Утилизация ос с какой статьи

Утилизация ос с какой статьи

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Предмет заключенного учреждением договора сформулирован следующим образом: «Заказчик передает имущество, утратившее потребительские свойства, Исполнителю, а Исполнитель своими или привлеченными силами осуществляет услуги по дальнейшему обращению с ним». Имущество, утратившее потребительские свойства, — ризограф. Услуги по дальнейшему обращению с имуществом, утратившим потребительские свойства, — услуги по утилизации списанного имущества (ризографа).
На какую подстатью КОСГУ отнести расходы по утилизации списанного имущества?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по утилизации списанного имущества (ризографа) можно отнести на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ в случае, если учреждением заключен договор только на утилизацию списанного имущества, при этом данное имущество не относится к группе отходов производства.

Обоснование вывода:
В соответствии с Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 N 209н, на подстатью 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества» относят вывоз отходов производства (в том числе медицинских и радиационно опасных), включая расходы на оплату договоров, предметом которых является вывоз и утилизация отходов производства, в случае, если осуществление действий, направленных на их дальнейшую утилизацию (размещение, захоронение), согласно условиям договора осуществляет исполнитель, а на подстатью 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги» — услуги и работы по утилизации, захоронению отходов.
Таким образом, порядок применения КОСГУ в рассматриваемой ситуации зависит от:
— группы, к которой относятся отходы (отходы производства или потребления);
— характера услуг (работ), которые оказывает (выполняет) контрагент организации госсектора (комплексная услуга по вывозу и утилизации или отдельный договор на утилизацию).
Согласно положениям Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» все отходы делятся на две основные группы:
— отходы производства;
— отходы потребления.
К отходам производства, как правило, относят в том числе:
— вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг (отходы строительства и ремонта, отходы от обслуживания и ремонта оборудования и т.д.);
— отходы от использования товаров, т.е. образовавшиеся после утраты товарами, упаковкой товаров полностью или частично своих потребительских свойств (упаковка приобретаемых материальных ценностей, тара, ветошь, просроченные материальные запасы, списанное оборудование и т.д.).
Отнесение работ по утилизации отходов (отнесенных к группе отходов производства) на счет 225 возможно только в случае, если контрагент оказывает единую комплексную услугу по вывозу и утилизации отходов производства, а вот счет 226 предполагает заключение отдельного договора на утилизацию любой группы отходов, в том числе и имущества, утратившего потребительские свойства.
Таким образом, если учреждением заключен договор только на утилизацию списанного имущества, при этом данное имущество не относится к группе отходов производства, то расходы по такому договору могут быть отражены по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Еременко Юлия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы 1 класса Левина Ольга

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Утилизация ос с какой статьи

При списании основных средств необходимо учесть ряд моментов, связанных с утилизацией отходов, образующихся при демонтаже, так как за нарушение установленных правил утилизации предусмотрена ответственность. Какая именно – расскажем в статье.

После оформления документов на вывод объекта ОС из эксплуатации проводятся действия по демонтажу такого объекта с оприходованием полученных запчастей от его ликвидации. О том, как оформить документы на списание ОС, можно узнать из статьи «Списание основных средств: документальное оформление».

Вместе с тем следует учесть, что некоторые запчасти, полученные от разборки ОС, подлежат утилизации в особом порядке. Так, если списанные запчасти содержат черные или цветные металлы или их сплавы, они относятся к промышленному металлолому (ст. 1 Закона о металлоломе). Такой металлолом подлежит обязательной сдаче специализированным предприятиям, которые оформляют акт приема с указанием наименования юридического лица, количества и источников происхождения металлолома (ст. 4 Закона о металлоломе). Лицензию для этого приобретать не требуется.

Другие материалы (запчасти), которые не планируются для использования в хозяйственной деятельности, относятся к отходам (ст. 1 Закона об отходах). Отходы также передаются специализированным предприятиям, занимающимся их переработкой.

Некоторые запчасти могут быть отнесены к опасным отходам. Согласно п. 2 Положения № 1120 опасными считаются отходы, включенные в разд. А Желтого перечня отходов, которые имеют одно или более опасных свойств, приведенных в перечне опасных свойств, и в Зеленый перечень, в случае когда они содержат материалы, приведенные в приложении 2 к указанному Положению, в таких количествах, которые могут проявлять опасные свойства, приведенные в перечне опасных свойств.

