Исполнение по ктс сроки

Прокурор разъясняет — Прокуратура Республики Алтай

Прокурор разъясняет

  • 2 декабря 2020, 18:23

Права граждан в сфере труда, а именно на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на отдых и т.д. закреплены Конституцией Российской Федерации (ст. 37).

При этом, одной из гарантий реализации вышеуказанных прав выступает, предусмотренный законодательством Российской Федерации механизм разрешения индивидуальных трудовых споров, при этом, под трудовым спором понимается — неурегулированное разногласие между работодателем и работником по вопросам применения, исполнения трудового законодательства о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

К уполномоченным органам рассматривающих индивидуальные трудовые споры относятся комиссии по трудовым спорам (далее – Комиссия) и суды (ст. 382 Трудового кодекса РФ).

Комиссия является более доступным для работника способом разрешения индивидуальных трудовых споров при ее наличии.

При этом, Комиссия образуется по инициативе работников и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.

Компетенция Комиссии охватывает все категории трудовых споров, за некоторыми исключениями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации и иными Федеральными законами (например: служебный спор в органах принудительного исполнения рассматривается руководителем этого органа).

Работник имеет право обратиться в Комиссию в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (при этом, по уважительным причинам данных срок может быть восстановлен, например, в связи с болезнью работника).

Решения Комиссии, принятые по результатам рассмотрения трудовых споров, могут быть обжалованы работником или работодателем в течение 10 суток с момента вручения копии решения Комиссии (390 ТК РФ) в судебном порядке.

Решения Комиссии исполняются в течение трех дней после вступления в силу (после истечения срока на обжалование).

В случае неисполнения принятого решения в установленный срок Комиссия выдает работнику по его обращению удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. Удостоверение не выдается, если одна из сторон трудового спора обратились в суд с заявлением о перенесении трудового спора.

Само удостоверение должно быть предъявлено в орган судебных приставов не позднее трех месяцев срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

Вместе с тем, в случае если трудовая комиссия не рассмотрена трудовой спор в течение 10 дней, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд с соблюдением требований подсудности (по месту жительства истца), такой же срок предусмотрен для обжалования решения Комиссии по трудовым спорам.

Разъяснение законодательства подготовлено помощником прокурора г. Горно-Алтайска Шипуновым Д.В.

Прокуратура
Республики Алтай

Прокуратура Республики Алтай

2 декабря 2020, 18:23

Гарантии соблюдения прав граждан в сфере труда, комиссия по трудовым спорам

Права граждан в сфере труда, а именно на свободу труда, вознаграждение за труд, труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на отдых и т.д. закреплены Конституцией Российской Федерации (ст. 37).

При этом, одной из гарантий реализации вышеуказанных прав выступает, предусмотренный законодательством Российской Федерации механизм разрешения индивидуальных трудовых споров, при этом, под трудовым спором понимается — неурегулированное разногласие между работодателем и работником по вопросам применения, исполнения трудового законодательства о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

К уполномоченным органам рассматривающих индивидуальные трудовые споры относятся комиссии по трудовым спорам (далее – Комиссия) и суды (ст. 382 Трудового кодекса РФ).

Комиссия является более доступным для работника способом разрешения индивидуальных трудовых споров при ее наличии.

При этом, Комиссия образуется по инициативе работников и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя.

Компетенция Комиссии охватывает все категории трудовых споров, за некоторыми исключениями, предусмотренными Трудовым кодексом Российской Федерации и иными Федеральными законами (например: служебный спор в органах принудительного исполнения рассматривается руководителем этого органа).

Работник имеет право обратиться в Комиссию в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (при этом, по уважительным причинам данных срок может быть восстановлен, например, в связи с болезнью работника).

Решения Комиссии, принятые по результатам рассмотрения трудовых споров, могут быть обжалованы работником или работодателем в течение 10 суток с момента вручения копии решения Комиссии (390 ТК РФ) в судебном порядке.

Решения Комиссии исполняются в течение трех дней после вступления в силу (после истечения срока на обжалование).

В случае неисполнения принятого решения в установленный срок Комиссия выдает работнику по его обращению удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. Удостоверение не выдается, если одна из сторон трудового спора обратились в суд с заявлением о перенесении трудового спора.

Само удостоверение должно быть предъявлено в орган судебных приставов не позднее трех месяцев срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.

Вместе с тем, в случае если трудовая комиссия не рассмотрена трудовой спор в течение 10 дней, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд с соблюдением требований подсудности (по месту жительства истца), такой же срок предусмотрен для обжалования решения Комиссии по трудовым спорам.

Разъяснение законодательства подготовлено помощником прокурора г. Горно-Алтайска Шипуновым Д.В.

Положение о комиссии по трудовым спорам

УТВЕРЖДАЮ
____________________
_______
______________________
__________

Положение о комиссии по трудовым спорам

Настоящее Положение определяет компетенцию, порядок формирования и работы комиссии по трудовым спорам (далее КТС), совместно созданной работодателем и трудовым коллективом для урегулирования разногласий, возникающих в процессе работы в соответствии с законодательством.

1. Компетенции КТС

1.1. КТС является первичным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих между работниками и работодателем в организации (ее подразделениях).

