Как составить схему дтп самостоятельно образец

Как правильно нарисовать схему ДТП (образец)

Часто ксоставлению схемы ДТП водители относятся как к гарантии точной фиксации произошедшей аварии. И, действительно, именно от правильного составления чертежа зависит возможность получения страхового возмещения (в отдельных случаях страховой выплаты), избегания ответственности, если водитель невиновен и пр. Важно не только уметь рисовать обстановку ДТП самому, но и контролировать верность описания сотрудником ГИБДД.

Ситуации, когда возможно оформление

В зависимости от обстоятельств аварии составление схемы допускается:

ситуация кто составляет обязательна/необязательна
Оформление европротокола без вызова сотрудников ГИБДД Участники ДТП Обязательна
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и отсутствует схема от работника ДПС схему ДТП самостоятельно составляют участники Рекомендовано
ДТП не подпадает под оформление европротоколом и схему составил работник ГАИ Участники ДТП могут составить дополнительную схему По усмотрению

Порядок составления

Какое должно быть содержание

Правильная схема ДТП обязательно включает такие важные сведения как:

  • дата и точное время происшествия;
  • кто является участником и какие автомашины задействованы в аварии;
  • количество столкнувшихся ТС;
  • кто виноват в дорожном событии;
  • направление движений автомобилей до аварии;
  • взаиморасположение машин в момент ДТП;
  • нахождение автомобилей после окончательной остановки сразу после аварии;
  • место на дороге, где оказался пострадавший пешеход или пассажир (если в аварии задействованы не только автосредства);
  • какие были световые сигналы у автомобилей при дорожном происшествии (поворотники, сигналы «стоп», головные фары и пр.);
  • план участка дороги, где было столкновение;
  • габариты (ширина) проезжей части и количество полос в каждом направлении;
  • вид участка дороги, то есть прямая проезжая часть или перекресток или поворот дороги и пр.;
  • наличие оградительных сооружений, обочин, тротуаров и т.п.;
  • привязка к адресу (номер дома, название соседних улиц, памятники, развлекательный комплекс, если вне населенного пункта – километр трассы, прочие ориентиры);
  • разметка, дорожные знаки, светофоры и их сигналы в момент ДТП;
  • посторонние предметы на проезжей части и препятствия, в том числе большие ямы и выбоины на дорожном полотне;
  • месторасположения на проезжей части крупных осколков и деталей автомобилей;
  • проекция тормозного пути автомобилей, а также их следов.

Основные правила

Единых правил как нарисовать схему ДТП для страховой и прочих случаев нет. Просто наработана многочисленная практика оформления аварий. Именно накопленный опыт следует учитывать как рекомендации.

План содержит как графические, так и буквенные, цифровые обозначения. То есть к графическим элементам нужно делать комментарии и пояснения. Это можно делать прямо около элементов, а также в виде сносок под чертежом.

Изображение производится в формате 2 D, то есть горизонтальный вид сверху.

Рисовать схему следует шариковой ручкой синего или черного цвета.

Все элементы, обозначения, символы и слова должны быть разборчивыми и понятны для всех.

Используются общепринятые символы без излишней детализации.

Не допускаются исправления, подчистки и подобное. Обычно вначале участники рисуют черновые варианты (каждый сам свой). А потом обсуждают все разногласия. Далее прорисовывают чистовой вариант. И если всё же допущены исправления, то их нужно делать аккуратно и подтверждать подписями.

При заполнении, по возможности, соблюдать масштабирование и пропорций.

Юристы страховых компаний советуют записать номера водительских удостоверений и страховых полисов водителей , смотрите на видео:

Проводить измерения с целью привязки основных элементов ДТП к прочным ориентирам. Это делается для возможности воссоздания обстановки в последующем. Измерения нужно делать так, чтобы можно было определить не просто где находится автомобиль, но и его положение (угол разворота). Отдельно делают замеры расстояний до границ перекрестков, знаков, края обочины, светофоров, длинны тормозного пути и пр.

Фотоматериалы. Для подлинности схемы следует запечатлеть картину на фотосредства.

Допускается несколько взаимосвязанных схем. Например, одна общая, а другая детализирующая отдельный фрагмент происшествия.

Желательно оформить схему непосредственно в момент оформления дорожного события, то есть на месте. Хотя в некоторых случаях допускается и последующее оформление даже несколько дней спустя. Но такие чертежи должны быть обоюдно утверждены участниками.

Графический документ имеет юридическую силу, если подписан всеми участниками. За исключением схем, которые составляет сотрудником госавтоинспекции, выезжающим на аварию.

Если имеется несколько чертежей противоречащих между собой, то большую силу имеет более поздний вариант.

Используемые обозначения

Правила составления чертежа аварии подразумевают четкие единообразные обозначения:

Знак обозначения Что обозначается Дополнительное описание
автомобиль легковой Если автомобиль в динамике, то изображается несколько фигур у первых контуры пунктиром, у последней фигуры (окончательная фаза аварии) контур сплошной.
грузовой автомобиль Машины обозначают либо буквами, либо цифрами
мотоцикл
направление движения Линии повторяют траекторию движения во время ДТП
место столкновения
дорожная разметка Как выглядит на покрытии
дорожный знак Если знак сложно изображать, можно указать номер в соответствии с ПДД или его название
светофор Крестиком отмечается горящий сигнал в момент аварии
посторонний предмет
тормозной путь
тротуар
дорожное ограждение
работа поворотников, стоп-фонарей
деталь и части автомобиля

Вот образец схемы ДТП двух автомобилей:

Требования к различным видам схем

Европротокол

Существует упрощенная форма оформления ДТП — европротоколом (специальный бланк-извещение, выполненный типографским способом, его выдает страховая организация). Такая форма не требует вызова работника ДПС, сбора дополнительных документов и предусматривает сокращенные сроки страховой выплаты. Обычно это происходит при легких столкновениях, например, на парковке. Существуют условия, при которых возможно упрощенное оформление:

  • имеется только два участника ДТП;
  • нет вреда здоровью;
  • сумма предположительного ущерба не более 100 тыс. руб. (для Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей при фиксации аварию с помощью тех.средств ГЛОНАСС — 400 тыс. руб.);
  • у обоих водителей имеется страховка ОСАГО;
  • отсутствуют споры относительно вины. Правда, если зафиксировать обстановку ДТП на средства технического контроля типа ЭРА-ГЛОНАСС или АИС РСА (устанавливается на смартфонах и планшетах) и загрузить данные в базу союза автостраховщиков, то разногласия допускаются при оформлении европротокола.

