Иностранный адвокат осуществляющий адвокатскую деятельность в рф

Иностранный адвокат осуществляющий адвокатскую деятельность в рф

Статья 2. Адвокат

О выявлении конституционно-правового смысла абз. 1 п. 1 ст. 2 см. Постановление КС РФ от 18.07.2019 N 29-П.

1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность. Адвокат является независимым профессиональным советником по правовым вопросам. Адвокат не вправе вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением научной, преподавательской и иной творческой деятельности, а также занимать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности.

Адвокат вправе совмещать адвокатскую деятельность с работой в качестве руководителя адвокатского образования, а также с работой на выборных должностях в адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее также — адвокатская палата), Федеральной палате адвокатов Российской Федерации (далее также — Федеральная палата адвокатов), общероссийских и международных общественных объединениях адвокатов.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 20.12.2004 N 163-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Оказывая юридическую помощь, адвокат:

1) дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;

2) составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;

3) представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;

4) участвует в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;

5) участвует в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;

6) участвует в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;

7) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;

8) представляет интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации;

9) участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;

10) выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.

3. Адвокат вправе оказывать иную юридическую помощь, не запрещенную федеральным законом.

4. Представителями организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления в гражданском и административном судопроизводстве, судопроизводстве по делам об административных правонарушениях могут выступать только адвокаты, за исключением случаев, когда эти функции выполняют работники, состоящие в штате указанных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления, если иное не установлено федеральным законом.

5. Адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

6. Адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в специальном реестре, порядок ведения которого определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Без регистрации в указанном реестре осуществление адвокатской деятельности адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации запрещается.

Иностранные адвокаты в российском гражданском процессе

Страницы в журнале: 103-106

И.В. ВОРОНЦОВА,

кандидат юридических наук, доцент, докторант кафедры гражданского процесса Саратовской государственной академии права

Рассматриваются проблемы оказания юридической помощи иностранными адвокатами по гражданским делам в судах общей юрисдикции; анализируются нормы Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» на предмет наличия в них ограничений на право представления иностранными адвокатами интересов своих клиентов.

Ключевые слова: представитель, иностранный адвокат, иностранные граждане, реестр иностранных адвокатов.

Foreign lawyers in the Russian civil procedure

The article is devoted to the problems of foreign lawyers’ legal aid in the civil procedure in common law courts. The article examines the rules of the law “About lawyers’ activity and the Bar in the Russian Federation” if there are any restrictions of foreign lawyers’ right to represent their clients’ interests.

Keywords: representative, foreign lawyer, foreign citizens, a register of foreign lawyers.

Судебное представительство есть не что иное, как предусмотренный правовыми нормами способ (механизм) реализации участником судебного разбирательства своих процессуальных прав и обязанностей в случаях отсутствия у него гражданской процессуальной дееспособности или иной невозможности осуществлять собственными действиями процессуальные права и обязанности стороны или третьего лица[1].

В действующем законодательстве предусмотрены некоторые ограничения в институте представительства, и касаются они иностранных граждан. Иностранные граждане в Российской Федерации могут поручить представлять свои интересы Иностранной юридической коллегии (Инюрколлегии), которая осуществляет представительство по делам с участием иностранцев, или иной юридической фирме, обладающей соответствующей лицензией. Следует согласиться, что наиболее квалифицированную помощь иностранец может получить через адвоката, хотя, анализируя законодательство, можно прийти к выводу, что интересы иностранного гражданина может представлять также любой дееспособный иностранный гражданин.

Следует отметить, что деятельность адвоката иностранного государства в России закреплена законодательно. В статье 2 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — Закон) сказано, что адвокаты иностранных государств, осуществляющие адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, регистрируются федеральным органом исполнительной власти в области юстиции в специальном реестре, порядок ведения которого определяется Правительством РФ. Без регистрации в указанном реестре осуществление такой деятельности на территории нашей страны запрещается.

Во исполнение требований указанной статьи было принято постановление Правительства РФ от 19.09.2003 № 584 «Об утверждении Положения о ведении реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации», в котором содержится порядок ведения реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории России.

Кроме того, согласно п. 5 ст. 2 Закона адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства; а в соответствии с ч. 2 п. 5 ст. 2 Закона адвокаты иностранных государств не допускаются к оказанию юридической помощи на территории Российской Федерации по вопросам, связанным с государственной тайной Российской Федерации.

