В случае нарушения срока перевозки груза

Пленум ВС дал разъяснения по договорам перевозки и экспедиции

Пленум ВС напомнил, что договор перевозки груза – это договор, по которому перевозчик обязуется переместить груз в конкретное место, обеспечить его сохранность и выдать уполномоченному на получение лицу.

В то же время если основная обязанность должника состоит не в сохранной перевозке груза, то к такому договору не могут применяться положения ГК и Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта о перевозке грузов – например, о годичном сроке исковой давности. В качестве примера приведен договор об утилизации твердых бытовых отходов, предполагающих их вывоз с использованием транспортного средства – в таком случае важна не сохранность груза, а факт его доставки.

Сохранность груза

Согласно общему правилу, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда – например, за ДТП по вине третьего лица, при хищении и других подобных обстоятельствах.

В то же время за повреждение или утрату груза в связи с ненадлежащей упаковкой может отвечать как грузоотправитель, так и перевозчик – если последний обязался сам упаковать груз или не указал в транспортной накладной известные ему сведения о недостатках упаковки. Доказать, что груз поврежден именно вследствие ненадлежащей упаковки, должен перевозчик.

Перевозчик возмещает убытки, причиненные контрагенту просрочкой доставки груза, указывает ВС. Например, в случае просрочки доставки груза грузоотправитель как сторона договора перевозки вправе требовать с перевозчика возмещения убытков, в размер которых в том числе может быть включена сумма договорной неустойки за просрочку, выплаченная грузоотправителем покупателю товара.

Ответственность экспедитора

ВС указывает, что в зависимости от условий договора, содержание обязательства экспедитора может значительно отличаться – это может быть заключение договоров перевозки от имени клиента, оформление провозных документов, обеспечение отправки или получения груза.

Экспедитор несет ответственность за утрату, недостачу или порчу груза, если он фактически осуществлял перевозку своим собственным транспортом, или выписал свой транспортный документ (экспедиторскую расписку), или иным образом «выразил намерение гарантировать сохранную доставку груза», в том числе через принятие на себя ручательства за исполнение договора. В то же время на экспедитора не может быть возложена ответственность за повреждение груза, если он должен был выполнять только отдельные функции грузоотправителя – например, проводить расчеты с перевозчиком или подготовить документы, необходимые для перевозки.

Грузоотправитель может предъявить иск о возмещении ущерба как к перевозчику, так и к экспедитору – ВС указывает, что должны применяться нормы о солидарных обязательствах. Это исключит возможность неосновательного обогащения грузоотправителя.

Исковая давность

ВС обращает внимание: срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки, составляет один год. При этом на требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира, исковая давность не распространяется.

Кроме того, по спорам из договора перевозки также не требуется соблюдение досудебного, претензионного порядка. Если же претензия была направлена, то течение срока исковой давности прерывается на срок, необходимый для соблюдения претензионного порядка.

Также в постановлении Пленума можно найти ответы на вопросы автомобильных пассажирских перевозок. Кто ответит за поврежденный багаж, является ли потерянный билет основанием для отказа в перевозке и как быть, если транспорт сломался, мы рассказали в карточках «Как это работает: постановление Пленума ВС о правах пассажиров».

Текст Постановления Пленума Верховного суда от 26 июня 2018 года № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции» доступен здесь.

Раздел IX. Порядок предъявления требований, претензий и исков

9.1.1. По требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов, Перевозчик обязан составить акт.
Актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности Перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.

9.1.2. Акт составляется при выдаче багажа или груза для удостоверения следующих обстоятельств:
­ несоответствие фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе;
­ повреждение (порча) груза;
­ недостача или повреждение (порча) багажа;
­ обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза.

9.1.3. До предъявления к Перевозчику иска, в случае нарушения договора воздушной перевозки груза Перевозчику предъявляется претензия.

9.1.4. В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки багажа, договора воздушной перевозки груза Перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту отправления или в аэропорту назначения по усмотрению заявителя.

9.1.5. Отсутствие акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска.

9.2.1. Право на предъявление Перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют:
­ в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки — пассажир или уполномоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта;
­ в случае прекращения по инициативе Перевозчика договора воздушной перевозки пассажира — пассажир.

