Льготы для сельхозпроизводителей в 2019 году

Действует ли освобождение от НДС для сельхозпроизводителей в 2021 году?

  • Порядок освобождения от НДС при переходе на ЕСХН в 2021году
  • Процедура и форма уведомления о льготе по НДС на ЕСХН в 2021году
  • Условия отказа от льготы по НДС для сельхозпроизводителей в 2021 году
  • Итоги

Порядок освобождения от НДС при переходе на ЕСХН в 2021году

Применение режима ЕСХН до 2019 года связывалось с обязательным освобождением плательщиков сельхозналога от уплаты налога на добавленную стоимость. Однако с 01.01.2019 вступил в силу п. 12 ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 27.11.2017 № 335-ФЗ, отменяющий действие абзацев в п. 3 ст. 346.1 НК РФ, посвященных положениям о неприменении НДС при ЕСХН. В результате этого плательщики сельхозналога с 2019 года обязаны платить НДС.

Однако одновременно начали действовать и изменения, внесенные тем же законом № 335-ФЗ (п. 1 ст. 2) в ст. 145 НК РФ, которая ранее давала возможность освободиться от платежей по НДС работающим на ОСНО лицам с небольшими объемами продаж (до 2 млн руб. без учета в этом объеме налога за три следующих подряд месяца). Ныне к числу лиц, имеющих право на освобождение, добавили и плательщиков сельхозналога, но с учетом особенностей применения процедуры освобождения.

Когда же можно помимо таких налогов, как начисляемые на прибыль и на имущество, при ЕСХН не уплачивать и НДС в 2021 году? Условия, при которых отказ от НДС на ЕСХН становится возможным, возникают (п. 1 ст. 145 НК РФ):

  • Если намерение не платить НДС выражается в календарном году, соответствующем году начала сельхоздеятельности.
  • Доход от сельхоздеятельности (без учета в нем налога), полученный в году, предваряющем год отказа от применения НДС, не превышает значения:
    • в 2020-м — 80 млн руб.;
    • в 2021-м — 70 млн руб.;
    • в 2022-м и следующих за ним — 60 млн руб.

То есть тем, кто на начало 2021 года уже осуществлял хоздеятельность в сфере сельского хозяйства, освободиться от НДС можно, если доход сельхозпредприятия, полученный за 2020 год, не превысил 80 млн руб. без учета НДС.

Использовать право на освобождение не могут лица, продающие подакцизные товары (п. 2 ст. 145 НК РФ). Само освобождение не действует в отношении ввозного НДС (п. 3 ст. 145 НК РФ).

Как учитывать входной НДС при ЕСХН, описано в КонсультантПлюс. Процесс учета НДС для плательщиков и неплательщиков этого налога разный. Чтобы не запутаться в порядке учета и не получить штрафы, оформите пробный бесплатный доступ к К+, и вы получите четкий алгоритм учета НДС для обеих ситуаций

Процедура и форма уведомления о льготе по НДС на ЕСХН в 2021году

Использование освобождения по ст. 145 НК РФ не является обязательным. То есть для его получения необходимо наличие доброй воли плательщика налога. Если же намерение воспользоваться им у такого лица имеется, то об этом надо известить налоговый орган. Делается это путем подачи составленного в письменной форме уведомления в инспекцию, где налогоплательщик стоит на учете (п. 3 ст. 145 НК РФ). Подать уведомление о льготе по НДС для ЕСХН (так же, как и для работающих на ОСНО) необходимо не позже 20-го числа месяца начала использования права на нее.

Форма уведомления об освобождении от НДС при ЕСХН, применяемая в 2021 году, официально утверждена приказом Минфина России от 26.12.2018 № 286н, содержащим варианты такого уведомления для обеих ситуаций освобождения от платежей по этому налогу (при ОСНО и при ЕСХН). Скачайте актуальную форму уведомления ниже, кликнув по картинке:

Условия отказа от льготы по НДС для сельхозпроизводителей в 2021 году

В отличие от лиц, работающих на ОСНО, которым законодательно предоставляется возможность добровольного отказа от неприменения НДС по завершении 12 месяцев использования такой льготы, сельхозпроизводители не могут по своей инициативе отказаться от заявленного ими права на освобождение (п. 4 ст. 145 НК РФ). Поэтому обратный переход на уплату НДС для сельхозтоваропроизводителей происходит только в ситуациях, когда они перестают соответствовать требованиям, позволяющим отказаться от платежей по этому налогу (п. 5 ст. 145 НК РФ):

  • Доход от продаж сельхозпродукции превысил установленный для года предел.
  • Продан подакцизный товар.

