Как заработать на закупках

Как можно заработать на госзакупках

kak_mozhno_zarabotat_na_goszakupkah.jpg

Похожие публикации

Любой предприниматель или предприятие может найти заказчика в системе госзакупок. Рассмотрим подробнее, каким образом.

Можно ли зарабатывать на госзакупках: условия

Чтобы понять, можно ли заработать на госзакупках, необходимо рассмотреть основные условия осуществления деятельности в данном направлении. Органы власти, учреждения (в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ) и компании с государственным участием (по Закону от 18.07.2011 № 223-ФЗ) осуществляют закупки товаров, работ и услуг как у физических (в том числе самозанятых и ИП), так и у юридических лиц.

Закупки могут осуществляться в разных форматах. Если говорить о закупках по Закону № 44-ФЗ, то они могут быть (п. 1 ст. 24 закона):

  • конкурентными (конкурсы, аукционы, запросы котировок или предложений);
  • неконкурентными (есть единственный формат такой закупки — у единственного поставщика).

Наибольший шанс у предпринимателя получить заказ — участие в какой-либо конкурентной закупке. Оптимальны для него такие форматы как запрос котировок и электронный аукцион, при которых выбирается поставщик, предложивший минимальную цену.

Отличие между указанным форматами по сути одно: при запросе котировок для государственного заказа не разрабатывается специальная детализированная документация, которая, в свою очередь, нужна для аукциона (п. 1 ст. 59, п. 1 ст. 65, п. 1 ст. 72 Закона № 44-ФЗ). При этом, запрос котировок проводится только по контрактам с начальной (максимальной) ценой не более 500 тыс. рублей. То есть, небольшие компании здесь вполне могут основными поставщиками, поскольку крупным фирмам часто нет смысла связываться со столь скромными проектами.

Информация обо всех госзакупках публикуется заказчиками на едином ресурсе — портале Единой информационной системы (ЕИС) государственных закупок . Получить информацию из ЕИС (причем, во всех деталях — вплоть до технического задания к конкретной закупке) может любой желающий пользователь, при этом необязательно даже регистрироваться. На портале есть удобная поисковая строка, с помощью которой можно осуществлять запросы на предмет получения сведений о тех или иных открытых, завершенных или отмененных закупках.

Найдя подходящий заказ на портале госзакупок, предприниматель может попробовать поучаствовать в конкурсе — в случае, если обеспечит выполнение условий. Все эти условия прозрачны и, как правило, в достаточной мере детализированы, чтобы ИП принял решение об участии в тендере.

Может ли заработок на госзакупках быть постоянным? Это зависит от многих факторов. Обеспечить стабильный заработок на госзакупках поможет, прежде всего, добросовестное исполнение контрактов. Если заказчик в данной сфере будет недоволен исполнителем, то может инициировать его включение в реестр недобросовестных поставщиков, и тогда новых госзаказчиков предпринимателю найти будет практически невозможно. Прочие важные обстоятельства также очевидны — например, финансовая стабильность, отсутствие налоговых задолженностей, проблем с проверяющими органами.

Возможен ли заработок на госзакупках и тендерах без вложений? Вполне. Например, если речь идет о поставках услуг, оказываемых лично предпринимателем: в этом случае ему, скорее всего, не потребуется закупать дорогостоящую инфраструктуру, думать о логистике, зарплате персоналу. Например, если человек — флорист, то по соответствующему запросу в ЕИС госзакупок он может попробовать найти заказы на услуги по флористическому сопровождению и иные сопутствующие работы.

То, как зарабатывать на госзакупках без вложений, очевидным образом зависит от сферы деятельности и компетенции предпринимателя. В некоторых случаях без особых вложений можно организовать небольшое производство — например, сувенирной продукции. По этому направлению в госзакупках также проводятся тендеры, и на них вполне реально заработать.

Рассмотрим теперь, как зарабатывать на тендерах госзакупок можно на практике, действуя в рамках простой инструкции.

Как зарабатывать на госзакупках: инструкция

Предпринимателю или иному субъекту, который желает начать зарабатывать на госзакупках, необходимо:

1. Оформить ЭЦП для госзакупок, установить на компьютере средства криптозащиты.

2. Зарегистрироваться на портале ЕИС госзакупок.

3. Открыть специальный счет для государственных контрактов. Это можно сделать в том же банке, в котором открыт расчетный счет, но только если он входит в перечень банков, которые имеют право открывать соответствующие счета (утв. Распоряжением Правительства № 1451-р от 13.07.2018).

