Организации по защите прав заключенных в россии

Права человека в России

  • Права человека в России /
  • Общественная правозащита /
  • Правозащитные организации

Правозащитные организации

Фонд «В защиту прав заключенных»

Правозащитная организация, которая осуществляет защиту прав человека, нарушенных в системе исполнения наказания. Фонд рассматривает только те жалобы, которые касаются нарушений прав заключенного (человека, содержащегося в местах лишения свободы).

«За права человека»

Общероссийское общественное движение «За права человека» создано 20 ноября 1997 года. Изначально оно было задумано как федерация правозащитных организаций. Движение объединило десятки уже готовых, часто зарегистрированных региональных правозащитных организаций, так и постоянно возникающих инициативных групп. Девизом Движения стали слова: «Право. Справедливость, Сострадание».

Уставной целью Общероссийского Движения «За права человека» было провозглашено становление правового государства и развитие гражданского общества в России.

Комитет «Гражданское содействие»

Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам. Комитет создан в 1990 году группой москвичей для помощи первым беженцам эпохи «перестройки» и распада СССР – жертвам армянских погромов в Азербайджане.

Комитет «За гражданские права»

Межрегиональная общественная благотворительная правозащитная организация. Основные виды деятельности — мониторинг соблюдения прав человека (в том числе — в местах заключения и предварительного содержания); заочно-правовые консультации; проведение семинаров, пресс-конференций и иных мероприятий.

«Комитет против пыток»

Российская некоммерческая организация, работающая в сфере защиты прав человека. В настоящее время Комитет имеет официальный статус межрегиональной общественной организации.

Комитет был основан в 2000 году рядом известных нижегородских правозащитников как правозащитная организация, задачей которой стало осуществление общественного контроля за ситуацией, связанной с проблемой распространения практики применения пыток и жестокого обращения в России и оказания профессиональной юридической и медицинской помощи жертвам пыток.

Международное общество «Мемориал»

«Мемориал» – это движение, основной задачей которого изначально было сохранение памяти о политических репрессиях в недавнем прошлом нашей страны. Сейчас это содружество десятков организаций в России, Беларуси, Германии, Италии, Франции, Казахстане, Латвии, Украине, ведущих исследовательскую, правозащитную и просветительскую работу.

Московская Хельсинкская группа

Старейшая из ныне действующих в России правозащитных организаций, она была создана в 1976 году в Москве. Инициатором и первым руководителем МХГ стал известный физик, член-корреспондент Академии наук Армянской ССР, профессор Юрий Федорович Орлов. Согласно Уставу, принятому в 1993 году, Московская Хельсинкская группа является неправительственной общественной организацией. Ее цель — содействие практическому выполнению гуманитарных статей Заключительного акта Хельсинкского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ).

Фонд «Общественный вердикт»

Фонд создан в феврале 2004 года и действует как неполитическая некоммерческая организация, оказывающая правовую помощь по защите прав человека гражданам, пострадавшим от неправомерных действий российских правоохранительных органов.

Целью фонда является формирование в стране атмосферы нетерпимости к практике нарушения прав человека правоохранительными органами. Фонд добивается создания гражданского контроля за их деятельностью.

«Россия без пыток»

«Общественный контроль как эффективный механизм предупреждения нарушений прав человека в местах принудительного содержания. Российская модель» – совместный проект Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Директората по защите прав человека Совета Европы, который проводится при содействии Общественной палаты Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Союз Комитетов Солдатских Матерей России

Защита прав военнослужащих по призыву, призывников и их родителей. Сейчас членами союза являются около 300 региональных организаций солдатских матерей. Это – самая крупная женская организация в России.

Трансперенси Интернешнл — Р

Центр антикоррупционных исследований и инициатив Трансперенси Интернешнл — Россия является автономной некоммерческой организацией, нацеленной на противодействие коррупции в России и распространение антикоррупционного мировоззрения.

Деятельность Центра “ТИ-Р” направлена на решение трех задач: оказание юридической помощи по делам о коррупции; институционализация прозрачности; предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов.

