Регистрация без межевания с 2019 218 фз

Раздел земельного участка

Под разделом земельного участка понимается комплекс мероприятий, в результате которых из одного земельного участка образуются два и более земельных участка. Земельный участок можно разделить на основании соглашения о разделе земельного участка при наличии согласия всех его собственников либо по решению суда (ст. 11.2, п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ).

Вновь образованные участки должны отвечать установленным законодательством РФ требованиям, в частности требованию о предельных размерах земельного участка (п. п. 1, 2, 4 — 6 ст. 11.9 ЗК РФ).

Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков определяются градостроительными регламентами или земельным законодательством (в отношении участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется) (п. п. 1 — 2 ст. 11.9 ЗК РФ).

Для разделения земельного участка рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Проведите кадастровые работы по межеванию земельного участка

Заключите договор подряда на проведение кадастровых работ с кадастровым инженером (ИП), являющимся членом саморегулируемой организации кадастровых инженеров, или с организацией, имеющей в штате кадастрового инженера (ст. ст. 29, 36 Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ).

Границы земельного участка устанавливаются в присутствии, в частности, собственников, владельцев или пользователей размежевываемого и смежных с ним земельных участков. Вместо них при межевании могут присутствовать их представители по доверенности (п. 9.1 Инструкции по межеванию земель, утв. Роскомземом 08.04.1996).

Кадастровый инженер установит границы образующихся земельных участков и составит межевой план (ст. 22 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Ввиду отсутствия у образующихся земельных участков присвоенного адреса в межевом плане указывается их местоположение, структурированное в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС) с точностью до улицы (при ее наличии) (Письмо ФГБУ «ФКП Росреестра» от 10.08.2017 N 10-3938/17).

Межевой план может быть помещен на временное хранение в электронное хранилище, ведение которого осуществляется органом регистрации прав.

В договоре на выполнение кадастровых работ может быть предусмотрена обязанность кадастрового инженера поместить в электронное хранилище подготовленный им межевой план (ч. 3, 5 ст. 20 Закона N 218-ФЗ).

Шаг 2. Составьте соглашение о разделе участка или получите решение суда о разделе участка

Соглашение составляется в простой письменной форме и подписывается всеми собственниками разделяемого земельного участка. По вашему желанию соглашение можно удостоверить у нотариуса.

Обратите внимание! В связи с коронавирусной инфекцией личный прием граждан нотариусами может быть ограничен в зависимости от санитарно-эпидемиологической ситуации в соответствующем регионе (п. 1 Указа Президента РФ от 11.05.2020 N 316).

В соглашении приводится адрес и кадастровый номер разделяемого земельного участка, сведения о его собственниках. Указывается, что собственники участка приняли решение разделить его, описывается, как именно производится раздел (например, пропорционально долям в праве общей собственности). Обычно в соглашении также указывается, как стороны несут расходы по государственной регистрации права собственности на образованные земельные участки.

Если один или несколько собственников земельного участка не согласны заключить соглашение о его разделе, потребуется обращение в мировой или районный суд по месту нахождения участка с иском о его разделе.

Если вы предполагаете, что после раздела земельного участка ответчик может уклоняться от выполнения необходимых регистрационно-учетных действий в отношении образованного земельного участка, включите в исковые требования также понуждение ответчика к осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (ч. 2, 3 ст. 41 Закона N 218-ФЗ; Вопрос «Об особенностях осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства» (Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской обл., 2019)).

Подсудность дела о разделе земельного участка зависит от его стоимости: иск о разделе земельного участка стоимостью 50 000 руб. и менее следует предъявлять мировому судье, в остальных случаях — в районный суд (ст. ст. 23, 24, 30 ГПК РФ).

Шаг 3. Присвойте адреса вновь образуемым земельным участкам

Обратитесь с заявлением о присвоении отдельных адресов вновь образующимся земельным участкам в уполномоченный орган местного самоуправления или орган государственной власти субъектов РФ — городов федерального значения (п. п. 6, 27, 30 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 N 1221).

Заявление можно представить лично или через представителя, отправить по почте, передать через МФЦ либо направить в форме электронного документа в том числе через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), региональный портал государственных и муниципальных услуг (функций) или портал федеральной информационной адресной системы через Интернет (п. 31 Правил).

Решение о присвоении адреса, а также решение об отказе в таком присвоении принимается в срок не более чем 18 рабочих дней со дня поступления заявления (п. 37 Правил).

Обратите внимание! В 2020 г. предоставление услуг МФЦ, в том числе в части их перечня и организации приема граждан, может быть ограничено. Порядок работы рекомендуется предварительно уточнить. Росреестр также рекомендует воздержаться от личных визитов в его отделения и получать услуги онлайн (п. п. 4, 6, 10 Постановления Правительства РФ от 11.06.2020 N 848; Информация Росреестра).