Важный нюанс: по общему правилу, на спецсчете размещается сумма денежных средств, соответствующая величине обеспечения заявки по заказу, которая может составлять от 0,5% до 30% от начальной максимальной цены контракта (п. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ). Отчасти данное обстоятельство осложняет начало ведения деятельности в госзакупках по принципу «без вложений». Отметим, что если поставщику удастся выполнить без претензий со стороны заказчиков как минимум 3 государственных контракта в течение 3 лет, предшествующих заявке, то требования по обеспечению он сможет не учитывать (п. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Собственно, после этого можно авторизоваться в личном кабинете на портале госзакупок и начать подавать заявки на подходящие заказы. Здесь вы можете ознакомиться со спецификой работы с таким форматом закупок как электронный аукцион — одним из оптимальных, как мы уже отметили выше, для начинающего предпринимателя.

Всегда интересно то, что могут рассказывать сами предприниматели касательно того, реально ли заработать на госзакупках: отзывы о данном направлении деятельности в интернете встречаются регулярно. Знакомство с практическим опытом других компаний поможет начинающему ИП во взаимодействии с потенциальными заказчиками.

Реально ли зарабатывать на госзакупках: отзывы предпринимателей

Практические отзывы касательно того, как заработать на госзакупках, в интернете найти можно, но только не следует это делать на сайтах с публикациями массового характера, как в случае с отзывами на товары и услуги. Лучше всего находить реальные истории предпринимателей и компаний, в которых они в деталях разъясняют нюансы взаимодействия с государственными заказчиками. Они не вполне однозначно позволят оценить, каким будет заработок на госзакупках: отзывы, в зависимости от сферы деятельности предпринимателя, могут быть разными. Правомерно говорить о том, что с госзакупками имеет смысл связываться субъектам предпринимательства, которые в меньшей степени зависят от внешних условий, влияющих на их деятельность — задержки и недоработки во взаимодействии с заказчиками в данном случае крайне нежелательны, иначе есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков. Присутствие в таком реестре может помешать хозяйствующему субъекту в дальнейшем работать и с частными заказчиками.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

5 моделей заработка на госзакупках в кризис

Основные способы получить деньги от государства на госзакупках:

  1. Продать свой товар, работы, услуги, недвижимость.
  2. Организовать процесс исполнения контракта. Купить у производителя и перепродать заказчику.
  3. Оказать для заказчика или поставщика брокерские услуги.
  4. Выступить субподрядчиком по госконтракту.
  5. Инвестировать.

Кризис — это возможности

В отличие от B2B и розничных продаж, тендерные продажи в кризисы не закрывают. Государственные нужды обеспечиваются в любых условиях. Сейчас, несмотря на кризис и карантин, подать заявки можно более чем на 160 000 тендеров (актуально на 20.04.2020).

Вот основные преимущества участия в госзакупках:

  1. Огромный рынок — больше 9 трлн рублей.
  2. Государство заказывает самые разные товары, работы и услуги.
  3. Траты для старта небольшие.
  4. Бесплатный поиск, информация, аналитика.
  5. Минимальные риски. Гарантии государства.
  6. Простые правила участия.

Другая причина участвовать в госзакупках в кризис — государство снижает финансовую нагрузку поставщиков. Это делает участие еще выгоднее. Из-за коронавируса:

  • уменьшили размер обеспечения исполнения контракта;
  • увеличили объемы малых закупок;
  • увеличили цену одного прямого контракта;
  • дали больше возможностей по авансированию.

Планируют увеличить размер аванса по государственным и муниципальным контрактам до 50%. Это значит, что большую часть денег на исполнение госконтракта даст заказчик. Не придется вкладывать собственные средства или брать кредиты и платить банку проценты.

Как зарабатывать в госзакупках в кризис

Вот 4 надежных способа, как заработать в госзакупках в 2020 году:

  1. Продать госзаказчику товар, услуги или работы госзаказчикам.
  2. Получить прибыль за посредничество между производителем и заказчиком.
  3. Оказать брокерские услуги для поставщика или заказчика.
  4. Выступить в роли субподрядчика в крупной сделке с государством.

Способ №1. Производить и продавать

В кризис как никогда важно экономить бюджет. В тендерных продажах производителям не приходится тратиться на рекламу и привлечение клиентов. Заказчики сами заявляют о потребностях и привлекают потенциальных продавцов в единой системе. Это означает экономию на таргетинге, Яндекс.Директе, SMM и других каналах. Как результат, существенно экономится бюджет, а выгода от продаж выше. Освободившиеся деньги можно вложить в исполнение дополнительных госконтрактов и заработать больше.

