Бюджетное право — 13

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ)

Бюджетный кодекс РФ — одна из ключевых частей финансового права. Бюджетное право можно определить, как комплекс правовых норм, которые:

устанавливают основы бюджетного устройства

регламентируют процедуры рассмотрения, принятия, исполнения и контроля государственного бюджета — как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации

регулируют финансовые отношения субъектов, связанных с бюджетом.

Его иногда называют БК РФ, но в, отличие от НК РФ, УК РФ, ТК РФ, эта аббревиатура не получила широкого распространения.

Состав Бюджетного кодекса

Раздел I БК РФ «Бюджетное устройство Российской Федерации» устанавливает основы бюджетной системы государства, а также основы бюджетной классификации.

Здесь описывается структура бюджетной системы, ее уровни и принципы. Всего перечислено 13 принципов этой системы — это, например, принципы сбалансированности бюджета, единства бюджетной системы, прозрачности и достоверности бюджета, единства кассы и другие.

Каждому принципу отведена отдельная статья, в которой дается определение тому, что именно понимается под этим принципом. Например, принцип сбалансированности бюджета означает, что объем расходов и объем доходов должны соответствовать друг другу (статья 33 БК РФ).

Разделы II и III посвящены доходам и расходам бюджетов соответственно. В разделе II описываются общие положения о доходах, а также категории доходов федерального, регионального и местного бюджетов. Все эти доходы делятся на налоговые и неналоговые, по каждому типу дается описание, нормативы и другая необходимая информация. Дополнительно установлены полномочия бюджетов разных уровней по формированию доходов.

В разделе III говорится уже о расходах. Здесь также есть общие положения с классификацией видов расходов и описания расходных обязательств бюджетов разных уровней. Статья 87 этого раздела устанавливает обязанность для всех уровней бюджетов вести реестры расходных обязательств.

Раздел IV называется «Сбалансированность бюджетов», а речь в нем идет о макроэкономических вещах: дефицит (недостаток) и профицит (избыток) бюджета, стабилизационный фонд, госдолг, межбюджетные трансферты (переводы), а также государственные внебюджетные фонды (к ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования России).

Раздел V определяет участников бюджетного процесса их полномочия, опять же — в зависимости от уровня власти (федеральный, региональный, местный).

Раздел VI закладывает основы составления проектов бюджетов. Здесь рассматриваются долгосрочное планирование, составление прогнозов, классификация государственных программ и целевых программ — и многие другие вопросы.

Раздел VII регламентирует процедуры рассмотрения и утверждения бюджетов, особенный акцент приходится на закон о федеральном бюджете, который описан тщательно и подробно.

Раздел VIII вводит правовые нормы относительно исполнения бюджетов. Именно здесь можно найти статьи, посвященные бюджетной росписи, бюджетной смете, предельным объемам финансирования и другие.

Раздел VIII.1 посвящен бюджетной отчетности. Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса, бюджетная отчетность включает: 1) отчет об исполнении бюджета; 2) баланс исполнения бюджета; 3) отчет о финансовых результатах деятельности; 4) отчет о движении денежных средств; 5) пояснительную записку.

Здесь прослеживаются параллели с финансовой бухгалтерской отчетностью коммерческих компаний, состав которой очень похож на состав бюджетной отчетности. Но если правила формирования налоговой и бухгалтерской отчетности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей установлены НК РФ, Законом о бухгалтерском учете и рядом нормативных документов Минфина и ФНС, то основы отчетности в бюджетной системе заложены именно в восьмом разделе Бюджетного кодекса.

И, наконец, Раздел IX дает нам основы контроля за соблюдением бюджетного законодательства. Это называется государственный финансовый контроль, и в этом разделе описаны его виды, объекты, методы, полномочия участников.

13. Бюджетное право и его источники

Бюджетное право – это основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые норма, устанавливающие:

структуру бюджетной системы РФ (статья 10 БК РФ);

перечень бюджетных доходов и расходов;

порядок распределения доходов и расходов между различными видами бюджетов;

бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц;

регламент бюджетного процесса;

порядок формирования и использования государственных внебюджетных фондов в целях обеспечения финансово-экономического развития.

Виды бюджетных правоотношений:

установление бюджетного устройства и бюджетной системы в РФ;

установление структуры доходов и расходов бюджетной системы РФ, а также распределение их между бюджетами разного уровня;

разграничение бюджетной компетенции между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;

организация бюджетного процесса;

организация бюджетного контроля за исполнением бюджетов.