Шаг 4. Обратитесь в Росреестр для кадастрового учета и регистрации права собственности на образуемые участки

При разделе земельного участка государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на образованные земельные участки, а также снятие с кадастрового учета и прекращение права собственности на исходный земельный участок осуществляются одновременно (ч. 2, 3 ст. 41 Закона N 218-ФЗ).

В соответствующее подразделение Росреестра нужно представить следующие документы (ч. 1, 2 ст. 14, ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ):

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на земельные участки;
  3. решение о присвоении адресов;
  4. соглашение собственников или решение суда о разделе земельного участка;
  5. документ, подтверждающий полномочия, если заявление подает представитель.

В случае помещения межевого плана в электронное хранилище в заявлении можно указать его идентифицирующий номер. В таком случае предоставление межевого плана не потребуется (ч. 4 ст. 20 Закона N 218-ФЗ).

За регистрацию права собственности на земельные участки подлежит уплате госпошлина. Представлять документ о ее уплате вместе с заявлением не требуется. Заявитель вправе сделать это по собственной инициативе. Однако при отсутствии информации об уплате госпошлины в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении пяти дней с даты подачи заявления Росреестр возвратит заявление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения (ст. 17, ч. 7 ст. 18, п. 3 ст. 25 Закона N 218-ФЗ).

Заявление и необходимые документы можно представить в Росреестр одним из следующих способов:

  • непосредственно в отделение Росреестра или через МФЦ (независимо от места нахождения объекта недвижимости согласно перечню подразделений, осуществляющих прием по экстерриториальному принципу, размещенному на сайте Росреестра) либо уполномоченному лицу Росреестра при выездном приеме.
  • почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке, описью вложения и уведомлением о вручении (в этом случае подлинность подписи на заявлении должна быть засвидетельствована нотариально, соглашение и доверенность представителя нотариально удостоверены, а также приложены копии документов, удостоверяющих личности);
  • в форме электронных документов через Интернет, например посредством официального сайта Росреестра.
Читайте также  Сайт где можно узнать свой инн

Если на момент представления заявления госпошлина не уплачена, заявителю выдается или направляется информация, содержащая необходимый для подтверждения факта оплаты за конкретную услугу уникальный идентификатор платежа (уникальный идентификатор начисления) для уплаты госпошлины, с указанием даты, до которой необходимо ее уплатить.

Уплатить госпошлину за государственную регистрацию можно в том числе через МФЦ.

Шаг 5. Получите документы после кадастрового учета и государственной регистрации

Постановка на кадастровый учет и государственная регистрация земельных участков осуществляются в течение 10 рабочих дней со дня получения Росреестром заявления и документов. Если заявление было подано через МФЦ, то срок рассмотрения заявления составит 12 рабочих дней. Течение этого срока начинается со следующего рабочего дня после даты приема документов.

Государственная регистрация и кадастровый учет удостоверяются выпиской из ЕГРН, которая может быть направлена вам в электронной форме.

Помощник прокурора Чесменского района юрист 1 класса Д.А. Борисенков

Новости

09.04.2019

В последнее время на рынке недвижимости повышенным спросом стали пользоваться индивидуальные жилые дома с приусадебными участками. В процессе оформления сделки купли-продажи у продавцов и будущих собственников зачастую возникает вопрос о необходимости проведения работ по межеванию границ земельного участка.

Управление Росреестра по Пермскому краю осуществляет государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества, а также государственную регистрацию прав, сделок, ограничений (обременений) на недвижимое имущество на территории Пермского края. Эти услуги оказываются в соответствии с нормами Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (от 13.07.2015 № 218-ФЗ, далее – Закон о регистрации).

Существует ряд причин, в результате действия которых эти учетно-регистрационные процедуры могут быть приостановлены. Основания для их приостановления определены в ст. 26 Закона о регистрации.

Управление обращает внимание, что отсутствие установленных границ земельного участка не является основанием для приостановления государственной регистрации перехода права собственности. И продать или купить земельный участок без межевания, конечно, можно.

Но! При этом собственник земельного участка с неуточненными границами рискует попасть в неприятные ситуации. И вот только некоторые из них: споры с соседями смежных земельных участков, привлечение к административной ответственности в связи с возможным нарушением земельного законодательства в части самовольного захвата земельного участка и прочее.

В связи с этим Управление рекомендует землепользователям провести кадастровые работы по уточнению местоположения границ и площади земельного

участка, а затем представить все документы для внесения информации в Единый государственный реестр недвижимости.

Заявление об учете изменений земельного участка вправе подать собственник или представитель собственника. Если с заявлением обращается представитель, необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность. С заявлением об учете изменений можно обратиться лично в ближайший офис Многофункционального центра «Мои документы» или представить документы в электронном виде.