По мнению Н.А. Васильчиковой, в делах с участием иностранных граждан в качестве представителей должны выступать только адвокаты. Участие иностранных граждан в процессе имеет свои особенности, и только адвокаты могут оказать квалифицированную юридическую помощь[2]. В связи с этим, как отмечает Н.А. Васильчикова, в делах с участием иностранных лиц в качестве представителей должны выступать только адвокаты, что должно найти отражение в ГПК РФ путем дополнения ст. 49 частью второй следующего содержания: «Представителями в суде иностранных лиц могут быть только адвокаты»[3].

Следует заметить, что автор не детализирует, о каких адвокатах идет речь: о тех, которые получили статус адвоката в Российской Федерации, или о тех, которые получили этот статус в другом государстве? Логично было бы предположить, что речь следует вести об адвокатах вообще. Однако это не совсем так.

Часть 2 п. 5 ст. 2 Закона закрепляет правило о том, что адвокаты иностранного государства могут оказывать юридическую помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства. Толковать данное нормативное положение можно по-разному:

1) иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов помимо оказания любой юридической помощи, в том числе представления интересов своих клиентов в судах Российской Федерации, может оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства;

2) иностранный адвокат после регистрации в реестре иностранных адвокатов может только оказывать помощь на территории Российской Федерации по вопросам права данного иностранного государства.

Из содержания ст. 49 ГПК РФ, согласно которой представителями в российском суде могут быть любые дееспособные лица, имеющие надлежащим образом оформленные полномочия на ведение дела, за исключением лиц, указанных в законе, а не только адвокат, можно сделать вывод о том, что и иностранные адвокаты, и иные оказывающую юридическую помощь лица могут быть представителями в судах общей юрисдикции. Каких-либо ограничений на сей счет федеральное законодательство не содержит. Однако по прошествии двух лет с момента принятия Закона Совет Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации принял решение от 22.04.2004 (протокол № 5) «О приобретении статуса адвоката иностранными гражданами и адвокатами иностранных государств на территории Российской Федерации» (далее — решение ФПА), в котором разъяснил, что возможность приобретения статуса адвоката Российской Федерации в соответствии с п. 6 ст. 9 Закона предоставлена иностранным гражданам и лицам без гражданства в порядке, установленном данным Законом.

Читайте также  Как распределить приработок

Таким образом, адвокат иностранного государства может вести адвокатскую деятельность по вопросам права только того государства, гражданином которого он является (с обязательной регистрацией в специальном реестре). Приобретение статуса адвоката Российской Федерации лицом, являющимся одновременно адвокатом иностранного государства, действующим законодательством не предусмотрено.

Иностранные граждане и лица без гражданства вправе приобрести статус адвоката в установленном порядке, если при этом они не являются адвокатами других государств[4].

Следует согласиться с А.А. Кольцовым, который отмечает не совсем логичную ситуацию, когда адвокат иностранного государства вправе выступать в арбитражном суде в качестве представителя только по делу, касающемуся вопросов права данного государства при наличии регистрации в специальном реестре, а иное иностранное оказывающее юридическую помощь лицо — по всем делам, не обязательно затрагивающим вопросы применения иностранного права[5]. Указанный автор считает, что у иностранных адвокатов тем не менее есть выход — получение статуса адвоката в Российской Федерации после сдачи соответствующего квалификационного экзамена в соответствии со статьями 9—12 Закона. Однако разделить его предложение, сформулированное им еще до принятия указанного решения ФПА, уже нельзя.

Следует также поддержать мнение А.И. Муранова, который отмечает, что данное решение парадоксально: «по мысли совета, оказывается так, что тот, кто адвокатом никогда не был, более достоин стать российским адвокатом, нежели тот, кто с практической точки зрения в юриспруденции, как правило, более сведущ»[6].

В законопроекте «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» также регулируется порядок оказания юридических услуг иностранными гражданами и лицами без гражданства, которые не имеют приобретенного на территории Российской Федерации статуса адвоката, нотариуса или патентного поверенного. Предполагается, что такие лица будут допускаться к оказанию квалифицированной юридической помощи на территории России только в случаях, предусмотренных международными договорами и федеральными законами, и только по вопросам международного права и права тех государств, на территории которых они в установленном порядке признаны субъектами юридической помощи[7].

