Закон об образовании статья про обязанности родителей

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

ИЗ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, заменяющие их, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

ИЗ СЕМЕЙНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

2. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей.

3. Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

4. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования

5. Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав.

1. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

2. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 69. Лишение родительских прав.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если:

— уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;

— отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;

— злоупотребляют своими родительскими правами;

— жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность,

— являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;

— совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ,

ИНЫХ ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ

КоАП РФ, Статья 5.35. Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

2. Нарушение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних прав и интересов несовершеннолетних, выразившееся в лишении их права на общение с родителями или близкими родственниками, если такое общение не противоречит интересам детей, в намеренном сокрытии места нахождения детей помимо их воли, в неисполнении судебного решения об определении места жительства детей, в том числе судебного решения об определении места жительства детей на период до вступления в законную силу судебного решения об определении их места жительства, в неисполнении судебного решения о порядке осуществления родительских прав или о порядке осуществления родительских прав на период до вступления в законную силу судебного решения либо в ином воспрепятствовании осуществлению родителями прав на воспитание и образование детей и на защиту их прав и интересов, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток .

«Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать различные меры бездействия, в результате которого отсутствует должная забота о воспитании и образовании несовершеннолетних»

«О злостности может свидетельствовать, в частности, повторность (неоднократность) нарушений несовершеннолетним правовых норм и нравственных норм поведения, характер этих нарушений; наличие ранее предупреждений родителей различными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, администрацией школы др.) о неудовлетворительном поведении либо неуспеваемости ребенка и т.п.».

Также статьей 20.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность родителей или иных законных представителей за появление несовершеннолетних в возрасте до 16 лет в состоянии опьянения, а также за распитие ими пива, алкогольной продукции, употребление наркотических и одурманивающих веществ в общественных местах.

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Как уже отмечалось, родители по закону имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ч. 1 ст. 63 СК РФ). Обязанности по воспитанию налагаются также на опекунов и попечителей. Поэтому они несут полную и субсидиарную (дополнительную) гражданско-правовую (имущественную) ответственность за действие своих несовершеннолетних детей, причинившие вред имуществу юридических и (или) физических лиц или вред здоровью граждан, если причинение этого вреда связанно с виновным пренебрежением своими родительскими (опекунскими, попечительскими) обязанностями. В частности:

1.1. за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажу, что вред возник не по их вине.

1.2. в случае, когда несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине (п. 3, ст. 28 ГК РФ).

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) ОБУЧАЮЩИХСЯ

УК РФ, Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

— Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогическим работником или другим работником образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, либо иной организации, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот сорока часов , либо исправительными работами на срок до двух лет , либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Уголовная ответственность родителей и других лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, установлена также за:

— вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (чч.2,3,4 ст. 150 УК РФ);

— вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, т.е. в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (чч.2 и 3 ст. 151 УК РФ).

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

Ст. 44 Закон об образовании в последней действующей редакции от 30 декабря 2012 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

  • 1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учётом мнения ребенка, а также с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
  • 2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учётом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
  • 3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
  • 4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • 5) защищать права и законные интересы обучающихся;
  • 6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;
  • 7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
  • 8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.
Читайте также  Закладки наркотиков кому сообщять

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

  • 1) обеспечить получение детьми общего образования;
  • 2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;
  • 3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Закон об образовании статья про обязанности родителей

Права и обязанности родителей (законных представителей) по воспитанию и обучению несовершеннолетних обучающихся

В соответствии с Конституцией Российской Федерации забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования (часть 2 статьи 38, часть 4 статьи 43).

Согласно Семейному кодексу Российской Федерации, родители имеют права и несут ответственность по воспитанию и образованию детей.

несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей;

имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами;

обязаны обеспечить получение детьми общего образования;

имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

При этом, родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей. При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

При осуществлении родительских прав родители (лица, их заменяющие) имеют право на оказание им содействия в предоставлении семье медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи. Условия и порядок оказания содействия в предоставлении указанной помощи определяются законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании (статьи 63, 64 и 65 Семейного кодекса Российской Федерации).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование являются предметом регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее-Федеральный закон). Согласно Федеральному закону родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся являются участниками образовательных отношений и одновременно участниками отношений в сфере образования. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся включены в систему образования (пункты 31 и 32 статьи 2, пункт 2 части 1 статьи 10 Федерального закона).