«Фонд защиты гласности»

Основная цель Фонда – содействие сохранению и развитию правового пространства, в котором работают отечественные печатные и электронные СМИ, а через них – содействие демократизации информационной среды, науки, политики, образования в современной России. Сотрудники Фонда защиты гласности поставили себя, свой опыт и знания служению правде, общественной пользе и закону во имя полноценного развития в России гражданского общества.

Центр содействия реформе уголовного правосудия «Тюрьма и воля»

Старейшая правозащитная организация, которая занимается проблемами заключенных, уголовного правосудия и исполнения наказания. Центр был создан в 1988 году Валерием Абрамкиным при поддержке академика Андрея Сахарова.

Деятельность Центра направлена на внедрение в российскую практику международных и европейских стандартов в области обращения с заключенными, включая прекращение пыток и унижающего человеческое достоинство обращения и наказания; отказ от неэффективных методов перевоспитания и исправления осужденных; вовлечение представителей различных социальных и профессиональных групп и организация гражданского общества в реабилитацию заключенных.

Перечень правозащитных организаций не является исчерпывающим, в нем указаны наиболее известные НКО.

Организации по защите прав заключенных в россии

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Основы уголовного права ›
  • Защита прав заключенных

Защита прав заключенных

Государство уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.

Осужденные — иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами РФ, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, с изъятиями и ограничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.

Конкретный объем прав заключенных устанавливает Уголовно-исполнительный кодекс исходя из вида отбываемого наказания. Кодекс также устанавливает базовые права осужденных:

на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания;

на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания, вкупе с запретом жестокого или унижающего человеческое достоинство обращению или взысканию и принципом законности применяемых мер принуждения к осужденным;

на личную безопасность;

обращаться на языке, которым они владеют с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания, суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека;

на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения;

на психологическую помощь, оказываемую сотрудниками психологической службы исправительного учреждения и иными лицами, имеющими право на оказание такой помощи;

на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий;

на получение юридической помощи, для этого заключенным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до четырех часов. По заявлению осужденного свидания с адвокатом предоставляются наедине, вне пределов слышимости третьих лиц и без применения технических средств прослушивания. ;

осужденные — иностранные граждане имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации;

также на осужденных распространяется безусловный запрет на медицинские, научные или иные опыты, связанным с испытанием лекарственных средств, новых методов диагностики, профилактики и лечения заболеваний, а также проведением биомедицинских исследований и им гарантируется свобода вероисповедания и совести, при это отправление религиозных обрядов не должно нарушать правила нахождения в исправительном учреждении,

кино-, фото- и видеосъемка осужденных, их интервьюирование осуществляются с согласия в письменной форме самих осужденных .

Защитой прав заключенных занимаются:

2. Министерство юстиции России,

4. Уполномоченные по правам человека и по защите прав отдельных категорий граждан,

5. общественные организации.

Суд рассматривает жалобы осужденных и иных лиц на действия администрации учреждений и органов, исполняющих наказания. Суд также рассматривает следующие вопросы, связанные с исполнением приговора:

1) о возмещении вреда реабилитированному, восстановлении его трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав;

2) об изменении вида исправительного учреждения, назначенного по приговору суда осужденному к лишению свободы, в соответствии со статьями 78 и 140 УИК Российской Федерации;

3) об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного в соответствии со статьей 81 УК РФ;

Читайте также  Типовой кредитный договор сбербанка

4) о передаче гражданина иностранного государства, осужденного к лишению свободы судом Российской Федерации, для отбывания наказания в государство, гражданином которого осужденный является.

Ведомственный контроль за соблюдением прав заключенных осуществляется на основании и по правилам, утвержденным Приказом Минюста РФ от 27.10.2009 N 361.

Прокурорский надзор осуществляется по вопросам законности нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания. Прокурор имеет право требовать от администрации исправительного учреждения создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству РФ приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений.

Общественный контроль за обеспечением прав человека в исправительных центрах, исправительных учреждениях и дисциплинарных воинских частях осуществляют общественные наблюдательные комиссии, образованные в субъектах Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 июня 2008 года N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Начальник учреждения, исполняющего указанные в части второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. Меры безопасности в отношении осужденного, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

Осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации с учетом требований УИК РФ.