1.2. Индивидуальный трудовой спор – это неурегулированное разногласие между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства или корпоративных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а также разногласия об установлении или изменении индивидуальных условий труда, о которых заявлено в КТС.

1.3. КТС не рассматривает споры:

  • для рассмотрения которых законодательством установлен иной порядок;
  • рассмотрение которых законом отнесено к исключительной компетенции суда;
  • не являющиеся индивидуальными трудовыми спорами, а касающиеся установления, изменения условий труда на предприятии, установления норм труда, норм обслуживания, должностных окладов и тарифных ставок, установления или изменения условий оплаты труда и премирования, условий лишения премии и др.; когда трудовым законодательством или корпоративными нормативными актами однозначно урегулирован вопрос, который работник считает спорным (например, исчисление трудового стажа для предоставления льгот и преимуществ). Лишь отсутствие такого нормативного акта дает право работнику обратиться по этому вопросу в КТС.

2. Порядок формирования состава КТС

2.1. КТС формируется на паритетных началах общим собранием (конференцией) трудового коллектива и администрацией Общества по _____человек с каждой стороны.

2.2. Избранными в состав комиссии от трудового коллектива считаются кандидатуры, получившие большинство голосов работников, присутствовавшие на общем собрании (конференции) трудового коллектива. Собрание трудового коллектива считается правомочным, если на нем присутствовало не менее половины членов.

2.3. Члены КТС со стороны работодателя назначаются приказом генерального директора.

2.4. В случае выбытия члена (членов) КТС взамен их избирается другой (другие). Порядок включения их в состав КТС аналогичен порядку формирования КТС в целом.

2.5. Общая численность КТС – _______человек.

2.6. Срок полномочий КТС – ________.

2.7. Комиссия избирает из своего состава председателя, заместителя председателя и секретаря.

3. Права работников на обращение в КТС. Сроки рассмотрения споров

3.1. В КТС рассматриваются индивидуальные трудовые споры:

  • постоянных работников организации;
  • лиц, изъявивших желание заключить с работодателем трудовой договор, в случае отказа Работодателя от заключения такого договора;
  • совместителей;
  • надомников;
  • иностранных работников;
  • временных (в т. ч. сезонных) работников;
  • лиц, не работающих в организации, по спорам, возникшим из их прежних трудовых отношений с этой организацией (в пределах сроков, установленных для обращения в КТС);
  • лиц, приглашенных на работу в организацию из другой организации, по спорам, входящим в ее компетенцию;
  • студентов вузов, учащихся средних специальных учебных заведений и школ, проходящих в организации производственную практику и зачисленных по трудовому договору на рабочие места.

3.2. Трудовой спор подлежит рассмотрению в КТС, если работник самостоятельно или с участием представляющей его интересы профсоюзной организации не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с администрацией.

3.3. Срок обращения в КТС составляет __________ со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска установленного срока по уважительным причинам КТС может восстановить срок и разрешить спор по существу.

3.4. Заявление от работника, поступившее в КТС, подлежит обязательной регистрации в _____________________________. С момента обращения работника в КТС исчисляется срок рассмотрения спора.

3.5. Отказ в приеме заявления по мотивам пропуска работником ___________________ не допускается. Если КТС придет к выводу, что этот срок пропущен по неуважительной причине, то она отказывает в удовлетворении требований работника в отдельном уведомлении.

3.6. Течение сроков, с которыми связывается возникновение или прекращение права работника обратиться в КТС, начинается на следующий день, после которого работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

3.7. Сроки исчисления месяцами истекают в соответствующее число последнего месяца (________). Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

3.8. КТС обязана рассмотреть трудовой спор в _____________ срок со дня подачи заявления.

4. Порядок рассмотрения споров

4.1. О времени рассмотрения спора КТС извещает работника и администрацию (ее представителя) не менее чем за _______________.

4.2. Заседание КТС является правомочным, если в нем участвует не менее ___ избранных в ее состав членов.

4.3. Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению.

4.4. В случае неявки работника на заседание комиссии рассмотрение заявления откладывается. В случае вторичной неявки работника без уважительных причин КТС может вынести решение о снятии данного заявления с рассмотрения, что не лишает работника права подать заявление повторно.

Читайте также  Обращение в страховую после дтп комплект документов

В этом случае срок рассмотрения спора в КТС исчисляется с момента подачи повторного заявления и с учетом ___________________, установленного для обращения в комиссию.

4.5. КТС имеет право приглашать на свои заседания свидетелей, представителей профсоюзов, представителей администрации, сторонних экспертов.

4.6. Представители профсоюзов могут выступать в интересах работника по его просьбе, а также по собственной инициативе.

4.7. По запросу КТС администрация обязана представить все необходимые документы для рассмотрения спора.

4.8. В начале заседания КТС работник вправе заявить мотивированный отвод любому члену комиссии или свидетелю. Вопрос об удовлетворении отвода решается комиссией. В этом случае рассмотрение заявления работника может быть перенесено на другое время.

4.9. На заседании КТС ведется протокол, в котором фиксируются дата заседания, присутствие заявителя, состав присутствующих членов комиссии, представителей администрации, профсоюзов, свидетелей, экспертов и иных участников рассмотрения спора.

4.10. Решение КТС принимается ___________________________________________________________________.