9.2.2. Право на предъявление претензии и иска к Перевозчику имеют:
­ в случае утраты груза — грузополучатель при предъявлении грузовой авианакладной, выданной Перевозчиком грузоотправителю, с отметкой аэропорта назначения о прибытии (не прибытии) груза, при невозможности предъявления такой авианакладной документа об оплате стоимости груза и справки Перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта назначения о прибытии (неприбытии) груза;
­ в случае недостачи или повреждения (порчи) груза — грузополучатель при предъявлении грузовой авианакладной или коммерческого акта;
­ в случае просрочки доставки груза — грузополучатель при предъявлении грузовой авианакладной;
­ страховщик — при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения.

9.3.1. Претензия к Перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:
­ о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза, а также в случае просрочки его доставки — со дня, следующего за днем выдачи груза;
­ о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также в случае просрочки его доставки – со дня его выдачи, а за его утрату с момента истечения срока доставки. Багаж считается утраченным, если он не обнаружен при розыске в течение 21 дня, следующего за тем, в который он должен прибыть в пункт назначения;
­ о возмещении вреда в случае утраты груза — через десять дней по истечении срока доставки;
­ о возмещении вреда во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензий.

9.3.2. Предъявленные претензии рассматриваются претензионной комиссией ФГУП «ЧукотАВИА». Решение претензионной комиссии утверждается Генеральным директором.

9.3.3. Предъявляемая претензия должна быть изложена письменно, в форме заявления и содержать все необходимые для ее рассмотрения сведения. В претензионном заявлении должны быть указаны:
— наименование Перевозчика, к которому предъявляется претензия;
— наименование и полный адрес лица, заявившего претензию;
обстоятельства, являющиеся основанием для претензии, содержание претензии;
— размер суммы выплаты по претензии, и ее расчет, подтвержденный документами (квитанции, счета, чеки и т.п.).

9.3.4. К претензионному заявлению должны быть приложены:
— подлинные документы, удостоверяющие заключение договора перевозки и подтверждающие право заявителя на предъявление претензии;
— коммерческий акт, выданный Перевозчиком или его уполномоченным агентом по обслуживанию, удостоверяющий наличие недостачи, либо повреждение (порча) багажа (груза);
— документ, удостоверяющий размер вреда, причиненного утратой, недостачей либо повреждением (порчей) багажа (груза).

9.3.5. В случае если претензионное заявление было подано без приложения перечисленных документов, Перевозчик дополнительно запрашивает требуемые документы, оговаривая срок их предъявления.

9.4.1. Перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить пассажира, грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.

9.4.2. В случае частичного удовлетворения или отклонения претензии Перевозчик обязан указать в своем тексте основания, по которым им принято такое решение, со ссылкой на соответствующие законодательные и нормативные документы.

9.4.3. Перевозчик в праве принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

9.4.4. Течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензий, в случае не получении такого ответа — через сорок пять дней после получения претензии Перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки багажа, груза.

Читайте также  Выплаты за детей родившихся до 1990 года

Статья 116 КВВТ РФ. Ответственность перевозчика за несоблюдение сроков доставки груза и задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием или буксировщика за несоблюдение сроков доставки буксируемого объекта

1. За несоблюдение сроков доставки груза или буксируемого объекта перевозчик или буксировщик уплачивают по требованию грузополучателя или получателя буксируемого объекта пени в размере девяти процентов провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если они не докажут, что несоблюдение сроков доставки груза или буксируемого объекта произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик или буксировщик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. За задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием, за исключением перевозок по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах, перевозчик уплачивает пассажиру по его требованию штраф в размере трех процентов стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда, если перевозчик не докажет, что такие задержка или прибытие с опозданием произошли вследствие непреодолимой силы, устранения угрожающей жизни и здоровью пассажиров неисправности пассажирского судна или иных не зависящих от перевозчика обстоятельств.

Комментарии к ст. 116 КВВТ РФ

1. Комментируемая статья устанавливает ответственность:

— перевозчика (буксировщика) за несоблюдение сроков доставки груза (буксируемого объекта);

— перевозчика за задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием.

Предусмотрена ответственность в виде неустойки за неисполнение обязательств (пени в первом случае и штраф во втором).