Желтый и Зеленый перечни отходов у тверждены постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120. Перечень опасных свойств приведен в Инструкции по получению международного кода идентификации отходов, утвержденной приказом Минприроды от 16.10.2000 г. № 165. Такие отходы следует сдавать специализированным предприятиям, имеющим лицензию на осуществление операций в сфере обращения с опасными отходами (ст. ст. 32, 34 Закона об отходах).

За передачу отходов с нарушением установленных правил хранения, обработки или удаления предприятиям или организациям, которые не имеют соответствующего разрешения на проведение таких операций, может быть предписан административный штраф на должностных лиц в размере от 2 до 5 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (нмдг), то есть от 34 грн до 85 грн (ст. 82 5 КоАП).

Кроме того, предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц в размере от 2 до 5 нмдг (34 грн – 85 грн) за смешивание или захоронение отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, без специального разрешения специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере охраны окружающей природной среды (ст. 82 4 КоАП).

Проверяют данные вопросы государственные инспекторы по охране окружающей природной среды Государственной экологической инспекции Украины (ст. 242 1 КоАП) и органы Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей как правопреемницы государственной санитарно-эпидемиологической службы Украины (ст. 236 КоАП).

Оприходование запчастей с драгметаллами

Некоторые объекты ОС (например, оргтехника) могут содержать драгоценные металлы, к которым относятся: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и т. п.).

На данный момент основным документом, регламентирующим правовые основы и принципы госрегулирования операций с драгметаллами, является Закон № 637. В соответствии с его ч. 2 ст. 4 все субъекты хозяйствования независимо от формы собственности, занимающиеся операциями с драгоценными металлами и драгоценными камнями, драгоценными камнями органогенного образования и полудрагоценными камнями, ювелирными изделиями из них, изделиями и материалами, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни, должны учитывать их по установленному порядку и подавать отчетность. Там же указано, что оперативный учет добычи, переработки, перемещения драгметаллов и драгкамней необходимо вести отдельно по каждому виду операций с учетом особенностей технологии, вида образованных отходов и производственных потерь. Особенности такого учета определяет Минфин Украины.

Читайте также  Увольнение декретницы заявление

Во исполнение данных норм Минфин издал Приказ № 587, в котором установил, что учет драгметаллов и драгкамней ведется субъектами хозяйствования, которые осуществляют операции с ними, на основании внутренних инструкций, разрабатываемых ими самостоятельно с учетом методических рекомендаций, утвержденных Минфином.

Такие инструкции составляются на основании Методрекомендаций № 780, и в них оговариваются все нормы, касающиеся учета операций с драгметаллами и драгкамнями, с учетом особенностей деятельности конкретного субъекта хозяйствования.

Причем исходя из того, что в разд. VII Методрекомендаций № 780 изложены особенности учета драгметаллов и драгкамней в составе основных средств, внутренние инструкции по учету драгметаллов должны разработать и те субъекты хозяйствования (включая частных предпринимателей), у которых числятся основные средства, содержащие в себе драгметаллы в любом (даже самом малом) количестве.

Отметим, что в Методрекомендациях № 780 не продублирована «запретная» норма п. 7.5 отмененной Инструкции № 84. Напомним, что она запрещала уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгметаллы, без предварительного исключения из них электрорадиоэлементов, деталей, узлов, блоков и т. п. с содержимым драгметаллов с одновременным их оприходованием в соответствии с законодательством Украины.

Не приведена в Методрекомендациях № 780 и норма п. 7.6 Инструкции № 84 о том, что непригодные для дальнейшего использования изделия подлежат демонтажу с исключением из них деталей и узлов, содержащих драгметаллы, или передаче их в неразобранном состоянии другим субъектам.

Вместе с тем официальные органы до сих пор не разъяснили, можно ли активы с драгметаллами не сдавать в лом. А ответ на этот вопрос неоднозначен.

С одной стороны, еще в 2007 году, когда действовала Инструкция № 84 с установленным запретом, специалисты Госкомпредпринимательства в письме от 12.10.2007 г. № 7772 отметили, что требование об обязательности для предприятий негосударственной формы собственности изъятия из принадлежащего им на правах собственности оборудования и сдачи узлов, деталей и материалов, содержащих драгоценные металлы, не предусмотрено действующим законодательством, а значит, является незаконным.

