Как отремонтировать преддомовую территорию собственников многоквартирного дома

Как отремонтировать прилегающую территорию многоквартирного дома?

К каждому жилому дому прилегает территория, которая, в соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, является общим имуществом, принадлежащим на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.

На прилегающей территории, как правило, расположены дороги, тротуары, прилегающие площадки и пешеходные дорожки. Зачастую, состояние этих объектов оставляет желать лучшего, и перед владельцами встает вопрос: кто это все должен ремонтировать и как этого ремонта добиться!?

Обеспечение сохранности благоустроенной территории является беспрекословным правом и одновременно обязанностью жителей многоквартирного дома.

Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества.

Исходя из этого, жители сами должны выделять средства для ремонта своей долевой собственности — то есть оплачивать ямочный ремонт. Как правило, условие по ремонту долевой собственности включено в договор с управляющей компанией в части оплаты жильцами обслуживания и текущего (капитального) ремонта. Следовательно, жильцы регулярно вносят средства на содержание придомовой территории, как того требуют нормативные предписания.

Но, несмотря на это, добиться даже ямочного ремонта асфальтового покрытия дворовых дорог на практике оказывается очень сложно.

Для того, чтобы добиться ремонта придомовой территории, необходимо соблюсти следующую процедуру:

1. Написать заявление в двух экземплярах в управляющую компанию на имя её руководителя о необходимости проведения ремонта асфальтового покрытия внутренней прилегающей к дому территории. Заявление должно быть подписано не менее чем 50% жильцов дома. В заявлении коротко указать суть проблемы, примерные объемы работ, продолжительность текущего состояния дорожного покрытия, по возможности — причины развития проблемы. Один экземпляр передается в управляющую компанию (далее – УК), на втором ставится отметка о принятии с указанием даты, подписью и расшифровкой принявшего сотрудника (желательно, указать его должность).

2. В случае, если в течение месяца не будут проведены работы или от УК не последует ответ – необходимо обратиться в надзорный орган с жалобой на действия УК с приложением копии заявления, поданного в УК, а также желательно приложить фотографии территории, подлежащей ремонту.

В данном случае, УК нарушает нормативы на содержание дорог. Нормативы регламентируются ГОСТ Р номер 50597-93, согласно которому срок ликвидации ям и выбоин на дорогах группы «В» при предельной площади повреждений 7 квадратных метров на 1000 кв. м должен составлять не более 10 суток с момента обнаружения дефекта.

Если действия не принесли желаемого результата и УК не выполнила ремонтные работы — отремонтировать дворовые дороги можно самостоятельно.

Для этого следует вызвать независимого эксперта для оценки текущего состояния конкретной придомовой территории и приблизительной стоимости ремонта. Собирая деньги с жильцов дома, регистрируйте каждый взнос специально созданной комиссией в составе от трех человек под председательством домового комитета. Для проведения ремонта желательно обратиться в организацию, занимающуюся ремонтом дорожных покрытий. При этом не стоит заказывать самый дорогой ремонт, достаточно, чтобы были соблюдены все стандарты и требования. Собирайте все договоры и квитанции об оплате услуг как экспертов, так и строителей, все записи о сборе денег и протоколы собраний жильцов.

Для приемки выполненных нанятой фирмой работ опять же следует обратиться к эксперту, чтобы он проконтролировал качество и выдал вам независимое заключение о приемке работ, где должно быть указано, что все характеристики отремонтированного покрытия соответствуют ГОСТам и СНиПам. Не следует подписывать самостоятельно, даже созданной комиссией, состоящей из собственников квартир, никаких актов! Все должны делать специалисты.

После завершения работ, необходимо направить заявление в УК с требованием возмещения всех понесенных расходов, с приложением копий всех указанных выше документов.

В случае отказа в возмещении или бездействия УК в течении месяца с момента обращения, следует также обратиться в надзорный орган с требованием о привлечении УК к ответственности и для защиты своих интересов и возмещения всех понесенных расходов.