4.11. Принятое КТС решение должно содержать указание на дату заседания, результаты голосования, правовое обоснование, мотивировку и содержание решения. Решение подписывается председателем и секретарем непосредственно на заседании комиссии.

4.12. Член КТС, не согласный с принятым ею решением, обязан подписать протокол заседания, но вправе в протоколе отразить свое мнение.

4.13. Копия решения вручается работнику и администрации в _________________со дня принятия решения. О дате получения (вручения) им копий делается отметка (расписка) в журнале.

4.14. Решение КТС может быть обжаловано работником или администрацией в __________________ со дня вручения им копий решения комиссии.

5. Исполнение решений КТС

5.1. Решение КТС по трудовым спорам (кроме решений о восстановлении на работе) подлежит исполнению администрацией организации (работником) в ________________ по истечении ___________, предусмотренных на обжалование.

5.2. Решение КТС о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному _______________________________________________________.

5.3. В случае неисполнения администрацией организации (работником) решения КТС в установленный срок работнику (администрации) выдается комиссией удостоверение, имеющее силу исполнительного листа. Удостоверение выдается, если работник или администрация обратились в установленный срок с заявлением о разрешении трудового спора в районный (городской) народный суд.

5.4. На основании удостоверения, выданного КТС и предъявленного не позднее ___________________ со дня его получения в районный (городской) народный суд, судебный пристав приводит решение КТС в исполнение в принудительном порядке.

5.5. В случае пропуска ___________________ по уважительным причинам КТС, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок.

6. Регламент работы КТС

6.1. Прием заявлений в КТС производится ответственным сотрудником (секретарем, иными членами КТС, лицом, уполномоченным администрацией) в помещении ____________ в дни _________________________________

6.2. Заявления работников подлежат регистрации в журнале, в котором также фиксируется ход рассмотрения спора и его результаты.

6.3. Форма журнала является составной частью настоящего Положения и регламентируется _______________.

6.4. Решение комиссии оформляется в письменном виде, форма которого приведена в ______________.

Форма журнала работы комиссии по трудовым спорам:

Исполнение решений по трудовым делам

ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПО ТРУДОВЫМ ДЕЛАМ

Ксения Ивановна КЕНИК,

судья Конституционного Суда,

кандидат юридических наук, доцент,

заслуженный юрист Республики Беларусь

Эффективность защиты трудовых прав работников во многом зависит от быстрого и реального исполнения решения органов по рассмотрению трудовых споров. Органы по рассмотрению трудовых споров (КТС, суд) при разрешении конкретного трудового спора выносят по нему соответствующее решение. Только реальное исполнение решения по трудовому спору восстанавливает нарушенное право. Если решение по трудовому спору не приводится в исполнение, теряется весь смысл его рассмотрения и снижается роль органа, решившего спор, в укреплении законности и правопорядка .

Толкунова В.Н. Трудовые споры и порядок их разрешения. М.: Юристъ, 1996. С. 90.

Решение считается исполненным тогда, когда выполнены его предписания: истец восстановлен на работе, изменена формулировка причины увольнения, выплачена присужденная заработная плата, отменено незаконно наложенное дисциплинарное взыскание и т.д.

В целях защиты трудовых прав граждан законом предусмотрен ряд специальных правил по исполнению решений по трудовым спорам, в том числе о восстановлении на работе, о взыскании денежных сумм заработной платы.

Решение по трудовому спору, вынесенное как КТС, так и судом, может быть исполнено в добровольном порядке. Решение КТС имеет обязательную силу, и утверждению нанимателем или профсоюзом не подлежит, и должно безусловно исполняться нанимателем. Решение КТС (кроме решения о восстановлении на работе) подлежит исполнению нанимателем не позднее чем в трехдневный срок по истечении десяти дней, предусмотренных на его обжалование. Этот срок исчисляется с момента вручения нанимателю копии решения КТС, вынесенного по конкретному спору.

Решение КТС о восстановлении на прежней работе незаконно переведенного работника подлежит немедленному исполнению.

В случае неисполнения нанимателем решения КТС в установленный срок добровольно возникает необходимость в понуждении его к исполнению такого решения. В этом случае КТС выдает работнику удостоверение, которое имеет силу исполнительного листа. Удостоверение выдается по просьбе работника, в пользу которого вынесено решение КТС. По своей инициативе КТС удостоверение не выдает.

Удостоверение не выдается до истечения десятидневного срока, в течение которого стороны имеют право обжаловать решение КТС в суд. Не выдается удостоверение и в том случае, если работник или наниматель обратились в установленный срок с заявлением о разрешении трудового спора в суд.

Удостоверение на принудительное исполнение решения, выдаваемое КТС, должно иметь соответствующие реквизиты. В соответствии со ст. 249 ТК в удостоверении указываются: наименование комиссии, вынесшей решение по трудовому спору; дата принятия решения и дата выдачи удостоверения; фамилия, имя, отчество работника; решение по существу спора. Формулировка решения в удостоверении должна быть указана четко, в точном соответствии с решением КТС, например, «взыскать в пользу Ф.И.О. заработную плату в сумме . «, «признать незаконным дисциплинарное взыскание в виде выговора по приказу от . «, «обязать нанимателя выдать работнику специальную одежду» и т.д. Удостоверение заверяется подписями председателя и секретаря КТС, принимавших участие в рассмотрении трудового спора данного работника. На выдаваемом удостоверении указывается не только дата вынесения решения КТС, но и в обязательном порядке дата выдачи удостоверения, поскольку от этой даты начинает течь срок предъявления удостоверения в суд для принудительного исполнения.

