Таможенный союз список стран 2018

Общая информация о порядке проведения ветеринарно-санитарных обследований предприятий на соответствие требованиям ЕАЭС и третьих стран с целью включения в Реестр ИС «Цербер»

Ветеринарно-санитарные обследования хозяйствующих субъектов на соответствие требованиям (далее – Обследование) Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС), Европейского союза (далее – ЕС) и третьих стран, осуществляются в соответствии с Положением о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденного Решением Советом Евразийской экономической комиссии 09.10.2014 № 94 (далее – Положение), которое устанавливает общие принципы обеспечения безопасности животных и продукции животного происхождения, включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317.

В соответствии с Положением хозяйствующие субъекты осуществляющие перемещение товаров между странами-участниками ЕАЭС, ЕС и в третьи страны должны быть включены в Реестр.

Включению в Реестр подлежат хозяйствующие субъекты осуществляющие содержание и разведение животных, производство, переработку и (или) хранение подконтрольных государственному ветеринарному надзору товаров.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 342 «О вопросах в сфере ветеринарного контроля (надзора) в Таможенном союзе» утверждена форма Реестра, а согласно указаний Россельхознадзора от 18.05.2018 №ФС-ЮШ-2/8158, от 08.08.2016 №ФС-ЕН-7/14795 и от 11.08.2018 №ФС-ЕН-7/15111 ведение Реестра предприятий Таможенного союза, Реестра-экспортеров осуществляется в информационной системе «Цербер».

Для прохождения процедуры Обследования, хозяйствующему субъекту, заинтересованному в экспорте подконтрольной государственному ветеринарному надзору продукции, необходимо подать электронную заявку на аттестацию посредством ИС «Цербер», на официальном сайте Россельхознадзора в Разделе «Ветис», «Системы», «Цербер», «Начать работу», «Подать заявку на аттестацию». Форма заявки и инструкция по заполнению размещены на главной странице ИС «Цербер» по адресу:http://Cerberus.vetrf.ru/

В момент подачи заявки, в зависимости от типа продукции и страны-импортера, хозяйствующему субъекту предлагается заполнить соответствующую форму в формате Word. После заполнения ее необходимо прикрепить в ИС «Цербер».

На основании фиксированной заявки и сроков проведения Обследования формируется комиссия в составе сотрудников территориального управления Россельхознадзора, сотрудников ветеринарной службы субъекта в зоне ответственности которого находится хозяйствующий субъект, а также представителей подведомственных Россельхознадзору федеральных государственных бюджетных учреждений.

В соответствии с п. 5.2 гл. 5 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе» хозяйствующий субъект должен соблюдать требования законодательства страны импортера. С требованиями стран-импортеров можно ознакомится на официальном сайте Россельхознадзора в разделе «Ввоз.Вывоз.Транзит».
На момент проведения обследования на предприятии должна осуществляться производственная деятельность.

В соответствии с рекомендациями Россельхознадзора от 17.10.2017 №ФС-НВ-7/22246 Предприятие должно осуществлять свою деятельность под постоянным контролем органа управления ветеринарией субьекта Российской Федерации в зоне ответственности которого располагается. Все этапы и условия производства и хранения продукции предназначенной для экспорта должны соответствовать законодательству Российской Федерации, Евразийского экономического союза и страны-импортера.

При осуществлении процессов производства (изготовления), хранения пищевой продукции, производитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП.

В ходе обследовании комиссия устанавливает возможность выполнения предприятием основополагающих требований стран-импортеров.

На основании проведенного обследования комиссией принимается одно из следующих решений:

— в случае соответствия предприятия требованиям страны-импортера предлагается включить его в Реестр;
— в случае несоответствия предприятия основополагающим требованиям ему даются рекомендации по устранению выявленных нарушений, на основании которых предприятие составляет план корректирующих мероприятий. План корректирующих мероприятий согласовывается комиссией. В таком случае предприятию присваивается статус «Назначено повторное обследование» или «Отказ».

За подробной информацией можно обратиться в адрес Управления.

