Договор комиссии на реализацию медикаментов

Отражение операций по отпуску лекарственных препаратов по договору комиссии

«Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 3

Законодательством РФ не запрещен отпуск лекарственных средств в рамках договора комиссии, заключаемого между аптекой и уполномоченной фармацевтической организацией. В числе аптечных учреждений могут быть и государственные (муниципальные) аптеки. О том, как отразить в учете операции, связанные с реализацией товаров по данному договору, расскажем в статье.

Отношения по договору комиссии регулируются гл. 51 ГК РФ. Участниками данного договора являются две стороны (комиссионер и комитент), в роли которых могут выступать организации, индивидуальные предприниматели и даже граждане.

Согласно ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.

Договор комиссии может быть заключен:

  1. на определенный срок или без указания срока его действия;
  2. с указанием или без указания территории его исполнения;
  3. с обязательством комитента не предоставлять третьим лицам права совершать в его интересах и за его счет сделки, совершение которых поручено комиссионеру, или без такого обязательства;
  4. с условиями или без условий относительно ассортимента товаров, являющихся предметом комиссии.

При этом в соответствии со ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего.

Статьями 999, 1000 и 1001 ГК РФ определено, что по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии, а комитент — принять от комиссионера все исполненное по указанному договору и освободить его от обязательств, принятых им на себя, перед третьим лицом по исполнению комиссионного поручения. При этом комитент, помимо уплаты комиссионного вознаграждения, а в соответствующих случаях и дополнительного вознаграждения за делькредере, обязан возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы.

С учетом изложенного доходом комитента от операций по реализации комиссионером товаров в рамках договора комиссии признается вся полученная комитентом сумма денежных средств, включая комиссионное вознаграждение комиссионера.

При этом комитент признает в составе доходов от реализации товаров выручку в момент (на дату) поступления денежных средств от комиссионера на свой расчетный счет в банке и (или) в кассу (Письмо Минфина России от 02.08.2011 N 03-11-11/202).

Далее рассмотрим порядок отражения операций по льготному лекарственному обеспечению по договору комиссии у комитента и комиссионера.

Бухгалтерский учет операций у комиссионера

Как было отмечено выше, сторонами договора комиссии являются комитент и комиссионер. В роли комиссионера в данном случае выступает то юридическое лицо, которое непосредственно будет заниматься отпуском лекарственных препаратов льготной категории граждан.

В силу ст. 996 ГК РФ товары (лекарственные препараты), поступившие от комитента — уполномоченной фармацевтической организации для дальнейшей реализации, не могут быть отражены на балансе комиссионера, так как не являются его собственностью. Следовательно, они подлежат учету на забалансовом счете. Для этих целей для коммерческих организаций в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 004 «Товары, принятые на комиссию», где раскрывается информация о наличии и движении товаров, принятых на комиссию в соответствии с договором.

Далее необходимо отметить, что для государственных (муниципальных) учреждений в Инструкции N 157н не предусмотрен счет, предназначенный для учета товаров, полученных по договору комиссии. В связи с этим, по нашему мнению, для отражения операций, связанных с реализацией товаров, полученных по договору комиссии, можно использовать забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение», поскольку он по своей сути хоть как-то приближен к отражению вышеуказанных операций.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н.

Для справки. В соответствии с п. 335 Инструкции N 157н забалансовый счет 02 предназначен для учета материальных ценностей, принятых учреждением на хранение, в переработку, материальных ценностей, изъятых в возмещение причиненного ущерба, за исключением материальных ценностей, являющихся согласно законодательству РФ вещественными доказательствами и учитываемых обособленно, а также материальных ценностей, полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения имущества в собственность государства и передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении его полномочия собственника (имущество, полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество и т.п.).

Другим альтернативным вариантом является введение главным распорядителем дополнительного забалансового счета (например, счета 27 «Товары, принятые на комиссию»).

В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Минфина России от 21.12.2011 N 180н (далее — Указания N 180н), поступление на лицевой счет государственного (муниципального) учреждения по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, денежных средств в виде комиссионного вознаграждения за осуществление комиссионной продажи товаров следует отражать по коду 000 3 02 01000 00 0000 130 «Доходы от оказания услуг» с указанием соответствующего кода главного администратора доходов бюджета — федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местной власти), в ведении которого находится учреждение.

Налог на добавленную стоимость. На основании пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в целях налогообложения реализацией товаров согласно ст. 39 НК РФ является переход права собственности на товар от продавца к покупателю. Поскольку при передаче лекарственных препаратов комиссионеру их собственником продолжает оставаться уполномоченная фармацевтическая компания — комитент, у него не возникает объекта обложения НДС и, следовательно, отсутствует обязанность по начислению суммы налога и выставлению соответствующего счета-фактуры. Это подтверждается и Письмом Минфина России от 18.05.2007 N 03-07-08/120. Судьи также поддерживают такую точку зрения. На это указано, в частности, в Постановлении ФАС СЗО от 05.10.2010 по делу N А56-18122/2010.

Единый налог на вмененный доход. В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, в том числе розничной торговли.