Кроме общих требований, нужно учитывать особенности схемы в европротоколе.

  1. Графическая часть указывается в пункте 17 протокола, описательная часть в пункте 16.
  2. Подписи ставят только участники. То есть подпись представителя ГИБДД не требуется.
  3. Помимо основных обозначений применяют указание о виновности: «1» — водитель полностью виновен; «½» — обоюдная вина, «0» — нет вины.
  4. Расклеивать протокол на экземпляры следует только после окончательного оформления и подписания.

Вообще для успешного оформления протокола применяют типовые схемы, которые рекомендованы РСА. Их можно увидеть на официальном сайте РСА. Там расписаны и данные о дорожных знаках, разметке, маневрах водителей, вины каждого участника и представлено шаблонное изображение. Водителям остается лишь перенести данные в схему ДТП в извещении.

Стандартное ДТП

Если аварию нельзя фиксировать по упрощенной процедуре, то требуется вызов работника ГИБДД. А он может по своему усмотрению начертить или обойтись без плана дорожного происшествия.

Составление схемы ДТП ГИБДД — наиболее профессиональный подход. Задача водителей сводится лишь к наблюдению за происходящим. А также к контролю за правильностью внесения всех данных.

Изюминкой является то, что вся обстановка тщательно замеряется и с высокой детализацией фиксируется.

Если водитель не подписал схему это не значит, что он выразил свое несогласие как следует. Лучше написать свое краткое возражение прямо в документе.

Кроме водителей, подпись могут ставить свидетели, потерпевшие и прочие присутствующие.

План составляется на унифицированном бланке ГИБДД.

Самостоятельная схема составляется по инициативе водителей, когда сотрудник ДПС не подготавливает документ. При этом вместо схемы-бланка используют обычный чистый лист бумаги, формата А4.

Важно, чтобы чертеж не расходился с описаниями в протоколах, постановлениях и пр. Остальные требования как в общем порядке.

Даже если схема ДТП правильная, то сотрудник ГИБДД не обязан её пописывать, но от этого документ не потеряет своей актуальности.

Для чего нужна схема

Не всегда после оформления аварии водители сохраняют свое мнение. Иногда начинаются перевирание фактов и переиначивание обстоятельств. Схема помогает устранить все сомнения на будущее, нагляднее понимать другие документы по делу.

Вообще грамотно составленная схема позволяет:

  • упростить работу для страховой организации в принятии решении по страховым выплатам;
  • избежать разногласий при вынесении постановления по делу;
  • точно воссоздать обстановку аварии при рассмотрении жалоб на постановление по административному делу;
  • не допускать нечестных манипуляций фактами с чьей-либо стороны.

Как правильно составить схему ДТП самостоятельно?

В последние несколько лет чрезвычайные происшествия – это вполне распространенное явление на проезжей части. Главной составляющей правильного оформления ДТП является грамотно составленная схема произошедшего на дороге, которая необходима для страховой компании, чтобы та выплатила компенсацию.

И если научиться рисовать схему собственными силами, то до приезда инспектора ГАИ (а на это, как правило, уходит не один час) можно справиться с данной задачей и сэкономить как свое время, так и время правоохранительных органов. Однако, как правильно нарисовать схему ДТП, знает далеко не каждый автолюбитель.

Азы правильного составления схемы ДТП

Согласно данным статистки, в больших населенных пунктах ежедневно регистрируется несколько десятков ДТП. Безусловно, что процесс оформления дорожно-транспортного происшествия достаточно рутинный, отнимающий немало драгоценного времени, как у самих участников аварийной ситуации на дороге, так и у сотрудников ГИБДД.

В первую очередь, хотелось бы пояснить при каких обстоятельствах этот вариант фиксирования аварии окажется необходимым. Согласно действующему законодательству, вызов сотрудников ГАИ необходим лишь в том случае, когда оформить ДТП по упрощенной форме нет никакой возможности.

Рекомендации к составлению от РСА.

С другой стороны, наши доблестные сотрудники правопорядка порой добираются до места происшествия очень много времени, и на трассе начинает формироваться длинная очередь автомобилей, что раздражает участников пробки, а они, в свою очередь, начинают налегать на участников аварийной ситуации.

Однако, решить сложившуюся проблему можно и другим более лояльным способом – составить схему дорожно-транспортного происшествия собственными силами.

Давайте детальнее рассмотрим, каким образом нарисовать схему ДТП собственными силами, чтобы у сотрудников ГИБДД не возникало лишних вопросов и претензий по поводу грамотности и правильности составления данного документа.

Основные рекомендации по составлению схемы дорожно-транспортного происшествия помогут вам не допускать ошибок и благополучно составить данный документ:

  1. Рисовать схему следует только ручкой. Ни карандашом, ни прочим пишущим приспособлением, которое можно было бы в дальнейшем вытереть и перерисовать заново.
  2. Замеры расстояния дорожного полотна должны быть точными, а все детали схемы пропорциональными.
  3. Не забываем указывать названия трассы, улицы или номера домов.
  4. Составляя схематический документ, рекомендуется пользоваться линейкой.
  5. Следите за тем, чтобы схема была максимально емкой, точной и аккуратной.

