На 10 машиномест требуется одно для инвалидов

Паркинг в новостройке: какие существуют виды и нормы?

Жителей крупных городов не удивить машинами, которые стоят повсюду: на газоне, на тротуарах и посреди дороги, преграждая путь другому транспорту. Знакома ситуация, когда нужно протискиваться в узкую щель между бампером и стеной, чтобы пройти по тротуару и благополучно добраться до подъезда? Или когда страшно выпускать ребенка самого погулять во двор, чтобы он не попал под колеса машины? Виной всему – нехватка парковочных мест на фоне постоянно растущего количества автомобилей.

Если в старых районах обустройство парковок проблематично из-за дороговизны земли и плотной застройки, то в новых жилых комплексах эта проблема решается путем строительства собственных паркингов. Многие новостройки Санкт-Петербурга оснащены наземными или подземными стоянками, где автомобилисты могут купить машиноместо. Пользоваться ими можно не выходя из дома. Однако «не все так однозначно» – спрос на эту опцию вступает в противоречие с высокими ценами, которые застройщики заламывают за место.

Нормативы количества машиномест в новостройках Санкт-Петербурга

Двор — не парковка

Чтобы сделать проблему стихийных парковок менее острой, в Санкт-Петербурге были введены нормативы на количество машиномест, в том числе и в новостройках. В России существует СНиП 21-02-99 «Стоянки автомобилей». Согласно нормам, застройщики в обязательном порядке должны предусмотреть в проекте жилого комплекса стоянки любого типа, которые бы покрывала потребность жильцов в парковке.

В 2011 году фонд «РЖС» принял единую классификацию новостроек (ЕК МЖН), согласно которой они делятся по потребительскому классу на «эконом», «комфорт», «бизнес» и «элит». ЕК МЖН создана на основе двух документов — СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и СП 54.13330.2011 «Здания жилые многоквартирные».

На практике емкость паркингов напрямую зависит от класса новостройки, и чем выше комфортность жилья, тем больше парковочных мест предусмотрено проектом:

  • около 20 машиномест на каждые 100 квартир – в эконом-классе;
  • около 60 машиномест на каждые 100 квартир – в комфорт-классе;
  • 1-2 машиноместа на каждую квартиру – в бизнес- и элитном классе.

В среднем в Северной столице приходится по 25-30 парковочных мест на каждую сотню квартир.

Действующие в Санкт-Петербурге Правила землепользования и застройки исходят из того, что на каждые 80 кв. м жилой площади необходимо построить минимум одно машиноместо. Однако в каждом конкретном случае оно может быть увеличено или уменьшено, что зависит от особенностей застройки района. В густонаселенных кварталах требуются парковки большей вместимости, но если рядом со строительной площадкой есть действующие гаражные комплексы, то количество парковочных мест может быть уменьшено.

Причины низкого спроса на машиноместа в паркингах

Из-за дороговизны места, в паркингах иногда пустуют до 75% площадей

Несмотря на постоянно растущий автопарк, заполняемость паркингов в новых жилых комплексах невысока. Это касается в первую очередь домов массового сегмента. По данным специалистов, остаются невостребованными около половины машиномест в сдающихся домах комфорт-класса. В проектах эконом-класса этот показатель и того выше – пустуют до 75% площадей. Только в элитных комплексах и домах бизнес-класса нет проблем с реализацией машиномест – здесь их разбирают еще на ранних этапах.

На первый взгляд, ситуация парадоксальная, но вполне объяснимая. Строительство парковок дорого обходится застройщикам. Даже в эконом-классе стоимость машиномест начинается от 250 тысяч рублей и может достигать 1 миллиона рублей. Для людей, покупающих жилье в нижнем ценовом сегменте, такая сумма, что называется, «на дороге не валяется». Они предпочтут скорее потратить средства на улучшение жилищных условий, нежели купить место в паркинге.

При таком положении вещей говорить о рентабельности паркингов не приходится. Спрос на них отсутствует и компании вынуждены реализовать машиноместа по себестоимости. Застройщики считают, что нужно более взвешенно подходить к строительству парковок, ведь потраченные на них средства все равно будут заложены в стоимость квартир.

Паркинги в новостройках Санкт-Петербурга

Многоуровневый отдельно стоящий паркинг

В жилых проектах Санкт-Петербурга получили распространение два вида паркингов:

  • многоуровневый наземный (стоящий отдельно или пристроенный);
  • подземный.

Самая примитивная разновидность – открытые плоскостные стоянки, которые просты в оборудовании и эксплуатации, но крайне неэффективно используют земельный участок. Они занимают большие территории, а машин на них помещается мало. Несмотря на дешевизну оборудования таких паркингов, в проектах эконом- и комфорт-класса наиболее широкое распространение получили наземные многоуровневые стоянки, на которых можно разместить в десятки раз больше автомобилей.