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни могут быть изложены в устной и письменной формах. Направление предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни и получение ответов на данные предложения, заявления, ходатайства и жалобы осуществляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания.

Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту РФ, в палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека и по защите прав отдельных категорий граждан, в общественные наблюдательные комиссии, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.

Предложения, заявления и жалобы осужденных по поводу решений и действий администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, не приостанавливают исполнение этих решений и эти действия.

Заключенные могут при исчерпании средств внутригосударственной защиты своих прав обратится в Европейский суд по правам человека, решения которого в отношении заключенных исполняют достаточно оперативно.

Как две правозащитные организации в РФ оказались на грани закрытия

Движение «За права человека» и фонд «В защиту прав заключенных» оказались под угрозой закрытия. Как на фоне «закона об иноагентах» и отсутствия денег выживают правозащитники в РФ?

Небольшое помещение на Каланчевской улице — офис правозащитного движения «За права человека». Сюда правозащитники перебрались после того, как несколько лет назад, несмотря на оплаченную аренду, их в сопровождении полиции выставили на улицу из дома в центре Москвы. В этом помещении три комнаты. Самая большая — приемная. Случается, что посетители тянутся вереницей. На стенах офиса висят фотографии фигурантов громких уголовных дел — голодающего уже больше ста дней Олега Сенцова и девушек из «Нового величия» Анны Павликовой и Марии Дубовик.

Правозащитники лишились грантов

Из-за одиночного пикета с плакатом в защиту Дубовик и Павликовой глава правозащитного движения Лев Пономарев и сам стал фигурантом дела. Только административного — ему назначили штраф в размере десяти тысяч рублей. «Я пикетировал прокуратуру, — вспоминает Пономарев недавние события. — Принес туда заявление о том, что это дело должно быть прекращено прокуратурой. Написал на имя генерального прокурора. У меня было письмо. Я его демонстративно положил и стоял в одиночном пикете, потому что это дело должно быть прекращено».

Правозащитники помогают задержанным, заключенным и просто тем, с кем обошлись несправедливо, на деньги государства. Когда-то правозащитное движение «За права человека» получало и иностранные гранты. Но с появлением закона об «иностранных агентах» от них отказалось. Теперь — гранты только президентские.

«Я каждый день пишу несколько десятков писем, обращаюсь к чиновникам, — объясняет Пономарев отказ от иностранного финансирования. — Если там будет написано»иностранный агент», а есть требование, чтобы ты писал чуть ли не на бланках, и на сайте это тоже должно быть указано, то чиновник возьмет эту бумажку, увидит, порвет и выбросит».

«За права человека» получало президентские гранты в течение последних семи лет. Но заявку, поданную в этом году, весной не удовлетворили. Теперь вся надежда — на второй, осенний конкурс. Если движение вновь не получит финансирования, то его существование окажется под угрозой.

Фонд «В защиту прав заключенных» под угрозой

В подобной ситуации оказалась еще одна правозащитная организация — фонд «В защиту прав заключенных». Правозащитники, пожалуй, те немногие, кто интересуется жизнью заключенных, рассказывает Максим Хохлов.

У молодого человека непростая судьба — вырос без родителей, по малолетству загремел в тюрьму, в колонии встретил совершеннолетие, там же начал ходить в церковь и устроился работать в библиотеку. Через несколько месяцев после выхода на свободу встретил случайного знакомого, выпили, поехали на метро, на одной из станций решил помочь изрядно набравшемуся приятелю, взял его разряженный телефон, чтобы зарядить и сам обратился за помощью к полицейским. Те заметили тюремные наколки на его руках. В СИЗО Хохлов оказался по обвинению в краже этого телефона.

Делом Максима Хохлова заинтересовались правозащитники. Вместо государственного адвоката наняли ему частного. А после оглашения приговора помогли отправить жалобу в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). «Начали помогать. Хотя мне светил большой срок, — объясняет Хохлов, — многие считали, что я бывший рецидивист и не исправился. А тут общественность, люди начали приходить. И если бы не эти люди, если бы не адвокаты, которых оплатили, я мог бы залететь на все пять лет, а дали год и три месяца».