Контактные лица Управления:

Моисеев Вячеслав Валерьевич – заместитель начальника отдела ветеринарного надзора и пограничного ветеринарного контроля на Государственной границе РФ и транспорте (тел.:8-495-228-48-58);

Костюк Дарья Александровна – главный государственный инспектор отдела ветеринарного надзора и пограничного ветеринарного контроля на Государственной границе РФ и транспорте (тел.: 8-495-745-77-32);

Янбеков Айнур Саматович – главный государственный инспектор отдела ветеринарного надзора и пограничного ветеринарного контроля на Государственной границе РФ и транспорте (тел.: 8-495-745-77-32).

Таможенный союз, ЕАЭС: цели, страны

Bankchart рассказывает о примерах, истории, целях создания таможенных союзов.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое таможенный союз?
  2. Примеры таможенных союзов
  3. Таможенный союз Евразийского экономического союза

Что такое таможенный союз?

Заключение союза между странами – это возможность улучшить взаимоотношения, достичь тех или иных целей и получить те или иные экономические выгоды. Не исключением является и Таможенный союз (ТС). Что же это за союз, какие примеры ТС существуют и другое, пробуем сегодня разобраться.

Итак, таможенный союз – межгосударственное соглашение, целью которого является отмена таможенных пошлин во взаимной торговле между государствами-участниками этого соглашения. Также, в рамках ТС, предусматривается создание «единой таможенной территории».

Согласованная в рамках экономического союза внешняя торговая политики координируется, как правило, созданными странами-участницами межгосударственными органами. Осуществляется это посредством проведении периодических совещаний министров.

Примеры таможенных союзов

С понятием ТС мы разобрались. Теперь рассмотрим примеры таможенных союзов, как действующих, так и бывших.

Германский таможенный союз – ранее существовавший союз немецких государств, в рамках которого были отменены все таможенные преграды. А из взимаемых на границах стран-участников союза пошлин была создана общая касса, доходы которой разделяли между участниками, соответственно числу жителей.

Таможенный союз Европейского союза – ТС из стран участниц ЕС, а также других стран, разделяющих его цели и принципы.

Таможенный союз Евразийского экономического союза – ТС из стран-участниц ЕАЭС.

Южноафриканский таможенный союз – участниками союза являются страны Южной Африки. Является одним из старейших ТС в мире.

Восточноафриканское сообщество (ВАС) – организация, в состав которой входят шесть восточноафриканских стран (Кения, Бурунди, Танзания, Руанда, Южный Судан и Уганда).

Андское сообщество наций – содружество стран Латинской Америки, целью которого является ускорение роста экономик стран-участниц, их развитие посредством социально экономического сотрудничества, а также создание общего латиноамериканского рынка.

Меркосур – политическое и экономическое соглашение между некоторыми странами Южной Америки, целью которого является содействие гибкому движению товаров, населения и валюты стран-участников, а также – свободной торговле.

Как видим примеров ТС достаточно. Ибо многие страны стремятся получить взаимную выгоду в рамках тех или иных соглашений.

Таможенный союз Евразийского экономического союза

Таможенный союз ЕАЭС

Об этом союзе мы упоминали в пункте о примерах ТС. Для нас этот союз интересен тем, что мы являемся его полноценным участником. Также в пункте у о примерах ТС мы указали, что участниками сего союза являются страны, входящие в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Руководящими органами ТС, основными обязанностями которых являются управление и координация внешнеторговой политики, выступают Высший евразийский экономический совет и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК).

Кто входит в таможенный союз?

Теперь перейдем к вопросу: «Какие страны входят в таможенный союз?».

Итак, участниками ТС являются страны ЕАЭС: Россия, Казахстан, Белоруссия, Киргизия и Армения. Также к числу участников ТС ЕАЭС проявили желание присоединится Сирия и Тунис.

Читайте также  Замена ноутбука по полной страховке в днс

Цели таможенного союза

Содружества или союзы заключаются в тех случаях, когда его участники преследую общие цели. Какие же цели поставлены в рамках создания ЕАЭС?

Основной целью ТС является увеличение рынков сбыта товаров и услуг, которые производятся членами ТС. Также страны-участники заинтересованы в защите внутреннего рынка ТС, создании оптимальных условий для производства и реализации своей продукции.