Читайте также  Сколько времени дается на оплату судебного приказа

Поэтому если производите какой-то товар или оказываете услуги, то тендерные продажи для вас — это еще один из каналов сбыта продукции. А есть производственники, которые делают бизнес с государством основным направлением. Есть предприниматели, которые покупают уже готовый бизнес и перенастраивают его для госзакупок. Подробнее: «Готовый бизнес и франшиза: стоит ли покупать для госзакупок».

Способ №2. Выступить посредником

Есть производители, которые работают только по предоплате, не хотят разбираться в нормах контрактного законодательства или думают, что в госзаказе все куплено. Они работают через посредников, которые сами не создают продукцию, не выполняют работы или услуги по госконтракту, но принимают ответственность и организуют процесс исполнения обязательств.

Посредники не привязаны к определенной нише и могут выбирать самые экономически привлекательные заказы. То есть сегодня выгодно продали государству канцелярию, завтра украсили центральную площадь ко дню города, а послезавтра организовали детский отдых для школы. Главное — уметь быстро и качественно выстроить процесс. Поэтому такой способ заработка подходит всем: и крупным, и мелким предпринимателям, и даже физлицам.

Способ №3. Заняться брокерством для заказчика или поставщика

Этот способ требует опосредованного участия в торгах. Брокеры зарабатывают и на решении других задач поставщиков или заказчиков. Вот список самых востребованных брокерских услуг:

  • транспортные услуги;
  • получение банковской гарантии;
  • составление заявок и закупочной документации;
  • разработка crm-систем;
  • консультирование и обучение тендерным продажам;
  • ведение бухгалтерии или сметного дела;
  • решение других локальных задач.

Например, программисты зарабатывают на разработке и продаже калькуляторов, парсеров, плагинов и т.д. Зачастую они даже не вкладывают собственные деньги, т.к. в такие проекты охотно инвестируют из-за широкого спроса. Наши друзья из «ТендерБро» сделали бесплатный плагин для поставщиков. Если до сих пор не поставили — ставьте, это очень удобно. Работает почти на всех браузерах. Установите, и ЕИС заиграет новыми красками.

Заработок брокеров считают по тарифам, которые зависят от суммы госконтракта или они получают фиксированную сумму за готовый продукт. Некоторые брокерские услуги зависят от других условий, например, количество позиций в техзадании. Есть бизнесмены, которые привлекают фрилансеров на отдельные проекты или на постоянной основе. А есть руководители, которые оформляет таких сотрудников по трудовому договору.

Способ №4. Выступить субподрядчиком

Этот способ сводится к тому, чтобы выполнить часть работ из общего объема по госконтракту. Генеральные подрядчики не всегда обладают достаточными ресурсами, чтобы самостоятельно выполнить весь госконтракт. Это происходит, когда компания специализируется на выполнении работ, но у нее нет товара, который прописан в смете. Этот товар придется покупать на рынке B2B. Конечно, можно заранее найти поставщика, договориться об условиях, а после победы купить нужную продукцию. Но гражданское законодательство не обязывает этого делать. Многие предпочитают решать проблемы по мере из поступления: нет госконтракта — нечего обсуждать. А многие готовы поменять поставщика, если кто-то предложит более интересные условия для сделки.

Вот как это работает. Представьте, вы производите урны и скамейки. Заходите в ЕИС и видите крупную закупку на выполнение работ по благоустройству парка, где требуются эти самые скамейки и урны (в техзадании их называют малыми архитектурными формами). Весь объем работы выполнить не сможете из-за отсутствия ресурсов. Но как производитель сможете дождаться окончания торгов и предложить скамейки победителю по конкурентной цене. Даже если у него был предполагаемый поставщик, он вряд ли откажется от более привлекательных условий.

Это не совсем госконтракт. Такие сделки оформляются классическим договором купли-продажи и не отражаются в единой информационной системе. Но есть закупки, в которых исполнители обязаны привлечь субисполнителей из числа СМП и СОНКО, и предоставить заказчикам договоры с малым бизнесом. Если вы представитель такой организации, ищите подобные заказы и предлагайте победителю сотрудничество.

Вот краткая инструкция, как стать субподрядчиком:

  1. Найти заказ, в котором можете выполнить часть работы по конкурентной цене.
  2. Найти контакты победителя тендера. Подробнее: «Как узнать контакты победителей: пошаговая инструкция».
  3. Выслать коммерческое предложение или провести переговоры о возможности участия в качестве субподрядчика.
  4. Исполнить обязательства.
  5. Получить оплату за работы.