Согласно ст. 346.28 НК РФ плательщиками ЕНВД признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен этот налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую ЕНВД (в частности, розничную торговлю).

Статьей 346.27 НК РФ установлено, что розничная торговля — это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Пунктом 1 ст. 11 НК РФ определено, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено указанным Кодексом.

Согласно ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», утвержденному Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст, комиссионная торговля — это розничная торговля, предполагающая продажу комиссионерами товаров, переданных им для реализации третьими лицами (комитентами), по договорам комиссии.

Таким образом, в целях применения гл. 26.3 НК РФ комиссионная торговля как один из видов розничной торговли подпадает под обложение ЕНВД для отдельных видов деятельности (Письмо Минфина России от 21.12.2010 N 03-11-06/3/167).

Рассмотрим отражение операций на примере.

Пример 1. Бюджетное учреждение — центральная районная больница (ЦРБ) имеет в своем составе структурное подразделение — фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). По договору комиссии ФАП получил от аптечной сети лекарственные препараты на сумму 70 000 руб. для реализации жителям сельских поселений. Вознаграждение, выплачиваемое по окончании сделки после представления отчетных документов, составляет 5000 руб. Сумма, полученная от продажи медикаментов, перечислена ЦРБ на расчетный счет аптеки. ЦРБ является бюджетным учреждением, которое освобождено от обязанностей налогоплательщика в соответствии с п. 1 ст. 145 НК РФ.

В учете сделаны следующие бухгалтерские записи:

Счет 304 06 «Расчеты с прочими кредиторами» предназначен для учета расчетов с кредиторами по операциям, возникающим в ходе ведения деятельности учреждения, не предусмотренных для отражения на иных счетах Единого плана счетов (п. 281 Инструкции N 157н).

Бухгалтерский учет операций у комитента

В роли комитента государственное (муниципальное) учреждение может выступать в редких случаях, однако данные договорные отношения наблюдаются в ряде субъектов РФ. Законами субъектов РФ установлено, что лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан осуществляется за счет средств областного бюджета, которые направляются в виде целевых субсидий в государственные (муниципальные) учреждения. Последние закупают лекарственные препараты и передают их в аптеки для выдачи по бесплатным рецептам врачей местному населению. В этом случае государственное (муниципальное) учреждение выступает в роли комитента.

Обратите внимание! В данной ситуации происходит переход права собственности на товары. Следовательно, обязанность по начислению НДС возникает у комитента в момент их отгрузки комиссионером покупателю. Таким образом, обязанность по выписке счета-фактуры появляется у юридического лица — комитента в тот момент, когда комиссионер передает право собственности на комиссионный товар покупателю. Согласно п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база по НДС определяется исходя из отпускной цены лекарственного препарата комиссионером. Ставка налога в этом случае устанавливается в соответствии со ст. 164 НК РФ и составляет 10%.

Расходы на уплату комиссионного вознаграждения в соответствии с Указаниями N 180н отражаются по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Рассмотрим, как в этой ситуации отражаются в учете финансово-хозяйственные операции.

Пример 2. В феврале 2012 г. бюджетное учреждение — ЦРБ получило целевую субсидию на приобретение лекарственных средств для отдельных категорий граждан в сумме 91 540 руб. В следующем месяце оно закупило лекарственные средства у поставщика на сумму 88 000 руб. (в том числе НДС — 10% (8000 руб.)). В апреле 2012 г. учреждение (комитент) передало для отпуска аптеке (комиссионеру) лекарственные средства на сумму 88 000 руб. (в том числе НДС — 10% (8000 руб.)). 30.04.2012 ЦРБ получила отчет комиссионера о том, что весь товар отпущен. За реализацию медикаментов комитент должен выплатить комиссионеру денежное вознаграждение в размере 3540 руб. (в том числе НДС — 18% (540 руб.)). Денежные средства комиссионеру перечислены на расчетный счет организации.

Читайте также  Готовые претензии к продавцу

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

В соответствии со ст. 146 НК РФ безвозмездная передача товаров (работ, услуг) признается реализацией, подлежащей обложению НДС.

Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2. Предположим, что ЦРБ имеет льготу по уплате НДС в соответствии со ст. 145 НК РФ.

В бухгалтерском учете были сделаны следующие записи:

От общего к частному: как скажется на рынке появление индивидуальных упаковок

Новые электронные системы — новые правовые формы

Digital-проекты ставят своей целью «оцифровать» целые отрасли экономики, где все активности участников будут «прописаны» как типовые процессы или заранее заданные алгоритмы. Мы с вами будем «жить» в этих заранее заданных процессах, при этом классический вопрос юриста, что будет в случае нарушения правила, иногда полностью снимается, так как система просто не дает возможности что-либо сделать иначе.

Если присмотреться внимательнее к этим IT-документам, которые имеют самые разные названия: маршрутные карты, руководства операторов, статусные модели, паспорта процессов, то мы увидим, что это и есть новые правила, по которым нам предстоит жить. Не важно, являетесь вы IT-специалистом или нет, вам со временем придется вчитываться в эти блок-схемы, чтобы понять, как вывести товар на рынок, как правильно принять или отправить товар, как отразить его внутреннее перемещение и т.д.