Один такой паркинг может стать крышей для сотен и даже тысяч машин. Многоуровневые стоянки имеют различные системы въезда и выезда, оборудованы лифтами, подъемниками, системами учета свободных мест, видеонаблюдением и т. д. Их возводят в виде отдельно стоящих сооружений или пристроенных к глухим стенам соседних зданий. На сегодняшний день это оптимальный способ организации хранения личного автотранспорта в условиях Санкт-Петербурга.

Подземные паркинги в домах эконом-класса встречаются крайне редко. Это объясняется чрезвычайной дороговизной подземных работ. Строительство стоянки значительно увеличивает расходы застройщика и делает проект нерентабельным. Учитывая текущий кризис и спад спроса на первичном рынке, девелоперы не могут позволить себе такую «роскошь», да и спрос на дорогие машиноместа в массовом секторе, как мы уже говорили, крайне низок.

Себестоимость каждого подземного этажа растет по мере углубления. На первом уровне она на 10-12% превышает расходы по строительству наземной стоянки, на втором – на 25%, а на третьем – уже на 45%.

Въезд в подземный паркинг

Жилые комплексы элитного и бизнес-класса могут позволить себе подземный паркинг. Их жильцы – состоятельные люди, которые высоко ценят комфорт и безопасность. Дорогостоящие подземные стоянки оснащены охраной и видеонаблюдением, в них поддерживается оптимальный микроклимат, работают системы вентиляции, отопления и дымоудаления.

В последние годы в Санкт-Петербурге стали появляться механизированные и зависимые парковки, в которых автомобили располагаются в персональных боксах. На верхние этажи машины доставляются при помощи лифтовых подъемников, которые размещают их по отдельным ячейкам. Водитель не участвует в этом процессе – все операции выполняет оператор. Такие «камеры хранения» на сегодняшний день являются наиболее рациональным способом организации стоянок.

Многоуровневый механизированный паркинг

Проблема парковок в Санкт-Петербурге довольно острая, и многое еще предстоит сделать для решения этого вопроса. Но последовательные шаги, предпринимаемые городскими властями и бизнесом, должны помочь сохранению самобытного и величественного облика Северной столицы.

Популярные новости недвижимости

  • Что нужно для рефинансирования ипотеки
  • Рефинансирование ипотеки: выгодно или нет
  • ​Как выгодно приобрести парковочное место в новостройке
  • Выбрать коммерческую недвижимость: как?
  • Определяемся с выбором ипотечного банка
  • Новостройки в зонах повышенного риска

Размеры машиноместа на открытой стоянке по ГОСТу парковки

Каждый автовладелец сегодня уверен: любая поездка в крупном городе превращается в увлекательное приключение под названием «Найди свободное парковочное место». Особенно тяжело с парковкой во дворах старых домов и в историческом центре мегаполисов, где градостроительным планом просто не предусмотрено такое количество машин, которое мы имеем сегодня.

Размер парковочного места определяется по ГОСТу, и зная эту информацию, легче отстоять свои права, если, например, из-за узкого проезда на парковке вам помяли машину.

Что такое парковка

Парковка — это выделенная территория, которая должна иметь ограждение, разметку и соответствующий дорожный знак. Машиноместо предоставляется бесплатно, например, на парковках у общественных мест или платно на частных парковках или муниципальных. На последних чаще всего используют автоматизированную систему «Паркон».

Чтобы территория получила официальный статус парковки, ее обязательно надо зарегистрировать и оформить по всем требованиям законодательства. На сегодняшний день параметры парковки отражены в документе СНиП СП 113.13330.2016 «Стоянки автомобилей».

Виды парковок по типу размещения машин

Есть три разумных способа расположить машины на парковке: параллельный, перпендикулярный и «елочкой». Каждый из них хорош в определенной ситуации, но идеального нет, у всех есть недостатки.

Параллельный

Обычно используется вдоль проезжей части или тротуара. Его главный недостаток — помещается мало машин, а если машины поставить близко друг к другу, то заехать и выехать на такое место очень сложно, особенно новичку. Плюс только один, такая парковка может быть ближе всего расположена к вашему пункту назначения.

Перпендикулярный

Ставить машину под углом 90 градусов по отношению к проезжей части довольно сложно, зато такой тип парковки обладает наибольшей вместимостью. Но по статистике, именно на таких парковках чаще всего происходят ДТП, особенно если выезжает машина сразу с парковочного места на проезжую часть.

«Елочкой»

Парковочные места располагаются под углом в 45 градусов, и с высоты разметка напоминает елку, отсюда и название. Этот вид самый удобный для водителя, гораздо проще совершать парковочный маневр, справится даже новичок, проезды между рядами машин в данном случае делают уже, но все равно вместимость у такой парковки на 30% ниже, чем у перпендикулярной.

Места размещения парковок

Место будущей парковки зависит от многих факторов: во-первых, от ее размера (количества машиномест), во-вторых, от удаленности от экологических объектов и общественных мест. Парковка должна быть безопасной. А потенциальных угроз от подобных сооружений даже на открытом воздухе немало: пожары, ДТП, утечка бензина и выхлопные газы.

С другой стороны, если вы автовладелец, то ищете парковку поближе к тому месту, куда направляетесь, и перспектива пройти несколько десятков лишних метров до офиса, торгового центра, больницы или другого общественного места никого не прельщает.