Способ №5. Инвестировать

Инвестор не участвует в закупке. Он просто дает деньги и получает с этого пассивный доход в виде процентов. Чаще выбирают успешных поставщиков для развития тендерных продаж и выхода на более крупные госконтракты.

Но встречаются и те, кто видит выгоду в продуктах для участников закупок. Например, сервис, который рассчитывает цену товара или разнообразные калькуляторы. Мы на портале регулярно добавляем такие сервисы, но пользоваться им можно бесплатно. Например, калькулятор маржинальности.

Бонус: используйте антикризисные «плюшки» и другие возможности

Государство предпринимает антикризисные меры и предоставляет прямые выплаты из бюджета или сокращает налоговую нагрузку на предпринимателей. Эти меры поддержки используют для заработка в закупках.

Предприниматели, в том числе и поставщики по госзаказу, вправе получить прямые выплаты из бюджета. Такие выплаты предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства из перечня пострадавших отраслей по постановлению правительства №434 от 03.04.2020. Их начнут выплачивать с 18.05.2020. Тратить бизнесмены их будут по своему усмотрению, например на зарплату, коммунальные или иные платежи. Обязательств перед бюджетом по конкретному использованию средств нет. Эту меру вводят на два месяца. По итогам апреля деньги должны поступить получателям гранта не позднее 18 мая, по итогам мая — в июне.

Заявку подавайте с 01.05.2020 в течение месяца.

Еще одна мера — снижение размера страховых взносов и отсрочка по их уплате.

На кого распространяется:

  • микропредприятия из перечня пострадавших отраслей — продление срока уплаты всех страховых взносов: за март — май на 6 месяцев, за июнь — июль на 4 месяца;
  • для СМП в 2 раза (с 30 до 15%) снизили совокупный размер тарифа страховых взносов на ОПС, ВНиМ, ОМС с выплат выше МРОТ. Такое снижение введено с 1 апреля специальным законом;
  • организациям и ИП из перечня пострадавших отраслей дали возможность получить дополнительную отсрочку и рассрочку по уплате страховых взносов.

Эти антикризисные меры от государства — не волшебная таблетка для выживания в кризис. Но прямые выплаты от государства и деньги, которые освободились в результате снижения финансовой и налоговой нагрузки можно использовать для участия в закупках.

Получил 3 диплома с отличием по юриспруденции и управлению закупочной деятельности. Работал ведущим специалистом в администрации муниципального образования, специалистом по размещению заказа в федеральной организации и руководителем тендерного отдела.

ФАС в СМИ: Легкие деньги: как заработать на чужих госзаказах

В Петербурге почти вдвое выросло количество жалоб в ФАС на конкурсы и аукционы по госзаказам. Почти двукратный рост жалоб ФАС и Смольный связывает не с кризисом, а с попытками новых участников попасть на рынок госзаказа, возможным ростом нарушений со стороны заказчиков и с так называемым «профессиональным рейдерством».

Рейдерство на госзакупках

67% всех жалоб, поданных в УФАС СПб с начала 2015 года, поступило от организаций, которые, как уверены антимонопольщики, не собирались принимать участие в торгах. Руководитель Санкт-Петербургского УФАС России Вадим Владимиров называет их «профессиональными рейдерами» — они занимаются профессиональным «сносом» торгов. В качестве примера УФАС приводит ООО «Универсал СПб», которое прислало 33 жалобы на торги по ремонту детских садов и школ Выборгского района. Антимонопольщики проверили каждую жалобу и только в восьми нашли одно и то же мелкое нарушение (в информационных картах указаны неверные даты окончания срока предоставления разъяснений положений документации). Оно никак не повлияло на результаты торгов (за разъяснениями никто не обращался), так что УФАС даже не стала выдавать предписания об устранении нарушений. Остальные 25 жалоб были признаны неосновательными (в 17 случаях нарушения отсутствуют, 8 жалоб отклонены как некорректные — неправильно указан номер аукциона, либо заказчик и т.п.).

«Этот случай является ярким примером «профессионального рейдерства» в госзакупках», — отметил В.Владимиров. Впрочем, случай ООО «Универсал СПб» несколько выбивается из общей картины — доля необоснованных жалоб (76%) здесь заметно превышает средний уровень, который по всем жалобам за полгода составил 58%.