Давайте более предметно обсудим, что нового привносит в правовую жизнь информационная система мониторинга лекарственных средств.

Каждая упаковка лекарства теперь индивидуальна

Внедрение индивидуальной кодировки лекарств перевело лекарства из разряда вещей, переделенных родовыми признаками, в разряд вещей индивидуально-определенных. До вступления в силу маркировки препараты выпускались и отслеживались серийно.

Конечно, производители могли наносить на них свои дополнительные знаки или отметки, но, с точки зрения закона, лекарства определялись именно сериями. Теперь у каждой упаковки появился свой электронный паспорт.

В чем практический смысл изменения? Например, если вы как собственник передали по договору комиссии сторонней аптечной организации 255 упаковок на реализацию, а затем по суду решили истребовать их и получили исполнительный лист, то судебные приставы должны изъять именно ваши 255 упаковок, а не любые аналогичные по торговому наименованию, дозировке и серии. Нужно будет считать все двоичные коды и подтвердить, что это именно те самые 255 упаковок.

Говоря юридическим языком, после появления на фармацевтическом рынке кодированных лекарственных средств появился новый арсенал вещно-правовых мер защиты, таких как:

  • статья 398 ГК РФ «Последствия неисполнения обязательства передать индивидуально-определенную вещь»;
  • статья 301 ГК РФ «Истребование имущества из чужого незаконного владения»;
  • статья 302 ГК РФ «Истребование имущества от добросовестного приобретателя».

ИС МДЛП следит за правами на лекарства

В связи с тем, что права на каждую упаковку стали индивидуальными, неизбежно мониторинг лекарств потребовал мониторинга права. И хотя пока ИС МДЛП нельзя считать реестром прав на лекарства, уже сейчас можно сказать, что информацию из этой системы возможно использовать в спорах о правах на лекарства.

Если в Постановлении № 1556 от 14.12.2018 «Об утверждении положения о системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения» термины права собственности, владения и пользования упоминаются редко, то в «Паспорте процессов автоматизированных в информационной системе мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения Версия 1.34», размещенном на сайте «Честный знак», есть даже различные алгоритмы перехода прав на лекарственные препараты:

  • когда ввод в оборот лекарств осуществляется собственником, отличным от производителя лекарственных средств, осуществляющего производственную стадию упаковки во вторичную упаковку, то в ИС МДЛП необходимо зарегистрировать операцию передачи лекарств его собственнику (п. 3.1.1 Паспорта процессов);
  • при смене собственника лекарства в зоне таможенного контроля субъектом обращения, осуществляющим передачу прав собственности на препарат, регистрируется соответствующая операция в ИС МДЛП (п. 3.5 Паспорта процессов);
  • в отношении лекарств, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, могут совершаться сделки, предусматривающие передачу прав владения, пользования и (или) распоряжения этими лекарствами (п. 3.3.1 Паспорта процессов);
  • отмена субъектом обращения лекарственных средств ранее зарегистрированной операции возможна только в случае, если после такой операции не были совершены действия с переходом права собственности на лекарственные препараты (п. 52 Постановления № 1556);
  • субъект обращения лекарственных средств при передаче лекарственных препаратов другому субъекту обращения лекарственных средств в рамках гражданско-правовых отношений должен в обязательном прядке предоставлять в ИС МДЛП сведения о типе гражданско-правовых отношений субъектов обращения лекарственных средств (п. 2 Приложения № 6 Постановления № 1556);
  • в п. 4.7.2 Паспорта процессов преду­смотрены отдельные алгоритмы передачи лекарств для дальнейшей реализации в интересах и за счет владельца (агентский договор, договор комиссии), т.е. те случаи, когда реализацией препаратов занимается не собственник.

Федеральная налоговая служба также не отстает от общего тренда и в Приказе от 19.12.2018 № ММВ-7-15/820 «Об утверждении формата счета-фактуры, формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг), включающего в себя счет-фактуру, и формата представления документа об отгрузке товаров (выполнении работ), передаче имущественных прав (документа об оказании услуг) в электронной форме» требует в подтверждение передачи имущественных прав на товар, включенный в обязательную систему маркировки, предоставлять «Номер средств идентификации товаров».

Помимо понятных фискальных целей контроля перехода прав на товары это неизбежно приведет к замене документальных доказательств перехода прав на товар — электронными сведениями из ИС МДЛП и других ресурсов системы «Честный знак».

Получается, программные алгоритмы будут регулировать порядок экономических процессов в реальной жизни, т.е. по сути — содержать в себе нормы обязательного поведения, а значит, могут быть скрытым источником права.

Правовые новеллы в проектах приказов Минпромторга

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов regulation.gov.ru были размещены три проекта приказов Минпромторга об утверждении типовой формы договора безвозмездного пользования движимым имуществом: регистраторами эмиссии, выбытия и предоставления удаленного доступа. Эти проекты приказов также содержат в себе интересные идеи с точки зрения права.