В соответствии с частью 3 статьи 44 Федерального закона родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность (часть 4 статьи 44 Федерального закона).

Согласно пункте 1 части 6 статьи 26 Федерального закона в целях учета мнения, в том числе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе, в том числе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в образовательной организации создаются советы родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Без согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся привлечение их к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается.

Перевод обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности осуществляется в следующих случаях:

по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося;

в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования соответствующей лицензии, лишения ее государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе или истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе указанной организацией;

в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования.

Учредитель и (или) уполномоченный им орган управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивают перевод несовершеннолетних обучающихся с письменного согласия их родителей (законных представителей) (части 4 и 9 статьи 34 Федерального закона).

Обращение родителей (законных представителей) в письменной форме и заключение медицинской организации являются основанием для организации обучения на дому (часть 5 статьи 41 Федерального закона).

На основании заявления или согласия родителей (законных представителей), выраженных в письменной форме, их детям оказывается психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь (часть 3 статьи 42 Федерального закона).

В соответствии с частями 7, 9, 10 и 11 статьи 43 Федерального закона при выборе меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна учитывать также мнение советов родителей.

С учетом мнения родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, принимается решение о его отчислении, как меры дисциплинарного взыскания. Орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, и родители (законные представители) отчисленного несовершеннолетнего обучающегося, не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение отчисленным обучающимся общего образования.

Меры дисциплинарного взыскания и их применение к несовершеннолетнему обучающемуся родители (законные представители) обучающегося вправе обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Закон об образовании статья про обязанности родителей

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Комментируемая статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена правам, обязанностям и ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Среди прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся законодатель особо выделил преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами.

Как отмечается в Письме Минобрнауки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»[1], в соответствии с частями 1 и 3 комментируемой статьи родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право, в том числе:

— выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

— знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

Читайте также  Продажа квартир через нотариуса в 2019 году

— знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

— принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации.

2. Часть 2 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает акторов в области образования, которые оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. К таким акторам относятся: 1) органы государственной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) образовательные организации.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии):

— формы получения образования;

— организации, осуществляющие образовательную деятельность;

— язык, языки образования;

— факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Правовая природа рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии нашла свое отражение в судебной практике. Так, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 февраля 2015 года по делу № 33-2792/2015[2], в котором истец считал, что заключение психолого-медико-педагогической комиссии и ответ уполномоченного органа нарушают права его ребенка на образование, указывается: « Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска по настоящему делу, мотивировал свое решение тем, что оспариваемые истцом документы носят разъяснительный и рекомендательный характер, не являются ни нормативными актами, ни решениями должностных лиц, носят рекомендательный характер, поэтому не порождают прав и обязанностей для сторон, в связи с чем не подлежат обжалованию ни по правилам главы 25 ГПК РФ, ни в порядке искового производства, безотносительно к другим требованиям, касающимся права несовершеннолетнего на получение образования Суд первой инстанции правильно указал в решении, что данный документ не является нормативным актом и обжалованию не подлежит, поскольку не порождает прав и обязанностей для сторон, носит разъяснительный и рекомендательный характер». Правоприменение комментируемого подпункта отражено в Апелляционном определеним Судебной коллегии по граждансмким делам Санкт-Петербургского городского суда от 26 января 2015 года № 33-200/2015 по делу № 2-14196/2014[3]: « Согласно пункту 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах: свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность. Действительно пунктом 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года N 1014, режим работы образовательной организации по пятидневной или шестидневной рабочей неделе определяется образовательной организацией самостоятельно в соответствии с ее уставом. Группы могут функционировать в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 — 10,5-часового пребывания); продленного дня (13 — 14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни. Вместе с тем исходя из принципа свободы выбора родителями несовершеннолетнего ребенка форм и методов обучения несовершеннолетнего, образовательного учреждения, следует сделать вывод, что группы кратковременного пребывания не могут выступать в качестве альтернативы групп полного дня; выбор конкретной группы дошкольного образовательного учреждения, исходя из базовых принципов, законом отнесен к компетенции родителей несовершеннолетнего»;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации. Вопросы получения образования в семейной форме подробно рассмотрены в Письме Минобрнауки России от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» (см. комментарий к статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Не менее подробно вопросы получения образования в семейной форме отражены в судебной практике. Так, в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2014 по делу № 33-31970/14 отмечено: « cуд первой инстанции пришел к выводу о том, что, со дня вступления в законную силу поправок к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», то есть с 01 сентября 2013 года, лица, осваивающие общеобразовательные программы в форме семейного образования, не входят в контингент образовательных учреждений и, соответственно, не наделены правом на получение денежных компенсаций на образование детей, а также компенсаций за питание детей в образовательном учреждении, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований И., С., С.-Г., К. к Государственному бюджетному образовательному учреждению общеобразовательная школа N * о признании действий директора ГБОУ г. Москвы СОШ N * незаконными, об обязании продлить и заключить договоры, о выплате компенсации за обучение, компенсации на питание, взыскании судебных расходов отказал. Судебная коллегия согласна с выводами суда, поскольку они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей оценке и сделаны в соответствии с нормами права, подлежащими применению в данном случае»;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования. Согласно части 4 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Таким образом, на родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся возлагается обязанность обеспечить получение их детьми всех уровней общего образования, что противоречит праву обучающихся на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, после получения основного общего (пункт 1 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»), когда ребенок после освоения уровня основного общего образования вправе продолжить свое обучение в образовательной организации среднего профессионального образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Юридическая техника части 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» такова, что оставляет перечень прав и обязанностей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся открытым, отсылая бланкетным способом к другим нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и иным федеральными законами, договорам об образовании (при его наличии).

6. В соответствии с частью 6 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную ст. 69, 73 Семейного кодекса РФ, ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях, ст. 156 Уголовного кодекса РФ.

В правоприменительной практике неоднократно возникал вопрос об ответственности родителей (законных представителей) за продолжение обучения несовершеннолетнего обучающегося, отчисленного в порядке перевода из одной общеобразовательной организации в другую по инициативе родителей. Вопросы перевода несовершеннолетнего обучающегося по инициативе его родителей (законных представителей) урегулированы Разделом II «Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности» (далее – Порядок), утвержденного Приказом Минобрнауки России от 12 марта 2014 года № 177. Пунктами 5 и 6 Порядка установлен перечень процедур, осуществляемых законными представителями несовершеннолетнего обучающегося до издания распорядительного акта об отчислении в порядке перевода, и перечень сведений, содержащихся в заявлении о переводе. Так, в заявлении об отчислении в порядке перевода на основании пункта 1 части 2 статьи 61 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которое подается в исходящую организацию, должно быть указано наименование принимающей организации, а в случае переезда в другую местность указывается только населенный пункт, субъект Российской Федерации. Согласно пункту 8 Порядка исходная организация выдает родителям (законным представителям) несовершеннолетнего личное дело обучающегося и документы, содержащие информацию об успеваемости в текущем учебном году. В соответствии с пунктом 10 Порядка эти документы представляются в принимающую организацию вместе с заявлением о зачислении обучающегося в порядке перевода из исходной организации и предъявлением оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) несовершеннолетнего обучающегося. Во исполнение пункта 12 Порядка принимающая организация при зачислении обучающегося, отчисленного из исходной организации, в течение двух рабочих дней с даты издания распорядительного акта о зачислении письменно уведомляет исходную организацию о номере и дате распорядительного акта о зачислении обучающегося в принимающую организацию. Таким образом, можно констатировать, что ответственность за правильность отчисления обучающегося из исходящей организации и правильность его приема в другую (принимающую) организацию возлагается на данные организации, а ответственность за продолжение образования ребенка в целом – на родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, что полностью соответствует положениям коментируемой статьи и статьи 63 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

[1] Вестник образования. № 2. 2016.

[2] Доступ из СПС «Консультант Плюс».