Также у Вас есть право самостоятельно обратиться в суд для взыскания понесенных расходов с УК.

Эксперты ОНФ разъяснили гражданам, кто должен ремонтировать дороги во дворах многоквартирных домов

В Общероссийский народный фронт поступают вопросы от жителей разных регионов, которые обеспокоены плохим состоянием дворовых территорий – дорог во дворах многоквартирных домов. В связи с этим эксперты ОНФ подготовили ответы на самые распространенные обращения по этой теме. Они разъяснили, кто в ответе за качество внутридворовых дорог и что делать жильцам, чтобы включить территории в планы ремонта.

В отличие от федеральных или региональных трасс с дворовыми дорогами дело обстоит немного сложнее. Здесь также появляются ямы и прочие разрушения. Но жители часто не знают о том, куда им обращаться со своими проблемами.

«Прежде чем добиваться ремонта дороги во дворе, нужно понять, кто ее хозяин. Она вовсе не обязательно принадлежит городу, а может являться частью общей придомовой территории. В таком случае муниципалитет не обязан заниматься ее содержанием и ремонтом. Первым делом нужно ознакомиться с техническим паспортом жилого дома. Это поможет выяснить границы придомовой территории и ее собственника», – рассказывает модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные и качественные автомобильные дороги», координатор проекта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» Александр Васильев.

Он пояснил, что данные кадастрового учета можно посмотреть на сайте или обратиться для этого в местную администрацию. Если окажется, что к общедомовой территории эта дорога не относится, жаловаться на ее состояние и требовать ремонта нужно в администрации населенного пункта. Если же дорога входит в придомовой участок, она относится к общей долевой собственности дома, а значит, за ее ремонт отвечает управляющая компания. В такой ситуации необходимо отправлять обращение в свою управляющую компанию. Но, как известно, управленцы далеко не всегда хотят заниматься этим вопросом. Поэтому, если компания отказывается проводить ремонт, пора обращаться в прокуратуру. Также можно оставить обращение на сайте Государственной информационной системы ЖКХ.

Эксперты ОНФ заметили, что вопросы ремонта дворовых территорий между жильцами, управляющими компаниями и местными чиновниками решаются довольно сложно.

«Здесь многое зависит от добросовестности конкретной управляющей компании или местной администрации. Так что исход проблемной ситуации может быть совершенно непредсказуемым, и каждая из них требует отдельного разбирательства», – сказал Васильев.

Он пояснил, что есть и еще один способ отремонтировать дорогу в своем дворе, а также реализовать свой дизайн-проект благоустройства. С 2017 г. действует проект «Формирование комфортной городской среды». В минимальный перечень работ по благоустройству в рамках этого проекта входит ремонт дворовых проездов, установка скамеек и урн, освещение дворов. Могут включаться и другие работы, которые выбирает сам регион. В список дополнительных входит оборудование детских и спортивных площадок, парковок, озеленение территории и так далее. Стать инициаторами дополнительного благоустройства могут сами жители, предприниматели, арендующие или купившие помещения в домах поблизости, а также общественные организации. Заинтересованные лица принимают в этом трудовое или финансовое участие.

Читайте также  Рейтинг городов юга россии по уровню жизни

«Всю необходимую информацию о работе данного проекта в своем регионе, необходимых документах и сроках подачи заявок граждане могут найти на сайте администрации своего муниципалитета», – подытожил Васильев.

Что включает в себя ремонт придомовой территории многоквартирного дома? Образец заявления на проведение работ

Придомовая территория подразумевает под собой участок земли, на котором расположены многоквартирный дом и другие объекты недвижимости, такие как двор, зеленые зоны, парковки и т.д.

Придомовая территория является общей долевой собственностью жильцов многоквартирного дома.

В статье мы рассмотрим, кто должен делать ремонт придомовой территории многоквартирного дома, а также что включается в себя.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-14-90 . Это быстро и бесплатно !