1. Бессрочная безвозмездная передача имущества между коммерческими организациями

Вспоминая слова М.И. Брагинского и В.В. Витрянского (Договорное право. Договоры о передаче имущества. 4-е изд., стереотип. М., 2002. Кн. 2.) «безвозмездные отношения как таковые являются, несомненно, антитезой предпринимательских отношений», приходится отметить, что, видимо, известные юристы ошибались. В проектах приказов «Об утверждении типовой формы договора безвозмездного пользования движимым имуществом» по состоянию на 11.06.2019, размещенных Минпромторгом России, коммерческая организация ООО «ЦРПТ» предоставляет в безвозмездное пользование другим коммерческим организациям (участникам фармацевтического рынка) на безвозмездной основе устройства регистрации эмиссии и регистрации выбытия.

Таким образом, после вступления в силу данных приказов, дискуссия о возможности предоставления имущества в бессрочное безвозмездное пользование между коммерческими организациями должна, видимо, окончательно прекратиться, как и любые подозрения со стороны ФНС, что указанные договоры прикрывают дарение, так как проекты типовых договоров, предложенные Минпромторгом, имеют автоматическую пролонгацию на не­ограниченное количество раз, т.е. по сути бессрочные.

2. Удаленное пользование вещью без владения

Не менее интересным является третий проект приказа Минпромторга России «Об утверждении типовой формы договора безвозмездного пользования движимым имуществом путем предоставления удаленного доступа».

В этом документе предлагается интересная для вещного права схема пользования вещью без владения через удаленный доступ. В п. 1.3 проекта договора четко сформулировано, что «оборудование является собственностью оператора, находится у оператора и во владение участнику не передается». При этом нужно отметить, что договор, предложенный в проекте, строится не по схеме оказания услуг, а именно через вещно-правовые отношения, т.е. через пользование конкретным оборудованием в количестве трех единиц. Дело в том, что ранее в гражданском вещном праве существовала идея того, что пользование без владения невозможно, но, видимо, в этой дискуссии также будет поставлена точка после вступления в силу этого приказа.

Если суммировать сказанное с обсуждением правового регулирования интернет-торговли лекарственными средствами и вопрос использования автоматизированных способов доставки через постаматы, то можно отметить, что «цифровая» реальность в ближайшей перспективе значительно изменит фармацевтический рынок.

И, чем раньше мы увидим в программных алгоритмах новые правила ведения бизнеса и начнем соизмерять их с действующими нормами права, тем меньше ошибок будет совершено и тем легче будет происходить внедрение новых систем в реальную жизнь.

Комиссионная торговля в 1С: Бухгалтерии – учёт у комитента

Поскольку рынок предлагает множество товаров, компании всё чаще обращаются к комиссионной торговле. Без неё сложнее реализовать весь товар, а небольшой розничной компании может быть непросто закупить его в нужном объёме из-за недостатка оборотных средств. В результате ведение комиссионной торговли приносит выгоду обеим сторонам – и комитенту, и комиссионеру. Для оформления такой сделки используется договор комиссии – в нём фиксируются как права, так и обязательства каждой стороны. Далее будет рассказано о том, как при ведении комиссионной торговли учитывать её операции у комитента через 1С: Бухгалтерию.

В первую очередь следует настроить программу. Для этого отправьтесь в раздел «Администрирование», далее перейдите во вкладку «Функциональность», а оттуда в «Торговлю». Здесь нужно поставить галочку как показано на скриншоте ниже. Когда программа будет настроена, в разделе «Продажи» вы сможете найти новый документ под названием «Отчёт комиссионера (агента) о продажах». Ещё станет доступным новый вид договора с контрагентами, его название – «С комиссионером (агентом) на продажу».

Далее следует научиться отражать передачу товара агенту. Правообладателем после заключения комиссионной сделки останется комитент, потому оформлять передачу нужно с помощью проводки Дт 45.01 Кт 41.01. Для её формирования в программе 1С: Бухгалтерия перейдите в раздел «Продажи» и создайте там документ «Реализация». Договор с комиссионером отвечает за то, чтобы операция была правильно отражена.

Читайте также  Договор оказания услуг с физическим лицом исполнителем

Выбрать необходимо не только вид договора, а ещё и способ расчёта вознаграждения агента, закреплённый в этом договоре. Доступно несколько видов:

  • процент от суммы продажи;
  • от разности сумм;
  • без расчёта.

В примере выбран первый вариант. Чтобы было проще вести расчёт, выставьте 10% и сохраните договор.

Теперь стоит вернуться к документу «Реализация». Выберите в нём номенклатуру «Товары» и проверьте счета учёта – после этого можно проводить документ. Оформить состоявшуюся передачу товара комиссионеру нужно будет и документально: для этого распечатывается накладная ТОРГ-12 при помощи кнопки «Печать».

После того, как товар будет продан покупателю, и комиссионер пришлёт отчёт об этом, нужно на основе документа «Реализация» ввести «Отчёт комиссионера (агента) о продажах».

На скриншоте сверху открыта вкладка «Главное» этого документа. На этой вкладке перейдите по гиперссылке и замените 62.01 на 76.09.

Проданные товары будут отображаться во вкладке «Реализация», там же можно посмотреть дату счёта-фактуры. Отмеченные на скриншоте далее сведения будут заполнены автоматически.