Однако не совсем понятно, чем вызвано желание компетентных органов ограничить участие иностранных адвокатов по делам своих клиентов в судах Российской Федерации. По мнению А.И. Муранова, очевидно, что данное решение является скорее политическим, нежели юридическим. Указание в решении ФПА на невозможность приобретения статуса российского адвоката иностранцами могло быть продиктовано желанием не допустить их через получение такого статуса к оказанию юридической помощи на территории России по вопросам, связанным с государственной тайной (недаром в решении ФПА есть упоминание о такой тайне). Но, как представляется, в большей степени данное решение обусловлено неправильно истолкованными отдельными корпоративными интересами, и в свете этого оно вполне объяснимо, хотя, если разобраться в вопросе о мнимой угрозе интервенции иностранных адвокатов, оно все равно ошибочно с точки зрения и политики, и указанных интересов[8].

Не касаясь деталей перечисленных и других причин, отметим, что мотивы таких ограничений остаются непонятными и потому, что действия государства направлены на расширение зоны экономического пространства, на взаимодействие с другими государствами в различных сферах общественной жизни, в связи с чем заключаются договоры, создаются рекомендации. В качестве примеров можно привести Рекомендации по осуществлению адвокатами и адвокатскими образованиями Российской Федерации международной адвокатской деятельности в странах—членах Европейского союза от 2 марта 2006 г.; Методические рекомендации об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации в сфере правовой помощи от 31 июля 2008 г.

Любопытен также и тот факт, что законодатель, ограничивая право иностранных адвокатов в осуществлении деятельности, одновременно в п. 8 ст. 2 Закона предусмотрел право адвоката представлять интересы доверителя в органах государственной власти, судах и правоохранительных органах иностранных государств, международных судебных органах, негосударственных органах иностранных государств, если иное не установлено законодательством иностранных государств, уставными документами международных судебных органов и иных международных организаций или международными договорами Российской Федерации. Таким образом, считаем уместным предложение о том, что подобные вопросы следует оговаривать в международных договорах об оказании юридической помощи; а пока этого не предвидится, следует внести в главу 43 «Общие положения» раздела V «Производство по делам с участием иностранных лиц» ГПК РФ статью «Представительство иностранных граждан», в которой отразить исключения из ст. 49 ГПК РФ.

Следует отметить, что это согласуется с международными требованиями. Положения международного права не запрещают государствам на своей территории устанавливать ограничения по допуску иностранных адвокатов к оказанию юридической помощи. VIII Конгресс ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями принял Основные принципы, касающиеся роли юристов (Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.), закрепив в них положение, согласно которому правительства, профессиональные ассоциации юристов и учебные заведения обеспечивают отсутствие дискриминации в ущерб какому-либо лицу в отношении начала или продолжения профессиональной юридической практики по признаку расы, цвета кожи, пола, этнического происхождения, религии, политических или иных взглядов, национального или социального происхождения, имущественного, сословного, экономического или иного положения, за исключением того, что требование, согласно которому адвокат должен являться гражданином соответствующей страны, не рассматривается как дискриминационное.

1 См.: Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть. — М., 2003. С. 257.

2 См.: Васильчикова Н.А. Право иностранных граждан в гражданском судопроизводстве: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. — СПб., 1997. С. 12.

3 См.: Она же. Производство по делам с участием иностранных лиц в российских судах: теория и практика: Дис. … д-ра юрид. наук. — СПб., 2003. С. 108.

4 См.: Вестн. Федеральной палаты адвокатов РФ. 2004. № 2(5). С. 6—7.

5 См.: Кольцов А.А. Участие иностранных лиц в российском арбитражном процессе: Дис. … канд. юрид. наук. — Саратов, 2004. С. 113.

6 Муранов А.И. Российское регулирование отношений с иностранными элементами: некоторые аспекты правового статуса и деятельности иностранных адвокатов. — М., 2006. С 26.

7 См.: Позднеева Т. Скоро все станем адвокатами? // Новое законодательство. 2009. № 1. С. 20.

Ведение реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации

Описание услуги

О государственной услуге

Предназначена для регистрации иностранного адвоката в реестре адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации и выдачи ему по результатам регистрации свидетельства, внесения в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества адвоката, аннулирования регистрации в реестре, выдачи повторного свидетельства в случае утраты или порчи свидетельства, предоставления информации, содержащейся в реестре (наименование государственной услуги в соответствии с пунктом 14 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 31 июля 2012 г. № 151 – государственная услуга по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации).