«Профессиональные рейдеры» не участвуют в закупках и не собираются этого делать, а зарабатывают деньги на том, что подают жалобы в УФАС и, затягивая процесс закупок, шантажируют заказчиков», — объясняет В.Владимиров механизм заработка на чужих госконтрактах. Как утверждают в УФАС, уже сформировался настоящий рынок подобных услуг. Шантаж основан на том, что заказчики обязаны обеспечить своевременное исполнение госконтракта (в случае ООО «Универсал СПб» — к сентябрю отремонтировать школы и детсады). Срыв сроков работ (при выявлении ошибок на торгах заказчик обязан проводить их заново) чреват для заказчика неприятностями, иногда весьма серьезными, так что когда рейдер приходит к нему и угрожает подать жалобу в УФАС, требуя «отступных» (в виде преференций на других торгах или банальных денег), руководителю заказчика зачастую выгоднее «откупиться». Тем более что заказчики нередко совершают реальные ошибки.

Читайте также  Московская областная регитсрационная палата

В 42% случаев нарушения были УФАС подтверждены. Заметим, что по данным Контрольно-счетной палаты Петербурга (КСП), проводившей аудит госзакупок и плановые проверки торгов, доля нарушений больше: «По итогам наших проверок можно говорить, что около 60% от всех проверенных контрактов содержали те или иные нарушения», — сообщил РБК Петербург председатель КСП Вадим Лопатников.

Из серьезных нарушений основным В.Владимиров назвал «заточку» условий торгов под определенного исполнителя. Как он пояснил РБК Петербург, наиболее часто это делается путем установления необъективных требований к товарам или установления требований, противоречащих ГОСТам. При этом глава УФАС отмечает курьезные требования. Например, десятки требований к ветоши (тряпкам), наждачной бумаге. Иногда заказчики, по его словам, выставляют непонятные требования. Например, в одном случае в качестве требования к показателю товара было указано: «от не более 30». Бывают и заведомо неисполнимые: «требование к количеству перчаток: «несколько»; участник указывает в заявке: «несколько»; его не допускают по причине предоставления не конкретного количества».

В некоторых случаях заказчики «забывают» вписать в документацию об электронном аукционе инструкцию по заполнению заявки на участие («своим» негласно помогают ее заполнить), что также является нарушением закона о контрактной системе. «Очень часто заказчики не соблюдают сроки публикации информации на официальном сайте госзакупок, не соблюдают требование о размещении информации об изменении и исполнении контрактов», — добавляет В.Лопатников.
Судя по информации, предоставленной КСП СПб, преференции «своим» или рейдерам осуществляются также путем «заключения контрактов без своевременного и достаточного обеспечения исполнения контракта»; путем игнорирования рекомендаций Минэкономики РФ по расчету и обосновании начальной максимальной цены контракта, «в результате чего полученные ценовые предложения принимаются к рассмотрению при отсутствии в них детальных расчетов цен товаров, работ, услуг».

Помогают «своим» и конкурсные (аукционные, котировочные) комиссии. С одной стороны, они отсекают «чужаков», незаконно, по словам В.Владимирова, признавая их заявки несоответствующими требованиям документации и Закона о контрактной системе. С другой стороны, также с нарушением закона признают заявки «своих» компаний соответствующими этим требованиям.

Как отмечает В.Лопатников, «необъективное описание объекта закупки и необоснованное отклонение заявок в ряде случаев приводило к тому, что оставалась одна заявка и отсутствовала экономия бюджетных расходов».

Определенное участие госзаказчика вероятно есть и в третьем из главных нарушений прошедшего полугодия — демпинге, когда компании в ходе аукциона играют на понижение, а потом, выигравшая организация заявляет, что не в состоянии выполнить работы за полученную сумму. Возникает дилемма: либо найти способ доплатить исполнителю, либо проводить торги заново, рискуя опять нарваться на демпинг. При этом риск срыва сроков исполнения работ возрастает. Заказчики нередко доплачивают разными способами. Специалисты уверены, что во многих случаях все это заранее просчитывается и является одним из способов «заточки» торгов под нужного исполнителя. Впрочем, иногда это является одним из приемов «профессионального рейдерства».

КСП выявила способы такой доплаты, разумеется, незаконные: «изменение существенных условий контрактов, когда менялись условия выплаты и сроки погашения авансов по контрактам». Впрочем, манипулирование авансами применяется и для ухудшения условий для нежелательных исполнителей госконтрактов, которых хотят выдавить с рынка.

Больше всего жалоб поступает на региональных заказчиков, на втором месте — федералы, на третьем — муниципалы. По всей видимости, такая иерархия определяется не степенью честности чиновников разных уровней, а просто долями соответствующих заказов в общем их объеме. «На данный момент системной проблемой является недостаточная квалификация заказчиков, а также отсутствие должного контроля за их работой, — считает В.Лопатников. — Очевидно, что недостаток ведомственного контроля со стороны отдельных главных распорядителей бюджетных средств за действиями подведомственных организаций создает риски неэффективного расходования значительных объемов бюджетных средств. В этой связи требует развития система профподготовки специалистов, осуществляющих госзакупки». Впрочем, он указывает также на дефекты законодательства — «неурегулированность отдельных вопросов в сфере государственных закупок, например, нормирования закупок».