Контекст

В России впервые оштрафовали за отсутствие маркировки «иноагента» в соцсети

Правозащитная организация «Человек и закон» оштрафована на 300 тысяч рублей. Российский суд впервые выписал штраф за отсутствие маркировки в социальной сети. (13.08.2018)

Сейчас Максим женат, работает в анимационной студии. Бывшего заключенного выдают в нем разве что все те же наколки на руке. Часть сотрудников фонда «В защиту прав заключенных» тоже когда-то отбывали наказание за решеткой. Фонд помог им — взял на работу. Без выделяемых государством денег все они окажутся не у дел.

Это проблема всех правозащитных организаций в России, поясняет глава движения «За права человека» Лев Пономарев — брать деньги за границей сегодня чревато, а государство, и так не очень жалующее работу правозащитников, в любой момент может отказать в финансировании. Еще один способ — краудфандинг не всегда удается организовать, частные пожертвования можно собрать, только если какое-то дело получило громкую огласку. А бизнес давать деньги просто боится. Вот и получается, что правозащитники надеются на деньги государства, чтобы граждан от этого же государства и защищать.

«Иностранный агент» — кремлевский ярлык для НКО

Политическая деятельность — понятие растяжимое

Некоммерческие организации, по закону, включаются в реестр «иностранных агентов» в том случае, если занимаются на иностранные деньги политической деятельностью в России. Профиль включенных в список НКО дает понять: спектр их деятельности — самый широкий, фокус работы многих из них не ассоциируется с политикой.

Читайте также  Закон о рекламе 2019

«Иностранный агент» — кремлевский ярлык для НКО

Когда звонил колокол

Львиную долю «иноагентов» власти России включили в реестр в 2015 году. Темпы в 2016 году несколько снизились. В 2017 году по аналогии с НКО «иноагентами» в РФ решили признавать и СМИ.

«Иностранный агент» — кремлевский ярлык для НКО

Ведущие регионы

DW посчитала, в каких регионах чаще всего находят «иностранных агентов». Сюрпризов мало: впереди Москва. За столицей, с большим отрывом, Санкт-Петербург, на третьем месте — Екатеринбург.

Защита прав заключенных

В СИЗО и исправительных учреждениях отсутствуют условия для конфиденциального общения адвокатов с подзащитными

19 сентября состоялось специальное заседание Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, посвященное обсуждению проблемы открытости и законности – главным гарантиям уважения человеческого достоинства в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС). В заседании приняли участие представители Федеральной службы исполнения наказаний, Генеральной прокуратуры РФ, Совета Федерации ФС РФ, адвокатского сообщества, в том числе советники ФПА РФ Елена Авакян и Юрий Костанов, общественных правозащитных организаций, аппарата Уполномоченного РФ по правам человека, региональные омбудсмены. Вел заседание председатель СПЧ Михаил Федотов.

По итогам заседания были сформулированы предложения по совершенствованию уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, внесенные, в том числе, представителями адвокатского сообщества.

Открывая заседание, председатель СПЧ Михаил Федотов рассказал, что за последнее время участились сообщения о нарушениях прав человека в учреждениях УИС. Наибольший общественный резонанс получила информация об избиении осужденного в Ярославской области. Говоря о проводимой Федеральной службой исполнения наказаний работе, Михаил Федотов положительно оценил новое направление деятельности ФСИН – создание исправительных центров. «Это очень перспективное направление, которое позволяет выстроить четкую систему исправления осужденного», – отметил он.

Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова в своем выступлении обратила внимание на то, что сегодня уголовно-исполнительная система открывается перед гражданским обществом. Она привела статистические данные, предоставленные ФСИН, согласно которым в течение 2017 г. члены региональных общественных наблюдательных комиссий около 3500 раз посещали учреждения УИС, приняли участие в 430 заседаниях комиссии по вопросам предоставления условно-досрочного освобождения и изменения условий содержания.

