Исполнитель услуги по содержанию жилья

  • Главная
  • Об учреждении
  • Контакты
  • Вопросы ЖКХ
  • Вопросы недвижимости
  • Льготы
  • Налоговые вопросы
  • Семейные вопросы
  • Трудовые вопросы
  • Другие вопросы

Уменьшение размера платы за ЖКУ при их предоставлении ненадлежащего качества

Организации, обеспечивающие многоквартирные и частные дома коммунальными услугами, обязаны соблюдать требования законодательства по их качеству. Если вдруг из крана пошла ржавая вода или батареи зимой чуть теплые, или в подъезде грязно уже месяц, то коммунальные услуги и услуги по содержанию общедомового имущества предоставляются ненадлежащего качества. В таких случаях оплата за ЖКУ должна быть уменьшена. В каких еще случаях она должна быть пересмотрена? Что делать при выявлении ненадлежащего качества коммунальных услуг? Как грамотно составить акты и иные документы, необходимые для пересмотра оплаты ЖКУ или для контролирующих и судебных органов?

Случаи, когда можно уменьшить оплату услуг ЖКХ

В соответствии с п. 4 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги может быть изменен в двух случаях:

— предоставления коммунальных услуг с перерывами, превышающими установленную продолжительность;

— предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Этим же пунктом установлено что лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Наниматели (собственники) также имеют право на изменение размера платы за содержание жилого помещения при оказании услуг и выполнении работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в вышеуказанных случаях. Такое изменение производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 10 ст. 156 Жилищного кодекса РФ).

Такой порядок предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

В частности, п. 150 Правил предусмотрено, что исполнитель, допустивший нарушение качества предоставления коммунальной услуги вследствие предоставления потребителю коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, обязан произвести перерасчет потребителю размера платы за такую коммунальную услугу в сторону ее уменьшения вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.

При этом потребитель вправе требовать с исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) в размере, указанном в Законе Российской Федерации «О защите прав потребителей» в следующих случаях:

— если исполнитель после заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, своевременно не приступил к предоставлению коммунальных услуг;

— если суммарное время перерывов в предоставлении коммунальных услуг за расчетный период превышает допустимые перерывы в предоставлении коммунальных услуг, установленные в приложении № 1 к Правилам;

— если давление холодной или горячей воды и (или) температура горячей воды в точке водоразбора не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

— если давление газа в помещении потребителя не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

— если параметры напряжения и частоты в электрической сети в помещении потребителя не отвечают требованиям, установленным законодательством Российской Федерации;

— если температура воздуха в помещении потребителя (в том числе в отдельной комнате в квартире) ниже значений, установленных законодательством Российской Федерации, более чем на величину допустимого отклонения температуры и (или) если давление во внутридомовой системе отопления меньше значения, указанного в приложении № 1 к Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустоек (штрафов, пеней) за некачественное отопление в случае проведения потребителем мероприятий по подготовке жилого помещения к эксплуатации в осенне-зимний период (установка уплотняющих прокладок в притворах оконных и дверных проемов, замена разбитых стекол, утепление входных дверей в помещение и т.д.);

— если в аварийно-диспетчерской службе отсутствует регистрация сообщения потребителя о нарушении качества предоставления коммунальных услуг или их непредставлении;

— в других случаях, предусмотренных договором.

Обратите внимание!

Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя. К обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Приложение № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг устанавливает требования к качеству коммунальных услуг:

— допустимую продолжительность перерывов предоставления коммунальных услуг и допустимые отклонения качества коммунальных услуг;

— условия и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при их предоставлении ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Например, в случае прекращения подачи холодной воды единовременно более чем на 4 часа за каждый последующий час размер платы за данную коммунальную услугу за расчетный период должен быть снижен на 0,15%.

Как зафиксировать предоставление некачественных коммунальных услуг

Необходимо четко представлять процедуру оформления актов о предоставлении некачественной коммунальной услуги и соблюдать ее. Иначе можно потратить массу сил и времени с нулевым результатом.

При обращении к исполнителю следует требовать не только перерасчета оплаты, но и устранения причин предоставления некачественных услуг.

Процедура оформления некачественного предоставления коммунальных услуг едина для всех видов таких услуг.

Порядок установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, установлен в разд. X Правил предоставления коммунальных услуг.

Исполнителем коммунальных услуг может быть управляющая компания по договору управления домом или ТСЖ (кооператив), если у собственников заключен с ними договор, включающий условия предоставления коммунальных услуг. В этом случае ответственность за качество предоставляемых услуг соответственно несет организация, управляющая многоквартирным домом (МКД).

Если у собственников договор поставки коммунального ресурса заключен напрямую с ресурсоснабжающей организацией, то именно она будет нести ответственность за режим и качество подачи коммунальной услуги.