Справка. Расстояние от парковки до градостроительных объектов регулирует документ СП 113.13330.2012 «Стоянки автомобилей».

Автомобильные стоянки на 10 машин и меньше располагаются на расстоянии 10 м от жилых домов и общественных зданий. Не менее 25 метров должно быть до территории детских садов и школ, больниц, площадок для игр и спорта, а также городских парков и скверов.

Парковки на 10–50 мест удалены на 15 м от стен жилых домов, имеющих окна, и ровно в два раза (на 50 м) дальше от детских садов, школ, больниц и т.д.

Открытые стоянки вместимостью до 100 машин будут находиться в 25 м от жилых домов, а вот расстояние до территорий детских учреждений, больниц и мест отдыха для них не увеличено.

Читайте также  Может ли юр лицо передоверить не сотруднику

Большие парковки, до 300 машин, должны располагаться в 35 м от жилых строений, имеющих окна, в 50 м от детских учреждений, будь то школа, ПТУ или детский сад, и в 60 м от лечебных стационаров, спортивных стадионов и мест отдыха граждан.

Стоянки свыше 300 автомобилей должны находиться в 50 м от окон жилых домов, остальные требования не изменяются. А огромные стоянки, вмещающие более 500 машиномест, рекомендуют располагать в промышленных зонах.

Размещение открытых стоянок запрещено в зонах водозабора хозяйственно-питьевого назначения, за это отвечает СанПиН 2.1.4.1074.

Размер машиноместа на открытой стоянке

Площадь стандартного парковочного места на 1 машину рассчитать очень просто, зная, что минимальные параметры следующие:

  • ширина парковочного места — 2,5 метра;
  • длина парковочного места — 5,3 метра;

В расчет не берется ширина разметки (0,1 метра с каждой стороны). Получается, что площадь минимального парковочного места —13,25 кв. м.

Важно! Считается, что стандартная длина автомобиля — 4,4 метра, а ширина — 1,8.

На усмотрение владельца размеры парковок могут быть увеличены. Так, например, для создания комфортной параллельной парковки длина одного места должна равняться длине двух стандартных автомобилей (8,8 м), а вот ширина — ширине стандартного авто плюс еще 1 метр для безопасности выходящего водителя и пассажира (1,8 м + 1 м = 2,8 м).

А вот для расположения парковки под углом 45 градусов потребуется больше места, по стандартам, площадь одного такого машино-места составляет 18 кв. метров.

Максимальными считаются габариты парковочного места для инвалидов:

  • ширина — 3,6 метра;
  • длина — 6,2 метра;

Допускается отклонение от указанных размеров, но не более +/– 5 см. Такие размеры обусловлены прежде всего мерами пожарной безопасности, а также снижают риск ДТП на парковках.

Технические требования для разметки парковочных мест

К техническим требованиям относят как организацию пространства парковки в целом, так и материалы, из которых должны быть изготовлены ограждения и нанесена разметка:

  1. На придомовой территории четко должны быть видны границы парковки, для этой цели используют бортовой камень в качестве ограждения.
  2. На вертикальной опоре или столбе должно быть четко видно светоотражающую разметку, особенно этот пункт относится к парковкам во дворах.
  3. В качестве разметки на асфальтовом покрытии нужно использовать термопластик или нитрокраску. А мы часто видим дешевую белую водоэмульсионку, которая смывается осадками меньше чем за сезон.

Парковочные места для инвалидов

Среди автовладельцев немало людей с ограниченными возможностями, особенно тех, кто передвигается на инвалидной коляске. Для этих граждан разработаны особые нормативы: во-первых, увеличено машиноместо (3,6 × 6,2 м), чтобы инвалидная коляска беспрепятственно могла проехать между рядами машин, во-вторых, они должны располагаться на ближайшей ко входу в здание территории.

Места для инвалидов занимают 10–20% от основной площади парковки. Как правило, места с особым знаком встречаются на парковке возле новых жилых комплексов, торговых центров, магазинов, больниц и других общественных зданий.

Заключение

Сегодня любая открытая парковка — этот объект градостроения, отвечающий строгим правилам размещения автомобилей. Всего таких способов размещения три: параллельный, перпендикулярный и под углом в 45 градусов. Какую стоянку выбрать, зависит от вашего водительского мастерства. Проще всего заехать на «елочку», сложнее припарковать авто перпендикулярно дороге. С 2018 года в законодательство были внесены изменения: теперь парковка официально считается недвижимостью наряду с квартирой или частным домом, а значит, ее можно взять в ипотеку, купить или сдать/взять в аренду и даже завещать кому-то по наследству.

А вот незаконное присвоение паркинга у дома, которое встречается повсеместно, — административное правонарушение. И все эти самодельные шлагбаумы, деревянные колышки, железные цепи не только портят эстетический вид двора, но становятся причиной трагедии. Ведь очень часто службы быстрого реагирования не могут подъехать к дому именно благодаря таким «собственникам» парковочных участков. А вот если на открытой стоянке нарушен ГОСТ парковки, то отвечать придется ее владельцу или муниципалитету.