Выданное работнику удостоверение предъявляется им для принудительного исполнения в суд по месту нахождения предприятия в трехмесячный срок со дня выдачи. При пропуске работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок. Вопрос о восстановлении срока рассматривается на заседании комиссии по заявлению работника, в котором должны быть указаны причины пропуска срока и ссылка на доказательства, подтверждающие уважительность причин пропуска срока. Уважительность причины пропуска срока рассматривается в каждом конкретном случае. Признав причину пропуска срока уважительной, комиссия выносит постановление о восстановлении срока, о чем делается отметка на удостоверении. При пропуске срока по неуважительным причинам КТС отказывает в его восстановлении. В связи с пропуском срока на предъявление удостоверения в суд оно утрачивает силу и не подлежит исполнению.

Принудительное исполнение решений КТС производится судебным исполнителем суда, на территории района (города) которого находится наниматель, являющийся в данном случае должником. Удостоверение, выданное КТС, исполняется по общим правилам исполнительного производства.

Исполнение судебных решений по трудовым делам имеет некоторую специфику по сравнению с исполнением решений по другим делам. По общему правилу гражданского судопроизводства судебные решения исполняются по вступлении их в законную силу, то есть по истечении десятидневного срока, предоставленного на обжалование вынесенного решения или после рассмотрения дела судом кассационной инстанции, оставившим решение суда без изменения. Для основных категорий дел по трудовым спорам (восстановление на работе, взыскание заработной платы) предусмотрено немедленное исполнение решения суда.

Немедленное исполнение решений по трудовым спорам, таких как восстановление на работе, взыскание заработной платы, является действенным средством по охране нарушенного трудового права, борьбе с волокитой при восстановлении прав неправильно уволенного или переведенного работника; взыскание заработной платы обеспечивает работнику немедленное получение причитавшейся ему заработной платы, своевременно не выплаченной нанимателем.

Согласно ст. 313 ГПК немедленному исполнению подлежат судебные решения о восстановлении на работе, а также о присуждении заработной платы, но не свыше чем за один месяц. В тех случаях, когда решением постановлено о взыскании заработной платы свыше чем за один месяц, немедленному исполнению подлежит решение лишь в части взыскания заработной платы за один месяц. Остальная сумма заработной платы подлежит взысканию после вступления решения в законную силу. Вместе с тем по специальному определению суда может быть допущено немедленное исполнение также и по взысканию остальной присужденной работнику суммы заработной платы.

Указание в законе о немедленном исполнении решения суда не лишает стороны права обжаловать такое решение в кассационном порядке. Однако решение суда наниматель обязан выполнить, несмотря на несогласие с ним и обжалование в вышестоящий суд. Наниматель вправе обжаловать решение суда на общих основаниях в соответствии с нормами ГПК как сторона по делу, но решение суда он обязан исполнить, не ожидая его вступления в законную силу. Подача кассационной жалобы не является основанием для приостановления исполнения решения о восстановлении на работе или взыскании заработной платы. Работник должен приступить к работе, с которой он был незаконно уволен или переведен, немедленно после вынесения решения. Немедленное исполнение состоит в обязанности нанимателя восстановить нарушенное право работника, предоставив ему прежнюю работу.

Немедленное исполнение решения о восстановлении на работе означает исполнение этого решения не позже чем на следующий день после его вынесения судом, а не после того как оно вступит в законную силу. После вступления решения в законную силу оно подлежит исполнению независимо от того, подлежит ли оно немедленному исполнению в силу закона или нет. В этом и состоит особенность требования закона о немедленном исполнении решения суда.

В случаях, когда в ГПК предусмотрено немедленное исполнение решения, в резолютивной части решения должно быть об этом указано. Сроки неисполнения решения суда по делам о восстановлении на работе исчисляются со дня вынесения решения.

Как правило, восстановление на работе производится нанимателем на основании исполнительного листа добровольно, без вмешательства судебного исполнителя.

Исполнительное производство по трудовым делам возбуждается по инициативе самих сторон, а также прокурора, а в случаях, предусмотренных законом, — по инициативе суда. По инициативе суда исполнительное производство возбуждается в отношении судебных решений об удовлетворении иска о восстановлении на работе, о взыскании денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работника либо в неисполнении решения суда о восстановлении на работе (ст. 463 ГПК).

Читайте также  Пройти тех осмотр легковой автомобиль

Исполнительный лист по делу о восстановлении на работе выдается незаконно уволенному работнику немедленно после вынесения решения об удовлетворении иска. Получив от взыскателя исполнительный лист, судебный исполнитель посылает нанимателю предложение о немедленном исполнении решения. На практике исполнительный лист и предложение о немедленном исполнении выдаются восстановленному работнику на руки. Эти документы могут быть предъявлены восстановленным работником нанимателю для исполнения в тот же день.