В случае предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя или иную службу, указанную исполнителем (п. 105 Правил предоставления коммунальных услуг).

Такое сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации в журнале приема заявок аварийно-диспетчерской службы.

Потребитель обязан сообщить свои Ф.И.О., точный адрес проживания, а также вид предоставленной коммунальной услуги ненадлежащего качества (п. 106 Правил предоставления коммунальных услуг).

В ответ сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю свои Ф.И.О., регистрационный номер заявки и время ее приема.

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известна управляющая этим домом организация, он обязан незамедлительно довести до нее полученную информацию.

В случае если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату проверки качества услуг. А также уведомить ресурсоснабжающую организацию, у которой исполнитель приобретает коммунальный ресурс, о дате и времени проведения проверки.

Читайте также  Естественные отклонения штатной численности от среднесписочной

Время проведения проверки назначается не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время. Отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки допускается в случаях возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе в связи с нарушениями (авариями), возникшими в работе внутридомовых инженерных систем и (или) централизованных сетей инженерно-технического обеспечения. При этом сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан незамедлительно с момента, когда стало известно о возникновении таких обстоятельств, до наступления согласованного с потребителем времени проведения проверки уведомить его о возникших обстоятельствах и согласовать иное время проведения проверки любым доступным способом (п. 108 Правил предоставления коммунальных услуг).

По результатам проверки составляется акт о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества, подписывается заинтересованными лицами, участвующими в проверке (их представителями).

Первый экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются лицам, участвующим в проверке (п. 109 Правил предоставления коммунальных услуг).

При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами.

Далее в ходе проверки факт предоставления некачественных услуг может:

2) не подтвердиться.

Данные варианты развития событий имеют различные последствия.

Если факт нарушения качества коммунальной услуги подтвержден, то в акте проверки указываются:

— дата и время проведения проверки;

— выявленные нарушения параметров качества коммунальной услуги;

— использованные в ходе проверки методы (инструменты) выявления таких нарушений;

— выводы о дате и времени начала нарушения качества коммунальной услуги.

Такой акт служит основанием для перерасчета размера платы за коммунальную услугу, а также для уплаты исполнителем неустойки за нарушение своих обязательств в размере, установленном федеральными законами и договором.

При возникновении споров по качеству можно инициировать независимую экспертизу

Иногда в ходе проверки качества коммунальной услуги и (или) величины ее отступления от установленных параметров возникает спор. В этом случае любой участник проверки вправе инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги. Расходы на ее проведение несет исполнитель. Однако, если в результате такой экспертизы будет установлено отсутствие факта нарушения качества коммунальной услуги, потребитель обязан будет возместить исполнителю расходы на ее проведение.

Исполнитель обязан получить и приобщить к акту проверки экспертное заключение, а также не позднее трех рабочих дней с даты получения экспертного заключения передать его копии всем заинтересованным участникам проверки.

Если никто из заинтересованных лиц не заявил о проведении экспертизы, но спор о качестве коммунальной услуги остался неразрешенным, определяются дата и время проведения повторной проверки с участием приглашенных исполнителем:

— представителей общественного объединения потребителей.

В акте повторной проверки должны быть указаны дата и время ее проведения. Представителям, участвующим в подписании акта, исполнитель обязан передать по одному экземпляру акта повторной проверки (п. 110 Правил предоставления коммунальных услуг).

Что делать если исполнитель не явился на проверку качества коммунальных услуг

Напоминаем, что потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых коммунальных услуг в отсутствие исполнителя. Указанный акт подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета МКД (председателем ТСЖ или кооператива, если управление МКД осуществляется товариществом или кооперативом).

Такая возможность прямо предусмотрена п. 110 (1) Правил предоставления коммунальных услуг:

— при непроведении исполнителем проверки в установленный срок (не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время, п. 108 Правил предоставления коммунальных услуг);

— при невозможности уведомить исполнителя о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийной службы.

Что нужно учесть при обращении в суд

Верховный суд РФ в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснил, что при определении родовой подсудности споров, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг нанимателями (собственниками), следует руководствоваться правилами, установленными статьями 23 и 24 Гражданский процессуальным кодексом РФ.

Например, иски о перерасчете платы в связи с оказанием коммунальных услуг ненадлежащего качества при цене иска, не превышающей пятидесяти тысяч рублей, подсудны мировому судье, а иски об определении порядка внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, как иски, не подлежащие оценке, подсудны районному суду.

Обратите внимание! Потребители по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах (п. 3 ст. 17 Закона о защите прав потребителей).

При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 Гражданского процессуального кодекса РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).