Кто должен делать ремонт придомовой территории многоквартирного дома?

Ремонт может проводиться как самостоятельно собственниками дома, так и с помощью найма различных ремонтных служб и строительных компаний для выполнения работ на территории дома. Финансирование таких работ проводится за счет собственников квартир. Проведение ремонтных работ собственниками дома регулируется ЖК РФ по статьям 153, 154, 158, а также статьей 210 ГК РФ.

Статья 210. ГК РФ. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

О содержании придомовой территории мы рассказывали здесь.

Если у многоквартирного дома подписан договор с Управляющей компанией, то УК обязана проводить работы по восстановлению долевой собственности, т.к. жители дома ежемесячно оплачивают услуги поддержания порядка в пределах участка (о том, разрешено ли оформление придомовой территории многоквартирного дома в собственность, читайте здесь).

Что включается?

Текущий

Текущий ремонт дворовых территорий – это установленный в плановом порядке вид ремонтных работ, предназначенный для исправления повреждений, следов износа и частичного восстановления жилого дома и всей относящейся к нему территории. Проводится раз в год.

Текущий ремонт включает в себя:

  1. работы по частичному восстановлению полуразрушенного тротуара.
  2. Ремонтные работы по благоустройству проезда, дорог, аллей.
  3. Реставрация игровых площадок.
  4. Заделка отмосток по периметру здания.
  5. Починка ограждений.
  6. Восстановление контейнеров-мусоросборников и т.д.

Капитальный

Капитальный ремонт проходит по мере необходимости для замены имеющихся конструкций, принадлежащих придомовой территории. Конкретной периодичности проведения капремонта на законодательном уровне не регламентировано, однако установлено, что он проводится в зависимости от сроков эксплуатации (крыши из шифера – 30 лет, чугунные трубы – 20 лет, и т.д.).

В список выполняемых обязанностей УК по капремонту входят:

  • восстановление дороги.
  • Реставрация игровых площадок.
  • Починка ограждений.
  • Восстановление ограждений и т.д.

Как запросить проведение?

Для проведения реконструкции, необходимо написать заявление в Управляющую компанию на имя ее начальника с описанием проблемы и объема необходимых ремонтных работ. Заявление подается в двух экземплярах и подписывается не менее 50% от общего количества жильцов дома.

Один экземпляр подается для рассмотрения в Управляющую компанию, второй заверяется в Управляющей компании и остается у жильцов дома.

Заполнение заявление на проведение ремонта придомовой территории:

  1. в преамбуле в первой строке прописываются название Управляющей компании, адрес, имя начальника УК, к которому адресовано обращение, имя заявителя, его адрес и контакты.
  2. В констатирующей части заявления указываются проблемы и причины обращения с просьбой отремонтировать участок вокруг дома.

Предусмотрена возможность подачи запроса о проведении ремонта через портал Госуслуги для жителей г. Москва. Для этого нужно оформить заявку с указанием основания для оказания соответствующих услуг, сроков проведения работ, данные об оплате и контакты.

Для этого необходимо зайти на сайт pgu.mos.ru, перейти в раздел «Услуги», найти раздел «Жилье, ЖКХ, двор», перейти по ссылке «Многоквартирный дом и двор», найти «Предоставление Фондом капитального ремонта», ввести адрес дома, там заполняются данные о всех неисправностях и сроках восстановления.

Собственники квартир в многоквартирном доме могут взять в свои руки инициативу по ремонту придомовой территории как, а также доверить обустройство дома Управляющей компании. Своевременный ремонт и поддержание придомового участка в ухоженном состоянии способствует росту благосостояния и повышению уровня жизни собственников многоквартирного дома.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Должна ли УО ремонтировать проезды и тротуары во дворах домов

Мы часто пишем о судебных спорах, в которых управляющая организация пытается оспорить предписание органа ГЖН, выданное после проверки. Сегодня читайте о доводах судов, рассматривавших иск УО из Североморска, которая считала незаконным требование надзорного ведомства отремонтировать внутриквартальную дорогу возле МКД.