Инвалиды занимают места

Дефицит парковочных мест в Одинцово — одна из главных проблем. «Парковочный кризис» становится причиной ожесточённых споров и конфликтов. Каждое место на счету.

Горожане стали обращать внимание на появляющиеся во многих дворах дорожные знаки «Парковка для инвалидов». Вот одно из сообщений, пришедших в редакцию «ОИ»:

Во дворе дома 18 по улице Маршала Жукова установлен дорожный знак «Парковка для инвалидов». В нашем доме нет ни одного инвалида-автовладельца с официальным разрешением! К тому же в условиях острого дефицита парковочного пространства данный знак лишает нас — жителей дома парковочного места! Насколько законна установка знака вообще? Почему знак установлен именно в нашем доме? В соседних домах такого знака нет!

Установка таких дорожных знаков далеко не единичный случай. Обозначение мест для инвалидов появилось у домов на Можайском шоссе, улицах Маршала Бирюзова, Маршала Жукова и Северной, на Бульваре Любы Новосёловой.

Закон обязывает выделить места для инвалидов

Статья 15 федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» гласит:

На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов.

Указанные места для парковки не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.

Парковочные места для маломобильных групп населения должны быть обозначены соответствующими знаками. Оставлять автомобили на таких местах могут только инвалиды I и II групп, или граждане, перевозящие таких инвалидов.

Парковка для инвалидов

Занял место для инвалида — штраф 5000 рублей!

Административным кодексом предусмотрена ответственность для нарушителей. Так за незаконную установку опознавательного знака «Инвалид» по ч.2 ст. 12.4 КоАП РФ — штраф 5 тыс руб. Аналогичный штраф предусмотрен за стоянку на местах для инвалидов без соответствующего статуса.

Несмотря на то, что наличие знака «Инвалид» не является обязательным, рекомендуется наклеить его на лобовое стекло автомобиля, чтобы избежать недоразумений. Для подтверждения статуса водитель обязан иметь при себе документ, подтверждающий факт установления инвалидности (пенсионное удостоверение, бланк о прохождении медико-социальной экспертизы), который предоставляется по требованию сотрудника ГИБДД.

Как организовать стоянку для инвалидов?

Ранее вопрос с организацией парковочных мест для инвалидов решается в зависимости от того, оформлен ли в собственность жильцов дома земельный участок. Если оформлен, то вопрос о выделении машиноместа будет решаться на общем собрании собственников. Если же земля не оформлена — не разграничена, то решение принимала администрация поселения после соответствующего обращения от инвалида с паспортом и справкой об установлении инвалидности.

Однако сейчас, как мы видим, администрация городского поселения Одинцово отошла от заявительного порядка и начала массовую установку знаков буквально во всех дворах города.

Знак — есть, инвалида — нет, что делать?

Причиной для резко начавшейся массовой установки знаков многие считают разнарядку, спущенную чиновникам — обеспечить требования законодательства. Ведь на протяжении многих лет местные власти не занимались этой проблемой.

Многие жильцы уже собирают подписи и направляют на имя руководителя городской администрации Андрея КОЗЛОВА требование о демонтаже знака, аргументируя это тем, что в доме инвалиды не проживают или же не имеют автомобиля и добровольно написали отказ.

Такую позицию поддерживают далеко не все. Сторонники создания парковочных мест для инвалидов говорят о том, что инвалид может приехать в гости к кому-то из жителей дома — тогда ему понадобится широкое машиноместо рядом с подъездом.

Работы проводятся в рамках областной программы «Доступная среда»

Журналистам «Одинцово-ИНФО» ситуацию прокомментировал замруководителя администрации городского поселения Одинцово, начальник Управления транспорта, связи, дорожного строительства и развития малого и среднего предпринимательства Андрей ЖУРАВЛЁВ:

Эти работы проводятся нами в рамках программы правительства Московской области «Доступная среда». Адресный список мы получили из Министерства социального развития Подмосковья. Он был сформирован по обращениям граждан, нуждающимся в таких парковочных местах. Да, действительно, мы столкнулись с тем, что по части адресов ситуация изменилась. Например, когда лицо с ограниченными возможностями уже не проживает здесь. Мы оперативно реагируем на соответствующие обращений и пересматриваем место установки знака или вообще убираем его.

Получается, что с одной стороны, есть обращения жителей о демонтаже в виду отсутствия инвалидов или автомобилей у них. С другой — требования федерального законодательства. А в свете парковочного кризиса, одной из главных причин которого стала безудержная многоэтажная застройка в Одинцово, потеря даже одного машиноместа во дворе воспринимается крайне болезненно. Как же быть?

Ваше мнение о выделении мест для стоянки инвалидов около многоэтажных домов?