Льгота при этом перестает применяться с начала того месяца, в котором произошло соответствующее событие (превышение дохода или продажа подакцизного товара). НДС с объема продаж за этот месяц придется начислить к уплате в бюджет. Одновременно плательщик ЕСХН лишается права еще раз прибегнуть к освобождению от НДС.

Таким образом, при принятии решения отказаться от использования НДС лицу, работающему на ЕСХН, следует проанализировать, насколько длительным для него окажется применение такой льготы.

Какие расходы можно учесть при расчете ЕСХН, можно узнать в материале «Перечень расходов, которые учитываются при расчете ЕСХН».

Итоги

С 2019 года лица, применяющие ЕСХН, вошли в число плательщиков НДС. Однако одновременно у них появилась возможность воспользоваться освобождением от уплаты этого налога. Освобождение доступно либо начинающим работу на ЕСХН, либо тем, кто его уже использует, но имеет доходы, не превышающие установленного предела за год, предшествующий началу применения льготы.

Отказ от применения НДС добровольный. Поэтому плательщику ЕСХН достаточно письменно уведомить об этом ИФНС. Однако добровольно вернуться к работе с НДС он не сможет. Обязанность начислять этот налог у него возникнет только в ситуации несоответствия условиям, дающим право на льготу. При этом права еще раз прибегнуть к освобождению плательщик ЕСХН лишится.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) в 2021 году

Одним из приоритетных направлений развития российской экономики является сельское хозяйство. В связи с этим для предприятий данной сферы был разработан специальный налоговый режим — единый сельскохозяйственный налог. ЕСХН — что это такое простыми словами?

Плательщики на этой системе освобождены от уплаты налога на прибыль (индивидуальные предприниматели — от НДФЛ), а также частично от налога на имущество. Вместо этого они уплачивают единый налог с разницы доходов и расходов. При этом лицо должно иметь статус сельхозпроизводителя. К ним относят юрлиц, крестьянские (фермерские) хозяйства и ИП, которые занимаются производством, переработкой или продажей продукции растениеводства, животноводства, рыбным хозяйством, а также оказывают услуги в области сельского хозяйства. Кроме этого, ключевое условие применения спецрежима — лимит доходов от прочей деятельности. Доля выручки с продаж сельхозпродукции в общей сумме поступлений должна быть равна не менее 70 %.

В настоящее время порядок налогообложения лиц на ЕСХН несколько изменился. Какие нововведения появились в системе ЕСХН с 2021 года? Последние новости вы можете найти в нашей статье.

ЕСХН в 2021 году: изменения обязанностей плательщиков

Напомним, что еще с 1 января 2019 года у сельхозпроизводителей на спецрежиме появилась обязанность уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость. Она установлена Федеральным законом от 27 ноября 2017 № 335-ФЗ, вносящим поправки в Налоговый кодекс. Ранее для плательщиков ЕСХН НК РФ предусматривалось освобождение от НДС. Исключением являлся налог, вносимый в бюджет при ввозе импортной продукции. Теперь компании и ИП на ЕСХН должны будут оформлять все необходимые документы как плательщики налога на добавленную стоимость. В частности, вести книгу покупок и продаж и составлять счета-фактуры для контрагентов. Кроме того, нужно будет представлять в налоговую декларации по НДС.

Сдавайте декларацию ЕСХН через интернет

Укажите данные вашей организации, и Контур.Экстерн поможет рассчитать сельскохозяйственный налог, проверит декларацию на ошибки и моментально передаст ее в налоговую, а затем подготовит платежку для банка.