А перед тем, как приступить к схематическому изображению ДТП, следует набрать номер своей страховой компании и уведомить их о наступлении страхового случая.

При каких обстоятельствах допускается составление схемы собственноручно?

Прежде чем рисовать схему ДТП, удостоверьтесь в том, что вы имеете право составлять такой документ.

Можно смело начинать рисовать схему дорожно-транспортного происшествия, не дожидаясь сотрудников ГАИ, когда:

  • в ДТП участвовало только два ТС, не более того;
  • во время чрезвычайного происшествия на дорожном полотне не получил травму ни один человек;
  • ущерб был нанесен только транспортным средствам, попавшим в ДТП;
  • оба участника дорожно-транспортного происшествия имеют на руках действующий полис ОСАГО или Зеленую карту;
  • каждый участник ЧП готов к решению проблемы без сотрудников правоохранительных органов;
  • и один, и второй водители изъявляют желание оформить дорожно-транспортное происшествие по упрощенному варианту.

Хотелось бы отметить, что несоблюдение хотя бы одного из вышеуказанных пунктов влечет за собой оформление ДТП при участии ГИБДД, а, следовательно, рисовать схему имеет право только инспектор ГАИ.

Вот вам наглядный пример: авария на перекрестке, все целы и невредимы. Трое участников ЧП хотят решить все «мирным путем», без привлечения доблестных инспекторов. Но, увы! Придется вызывать сотрудников ГИБДД, потому как нарушается первый пункт перечня, предложенного выше.

Зная, как правильно нарисовать схему ДТП, можно сэкономить приличное количество времени и уберечь свою нервную систему. Но простой зарисовки такого «внутреннего» документа, к разочарованию многих автолюбителей, будет недостаточно, чтобы получить компенсацию от страховой компании.

Чтобы полностью покрыть все затраты на реставрацию транспортного средства, предусмотренные полисом свыше лимита, следует в обязательном порядке обратиться к сотрудникам ГАИ или же к их вышестоящему руководству из ГИБДД. Без этого схематическое описание ДТП, зарисованное участниками аварии, не имеет никакой юридической силы.

Надеемся, что из вышеуказанной информации вы поняли всю важность составления схемы. Далее перейдем к пункту, в котором мы расскажем вам, как составить схематическое описание чрезвычайного происшествия на дороге своими силами.

Учимся составлять схему дорожно-транспортного происшествия самостоятельно

Руководствуясь пошаговой инструкцией, которую мы приводим ниже, вы сможете правильно нарисовать схематический документ о произошедшей аварии.

Для удобства мы построили алгоритм тех действий, с которых следует начинать, и в какой последовательности необходимо фиксировать особенности ДТП.

Шаг первый – обозначаем непосредственно дорожное полотно и его основные особенности

В обязательном порядке указывается, был ли это прямой участок, или же ЧП произошло на перекрестке. Если вы стали участником дорожно-транспортного происшествия на перекрестке, то следует указать его тип.

Попав в аварию на автостоянке, – отмечаем это. По конечному счету, по вашей схеме сотрудники ГИБДД должны четко понимать, какие правила дорожного движения следует применить в данном случае.

Шаг второй – зарисовываем разметку

Благодаря этому шагу, можно доказать или же опровергнуть вину одного из участников дорожно-транспортного происшествия.

При наличии тротуара или трамвайных путей на месте ЧП, не забудьте их внести в схематический рисунок. Поверьте, каждый нюанс может сыграть немаловажную роль в построении общей картины аварийной ситуации.

Шаг третий – указываем направление движения

На этом этапе следует указать, была ли однополосной эта дорога или же нет. С особой внимательностью следует отнестись к данному пункту, если чрезвычайное происшествие произошло на перекрестке.

В этом случае на схеме указываются все допустимые направления движения.

Шаг четвертый – отмечаем положение транспортных средств во время происшествия

Этот этап является одним из самых важных в создании схематического описания аварии.

Как правило, большинство автолюбителей обозначают свое транспортное средство прямоугольником, помечая крестиком место столкновения.

Шаг пятый – зарисовываем траекторию движения каждого ТС

Благодаря этому этапу, сотрудники ГИБДД и страховщики смогут грамотно расценить все обстоятельства аварийной ситуации и принять правильное решение по данному делу.

Необходимо четко описать (с помощью пунктирной линии) траекторию движения участников ДТП за несколько секунд до аварии.

Шаг шестой – описываем нюансы происшествия

Этот этап схемы подразумевает зарисовку дополнительных знаков, которые расположены на данном участке дорожного полотна, светофоров и т.п.

Но не переусердствуйте, не указывайте все знаки, которые видите перед собой, их и так знают сотрудники полиции. Отметьте на схеме лишь те, которые были нарушены виновником аварии. Также здесь будет очень уместно указать точное время и дату происшествия.

«Опытные любители» аварий могут с закрытыми глазами составить эскиз ЧП, тогда как «новичкам» лучше иметь при себе образец такого документа.

Неправильно составлена схема: что делать?

Лучше, если ошибка была найдена ранее, чем под схемой окажется ваша подпись. Если же вы не согласны с предложенным другим участником аварии рисунком, то имеет смысл вызвать сотрудников ГИБДД.

В том случае, если «неправильное» схематическое описание уже зарегистрировано в Госавтоинспекции, необходимо оформить ходатайство и требовать исключение этой схемы.

Как составить и нарисовать схему ДТП самостоятельно

Схема аварии является одним из главных и неотъемлемых доказательств вины и невиновности участников ДТП. Чтобы обезопасить себя как участника инцидента, следует самостоятельно зарисовать схему происшествия. Правильно составленная схема аварии поможет донести сотрудникам ГИБДД все нюансы произошедшего, особенно если одна из сторон скрылась с места ДТП. Как корректно нарисовать схему? Какие данные в ней указывать? В каких случаях автомобилист может это сделать сам? Об этом подробно расскажем в данной статье.