УО несёт ответственность за надлежащее содержание общего имущества в доме

Судебное дело № А42-8289/2019 началось типично: жительница многоквартирного дома в Североморске пожаловалась в орган ГЖН на плохое состояние дороги во дворе и невыполнение УО своих обязательств по надлежащему содержанию общего имущества собственников.

Ведомство провело внеплановую проверку в отношении сразу 8 домов, которые находились в управлении компании, и вынесло предписание с требованием отремонтировать проезды и тротуары на придомовых территориях: восстановить повреждённые участки.

Управляющая организация не согласилась с таким предписанием и подала в суд иск о признании его недействительным. Компания указала, что у неё нет такой обязанности: в силу закона этим должен заниматься муниципалитет. Проезды и тротуары, которые орган ГЖН требует отремонтировать, не являются общедомовым имуществом, и их восстановление не предусмотрено договором управления. К тому же надзорное ведомство провело проверку и выявило нарушения без соблюдения национального стандарта и без замеров.

Проезды и тротуары на придомовой территории относятся к общему имуществу собственников в МКД

Суд первой инстанции рассмотрел дело, разобрав два основных вопроса:

  1. Должна ли УО в силу своих обязательств ремонтировать проезды и тротуары у домов, которыми она управляет.

Согласно пп. «е, ж» п. 2 ПП РФ № 491, в состав общего имущества собственников включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, вместе с элементами благоустройства и озеленения.

В утверждённом перечне автомобильных дорог общего пользования Североморска от 28.12.2015 № 1362 спорных дворовых проездов нет, следовательно, у муниципалитета нет обязанности по их содержанию.

В силу ч. ч. 2, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении такого права на землю не требуется. При этом, как установил суд, участки под МКД сформированы и проезды с тротуарами находятся в их границах.

Следовательно, они относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, а за их состояние отвечает управляющая организация. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведён в приложении № 7 к Правилам № 170: в п. 17 говорится о надлежащем состоянии внешнего благоустройства путём проведения ремонта и восстановления разрушенных участков, в том числе тротуаров и проездов.

  1. Проведена ли проверка и фиксация нарушений в рамках законодательства.

Согласно п. п. 5.1.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие тротуаров, пешеходных дорожек не должны иметь отдельных разрушений площадью более 0,2 кв.м, а покрытие проезжей части – дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более.

Суд сделал заключение, что не всякое повреждение дороги и тротуара может быть признано недостатком в их состоянии и содержании. При этом в силу п. п. 9.1.1, 9.1.2 ГОСТ Р 50597-2017 контроль характеристик эксплуатационного состояния дорог и улиц осуществляют приборами, включёнными в Государственный реестр средств измерения и прошедшими поверку в установленном порядке.

Согласно представленным в деле документам, орган ГЖН при проведении проверки:

  • не устанавливал отклонения покрытии дорог и тротуаров от нормативных требований;
  • не использовал какие-либо измерительные приборы, имеющие поверку и сертификат;
  • не проводил фотофиксацию, позволяющую наглядно оценить повреждения дорожного полотна;
  • не описал повреждения.

Суд заключил, что представленные материалы проверки не являются достаточными и не позволяют суду сделать однозначный вывод о наличии в действиях УО факта ненадлежащего состояния элементов благоустройства придомовых территорий. Следовательно, у органа ГЖН нет фактических оснований для принятия предписания.

Документ был признан недействительным. Орган ГЖН подал жалобу в апелляционный суд, но тот не нашёл оснований для изменения решения первой инстанции.