Все, что нужно знать о парковочных местах для инвалидов после 1 июля 2020 года: новые правила

Некоторые водители считают, что для автомобилей инвалидов выделяется слишком много специальных парковочных мест – иногда кажется, что их едва ли не половина от общего числа на стоянке. На самом же деле все не совсем так – мест должно быть не меньше 10%, по факту их может быть больше. Но с 1 июля там больше не могут ставить машины несколько миллионов инвалидов – а норматив по числу мест не поменялся. Сегодня мы рассмотрим, сколько мест должно быть на самом деле, почему кажется, что их так много и как оформить право на парковку.

Сколько мест нужно выделить и какими они должны быть

Требования по выделению парковочных мест для инвалидов определяются статьей 15 федерального закона N181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Закон требует, чтобы для инвалидов были выделены места согласно таким правилам:

минимальное количество – 10% от общего числа места, но не менее 1 места;

на всех парковках общего пользования – в том числе возле социальных объектов, транспортных узлов, жилых домов, производственных зданий, культурных учреждений и т.д.;

Читайте также  Если купила платье а оно рваное

бесплатно парковать на этих местах можно автомобили, управляемые инвалидами I, II групп, а также те машины, которые перевозят таких инвалидов или детей-инвалидов;

на автомобиле должен быть знак «Инвалид», а информация о нем включена в специальный реестр;

право на бесплатную парковку для инвалидов III группы устанавливается не законом, а постановлением правительства.

Закон определяет только число парковочных мест и то, кто имеет право ими пользоваться. Однако сами парковочные места для инвалидов отличаются от обычных.

Так, по действующему с 2011 года СНиП, для стоянки легкового автомобиля нужно выделить место определенных размеров – шириной 2,5 метра, длиной 5,3 метра. Но для инвалидов ширина должна быть больше, есть и дополнительные требования:

ширина парковочного места для инвалида с тростью или на костылях – минимум 2,9 метра;

ширина для инвалида на коляске – минимум 3,5 метра;

парковочные места размечаются желтой разметкой и обозначаются соответствующими символами и знаками (пиктограмма «Инвалид»).

Иногда на таком парковочном месте дополнительно обозначаются зоны для остановки автомобиля и место, куда инвалид будет выходить.

Правда, возникает вопрос – какой ширины делать парковочные места для инвалидов, если возможны два варианта? Это определяет Свод правил СП 59.13330.2016. Так, если число парковочных мест менее 100, то для колясочников нужно выделить не менее 5% от них, но не менее 1 места. Другими словами, если парковка на 10 мест, то там должно быть как минимум одно место для инвалида, и оно должно быть шириной в 3,5 метра.

Чем больше мест на парковке, тем меньший процент из них разрешается делать для инвалидов на колясках – например, если мест более 500, то широких мест должно быть 14 плюс 1% от того, что более 500.

Кроме требований по количеству мест и их ширине, их нужно размещать в определенных местах:

вблизи входа в здание – не дальше, чем за 50 метров (для жилых домов – не далее 100 метров);

уклон поверхности не должен быть больше 2%;

от парковочного места должен быть доступен пешеходный подход, а если рядом тротуар – то пандус на него или подъемник;

покрытие парковки – твердое и нескользящее (никакого гравия);

если парковка подземная, то с нее в здание должен быть лифт.

Оборудовать такие места должны те, кто отвечает за объект, возле которого оборудована парковка. То есть, оборудовать парковочные места для инвалидов перед больницей должны за счет бюджета, а возле торгового центра – за счет его владельца.

Если владелец объекта нарушит закон и не выполнит минимальный норматив по числу парковочных мест, его могут оштрафовать – такие полномочия есть у правоохранительных органов и органов социальной защиты. Штраф согласно КоАП – от 3 до 5 тысяч рублей на должностных лиц и от 30 до 50 тысяч рублей на юридических лиц.

Кто имеет право на парковку по новым правилам

Главное, о чем нужно знать – в 2020 году по части права на парковку для инвалидов произошли серьезные изменения. Основных два: теперь все данные о льготниках заносятся в специальный реестр; и некоторые инвалиды III группы потеряют право на бесплатную парковку.

Что касается знаков – по старым правилам знак «Инвалид» для автомобиля выдавался в бюро медико-социальной экспертизы, его нельзя было купить в магазине. Кроме того, знаки были индивидуальными с идентификацией водителя.

По новым правилам право на парковку на специальных местах будет давать не сам знак, а тот факт, что госномер автомобиля внесен в федеральный реестр инвалидов. Внести в этот реестр можно как автомобиль, которым управляет инвалид, так и автомобиль, которые его возит.

Но куда более серьезные изменения касаются инвалидов третьей группы. Так, по новым правилам право на парковку на специально выделенных местах получают:

инвалиды I и II группы и те, кто их сопровождает (или сопровождает ребенка-инвалида);

инвалиды III группы, которые имеют ограничения к свободному передвижению;

те, кто получил индивидуальный знак «Инвалид» до 1 июля 2020 года. Это будет действовать до конца 2020 года.

По сути, право на парковку потеряли примерно 3,4 миллиона человек – это инвалиды третьей группы, инвалидность которых не связана со способностью передвигаться (таковых 1,1 миллиона из 4,48 миллионов инвалидов III группы). Они смогут пользоваться специальными парковочными местами только если получили знак до 1 июля, и только полгода с момента вступления в силу постановления правительства.