С другой стороны, в расплывчатое определение драгметаллов вписываются и те драгметаллы, которые содержатся в запчастях ОС. Так, согласно п. 1 ст. 1 Закона № 637:

драгоценные металлы – это золото, серебро, платина и метали платиновой группы (палладий, иридий, родий, осмий, рутений) в любом виде и состоянии (сырье, сплавы, полуфабрикаты, промышленные продукты, химические соединения, изделия, отходы, лом и т. п.).

В свою очередь, ломом с содержанием драгметаллов названы:

детали, узлы, изделия и материалы, пришедшие в негодность или утратившие эксплуатационную ценность и содержащие драгоценные металлы в любом виде.

То есть к такому лому принадлежат в т. ч. и запчасти ОС, в которых содержатся драгметаллы.

Переработкой лома и отходов драгоценных металлов и сплавов считается комплекс подготовительных пирометаллургических и гидрометаллургических операций, в т. ч. аффинаж, для получения драгоценных металлов и сплавов из лома и отходов (п. 18 ст. 1 Закона № 637). При этом ч. 3 ст. 4 Закона № 637 предусматривает, что:

добытые драгоценные металлы из руд, песков, шлихов и другие продукты обогащения, лом и отходы драгоценных металлов передаются по договорам купли-продажи или на условиях давальческого сырья для аффинажа предприятиям или могут вывозиться согласно законодательству на условиях давальческого сырья за пределы Украины для аффинажа, изготовления и реализации изделий с использованием драгоценных металлов.

К тому же в разд. VII Методрекомендаций № 780 приведены все старые нормы по учету драгметаллов в составе ОС. И если бы запрет на специальную утилизацию таких активов был снят, то и учитывать их по особым правилам не было бы необходимости. А то, что «запретные» нормы не были продублированы в Методрекомендациях № 780, можно пояснить изменением «статуса» данного документа. Ведь учетные рекомендации не должны содержать предписывающие обязательные нормы.

Учитывая изложенное, до появления официальных разъяснений мы не рекомендуем сдавать в лом или выбрасывать запчасти, содержащие драгметаллы. Ведь за нарушение норм возврата драгметаллов в виде отходов и лома в процессе производства, установленного порядка учета или отсутствие такого учета, необеспечение надлежащих условий хранения драгметаллов, установленного порядка их реализации, порядка сбора и сдачи их отходов и лома на должностных лиц предприятий (учреждений, организаций) и граждан – субъектов предпринимательской деятельности может быть наложен административный штраф. Его размер составляет от 8 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан, то есть от 136 грн до 340 грн (ч. 2 ст. 189 1 КоАП).

На то, что указанный штраф может быть применен за несоблюдение порядка утилизации деталей техники, содержащих драгметаллы, в свое время ГлавКРУ обращало внимание в письме от 24.12.2004 г. № 12-14/588.

Протоколы о правонарушении по ст. 189 1 КоАП имеют право составлять уполномоченные на это должностные лица органов внутренних дел и Государственной пробирной службы (ст. 255 КоАП). Рассматриваются дела об административных правонарушениях по данной статье органами Государственной пробирной службы (ст. 244 1 КоАП) и административными комиссиями при исполнительных органах городских советов (ст. 218 КоАП). Обычные предприятия указанными контролирующими органами посещаются нечасто, и все же нарушать действующие правила утилизации запчастей с драгметаллами нежелательно.

Также на эту тему читайте статьи:

5. Инструкция № 84 – Инструкция о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная приказом Минфина от 06.04.98 г. № 84 (утратила силу).

6. Положение № 1120 – Положение о контроле за трансграничными перевозками опасных отходов и их утилизацией/удалением, утвержденное постановлением Кабмина от 13.07.2000 г. № 1120.

7. Методрекомендации № 780 – Методические рекомендации по учету драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней, изделий из них и материалов, которые их содержат, утвержденные приказом Минфина от 15.09.2015 г. № 780.

_____________________________________________
© ТОВ «ІАЦ «ЛІГА», ТОВ «ЛІГА ЗАКОН», 2020

У разі цитування або іншого використання матеріалів, розміщених у цьому продукті ЛІГА:ЗАКОН, посилання на ЛІГА:ЗАКОН обов’язкове.
Повне або часткове відтворення чи тиражування будь-яким способом цих матеріалів без письмового дозволу ТОВ «ЛІГА ЗАКОН» заборонено.

Утилизация компьютеров и оргтехники

Рано или поздно, но любая организация сталкивается с тем, что находящаяся на балансе компьютерная и оргтехника, морально устаревает, не подлежит ремонту и заменяется новой. А что делать с оставшимся «металлоломом»?