Если наниматель не выполнил решение суда по трудовому спору, подлежащее немедленному исполнению, то за время задержки со дня вынесения решения по день его исполнения работнику выплачивается средний заработок или разница в заработке. Задержкой исполнения решения суда о восстановлении на работе следует считать:

неиздание нанимателем приказа о восстановлении на работе;

непредоставление соответствующей работы, хотя приказ о восстановлении на работе издан;

издание приказа о восстановлении на работе не на той должности, работе, которая указана в решении суда;

поручение работы, не соответствующей приказу о восстановлении на прежней работе.

В случае неисполнения нанимателем судебного постановления о восстановлении на работе или в прежней должности неправильно уволенного или переведенного работника судебный исполнитель составляет соответствующий акт, который направляет в суд, вынесший судебное постановление, для рассмотрения вопроса о выплате работнику среднего заработка или разницы в заработке за все время со дня вынесения судебного постановления на день его исполнения.

Одновременно судебный исполнитель обращается к судье по месту исполнения исполнительного документа с представлением для рассмотрения вопроса об ответственности виновных лиц.

При неисполнении в установленный срок решения о восстановлении на работе суд на основании акта судебного исполнителя может подвергнуть должника — юридическое лицо штрафу в размере до одной тысячи базовых величин. Наложение штрафа производится определением суда по представлению судебного исполнителя с извещением должника, однако его неявка не является препятствием для рассмотрения представления. В случае неисполнения должником судебного постановления и после наложения штрафа суд применяет иные меры, предусмотренные законом. Должностное лицо, умышленно не исполняющее судебное постановление, несет ответственность, предусмотренную Уголовным кодексом Республики Беларусь (ст. 537 ГПК).

Если наниматель не исполняет решение суда о восстановлении на работе незаконно уволенного или незаконно переведенного работника, то суд выносит определение о выплате работнику среднего заработка или разницы в заработке за все время со дня вынесения судебного постановления по день его фактического исполнения.

Ущерб, причиненный выплатой работнику денежных средств вследствие неисполнения судебного постановления, может быть взыскан с должностного лица, виновного в неисполнении судебного постановления о восстановлении на работе, по иску юридического лица или его вышестоящего органа в порядке подчиненности юридического лица или по заявлению прокурора (ст. 538 ГПК).

На практике могут иметь место случаи, когда наниматель, выполняя решение суда первой инстанции, издает приказ о восстановлении на работе, а затем в кассационном или надзорном порядке это решение суда об удовлетворении иска о восстановлении на работе отменено. В этих случаях, по нашему мнению, наниматель не вправе отменять приказ, изданный во исполнение решения суда, или отстранять восстановленного первым решением суда работника от работы до окончательного рассмотрения дела по существу. Процесс нахождения дела по трудовому спору в судах кассационной и надзорной инстанции может быть по различным причинам (объективным и субъективным) весьма длительным, и в это время восстановленный на работе работник должен продолжать выполнение своей трудовой функции. В случае, если при новом рассмотрении дела будет вынесено решение об отказе работнику в иске, то наниматель после вступления в силу этого решения вправе издать приказ об увольнении работника по тому же основанию и со ссылкой на решение суда.

Гарантируя обеспечение немедленного исполнения решения суда по делам о восстановлении на работе, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь в постановлении N 7 от 26 июня 2003 г. «О практике рассмотрения гражданских дел в порядке судебного надзора» запретил вышестоящим судам приостанавливать решения судов о восстановлении на работе при истребовании дела в порядке надзора. Это разъяснение относится также и к другим решениям суда, подлежащим в силу норм ГПК немедленному исполнению, а также к решениям, в отношении которых суд имеет право вынести определение об их немедленном исполнении.

Установленная законом по отношению к нанимателю санкция в виде взыскания в пользу работника заработка за все время задержки исполнения решения вынуждает нанимателя исполнять требования закона о немедленном исполнении решения суда.

Исполнение по ктс сроки

  • Наши статьи
  • Кейсы
  • Регистрация ООО
    • Создание нового ООО
    • Постановка на учет ООО
    • Органы управления в ООО
    • Собрание учредителей
    • Протокол общего собрания
    • Генеральный директор
    • Устав и другие документы
    • Действия после регистрации
  • Ликвидация добровольная
  • Внесение изменений в учр. документы и в ЕГРЮЛ
  • Ответы на требования ФНС
    • Пояснения в налоговую по НДС
    • Пояснения в налоговую по прибыли
    • Пояснения в налоговую по ЗП и сотрудникам
  • Договора, контрагенты, клиенты
    • Выбор и проверка контрагента
    • Работа с поставщиками и подрядчиками
    • Работа с клиентами
    • Согласование условий договора
    • Исполнение и прекращение обязательства
  • Новости
  • Налоговая
  • Правовая база
    • Вопрос-ответ официально
    • Разъясняющие письма
    • Документы ФНС
    • Кодексы РФ
  • Отчетность