УО отвечает за содержание и ремонт дорог и тротуаров на сформированном земельном участке под МКД

Надзорное ведомство направило жалобу в кассационный суд, указав, что значительность повреждений покрытия дороги свидетельствует о неисполнении УО своих обязанностей на протяжении длительного периода. Недостатки дорожного полотна возможно установить при визуальном осмотре, без проведения замеров специальными измерительными приборами.

Кассационный суд, согласившись с выводами о том, что УО отвечает за содержание придомовой территории, в том числе за проезды и тротуары, занял иную позицию по вопросу доказанности нарушений в действиях компании. Согласно п. 9.4.2 ГОСТ Р 50597-2017, контроль параметров дефектов, не требующих измерений, осуществляют визуально.

Спорные проезды и тротуары не относятся к автомобильным дорогам общего пользования в понимании ГОСТ 32825-2014. Поэтому проведение замеров повреждённых участков специальными приборами не обязательно. Очевидность и значительность повреждений спорных участков описаны в акте проверки и зафиксированы в фототаблицах.

Размер повреждений покрытия влияет не на принятие решения о необходимости его восстановления, а на срок устранения таких повреждений. Таким образом, как отметил суд, предписание органа ГЖН выдано при наличии достаточных фактических и правовых оснований и является правомерным. Аналогичная позиция поддержана в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2020 по делу № А42-8286/2019.

Суд кассационной инстанции отменил решения коллег и отказал УО в признании предписания недействительным.

Запомнить

Внутриквартальные проезды и тротуары, находящиеся на сформированной придомовой территории МКД, – зона ответственности управляющей домом организации, поскольку являются частью общего имущества собственников. Управляющим организациям и ТСЖ не всегда хватает средств на их содержание и ремонт, ведь в самом доме, особенно если это старый жилфонд, нужно решить немало проблем.

Однако УО и ТСЖ следует помнить, что неудовлетворительное состояние внутриквартального проезда или тротуара у МКД могут стать причиной жалобы жителей, а затем – привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и штрафам по ст. 14.1.3 КоАП РФ до 300 тыс. рублей.

Хочу сам залатать яму у дома! — ну, это чревато.

Ситуация 1: Двор многоквартирного дома (придомовая территория)

Если вы решили заасфальтировать дорогу во дворе многоэтажки, то первым делом необходимо выяснить, в чьей собственности находится придомовая территория. Сделать это можно, направив запрос в Росреестр. В соответствии со ст. 36 Жилищного кодекса РФ, придомовая территория принадлежит владельцам всех квартир и других помещений в равных долях. Следовательно, дорога, пролегающая внутри двора, является общим имуществом многоквартирного дома. Но в нашей стране до сих пор немало домов, придомовые территории которых не были в свое время сформированы и не перешли во владение жильцов. В таком случае необходимо будет пройти процедуру межевания, аналогичную той, что предусмотрена для частных домов и загородной недвижимости.

Что делать?

У вас есть два варианта.

Первый — стимулировать свою управляющую компанию заявлением на имя руководителя о необходимости проведения ремонта асфальтового покрытия дороги внутри двора. Ведь по закону эта организация ответственна за надлежащее содержание общего имущества (Постановление Правительства РФ №491). Если это не возымело эффекта, собственники жилья вправе отремонтировать дворовую дорогу самостоятельно. Но надо понимать, что это долгий и достаточно трудный путь.

Если придомовая территория оформлена в собственность жителей дома, с местной администрацией согласовывать ремонт дороги не нужно. Достаточно провести внеочередное собрание жильцов, на котором больше 50 процентов голосов будет в пользу ремонта. Важно заручиться поддержкой как можно большего количества собственников и вовлекать их в процесс ремонта. Бывает так, что уже после укладки асфальта появляется группа недовольных граждан, которая начинает писать жалобы в Роспотребнадзор с требованием проверить, все ли законно. В итоге добрые намерения перерастают в многолетнюю соседскую вражду.