В.Владимиров также сообщил, что с января 2016 года ФАС начнет контролировать и выдачу разрешений на строительство. «В рамках короткой 10-ти дневной процедуры в наше управление можно будет обжаловать действия госорганов, муниципалитетов и инженерно-технических организаций, которые либо затягивают сроки выдачи разрешений на строительства, либо требуют осуществить дополнительную процедуру, не установленную Градостроительным кодексом», — заявил глава УФАС.

За первое полугодие 2015 года за нарушения Закона о контрактной системе рассмотрено наложено административных штрафов на сумму 1096 тыс. руб., оплачено в бюджеты РФ 930 тыс. руб.

Как заработать на госзакупках

Сотрудничество с муниципальными и федеральными властями в рамках государственных закупок дает гарантию, что все условия договоры будут выполнены. Заработать на госзакупках возможно, надо лишь знать особенности, подводные камни и быть готовым не только к тяжелой работе после победы в конкурсе, но и проигрышу.

Есть ли смысл участия в закупках правительства

Продать свою продукцию или услуги бюджетным учреждениям возможно только одним способом – участие в госзакупках (электронных торгах). Также это хороший шанс выйти на крупные корпорации, которые чаще всего также объявляют тендеры и конкурсы для приобретения необходимой продукции (или услуг).

Приняв участие в электронных аукционах, откроются новые рынки сбыта. Так, работая в Санкт-Петербурге, к примеру, с помощью выигранных торгов вы легко можете продать свой товар учреждению, которое находится в другом регионе РФ. Еще большой плюс участия в электронных торгах – это экономия времени и денег, так как общение проходит без посредников.

Заработок на госзакупках реален, потому что государство – это крупный и надежный заказчик.

Распространено мнение о невозможности заработать в системе государственных закупок, потому что там «все куплено и давно определено». Это не так, новый Федеральный закон ФЗ-44 «О государственных закупках» сводит к минимуму уровень коррупции.

Важно! Как работать с госзакупками – принимать участие в торгах.

Изучая тендеры и котировки, важно знать несколько деталей:

  • заходите на сайт госзакупок, как минимум, два-три раза в неделю. Это позволит не пропустить хороший тендер;
  • если в объявленном конкурсе заявленная цена разнится с рыночной в несколько раз, лучше позвонить организатору и прояснить ситуацию. Возможно, в заявке допущена техническая ошибка и тогда вы станете участником торгов, тогда как большинство ваших конкурентов просто откажутся от участия в котировках;
  • если вы обнаружили, что условия участия очень выгодны, скорее всего, документация делалась под конкретную организацию, которая должна победить. Если вы отвечаете всем требованиям, не бойтесь участвовать в подобных торгах, у вас есть хорошие шансы победить, если вы хорошо торгуетесь;

Важно! Если вы озаботились вопросом как научиться работать с госзакупками, в первую очередь, необходимо трезво оценить свои возможности, так как участие в торгах дает не только хороший шанс заработать и выйти на новый уровень, но и накладывает большую ответственность в виде строгого соблюдения условий контракта.

  • Далее проходите регистрацию на официальном сайте http://www.zakupki.gov.ru, изучайте котировки и подавайте заявки.
  • Подробно изучайте документацию объявленного конкурса и условия контракта. Невыполнение условий автоматически занесет вас в «черный список».
  • уделите время и проверьте репутацию учреждений, которые организуют тендер, а также составьте список компаний, которые не подходят как партнеры. Если обнаружите, что на протяжении последних лет в учреждении выигрывали одни и те же компании, можно даже не тратить деньги и время на участие в торгах;
  • уточняйте в ФАС почему результат в конкурсе именно такой. Вы имеете право получить информацию об этом, даже если не принимали в нем участие;
  • для участия в конкурсах в большинстве случаев требуется финансовое обеспечение, которое иногда непросто получить. Поэтому будьте готовы.

Как участвовать в закупках

Чтобы зарабатывать на продажах своих товаров и услуг государству надо принимать участие в госзакупках. Иначе не получится. Остается решить еще вопрос: госзакупки — как работать.