2. В п. 1 комментируемой статьи говорится об ответственности перевозчика (буксировщика) за несоблюдение сроков доставки груза (буксируемого объекта).

Ответственность наступает только при предъявлении грузополучателем или получателем буксируемого объекта соответствующего требования. Напомним, что ст. 161 КВВТ установлен обязательный досудебный претензионный порядок разрешения спорных ситуаций при перевозках внутренним водным транспортом (см. комментарий к ст. 161).

Ответственность наступает в виде начисления пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки. Законодателем установлен максимальный размер таких пеней в сумме не более чем 50% провозной платы.

Отметим, что установление нормы о привлечении к ответственности в виде пени характерно для транспортного законодательства. Например, за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик (при перевозках в прямом смешанном сообщении — перевозчик соответствующего вида транспорта, выдавший груз) уплачивает пени в размере 9% платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов (ст. 97 Устава железнодорожного транспорта). Таким образом, на железнодорожном транспорте действует больший размер максимальной суммы для взыскания.

В случае если несоблюдение сроков доставки груза или буксируемого объекта произошло вследствие обстоятельств, которые перевозчик или буксировщик не могли предотвратить и устранение которых от них не зависели, основание для привлечения к ответственности отсутствует. Бремя доказывания возникновения таких обстоятельств возлагается на перевозчика и буксировщика.

Среди специалистов существует мнение, что установленная транспортным законодательством ответственность за несохранность груза и его просрочку является ограниченной и не позволяет компенсировать грузовладельцу свои потери. По их мнению, необходимо установление полной материальной ответственности перевозчика, поэтому правила о его ответственности должны быть дополнены: в части ответственности за несохранность грузов — обязанностью возмещения упущенной выгоды, а в части ответственности за просрочку доставки грузов — возмещения убытков в части, не покрытой неустойкой .

См.: Демченко М.В. К вопросу о гармонизации норм о гражданско-правовой ответственности оператора перевозки в прямом смешанном сообщении // Современный юрист. 2014. N 1. С. 82 — 104.

Такое мнение основано на позиции В.Ф. Попондопуло, отметившего, что «в условиях коммерческого расчета ограниченная ответственность неприемлема, так как она ведет к перекладыванию результатов собственной плохой работы на договорных контрагентов. В условиях рынка всякое нарушение возможности кредитора в полной мере компенсировать имущественные потери за счет правонарушителя может вести к крайне негативным последствиям в предпринимательской деятельности — банкротству кредитора» .

Попондопуло В.Ф. Правовой режим предпринимательства. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1994.

Однако в настоящее время законодатель не разделяет указанную точку зрения и вводит ограниченный размер ответственности в виде неустойки за несоблюдение сроков доставки груза (буксируемого объекта).

Пример: как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в соответствии с договором от 15 июля 2015 г. N 571 Т/7-126000 ООО «ОКБ «Спецтяжпроект» должен был осуществить буксировку транспортного плавучего дока из г. Зеленодольск в г. Северодвинск, а ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» — уплатить ответчику 17 млн 200 тыс. рублей. Истец обязательства по договору исполнил надлежащим образом.

Ответчик не исполнил следующее предусмотренное договором обязательство: ответчик обязан организовать движение объекта без перерывов и задержек; время доставки объекта в Северодвинск не должно превысить 25 календарных дней; начало буксировки — 1 сентября 2015 г. Следовательно, крайняя дата прибытия объекта в г. Северодвинск — 25 сентября 2015 г.

В соответствии с актом приема-передачи объекта от 14 октября 2015 г. ответчик доставил объект в городе Северодвинск 14 октября 2015 г. Просрочка оказанных услуг составила 18 календарных дней (с 26 сентября 2015 г. по 13 октября 2015 г.).

Истец на основании ст. 332 ГК, п. 1 ст. 116, ст. 122 КВВТ начислил неустойку за просрочку буксировки в размере 8 млн 600 тыс. рублей согласно представленному в материалы дела расчету. Представленный расчет неустойки проверен судом и признан правильным. Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования и отклоняя доводы ответчика относительно обстоятельств, освобождающих от ответственности за нарушение сроков доставки объекта, правомерно сослался на тот факт, что ответчик признавал свою вину по нарушению срока транспортировки в своем ответе на претензию от 7 декабря 2015 г. (см. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 января 2017 г. N 09АП-60656/2016-ГК по делу N А40-124433/16).