Если часть товаров так и осталась не проданной, и агент их намерен вернуть, это нужно отразить во вкладке «Возвраты».

Выплаты агенту от покупателя отмечаются в следующей вкладке – «Денежные средства». Последняя вкладка может использоваться для указания получателя и отправителя груза, если они не совпадают с покупателем и поставщиком.

При проводке документа произойдёт движение по целому ряду счетов:

  • На сумму себестоимости проданных товаров – Дт 90.02.1 Кт 45.01.
  • Выручки – Дт 76.09 Кт 90.01.1.
  • НДС от продажи – Дт 90.03 Кт 68.02.
  • Комиссионного вознаграждения с НДС – Дт 60.01 Кт 76.09
  • Его же без НДС – Дт 44.01 Кт 60.01
  • НДС с вознаграждения – Дт 19.04 Кт 60.01.

Комиссионер выпишет счёт-фактуру за свои услуги. Его следует зарегистрировать во всё том же отчёте комиссионера.

Печать счёта-фактуры проводится из раздела «Продажи», где можно найти подраздел «Счета-фактуры выданные». Он будет отображён в Книге продаж.

Для проверки задолженности комиссионера формируется сальдово-оборотная ведомость как на следующем скриншоте.

Следует завершающий этап сделки: выявляется разница между суммой продажи и средствами, причитающимися комиссионеру. В рассматриваемом случае проще всего будет, опираясь на отчёт комиссионера о продажах, ввести документ поступления денежных средств как на следующей картинке.

Выполняется проверка счёта расходов, после которой останется лишь провести документ. Учёт у комитента проведён, всё оформлено в точном соответствии с правилами.

«Не попасть под штраф». Сельские аптеки не пережили маркировку

Аптечные пункты в труднодоступных селах Республики Коми оказались под угрозой закрытия. С начала 2021 года вступил в силу запрет на комиссионную торговлю лекарствами, из-за которого в поселках и в деревнях фармацевтам аптеки пришлось закрыть. Кроме того, не все точки оказались подготовленными к введению обязательной маркировки препаратов, требующей покупки дополнительного оборудования. Корреспондент Север.Реалии разбирался, как жить и лечиться, если лекарства негде купить.

«В нашем поселке закрывается аптека. Просьба принести, у кого имеется, свои долги до 26 февраля после 12 часов. В субботу будем вывозить остатки товара обратно в Усть-Кулом», – такое объявление появилось в больнице Югыдъяга Усть-Куломского района на юге Коми в конце зимы.

С 2021 года в России вступил в силу запрет на комиссионную продажу лекарств. Много лет по этой системе аптечные сети открывали филиалы в отдаленных районах: занимали помещения сельских амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП) и нанимали на работу местных сотрудников, выплачивая процент от продаж больнице и фармацевту. Это избавляло их от необходимости строить собственные точки в малонаселенных пунктах и от дополнительных трат на сотрудника. После запрета бедным поселкам придется выделить из бюджета средства на эти расходы, а также самостоятельно закупать лекарства. Под силу это далеко не всем.

«Мама лежала с инсультом на полу электрички». Недоступная медицина

Путин и бревно

Югыдъяг находится посреди тайги в 260 км от Сыктывкара, столицы республики. На языке коми «югыд яг» означает «светлый бор», но светлого в жизни поселка немного. В 1930-х, во время сталинской депортации сюда свозили поволжских немцев. Заключенные расположенного здесь отделения ГУЛАГа и спецпереселенцы работали на лесозаготовках. Еще в Югыдъяге гордятся тем, что в начале 1970-х здесь работал Владимир Путин. Местные жители хорошо помнят, как будущий президент в молодости менял старые бревна на новые в поселковой пекарне в составе студенческого стройотряда.

Сегодня в Югыдъяге живут полторы тысячи человек. Около двух десятков малых предприятий заняты лесом: заготовкой, переработкой, вывозом. Работают средняя школа и дом культуры с обновленной библиотекой. Участковая больница находится в отдалении – в трех километрах от Югыдъяга. Там же аптечный пункт.

– Как таковой аптеки в центре поселка у нас нет. Только при больнице продают, но там мало что есть, противопростудных препаратов мало, пункт работает до обеда только. Плюс идти далеко. Ладно мы, молодые, сходим, а бабушке уже не добраться, – говорит пенсионер Владимир Мамонтов. – А недавно еще и появилось объявление, что и эта аптека закрывается. Как теперь быть: ехать в районный центр за 100 километров за уколами?

Нерентабельный бизнес

Фармацевтический бизнес в труднодоступных районах Коми много лет контролировал государственный оператор ГУП «Государственные аптеки Республики Коми» (ГАРК). Именно ГАРК закупал лекарства у поставщиков и продавал их в помещениях ФАПов и сельских амбулаторий в селах и поселках.

С 2015 года из-за финансовых проблем предприятия пришлось закрыть почти половину аптек: из 94 осталось 57 аптечных пунктов. Как сообщили в пресс-службе министерства здравоохранения республики, которому подчиняется ГУП «ГАРК», в последний год финансовое положение предприятия стабилизировалось, а в 2020 году удалось восстановить ранее закрытые аптеки в пяти поселках региона. Но в начале 2021 года ГАРКу пришлось прекратить поставки в районы, где продажа лекарств проводилась по комиссионной схеме.

«С 1 января 2021 года на территории Российской Федерации начали действовать новые правила продажи товаров. Согласно пункту 32 (постановления №2463.СР), не допускается комиссионная торговля лекарственными препаратами. В связи с этим медицинские организации вынуждены были расторгнуть договоры комиссии с поставщиками и заключить прямые договоры закупки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения», – сообщили в Минздраве Коми.

Разрешить аптечный кризис в отдаленных поселках Коми поручили районным больницам. Это, например, Корткеросская ЦРБ и Усть-Куломская ЦРБ. Они занимались продажей лекарств по комиссионной схеме по договору с ГУП «ГАРК».

– Это был договор комиссии между нами и ГУП «ГАРК». Мы им предоставляли место и работника. Место у нас было лицензированное, работник обучен. Они 8% от суммы реализации платили работнику и 2% нам за использование помещения. Потом вышло постановление правительства, которое запрещает торговать лекарствами по договору комиссии. Как только им запретили работать, просто разорвали договор и ушли, потому что организовывать свое помещение им невыгодно, – объяснил Север.Реалии главный врач Усть-Куломской центральной районной больницы Дмитрий Пермяков.

Региональный Минздрав поручил главному врачу «закрыть вопрос» с аптеками в Усть-Куломском районе самостоятельно: организовать поставки лекарств и начать их продажу уже без помощи ГУП «ГАРК».

– У нас 15 таких точек с аптечными пунктами: ФАПы, участковые больницы, кое-где просто врачи общей практики. Мы сейчас сами заключаем договоры на поставку лекарств, чтобы не попасть под штрафы от антимонопольной службы и налоговой. Поскольку это мы в первый раз делаем, вероятность попасть в различные неприятности достаточно большая, никакого юридического сопровождения мы, строго говоря, не имеем, – говорит Пермяков.

Сканеры и Витамин Д

В середине февраля газета «Звезда» Корткеросского района Коми опубликовала открытое письмо жителей села Нившера президенту Владимиру Путину. Жаловались в том числе на закон о маркировке лекарств, предполагающий обязательное с 1 июля 2020 года сканирование всех препаратов, поступающих в аптеку и убывающих из нее после продажи.

«В аптечном пункте отсутствует специальное оборудование: онлайн-кассы, сканер для считывания штрих-кодов и программное обеспечение. Наше село находится в 67 км от ближайшего населенного пункта, где сегодня можно купить лекарственные препараты. Автобусное сообщение не ежедневное, цена билета в одну сторону по маршруту от села Нившера до села Сторожевск – 250 рублей. Просим Вас решить вопрос с финансированием специального оборудования по маркировке лекарственных препаратов и принять положительные меры по сохранению аптечного пункта в Нившерской врачебной амбулатории», – говорится в письме.

Средняя стоимость аптечного сканера кодов сегодня составляет около 18 тысяч рублей. Самое дорогое в новой системе – покупка и настройка программного обеспечения для интеграции с кассой. По подсчетам местных жителей, обновление сельской аптеки обойдется в сумму до 150 тысяч рублей, которых в администрации нет.

– Некоторые постановления правительства ущемляют права сельских жителей! Все лекарства, которые попали под маркировку, теперь невозможно купить: желчегонное, мочегонное, лекарства от сахарного диабета, от повышенного давления. Даже элементарного витамина Д для детей нет, поливитаминов тоже нет. Постоянно тоже ведь не поедешь из-за этого за 67 км, – считает местная жительница Ирина.

Аптечный туризм

Поселок Елецкий находится в самой северной части Коми, у подножия хребтов Приполярного Урала. Возник он при строительстве железнодорожной магистрали в Лабытнанги Ямало-Ненецкого автономного округа как части неудавшегося сталинского проекта «Стройка 501», предполагавшего пуск поездов в Сибирь.

В Елецком живут всего 300 человек: большинство работают на железной дороге, обслуживают сообщение между Коми и Ямало-Ненецким автономным округом. Другие работают на газовой магистрали «Газпрома».

В отличие от Нившеры и Югыдъяга, аптеки в Елецком не было никогда. Первую помощь жителям оказывает местный фельдшер.

Читайте также  Зарплата украинцу наличными или на карту

– Вопрос об аптеке давно стоит остро. Я уже на пенсии, и если бы там хотя бы была полноценная медицинская помощь, я бы там остался. А так, лекарств там нет, и с медициной плохо, – рассказал бывший житель Елецкого Сергей. В 2018 году он решил переехать в Воркуту из поселка, в котором проработал больше 20 лет.

Юридически Елецкий – это часть Воркуты, до которой 160 км по железной дороге. Быстрее – примерно на час – доехать до Лабытнанги в ЯНАО. Поезд идет четыре часа и стоит 342 рубля в одну сторону. Поезд вечерний, то есть путешественнику придется задержаться в городе на ночь, чтобы утром уехать обратно.