Кроме права парковаться на специальных местах, автомобили со знаком «Инвалид» имеют и другие возможности:

право поставить автомобиль на стоянку под знаком «Стоянка запрещена»;

право поставить автомобиль под знаком «Остановка запрещена» с табличкой «Кроме инвалидов»;

право проехать под знаки «Движение запрещено» и «Движение механических транспортных средств запрещено» (но только для инвалидов I-II групп и тех, кто их перевозит);

право бесплатно поставить автомобиль на платной парковке в некоторых городах.

Стоит отметить, что прошлый порядок (с получением индивидуального знака в бюро МСЭ) вызвал резкий поток критики с обеих сторон – с одной стороны, для получения номера приходилось тратить время, с другой – на местах для инвалидов парковались те, кто незаконно купил знак «Инвалид».

Всего на данный момент индивидуальные знаки получили порядка 1 миллиона инвалидов, сколько из них потеряют право на парковку, пока неизвестно.

Действительно ли для инвалидов выделено слишком много мест?

Водители часто обращают внимание на то, что «инвалидных» мест на парковках бывает слишком много. Причин может быть несколько:

владелец объекта не хочет получить штраф, специально обустраивает больше мест, чем требует закон;

места для инвалидов шире, чем обычные, поэтому они занимают больше площади;

места для инвалидов должны быть расположены возле входа в здание, тогда как остальные места могут быть удалены на некоторое расстояние;

особенности математики – на небольших парковках приходится выделять больше 10% мест. Например, если всего мест 12, то для инвалидов нужно выделить 2 из них – в процентном отношении это почти 17%.

Несмотря на то, что число потенциальных пользователей льготных мест сократится на 3,4 миллиона человек, нормативы по количеству таких мест не меняются – их по-прежнему должно будет быть не менее 10%.

Против этого уже выступают некоторые представители сообщества автомобилистов – они указывают на то, что норма в 10% соответствует 10% населения страны с инвалидностью, и предлагают сократить ее до 5%. При этом большинство таких людей автомобилями не пользуются. Такая инициатива на РОИ набрала чуть более 1% необходимых голосов и была закрыта.

Другое предложение – вообще отменить требования по специальным местам для инвалидов, разрешив им парковаться где угодно. Такую идею подал депутат Госдумы Вячеслав Лысаков, правда, в итоге ее не поддержали. В данном случае стоит учитывать, что места для инвалидов должны быть выделены ближе ко входу – что не учитывает такая инициатива.

По новым правилам оштрафовать за парковку обычного водителя на месте для инвалидов в теории можно будет и через автоматическую камеру – достаточно будет проверить, есть ли такой номер в федеральном реестре инвалидов. Против этого уже выступили в сообществе автомобилистов «Синие ведерки» – по словам представителей движения, законодательство требует, чтобы такие штрафы выписывали только сотрудники ГИБДД.

Как оформить право на парковку по новым правилам

С 2020 года государство серьезно пересмотрело подход к работе с инвалидами. Теперь почти все действия будут проходить через Федеральный реестр инвалидов – в нем будет вся информация о человеке, на основании ее ему назначат пенсию, программу реабилитации, и т.д. В этом же реестре будет и информация о праве на парковку на специальных местах.

По новым правилам человеку не придется посещать бюро МСЭ, чтобы включить свой автомобиль в число «разрешенных». Есть 3 варианта, как это можно сделать:

подать заявление через Госуслуги;

обратиться с заявлением в МФЦ;

подать заявление прямо в личном кабинете на сайте Федерального реестра инвалидов.

При подаче заявления нужно будет указать параметры автомобиля, на котором будет передвигаться инвалид. Это госномер, марка и модель автомобиля. При этом подтверждать право на льготу уже не придется – все данные есть в базе реестра. То есть, система уже знает – имеет ли заявитель право на парковку, и если имеет, то автоматически выдаст ему разрешение.

Поскольку работать это все будет в электронном формате, данные в систему можно будет внести оперативно. Обещают, что данные автомобиля появятся в базе в течение 15 минут после внесения. Это значит, что в систему можно будет внести даже такси, на котором едет инвалид – и тогда этот автомобиль сможет остановиться там, где удобно пассажиру.

Еще один плюс системы – право на парковку инвалид получит на всей территории России. Ранее были проблемы, например, в Москве, куда родители привозили своих детей-инвалидов из области и не могли воспользоваться правом на бесплатную парковку.

Купить же знак «Инвалид» для автомобиля теперь можно в любом магазине – их свободную продажу снова разрешили.