При этом Людмила Бокова добавила, что жалобы на условия содержания в исправительных учреждениях носят системный характер, и это требует скорейшего принятия мер по урегулированию ситуации. Она сообщила, что в 2017 г. работники УИС совершили 431 преступление коррупционной направленности. За совершение деяния по этой категории дел обвинение предъявлено 120 должностным лицам УИС, осуждены 57 человек. Всего в 2017 г. в данной сфере проведена 51 000 проверок, выявлено 118 000 нарушений закона, для устранения которых внесено 26 представлений. По результатам их рассмотрения к дисциплинарной ответственности привлечено 38 000 должностных лиц. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено 1600 лиц. По словам Людмилы Боковой, данные статистики свидетельствуют о реализации как общественного контроля, так и контроля со стороны Генеральной прокуратуры РФ. Одной из основных задач Людмила Бокова назвала снижение уровня жестокости и насилия в пенитенциарных учреждениях. Она информировала, что в осеннюю сессию Совета Федерации Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству планирует вновь обсудить с Советом по правам человека этот вопрос.

Член СПЧ, советник ФПА РФ Юрий Костанов пояснил, что системность проблемы нарушения прав заключенных подтверждается большим количеством случаев применения насилия в исправительных учреждениях и продолжительным периодом времени, в течение которого эти случаи происходят. Он обозначил наиболее серьезные проблемы в работе Федеральной службы исполнения наказаний, среди которых засекреченность приказов ФСИН, произвольность этапирования осужденных, необоснованное применение дисциплинарных взысканий к осужденным за проступки, не представляющие общественной опасности, а также воспрепятствование профессиональной деятельности адвоката – недопуск к подзащитным. Юрий Костанов предложил изменить порядок формирования общественных наблюдательных комиссий и не включать в их состав бывших сотрудников ФСИН.

Советник ФПА РФ Елена Авакян в своем выступлении подчеркнула, что в настоящее время в СИЗО и исправительных учреждениях отсутствуют условия для конфиденциального общения адвокатов с подзащитными, при этом доказывание данного факта не влечет уголовной ответственности сотрудников ФСИН. Относительно невозможности отследить места перемещения осужденных Елена Авакян заметила, что эту проблему можно решить путем создания системы электронного учета, где заполнение электронных карточек осужденных будет занимать всего несколько минут. По мнению эксперта, развитие открытости и законности в пенитенциарных учреждениях возможно только при условии создания равенства между участниками уголовного процесса.

Во время дискуссии был высказан ряд предложений по законодательному совершенствованию деятельности ФСИН. Так, член АП г. Москвы, адвокат Мария Серновец предложила убрать коррупционную составляющую деятельности ФСИН, исключив из ее ведения вопросы материального обеспечения осужденных, ремонта и строительства исправительных учреждений, а также создать систему внешнего аудита за материально-бытовым обеспечением заключенных. Кроме того, Мария Серновец предложила внести изменения в законодательство о бесплатной юридической помощи, включив в число лиц, имеющих право на ее получение, заключенных.

По итогам заседания председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов сформулировал ряд предложений: о передаче функции формирования общественных наблюдательных комиссий Уполномоченному по правам человека в РФ; об инициативе внесения изменений в УК РФ и дополнении его новым составом «Применение пыток»; об обращении к Генеральному прокурору РФ с предложением более четко сформулировать задачи прокуратуры по надзору за соблюдением законности в местах лишения свободы.

Пресс-службе ФПА РФ Михаил Федотов прокомментировал, что заседание станет важным шагом на пути к выработке предложений по совершенствованию уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства. «Были высказаны значимые предложения, в том числе представителями адвокатского сообщества, которые мы будем продвигать через наши законодательные органы», – сказал он.

Ознакомиться с видеозаписью специального заседания можно на сайте СПЧ по ссылке.

Положение об уполномоченном по правам осужденных в исправительном учреждении Саратовской области

I. Общие положения

  1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления деятельности уполномоченного по правам осужденных в исправительном учреждении Саратовской области (далее – уполномоченного по правам осужденных), который является общественным помощником Уполномоченного по правам человека в Саратовской области (далее – Уполномоченного) на основании Закона Саратовской области от 12.10.1998 г. № 50-ЗСО «Об Уполномоченном по правам человека в Саратовской области».
  2. Институт уполномоченного по правам осужденных призван содействовать привлечению граждан к работе по защите прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы, сотрудников исправительных учреждений, расположенных на территории Саратовской области.
  3. В своей деятельности уполномоченный по правам осужденных руководствуется нормами международного права, Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Саратовской области, распоряжениями Уполномоченного.