К заявлению должен быть приложен межевой план земельного участка. Для выполнения межевых работ и подготовки межевого плана необходимо заключить договор с кадастровым инженером, имеющим квалификационный аттестат. На официальном сайте Росреестра (https://rosreestr.ru) можно ознакомиться с реестром кадастровых инженеров, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации, и в том числе на территории Пермского края, и выбрать квалифицированного специалиста.

Если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ смежных с образуемым земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, кадастровый инженер должен оформить акт согласования местоположения границ земельного участка с правообладателями соседних земельных участков.

Важно. Нарушение процедуры согласования границ со смежными землепользователями может привести к оспариванию результатов межевания соседями.

Межевание земельного участка позволит привести границы земельных участков в соответствие с законодательством и даст собственнику не только возможность полноценно распоряжаться землей, но и оградит от претензий надзорных органов, решит споры между соседями.

Президент подписал поправки в законодательство в части проведения кадастровых работ

Собственники земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ смогут оформить излишки площадей, которыми они фактически пользуются. Для выполнения комплексных кадастровых работ проект межевания территории не понадобится. Эти и другие поправки внесены в федеральные законы от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» и от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Опубликован закон, направленный на упрощение процедуры выполнения комплексных кадастровых работ. Это Федеральный закон от 17.06.2019 № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О кадастровой деятельности“ и Федеральный закон „О государственной регистрации недвижимости“» (далее — Закон № 150-ФЗ). Он вступит в силу 16.09.2019.

В Законе № 150-ФЗ предусмотрено, что подготовка проекта межевания территории при выполнении комплексных кадастровых работ больше не потребуется. Пока утвержденный проект межевания территории является необходимым условием для выполнения комплексных кадастровых работ (ч. 3 ст. 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности»). Однако в ГрК РФ указано, что проект межевания территории разрабатывается лишь в некоторых случаях, а именно:

при изъятии земельных участков в связи с размещением объекта капитального строительства;

при установлении, изменении или отмене красных линий;

при образовании земельных участков, при котором наличие проекта межевания установлено законом;

если объект капитального строительства планируется разместить на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу;

если планируются строительство или реконструкция линейного объекта.

Из этого следует, что для других земельных участков (не из данного перечня) проект межевания не требуется. В то же время провести комплексные кадастровые работы без проекта межевания невозможно. Теперь же эта правовая коллизия устранена.

Еще одно новшество: по результатам проведения комплексных кадастровых работ можно будет оформить излишки площадей земельных участков. В частности, речь идет о ситуации, когда площадь фактически используемых земельных участков превышает площадь, указанную в ЕГРН, более чем на 10% или на минимальный размер.

Законом № 150-ФЗ расширен перечень объектов, для которых не нужно проводить кадастровые работы. Это касается земельных участков:

являющихся предметом договора об освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

являющихся предметом договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья;

находящихся в границах территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном развитии по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

находящихся в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления.

Еще поправками вводится возможность приостановить осуществление государственного кадастрового учета земельных участков на основании карты-плана территории в случае уменьшения площади уточняемого земельного участка более чем на 10% от площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН.

Проектом также предусмотрены правила устранения Росреестром самостоятельно ошибок в местоположении границ земельных участков и административных границ. По истечении трех месяцев со дня направления решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях ЕГРН в описании местоположения границ муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств Росреестр будет сам вносить изменения.

Регистрация без межевания с 2019 218 фз

22 октября 2019

Читайте также  Договор на оказание бухгалтерских услуг шаблон

Актуальные темы

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» межеванием является проведение кадастровых работ по установлению границ земельного участка, их восстановлению и закреплению на местности, а также определению его местоположения и площади. В случае, если земельный участок образуется или уточняются границы уже существующего участка, проведение межевания является обязательным, в том числе при получении гражданами новых земельных участков, купле-продаже, мене, дарении земельного участка. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» проведение межевания также является обязательным условием для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и регистрации прав на него.

Межевание является лицензируемым видом деятельности, которое проводится кадастровыми инженерами или специализированными организациями, в штате которых есть квалифицированные специалисты, на основании заключенного гражданами с ними договора подряда на выполнение кадастровых работ. При этом кадастровый инженер должен состоять в саморегулируемой организации и перед подписанием договора рекомендуется проверить сведения о его деятельности, размещенные на сайте Росреестра в сети Интернет, в разделе «Электронные услуги и сервисы».

Итак, в каких случаях необходимо межевание земли:

1. При установлении границ участка. Некоторые земельные участки состоят на кадастровом учете без определенных границы. В этом случае на кадастровой карте границы участка не отображаются. Чтобы идентифицировать участок как вещь, границы нужно обязательно устанавливать — пп. 3 и 9 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ.