Читайте также  Не отдают трудовую книжку что делать

Здесь все просто, надо:

  • пройти регистрацию на официальном портале государственных закупок (см. Как зарегистрироваться на госзакупках);
  • пройти все формальности в виде предоставления различной документации;
  • сделать цифровую подпись (для удобства и оперативности);
  • провести мониторинг заявок;
  • подать заявку (если это котировка), либо подготовить пакет документов и отправить (в случае проведения конкурса или электронных торгов).

Важно! Портал госзакупок уравнивает всех участников, предоставляя им одинаковые шансы на победу.

Подводные течения

Большая часть участников торгов жалуется на госзаказчиков, оперируя тем, что:

  • без откатов невозможно;
  • в контракте прописываются очень жесткие условия;
  • оплату по контракту часто задерживают;
  • конкуренция в этой отрасли очень высока;
  • заказчик вынуждает снижать цены до минимума.

Да, никто и не говорил, что будет легко, везде есть недобросовестные конкуренты, про откаты в государственных структурах слышали все. Но, несмотря на то, что заказчиком выступает государство, здесь также есть конкуренция, свои особенности и возможности, как и в любой другой отрасли. Потому что это бизнес.

  • если вы считаете, что проиграли конкурс или торги, потому что конкурент дал откат (или является родственником/подставным лицом), обращайтесь в ФАС. Если вы окажетесь правы, то результаты конкурса будут отменены и у вас вновь появится шанс на победу;
  • как в любом договоре с контрагентом, в госконтракте прописаны все условия, которые необходимо соблюдать. Особенности могут быть лишь в том, что государство очень жестко контролирует расходование бюджетных средств, поэтому и условия предоплаты, сроки поставок и проч. также могут несколько отличаться от договора с коммерческой структурой. Не забывайте, деньги государства – это налоги, собранные в том числе и с вас;
  • минимальные цены дают в большинстве своем маленькую прибыль, однако взамен вы получаете колоссальный опыт сотрудничества с государственным аппаратом, повышаете товарооборот в своей компании, выходите на новый уровень. Каждый выигранный конкурс дает, пусть и очень небольшое, преимущество для победы в следующем конкурсе. Репутация очень много значит.

Безусловно, как и в любой сфере бизнеса, заработать на госзакупках возможно, но есть свои минусы:

  • неоплата по контракту при выполнении всех условий. Здесь остается лишь одно – идти в суд. Это нервы, деньги, упущенные возможности – но свои деньги вы все равно получите. К тому же в последнее время с подобными проблемами власти на местах борются;
  • работа, что говорится, «за еду». Для небольших компаний выигрыш в конкурсе дает возможность повысить обороты, продержаться «на плаву», что может стать спасением. Для крупных компаний – это возможность выйти на новый уровень. Тем не менее, заработок на госзакупках – реален, хоть и небольшой в ряде случаев.

Что получаем в итоге

Далеко не всегда все куплено в госзакупках. Часто действительно необходим качественный товар (или услуга) по приемлемой цене. Сектор государственного заказа – стабильный и большой.

Участие в конкурсах и котировках дает возможность бизнесу:

  • расширить рынка сбыта;
  • выйти на новые территории;
  • иметь постоянный поток заказов.

Заработать на госзакупках нелегко, не стоит надеяться на случайную победу, к ней надо тщательно готовиться. Подготовка и непосредственно процедура торгов требует от участников хорошо продуманного подхода, важно понимать также, что в торгах надо принимать участие постоянно, имея сформированную на перспективу стратегию участия и развития.

Заработок на госзакупках требует времени, усилий и вложений. Тогда победить и заработать станет более чем реально.

5 способов заработка на госзакупках

Почему это выгодно

Государство — это основной потребитель услуг и товаров. Именно поэтому многие бизнесмены задумываются о том, как заработать на госзакупках. В первую очередь потенциальному поставщику стоит проанализировать возможные достоинства и недостатки.

Преимущества получения заработка на тендерах следующие:

  • государственные гарантии;
  • стабильность;
  • гарантированная оплата по контрактам;
  • возможность принять участие одновременно в нескольких процедурах;
  • предоставление государством льгот и субсидий;
  • возможность заработать положительную репутацию и принимать участие в других видах закупок. Например, коммерческих тендерах в рамках 223-ФЗ.

Но заработок на госзакупках имеет и минусы:

  • определенные требования к стартовому капиталу;
  • риски предпринимательства потерять вложенные средства в случае применения антидемпинговых мер;
  • существующие ограничения, устанавливаемые госзаказчиком, которые могут препятствовать тем или иным исполнителям принять участие в торгах.

За нарушение условий при выполнении госзаказа участник может быть включен в реестр недобросовестных поставщиков, что ограничит возможности полноценной работы на два года. Обычно причины следующие — срыв сроков или некачественное выполнение услуг.