Кто может составлять схему происшествия?

Руководствуясь подпунктом №111 Административного регламента МВД Российской Федерации, оформлять схему дорожно-транспортного инцидента обязаны составлять сотрудники правоохранительных органов. Это могут быть инспекторы ГИБДД, прибывшие на место происшествия, или дежурный следователь отдела. В отдельных случаях допускается, чтобы участники аварии самостоятельно составили документ, обоюдно подписав его. Это возможно, если:

  • Стороны дорожно-транспортного инцидента не имеют претензий друг к другу (виновный признает свою причастность);
  • В ДТП было задействовано не более двух автотранспортных средств;
  • Вследствие происшествия нет пострадавших;
  • Обе стороны конфликта застрахованы по ОСАГО;
  • Нанесенный и полученный ущерб не превышает сумму в 100 тысяч рублей (для Санкт-Петербурга и Москвы лимит выше — 400 тысяч рублей).

После самостоятельного составления схемы ДТП, все стороны дорожного конфликта обязуются подписать документ и направить его в ближайший пункт ГИБДД. Если бумага оформлена некорректно или не отражает действительности, то она считается недействительной в суде и в страховой компании. При этом единого порядка оформления схемы не существует, поскольку каждое происшествие имеет свои индивидуальные особенности, которые и необходимо схематически запечатлеть.

Как грамотно оформить?

Независимо от того, кто составляет схему происшествия и заполняет необходимую информацию, все данные должны регистрироваться по общепринятым правилам. Так как малейшие ошибки и нарушения стандарта могут быть основанием для признания документа недействительным. В таком случае придется повторно зарисовывать с инспектором чертеж, но уже по памяти. Чтобы этого не произошло, следует придерживаться следующих указаний:

  • Указать название «Схема ДТП»;
  • Использовать следует бумагу формата А4, на ней можно крупным планом отобразить все нюансы аварии.
  • Следует зарисовать полный план местности, где произошло ДТП. Это и улицы, и номера домов, и расстановка дорожных знаков;
  • Указать те предупреждающие или запрещающие знаки, из-за несоблюдения которых произошло столкновение;
  • Обозначать всех участников дорожного движения простыми геометрическими фигурами и подписывать буквами в алфавитном порядке (машина «А», мотоцикл «Б» и т.д.); направление движения рисуют стрелочками, а место столкновения — крестиком «Х»;
  • Следует упомянуть на плане транспортные средства, которые в момент столкновения находились или продолжают находиться на дороге;
  • Измерить длину тормозного пути и отметить её на рисунке;
  • Указать приблизительные размеры углов столкновения.

Внизу документа следует расшифровать все схематические обозначения (буквы, стрелки). В отдельных ситуациях в плане можно зафиксировать физическое состояние водителей. Если обе стороны согласны с изображением на схеме, они ставят подпись и свои имена под документом. Кроме того, необходимо обозначить дату и максимально точное время дорожно-транспортного происшествия. Образец схемы, составленной после ДТП водителями, представлен на рисунке 1.

Чертеж, представленный на рисунке, довольно прост и не содержит множества уточняющих элементов. В некоторых случаях подробности и не нужны, важно отметить только направление движения транспортных средств и место столкновения. Но к проработке таких рисунков можно прибегать, только если оба участника ДТП имеют единое мнение относительно виновника происшествия. Сотрудники ГИБДД в большинстве случаев отмечают на рисунках расстояния от объектов столкновения до близлежащих домов, зданий, прочих сооружений, а также других машин, деревьев и так далее. Кроме того, отмечают тормозной след, область с осколками стекла и осыпями грунта и другое.

Заключение

Схема ДТП — важный документ, который составляется уполномоченным лицом по строго регламентированным правилам, иначе его законность будет под сомнением, и потерпевший не сможет использовать план происшествия в суде как доказательство. В некоторых случаях водитель может не дожидаться приезда ГИБДД и самостоятельно зарисовать схему инцидента, но он также обязан придерживаться норм составления данного документа.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Как правильно составить схему ДТП, образец заполнения

Дорожно-транспортное происшествие явление далеко не редкое, но чтобы выявить виновника и возместить ущерб, обязательно надо зафиксировать все обстоятельства аварии, в том числе, составить схему.

Что такое Европротокол и когда его можно использовать?

При страховании машины ваш страховщик обязан предоставить вам бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, иначе говоря, Европротокол, однако, если бланк испорчен, на некоторых интернет ресурсах можно скачать бланк схемы ДТП, утвержденный Положением Банка России от 19.09.2014 N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Выглядит он так:

Поэтому, если вы попали в ДТП и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением авто в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений ТС не вызывают разногласий участников, то на водителей возлагается обязанность заполнить извещение и передать его страховщику. Такие правила предусматривает п.7 ст.11 ФЗ Об ОСАГО:

Водители причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования заполняют извещения о дорожно-транспортном происшествии, выданные страховщиками, и ставят в известность страхователей о дорожно-транспортном происшествии и заполнении таких извещений.

П.7 ст.11 ФЗ Об ОСАГО

Если вы ищите образец заполнения типовой схемы ДТП, существует определенный регламент, утвержденный законодателем. Иначе говоря, Памятка водителю по заполнению извещения о ДТП (письмо Минобрнауки России от 13.04.2015 N АК-1009/06). Если вам сложно запомнить алгоритм действий, то сохраните и распечатайте себе памятку, приведенную ниже, положите ее к извещению о ДТП, которое вам выдала страховая.

Памятка водителю при заполнении Извещения о ДТП

Заполнение и подписание извещения о ДТП не является актом, признающим виновность или невиновность водителя-участника ДТП. Тем не менее, правильно заполненный бланк, если Вы хотите воспользоваться своим правом на урегулирование страхового случая в упрощенном порядке, ускорит работу страховой компании и позволит Вам сократить сроки получения страхового возмещения.