На 10 машиномест требуется одно для инвалидов

ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Accessibility of buildings and structures for persons with reduced mobility

__________________________________________________________________
Текст Сравнения СП 59.13330.2016 с СП 59.13330.2020 см. по ссылке;
Текст Сравнения СП 59.13330.2016 с СП 59.13330.2012 см. по ссылке.
— Примечание изготовителя базы данных.
__________________________________________________________________

Дата введения 2017-05-15

Предисловие

Сведения о своде правил

1 ИСПОЛНИТЕЛИ — ООО «Институт общественных зданий», Ассоциация МОАБ, НП «Доступная городская среда»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 465 «Строительство»

3 ПОДГОТОВЛЕН к утверждению Департаментом градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)

5 ЗАРЕГИСТРИРОВАН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в установленном порядке. Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте разработчика (Минстрой России) в сети Интернет

Читайте также  Лист ознакомления с инструкцией по пожарной безопасности

Введение

Настоящий свод правил разработан в соответствии с принципами Конвенции ООН о правах инвалидов, вступившей в силу в Российской Федерации 25 октября 2012 г. Среди этих принципов полное и эффективное вовлечение инвалидов в общество, равенство возможностей и доступность. Использован новый прогрессивный принцип универсального проекта (дизайна), который заявлен в Конвенции как обязательный. Применение принципов Конвенции ООН в процессе проектирования и строительства формирует среду жизнедеятельности с беспрепятственным доступом инвалидов и других маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям, безопасность их эксплуатации без необходимости последующего переустройства и приспособления.

Свод правил разработан с учетом требований Международного олимпийского комитета, Международного паралимпийского комитета и международного опыта в системе других документов в области стандартизации, устанавливающих требования по доступности зданий, сооружений и объектов инфраструктуры для маломобильных групп населения.

Пересмотр СП 59.13330.2012 выполнен авторским коллективом: ООО «Институт общественных зданий» (канд. архит. А.М.Гарнец — руководитель темы, инж. Л.В.Сигачева), Всероссийское общество слепых (Л.П.Абрамова, С.С.Сохранский, В.Т.Ткачев); МАДИ (канд. техн. наук Д.В.Енин); ГК «Ретайл» (Е.Ю.Коляда); ООО «ПожМонтаж Групп» (инж. А.В.Апаков) при участии Всероссийского общества инвалидов (О.В.Рысев, Д.Р.Горшко); НПО «Пульс» (инж. Е.А.Мешалкин); Ассоциации МОАБ (д-р техн. наук М.М.Мирфатулаев, д-р техн. наук Ю.М.Глуховенко); Экспертно-консультационного центра «Эврика» (Э.Н.Асылгараева, Л.Б.Гутман); АНО ЦИПИ «Общество для всех» (канд. техн. наук Е.А.Бухаров), ДСЗН гор. Москвы (инж. В.Б.Осиновская); НП «Доступная городская среда» (инж. М.Ю.Зверев, инж. В.В.Коновалова).

1 Область применения

1.1 Настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения — маломобильных групп населения (далее — МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

1.2 Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и МГН.

1.3 Требования свода правил не распространяются на проектирование жилых одноквартирных домов, находящихся в частной собственности.

2 Нормативные ссылки

В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие документы:

СП 42.13330.2011 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»

СП 52.13330.2011 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение»

СП 54.13330.2011 «СНиП 31-01-2003 Здания жилые многоквартирные»

СП 56.13330.2011 «СНиП 31-03-2001 Производственные здания»

СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения» (с изменением N 1)

Примечание — При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных документов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере стандартизации в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный документ, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого документа с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого документа с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего свода правил в ссылочный документ, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку. Сведения о действии сводов правил целесообразно проверить в Федеральном информационном фонде стандартов.

3 Термины и определения

В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями;

3.1 адаптация: Приспособление к новым условиям (здесь): Приспособление среды жизнедеятельности, зданий и сооружений с учетом потребностей маломобильных групп населения.

3.2 адаптированный вход (здесь): Вход, приспособленный для прохода маломобильных посетителей, в том числе на креслах-колясках.

3.3 аппарель (здесь): Накладная конструкция на лестничный марш или через препятствие, состоящая из двух раздельных направляющих, предназначенная для перемещения кресел-колясок, детских колясок, тележек различного типа и назначения.

Примечание — Не является пандусом.

безопасная зона: Зона, в которой люди защищены от воздействия опасных факторов пожара или в которой опасные факторы пожара отсутствуют либо не превышают предельно допустимых значений.

3.5 благоустройство участка (территории) (здесь): Комплекс мероприятий, обеспечивающих доступность маломобильных посетителей и включающий в себя: создание искусственного ландшафта (озеленение), мощение дорожек для пешеходов и проезжей части, устройство наружного освещения, создание зон отдыха, спорта и развлечений на участке, а также информационное обеспечение посетителей.

3.6 бордюрный пандус (съезд): Уклон пешеходного пути, предназначенный для сопряжения двух разноуровневых поверхностей для безбарьерного передвижения людей, использующих кресла-коляски, не оборудованный поручнями.

3.7 бортовой камень: Ограждение путей движения и пространств однородными элементами малой высоты, совмещающее функции безопасности и информативности.

3.8 визуальные средства информации (здесь): Носители информации в виде зрительно различимых текстов, знаков, символов, световых сигналов, имеющих повышенные характеристики распознаваемости с учетом особенностей восприятия людьми с нарушением функций органов слуха.