Популярность тендеров вполне оправдана, ведь выиграв торги, исполнитель может заключить долгосрочный или краткосрочный контракт с надежным партнером.

Зарабатывать на госзакупках можно одним из нижеперечисленных способов:

  • продавать товары или услуги заказчикам;
  • выступить посредником между потенциальным исполнителем и заказчиком;
  • предоставлять услуги брокера обеим сторонам госзаказа;
  • выступить в качестве субподрядчика при заключении крупного контракта с государством;
  • разработать специальный инструментарий как помощь заказчикам и поставщикам.

Участие

Теоретически каждый бизнесмен может построить бизнес с нуля.

Для этого ему потребуется сделать несколько шагов:

  1. Получить ЭЦП для возможности принять участие в электронных торгах.
  2. Выбрать площадку. В России существует возможность использовать как федеральные, так и коммерческие площадки с торговыми процедурами, а также узконаправленные торговые площадки.
  3. Пройти процедуру аккредитации.
  4. Выбрать тендер с требованиями, которые организация сможет выполнить и предложить лучшие условия их выполнения.

Чтобы аккредитоваться на одной из ЭТП участнику потребуется предоставить уставные документы, выписку из государственного реестра, свидетельства и паспорт должностного лица.

Участие в тендере не дает гарантии выигрыша, поскольку построено на принципе конкуренции, к тому же для поставщика все осложняется подготовкой документации, поэтому исполнитель должен иметь определенную подготовку в сфере торгов.

Посредничество

Многие производители товаров и услуг не хотят отвлекаться от бизнес-процесса и вникать в нормы 44-ФЗ. В этом случае на помощь приходят посредники, которые принимают на себя полную ответственность и организовывают механизм исполнения обязательств по контракту. Представители этой ниши самостоятельно выбирают направление деятельности.

Принцип заработка посредников следующий — получение прибыли, которая формируется за счет разницы между стоимостью товаров (работ, услуг) и фактической оплатой по тендерному договору.

Брокерство

Это современное направление, участники которого зарабатывают на тендерах.

Брокерами называют юридических или физических лиц, которые оказывают посреднические услуги между участником и заказчиком. Они обладают профессиональными навыками и владеют полной информацией о порядке проведения закупок.

Предоставляемые брокерами услуги:

  • помощь в получении банковской гарантии как способа обеспечения договора;
  • составление заявок и сбор информации для закупки;
  • транспортные услуги;
  • обучение основным способам продаж и получения заработка при заключении госконтрактов;
  • консультационные услуги.

Вознаграждение брокеров рассчитывается от полной стоимости заключенного договора. Обычно это фиксированная сумма.

Субподряд

В ряде случаев без привлечения субподрядчиков поставщику сложно исполнить обязательства по контракту. Обычно причина этому — недостаточное количество собственных ресурсов.

Гражданским законодательством не предусмотрено ограничений по возможности заключения госконтрактов в этом случае. То есть исполнитель может выиграть тендер и только потом заключить договор субподряда. Это существенно экономит время и увеличивает шансы на победу.

Помимо этого существуют закупочные процедуры, в рамках проведения которых исполнитель обязан привлечь субподрядчиков из числа СОНКО и СМП. Поэтому представителям этого класса легко заключить договор с победителем.

Для этого потребуется выполнить простые действия:

  1. Найти госзаказ, где есть условия о частичном выполнении работ.
  2. Найти контакты победителя и выслать коммерческое предложение.
  3. Заключить договор субподряда.
  4. Выполнить обязательства и получить оплату.

Инструментарий

Популярность пользуются и другие варианты заработка на торгах.

Например, разработка инструментов и сервисов для участников закупочных процедур:

  • агрегаторы поиска тендеров;
  • подписки на рассылки актуальных торгов;
  • помощь в изготовлении ЭЦП;
  • услуги брокера в получении банковской гарантии;
  • выдача тендеров кредитов для возможности принять участие в закупке;
  • предоставление интересов поставщика в судах и подготовка жалоб в ФАС;
  • помощь в прохождении процедуры аккредитации на ЭТП.

Создание подобных инструментариев для поставщиков и заказчиков — достаточно трудоемкая работа. Без знаний в области программирования и без начального капитала построить подобную модель взаимоотношений достаточно сложно.

Бизнес на госзакупках — это реальная возможность получить прибыль не только исполнителям, но и другим участникам процессам. В результате такого сотрудничества в плюсе остаются все: госзаказчик получает товар или услугу в срок; исполнитель, брокеры и посредники — оплату по договору или вознаграждение.