  • Наши статьи
  • Кейсы
  • Регистрация ООО
    • Создание нового ООО
    • Постановка на учет ООО
    • Органы управления в ООО
    • Собрание учредителей
    • Протокол общего собрания
    • Генеральный директор
    • Устав и другие документы
    • Действия после регистрации
  • Ликвидация добровольная
  • Внесение изменений в учр. документы и в ЕГРЮЛ
  • Ответы на требования ФНС
    • Пояснения в налоговую по НДС
    • Пояснения в налоговую по прибыли
    • Пояснения в налоговую по ЗП и сотрудникам
  • Договора, контрагенты, клиенты
    • Выбор и проверка контрагента
    • Работа с поставщиками и подрядчиками
    • Работа с клиентами
    • Согласование условий договора
    • Исполнение и прекращение обязательства
  • Новости
  • Налоговая
  • Правовая база
    • Вопрос-ответ официально
    • Разъясняющие письма
    • Документы ФНС
    • Кодексы РФ
  • Отчетность

Вопрос: Работник пропустил трехмесячный срок для предъявления удостоверения комиссии по трудовым спорам (КТС) приставу для исполнения и захотел его восстановить. Однако за указанный период комиссия по трудовым спорам была ликвидирована по общему решению коллектива работников и работодателя. Подлежит ли рассмотрению заявление работника о восстановлении срока для предъявления удостоверения КТС в суде?

Ответ: Заявление работника о восстановлении срока для предъявления удостоверения КТС не подлежит рассмотрению в суде, если к моменту подачи соответствующего заявления работника КТС уже не существует.

Обоснование: Согласно ст. 389 Трудового кодекса РФ решение комиссии по трудовым спорам подлежит исполнению в течение трех дней по истечении десяти дней, предусмотренных на обжалование.
В случае неисполнения решения комиссии по трудовым спорам в установленный срок указанная комиссия выдает работнику удостоверение, являющееся исполнительным документом. Работник может обратиться за удостоверением в течение одного месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается, если работник или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.
На основании удостоверения, выданного комиссией по трудовым спорам и предъявленного не позднее трехмесячного срока со дня его получения, судебный пристав приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке.
Статьей 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам, отнесены к исполнительным документам.
В случае пропуска работником установленного трехмесячного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам, выдавшая удостоверение, может восстановить этот срок (ч. 4 ст. 389 ТК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона N 229-ФЗ взыскатель, пропустивший срок предъявления исполнительного листа или судебного приказа к исполнению, вправе обратиться с заявлением о восстановлении пропущенного срока в суд, принявший соответствующий судебный акт, если восстановление указанного срока предусмотрено федеральным законом.
Пропущенные сроки предъявления к исполнению исполнительных документов, не указанных в ч. 1 настоящей статьи, восстановлению не подлежат.
Конечно, в соответствии с ч. 3, 4 ст. 5 и ч. 1 ст. 423 ТК РФ противоречие нормы ч. 2 ст. 23 Федерального закона N 229-ФЗ и ч. 4 ст. 389 ТК РФ подлежит разрешению в пользу нормы ТК РФ. Однако ни ТК РФ, ни Федеральный закон N 229-ФЗ не называют суд правопреемником ликвидированной комиссии по трудовым спорам конкретного предприятия. Если бы спор не был рассмотрен комиссией по трудовым спорам, подвергшейся ликвидации, то в соответствии со ст. ст. 390 — 391 ТК РФ он передавался бы на рассмотрение в соответствующий суд. Однако рассмотрение заявления работника о восстановлении срока на предъявление удостоверения комиссии по трудовым спорам службе судебных приставов суду после ликвидации комиссии не передается.
В ситуации, в которой работник, пропустивший срок для предъявления удостоверения комиссии по трудовым спорам судебному приставу-исполнителю для исполнения и намеренный его восстановить, не имеет возможности реализовать свое право из-за ликвидации комиссии по трудовым спорам, заявление работника о восстановлении срока для предъявления удостоверения КТС не подлежит рассмотрению в суде, если к моменту подачи соответствующего заявления работника КТС уже не существует.

Н.В. Пластинина
Консультационно-аналитический центр
по бухгалтерскому учету
и налогообложению
29.12.2017

Удостоверение КТС: может ли банк перевести деньги компании без её согласия

Всем привет! По следам недавно нашумевшей истории о списании 5,3 млн со счёта клиента.

Мне, обладателю расчётного счёта ООО, стало интересно, что это за фрукт — комиссия по трудовым спорам (КТС), и может ли она выдать документы, по которым с ООО спишут деньги без моего согласия.

Я не даю оценку произошедшей ситуации, не берусь утверждать, кто прав или виноват, меня интересует исключительно правовая подоплёка этой истории.

Действительно ли закон позволяет прийти в банк с бумагой А4 и потребовать перевод средств со счёта компании? Обязан ли банк исполнить такое требование?

Да, позволяет. Удостоверение КТС — равно исполнительный документ. Банк должен проверить, не подделан ли он, но способы проверки ограничены. Если банк всё сделал правильно, пиши пропало. Если банк накосячил, есть шансы побороться.

Итак, начнём с матчасти.

Это мини-суд внутри фирмы. Люди собираются и решают спор между работником и работодателем. Например, кому-то недоплатили зарплату или не дали отпуск, и он вместо настоящего суда идёт в КТС.

Читайте также  Приказ уволномочивании правом подписи на время отсутствиядиректора

Цель — не грузить суды вопросами, которые можно решить внутри. Часть споров всё же может решать только суд: о незаконном увольнении, переводе на другую работу, дискриминации и некоторые другие (статья 391 ТК).