Внимательно и добросовестно отнеситесь к заполнению всех позиций на бланке извещения, учитывайте всю информацию о произошедшем ДТП, о его участниках и свидетелях.

Следует отметить, что при заключении договора ОСАГО автовладельцам выдается по два комплекта бланков, каждый из которых состоит из двух скрепленных двусторонних листов. Если по каким-либо причинам у Вас отсутствует чистый бланк, обратитесь к своему страховщику за его получением и храните его в своей машине.

Приступая к заполнению, обратите внимание, что извещение состоит из лицевой (самокопирующейся) части и оборотной стороны. При этом вся внесенная Вами информация на верхней (лицевой) части Извещения о ДТП должна четко отпечатываться на нижнем листке. Поэтому рекомендуем использовать шариковую ручку, поскольку записи, сделанные гелевой ручкой или чернилами, легко размажутся при попадании влаги, а нанесенные карандашом пометки легко стереть или подделать.

Законодательство предусматривает, что водители двух транспортных средств, причастных к ДТП, заполняют один бланк извещени. При этом и лицевая, и оборотная стороны должны быть заполнены. Кроме того, не имеет значения, кто из участников ДТП предоставит комплект бланков.

Вы должны заполнить лицевую часть извещения совместно с другим водителем — участником ДТП на месте происшествия. При заполнении каждый из водителей выбирает любую из колонок («A» или «B») и вносит информацию по своему ТС именно в свою колонку.

Лицевая часть содержит поля и графы, в которых указываются место, дата, время ДТП, сведения об участниках дорожно-транспортного происшествия, о свидетелях, о страховщиках, о характере и перечне видимых поврежденных деталей и элементов, обстоятельствах ДТП и другая необходимая информация.

Будьте особо внимательны при заполнении пункта 14. В данном разделе указываются характер и перечень всех видимых повреждений деталей и элементов транспортного средства, полученных в результате произошедшего ДТП. Постарайтесь описать их максимально точно и кратко. При этом проследите, чтобы другие водители не добавили в указанный пункт иных, не относящихся к данному ДТП повреждений деталей и элементов. При указании характера повреждений автомобиля, в зависимости от степени повреждения выберите одно из: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина).

Невидимые (скрытые) повреждения будут выявлены и описаны при осмотре Вашего транспортного средства экспертами.

В пункте 16 на соответствующей стороне водителями ТС отмечаются обстоятельства ДТП, а в клетках укрупненного формата, расположенных внизу, заполняется итоговое количество отмеченных подпунктов. Кроме того необходимо правильно отразить маневры Вашего транспортного средства, учитывая, что:

Стоянка — это не остановка. Если Ваш автомобиль остановился, например, на красный сигнал светофора, ошибочно отмечать позицию 1 «На стоянке». В данном случае необходимо отметить позицию 22 «Остановился (стоял) на запрещающий сигнал светофора».

Если одно транспортное средство обгоняло другое, перестраиваясь с одной полосы на другую, нужно отметить позицию 12 «Менял полосу» и позицию 13 «Обгонял».

В пункте 17 бланка составляется схема ДТП. На схеме обозначаются контуры проезжей части с указанием названий улиц (дорог и т.д.), а также направление движения, конечное положение ТС «A» и ТС «B», дорожные знаки, указатели, светофоры, дорожная разметка, предметы, которые имеют отношение к данному ДТП.

В пункте 15 при необходимости Вы можете дополнительно привести сведения о том, что не указано в пункте 16 — «Обстоятельства ДТП».

При этом в подтверждение достоверности изложенной на лицевой стороне информации и соответствие схемы ДТП реальной ситуации водителями ТС «A» и ТС «B» проставляются подписи в пункте 18.

После заполнения лицевой стороны участники ДТП отделяют и подписывают листки. Важно проследить, чтобы каждый водитель подписал оба листа Извещения о ДТП с лицевой стороны, а не только экземпляр, который остается у него.

Затем участники ДТП приступают к заполнению оборотной стороны, которую каждый водитель оформляет самостоятельно. Оборотная сторона содержит поля и графы, в которых указываются дополнительные сведения о ДТП и транспортных средствах.

В случае если на оборотной стороне Извещения о ДТП Вам не хватает места, чтобы изложить всю информацию, сделайте необходимые дополнения на чистом листе бумаги, приложив его к основному бланку. При этом на основном бланке Извещения следует сделать отметку «с приложением», а также не забыть указать, к чему это приложение и кем оно составлено.

Кроме того, в случае если Ваш автомобиль оборудован системой видеорегистрации, рекомендуем Вам сделать об этом соответствующие пометки в пункте 7 оборотной стороны, и при возможности предоставить данную видеозапись в страховую компанию в качестве дополнительного доказательства факта и обстоятельств ДТП.

Имейте ввиду, что если в Извещении о ДТП Вы не указали какие-либо сведения или записи внесены неразборчиво, страховщик будет вынужден сам собирать недостающие данные. А это, в свою очередь, может повлияет как на срок осуществления выплаты по договору страхования, так и на возможность признания заявленного Вами случая страховым событием. Поэтому Извещения о ДТП следует заполнять четким почерком, желательно печатными буквами и без ошибок. Нужные ячейки лучше отмечать крестиком или галочкой. В графах, в которых отсутствуют какие-либо сведения, целесообразно нарисовать длинный прочерк, либо большую букву Z, или записать «нет. (свидетелей, замечаний, примечаний и т.д.)».

Если бланк извещения порван, испорчен или трудно читаем, его нужно переписать.

После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

Если второй водитель отказывается подписывать Извещение о ДТП или совместно его заполнить, то это означает, что требуемого Федеральным законом «Об ОСАГО» согласия обоих участников ДТП в оценке обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств достигнуть невозможно, и документы по данному ДТП не могут быть оформлены в упрощенном порядке. В этом случае необходимо вызывать сотрудников Госавтоинспекции на место ДТП.