В январе 2020 года помощник координатора Воркутинского отделения ЛДПР Алексей Ивашкин по просьбе местных жителей направил главе республики Владимиру Уйбе обращение с просьбой организовать аптечный пункт в Елецком.

– Минздрав допускает, что ближайший аптечный пункт может находиться в 70 километрах от поселка. И если смотреть по карте, то до Воркуты порядка 50 километров. Но факт в том, что автодорожное сообщение между Воркутой и Елецким отсутствует. Можно доехать только по железной дороге, а это 160 км. Они даже не представляют, что такое Воркута и Елецкий, – рассказал Север.Реалии Ивашкин.

Начальник отдела по работе с поселком Елецкий воркутинской администрации Валентина Скрябина говорит, что местные жители уже привыкли заказывать нужные лекарства фельдшеру, которая по работе иногда выезжает в Воркуту, однако были бы рады, если бы аптека появилась в поселке.

Временное решение

После жалоб местных жителей и внимания СМИ аптечный пункт в Нившере открыли. Торговая точка в амбулатории Югыдъяга по указанию Дмитрия Пермякова также возобновила работу в начале марта. Правда, доступны там не все препараты – продают только те, которые были произведены до 1 июля 2020 года, то есть не попали под закон об обязательной маркировке.

В администрации Республики Коми Север.Реалии сообщили, что региональный Минздрав составил план по обеспечению лекарствами поселковых больниц, где отсутствуют аптеки, а ГУП «ГАРК» предложил амбулаториям помочь с поставками товара. «Обеспечение лекарственными препаратами вышеуказанных аптечных пунктов сохранено. Вопросы оснащения необходимым оборудованием относятся к приносящей доход деятельности и находятся в компетенции руководителей медицинских организаций», – отметил руководитель администрации главы Республики Коми Игорь Божков.

Образец договора комиссии на реализацию лекарств, заключаемого между юридическими лицами

Одна сторона – Комиссионер обязуется по поручению другой стороны – Комитента совершить сделки от своего имени, но за счет Комитента. Комитент обязан уплатить Комиссионеру вознаграждение. Комиссионер обязан действовать по указаниям Комитента, при отступлении от этого правила, он обязан уведомить об этом Комитента в разумный срок.

Вещи, которые получил Комиссионер от Комитента, являются собственностью Комитента, ответственность за утрату этого имущества несет Комиссионер.

По исполнении договора Комиссионер обязан предоставить отчет. Комитент обязан принять все исполненное по договору и известить Комиссионера об обнаруженных недостатках. В любое время Комитент вправе отказаться от договора, оплатив все убытки Комиссионеру. Комиссионер не вправе отказаться от исполнения договора.

ДОГОВОР КОМИССИИ

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

1.1. Согласно настоящему договору Комиссионер обязуется по поручению Комитента за вознаграждение совершать для Комитента от своего имени реализацию лекарственных средств, именуемая в дальнейшем «Продукция».

1.2. Ассортимент, качество, количество и цену продукции определяет «Комитент» на основании заказа «Комиссионера» в акте передачи на ответственное хранение.

1.3. В течение всего срока ответственного хранения право собственности на продукцию остается за «Комитентом».

1.4. Комиссионер обязуется поддерживать полную номенклатуру товара Комитента согласно прайс-листа.

2. ЦЕНА

2.1. Поставка продукции производится каждый раз по согласованным между сторонами ценами (протокол согласования цен) (приложение № к Договору), включая транспортные расходы и оформляется передаточной накладной.

2.2.Цена продукции ответственного хранения равняется цене, указанной в передаточной накладной (приложение № к Договору) с учетом НДС по ставке согласно главе 21 Налогового Кодекса Российской Федерации:

  • лекарственные травы по ставке %;
  • целебные чаи по ставке %.

2.4. Комиссионер осуществляет реализацию продукции по ценам не ниже указанных в актах передачи. Дополнительная выгода – целиком Комиссионеру.

3.КАЧЕСТВО ПРОДУКЦИИ

3.1. Качество продукции, маркировка и упаковка должны соответствовать действующей нормативно-технической документации и удостоверяться сертификатами качества Комитента.

3.2.Остаточный срок годности продукции, отгружаемой Комиссионеру, должен составлять не менее % от установленного срока годности на эту продукцию.

3.3. Комиссионер не вправе без согласования с Комитентом использовать продукцию, по которой ему заявлена претензия по качеству.

3.4. Комитент вправе получить у Комиссионера образцы продукции, которая признана некачественной для проведения арбитражного анализа. Некачественная продукция должна быть возвращена Комитенту за его счет в течение дней с момента сообщения о несоответствии качества требованиям нормативно-технической документации.

4. СДАЧА-ПРИЕМКА ПРОДУКЦИИ

4.1. Продукция считается сданной Комитентом и принятой Комиссионером:

  • по качеству – согласно сертификатам ее изготовителей;
  • по количеству – по числу мест и количеству, указанным в счете-фактуре.

4.2. В случае обнаружения недостачи продукции или ее повреждений Комиссионер должен не позднее рабочих дней с момента получения продукции составить об этом акт. Вызов представителя Комитента обязателен.