Учет драгметаллов в изделиях

Т.к. практически в любом электронном изделии содержатся драгоценные металлы, это накладывает определенные обязательства. Организации и индивидуальные предприниматели обязаны вести учет драгоценных металлов, включая драгоценные металлы, входящие в состав покупных комплектующих деталей, изделий, приборов, инструментов, оборудования, вооружения, военной техники, материалов, полуфабрикатов и содержащиеся в ломе и отходах драгоценных металлов. Об этом говорят «Правила учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней и продукции из них, а также ведения соответствующей отчетности», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 28 сентября 2000 г. № 731.

Порядок утилизации оргтехники

Следует соблюдать требования Федерального закона от 26.03.98 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (п. 2 ст. 22). Если ведется учет техники, содержащей драгоценные металлы, то организация обязана передать такую технику на утилизацию (вторичную переработку) с извлечением драгметаллов.

Читайте также  Севастополь куда подавать на алименты

Выводом объекта основных средств (ОС) из эксплуатации занимается назначенная руководителем организации комиссия. Она укажет наименование и массу драгметаллов, содержащихся в объекте ОС, в разделе «Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств» акта о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (унифицированная форма № ОС-4).

При списании оборудования организации изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы, самостоятельно или с привлечением организаций, осуществляющих деятельность по обработке лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при обработке по этим видам. Порядок обработки лома и отходов драгоценных металлов и оплаты за произведенные работы и услуги устанавливается на договорной основе с переработчиком.

При этом составляется акт ликвидации, в котором указывается отдельно общая масса изъятых деталей, а также масса драгоценных металлов в пересчете на массу химически чистых драгоценных металлов согласно сведениям первичных учетных документов и/или технической документации на данное оборудование. На основании этих актов соответствующее оборудование списывается с карточек складского учета и одновременно изъятые детали приходуются на карточки учета отходов по общей массе отходов и массе содержащихся в них драгоценных металлов в химически чистом виде согласно технической документации.

Организации, осуществляющие деятельность по обработке лома и отходов драгоценных металлов, классифицируют вторичное сырье по видам и определяют нормативы извлечения драгоценных металлов при переработке по этим видам.

Организация, принимающая офисную технику для извлечения драгметаллов обязана стоять на специальном учете, иметь Свидетельство о постановке на специальный учет в Пробирной палате РФ. При этом составляется договор на переработку драгоценных металлов. На основании акта может выплачиваться стоимость извлеченных и переработаных драгоценных металлов. Передачу можно оформить накладной на отпуск материалов на сторону (форма № М-15). Но обычно порядок выставления документов определяется условиями договора: «предварительная» сдача-приемка материалов оформляется актом (в нем будет указана информация о наименовании и массе драгметаллов, содержащихся в ломе и отходах, по данным организации-сдатчика). Затем на основании акта (паспорта) аффинажного завода составляется «окончательный» акт (в нем содержится информация о наименовании и массе драгметаллов, фактически извлеченных аффинажным заводом).

Операции по реализации лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа освобождаются от обложения НДС (пп. 9 п. 3 ст. 149 НК РФ). При этом применить освобождение можно, только если отходы драгметаллов приобретаются лицом, непосредственно занимающимся производством или аффинажем драгметаллов. То есть использовать освобождение возможно, если лом и отходы драгметаллов реализованы непосредственно аффинажной организации или организации, стоящей на специальном учете в Российской государственной пробирной палате при Минфине России.

Если списанная оргтехника учитывается как отходы, то принимающая компания должна также располагать лицензией на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности. Согласно ФККО большая часть отходов оргтехники имеет IV класс опасности. В приложении к лицензии должно быть указано, что компания работает с отходами такого вида.

Порядок утилизации основных средств (нюансы)

  • Каков порядок списания стоимости объектов при утилизации основных средств?
  • Как учесть извлеченные при утилизации ценности?
  • Каковы стоимость и момент признания ценностей от утилизации?
  • Итоги

Каков порядок списания стоимости объектов при утилизации основных средств?

Прекращение эксплуатации активов, ранее признанных в качестве объектов основных средств, в том числе в случаях, когда компания предполагает изменение способа получения от объектов будущих экономических выгод (например, при разборке и продаже демонтированных частей по цене возможной реализации), диктует компании требования:

  • по списанию их остаточной стоимости;
  • по квалификации, оценке и признанию нового объекта с измененным целевым назначением использования;
  • по отражению финансового результата от такой операции.