Если Вы намерены обратиться с заявлением о страховой выплате, то приложите к заявлению Ваш экземпляр, у которого заполнены лицевая и оборотная стороны. Если Вы считаете, что оснований для возмещения нанесенного Вам вреда не имеется, то просто отправьте заполненное Извещение о ДТП (с дополнениями, если они есть) своему страховщику ОСАГО.

Согласно требованиям законодательства при упрощенном оформлении документов о ДТП участники ДТП обязаны в течение пяти рабочих дней со дня происшествия направить заполненные бланки Извещения о ДТП страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность.

В случае невыполнения данного требования страховщик вправе предъявить регрессное требование лицу, причинившему вред в ДТП.

Учитывая тот факт, что с 1 июля 2015 года в Правила дорожного движения внесены изменения, касающиеся порядка оформления дорожно-транспортных происшествий, стоит привести пример схемы ДТП. В соответствии с изменениями, обязанность фиксации ДТП, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, возлагается на водителей.

Образец схемы места происшествия:

Тщательно следуйте инструкции на Извещении о ДТП, тогда у вас не возникнет проблем с заполнением.

Как правильно нарисовать схему ДТП для страховой

Законом не установлено как правильно рисовать схему ДТП для страховой, существует лишь перечень рекомендации по заполнению, в котором указано какие детали важно отобразить в схеме.

В соответствии с письмом Минобрнауки России от 13.04.2015 N АК-1009/06 «О направлении методических рекомендаций» при дорожно-транспортном происшествии водитель обязан заполнить извещение о ДТП, элементом которой обязательно должна быть тщательно нарисованная схема ДТП. В правила составления схемы ДТП обязательно входит:

Направление движения транспортных средств.

Положение транспортных средств во время столкновения и их конечное положение.

Дорожные знаки и их расположение.

Линии дорожной разметки (разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и т.п.).

По возможности — расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, отломков, следов торможения, следов заноса и т.п.

Теперь вы знаете как правильно составить схему ДТП самостоятельно по образцу. Почему так важно заполнять извещение и схему правильно? Все очень просто: страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, проводит оценку обстоятельств ДТП, изложенных в извещении о дорожно-транспортном происшествии, и на основании представленных документов осуществляет потерпевшему по его требованию возмещение вреда.

П.2 ст.14.1 ФЗ Об ОСАГО

На что особенно стоит обратить внимание при заполнении извещения?

1 Все исправления или дополнения, вносимые в Извещение о ДТП, должны заверяться подписями обоих водителей — участников ДТП.

2 Не оставляйте незаполненных граф.

3 Если есть свидетели ДТП и они согласны в случае необходимости подтвердить указанные обстоятельства — обязательно зафиксируйте эту информацию.

4 Максимально корректно с помощью комбинации выбранных подпунктов пункта 16 опишите обстоятельства ДТП. Обратите особое внимание на заполнение этого раздела и на отсутствие противоречий в указанных каждым водителем обстоятельствах (условие упрощенного оформления документов о ДТП в соответствии с Федеральным законом «Об ОСАГО»).

5 Не забудьте указать общее количество заполненных клеток. Без этого обстоятельства ДТП считаются незафиксированными.

6 Укажите только место первоначального удара, а не детали, которые повреждены.

7 Тщательно нарисуйте схему ДТП. Укажите название улиц, направление движения транспортных средств, положение транспортных средств во время столкновения и их конечное положение, расположение светофоров, дорожные знаки и их расположение, линии дорожной разметки (разделительные полосы, белую линию, запрещенное движение и т.п.), а по возможности — расположение и конфигурацию осыпей грязи, осколков, отломков, следов торможения, следов заноса и т.п. Старайтесь избегать противоречий между сведениями, указанными в подпунктах пункта 16, и схемой ДТП. При наличии таких противоречий приоритет имеют сведения, указанные в пункте 16. Однако наличие существенных противоречий может послужить основанием для отказа в страховой выплате.

8 При характеристике повреждений элементов автомобиля в зависимости от степени повреждения выберите одно из: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина).

9 Не забудьте указать буквенное обозначение Вашего ТС, которое зафиксировано на лицевой стороне.

10 Максимально полно опишите обстоятельства ДТП от первого лица.

11 Все пустые графы заполните прочерком.

Важно! Не забудьте подписать Извещение о ДТП с лицевой и обратной сторон. Также обязательно подпишите в пункте 18, подтверждая тем самым отсутствие разногласий водителей по указанным обстоятельствам ДТП! Без этой подписи (при наличии незаполненной графы) возможен отказ в страховой выплате.

Если у вас все равно возникают сложности с оформлением извещения, то онлайн пример схемы ДТП можно найти в интернете, главное, чтобы она соответствовала требованиям законодательства. Также, существуют специальные конструкторы для составления схемы

Вы всегда можете рассчитывать на помощь специалиста, который поможет вам заполнить извещение и правильно нарисовать схему ДТП, чтобы страховая не смогла придраться, когда встанет вопрос о возмещении ущерба

Как правильно самостоятельно составить схему ДТП для европротокола

Содержание:

  • 1. Зачем и кому она нужна
  • 2. Кто может и должен составлять?
  • 3. Требования по составлению и правила составления
  • 4. Когда нельзя самостоятельно составлять схему?
  • 5. Что должно быть в схеме ДТП?
  • 6. Необходимые документы
  • 7. Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП
  • 8. Как составить схему ДТП онлайн?
  • 9. Распространенные ошибки
  • 10. Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП
  • 11. Нюансы и подводные камни
  • 12. При наличии более двух участников
  • 13. Если схема не была подписана
  • 14. Как оспаривать, если подписал
  • 15. Распространненые схемы ДТП:
  • 16. Что делать после
  • 17. Видео по теме:

В соответствии с требованиями законодательства любое дорожное происшествие должно быть соответствующе оформлено. В определенных случаях допускается самостоятельное фиксирование ДТП с помощью Европротокола — » Как заполнять Европротокол? » вы можете узнать в данной статье. В статье пойдет речь об основаниях составления, а также правилах, требованиях.