ЕСХН и НДС в 2021 году: преимущества и недостатки

Какие положительные и отрицательные стороны есть у новой обязанности сельхозпроизводителей? Уплата НДС — это дополнительная налоговая нагрузка для предприятий, что является негативным фактором. Автоматически увеличивается объем составляемой отчетности, а следовательно, и трудозатраты. Также появление обязанности уплачивать новый налог означает дополнительный контроль со стороны налоговой службы.

Читайте также  Роспотребнадзор нижний новгород официальный сайт написать жалобу

С другой стороны, плательщики единого сельхозналога теперь являются более привлекательными для контрагентов. Покупателям зачастую невыгодно приобретать товары у тех лиц, которые не должны уплачивать НДС. В этих случаях они теряют свое право на получение вычета. Предполагается, что введение НДС для сельхозпроизводителей повысит спрос на их продукцию.

Освобождение от уплаты НДС для сельхозпроизводителей

У фирм и предприятий на ЕСХН есть право получить освобождение от уплаты НДС. Это возможно в следующих ситуациях:

  • уведомление на получение освобождения от НДС и уведомление о начале работы на спецрежиме относятся к одному календарному году;
  • соблюдение норматива по выручке от с/х деятельности. Пороговая величина постепенно будет снижаться. Так, чтобы получить освобождение от НДС в 2021 году, доход без учета налога в 2020 году не должен был превысить 80 млн руб. за год. Критерии для последующих лет приведены в таблице:
Год Пороговое значение выручки
2020 90 млн руб. в 2019 г.
2021 80 млн руб. в 2020 г.
2022 70 млн руб. в 2021 г.
2023 60 млн руб. в 2022 г.

Если сельхозпроизводитель планирует реализовать право не платить НДС, он должен подать соответствующее уведомление в налоговую. Уведомление об освобождении от НДС для ЕСХН подается включительно до 20 числа месяца, с которого плательщик начинает использовать свое право не платить налог. Форма уведомления об использовании права на освобождение от НДС при ЕСХН в 2021 году утверждена Приложением № 2 к Приказу Минфина от 26.12.2018 № 286н.

Не могут получить освобождение от НДС те компании и ИП, которые продавали подакцизную продукцию в течение трех календарных месяцев до подачи уведомления. При начале продажи подакцизных товаров либо при нарушении лимита выручки сельхозпроизводитель теряет право не платить НДС. В дальнейшем такие лица не имеют права на повторное освобождение. Обратите внимание, что, если получение освобождения является добровольным, то обратная процедура невозможна, кроме как при нарушении приведенных условий.

Налоговые ставки спецрежима для сельхозпроизводителей в 2021 году

Единый сельскохозяйственный налог в 2021 году в общем случае уплачивается по стандартной ставке в 6 %. При этом власти субъектов РФ могут установить дифференцированные значения ставки в диапазоне от 0 до 6 %. Такая возможность появилась с начала 2019 года. Размер ставки зависит от:

  • вида с/х продукции (или работ/услуг);
  • размера доходов от ведения бизнеса в сфере сельского хозяйства;
  • места, где лицо осуществляет деятельность;
  • численности сотрудников компании или ИП.

Вариация ставок позволяет найти баланс между нагрузкой на плательщиков и величиной налоговых поступлений. Некоторые регионы уже воспользовались правом ввести на их территории пониженные ставки. Например, в Московской области установлена нулевая ставка налога до 31 декабря 2021 года. До этой же даты установлены ставки местными законами в Свердловской (5 %) и в Кемеровской областях (3 %).

Налог на имущество для плательщиков ЕСХН — 2021

Важный вопрос при применении ЕСХН — налогообложение имущества. В качестве ключевых изменений в системе ЕСХН последних лет следует указать поправку в Налоговом кодексе, касающуюся налога на имущество. Начиная с прошедшего 2018 года от обложения налогом освобождается только то имущество, которое задействовано при ведении с/х деятельности. К нему относятся активы, которые задействованы при производстве, переработке, реализации сельхозтоваров либо при оказании услуг другим сельхозпроизводителям. Ранее такая оговорка отсутствовала.