Оказание услуг по содержанию общего имущества ненадлежащего качества

Потребителю на заметку! В консультационный пункт для потребителей с начала 2021 года обратилось 47 граждан по различным вопросам в сфере услуг ЖКХ. За последние три года наблюдается тенденция к снижению количества обращений. За аналогичный период 2020 года было оказано 57 консультаций, за 2019 год — 70.

Как и в прошлые годы потребители не довольны качеством коммунальных услуг по отоплению, горячему водоснабжению, больше всего работой управляющих организаций при оказании услуг по содержанию общего имущества в МКД.

В целях своевременной защиты нарушенных прав, разъясняю, что в случае оказания услуг по содержанию общего имущества ненадлежащего качества (например, плохая уборка мест общего пользования, повреждение штукатурки, краски на стенах, течь в подвалах и другое) потребитель вправе обратиться к исполнителю с требованием устранить выявленные дефекты. На основании заявления потребителя Исполнителем должна быть проведена проверка, по результатам которой составляется акт нарушения качества или превышения продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Один экземпляр акта должен быть передан потребителю.

В случае отказа исполнителя зафиксировать недостатки в акте, собственники вправе самостоятельно составить акт в присутствии свидетелей и председателя Совета МКД, произвести фото-, видеозапись и другое.

После фиксации недостатков исполнитель услуг обязан их устранить. Так, например, протечки в отдельных местах кровли подлежат устранению в течение 1 суток, разбитые стекла и сорванные створки форточек в зимнее время — в течение 1 суток. Кроме того, Акт выявленных недостатков является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.

Читайте также  Договор поставки в аптечную сеть

Потребитель вправе потребовать изменения размера платы за оказанную услугу в письменной или устной форме в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения. В течение 2 рабочих дней с даты получения заявления о перерасчете, исполнитель должен направить потребителю извещение о дате его получения, присвоенный регистрационный номер и последующее его удовлетворение (либо отказ с указанием таких причин).

При отказе исполнителя в добровольном порядке удовлетворить заявленные требования потребитель вправе обратиться с иском в суд.

Напоминаю, что Североуральский консультационный пункт для потребителей, входящий в структуру учреждения Роспотребнадзора, федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области» оказывает консультации только по защите прав потребителей, помогает в составлении претензий, исковых заявлений, и иных документов по защите прав потребителей и гарантирует полную законность, доступность своих услуг и их качество для всех потребителей Свердловской области.

Консультационный пункт для потребителей оказывает юридическую помощь гражданам по следующим вопросам потребительского законодательства: продажа продовольственных и непродовольственных товаров; услуги: финансовые, бытовые, коммунальные, туристсткие, медицинские, образовательные; проведение экспертизы договоров на соответствие законодательства о защите прав потребителей; разработка проектов договоров в сфере потребительского законодательства.

При необходимости получения консультации по вопросам защиты прав потребителей, подготовки претензии, искового заявления в суд жители г.Североуральска, г.Краснотурьинска, г.Карпинска, г.Волчанска, г.Ивделя и Пелыма могут обращаться по адресу:

г. Североуральск, ул. Свердлова, д. 60а, (тел. 8 (34380) 2-22-50, 2-34-56);

г. Краснотурьинск, ул. Коммунальная, д. 6а, (тел. 8 (34384) 6-30-61);

г. Ивдель, ул. Октябрьская Набережная, д. 24, (тел. 8(34386) 2-18-72).

Обязано ли товарищество собственников жилья быть исполнителем коммунальных услуг и обязан осуществлять расчеты с ресурсоснабжающим организациям за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы?

Опубликовано чт, 10/27/2016 — 19:32 пользователем admin

Жилищный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации устанавливают обязанность товарищества собственников жилья быть исполнителем коммунальных услуг и заключать для обеспечения предоставления коммунальных услуг договоры с ресурсоснабжающими организациями о приобретении соответствующих коммунальных ресурсов.

В соответствии с ч. 2 2 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья указанное товарищество несёт ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354. То есть в этом случае исполнителем коммунальных услуг должно быть ТСЖ.

Согласно ч. 6 2 ст. 155 ЖК РФ товарищество собственников жилья, которые получают плату за коммунальные услуги, обязаны осуществлять расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми таким товариществом собственников жилья заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с Требованиями к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 28 марта 2012 г. № 253.

То есть, если ТСЖ не заключило договор управления многоквартирным домом с управляющей организацией, то такое ТСЖ должно являться исполнителем коммунальных услуг и заключать договоры ресурсоснабжения с соответствующими ресурсоснабжающими организациями.

При заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией товарищество собственников жилья осуществляет контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. То есть в этом случае исполнителем коммунальных услуг должна быть управляющая организация, а на ТСЖ возлагается функция контроля за предоставлением коммунальных услуг.