История таможенного союза

В 1995 году подписывается первый договор о создании ТС. Страны подписанты: Россия, Казахстан, Беларусь.

Через 12 лет, в 2007 году, этими же странами подписывается Договор о единой таможенной территории и формировании Таможенного союза.

Через два года принимаются и ратифицируются порядка 40 международных договоров, ставших содержанием ТС.

В 2010 году на территории государств-участников вступают в силу Единый таможенный тариф и Таможенный кодекс.

Через год таможенный контроль с границ между странами-участниками ТС снимается и переносится на внешние границы.

В 2015 году количество стран-участников расширяется путем присоединения к ТС Киргизии и Армении.

Через год вступает в силу Соглашения о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Вьетнамом.

2018 запомнился вступлением в силу нового Таможенного кодекса ЕАЭС, предоставлением Молдове статуса страны-наблюдателя при ЕАЭС, а также подписанием Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между ЕАЭС и КНР.

Общий рынок стран Южного конуса

МЕРКОСУР – это общий рынок стран Южной Америки, экономическое и политическое соглашение между Аргентиной, Бразилией, Уругваем, Парагваем и Венесуэлой. Чили, Колумбия, Эквадор, Перу, Гайана и Суринам в настоящее время имеют статус ассоциированных членов.

В нынешнем виде блок был создан 26 марта 1991 года в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, состоявшейся в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор — основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи. Подписанный в Асунсьоне договор о создании МЕРКОСУР вступил в силу 29 ноября 1991 года.

В качестве основных причин образования общего рынка стран Южной Америки можно выделить стремление к экономическому развитию стран региона. Улучшение благосостояния стран-членов, а также уменьшение влияния США на страны-члены группировки.

Асунсьонский договор в качестве целей МЕРКОСУР выделяет следующие:

— свободное передвижение товаров, услуг и рабочей силы;

— установление единых ставок таможенного тарифа в торговле с государствами – нечленами и проведение единой торговой политики в отношении стран, не входящих в МЕРКОСУР;

— координация макроэкономической и секторальной политики государств-членов в области внешней торговли, сельского хозяйства, промышленности, налогов, валютных систем, движения капиталов, услуг, транспорта.

Всеми вопросами функционирования интеграционного объединения занимаются три главных института, отвечающие за принятие основных политических решений. Высшим органом является Совет общего рынка, в который входят министры иностранных дел и министры экономики стран МЕРКОСУР. Работу Совета обеспечивает, в том числе Комиссия постоянных представителей, Совещание министров, Группа высокого уровня и другие институты. Исполнительным органом интеграционного союза является Группа общего рынка, в которую страны делегируют по одному представителю. Среди членов обязательно должны быть представители министерств экономики, иностранных дел и центральных банков. Торговая комиссия несет ответственность за обеспечение применения общих инструментов коммерческой политики, необходимых для функционирования таможенного союза, а также мониторинг, обзор и вопросы, связанные с общей коммерческой политикой, с торговлей внутри государств, входящих в МЕРКОСУР, и с третьими странами. Единственный постоянно действующий орган — секретариат, предоставляет консультации и техническую поддержку работе интеграционного союза.

В настоящее время страны-члены МЕРКОСУР являются основными торгово-экономическими партнерами Российской Федерации в латиноамериканском регионе.

В декабре 2018 г. был подписан Меморандум о сотрудничестве по торгово-экономическим вопросам между Евразийской экономической комиссией и Южноамериканским общим рынком (МЕРКОСУР).

Нашли опечатку ?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

Таможенный союз ЕАЭС

Таможенный союз ЕАЭС – соглашение между странами Евразийского экономического союза, заключенное для создания комфортных условий торговли между государствами-участниками ЕАЭС. Речь, в первую очередь, идет об отмене таможенных платежей и увеличении товарооборота. Однако действуют и другие условия для получения экономических выгод для каждой страны, поддержавшей Таможенный союз.

Цели Таможенного союза

Таможенный союз ЕАЭС был создан после распада СССР. Страны постсоветского пространства имели общее прошлое и похожие экономические проблемы. Чтобы помочь друг другу справиться с ними в новых условиях, было создано таможенное соглашение Основные цели, которые преследовали страны:

  • увеличение рынка сбыта;
  • стимул для производства качественной конкурентоспособной продукции;
  • защита рынка стран, входящих в ЕАЭС.

Одним словом, главная цель – развитие экономики за счет улучшения условий торговли. Каким образом это достигается в рамках ТС? Объединение позволило:

  • отменить таможенные пошлины, тем самым уменьшив цену товара, а значит, сделав ее более конкурентоспособной;
  • унифицировать методы оценки качества продукции;
  • создать единое таможенное пространство, что позволило ускорить бюрократические процедуры;
  • дать возможность гражданам стран ЕАЭС иметь равные условия трудоустройства.

Какие страны входят в ЕАЭС?

До момента создания Евразийского экономического союза в 2015 году в Таможенный союз входили только три страны – Беларусь, Россия и Казахстан. Эти же страны входили в состав ЕврАзЭС – Евразийского экономического сообщества.

Членство в ЕврАзЭС не значило, что страна-участница должна входить в Таможенный союз. Сейчас правила поменялись. Все государства, которые являются частью ЕАЭС, автоматически становятся участниками Таможенного союза.

Страны Таможенного союза ЕАЭС в 2020 году:

  • Республика Беларусь;
  • Российская Федерация;
  • Республика Армения;
  • Республика Казахстан;
  • Кыргызская Республика.

В ЕАЭС хотели вступить Тунис и Сирия, однако предложение не было реализовано. В начале 2020 года начал обсуждаться вопрос вступления в ЕАЭС Узбекистана.

История создания Таможенного союза

1995 год. 6 января Россия и Беларусь подписали Соглашение о создании Таможенного союза. Чуть позже, 20 января, аналогичное соглашение было подписано в новом составе – Беларусь, Россия и Казахстан. Затем присоединились две другие страны – Таджикистан (1999 год) и Кыргызстан (1996 год).

Создание Таможенного союза произошло после провальной попытки экономического союза стран постсоветского пространства. Полная экономическая интеграция большого количества государств была невозможна, поэтому был инициирован союз только в отношении беспошлинной торговли.

1995-2000 гг. Первые несколько лет ТС улучшил динамику в области торговли, но затем начались проблемы из-за низкого исполнения согласованных решений в рамках единого таможенного союза.

2000 год. Пятью странами-участницами ТС подписан Договор о создании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). По сути, это была попытка другого подхода к созданию таможенного союза, учитывая предыдущие ошибки. Было официально закреплено, что Россия имеет лидирующее значение. Больше не действовал принцип «одна страна – один голос». России принадлежало 40 голосов из 100 возможных.

Главная цель новой организации – создание единого экономического пространства в Евразии.

2000-2006 гг. ЕврАзЭС не оправдало возложенных ожиданий. Сработали старые грабли – низкое исполнение того, что было написано на бумаге. Таможенные тарифы некоторых стран не совпадали с общими тарифами.

Читайте также  Обращение в страховую после дтп комплект документов

Была попытка создать новое объединение – Единое экономическое пространство России, Беларуси, Казахстана и Украина. Но из-за расхождения во многих вопросах с Украиной проект не был реализован.

2007 год. Реорганизация Таможенного союза. Россия, Беларусь и Казахстан подписали новые документы относительно ТС. Регламент Таможенного союза – создание единой таможенной территории, применение единого таможенного тарифа, унифицированный порядок таможенного регулирования, создание управляющего органа (Комиссия Таможенного союза).

2008-2014 гг. Создан детальный план по развитию ТС. Подписан Таможенный кодекс ТС. Появился единый регламент о безопасности продукции.

2015 г. Создание ЕАЭС. Теперь Таможенный союз действует в рамках этой организации.

В составе экономического союза появляются два новых участника – Армения и Кыргызстан. Они автоматически становятся участниками Таможенного союза.

2016 г. Подписано соглашение о свободной торговле членов ЕАЭС и Вьетнама.

2017 г. Сотрудничество Молдавии и ЕАЭС. Молдавия получает статус наблюдателя в ЕАЭС.

2018 г. Вступление в силу Таможенного кодекса ЕАЭС. Подписание Соглашения между ЕАЭС и КНР.

2019 г. Подписано Соглашение о сотрудничестве с Сингапуром и Сербией.

2020 г. Обсуждение вопроса о вступлении Узбекистана в ЕАЭС.

Противоречия в евразийском Таможенном союзе

Несмотря на то, что Таможенный союз создан для получения общих экономических выгод, каждая страна-участник ЕАЭС стремиться установить наилучшие условия для себя. Поэтому часто возникают противоречия между сотрудничающими государствами.

Основные проблемы ЕАЭС:

  • применение нетарифных ограничений стран-участниц ЕАЭС, которые представляются как санитарные нормы (из-за чего происходят так называемые «продовольственные войны»);
  • неравное распределение таможенных пошлин (доля России – 85,26% с 2020 года);
  • системные изъятия из национального режима в области государственных закупок;
  • недоговоренность в вопросе общего рынка энергоресурсов.

Так, например, между Россией и Беларусью часто возникали споры и разногласия. В 2010 году Беларуси пришлось уступить и повысить тарифы на ввоз легковых машин. Это было невыгодно белорусской стороне, потому что в стране не было автомобильного производства.

На такие же уступки РБ пришлось идти и в легкой промышленности. Беларуси ввела обязательную сертификацию продукции легкой промышленности, из-за чего мелкорозничная торговля понесла убытки.

В 2014 году Россия запретила ввоз около 400 тысяч тонн мяса из Беларуси. А также ужесточила контроль всех товаров, которые пересекали белорусскую границу. Это не входило в соответствие с Таможенным союзом, в котором должны действовать упрощенные правила перевозки грузов. К продовольственным войнам в 2019-2020 годах добавился конфликт, связанный с остановкой поставки нефти в Беларусь.

Противоречия в Таможенном союзе в 2019-2020 гг. также провоцируют геополитические вызовы:

  • санкции против России от США и Европейского союза;
  • конфликт России с Украиной;
  • кризисы на Ближнем Востоке.

Практика применения таможенных соглашений

Несмотря на противоречия внутри ЕАЭС и нереализованность многих планов, закрепленных в документах, есть и реальные действия для развития ТС. Применение таможенных соглашений позволило:

  • упростить бюрократическую процедуру ввоза товаров через границы внутри Таможенного союза;
  • улучшить качество товаров благодаря конкуренции;
  • увеличить товарооборот. Так, например, в Армении товарооборот со странами ЕАЭС в 2019 году превысил два миллиарда долларов;
  • позволить гражданам стран-участниц беспрепятственно работать в любом государстве ЕАЭС.

Все государства, входящие в ЕАЭС смогли нарастить объем внешней торговли. Согласно Докладу Евразийской экономической комиссии, прирост в 2018 году составил:

  • Беларусь – 23,7%;
  • Россия – 22,4%;
  • Казахстан – 21,7;
  • Армения – 32%;
  • Кыргызстан – 24,7%.

Краткие выводы

  1. Таможенный союз ЕАЭС – это соглашение, позволяющее отменить таможенные платежи между странами-участницами, а также активизирующее другие условия для развития экономики государств ЕАЭС. Таможенный союз позволил создать единое таможенное пространство, унифицировать стандарты оценки товаров, сделать равными возможности трудоустройства граждан из стран ЕАЭС.
  2. Основные цели Таможенного союза – увеличение товарооборота, защита рынка стран ЕАЭС, стимул производить конкурентоспособные товары.
  3. Первые таможенные соглашения между Россией, Беларусью и Казахстаном были подписаны еще в 1995 году. Теперь Таможенный союз действует в рамках Евразийского экономического союза.
  4. Страны, входящие в ЕАЭС в 2020 году, – Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан. В разное время вступить в ЕАЭС хотели Тунис, Сирия и Узбекистан.
  5. В ЗТС (зону свободной торговли) с ЕАЭС входят Вьетнам, Иран, Сингапур, Сербия.
  6. Из-за национальных интересов стран-участниц в ЕАЭМ есть много противоречий – неравное распределение таможенных пошлин, вопросы с общим рынком энергоресурсов, неисполнение многих правил, действующих на бумаге.

Основные вопросы о Таможенном союзе ЕАЭС

Какие страны входят в Таможенный союз?

В 2020 году в ЕАЭС входят Беларусь, Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан. Обсуждается вступление Узбекистана. Также заявляли о желании вступить в ЕАЭС Тунис и Сирия.

В каком году Беларусь вступила в Таможенный союз?

Беларусь стояла у истоков создания союза вместе с Россией и Казахстаном. Эти страны в 1995 году подписали соглашение о создании ТС. РБ в ЕАЭС вступила в самом начале объединения – 1 января 2015 года.

Какие главные принципы работы Таможенного союза ЕАЭС?

Главные принципы можно описать «четырьмя свободами» – свобода движения товаров, рабочей силы, капитала и услуг.

Что такое ЕврАзЭС?

ЕврАзЭС – Евразийское экономическое сообщество – вид экономической интеграции стран СНГ. Сообщество было создано в 2000 году. Организация была упразднена после образования ЕАЭС – Евразийского экономического союза в 2015 году.

Какие страны подписали соглашение о зоне свободной торговли с ЕАЭС?

Сербия, Иран, Вьетнам, Сингапур.

Какой орган регулирует работу ЕАЭС?

Регулирующим органом Евразийского экономического союза является Евразийская экономическая комиссия.

Кто является председателем ЕАЭС?

Председатель меняется каждый год. В 2020 году председательствует Беларусь во главе с Александром Лукашенко. В 2019 году – Армения и Никол Пашинян.

Справка о сотрудничестве в сфере интеллектуальной собственности в рамках Евразийского экономического союза

Евразийский экономический союз (ЕАЭС, Союз) – международная организация региональной экономической интеграции, учрежденная Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г., вступил в силу 1 января 2015 г.). Государства-члены ЕАЭС — Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация.

ЕАЭС создан на базе Таможенного союза и Единого экономического пространства (функционировали с 2010 г. и с 2012 г. соответственно), правовая база которых легла в основу права Союза. Кроме того, одновременно с Договором о ЕАЭС 1 января 2015 г. вступил в силу Договор о прекращении деятельности Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС).

Основные цели ЕАЭС – создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, стремление к формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики (статья 4 Договора о ЕАЭС).

Органы ЕАЭС – Высший Евразийский экономический совет (на уровне глав государств), Евразийский межправительственный совет (на уровне глав правительств), Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК, постоянно действующий регулирующий орган ЕАЭС), Суд ЕАЭС. Руководящие органы ЕЭК – Коллегия ЕЭК (состоит из членов Коллегии — министров ЕЭК) и Совет ЕЭК (на уровне заместителей глав правительств).

Читайте также  Должностная инструкция руковдителя отдела сопровождения отдела

Акты органов ЕАЭС и международные договоры ЕАЭС составляют право Союза. На сегодняшний день вопросы интеллектуальной собственности (ИС) регулируются в следующих международных договорах:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) — базовый документ ЕАЭС. Вопросы ИС регулируются разделом XXIII Договора и приложением № 26 «Протокол об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности». В соответствии со статьей 89 Договора о ЕАЭС государства-члены ЕАЭС осуществляют сотрудничество в сфере охраны и защиты прав на объекты ИС и обеспечивают их на своей территории в соответствии с нормами международного права, международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов для решения задач гармонизации законодательства государств-членов, защиты интересов правообладателей.

В Договоре о ЕАЭС определен перечень международных договоров, служащих нормативной базой для сотрудничества в сфере ИС (статья 90), и предусмотрены положения, касающиеся объектов авторского права и смежных прав, товарных знаков и знаков обслуживания, географических указаний и наименований мест происхождения товаров, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау). Договор о ЕАЭС также предусматривает принятие ряда дополнительных международных договоров по отдельным аспектам ИС.

2. Договор о координации действий по защите прав на объекты интеллектуальной собственности (Гродно, 8 сентября 2015 г.) регламентирует сотрудничество правоохранительных органов государств-членов ЕАЭС в области защиты прав на объекты ИС путем гармонизации и совершенствования национального законодательства, обмена информацией и опытом, проведения совместных мероприятий и т.д.

3. Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (Москва, 11 апреля 2017 г.), заменивший Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза (Минск, 27 ноября 2009 г.), разработан на основе последнего с учетом требований ЕАЭС. Им регулируется, в частности, приостановление срока выпуска товаров, содержащих объекты ИС (статья 124). Таможенным мерам по защите прав на объекты ИС посвящена глава 52, в которую, помимо прочего, инкорпорированы положения Соглашения о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств – членов таможенного союза (Санкт-Петербург, 21 мая 2010 г.), доработанные в целях обеспечения надлежащего функционирования обозначенного реестра (ЕТРОИС).

4. Соглашение о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе (Москва, 11 декабря 2017 г.) устанавливает на территориях государств-членов ЕАЭС соответствующий порядок в случаях, когда практическое осуществление прав в индивидуальном порядке правообладателями затруднено или когда законодательством государств-членов допускается использование объектов этих прав без согласия правообладателей, но с выплатой вознаграждения.

Роспатент в пределах компетенции взаимодействует с ЕЭК и уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации по обеспечению функционирования и развития ЕАЭС, формированию его нормативно-правовой базы в сфере ИС.

Решением Коллегии ЕЭК от 25 сентября 2012 г. № 172 создан Консультативный комитет по интеллектуальной собственности (далее – Консультативный комитет). Согласно Положению о Консультативном комитете, утвержденному решением Коллегии ЕЭК от 3 ноября 2015 г. № 143, он является консультативным органом ЕЭК по выработке предложений для Коллегии ЕЭК по вопросам охраны и защиты прав на объекты ИС на территории ЕАЭС. Задачи Консультативного комитета включают в себя подготовку рекомендаций для ЕЭК, проведение консультаций, подготовку предложений по взаимодействию уполномоченных органов государств-членов ЕАЭС. Распоряжением Коллегии ЕЭК от 20 октября 2015 г. № 119 в состав Комитета включен руководитель Роспатента Г.П. Ивлиев.

На текущем этапе повестка евразийской интеграции в сфере ИС включает в себя следующие направления работы:

1. Создание системы регистрации товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС.

Данная инициатива предусмотрена Договором о ЕАЭС и призвана обеспечить охрану прав на товарные знаки и наименования мест происхождения товаров на всей таможенной территории ЕАЭС на основании заявки, поданной в любое из национальных патентных ведомств. Соответствующая система создается на основании отдельного международного договора в рамках Союза.

2. Развитие механизма исчерпания исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза.

На территориях государств-членов ЕАЭС не является нарушением исключительного права на товарный знак, товарный знак Союза его использование в отношении товаров, которые были правомерно введены в гражданский оборот на территории любого из государств-членов непосредственно правообладателем товарного знака и (или) товарного знака Союза или другими лицами с его согласия. По инициативе заинтересованных органов ведется работа по совершенствованию механизма применения указанного принципа исчерпания права на товарный знак.

3. Регулирование вопросов интеллектуальной собственности в торговых соглашениях ЕАЭС.

В соответствии со сложившейся практикой торговые соглашения, заключаемые ЕАЭС и его государствами-членами с третьими странами, включают в себя главу по интеллектуальной собственности. Специалисты Роспатента принимают активное участие в заседаниях тематических подгрупп в ходе раундов торговых переговоров, а также в межсессионных консультациях.

4. Реализация общих процессов в сфере интеллектуальной собственности в рамках создания в ЕАЭС механизма «Единого окна».

Большое значение для развития информационного взаимодействия государств – членов ЕАЭС имеют общие процессы – операции и процедуры, установленные международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государств-членов, которые начинаются на территории одного из государств-членов, а заканчиваются (изменяются) на территории другого государства-члена. Повестка интеграции в сфере интеллектуальной собственности также предполагает реализацию нескольких общих процессов.

На заседании Высшего Евразийского экономического совета 6 декабря 2018 г. принята Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках Евразийского экономического союза. На основании Декларации разрабатываются Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года и перечень мер по их реализации. Направления сотрудничества в сфере интеллектуальной собственности, предусмотренные в согласованном перечне мер, станут основой для следующего этапа интеграции в данной области.