Имущество, которое используется в сельхоздеятельности, можно разделить на две группы. Одно напрямую используется для производства. Например, посевная техника, здания, где содержатся животные и т.д. Другие являются вспомогательными, в частности, гаражи для техники, склады и т.д. Право не уплачивать налог относится к обеим группам.

Активы, облагаемые налогом на имущество, и активы, задействованные в с/х деятельности, должны учитываться отдельно. Однако может возникнуть ситуация, когда предприятие использует имущество одновременно для производства сельхозпродукции и для иной деятельности. В таком случае раздельно учесть имущество нельзя. В 2018 году было выпущено Письмо ФНС от 10 июля 2018 № БС-4-21/13205@. В нем приведено следующее разъяснение: если предприятие-сельхозпроизводитель использует имущество для прочей предпринимательской деятельности, но в то же время и по целевому назначению, то налогом оно не облагается. Кроме того, налог на имущество платить не надо, если активы находятся на консервации, то есть временно не задействованы при основной деятельности.

Минфин подсчитал стоимость налоговых льгот в бюджетной системе

Минфин подготовился к оптимизации налоговых льгот, которые в 2019 году оцениваются в 3,2 трлн руб. Высвобождаемые ресурсы предлагается направить на национальные проекты в рамках майского 2018 года указа президента.

Во время подготовки федерального бюджета на 2019-2021 годы Минфин впервые подготовил обзор налоговых расходов бюджетной системы.

Под налоговыми расходами в настоящее время Минфин имеет ввиду, прежде всего, налоговые льготы и преференции, которые получает бизнес от государства. Общая стоимость таких льгот в 2018 году оценена в 3,1 трлн руб. С 2015 года они выросли на 63% с 1,9 трлн руб. С 2019 года по 2021 год при неизменных условиях они вырастут примерно по 100 млрд руб. в год.

В 2019 году преференции оценены в 3,2 трлн руб., в 2020 году — 3,3 трлн руб., а в 2021 году — уже в 3,4 трлн руб.

Отметим, что еще в марте 2018 года Минфин оценивал размер льгот скромнее. По мартовской оценке, в 2018 году льготы составляли 2,3 трлн руб., а в 2019 году – 2,4 трлн руб.

Исследовались льготы по импортным пошлинам, НДС, налогу на прибыль организаций, имущественным и рентным налогам, а также страховые взносы.

Законодательно закрепленной методики подсчета льгот в настоящее время не существует. Методику выбирал сам Минфин из трех вариантов. Это «метод упущенных доходов», по которому оценивается сумма потерь доходов бюджета от предоставления льготы. Другой вариант – «метод восстановленных доходов». По этому варианту оценки оценивается сумма вероятного увеличения доходов бюджета в случае отмены льготы. И последний вариант – «метод эквивалентных расходов». Данный метод оценивает сумму прямых расходов бюджета в случае замены льготы трансфертом из бюджета.

Выбор варианта оценки был сделан в пользу «метода упущенных доходов», говорится в материала Минфина. Объяснение такое: «метод получил наиболее широкое признание и распространение в мировой практике за его большую надежность». Итоги подсчета были распределены по видам выше названных налогов, а также по госпрограммам и функциональной классификации расходов.

В реальном выражении дороже всего оценены льготы по НДС – 1,5 трлн руб. в 2018 году. Из отчета Минфина следует, что стоимость льгот по НДС из года в год возрастает с 1,6 трлн руб. в 2019 году до 1,8 трлн руб. в 2020 году. А в 2021 году льготы по НДС составят 1,8 трлн руб.

На втором месте по стоимости рентные налоги, прежде всего, из-за льгот по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Льготы по рентным налогам возрастают с 720,4 млрд руб. в текущем году до 834,2 млрд руб. в 2019 году. Правда, в 2020 году вслед за завершением нефтегазового налогового маневра, налоговые льготы начинают снижаться (до 828,9 млрд руб.). В 2021 году их размер оценен в 823,2 млрд руб.