II. Организация деятельности уполномоченных по права осужденных

  1. Уполномоченным по правам осужденных может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 25 лет, не имеющий судимости, годный по состоянию здоровья, моральным и деловым качествам, рекомендованный на этот пост начальником Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области.
  2. Уполномоченный по правам осужденных не может находиться на службе в суде или правоохранительных органах.
  3. Уполномоченный по правам осужденных назначается в каждое исправительное учреждение Саратовской области и представляется начальником этого учреждения: лицам, содержащимся в исправительном учреждении, – на общем собрании спецконтингента; сотрудникам исправительного учреждения – посредством их ознакомления с распоряжением Уполномоченного о назначении уполномоченного по правам осужденных.
  4. Уполномоченный по правам осужденных приступает к исполнению обязанностей на основании распоряжения Уполномоченного.
  5. В распоряжении о назначении уполномоченного по правам осужденных должны быть определены: срок полномочий уполномоченного по правам осужденных, который не может превышать срок полномочий Уполномоченного; исправительное учреждение, расположенное на территории Саратовской области, в котором уполномоченный по правам осужденных осуществляет свою деятельность.
  6. Уполномоченному по правам осужденный выдается удостоверение на предусмотренный распоряжением срок полномочий, дающее право беспрепятственного прохода при предъявлении удостоверения на территорию исправительного учреждения, в котором осуществляется деятельность уполномоченного по правам осужденных. Образец удостоверения удостоверяется распоряжением Уполномоченного.
  7. Учет уполномоченных по правам осужденных, оформление, выдача и учет удостоверений уполномоченного по правам осужденных осуществляется специально назначенным Уполномоченным сотрудником аппарата Уполномоченного.
  8. Полномочия уполномоченного по правам осужденных приостанавливаются распоряжением Уполномоченного: если уполномоченный по правам осужденных является потерпевшим, свидетелем, защитником или другим лицом, участвующим в производстве по делу, к которому причастны лица, содержащиеся в исправительных учреждениях Саратовской области, либо их родственники; в связи с возбуждением в отношении уполномоченного по правам осужденных уголовного дела; в случае если в отношении уполномоченного по правам осужденных имеется информация о его незаконных действиях или связях с лицами, содержащимися в исправительном учреждении, до окончания проведения служебной проверки.
  9. Полномочия уполномоченного по правам осужденных прекращаются распоряжением Уполномоченного: в связи с истечением срока полномочий уполномоченного по правам осужденных; по просьбе уполномоченного по правам осужденных; в связи со вступлением в законную силу в отношении уполномоченного по правам осужденных обвинительного приговора, постановления суда о прекращении уголовного дела по не реабилитирующим основаниям, а также решения суда о признании его недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; по инициативе Уполномоченного; в случае смерти уполномоченного по правам осужденных.
Читайте также  Вид на жительство получают

III. Порядок выдачи и учета удостоверений уполномоченного по правам осужденных

  1. Удостоверение уполномоченного по правам осужденного вручается лично уполномоченному по правам осужденных под расписку в книге учета удостоверений.
  2. О факте утраты удостоверения уполномоченный по правам осужденных обязан незамедлительно в письменной форме сообщить Уполномоченному.
  3. Удостоверение уполномоченного по правам осужденных после его возвращения в аппарат Уполномоченного в связи с прекращением полномочий уполномоченного по правам осужденных подлежит уничтожению с отметкой в книге учета удостоверений.