На практике возникают вопросы о возможности уменьшения или увеличения размеров неустойки в случае привлечения к ответственности перевозчика или буксировщика. Согласно ст. 332 ГК кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.

Обращаем внимание на позицию, сформированную Верховным Судом РФ, отраженную в п. 61 Постановления Пленума от 24 марта 2016 г. N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»: если размер неустойки установлен законом, то в силу п. 2 ст. 332 ГК он не может быть по заранее заключенному соглашению сторон уменьшен, но может быть увеличен, если такое увеличение законом не запрещено.

По нашему мнению, при заключении договора перевозки возможно предусмотреть увеличенный размер ответственности перевозчика.

Также при заключении договора перевозки должно не только согласовываться надлежащее исполнение договора, но и производиться определение срока исполнения обязательства. Это позволит установить просрочку исполнения обязательства.

Пример: в ходе рассмотрения требования о взыскании неустойки за нарушение сроков перевозки груза и убытков за порчу товара судом было пояснено, что КВВТ лишь констатирует обязанность перевозчика доставлять перевозимые грузы в установленные сроки, отсылая во всем остальном к правилам перевозок грузов.

Суд правомерно указал, что условие договора о сроке перевозки груза должно быть согласовано сторонами в одном из следующих документов: договоре перевозки, транспортной накладной, квитанции о приеме груза или дорожной ведомости.

Как установлено п. 2 договора, наименование судна, на котором будет осуществлена перевозка, род и вид груза, сроки перевозки груза, особые условия перевозки, условия погрузки и выгрузки прописываются в накладной, составленной по форме, указанной в приложении N 1 к договору. Накладная заполняется и подписывается обеими сторонами на каждый рейс. Представленные в материалы дела накладные от 6 сентября 2016 г. N 15, N 15А, N 15Б, N 15В не содержат условия о сроке доставки груза.

В соответствии со ст. 190 ГК установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

Пунктом 6.1.2 договора установлено, что перевозчик признается просрочившим доставку груза, если груз не выдан в порту выгрузки, предусмотренном договором речной перевозки груза, в срок, который определен в накладной.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, а также условия договора перевозки, арбитражный суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу, что условиями договора перевозки груза водным транспортом от 22 июня 2016 г. срок доставки груза не согласован, поскольку сторонами не был согласован ни детальный маршрут перевозки, ни его протяженность, что исключает возможность арифметического подсчета срока доставки, в связи с чем у истца отсутствовали основания для применения к перевозчику ответственности за нарушение сроков доставки груза (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 6 июля 2017 г. по делу N А33-2597/2017).

Читайте также  Групповое избиение как наказывается

3. В п. 2 комментируемой статьи говорится об ответственности перевозчика за задержку отправления пассажирского судна или прибытие его с опозданием.

По общему правилу ст. 795 ГК за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом, если не докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

В комментируемой статье предусмотрена неустойка в виде штрафа в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания. Размер неустойки ограничен размером стоимости проезда. Ответственность в данном случае также наступает только при предъявлении пассажиром соответствующего требования.

Основаниями для освобождения от привлечения к ответственности перевозчика являются случаи, когда задержка или прибытие с опозданием произошли вследствие:

— непреодолимой силы. Это какие-либо чрезвычайные и непредотвратимые в конкретных условиях события. Чаще всего обстоятельствами непреодолимой силы признают стихийные явления природы (землетрясения, наводнения, пожары и т.д.) ;

— устранения угрожающей жизни и здоровью пассажиров неисправности пассажирского судна;

— иных независящих от перевозчика обстоятельств.

См.: Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. 8-е изд., доп. и перераб. М.: Юстицинформ, 2015.

Необходимость доказывания существования данных обстоятельств возлагается на перевозчика, если он отказывается удовлетворить претензию пассажира.

Предусмотренные п. 2 комментируемой статьи правила не действуют на перевозках по пригородному, внутригородскому маршрутам перевозок пассажиров и на переправах.