2. При изменении/переводе ВРИ. Чтобы изменить ВРИ на другой, у земельного участка должны быть установлены границы. А для установления границ как раз и заказывают межевание.

3. При оформлении участка в собственность. В некоторых случаях для выкупа участка и дальнейшего оформления в собственность требуется установить его границы. А для установления границ как раз и заказывают межевание.

4. При разделении участка на два и более. Кадастровый инженер оформит межевой план, где старый участок прекратит свое существование, а по его границам появятся два или несколько новых.

5. При объединении двух и более участков в один. Здесь все наоборот. Будет межевой план, где земельные участки прекратят свое существование, а по их границам появится один новый.

6. При перераспределении земель. Это когда к одному участку нужно присоединить часть соседнего участка. Именно часть, а не весь соседний участок. Например, владелец участка хочет выкупить часть участка у своего соседа. Если соседняя земля является муниципальной, то выкупать нужно у районной администрации. Будет межевой план, где два старых земельных участка прекратят свое существование, а на их месте два новых — с новыми границами и площадью.

7. При появлении споров с соседями. Например, собственник заказал межевание, чтобы установить границы. Выяснилось, что границы по документам не соответствуют границам по факту — часть его участка находятся на соседнем участке. Собственник начинает двигать забор, поэтому возникает спор с соседями. Здесь уже границы согласовываются мирным путем или чаще всего бывает, через суд.

8. При образовании нового участка. Например, гражданин захотел выкупить или взять в аренду бесхозную землю. Кадастровый инженер устанавливает границы определенного куска земли (участка) и составляет на него межевой план.

По результатам проведения работ составляется межевой план, причем данный документ подготавливается в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера. Если это предусмотрено договором подряда, межевой план также может быть подготовлен в форме документа на бумажном носителе, который тоже заверяется подписью и печатью подготовившего его кадастрового инженера.

После проведения кадастровых работ заявление и соответствующие документы сдаются в Росреестр путем обращения в его отделения или через МФЦ, а также могут быть направлены почтовой связью или в форме электронных документов на сайт Росреестра в сети Интернет. За предоставление услуги уплачивается госпошлина, срок постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав не должен превышать 10 рабочих дней со дня приема Росреестром заявления и необходимых документов.

Дата создания: 22.10.2019 11:08:57

Дата изменения: 22.10.2019 11:08:57

Порядок регистрации права собственности на спортивную площадку, беговую дорожку, футбольное поле как самостоятельные объекты недвижимого имущества

Правовое регулирование деятельности, связанной с государственной регистрацией прав на недвижимое имущество, осуществляется Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон № 218-ФЗ), а также принятыми в соответствии с ним иными нормативно-правовыми актами.

В силу ч.3 ст. 1 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке (ч.1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав предусмотрены ч.2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ.

Решение о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, о приостановлении или отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных документов.

Согласно п.1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Таким образом, для признания вещи недвижимой требуется ее прочная связь с землей, невозможность ее перемещения без несоразмерного ущерба ее назначению.

В статье 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно, связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации определяет объект капитального строительства как здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (п. 10 ст. 1).

Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.

При регистрации права собственности на самостоятельный объект недвижимого имущества учитываются не только качественные характеристики объекта, но и основания возникновения права.

Исходя из положений ст. 51 Градостроительного кодекса РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.

Выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (ст. 55 Градостроительного кодекса).

Читайте также  Являются ли единовременое оплачивание поминок наследством

Выдача разрешения на строительство не требуется, в случаях, указанных в ч. 17. ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

Соответственно, объект должен создаваться с соблюдением ряда условий в установленном законом порядке.

В силу ч.2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости сведения на основании документов, поступивших в порядке, установленном Законом № 218-ФЗ.

На основании ст. 24 Закона № 218-ФЗ технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения о здании, сооружении, помещении, машино-месте, объекте незавершенного строительства или едином недвижимом комплексе, необходимые для государственного кадастрового учета такого объекта недвижимости, а также сведения о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера.

Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на созданные здание, сооружение, а также на объект незавершенного строительства установлены ст. 40 Закона № 218-ФЗ.

С учетом изложенного, объект может быть признан самостоятельным объектом недвижимого имущества в том случае, если он создан как объект недвижимого имущества в установленном законом порядке с получением соответствующей разрешительной документации, и соблюдением градостроительных норм и правил, имеет самостоятельное хозяйственное значение.

Государственная регистрация права собственности в отношении спортивной площадки, беговой дорожки, футбольного поля как самостоятельных объектов недвижимого имущества может быть осуществлена при наличии оснований для регистрации и после проведения правовой экспертизы совокупности представленных на государственную регистрацию документов.