Впервые Минфин назвал и свои оценки льгот по страховым взносам. Еще в прошлом году одним из главных аргументов против пенсионной реформы тогда еще социального вице-премьера Ольги Голодец было требование навести порядок со льготами по платежам в небюджетные фонды и, прежде всего, ПФР. Как следует из оценки Минфина, размер льгот по страховым платежам оказался не настолько велик, в сравнении с бюджетным трансфертом в ПФР. В 2018 году льготы по страховым платежам оценены в 113,2 млрд руб. Но уже в 2019 году они снижаются до 43,5 млрд руб. Затем в 2020 и 2021 году оценка размера этих льгот колеблется от 45,9 млрд руб. до 48,9 млрд руб. соответственно.

Из государственного анализа льгот следует, что больше всего недоплачивают сектора ТЭК и сельхозпроизводители. Льготы на воспроизводство и использование природных ресурсов в 2018 году составили 1,2 трлн руб. В последующие годы эта оценка увеличивается до 1,3 трлн руб. в год. Стоимость льгот сельхозпроизводителям в 2018 году оценена 450,9 млрд руб. и она по оценке Минфина будет возрастать до 555,8 млрд руб. в 2021 году.

Среди территориальных программ лидером по льготам оказалась Калининградская область. Здесь льготы в 2018 году оценены в 186,9 млрд руб. и их стоимость увеличивается до 232,1 млрд руб. в 2021 году. Льготы Крыма, Дальнего Востока и Северного Кавказа существенно ниже.

Конкретных последствий для определенных налогов или налогоплательщиков по результатам сделанного анализа пока не видно. Исследование налоговых расходов Минфином представлено в правительство и Госдуму в качестве приложения к основным направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политикам. В понедельник 9 июля этот документ обсуждался на парламентских слушаниях в Госдуме. Но возможность потерять налоговые льготы лоббистов, увлеченных другими бюджетными новациями по увеличению НДС и пенсионного возраста, не заинтересовала.

Тем не менее, в своих материалах

Минфин уже предупредил о том, что налоговые льготы могут подвергнуться оптимизации.

«Полученные дополнительные финансовые ресурсы могут быть направлены на обеспечение реализации приоритетных направлений экономики, а также принятых во исполнение указа президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» национальных проектов», – сообщается в материалах Минфина.

Напомним, что в правительстве было подсчитано, что этот указ до 2024 года обойдется бюджету в 8 трлн руб. Из бюджетных материалов следует, что до 2021 года в Минфине уже почти 4 трлн руб. дополнительных расходов до 2021 года на нацпроекты и Фонд развития.

Оптимизацию налоговых расходов в Минфине задумали еще в 2014 году. Весь механизм подсчета был подготовлен в 2016 году и ожидалось, что первые предложения по оптимизации налоговых льгот появятся в бюджете на 2018-2020 годы.

Но накануне выборов президента эта реформа была отложена, а первый анализ появился только в начале подготовки бюджета на 2019-2021 годы.

В материалах Минфина сообщается, что «учет, сбор и представление информации о потерях доходов бюджетов бюджетной системы» пока не совершенен. Кроме того, таможенное законодательство не предполагает наличие официальной отчетности по этому вопросу. Поэтому «исчерпывающих данных по всем положениям налогового законодательства, предусматривающих предоставление налоговых льгот и освобождений» пока нет. В результате дополнительных исследований Минфин может и увеличить оценку стоимости льгот для бюджета.

ИП в 2019 году: спецрежимы и льготы по НДС

Письмо Министерства финансов РФ № 03-11-11/2955 от 22.01.2019

За последний месяц это уже не первое письмо Минфина с разъяснениями о том, что для ИП созданы все условия для выбора оптимального налогового режима в отношении предпринимательской деятельности.

Принято считать, что спецрежимы создают более благоприятные «налоговые» условия для определенных видов деятельности. Индивидуальные предприниматели могут платить налоги также в рамках общего налогового режима. Кроме НДФЛ, главный налог, который предприниматель должен уплачивать при общем режиме – это НДС. Несмотря на повышение общей ставки налога, в 2019 году продолжают действовать льготы. Чем заниматься и какие налоги платить, ИП выбирает добровольно.