Чтобы оценить фронт работ и выяснить их примерную стоимость, можно пригласить независимого эксперта. Это удовольствие не из дешевых: например, в Москве такие услуги обойдутся в среднем в 15 тысяч рублей (точная сумма рассчитывается индивидуально. — Прим. ред.). Заниматься сбором средств на ремонт будет специальная комиссия в составе не менее трех человек под председательством домового комитета. Она формируется на добровольной основе и регистрирует каждый взнос, поступивший от жильцов.

Ищем шабашников?

Доверять укладку асфальта во дворе следует только профессионалам. Но это еще не гарантия, что дорога будет отремонтирована в соответствии с установленными стандартами. Лучше перестраховаться и пригласить независимого эксперта для приемки работ. Он выдаст вам заключение о том, что качество дорожного покрытия соответствует ГОСТам и СНиПам. Документ будет вашим главным аргументом в случае нападок со стороны контролирующих органов.

Как вернуть деньги?

После того как ремонт закончен, нужно направить заявление в управляющую компанию с требованием возмещения всех понесенных расходов. Обязательно приложите к нему копии договоров и квитанции об оплате услуг подрядчика и экспертов. Если в течение 30 дней вы не получили ответа или УК отказывается платить, вы вправе обратиться в надзорные органы (главный из них — прокуратура), а также в суд.

Может, проще взять лопату.

Может показаться, что мы слишком усложнили процесс асфальтирования дороги — не проще ли вооружиться лопатой, мастерком или пистолетом для гудрона, чтобы самостоятельно залатать дорожные ямы? Так будет дешевле и быстрее… Но, рассуждая в таком ключе, вы рискуете не только понести дополнительные денежные затраты, но и навредить своим же соседям.

Мнение эксперта

Сергей Коломиец, адвокат правового центра «Человек и закон»:

«Ответственность за самовольный ремонт дороги российским законодательством не предусмотрена. Однако гражданин, не имеющий ни специального образования, ни навыков и допусков для проведения дорожного ремонта, может быть привлечен к ответственности по ст. 12.33 КоАП РФ „Повреждение дорог“. Она влечет наложение административного штрафа в размере от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей для граждан и 300 тыс. рублей для юридических лиц.

Законодатель считает, что непрофессиональные действия по укладке дорожного полотна создают угрозу безопасности дорожного движения. Простой пример: некий гражданин увидел яму и забросал ее щебнем. Проехала машина, и из-под колес этот щебень разлетелся в разные стороны — хорошо, если при этом никого не заденет и пострадают только другие автомобили. В результате человек, который заделал яму, пребывает в уверенности, что совершил благое дело. По факту он причинил ущерб окружающим».

Ситуация 2: Дачный участок (СНТ)

С ремонтом дорог в садовых некоммерческих товариществах (СНТ) дело обстоит куда проще. Те, что пролегают внутри СНТ, являются имуществом общего пользования всех его членов и одновременно общей собственностью. Это означает, что содержать дороги и поддерживать их состояние собственники участков должны самостоятельно.

Что делать?

Решение организовать ремонт принимается на общем собрании, которое проводится с периодичностью раз в год. Члены товарищества обсуждают способ ремонта, после чего назначаются ответственные лица, которые будут курировать сбор средств и проведение самих работ. Чем вы будете отсыпать дорогу, — щебнем, асфальтовой крошкой или песком, — значения не имеет. Получать специальные разрешения у муниципалитета на это тоже не требуется. Все ограничивается только фантазией и заложенными в бюджете СНТ средствами. И, конечно же, не следует пренебрегать строительными нормами.

СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих дачных объединений граждан, здания и сооружения (с Изменением N 1)

5.7* На территории садоводческого (дачного) объединения ширина улиц и проездов в красных линиях должна быть, м:

  • для улиц — не менее 15 м;
  • для проездов — не менее 9 м;
  • минимальный радиус закругления края проезжей части — 6,0 м;
  • ширина проезжей части улиц и проездов принимается для улиц — не менее 7,0 м, для проездов — не менее 3,5 м.