Работники пишут работодателю предложение: «А давайте создадим КТС! Будет быстро, удобно и эффективно!» Как водится, это предложение, от которого невозможно отказаться, иначе штраф (статьи 384 ТК и 5.27 КоАП).

Члены КТС — работники компании. Половину из них назначает менеджмент, другую половину выбирают сотрудники на «вече».

Работник обращается в КТС. В течение десяти дней проводится заседание. На заседании слушают доводы, изучают документы, задают вопросы, ведут протокол.

По итогам члены комиссии голосуют. Для принятия решения нужно 50% + один голос.

Решение вручается работнику и работодателю. На обжалование через суд есть десять дней. Если никто не обжаловал, решение вступает в силу и даётся три дня на его добровольное исполнение.

Если решение не исполнено, сотрудник получает удостоверение КТС.

Удостоверение приравнивается к исполнительному документу со всеми вытекающими… (статьи 389 ТК, 12 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). То есть удостоверение КТС по юридической силе равно исполнительному листу, выдаваемому судом (!) по результатам рассмотрения дела.

С удостоверением КТС можно прийти в банк работодателя и написать заявление на перевод средств в свою пользу (статья 8 229-ФЗ). Банк обязан незамедлительно перевести деньги (часть 5 статьи 70 229-ФЗ), иначе штраф в размере 50% от суммы, но не более 1 млн рублей (часть 2 статьи 17.14 КоАП). Удивительно, но никакого подтверждения, что заявитель — сотрудник компании, по закону не требуется.

Тем не менее, перед совершением перевода, ЦБ рекомендует банкам тщательно всё проверить (письмо Банка России № 167-Т):

  • «Под лупой» изучить документ (все ли реквизиты, подписи на месте, есть ли видимые признаки подделки).
  • Пробить документы по открытым базам судебных дел, паспортов, исполнительных производств (решение КТС пробивать, конечно же, негде).
  • Обратиться в орган, выдавший документ, или к самому клиенту (в нашем случае это одно и тоже).

Если признаков фальсификации нет и по базам всё сходится, банк правомерно переводит деньги. Он не может их не перевести.

Если же что-то не сходится, можно воспользоваться задержкой на семь дней для более подробного выяснения обстоятельств (часть 6 статьи 70 229-ФЗ).

В теории КТС — не такая плохая штука. Не выносишь сор из избы, вопросы внутри компании порешали. Всё чинно, благородно.

А на деле обнаруживаются грубые нравы. Опытные мошенники подделают документы КТС так, что комар носа не подточит. А возможность проверки подлинности документов крайне ограничена:

  • Банки не знают, трудится ли у клиента сотрудник, в отношении которого вынесено решение КТС.
  • Даже если трудится, есть ли у компании в принципе КТС.
  • Даже если есть, выносила ли КТС решение, которое просят исполнить.
  • Даже если выносила, исполнил ли его работодатель добровольно.

Остаётся рассчитывать на то, что банк проявит особую бдительность и выявит очевидно поддельные документы, свяжется с директором для подтверждения платежа.

Как можно скорее обращаться в полицию, ваш банк, банк получателя, ЦБ и надеяться на лучшее.

К сожалению, какого-то 100-процентного варианта возврата денег нет. Многое будет зависит от работы правоохранительных органов. Сложность в том, что даже если полиция найдёт мошенников, денег у них, скорее всего, уже не будет. Мошенников, конечно, посадят, но от этого на расчётном счёте денег не прибавится. Это грустно и печально.

Направлять претензию с требованием о взыскании убытков, причинённых неправомерными действиями банка по списанию денежных средств со счёта. Ссылаться на статьи 15, 854, 856 ГК, указанное выше письмо ЦБ и обстоятельства, которые подтверждают, что банк не проявил достаточной осмотрительности в ходе проверки исполнительного документа.

Совсем недавно предприниматель отсудил у банка 1 млн рублей, который мошенники списали по удостоверению КТС. Не спасло даже условие договора о том, что банк «не несёт ответственность за списание денежных средств по подложным документам». Но там банк собрал целый букет недочётов:

  • Удостоверение КТС выдано в день вынесения решения. Мы помним, что удостоверение выдаётся самое раннее через 13 дней после решения (10 дней на обжалование и 3 дня на исполнение).
  • Банк запросил у клиента информацию об обоснованности решения КТС по почте (по почте, Карл, не через ДБО). Суд сказал, что банк действовал неразумно и «лишил себя оперативной возможности отреагировать на угрозу необоснованного списания денежных средств».
  • У банка были актуальные сведения о работниках компании: штатное расписание и информация об уплате налогов, взносов с зарплаты.

На мой взгляд, самый главный аргумент здесь — это реальный косяк. Остальное, что называется, «до кучи». Второй и третий аргументы в отсутствие первого вряд ли бы повлекли привлечение банка к ответственности.

Как видим, иногда побороться можно и нужно, но всё индивидуально, зависит от того, насколько матёрые мошенники и как грамотно действовал банк.

Меня больше всего удручает, что на государственном уровне закреплена исполнительная сила документа, составляемого группой людей внутри компании.

Из очевидных минусов:

  • Такой документ невозможно отследить или проверить → проблемы при списании денег со счёта.
  • Слишком большая власть для сотрудников → возможен вариант, когда члены КТС поссорились с руководством, распечатывают А4 и пишут «взыскать с ООО 10 млн рублей в пользу Сидорова, Иванова, Петрова».
  • Способ вывода денег из компании → уход от налогов, обнал, списание в обход ареста.

На мой взгляд, цель КТС не оправдывает средства. А наоборот, создаёт головную боль предпринимателям, банкам и самому государству, которое в итоге вынуждено искать мошенников и деньги.

С решениями КТС можно было бы поступить более осторожно. Например, как с решениями иностранных судов. Чтобы получить по ним исполнительный лист, нужно обратиться в суд. Он уведомляет заинтересованных лиц, проверяет, всё ли хорошо с решением. Если есть косяки, отказывает в получении исполнительного листа.

Возможно, это не идеальный вариант, так как увеличивается нагрузка на суды, но пыл мошенников точно бы охладило.

Если вы видите способы (особенно превентивные) противодействия КТС-мошенникам, которых нет в статье, пишите в комментариях.

Если понравилась публикация, заходите в Telegram-канал. Мы коротко, ёмко и непринуждённо делимся своим опытом, интересными кейсами, отвечаем на вопросы и просто отдыхаем от работы.

Андрей, спасибо за статью, а можно еще деталей:

— сотрудники обязаны предоставлять в банк какие-то дополнительные документы? Решение о создании КТС, Трудовые договора, какое-то подтверждение того на каком основании действует Председатель комиссии? или только удостоверение?

— на предоставляемых документах присутствуют печать предприятия или подписи руководителя/бухгалтера? Я так понимаю туда должны назначить кого-то из менеджмента компании, вправе банк требовать наличие там обязательных реквизитов?

— как понять, что решение выдано 1 октября, а удостоверение 13 октября? только из формулировки в удостоверении когда проходила комиссия? самое решение, голосование и протокол банк не вправе истребовать?

— вы встречали компании у которых есть реально работающая КТС? или это все исключительно для мошенничества?

— какая ответственность, если реальные сотрудники соберутся, решат что им недоплачивают, выпишут протокол, удостоверение и получат денежные средства, больше чем им причитается? Мошенничество?

Интересуюсь сугубо для того, чтобы обезопасить свои юр. лица от подобного.

Спасибо за комментарий. Давайте по пунктам:
1. Для списания ср-в нужен исполнительный документ + заявление на перевод (ст. 8 ФЗ-229). И больше ничего. Ни решение о создании КТС, ни положение о КТС, ни само решение КТС, т.е. вообще ничего.
Уведомление КТС = исполнительный документ. Заявление можно составить прямо в банке. Т.е. банк не может требовать дополнительные документы. Он может вежливо попросить их предоставить, но взыскатель может совсем не вежливо отказывается и закон на его стороне.

2. Самое интересно, что требования к оформлению самого важного документа — уведомления КТС, не прописаны в законе. Вот так!
Хотя бы есть требования к оформлению решения КТС (ст. 388 ТК). Думаю уведомление нужно оформлять по аналогии. К решению требования такие — должно быть подписано председателем (это любой из членов КТС, не обязательно менеджер) и скреплено печатью КТС (не организации, а именно КТС, у них своя печать) + нужно указать ФИО, должность сотрудника, что решили и когда.

3. Понять дату принятия решения можно только по самому тексту уведомления.

Мысли в слух. Теоретически банки могли бы придерживаться позиции, что пока не предоставлен комплект документов, подтверждающий факт создания КТС, и полномочия лица, подписавшего уведомление, то такой документ не является уведомлением КТС, а является просто бумажкой, у которой в шапке написано «уведомление КТС». Но это очень «скользкий» путь, по которому опасно идти — штраф-то большой (50% от суммы взыскания). Хотя можно было бы написать письмо в ЦБ с просьбой разъяснить правомерно ли так делать. Может мегарегулятор и сжалится.
Поясню мысль. Я могу сделать документ: в шапке написать «Федеральный закон», дальше пункт «об отмене всех налогов», а в конце подписаться «Президент». Прийти с ним в ФНС и требовать отмены всех налогов. Очевидно, это не сработает, т.к. документ подписан лицом, не обладающим на то полномочиями (не являющимся Президентом), а соответственно и не имеет юридической силы Федерального закона.
Чтобы коллеги не закидали помидорами оговорюсь, что пример некорректно отражает процедуру принятия закона и написан исключительно для наглядности.
С другой стороны, чтобы это дало? Мошенникам пришлось бы сделать на 2-3 документа больше. Да, порог вхождения повысился бы, но гарантий никаких.

4. Я не работал с компаниями, у которых реально функционирующими КТС, но это не значит, что их нет. Беглый анализ судебной практики в К+ показывает, что решения КТС оспариваются редко. Значит их не очень много, либо их много, но они все справедливые. Во второе не очень верится.
Из того, что попалось на глаза. КТС есть у ГУП «Московский метрополитен»; ГК «Росатом»; ФГУП «ПО «Маяк» и каких-то никому не известных частников, например ООО «Зенит».

5. Может быть разница в квалификации в зависимости от обстоятельств, но в целом да, это мошенничество (ст. 159 УК). Санкция от штрафа в 120 тыс до лишения свободы на срок до 10 лет. ред.