Установленное настоящим пунктом правило характерно для норм транспортного законодательства:

— ст. 110 Устава железнодорожного транспорта предусмотрен штраф в размере 3% стоимости проезда за каждый час задержки, но не более размера стоимости проезда;

— ст. 120 ВК — 25% МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы;

— ст. 196 КТМ — до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз багажа.

Следует учитывать, что в случае отказа пассажира от перевозки из-за задержки отправления транспортного средства перевозчик обязан возвратить пассажиру провозную плату.

Возврат билетов

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № cтатья 108 «Прекращение по инициативе пассажира воздушного судна действия договора воздушной перевозки пассажира»:

«Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее, чем за двадцать четыре часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать двадцать пять процентов суммы, уплаченной за воздушную перевозку».

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 июня 2007 г. № 82, часть XXII «Прекращение договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза», пункты

  1. Пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  2. Вынужденным отказом пассажира от перевозки признается отказ в случае:
    • отмены или задержки рейса, указанного в билете;
    • изменения перевозчиком маршрута перевозки;
    • выполнения рейса не по расписанию;
    • несостоявшейся отправки пассажира из-за невозможности предоставить ему место на рейс и дату, указанные в билете;
    • несостоявшейся перевозки пассажира на воздушном судне, вызванной задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения его досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов;
    • необеспечения перевозчиком стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки;
    • внезапной болезни пассажира либо болезни или смерти члена его семьи, совместно следующего с ним на воздушном судне, что подтверждено медицинскими документами;
    • непредоставления пассажиру обслуживания по классу, указанному в билете;
    • неправильного оформления билета перевозчиком или уполномоченным агентом.
    • Перевозчик может признать отказ пассажира от перевозки вынужденным и в других случаях.
  3. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки перевозчик делает отметку в перевозочном документе либо выдает пассажиру документ, подтверждающий обстоятельства, указанные в пункте 227 настоящих Правил.
  4. Отказ пассажира от перевозки в случаях, не предусмотренных в пункте 227 настоящих Правил, признается добровольным отказом от перевозки.
  5. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в следующих случаях:
    • нарушение пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита;
    • отказ пассажира, грузовладельца, грузоотправителя выполнять требования, предъявляемые к ним федеральными авиационными правилами;
    • если состояние здоровья пассажира воздушного судна требует особых условий воздушной перевозки либо угрожает безопасности самого пассажира или других лиц, что подтверждается медицинскими документами, а равно создает беспорядок и неустранимые неудобства для других лиц;
    • отказ пассажира воздушного судна оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа;
    • отказ пассажира воздушного судна оплатить перевоз следующего с ним ребёнка, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 2 статьи 106 Воздушного кодекса Российской Федерации;
    • нарушение пассажиром воздушного судна правил поведения на борту воздушного судна, создающее угрозу безопасности полета воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнение пассажиром воздушного судна распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации;
    • наличие в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже, грузе запрещенных к воздушной перевозке предметов или веществ.

Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 28 июня 2007 г. № 82, часть XXIII «Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку», пункты