Виды специальных налоговых режимов

К специальным налоговым режимам относятся:

  • УСН, или упрощенная система налогообложения. ИП может выбрать один из двух объектов налогообложения – «доходы» и «доходы за вычетом расходов» (гл. 26.2 НК РФ);
  • ЕНВД, или единый налог на вмененный доход. Фактические доходы не имеют значения – налогом облагается предполагаемый объем поступлений (гл. 26.3 НК РФ);
  • ЕСХН, или единый сельхозналог. Его применяют производители сельскохозяйственной продукции (гл. 26.1 НК РФ);
  • ПСН, или патентная система. Здесь требуется приобрести патент на ведение определенной деятельности на ограниченный срок (гл.26.5 НК РФ);
  • НПД, или налог на профессиональный доход. Физлицо не имеет ни работодателя, ни подчиненных. Налог уплачивается по ставкам 4% (за услуги, оказанные физлицам) и 6% (за услуги, оказанные юрлицам).

В отличие от общей системы, которая доступна всем, для применения спецрежимов ИП должен соответствовать определенным критериям – своим для каждого спецрежима. К ним могут относиться вид деятельности, размер дохода, число сотрудников и др.

Все спецрежимы являются для налогоплательщиков добровольными. По виду деятельности ограничений нет только для «упрощенки» (хотя есть отдельные исключения). Остальные спецрежимы могут использоваться лишь для видов предпринимательства, определенных законом. Большинство среди них – услуги и работы для населения и социально значимые.

При УСН, ЕНВД и ПСН единый налог для ИП заменяет НДФЛ, НДС и налог на имущество, кроме налога, определяемого из кадастровой стоимости.

Что касается ЕСХН, то с 2019 года сельхозпроизводители стали «полноправными» плательщиками НДС. Но они получили возможность однократно получить освобождение от этого налога при выполнении условий по размеру доходов от с/х-деятельности (по годам).

НДС: повышение ставки и сохранение льгот

Повышение с этого года базовой ставки НДС с 18% до 20% (Федеральный закон от 03.08.2018 № 303-ФЗ) продиктовано соображениями о необходимости привлечения в бюджет дополнительных доходов. Разумеется, это мера для поддержания экономики РФ и технологического «прорыва».

Общий режим является основным и применяется по умолчанию, если ИП не подал в инспекцию заявление о переходе на один из спецрежимов.

Конечно, повышение ставки НДС повлечет повышение цен и сокращение спроса.

Но на фоне повышения основной ставки НДС сохраняются и основные льготы по налогу:

  • освобождение от налогообложения НДС;
  • пониженная ставка НДС в размере 10%, которая применяется в отношении товаров (услуг) социального назначения, ряда продовольственных товаров, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Заметим, что с 01.01.2019 перечень услуг, освобождаемых от НДС (ст. 149 НК РФ), несколько изменился. Помимо прочего, от НДС освобождаются услуги по техуправлению морскими судами и судами смешанного (река – море) плавания, оказываемых иностранным лицам, эксплуатирующим морские суда и суда смешанного плавания, зарегистрированные в судовых реестрах иностранных государств.

Также отредактирована норма об освобождении от НДС услуг по гарантийному ремонту и техобслуживанию товаров (в том числе медицинских товаров), если дополнительная плата не взимается. При гарантийном ремонте или обслуживании в том числе освобождается от НДС стоимость используемых запчастей и деталей.

Автопроизводители получили право на вычеты сумм НДС, уплаченные за товары, работы и услуги, даже если они приобретались за счет бюджетных субсидий или бюджетных инвестиций.

До 2025 года будет действовать нулевая ставка НДС для авиаперевозок в Республику Крым и Севастополь, в регионы Дальневосточного федерального округа.

Таким образом, чиновники считают, что предпринимательству дана возможность развиваться и дальше. Нужно только выбрать подходящий вид деятельности и оптимальный налоговый режим.