Субъекты бюджетных правоотношений:

государство, а также государственные и административно-территориальные образования;

представительные и исполнительные органы государственной и местной власти;

государственные и муниципальные организации и учреждения, финансируемые из соответствующего бюджета.

Круг субъектов бюджетных правоотношений является более узким по сравнению с субъектным составом других финансовых правоотношений. Эти субъекты вступают в бюджетные отношения, возникающие по поводу уплаты различных платежей в бюджет и получения ассигнований из бюджета.

Основным источником бюджетного права является Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998. БК РФ впервые закрепил общие правовые основы, на которых строиться бюджетное законодательство РФ. БК РФ расширил рамки бюджетной системы, включив в нее помимо бюджетов и внебюджетные государственные социальные фонды. В БК РФ определяются понятия бюджетного устройства, бюджетные регулирования. Он закрепил основные принципы бюджетной деятельности, основы бюджетного процесса. Подробно регламентирует порядок составления, рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

Также источником финансового права является ФЗ №115-ФЗ от 15.08.1996 «О бюджетной классификации РФ», в соответствии с которым устанавливаются принципы бюджетной классификации в РФ.

Специальным источником бюджетного права является также ФЗ от 15.07.1992 «О субвенциях». Он устанавливает правовые основы оказания централизованной финансовой помощи субъектам России из федерального бюджета и других денежных фондов.

Нормы бюджетного права содержатся не только в специальном законодательстве, но и в нормативных актах более общего характера. На основе этих нормативных актов разрабатываются и принимаются нормативные акты субъектов, посвященные бюджетным правоотношениям.

Исходные начала бюджетного права также определяются в Конституции РФ, а также конституциях субъектов РФ. Например, в Конституции РФ указываются полномочии России в сфере бюджетной деятельности (статья 71), полномочия субъектов в бюджетной сфере (статьи 72-73), а также полномочия местного самоуправления в этой сфере (глава 8).

Поветкина Наталья Алексеевна

Подразделение НИФИ: Центр экономико-правового анализа

Должность: ведущий научный сотрудник

Ученая степень / звание: доктор юридических наук, доцент

Научные интересы:

Образование (год окончания, учебное заведение, специальность): 2000 год, Саратовская государственная академия права, квалификация: юрист

Опыт работы:
2012 по н.в. — заведующий отделом финансового, налогового и бюджетного законодательства, ИЗиСП

Научно-исследовательские работы, реализованные проекты:

Публикации:
1. Поветкина Н.А., Веремеева О.В. MODELS OF DIVERSIFICATION OF INVESTMENT PROJECTS IN ENTERPRISES / Поветкина Н.А., Веремеева О.В. MODELS OF DIVERSIFICATION OF INVESTMENT PROJECTS IN ENTERPRISES // International Journal of Civil Engineering and Technology (IJCIET). 2019. Volume 10, Issue 02, February 2019, pp. 1460-1466 (Scopus)
2. Поветкина Н.А. «Цифровой» бюджет: будущее или настоящее? / Поветкина Н.А. «Цифровой» бюджет: будущее или настоящее? // Финансовое право. 2019. № 8. С. 8-11.
3. Поветкина Н.А., Кудряшова Е.В. Налог: доход или расход бюджета? / Поветкина Н.А., Кудряшова Е.В. Налог: доход или расход бюджета? // Налоговед. 2019. № 7.
4. Поветкина Н.А., Кудряшова Е.В. Финансовая грамотность в фокусе права / Поветкина Н.А., Кудряшова Е.В. Финансовая грамотность в фокусе права // ЖРП. 2019. № 3.
5. Поветкина Н.А., Леднева Ю.В. «Финтех» и «регтех»: границы правового регулирования / Поветкина Н.А., Леднева Ю.В. «Финтех» и «регтех»: границы правового регулирования // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2018 год, № 2. (Web of science)
6. Поветкина Н.А. «Бюджетно-правовое инструменты повышения эффективности государственного управления» / Поветкина Н.А. «Бюджетно-правовое инструменты повышения эффективности государственного управления» // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 4 (Web of science)
7. Поветкина Н.А., Пятковская Ю.В., Трунцевский Ю.В., Рыжова Е.В. Мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер по предупреждению коррупционных правонарушений в налоговых органах / Поветкина Н.А., Пятковская Ю.В., Трунцевский Ю.В., Рыжова Е.В. Мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер по предупреждению коррупционных правонарушений в налоговых органах // Всероссийский криминологический журнал. 2018. № 5. С. 641-650. (Scopus)
8. Поветкина Н.А. Правовая форма интеграции информационных систем и информационных технологий в сферу публичных финансов / Поветкина Н.А. Правовая форма интеграции информационных систем и информационных технологий в сферу публичных финансов // Журнал российского права. 2018. № 5. С. 96-112.
9. Поветкина Н.А. Концепция финансовой устойчивости: международно-правовые аспекты понимания / Поветкина Н.А. Концепция финансовой устойчивости: международно-правовые аспекты понимания // Международное публичное и частное право. 2018. № 1. С. 21-25.
10. Поветкина Н.А. Национальная безопасность Российской Федерации: финансово-правовые условия обеспечения / Поветкина Н.А. Национальная безопасность Российской Федерации: финансово-правовые условия обеспечения // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2017. № 8. С. 12-21
11. Поветкина Н.А. Резервный фонд Президента Российской Федерации и Резервный фонд Правительства Российской Федерации: особенности правового режима / Поветкина Н.А. Резервный фонд Президента Российской Федерации и Резервный фонд Правительства Российской Федерации: особенности правового режима // Финансовое право. 2016. № 3. С. 3-9.
12. Поветкина Н.А., Мамцев Г.Э., Бедоева З.Н. Новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации: практические и теоретические вопросы / Поветкина Н.А., Мамцев Г.Э., Бедоева З.Н. Новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации: практические и теоретические вопросы// Журнал российского права. 2015. № 12 (228). С. 157-162.
13. Поветкина Н.А. Роль и значение доходов бюджета / Поветкина Н.А. Роль и значение доходов бюджета // Финансовое право. 2015. № 6. С. 15-21.

Читайте также  Размер стипндии в мерзляковке

Государственные награды:
1. Почетная грамота Счетной палаты Российской Федерации от 28 сентября 2015 г.;
2. Почетная грамота Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по бюджету и налогам от 07 июля 2015г.;
3. Благодарность Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по безопасности и противодействию коррупции от 6 октября 2014 г.;
4. Почетная грамота Федеральной налоговой службы от 22 июня 2015 г.;
5. Почетная грамота Федеральной службы по финансовому мониторингу от 15 сентября 2015 г.

Знание иностранных языков (какой язык и степень владения): английский (свободно)

Бюджетное право

В книге раскрыты основные понятия бюджетного права и процесса – предмет и система бюджетного права, его источники и нормы, принципы бюджетного права и процесса, бюджетная система Российской Федерации. Студенту без шпаргалки никуда! Удобное и красивое оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.

Оглавление

  • 1. Понятие бюджетного права. Предмет бюджетного права
  • 2. Система источников бюджетного права
  • 3. Бюджетные правоотношения
  • 4. Бюджетный процесс
  • 5. Бюджетная система и ее принципы
  • 6. Бюджетные полномочия Российской Федерации
  • 7. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
  • 8. Бюджетные полномочия муниципальных образований
  • 9. Участники бюджетного процесса. Представительные (законодательные) органы власти
  • 10. Участники бюджетного процесса. Исполнительные органы власти
  • 11. Участники бюджетного процесса. Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, органы Федерального казначейства
  • 12. Участники бюджетного процесса. Главные распорядители, распорядители, бюджетополучатели
  • 13. Доходы бюджета
  • 14. Расходы бюджета

Из серии: Шпаргалки

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бюджетное право предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

14. Расходы бюджета

Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета — это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с определенными расходными обязательствами в соответствии с установленным разграничением полномочий федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующего бюджета.

Расходы бюджета делятся на текущие и капитальные.

Согласно положениям ст. 67 БК РФ, капитальные расходы — это часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. При этом в составе капитальных расходов может быть сформирован бюджет развития.

Согласно положениям ст. 68 БК РФ, текущие расходы — часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

Согласно ст. 69 БК РФ расходы бюджетов могут осуществляться в следующих формах:

1) ассигнование на содержание бюджетных учреждений;

2) средства на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

Бюджетное право. Под ред. Сатаровой Н.А.