В любом случае первым шагом для переквалификации объекта должен быть приказ руководителя о списании и возможном направлении дальнейшего использования объекта.

Важно! С 2022 года вводится в действие новый ФСБУ 6/2020 «Основные средства», ПБУ 6/01 утратит силу. Как отражать в бухгалтерском учете ликвидацию (демонтаж, утилизацию) основных средств при применении ФСБУ 6/2020, разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите в Готовое решение.

Как учесть извлеченные при утилизации ценности?

Материальные ценности (МЦ), полученные при утилизации основных средств, могут быть направлены:

В этом случае они отражаются в составе оборотных активов в форме бухгалтерского баланса и классифицируются в качестве товаров или материалов с выделением их в особый подкласс, например «МЦ, полученные при утилизации»;

  • на использование в обычной деятельности компании в качестве МПЗ.

Тогда такие ценности отражаются в составе оборотных активов в балансе, но классифицируются в составе аналогичного класса МПЗ, находящегося у компании.

Каковы стоимость и момент признания ценностей от утилизации?

С 2021 года учет МПЗ, в том числе полученных от утилизации ОС, ведется в соответствии с новым ФСБУ 5/2019 «Запасы», ПБУ 5/01 утратило силу.

Согласно п. 9 ФСБУ 5/2019 при признании МПЗ в бухучете их оценивают по фактической себестоимости. Для запасов, получаемых в результате выбытия ОС, эту себестоимость определяют по наименьшей из следующих величин (п. 16 ФСБУ 5/2019):

  • стоимости, по которой учитываются аналогичные запасы, приобретенные (созданные) организацией в обычном операционном цикле;
  • сумме остаточной стоимости списываемого объекта ОС (его выбывающей части) и затрат, понесенных в связи с демонтажем и разборкой объекта, извлечением ценностей, приведением их в состояние, необходимое для потребления (использования, продажи).

При этом ТМЦ, оставшиеся от выбытия ОС, принимаются к бухучету в качестве запасов на дату выполнения двух условий (п. 5 ФСБУ 5/2019):

  • затраты, понесенные в связи с формированием запасов, обеспечат получение в будущем экономических выгод;
  • определена величина понесенных затрат или приравненная к ней величина.

Узнать, как формирование себестоимости оставшихся от утилизации основных средств ТМЦ зависит от того, самортизировано ОС или нет, а также посмотреть схему бухгалтерских проводок по принятию к учету таких запасов можно в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив бесплатный пробный доступ к системе.

Как происходит утилизация основных средств, см. на примере списания компьютерной техники в материале «Порядок списания компьютерной техники (нюансы)».

Итоги

С 2021 года учет МПЗ, полученных от утилизации ОС, ведется по правилам нового ФСБУ 5/2019. А с 2022 года в соответствии с новым стандартом нужно будет производить и само списание ОС.

Утилизация оргтехники и компьютеров: правовые нормы 2021

Экономия времени и средств на правильной утилизации и списании оргтехники в 2021

Читая научную фантастику прошлого столетия, можно выделить, что авторы предсказали бурный прогресс в XXI веке, в частности глобальную компьютеризацию. Но такой нюанс, что электронное оборудование окажется подверженным быстрому моральному износу, соответственно потребуются утилизация оргтехники при ее замене, не вошел на страницы произведений. Действительно, просто выбросить ненужный принтер, монитор, компьютер и ряд других устройств запрещают правовые нормативы РФ (подобное действие влечет штраф, как минимальное наказание). При этом способы, как избавиться от неисправной или устаревшей оргтехники различаются для физических и юридических лиц.

Забегая вперед, в статье не рассматриваются варианты дарения, продажи или передачи прав на использование оборудования. Поскольку каждый из этих способов оставляет конечного потребителя, которому в итоге придется задуматься об утилизации обозначенного имущества.