Исполнитель услуги по содержанию жилья

Интервал между буквами и строками: Стандартный Средний Большой

Статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения включает в себя плату за пользование жилым помещением, плату за содержание жилого помещения, плату за коммунальные услуги. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

В случае не оплаты или неполной оплаты гражданином жилищно-коммунальной услуги у исполнителя (юридического лица, индивидуального лица, предоставляющего коммунальные услуги) возникает право ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги на основании пункта 117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила).

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения (пункт 118 Правил).

В случае если потребитель частично оплачивает предоставляемые исполнителем коммунальные услуги и услуги по содержанию жилого помещения, то исполнитель делит полученную от потребителя плату между всеми указанными в платежном документе видами коммунальных услуг и платой за содержание и ремонт жилого помещения пропорционально размеру каждой платы, указанной в платежном документе. В этом случае задолженность потребителя по каждому виду коммунальной услуги рассчитывается исходя из частично неоплаченной суммы.

Исполнитель перед ограничением предоставления коммунальной услуги обязан предварительно уведомить об этом потребителя. При непогашении потребителем-должником задолженности в течение 20 дней со дня доставки уведомления исполнитель при наличии технической возможности вводит ограничение предоставления указанной в уведомлении коммунальной услуги. Если потребитель-должник по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги по-прежнему не оплачивает имеющуюся задолженность, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения. В случае отсутствия технической возможности введения ограничения предоставление коммунальной услуги приостанавливается без предварительного введения ограничения при непогашении образовавшейся задолженности в течение 20 дней со дня доставки потребителю письменного уведомления.

С обращением по факту незаконного ограничения или приостановления коммунальных услуг можно обратиться в Государственную жилищную инспекцию Тюменской области, органы полиции либо в органы прокуратуры.

Читайте также  Обстоятельства при доказывние отцовства

Прокурор разъясняет — Прокуратура Приморского края

Прокурор разъясняет

  • Совместный проект прокуратуры Приморского края и ГТРК «Владивосток» «Закон и порядок»
  • Выступления на телевидении
  • Интервью. Вопрос к прокурору
  • 5 октября 2020, 11:38

В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя 3 составляющие:

1) плата за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, так называемый ОДН;

2) взнос на капитальный ремонт;

3) плату за коммунальные услуги.

Для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения структура платы несколько иная:

1) плата за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плата за содержание жилого помещения;

3) плата за коммунальные услуги.

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда.

Размер платы за платы за наем, платы за содержание жилого помещения, общий размер взноса на капитальный ремонт зависит от площади жилого помещения.

Сам размер платы за наем устанавливается органами местного самоуправления.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, по общему правилу определяется собственниками помещений в таком доме.

Если собственники не приняли соответствующее решение, он устанавливаются органами местного самоуправления.

Размер взноса на капитальный ремонт — минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (на 2020 г. в размере 8,1 руб./кв. м.). При этом, собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер.

Плата за коммунальные услуги – это плата за холодную и горячую воду, электрическую и тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Цены (тарифы) на ресурсы, которые необходимы для оказания населению коммунальных услуг, подлежат государственному регулированию.

Полномочия по установлению тарифов на коммунальные ресурсы возложены на орган тарифного регулирования – в Приморском крае это департамент по тарифам Приморского края.

Процедура тарифообразования инициируется регулируемой организацией путем направления в Департамент заявления (предложения) об установлении тарифов с приложением обосновывающих материалов.

Произвольное определение хозяйствующими субъектами размеров тарифов, нормативов недопустимо и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.6 КоАП РФ (нарушение порядка ценообразования).

Соответственно размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг и тарифов, утверждаемых органом государственной власти субъекта.

С 1 января 2020 года Приморский край перешел на новую систему обращения с коммунальными отходами.

В Приморском крае тариф утвержден постановление департамента по тарифам от 19.12.2019 № 65/18, нормативы утверждены приказом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды от 04.12.2017 № 365.

Для жителей многоквартирных домов производится по количеству зарегистрированных в жилом помещении граждан или собственников.

Теперь плата за обращение с твердыми коммунальными отходами входит в состав платы за коммунальные услуги, а не в состав платы за содержание жилого помещения.

Стоимость услуг по сбору, вывозу, утилизации отходов, должна была быть исключена из платы за содержание жилого помещения.

Лица несвоевременно или не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, через 90 дней пени уплачиваются в размере 1/130 ставки рефинансирования.

Кроме того, законодательство предусматривает возможность приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг должникам.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354 исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги.

Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Отдел по надзору за соблюдением федерального и краевого законодательства, прав и cвобод граждан