4.3. О скрытых недостатках, которые невозможно выявить во время приемки продукции, Комиссионер незамедлительно извещает Комитента по мере их выявления с предоставлением актов. Решение о дальнейшем использовании такой продукции принимает Комитент, в течение календарных дней, Возврат бракованной продукции производится за счет Комитента.

5.УСЛОВИЯ ХРАНЕНИЯ И УЧЕТ ПРОДУКЦИИ

5.1. Комиссионер обязан своевременно сообщать Комитенту точный адрес своего склада, где находится продукции, а также о перемене адреса склада.

5.2. Комиссионер гарантирует, что склад надлежащим образом оборудован и позволяет обеспечить полную сохранность продукции, и ее надлежащее хранение отдельно от другого товара и аналогичной продукции других поставщиков, способных принести вред товару Комитента.

5.3. Представители Комитента вправе в любое время по согласованию с Комиссионером посещать склад для контроля наличия и состояния поставляемой продукции, а также в целях ознакомления с документацией, относящейся к этому складу.

5.4. В случае образовавшейся на складе недостачи или произошедших повреждений продукции по вине Комиссионера, последний обязан в течение 24-х часов с момента их обнаружения сообщить об этом Комитенту с предоставлением подтверждающих документов. Убытки должны быть возмещены Комиссионером по цене продукции, действующей в данном отчетном периоде.

6.ПЛАТЕЖИ И ВЗАИМОРАСЧЕТЫ

6.1. Комиссионер ежемесячно до числа после отчетного периода направляет Комитенту отчет (уведомление) о реализации продукции (Приложение № ) по состоянию на число каждого месяца.

6.2. После предоставления отчета Комиссионер обязуется произвести оплату по документам на реализованную продукцию.

6.3. Комиссионер производит расчеты с Комитентом с удержанием своего вознаграждения в размере % от суммы реализации продукции Комитента, с оформлением соответствующего акта и счет-фактуры. При реализации Комиссионером продукции по ценам ниже полученных от Комитента, Комиссионер принимает разницу в цене на свой счет.

6.4. Комиссионер принимает на себя, в случае необходимости, затраты по проведению рекламных и маркетинговых услуг по продвижению продукции Комитента, а также проведения повторного лабораторного анализа.

7.ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

7.1.Комиссионер берет на себя обязательства, связанные с ведением склада, обеспечивает профессиональное хранение продукции, и ее поддержание в надлежащем состоянии.

7.2.Комиссионер несет полную материальную ответственность за целостность и сохранность поставляемой ему на склад продукции в ценах ответственного хранения с момента получения продукции от Комитента.

7.3. В случае не реализации продукции, находящейся на складе, возврат этой продукции Комитенту или передача ее третьим лицам осуществляется только по распоряжению и разрешению Комитента.

7.5.В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ.

8. АРБИТРАЖ

8.1. Все споры и разногласия, которые могут возникнуть в связи с выполнением данного Договора, должны регулироваться путем установления взаимопонимания. В случае срыва переговоров на внесудебном уровне споры подлежат рассмотрению в арбитражном суде г. .

8.2. Все вопросы, не предусмотренные настоящим договором, решаются в соответствии с требованиями нормами действующего законодательства РФ.

9.СРОК ДЕЙСТВИЯ ДОГОВОРА

9.1.Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до « » 2021 года с учетом исполнения сторон взятых на себя обязательств.

9.2. Положение настоящего Договора продолжают применять и после истечения срока действия Договора до тех пор, пока не будут окончательно урегулированы все взаиморасчеты и другие обязательства сторон по настоящему Договору.

10.ПОРЯДОК ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ДОГОВОРА

10.1. Договор может быть прекращен досрочно по следующим основаниям:

  • неисполнение или ненадлежащее исполнение одной из сторон своих обязательств;
  • соглашение сторон;
  • задержка Комиссионером платежа за реализованный товар более дней;
  • невыплата вознаграждения Комиссионеру более чем за дней.

10.2. Договор также может быть прекращен вследствие обстоятельств непреодолимой силы в течение более дней.

10.3. Во всех случаях при расторжении Договора производится сверка взаимных расчетов, о чем составляется соответствующий акт. Вся продукция, нереализованная Комиссионером к моменту составления такого акта, в течение дней подлежит возврату на склад Комитента.

11.ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

11.1. Все изменения и дополнения к настоящему Договору должны быть совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то лицами. Полномочия доверенных лиц по настоящему Договору подтверждаются в письменной форме.

11.2. Ни одна из сторон не имеет права передавать свои права и обязанности третьей стороне без письменного согласия другой стороны.

11.3. Стороны обязуются извещать друг друга об изменениях своего юридического адреса и других реквизитов не позднее трех дней с даты их изменения.

11.4.Настоящий Договор составлен и подписан в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой стороны.

12.ФОРС-МАЖОР

12.1. Стороны по настоящему соглашению не несут ответственности, если выполнению обязательств препятствуют форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, войны, блокады). О наступлении указанных обстоятельств, стороны немедленно оповещают друг друга с обязательным подтверждением компетентных органов.