[3] Доступ из СПС «Консультант Плюс».

Читайте также  Образцы исковых заявлений на шумных соседей

Постыляков Сергей Петрович,

Эксперт Научно-учебной лаборатории политических исследований

Национального исследовательского университета

Статья 63 СК РФ. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования.

Комментарии к ст. 63 СК РФ

1. Как следует из п. 1 комментируемой статьи, родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание и развитие ребенка. Будучи по своей правовой природе личным неимущественным правом, оно не может переходить по наследству. Одновременно это и обязанность родителей.

Это одно из важнейших прав и обязанностей родителей, которое предусмотрено и в международных соглашениях. Согласно ст. 18 Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. государства-участники предпринимают все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Интересы ребенка являются предметом их основной заботы.

Право на воспитание позволяет родителям целеустремленно и систематически воздействовать на психологию ребенка для того, чтобы привить ему необходимые, с их точки зрения, качества. Право и обязанность родителей по воспитанию детей закреплены в Конституции РФ (ст. 38) и конкретизируются в п. 1 комментируемой статьи.

Функции по воспитанию осуществляют не только родители, но в силу своих должностных обязанностей и другие лица. Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) такие функции осуществляют педагогические, социальные работники, психологи и другие подобного рода специалисты.

Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании. При этом, в соответствии с п. 1 ст. 68 СК РФ (см. комментарий к нему), родители вправе требовать возврата ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения.

Для того чтобы реализовать право на воспитание, необходимо постоянное общение с ребенком, позволяющее родителям непосредственно воздействовать на его сознание. Поскольку мать и отец обладают равными правами и обязанностями по воспитанию своих детей, все вопросы и разногласия, связанные с воспитанием, должны решаться по соглашению родителей. Если же такого соглашения достигнуто не было, то родители вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд. Однако если родители проживают совместно, то такие обращения встречаются крайне редко. Как правило, родители в конечном итоге сами находят решение проблем, даже если первоначально между ними были разногласия по вопросам, связанным с воспитанием детей.

Большие полномочия в реализации процесса воспитания предоставлены законодательству субъектов Федерации. В частности, согласно п. 3 ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 28.12.2016) законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться:

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;

меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;

порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка.

Право (и соответственно обязанность) по воспитанию своих детей у родителей прекращается в следующих случаях:

по достижении детьми совершеннолетия;

вступления несовершеннолетних детей в брак;

лишения родительских прав;

смерти и объявления гражданина умершим.

2. Пункт 2 комментируемой статьи посвящен обязанности родителей обеспечить получение детьми общего образования. Статья 28 Конвенции ООН о правах ребенка предусматривает, что государства-участники признают право ребенка на образование и с целью постепенного осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:

а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;

б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;

в) обеспечивают доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств;

г) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;

д) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.

Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.

В п. 2 комментируемой статьи закреплено право родителей выбирать образовательную организацию, форму получения детьми образования и форму их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования. По вопросу, касающемуся прав и обязанностей родителей по воспитанию и образованию детей, см. также статью 44 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно п. 3 указанной статьи родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

Закон об образовании в Российской Федерации в ст. 2 определяет общее образование как вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

А в п. 3 ст. 66 этого же Закона сказано, что среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

Нельзя не обратить внимание на то, что Закон об образовании в Российской Федерации не указывает, какое количество лет должен проучиться ребенок, чтобы говорить о наличии среднего общего образования.

В настоящее время ставится вопрос о всеобщем среднем (полном) образовании. Известно, что сотни тысяч детей не получают даже основного общего образования. Причины этому могут быть самыми разнообразными: от банального нежелания учиться до экономических трудностей в семье. К тому же действующее законодательство не содержит механизма принудительного исполнения этой обязанности. Так что, по сути, эта норма носит декларативный характер.

В письме Минобрнауки России от 15.11.2013 N НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» разъясняется, что «Федеральным законом предусмотрены различные формы получения образования и обучения с учетом потребностей и возможностей личности. В соответствии с ч. 2 ст. 63 Федерального закона общее образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (ст. 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (ч. 4 ст. 63)».