  1. Возврат денежных сумм, уплаченных за перевозку (далее — сумм), производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика.
  2. Возврат сумм производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа, ордера разных сборов, квитанции для оплаты сверхнормативного багажа, квитанции разных сборов лицу, указанному в перевозочном документе, ордере разных сборов, квитанции для оплаты сверхнормативного багажа, квитанции разных сборов при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или уполномоченному лицу — при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм.
  3. В случае предварительной оплаты перевозки в соответствии с пунктом 36 настоящих Правил, возврат сумм производится лицу, оплатившему перевозку, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, и на основании ордера разных сборов.
  4. Требование о возврате сумм предъявляется в порядке, установленном правилами перевозчика, и договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза.
  5. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки или части перевозки в связи с нарушением сроков перевозки пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, за исключением случая, когда перевозка пассажира была выполнена частично, и пассажир принял выполненную часть перевозки. Если пассажир принял выполненную часть перевозки, пассажиру возвращается сумма за невыполненную часть перевозки.
  6. В случае вынужденного отказа пассажира от перевозки по причинам, не связанным с нарушением сроков перевозки, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо сумма за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.
  7. В случае добровольного отказа пассажира от перевозки с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за двадцать четыре часа до начала перевозки из аэропорта отправления, аэропорта трансфера, аэропорта остановки, пассажиру возвращается вся сумма, уплаченная за перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо возвращается разница между суммой, уплаченной за всю перевозку, и суммой, взимаемой за выполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.
  8. В случае добровольного отказа пассажира от перевозки с уведомлением перевозчика менее чем за двадцать четыре часа до начала перевозки из аэропорта отправления, аэропорта трансфера, аэропорта остановки, с пассажираудерживается сумма, в размере не более двадцати пяти процентов от суммы, уплаченной за всю перевозку, если перевозка ни на одном участке не была выполнена, либо от суммы, уплаченной за невыполненную часть перевозки, если перевозка была выполнена частично.
  9. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза пассажиру, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за перевозку, за исключением случая, предусмотренного пунктом 239 настоящих Правил.
  10. В случае прекращения по инициативе перевозчика действия договора воздушной перевозки пассажира в связи с нарушением пассажиром правил поведения на борту воздушного судна, создающим угрозу безопасности полёта воздушного судна либо угрозу жизни или здоровью других лиц, а также невыполнения пассажиром распоряжений командира воздушного судна, предъявляемых в соответствии со статьей 58 Воздушного кодекса Российской Федерации, уплаченная за воздушную перевозку сумма пассажиру не возвращается.
  11. В случаях вынужденного понижения класса обслуживания пассажира по вине перевозчика, выплачивается разница между оплаченным тарифом и примененным тарифом.
  12. Возврат сумм пассажирам по перевозке, выполняемой чартерным рейсом, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Читайте также  То на этикетке что значит

Транспортная компания просрочила доставку

Ответственность перевозчика и экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору перевозки груза и договору транспортной экспедиции установлена Гражданским кодексом Российской Федерации [далее – ГК РФ], Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» [далее – ЗоТЭД], транспортными уставами и кодексами, в частности Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта [далее – УАТ] и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации [далее – УЖДТ].

Ответственность перевозчика за просрочку доставки груза выражается, прежде всего, в обязанности уплатить неустойку (пени, штраф), размеры которой различаются в зависимости от вида транспорта. Так, при перевозке автомобильным транспортном перевозчик должен уплатить грузополучателю штраф в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки (если иное не установлено договором перевозки груза), при этом общая сумма штрафа не может превышать размер провозной платы [п. 1 ст. 34 УАТ].

При перевозке железнодорожным транспортом перевозчик уплачивает пени в размере 6% платы за каждые сутки просрочки, но не более чем в размере 50% платы [ст. 97 УЖДТ]. В разделе 8 «Обзора судебной практики по рассмотрению споров, вытекающих из договоров перевозки грузов и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Пятого арбитражного апелляционного суда 02.05.2017) разъяснено, что требование об уплате пеней за нарушение сроков доставки грузов железнодорожным транспортом может быть предъявлено как грузоотправителем, так и грузополучателем, при этом приоритет в удовлетворении требований будет определяться в зависимости от даты обращения указанных лиц к перевозчику с досудебной претензией.

Экспедитор законодательно обязан уплатить неустойку за просрочку исполнения своих договорных обязательств только в случае, когда его клиентом является потребитель (физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности) [п. 2 ст. 9 ЗоТЭД]. В случае же использования услуг экспедитора для нужд, связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязанность экспедитора уплатить неустойку за просрочку доставки груза может быть предусмотрена договором транспортной экспедиции.

Другая мера гражданско-правовой ответственности перевозчика и экспедитора за просрочку доставки груза – обязанность возместить убытки, причиненные ненадлежащим исполнением договорных обязательств [п. 1 ст. 393, п. 1 ст. 793 и ст. 803 ГК РФ, п. 1 ст. 9 ЗоТЭД]. К убыткам относятся расходы, которые потерпевшее лицо произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права (реальный ущерб), и неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) [п. 2 ст. 15 ГК РФ]. По общему правилу, убытки возмещаются только в части, не покрытой неустойкой (зачётная неустойка) [п. 1 ст. 394 ГК РФ]. Иной порядок возмещения убытков (в частности, сверх неустойки либо вместо нее) может быть предусмотрен договором перевозки и/или транспортной экспедиции.