Зачем и кому она нужна

Схема ДТП составляется с целью фиксирования и передачи с объективной стороны всех нюансов события. Подготовленная схема способна обеспечить правильное восприятие полученных сведений сотрудником ГИБДД. Схема потребуется, если участники пришли к общему решению. Они самостоятельно составляют в случае визуальной оценки вреда в сумме, не превышающей 100 тысяч рублей и если после столкновения нет пострадавших. Схема способна сэкономить время водителей, устранить потребность вызова представителя государственных органов.

Кто может и должен составлять?

Право заполнить европротокол есть у участников ДТП, дежурного следователя и сотрудников ГИБДД. Им можно воспользоваться в зависимости от тяжести произошедшего события, выявленных разногласий и числа лиц, которые пострадали.

Внимание! Рекомендуется водителям ТС предварительно обратиться в службу поддержки ГИБДД для уточнения возможности самостоятельно заполнить документы. Это объясняется тем, что схема может быть признана недействительной, если она заполнялся неуполномоченным лицом.

Требования по составлению и правила составления

Составление сопровождается соблюдением установленных законодательством требований. К ним относится следующее:

  1. Заполнение производится шариковой ручкой. Разрешено использовать ручку синего или черного цвета.
  2. Писать печатными буквами. Такое заполнение снижает вероятность возникновения спорных моментов и дополнительных разъяснений внесенных сведений.
  3. Участники лично заполняют часть документа, которая предполагает содержание информации о виновнике и пострадавшем.
  4. После внесения исправлений, неправильный текст зачеркивается. Также делается отметка с надписью «исправление верно».

Подготовка документа завершается изучением, проверкой сведений. После этого водителя проставляют подписи.

Когда нельзя самостоятельно составлять схему?

Законодательные нормы не допускают самостоятельного составления Европротокола в таких ситуациях:

  • после аварии есть лица, здоровью которых нанесен вред;
  • один участник не застрахован по договору ОСАГО;
  • ущерб, полученный пострадавшей стороной, превышает установленный лимит;
  • наблюдаются разногласия, споры между водителями.

Перечисленные случаи невозможности использовать схему для урегулирования последствий ДТП приводят к действиям в общем порядке. На место происшествия вызывается сотрудник ГИБДД. При необходимости карета скорой помощи.

Что должно быть в схеме ДТП?

Представленная схема выступает основанием у сотрудников ГИБДД для определения вида, размера ответственности, а также у СК для установления размера выплаты. Поэтому документ должен отображать достоверность и полноту сведений.

Схема содержит такие сведения:

  1. Месторасположение аварии. В этом поле сообщается наименование населенного пункта, название улиц, дороги, магистрали, номер дома.
  2. Расположение автомобилей. Отображается направление ТС, описывается, на каком расстоянии находятся машины, путь следования до момента столкновения.
  3. Преграды. Когда путь сопровождался объездом преград, это следует детально описать.
  4. Регулирование дорожного движения. Здесь описать, где на пути были установлены светофоры, а также какие незадолго до ДТП встречались дорожные знаки, разметки. Такая информация покажет наличие ограничений на совершения маневров для уклонения от создания аварийной ситуации.
  5. Транспортные средства. Если в момент ДТП на участке дороги были другие автомобили, об этом указывается в документе.

В соответствующих полях сообщается место первого соприкосновения ТС, если оно последователи иные или машины значительно смещены после удара. Следует отметить расположение авто после происшествия.

Необходимые документы

Участники ДТП подготавливают такие документы:

  1. Объяснительная. Каждый обязан письменно описать виденье ситуации, свои действия. Составляется в свободной форме.
  2. Схема об аварии.
  3. Справка об аварии.

Они прилагаются с Европротоколу.

Пошаговая инструкция самостоятельного составления схемы ДТП

Когда соблюдены требования и разрешено самостоятельное заполнение Европротокола, лица выполняют действия в следующей последовательности:

  1. Определить используемый масштаб чертежа.
  2. Изобразить участок дороги. Для точной передачи картины обозначить ландшафт, например, деревья, глубокие выбоины на дороге, обрыв. Также отобразить установленные дорожные знаки и нанесенную на проезжую часть разметку.
  3. Нарисовать автомобили. На практике их изображают под видом прямоугольника.
  4. Указать стрелками наиболее точное расположение ТС друг от друга, от автомобиля до обочины.

Чтобы избежать помарок, исправлений, которые делают схему менее понятной, рекомендуется сначала все изобразить на черновике. Когда участники все согласовали переходить к заполнению бланка европротокола.

Как составить схему ДТП онлайн?

Когда аварийная история чистая у водителя нет опыта и знаний в вопросе составления схема.

Для облегчения и правильного заполнения в интернете существуют помогающие сервисы:

  1. Автокадабра (http://autokadabra.ru/road-editor). В инструментах есть большое количество знаков, разметок, с помощью которых легче воспроизвести произошедшее. Данный сайт самый популярный.
  2. Автовыкуп (https://avtovikup136.ru/составление-схемы-дтп-онлайн/). Портал предлагает в режиме онлайн составить схему ДТП. Сайт разработан компанией, которая занимается выкупом машин. Для работы достаточно мобильного интернета.
  3. Конструктор ситуаций на дороге (http://www.roadimage.ru). Сайт имеет расширенные функции. В связи с разнообразным функционалом страницы загружаются более длительное время. Также это объясняется приоритетной загрузкой библиотеки файлов, сведений.