3.9 габариты (здесь): Внутренние (в свету) и наружные (в чистоте) размеры элементов архитектурной среды (предметов и пространств) по их крайним выступающим частям.

3.10 доступная кабина уборной (здесь): Индивидуальная кабина, размещаемая в блоке общественных уборных (мужских или женских) оборудованная только унитазом, доступная по габаритам для инвалида на кресле-коляске, а по оборудованию — для всех групп инвалидов.

3.11 доступные для МГН здания и сооружения: Здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям обеспечения доступности и безопасности для МГН этих зданий и сооружений.

3.12 доступный маршрут движения: Помещения, места обслуживания, позволяющие беспрепятственно достичь конечной точки маршрута и воспользоваться услугой.

3.13 досягаемость: Свойство мест обслуживания, имеющих параметры, обеспечивающие возможность воспользоваться предметом, объектом пользования (дотянуться до него).

3.14 зона предоставления услуг (обслуживания): Совокупность мест обслуживания в помещении или на участке.

3.15 инвалид по зрению: Человек, у которого полностью отсутствует зрение, или острота остаточного зрения не превышает 10%, или поле зрения составляет не более 20%.

3.16 инвалид (здесь): Человек, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и дефектами слуха, которые мешают его полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими, в том числе из-за пространственно-средовых барьеров.

3.17 инвентарный пандус: Сооружение временного или эпизодического использования, например сборно-разборный, откидной, выдвижной, приставной, перекатной и т.д.

3.18 карман (здесь): Ниша, пространство, примыкающее к границе помещения или коммуникационного пути вне их пределов.

3.19 коэффициент сцепления: Отношение горизонтальной реакции к нагрузке на поверхность.

Примечание — Размерность: кН/кН или доли единицы.

3.20 лифтовой холл: Специальное помещение, располагаемое у входа в лифт, ограниченное, как правило, дверями.

3.21 маломобильные группы населения; МГН: Люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К маломобильным группам населения для целей настоящего свода правил здесь отнесены: инвалиды, люди с ограниченными (временно или постоянно) возможностями здоровья, люди с детскими колясками и т.п.

3.22 медиагид: Комплекс технических и полиграфических средств, использующих принципы мультимедийной печати, индивидуального речевого информирования и идентификации специальных кодов, путем их считывания оптическим идентификатором.

3.23 места обслуживания (здесь): Части зданий, сооружений, помещений, зон, организованные и оборудованные для оказания услуг посетителю.

Примечание — Включают в себя рабочее место, место обслуживаемого посетителя, возможно, место ожидания.

3.24 ограждение: Вертикальная ограждающая конструкция на перепаде отметок пешеходных поверхностей, вокруг опасных мест и нависающих препятствий.

3.25 пандус: Сооружение, предназначенное для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой, состоящее из маршей (имеющих сплошную наклонную по направлению движения поверхность) и горизонтальных площадок (для отдыха и/или маневрирования).

3.26 пандус одностороннего движения: Сооружение, предназначенное для одновременного перемещения только одного человека, при расстоянии между поручнями 0,9-1,0 м.

3.27 пиктограмма: Символическое изображение вида деятельности, указания действия или назначения помещения.

3.28 подъем: Разность уровней (вертикальный размер) между ближайшими горизонтальными плоскостями наклонного пути движения.

3.29 подъемная платформа: Грузоподъемная машина периодического действия для подъема и спуска пользователей, размещающихся на грузонесущем устройстве, которое перемещается по вертикальной или наклонной траектории.

3.30 полоса движения: Часть пешеходного пути, предназначенная для движения в один ряд в одном направлении.

3.31 помещение индивидуального обслуживания: Кабина или кабинет, где осуществляется самообслуживание или обслуживание маломобильного посетителя персоналом учреждения (предприятия). Габариты кабины (кабинета) должны учитывать, как правило, возможность размещения и сопровождающего лица.

3.32 поперечный уклон: Уклон поверхности, перпендикулярный направлению движения.

3.33 поручень: Компонент лестницы или пандуса, который задает направление и обеспечивает поддержку на уровне руки при движении.

Примечание — Поручень может быть верхом ограждения.

3.34 придомовая территория (здесь): Образованный в соответствии с законодательством земельный участок многоквартирного жилого дома, с элементами озеленения, благоустройства, включающий в себя пешеходные пути ко входам, подъезды к дому со стоянками автотранспорта и площадками для жильцов данного дома — детскими, физкультурными, для отдыха, контейнеров, выгула собак и т.п.

3.35 продольный уклон: Уклон поверхности, параллельный направлению движения.

3.36 проход: Пешеходное пространство между конструктивными и/или функциональными элементами (оборудованием).

3.37 путь движения: Пешеходный путь, используемый МГН, в том числе инвалидами на креслах-колясках, для перемещения по участку (дорожки, тротуары, пандусы и т.д.), а также внутри зданий и сооружений (горизонтальные и вертикальные коммуникации).

разумное приспособление: Внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

[Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г.*, статья 2].