IV. Права и обязанности уполномоченного по правам осужденных

  1. Уполномоченный по правам осужденных осуществляет свою деятельность на общественных началах, безвозмездной основе, принципах законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.
  2. Уполномоченный по правам осужденных имеет право: получать по поручению Уполномоченного в установленном порядке от государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц документы и иные материалы, необходимые Уполномоченному для осуществления его полномочий; при подготовке вопросов, связанных со своей деятельностью, пользоваться копировально-множительной и вычислительной техникой, имеющейся в распоряжении аппарата Уполномоченного; принимать участие в мероприятиях, проводимых Уполномоченным; посещать в любое время исправительное учреждение, иметь постоянный пропуск для прохода в жилую и производственную зону; принимать жалобы и заявления от лиц, содержащихся в исправительном учреждении, (в том числе и наедине) в установленном законодательством порядке; посещать отряды, места работы лиц, содержащихся в исправительном учреждении, объекты коммунально-бытового и культурного назначения, общеобразовательные учреждения и учреждения среднего специального образования, помещения камерного типа и штрафные изоляторы, а также другие объекты, находящиеся на территории исправительного учреждения за исключением объектов, относящихся к охранным сооружениям; быть принятым любым должностным лицом исправительного учреждения и Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области по вопросам, связанным со своей деятельностью; принимать участие в совещаниях, проводимых в исправительном учреждении, а также присутствовать на заседаниях различных комиссий, кроме тех, где рассматриваются вопросы с грифом «дсп», «секретно» или «совершенно секретно»; обращаться к начальнику исправительного учреждения, руководству Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, Уполномоченному по вопросам, связанным с обеспечением своей деятельности, защиты прав и законных интересов лиц, содержащихся в исправительном учреждении.
  3. Уполномоченный по правам осужденных обязан: соблюдать требования действующего законодательства при осуществлении своей деятельности и при общении с лицами, содержащимися в исправительном учреждении; соблюдать положения правовых актов, обеспечивающих работу учреждений и органов, исполняющих наказания, а также подчиняться законным требованиям администрации исправительного учреждения; содействовать администрации исправительного учреждения в улучшении оперативно-служебной обстановки в учреждении, своевременном разрешении возникающих социальных напряжений; принимать участие в общих собраниях спецконтингента, выступать перед лицами, содержащимися в исправительном учреждении, и сотрудниками исправительного учреждения с беседами на правовые темы; не реже 1 раза в месяц лично информировать начальника исправительного учреждения о своей работе, а также о количестве поступивших жалоб, заявлений и принятых по ним мерам.
  4. Кроме того, уполномоченный по правам осужденных: оказывает содействие Уполномоченному по вопросам, входящим в компетенцию Уполномоченного; ведет запись на прием к Уполномоченному и проводит предварительный прием лиц, содержащихся в исправительном учреждении, и сотрудников исправительного учреждения, в котором осуществляет деятельность; разъясняет гражданам порядок подачи жалобы Уполномоченному, оказывает консультативную помощь по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты; готовит аналитические, информационные, справочные и другие материалы, необходимые Уполномоченному для осуществления им своих полномочий; получает, хранит, систематизирует, осуществляет передачу документов, поступающих на имя Уполномоченного; направляет Уполномоченному информацию о проделанной работе в сроки, установленные Уполномоченным; выполняет иные поручения Уполномоченного, связанные с осуществлением его полномочий.
  5. Уполномоченный по правам осужденных осуществляет контроль за обеспечением предусмотренных Конституцией Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права, оговоренных в международных договорах Российской Федерации и федеральных законах, отражающих законные права и интересы лиц, содержащихся в местах лишения свободы, и сотрудников, исполняющих служебные обязанности, в целях стабильного функционирования учреждений уголовно-исполнительной системы.
  6. Уполномоченный по правам осужденных осуществляет контроль за обеспечением прав лиц, содержащихся в исправительном учреждении, и сотрудников исправительного учреждения Саратовской области, в котором осуществляет деятельность.

V. Ответственность уполномоченного по правам осужденных

  1. Уполномоченный по правам осужденных в случае нарушения законодательства Российской Федерации несет ответственность в установленном законом порядке.