Почему ненужная оргтехника – это не просто мусор

Современное, электронное оборудование, даже бытовые приборы, нередко содержит драгметаллы, токсичные и прочие опасные для экологии и здоровья человека вещества. Фактически, порядок утилизации (избавления от) компьютеров и оргтехники производится с учетом двух федеральных законов:

☞N 89-ФЗ от 24.06.1998 – «Об отходах производства и потребления»;
☞N 41-ФЗ от 26.03.1998 – «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Читайте также  Периодичность получения справок об отсутствии ссудимости преподавателям

Принцип, как работает центр по утилизации оргтехники и оборудования:

Центр утилизации бытовой и оргтехники

Организация извлекает из аппаратуры электронные компоненты, содержащие драгоценные металлы. Далее, они сортируются, перерабатываются и сдаются на аффинажный завод, где из сплавов или элементов микросхем добывают компоненты. Лакомым кусочком остается лом радиодеталей, в которых может содержаться золото, платина, серебро, тантал, палладий и т.д. Полученные на предприятии чистые металлы, поступают в распоряжение Госфонда.

Ценный радиолом – позолоченные контакты

☝Дополнительно, из оборудования извлекаются компоненты, содержащие вещества:

  • токсичные или инфицирующие;
  • огнеопасные или окисляющиеся – способные воспламеняться под действием внешних факторов;
  • органические – обладающие ускоренным разрушением и имеющие потенциальную опасность для окружающей среды.

Естественно, что прием на утилизацию ПК, ноутбуков и оргтехники должны осуществлять работники, имеющие специализированные профессиональные навыки. В частности, компания должна иметь профильную лицензию, а сотрудники организации успешно пройти экзамены по программе экологической безопасности при обращении с отходами 1 – 4 класса опасности.

Требования законодательства при утилизации компьютеров и оргтехники

Необходимо понимать, что все обусловлено содержанием драгметаллов в оргтехнике, платах, ее электронных элементах, резисторах и припоях. В ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» выделена целая статья, посвященная этой проблематике. В ней прописаны требования к учету содержания драгметаллов: платина, золото, серебро (во всех видах и состояниях). Таким образом, утилизация компьютеров и оргтехники, должна происходить через получение паспорта ФККО или через сдачу его в специализированные компании, например, центр утилизации оргтехники и оборудования. Лицензия на этот вид деятельности – недостаточный документ, чтобы работать со сбором, хранением и переработкой такого оборудования, не забывайте, что содержание драгметаллов усложняет процесс утилизации.

Перечисленные ранее документы федерального уровня – не единственные правовые нормы. Их дополняет ряд постановлений Правительства РФ:

☞№524 от 26.08.2006 – рассматривает отдельно вопрос сертифицирования сборов, транспортировки и обезвреживания или размещения веществ I – IV классов опасности;

☞№818 от 25.10.2000 – вводит государственный кадастр отходов и правила их паспортизации.

Дополнительно, обязательная утилизация компьютеров и оргтехники прописана в статье 8.2 Административного правового кодекса. На основе перечисленных документов можно выделить список оборудования, которое нельзя просто выбросить:

  • компьютеры, мониторы, сканеры, ксероксы, принтеры и картриджи для них;
  • медицинская техника;
  • различные виды аккумуляторов;
  • бытовые приборы;
  • люминесцентные лампы.

Все вышеуказанные объекты, непригодные для дальнейшего использования по каким-либо причинам, подлежат обязательной утилизации. Но стоимость и другие нюансы данной процедуры зависят от того кто владелец оборудования: частное лицо или компания.

Бесплатная утилизация оргтехники – сервис для рядового обывателя

Преимущество физического лица в том, что полностью отсутствует «бумажная волокита». Решение принимается самостоятельно максимум – на семейном совете и не документируется.(✏см. статью Куда можно сдать старый монитор или телевизор). Сдать же оргтехнику и бытовые приборы на утилизацию обыватель может бесплатно или даже с выгодой для себя. Существует три варианта избавления от ненужного оборудования, подходящие обычному человеку:

❶ Воспользоваться коммерческим предложением. Многие супермаркеты электроники периодически проводят акции, по типу – сдай старую технику, получай новый товар со скидкой.

❷ Связаться с центром утилизации. Большинство компаний принимают компьютеры и оргтехнику на утилизацию бесплатно, другие – выдают небольшую премию или обеспечивают транспортные услуги.

❸ Разобрать самостоятельно и сдать в пункты приема лома или продать.

Последний вариант затрагивает узкую часть населения, преимущественно радиолюбителей, и представителей инженерно-технических профессий. Найти центр утилизации несложно. Можно воспользоваться любой поисковой онлайн системой.