При выборе ресурсе следует ориентироваться на нюансы конкретного происшествия, возможности воспользоваться интернетом на месте аварии.

Распространенные ошибки

Когда фиксирование ДТП производится представителем ГИБДД проблемы на практике не возникают. Наблюдаются ошибки, если Европротокол заполняют водителя.

Анализ дает возможность перечислить типичные ошибки:

  1. Место, где впервые произошло соприкосновение, устанавливается неправильно. Знания, когда и на каком участке дороги это случилось, объясняет действия, произошедшие впоследствии. Такие ошибки появляется из-за недостаточной внимательности и реакций участников движения.
  2. Описание сигналов светофора на момент соприкосновения у водителей отличаются. При образовании спора рекомендуется привлечь свидетелей, которые сообщат объективные сведения. Показания свидетелей выступают доказательством виновности одного из водителей.
  3. Отсутствует информация о совершении определенного маневра.

Сведения искажаются водителем умышлено с целью снятия с себя виновности, а в дальнейшем ответственности. Например, лицо не признает факта совершения обгона, который повлиял на образовании аварийной ситуации.

Последствия в случае неправильного составления схемы ДТП

Европротокол считается недействительным, если во время составления не соблюдены все требования, а документ не содержит всей необходимой информации.

Последствия недействительности следующие:

  • подразделения автоинспекции схему не принимают;
  • страховая компания не принимает документ, который заполнен не по правилам;
  • потерпевшее лицо не получает компенсацию от страховщика.

Виновное лицо в первую очередь имеет интерес в правильности документа. Это объясняется возникновением права у потерпевшей стороны требовать денежное возмещение с виновника. Такие споры перерастают в судебные разбирательства.

Осознанное искажение сведений приводит к неверному оформлению части схемы. Чтобы избежать отрицательных последствий рекомендуется привлечь к процессу составления протокола представителя ГИБДД.

Нюансы и подводные камни

Страховая компания не направит отказ на заявление о выплате компенсации, если участники ДТП учтут такие особенности процедуры:

  1. Для зарисовки схемы используется отдельный лист. Его формат А4. Так рисовать следует, когда в разбирательствах участвует сотрудник ГИБДД. Также зарисовка события производится в пункте 17 Европротокола.
  2. Автомобили отчаются, как буквы А и В. На рисунке имеют вид прямоугольника.
  3. Если участники самостоятельно заполняют бланк документа, чертеж изображается в извещение о дорожном происшествии.
  4. Когда типовые схемы подходят их разрешено использовать.
  5. Документ отображает все совершенные действия во время управления ТС, маневры. Особое внимание отводится обгону, изменению полосы движения.

При наличии более двух участников

Схема ДТП заполняется по очередности, когда столкнулись несколько автомобилей. Два отдельных документа составляются между виновником и двумя пострадавшими участниками. В подобных случаях на обратной стороне извещения сообщаются данные владельца, описывается транспортное средство. Дополнительно отмечается личная информация водителя, если он не является собственником автомобиля.

Если схема не была подписана

Отсутствие подписи одного из участников на составленном Евпротоколе дает право его оспорить. Также данное право возникает в случае отсутствия владельца ТС в момент заполнения схемы.

Такие ситуации образовываются зачастую по таким причинам:

  • участник эвакуирован в клинику после получения травм;
  • лицо задержано представителями правоохранительных органов;
  • человек умер после участия в аварии;
  • водитель покинул место происшествия;

Также подобное наблюдается, когда лицо пребывает в неадекватном состоянии. Оспорить схему вправе родственники умершего участника ДТП.

Как оспаривать, если подписал

Когда лицо своевременно не ознакомилось с результатами проведенного осмотра или схемой, отображающей аварию, у него есть право оспорить документ. На права человека не влияет наличие проставленной ранее подписи.

Обжалование осуществляется в следующем порядке:

  1. Направление ходатайства с просьбой провести осмотр места происшествия повторно.
  2. Составление протокола.
  3. Заполнение новой схемы ДТП.
  4. Доказывание наличия нарушений, допущенных при составлении предыдущего Европротокола.

К распространенным причинам оспаривания относится отсутствие описания подробной информации о ДТП, ее искажение или составление документа с нарушением административного законодательства. Обнаруженные ложные сведения и фальсификация также выступают основанием обжалования.

Распространненые схемы ДТП:

Разработаны типовые схемы ДТП. Их цель облегчить процедуру оформления, если она производится при участии только водителей. Документы носят рекомендационный характер, но ознакомление с ними обеспечит наглядный пример, поможет сформулировать обстоятельства ДТП и заполнить необходимые графы. Происшествия имеют свои особенности, не следует без их учета копировать образцы.

Существуют такие типы схемы:

  • авария произошла во время движения ТС в одном направлении;
  • столкновение случилось при движении машин в противоположных направлениях;
  • дорожное происшествие наступило в результате движения задним ходом;
  • произведен наезд на машину, которая находится без движения
  • автомобили столкнулись, двигаясь углом друг другу.

Виды схем делятся в зависимости от обстоятельств и характера аварий.

Что делать после

После решения формальных вопросов и подготовки документации водитель обращается в страховую компанию. На основании поданных документов эксперт производит оценку ущерба. Экспертное заключение определяет сумму компенсации. Водителю следует учесть, что направить уведомление или сообщить на горячую линию страховщика требуется в течение первых пяти дней с момента аварии. Рекомендуется, подавая пакет документов, получить расписку о принятии от сотрудника компании. Когда отсутствует возможность в срок представить Европротокол, страховые компании предлагают отправить его факсом.

Знания в вопросе правильного заполнения Европротокола помогут при образовании ДТП избежать нарушений, противоречий, длительных разбирательств. Корректно отображенные сведения аварии и общее согласие обеспечит пострадавшему лицу финансовую компенсацию от страховой компании.