А в чем подвох?

Сложности могут возникнуть только в том случае, если отрезок дороги внутри СНТ принадлежит муниципалитету или частному лицу. Прежде чем начинать ремонтные работы на таком участке, необходимо получить согласие собственника. Вряд ли у чиновников из местной администрации будут претензии, если вы залатаете дорожные ямы, не потратив ни единого бюджетного рубля. А вот частник запросто может выставить СНТ счет за порчу его имущества.

Мнение эксперта

Сергей Коломиец, адвокат правового центра «Человек и закон»:

«У любого собственника есть три основных правомочия: пользования, владения и распоряжения. Свое имущество он содержит в том виде, в котором ему нравится. Захочет — машину поставит или заасфальтирует, а то и вовсе выроет на участке пруд. Здесь нужно исходить из конкретной ситуации и выяснять, как так получилось, что дорога общего пользования отошла в частную собственность. Участникам СНТ придется либо договариваться с собственником о ремонте, либо решать вопрос через суд».

Ситуация 3: Частный дом (земли под ИЖС)

Будучи собственником земельного участка, вы вправе планировать его ландшафт так, как сочтете нужным. Но и здесь важно соблюсти некоторые требования. Например, самовольный спил столетней сосны, которая мешала проложить дорожку к дому, грозит не только штрафом, но в некоторых случаях даже уголовной ответственностью (ст. 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений»).

Иная картина складывается с подъездными путями, ведь они вам не принадлежат — вы приобретаете только сам участок под ИЖС. За его границами находятся либо другие участки, либо муниципальная земля.

Что делать?

Алгоритм действий примерно такой же, как и в случае с СНТ. Необходимо выяснить, кто именно является собственником участка, по которому пролегает дорога. Данные кадастрового учета можно посмотреть на Публичной кадастровой карте Росреестра, а чтобы узнать данные о собственнике, заказываем из ЕГРН выписку об объекте недвижимости.

Если собственником является частное лицо, то мы либо договариваемся «по-человечески», либо решаем вопрос с ремонтом дороги уже в суде. Если земля муниципальная, вам потребуется получить у чиновников разрешение на проведение работ, согласованный проект и технические условия. Без согласования никакие манипуляции совершать нельзя. Ваши действия могут быть трактованы как возведение самовольной постройки, а это уже статья 222 ГК РФ. Виновник должен будет привести участок в прежнее состояние и возместить причиненные убытки.

Мнение эксперта

Сергей Коломиец, адвокат правового центра «Человек и закон»:

«Если дорожное покрытие не соответствует требованиям стандартов безопасности, вас могут заставить демонтировать его за свой счет. Предположим, дорога принадлежит местной администрации. Если собственник считает, что ремонт был произведен неправомерно, он вправе обратиться к вам с предписанием об устранении выявленного нарушения. В случае отказа администрация через суд обяжет вас устранить то, что вы „наваяли“. Это может вылиться в такие расходы, что вы сами будете не рады, что все это затеяли».

И вот что в итоге

Есть разные способы борьбы с бездорожьем. Можно забросать муниципалитет жалобами и требованиями произвести ремонт. Можно просто ждать, что все само собой образуется. А можно проявить инициативу и самому заасфальтировать дорогу.

Какой из этих способов самый действенный, не скажет никто — все зависит от конкретного случая. Но уж если вы заняли позицию «я сам», то подойдите к вопросу с умом и обязательно привлеките к работе специалистов. Одного желания привести дорогу в порядок мало — нужны еще возможности (в том числе финансовые), время и профильные знания. Вы ведь наверняка хотите как лучше? Тогда сделайте так, чтобы не получилось, как всегда.

  • О том, куда жаловаться на дорожников, которые кладут асфальт в снег, можно прочитать здесь.
  • А если вы разбили подвеску в дорожной яме и хотите получить компенсацию, то вот тут есть пошаговая инструкция.