Лицензия одного из предприятий, которое занимается утилизацией оргтехники

Единственное, на что стоит обратить внимание: у организации должна присутствовать не просроченная лицензия на утилизацию бытовой или прочей оргтехники. Солидные центры обычно беспрепятственно предоставляют электронные версии необходимых сертификатов на собственных веб ресурсах. Для рядового обывателя отсутствие лицензии у предпринимателя не скажется какими-либо санкциями. Но ведь речь идет о том, как все сделать правильно?

Договора и акты

Мы уже писали статью про различные акты. Для утилизации оргтехники какого-то специального и уникального акта не существует.

Вы можете взять любой из этих образцов бланка акта, который Вам понравится и покажется более удобным:

СКАЧАТЬ ОБРАЗЕЦ №1 бланка акта об утилизации;

Договор также не имеет никакой утвержденной формы, вот, к примеру, хороший и полный договор одной из фирм, что предоставляет услуги по такой утилизации:

Также к договору должна обязательно идти спецификация (протокол согласования цены):

Вообще, те фирмы, кто занимаются подобной утилизацией — предоставляют полностью пакет документов, включая все договора и акты, также при желании такая фирма сможет сделать справку на драгоценные металлы, в которой указывается, что драгоценных металлов нет, либо их количество не определено, чтобы облегчить работу бухгалтерии.

Списание и утилизация оргтехники и компьютеров в частных компаниях

Процесс обновления рабочего и вспомогательного оборудования в офисах, различных учреждениях, требует составления актов списания. Частные компании обладают определенными преференциями: им не обязательно приглашать сторонних специалистов для оценки степени износа технических средств. Но даже это не избавляет бухгалтерию от необходимости применять нужную подстатью закона, где прописывается утилизация оргтехники по КОСГУ 2020: 225 или 226, возможны и другие варианты.

Здесь для специалистов есть несколько неясных моментов. Во-первых, статья 225 считается приоритетной. 226 применяется только в ситуации, если предшествующая не содержит конкретных указаний на необходимость действовать как-то иначе.

Поэтому с наших позиций, обычных обывателей, ситуация выглядит зависимой от того, какой именно договор заключает компания, заинтересованная в списании и утилизации оргтехники, в том числе компьютеров, с подрядчиком. Предположительно пункт с оценкой выполнен самостоятельными усилиями. Тогда на повестке остаются актуальные вопросы, описываемые подстатьей 226:

  • погрузка, разгрузка и складирование нефинансовых ресурсов предприятия, что в полной мере относится к оргтехнике, в том числе процессу утилизации;
  • отдельным пунктом этой же статьи идет хранение бесхозяйственного имущества;
  • предоставление услуг по утилизации и захоронению отходов.

В 2021 году утилизация оргтехники и оборудования происходит по КОСГУ, где в своей подстатье 225 документ позволяет организациям списывать нефинансовые ресурсы по пункту о вывозе бытовых и промышленных отходов, при условии, если подрядчик берет на себя обязательства по выполнению работ, связанных с разборкой, хранением и захоронением обозначенных ресурсов. Таким образом, при обоюдной договоренности, подтвержденной документально, расходы, вытекающие из оплаты услуг по утилизации оргтехники, списывают по КОСГУ 2020 подстатья 225. В противном случае, применяется подстатья 226 с соответствующим ее исполнением.

❓ Может возникнуть вполне логичный вопрос о том, как производить расшифровку КОСГУ, когда стоимость утилизации компьютеров или оргтехники не касается всего объекта, «целиком». Например, необходимо заменить монитор или какой-либо блок оборудования (вентилятор, матрицы, прочее). Такая ситуация предусмотрена подстатьей 225 и она не содержит указаний для случая, когда вывоз и утилизация оргтехники происходит бесплатно. В ней четко отслеживается указание на нефинансовые ресурсы предприятия, требующие ремонта, восстановления работоспособности или иных подобных мероприятий. Таким образом, бухгалтера получают исчерпывающий ответ о том, как им необходимо поступить.

К альтернативной, бесплатной утилизации оргтехники следует относиться как к возможному событию, происходящему по инициативе государственных органов. Подобные акции уже проходили по отношению к некоторым видам бытовой техники, автомобилей. Ближайший пример: обмен кодировочных устройств для ТВ при переходе всей страны на «цифру». Ряд предприятий, имеющих права на выполнение ряда эксклюзивных услуг, обязывались к производству бесплатного сервиса. Но эта ситуация лежит в другой части правового поля и не имеет прямого отношения к типу списания оборудования.

? Видео — утилизация оргтехники