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Земельный налог для юридических лиц

Организации — собственники земельных участков с любым режимом налогообложения обязаны платить земельный налог. Закон от 15.04.2019 № 63-ФЗ отменил составление декларации по земельному налогу, но расчет налога организации должны производить самостоятельно. О том, как это сделать, расскажет наша статья.

Ставки земельного налога устанавливают местные органы власти, на территории которых расположен участок, а также власти городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь).

Если ставки в регионе не установлены, согласно пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ, применяется общая максимальная ставка по земельному налогу 1,5 процента.

Для некоторых категорий земель, например, сельхозназначения, которые используются для сельхозпроизводства, максимальная ставка — 0,3 процента.

Свою ставку налога можно узнать на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

ТАБЛИЦА: «Сроки уплаты земельного налога юрлицами»

Срок уплаты

Не позднее 1 марта года, который следует за истекшим годом.

Не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

Местные власти (Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) больше не устанавливают сроки уплаты авансовых платежей — во всех регионах страны они одинаковые:

02.08.2021 — авансовый платеж за 2 квартал

Согласно пункту 3 ст. 391 НК РФ исчисление земельного налога производится организациями самостоятельно. В срок до 1 сентября ИФНС пришлет налогоплательщику сообщение об исчисленной ею сумме налога за предыдущий год. Если компания не согласна с расчетом ИФНС, необходимо подать пояснения со своими данными (письмо Минфина РФ от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Со 02.08.2021 сообщение об уплате налога можно получить в любом налоговом органе. Для этого надо подать заявление о выдаче сообщения и указать налоговый орган, в котором вы хотите получить документ. Инспекция должна направить его не позднее пяти дней со дня получения заявления. Форма заявления, порядок его заполнения и формат представления в электронном виде утверждает ФНС России — закон от 02.07.2021 № 305-ФЗ.

Об участках, на которые расчет налога не поступит, нужно подать в инспекцию сообщение по форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@ (ст. 1 закона № 325-ФЗ), и копии документов, подтверждающих право на земельный участок. Сообщение нужно подать до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Если организация не выполнит это требование, ей грозит штраф в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога.

Общий порядок расчета земельного налога установлен в п. 1 ст. 396 НК РФ. Для расчета налога за год необходимо кадастровую стоимость участка умножить на ставку налога.

Кадастровую стоимость необходимо брать на 1 января года, за который начисляется налог.

Если в течение года организация перечисляла авансовые платежи, то оставшаяся к уплате по итогам года сумма рассчитывается по правилам п. 5 ст. 396 НК РФ: из величины начисленного за год налога вычитаются перечисленные авансовые платежи за I, II и III кварталы.

Налог рассчитывается отдельно (пп. 1, 2 ст. 391, п. 1 ст. 396 НК РФ):

  • по каждому земельному участку;
  • по каждой доле в праве общей собственности на участок, в том числе по тем долям, в отношении которых действуют разные ставки.

Если участок расположен на территориях разных муниципальных образований, налог нужно начислять и уплачивать отдельно по каждому муниципальному образованию (п. 1 ст. 391, п. 1 ст. 396 НК РФ).

Специальный порядок расчета земельного налога действует, если:

  • у организации есть льготы;
  • срок владения участком составлял не весь год;
  • участок предназначен для жилищного строительства.

Земельный налог и авансовые платежи оплачиваются в ИФНС по месту нахождения земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ).

Необходимость оплаты авансовых платежей по земельному налогу по итогам I, II и III кварталов устанавливают местные власти. Согласно пункту 2 ст. 397 НК РФ авансы по налогу оплачивать не нужно, если местными органами муниципальных образований (региональными законами в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе):

  • отчетные периоды по земельному налогу не установлены;
  • предусмотрено полное освобождение от оплаты авансовых платежей.

Узнать, следует ли организации оплатить авансовые платежи по земельному участку, можно на сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

Если у организации образовалась переплата по земельному налогу, ее можно зачесть или вернуть (ст. 78 НК РФ).

Причем, по п. 6 ст. 78 НК РФ, если у налогоплательщика есть недоимка по другим налогам, а также долги по пеням и штрафам, возврат возможен только после зачета переплаты в счет погашения указанных обязательств.