М.: Деловой двор, 200 9 . — 296 с. (Серия Business Court)

В учебнике изложены теоретические основы бюджетного права России, анализируется бюджетная система и бюджетное устройство России, раскрываются особенности бюджетных правоотношений, правового регулирования государственных и муниципальных доходов и расходов, государственного муниципального кредита, рассматривается правовой режим государственных и муниципальных денежных фондов, а также вопросы бюджетного контроля, полномочий участников бюджетного процесса, ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Учебник написан с учетом последних изменении бюджетного законодательства. Особое внимание уделено вопросам правового режима резервных фондов субъектов РФ, Фонда национального благосостояния, аудита бюджета.

Издание предназначено для студентов юридических и экономических факультетов, аспирантов и преподавателей вузов, научных и практических работников, а также всех, кто интересуется проблемами бюджетного права.

Формат: pdf

Размер: 965 Кб

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 2
Глава 1. Понятие бюджетного права 3
1.1. Бюджет как объект правового регулирования 3
1.2. Понятие, предмет, метод бюджетного права 4
1.3. Источники бюджетного права 6
1.4. Бюджетное законодательство РФ 9
1.5. Наука бюджетного права 11
Глава 2. Бюджетная система Российской Федерации 13
2.1. Бюджетное устройство и бюджетная система: понятие и содержание 13
2.2. Принципы бюджетной системы Российской Федерации 15
2.3. Бюджетная классификация Российской Федерации 18
Глава 3. Бюджетные правоотношения 22
3.1. Понятие и сущность бюджетных правоотношений 22
3.2. Межбюджетные отношения: особенности и правовая характеристика 29
Глава 4 . Правовое регулирование доходов бюджетов 33
4.1. Понятие и виды доходов бюджетов 33
4.2. Доходы федерального бюджета 37
Виды налоговых доходов, полностью зачисляемые в федеральный бюджет 37
Налоговые доходы, частично зачисляемые в федеральный бюджет 38
Неналоговые доходы, полностью зачисляемые в федеральный бюджет 39
Суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства РФ 40
4.3. Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации 41
4.4. Доходы местных бюджетов 44
Глава 5. Правовое регулирование расходов бюджетов 50
Глава 6. Правовой режим государственных и муниципальных денежных фондов 56
6.1. Понятие, виды и значение государственных и муниципальных денежных фондов 56
6.2. Правовой режим бюджетных фондов 58
6.3. Правовое регулирование государственных внебюджетных фондов 63
Глава 7. Государственный и муниципальный долг 67
7.1. Понятие и значение государственного и муниципального долга 67
7.2. Формы (виды) государственного и муниципального долга 70
7.3. Основания прекращения долговых обязательств Российской Федерации, ее субъекта и муниципального образования, их списание с государственного долга Российской Федерации и ее субъекта, муниципального долга 77
7.4. Ответственность по долговым обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 79
Глава 8. Бюджетный процесс 80
8.1. Понятие и стадии бюджетного процесса 80
8.2. Полномочия участников бюджетного процесса 84
8.3. Составление проектов бюджетов 101
8.4. Рассмотрение и утверждение проектов бюджетов 104
8.5. Исполнение бюджетов 109
8.6. Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности 117
Глава 9. Бюджетный контроль 120
9.1. Понятие и содержание бюджетного контроля 120
9.2. Органы бюджетного контроля 122
9.3. Формы и методы бюджетного контроля 128
9.4. Аудит бюджета 130
Глава 10. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства 132
10.1. Общая характеристика ответственности за нарушение бюджетного законодательства 132
10.2. Бюджетное правонарушение 133
10.3. Меры принуждения, применяемые к нарушителям бюджетного законодательства 134
Программа дисциплины «Бюджетное право» 139
Тема 1. Понятие бюджетного права 139
Тема 2. Бюджетная система Российской Федерации 139
Тема 3. Бюджетные правоотношения 140
Тема 4. Правовое регулирование доходов бюджетов 140
Тема 5. Правовое регулирование расходов бюджетов 140
Тема 6. Правовой режим государственных и муниципальных денежных фондов 141
Тема 7. Государственный и муниципальный долг 141
Тема 8. Бюджетный процесс 141
Тема 9. Бюджетный контроль 142
Тема 10. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства 142
Литература 142

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «