федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии судебный запрос о том, имеет ли квартира статус служебного жилого помещения.

Единственным доказательством существования зарегистрированного права является госрегистрация (ч. 5 ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», далее – Закон о госрегистрации недвижимости). Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений (далее – Правила). Согласно п. 14 Правил «Орган управления в срок, предусмотренный в пункте 13 настоящих Правил, принимает решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилого помещения специализированного жилищного фонда либо об отказе в таком отнесении. Информация о принятом органом управления решении направляется заявителю в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения».

Таким образом, именно орган управления муниципальным жилищным фондом вправе направить соответствующее заявление в регистрирующей орган в течение трех рабочих дней с даты принятия решения об отнесении жилья к определенному виду специализированного жилищного фонда. В соответствии с п. 15 Правил использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после его отнесения к определенному виду помещений специализированного жилищного фонда. Без госрегистрации жилья как служебного администрация муниципального образования не вправе использовать его в качестве такового. Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду только на основании постановления администрации района без регистрации в регистрирующем органе является нарушением требований ЖК РФ и Правил.

С учетом того, что спорные квартиры не были зарегистрированы в органе госрегистрации прав на недвижимость как служебные жилые помещения, статус входящих в специализированный жилищный фонд они в установленном порядке не приобрели.

Напомню, что согласно ч. 2 ст. 19 Закона о госрегистрации недвижимости, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа госвласти или местного самоуправления либо сделки с ним, в том числе совершенной на основании названного акта, указанный орган в срок не позднее 5 рабочих дней с даты принятия акта (или совершения сделки) обязан направить в регистрирующий орган заявление и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном ст. 18 Закона. Регистрации также подлежат возникающие, в том числе на основании договора либо акта госоргана, ограничения прав и обременения недвижимого имущества – в частности, сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения (ст. 7 Закона о госрегистрации недвижимости).

Как указывалось в решении Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре от 28 августа 2014 г., «учитывая, что жилое помещение в виде указанной спорной квартиры не было передано в оперативное управление УВД, в связи с чем не составляло его служебный жилищный фонд, предоставление истцу администрацией спорного жилого помещения не соответствовало условиям предоставления служебного жилья».

Оценив установленные обстоятельства и представленные по делу доказательства, констатировав нарушение определенного Правилами порядка отнесения помещения к специализированному жилищному фонду, суд в описываемом случае пришел к выводу, что предоставление жилого помещения истцу могло осуществляться администрацией только с целью улучшения его жилищных условий – т.е. по договору социального найма.

Доводы представителя ответчика о том, что обеспечение жилыми помещениями лиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, является обязанностью территориального органа исполнительной власти – УМВД, суд признал несостоятельными, поскольку из смысла жилищного законодательства следует, что указанные лица должны быть обеспечены жильем по месту службы.

Таким образом, в жилищном законодательстве существует серьезный пробел. Чтобы его восполнить и уравнять правовое положение сотрудников полиции, получивших квартиры из ведомственного жилого фонда (фонда МВД) и от горадминистрации по просьбе МВД, следует, на мой взгляд, внести в законодательство уточнения, разъясняющие, что из служебных жилых помещений, предоставленных сотрудникам полиции по просьбе МВД горадминистрацией, лица с выслугой 10 и более лет не подлежат выселению. Кроме того, считаю необходимым последовательно формировать судебную практику по спорам, связанным с отсутствием госрегистрации служебной квартиры именно как таковой с применением по этому основанию негативных для горадминистрации последствий в виде признания помещения переданным по договору социального найма.

Консультация юриста: Регистрация в служебном жилье

Здравия желаю. Получил служебное жилое помещение. В договоре найма служебного помещения прописано: «без права регистрации по месту жительства». До получения жилья снимал жилую площадь, там же и зарегистрирован по сей день.

Хозяин жилой площади требует сняться с регистрации, так как на меня идет расчет коммунальных платежей. Могло ли отделение отдела государственного казенного учреждения «Центрального регионального управления жилищного обеспечения» МО РФ ограничивать меня в праве регистрации по месту жительства? И каким образом можно решить проблему с регистрацией, если в городе нет недвижимого имущества МО РФ, где можно зарегистрироваться при части?

Денис, Татарстан, 35 лет

Денис, здравствуйте. В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 29.06.2015) «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина РФ по месту пребывания не позднее трех рабочих дней со дня получения им от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, и не позднее восьми рабочих дней со дня подачи гражданином заявления о регистрации по месту пребывания и иных документов, необходимых для такой регистрации, в форме электронных документов.

Согласно п. 9 «Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 05.03.2015) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ», граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;
  • документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Читайте также  Административное право - 9

Регистрация граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, осуществляется на срок, определенный по взаимному соглашению: с собственниками жилых помещений.

Денис, Вы вправе на регистрацию по месту пребывания в служебном жилом помещении на срок действия договора найма служебного жилого помещения.

Приватизация государственного и муниципального имущества

Приватизация государственного и муниципального фонда


Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке , установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Для приобретения в собственность жилого помещения в порядке приватизации граждане представляют следующие документы ( п. 7 Примерного положения о бесплатной приватизации жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Решением Комитета РФ по муниципальному хозяйству от 18 ноября 1993 года № 4:

— заявление на приватизацию занимаемого жилого помещения, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи нанимателя;

— документ, подтверждающий право граждан на пользование жилым помещением;

— справку, подтверждающую, что ранее право на приватизацию жилья не было использовано;

— если требуется, документ органов опеки и попечительства.

В целях государственной регистрации прав граждан на приватизируемые жилые помещения в Федеральную регистрационную службу представляют следующие документы ( п. 8 Методических рекомендаций об особенностях государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемые на основании договоров передачи в собственность жилых помещений, утвержденных приказом Федеральной регистрационной службы от 6 августа 2007 года № 176):

1) в случае если право государственной или муниципальной собственности или право хозяйственного ведения или оперативного управления на передаваемое гражданину (гражданам) жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним:

— заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления, учреждения и гражданина о государственной регистрации перехода права государственной или муниципальной собственности на жилое помещение;

— документ, подтверждающий уплату гражданином государственной пошлины за государственную регистрацию права на жилое помещение;

— договор передачи жилых помещений в собственность;

— план приватизируемого жилого помещения, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества (представляется гражданином). Представление указанного плана не требуется, если план соответствующего жилого помещения ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (представляется учреждением);

— разрешение органов опеки и попечительства (представляется гражданином при необходимости);

2) в случае одновременной государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления на передаваемое гражданину (гражданам) жилое помещение и перехода данного права гражданину (гражданам):

— заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления, учреждения о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления;

— документы, подтверждающие возникновение права государственной или муниципальной собственности или права хозяйственного ведения или оперативного управления на жилое помещение, передаваемое гражданину (гражданам);

— заявление органа государственной власти или органа местного самоуправления, учреждения и гражданина о государственной регистрации перехода права государственной или муниципальной собственности на жилое помещение;

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;

— договор передачи жилых помещений в собственность;

— план приватизируемого жилого помещения, удостоверенный соответствующей организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества. Представления указанного плана не требуется, если план соответствующего жилого помещения ранее уже представлялся и был помещен в соответствующее дело правоустанавливающих документов (представляется учреждением);

— разрешение органов опеки и попечительства (представляется гражданином при необходимости).

Срок государственной регистрации прав граждан на жилые помещения, приобретаемых на основании договора передачи жилого помещения в собственность, не должен превышать 15 календарных дней со дня подачи заявления и документов, необходимых для государственной регистрации прав.