Зачет переплаты по налогу производится:

  • в счет предстоящих платежей по земельному или другим налогам (п. 4 ст. 78 НК РФ). Этот способ работает, если у плательщика нет задолженности по иным налогам. Для зачета в этом случае необходимо подать заявление по форме приложения 9, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@;
  • в счет погашения недоимки по другим налогам, а также задолженности по пеням и штрафам (п. 5 ст. 78 НК РФ). Данный способ зачета осуществляется налоговиками самостоятельно не более чем за 3 года со дня уплаты указанной суммы налога (п. 5 ст. 78 НК РФ). Со своей стороны налогоплательщик вправе подать в ИФНС письменное заявление с просьбой о зачете.

Благодаря Закону от 29.09.2019 № 325-ФЗ, с 01.10.2020 утратил силу абзац 2 п. 1 ст. 78 НК РФ, согласно которому зачет сумм переплаты должен был осуществляться исключительно по соответствующим видам налогов и сборов, то есть федеральные налоги в счет федеральных, региональные — в счет региональных, местные — в счет местных. Земельный налог относится к категории местных налогов.

Таким образом, с 01.10.2020 появилась возможность зачесть переплату по земельному налогу в счет оплаты налога любого вида.

Возврат переплаты производится по письменному заявлению согласно форме приложения 8, утвержденной Приказом ФНС РФ от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@, в течение одного месяца со дня его получения.

В связи с упразднением с 01.10.2020 абзаца 2 п. 6 ст. 78 НК РФ перед возвратом переплаты необходимо погасить имеющуюся задолженность по любым налогам, а не только по налогам «соответствующего вида», как этого требовало законодательство ранее. Таким образом, перед подачей заявления нужно убедиться в отсутствие задолженности по всем видам налогов.

Если переплата возникла из-за ошибки в декларации, сначала нужно сдать «уточненку» (п. 1 ст. 81 НК РФ) и только после этого подать заявление о возврате или зачете.

Согласно пункту 7 ст. 78 НК РФ на возврат у налогоплательщика есть три года с момента переплаты.

За несвоевременный возврат на сумму переплаты начисляются проценты за каждый календарный день просрочки. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в момент нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Если инспекция откажет в возврате, можно обратиться в суд.

По земельному налогу установлены две категории льгот: федеральные и местные.

Федеральные льготы прописаны в ст. 395 НК РФ. Они освобождают от налога узкий перечень юридических лиц и действуют на территории всей страны. Они предоставляются в виде:

  • освобождения от оплаты налога отдельных юридических лиц. К этой группе налогоплательщиков относятся резиденты ОЭЗ и религиозные организации (п. 1 ст. 395 НК РФ);
  • установления пониженных ставок налога для отдельных категорий земель. Например, для земель, находящихся под жилищным фондом, и земель сельскохозяйственного назначения установлена ставка налога в размере 0,3 процента (пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

Власти муниципальных образований и городов федерального значения увеличить «федеральную» ставку не вправе, однако могут уменьшить ее по своему усмотрению.

Местные льготы действуют только на территории той местности, для которой они установлены. Льготы предоставляются в виде (п. 2 ст. 387 НК РФ):

  • освобождения от уплаты налога;
  • пониженных ставок;
  • уменьшения суммы уже рассчитанного налога;
  • необлагаемой доли площади участка;
  • не облагаемой налогом суммы.

Узнать, установлена ли местная льгота для участка, можно на сайте ФНС: https://www.nalog.ru/rn77/service/tax/.

В связи с отменой деклараций по земельному налогу о наличии льготы инспекцию нужно уведомить. Чтобы заявить льготу, необходимо подать в ИФНС заявление по форме, установленной Приказом ФНС РФ от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Срок подачи такого заявления не установлен.

Льготу могут учесть и без заявления, если на момент исчисления налога у налоговиков будет информация о праве налогоплательщика на льготу, и он не отказался от нее. Однако, если нужных сведений у ИФНС не окажется, она рассчитает налог без учета льготы. В такой ситуации нужно будет подать пояснения (документы), в том числе заявление на льготу за соответствующий период (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).