Основания освобождения перевозчика и экспедитора от ответственности за просрочку доставки груза определены законодательно и имеют некоторые различия в зависимости от вида транспорта и/или договора. Так, при перевозке автомобильным транспортном перевозчик освобождается от ответственности, если нарушение им своих обязательств произошло вследствие:

— временных ограничения или запрета движения транспортных средство по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика причинам;

— иных не зависящих от перевозчика причин [ст. 36 УАТ].

При перевозке железнодорожным транспортом перевозчик отвечает за просрочку доставки грузов, если не докажет, что просрочка произошла вследствие:

— обстоятельств непреодолимой силы;

— военных действий, блокады, эпидемии;

— иных не зависящих от перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок [ст. ст. 29 и 97 УЖДТ].

Экспедитор освобождается от ответственности за нарушение срока исполнения обязательств, если докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента [п. 1 ст. 9 ЗоТЭД].

Важно помнить, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из договора перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом [п. 1 ст. 797 ГК РФ]. При этом порядок предъявления претензий несколько различается в зависимости от вида транспорта.

Так, претензия к перевозчику груза автомобильным транспортом подлежит предъявлению в течение срока исковой давности [п. 6 ст. 39 УАТ]. Претензия же к перевозчику груза железнодорожным транспортом касательно уплаты пени за просрочку доставки должна быть предъявлена в течение 45-ти дней, исчисляемых со дня выдачи груза. При этом к претензии должны быть приложены документы, подтверждающие предъявленные заявителем требования [ст. ст. 120 и 123 УЖДТ].

Для предъявления к экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, также является обязательным претензионный порядок, если экспедиционные услуги оказываются для личных и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности [п. 1 ст. 12 ЗоТЭД]. Претензия к экспедитору предъявляется в письменной форме с приложением документов, подтверждающих право на предъявление претензии, и документов, подтверждающих количество и стоимость отправленного груза [п. 3 ст. 12 ЗоТЭД], в течение 6-ти месяцев, исчисляемых со дня, следующего за последним днем действия договора (если иное не определено сторонами) [п. 4 ст. 12 ЗоТЭД].

Перевозчик, равно как и экспедитор, обязан рассмотреть предъявленную ему претензию и в письменной форме уведомить заявителя о результатах ее рассмотрения (удовлетворении или отклонении) в течение 30-ти дней со дня получения претензии; в случае отклонения претензии (либо лишь частичного ее удовлетворения) – указать в уведомлении основание принятия им такого решения, а также возвратить заявителю представленные вместе с претензией документы [п. п. 1 и 2 ст. 40 УАТ, ст. 124 УЖДТ, п. 5 ст. 12 ЗоТЭД].

Иск к перевозчику может быть предъявлен в случае его отказа (полного или частичного) удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок [п. 2 ст. 797 ГК РФ]. При этом установлен специальный (сокращенный) срок исковой давности, а именно – один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами [п. 3 ст. 797 ГК РФ].

Так, срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза автомобильным транспортом, исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска, в частности в отношении просрочки доставки груза – со дня выдачи груза [ст. 42 УАТ]. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора перевозки груза железнодорожным транспортом, исчисляется со дня наступления событий, послуживших основаниями для предъявления претензии [ст. 125 УЖДТ].

Для исков к экспедитору (требований, вытекающих из договоров транспортной экспедиции) установлен тоже годичный срок исковой давности, исчисляемый со дня возникновения права на предъявление иска [ст. 13 ЗоТЭД].

Между тем из раздела 17 «Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017) известно, что течение срока исковой давности по требованию к перевозчику и/или экспедитору приостанавливается на срок, установленный законом для соблюдения претензионного порядка разрешения спора. Период, в который стороны соблюдали предусмотренный законом претензионный порядок, в срок исковой давности не засчитывается.

Частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации [далее – АКП РФ] установлено, что экономические споры и иные дела с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подведомственны арбитражным судам. Согласно правилам подсудности, иск к перевозчику, вытекающий из договоров перевозки грузов, в том числе в случае, когда перевозчик является одним из ответчиков, предъявляется в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика [ч. 3 ст. 38 АПК РФ].