VI. Основные цели и задачи уполномоченного по правам осужденных

  1. Уполномоченный по правам осужденных в рамках своих полномочий обеспечивает приближение исполнения наказаний к мировым стандартам и нормам.
  2. Уполномоченный по правам осужденных осуществляет: оказание помощи руководству исправительного учреждения в осуществлении контроля за состоянием оперативной обстановки; наиболее полное и независимое определение соответствия норм и условий содержания спецконтингента в исправительном учреждении действующим законодательным нормам и ведомственным приказам и инструкциям; содействие администрации исправительного учреждения в улучшении условий содержания, быта, медицинского обеспечения и обслуживания лиц, содержащихся в исправительном учреждении, повышении их образования, обеспечении трудовой занятости; организацию правового просвещения лиц, содержащихся в исправительном учреждении, и содействие в оказании им необходимых юридических услуг; содействие в подготовке лиц, содержащихся в исправительном учреждении, к освобождению из мест лишения свободы, решения вопросов их жилищно-бытового устройства, трудоустройства, медицинского и социального обеспечения, социальной адаптации и психологической реабилитации; защиту прав и законных интересов сотрудников исправительного учреждения при исполнении ими служебных обязанностей.

VII. Условия деятельности уполномоченного по правам осужденных

  1. Для организации работы с лицами, содержащимися в исправительном учреждении, и приема их по личным вопросам, администрация исправительного учреждения выделяет уполномоченному по правам осужденных кабинеты в жилой и производственной зонах.
  2. Прием лиц, содержащихся в исправительном учреждении, по личным вопросам осуществляется уполномоченным по правам осужденных не реже 1 раза в неделю, как правило, по графику, утвержденному начальником исправительного учреждения, с отражением результатов в специальном журнале.
  3. В случаях, не терпящих отлагательства, уполномоченный по правам осужденных, вправе проводить прием лиц, содержащихся в исправительном учреждении, по личным вопросам в любое время, а также непосредственно в отрядах и местах работы, не срывая при этом мероприятий, предусмотренных распорядком дня.
  4. Для удобства в работе в каждом отряде жилой зоны вывешиваются опечатанные уполномоченным по правам осужденных ящики с надписью «Для жалоб и заявлений уполномоченному по правам осужденных».
  5. Обо всех выявленных нарушениях прав лиц, содержащихся в исправительном учреждении, а также их просьбах и заявлениях, требующих разрешения со стороны администраций исправительного учреждения, уполномоченный по правам осужденных информирует начальника исправительного учреждения, а в его отсутствии, в случаях, не терпящих отлагательства, ответственного по исправительному учреждению или руководство Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области.
  6. Принимаемые администрацией исправительного учреждения меры по поступившей информации о нарушении прав лиц, содержащихся в исправительном учреждении, уполномоченный по правам осужденных лично контролирует и по их результатам делает соответствующую отметку в специальном журнале.
  7. В случаях непринятия администрацией исправительного учреждения мер по обеспечению законных требований лиц, содержащихся в исправительном учреждении, уполномоченный по правам осужденных вправе обратиться к начальнику Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области, либо к его заместителям по линиям курирующих служб, а также к Уполномоченному.
  8. Для разрешения жалоб и заявлений лиц, содержащихся в исправительном учреждении, не связанных с действиями администрации исправительного учреждения, уполномоченный по правам осужденных обращается в те организации и ведомства, в компетенции которых находятся заявленные вопросы.
  9. Для разрешения жалоб и заявлений лиц, содержащихся в исправительном учреждении, не связанных с действиями администрации исправительного учреждения, уполномоченный по правам осужденных вправе встречаться с родственниками лиц, содержащихся в исправительном учреждении, работниками адвокатуры, нотариата и другими органами.
  10. Для информирования лиц, содержащихся в исправительном учреждении, о работе уполномоченного по правам осужденных в исправительном учреждении может выпускаться радиогазета «Голос уполномоченного».
  11. В каждом отряде исправительного учреждения могут назначаться помощники уполномоченного по правам осужденных из числа положительно зарекомендовавших себя лиц, содержащихся в исправительном учреждении, и утверждаться на общем собрании спецконтингента.
  12. По итогам полугодия и года уполномоченный по правам осужденных составляет отчет о своей деятельности, который представляет начальнику Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области и Уполномоченному.

VIII. Обязанности органов уголовно-исполнительной системы в оказании содействия деятельности уполномоченных по правам осужденных

  1. Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области и администрации исправительных учреждений обязаны оказывать содействие уполномоченным по правам осужденных в осуществлении ими мероприятий, входящих в их компетенцию, и незамедлительно реагировать на их обращения.