Кто может получить

Государственную услугу по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, результатом которой является регистрация в реестре; внесение в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества адвоката; аннулирование регистрации в реестре; выдача повторного свидетельства в случае утраты или порчи свидетельства – адвокаты иностранных государств, намеренные осуществлять (осуществляющие) адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации по вопросам права иностранного государства, либо их представители на основании доверенности, оформленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Государственную услугу по ведению реестра адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации, результатом которой является предоставление информации, содержащейся в реестре – любое заинтересованное физическое и юридическое лицо, а также орган государственной власти или местного самоуправления либо их представители.

Куда обратиться

В центральный аппарат Министерства юстиции Российской Федерации, по адресу: 117292, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 7, корп. 1, тел.: (499) 129-49-55, (499) 129-53-30 (для регистрации в реестре; внесении в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества адвоката; аннулировании регистрации в реестре; выдаче повторного свидетельства в случае утраты или порчи свидетельства).

Читайте также  Заполнить 3ндфл на возврат за ипотеку

Для получения выписки из реестра адвокатов иностранных государств предусмотрена возможность обращения лично или через законного представителя по адресу: 117292, г. Москва, ул. Кржижановского, д. 7, корп. 1; направления запроса с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг; направления запроса почтой по адресу: 119991, г. Москва, ул. Житная, д. 14 или направления запроса на официальном сайте Минюста России.

График работы:

Понедельник, вторник, 9.30 — 12.00, 13.30 — 17.00

Пятница 9.30 — 12.00, 13.30 — 16.00

Порядок получения государственной услуги

Получение услуги возможно в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (ознакомьтесь с инструкцией по порядку действий).

Документы, необходимые для получения услуги (представляются заявителем лично, через законного представителя или направляются почтовым отправлением):

Для регистрации в реестре:

1) заявление о регистрации в реестре на русском языке в подлинном экземпляре.

2) анкета на русском языке в подлинном экземпляре.

3) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, с нотариально заверенным переводом на русский язык;

4) копия документа, подтверждающего статус адвоката иностранного государства;

5) копия документа, подтверждающего легальность пребывания на территории Российской Федерации (в случае его непредставления заявителем Минюст России запрашивает его в Федеральной миграционной службе Российской Федерации с помощью единой системы межведомственного информационного взаимодействия);

6) 2 фотографии заявителя размером 3 x 4 см в цветном или черно-белом варианте, без светлого угла, на матовой тонкой фотобумаге (бюст, анфас, без головного убора). Допускается представление фотографий в головных уборах, не скрывающих овал лица, гражданами, религиозные убеждения которых не позволяют показываться перед посторонними лицами без головных уборов.

Для внесения в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества и выдачи нового свидетельства:

1) заявление адвоката иностранного государства о внесении в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества на русском языке в подлинном экземпляре.

2) копию документа, подтверждающего изменение фамилии, имени и (или) отчества заявителя, которая должна быть легализована, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, и переведена на русский язык (перевод должен быть нотариально заверен).

Для выдачи повторного свидетельства о регистрации – заявление о выдаче повторного свидетельства о регистрации на русском языке в подлинном экземпляре.

Для аннулирования регистрации адвоката иностранного государства в реестре:

1) заявление об аннулировании регистрации в реестре в случае аннулирования по инициативе заявителя на русском языке в подлинном экземпляре.

2) сообщение государственного органа об обстоятельствах, служащих основанием для аннулирования регистрации заявителя в реестре.

Для получения информации, содержащейся в реестре, в Министерство юстиции Российской Федерации представляется запрос любого заинтересованного физического (юридического) лица, органа государственной власти или местного самоуправления. Запрос представляется на русском языке в подлинном экземпляре. Запрос о предоставлении информации, содержащейся в реестре, подписывается соответствующим физическим лицом или уполномоченным лицом юридического лица или органа власти.

Консультации по вопросам, касающимся порядка представления заявителями документов, необходимых для предоставления государственной услуги, сроков предоставления государственной услуги, порядка обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц и принимаемых ими решений при предоставлении государственной услуги, предоставляются специалистами по телефону, электронной почте и на личном приеме.

Услуга предоставляется бесплатно.

Срок предоставления

Регистрация в реестре и оформление свидетельства о регистрации осуществляются в течение 3 месяцев со дня поступления в Министерство юстиции Российской Федерации необходимых для предоставления услуги документов.

Повторное свидетельство о регистрации, а также информация, содержащаяся в реестре, представляются не позднее 10 рабочих дней со дня поступления в Министерство юстиции Российской Федерации соответствующего заявления. Аннулирование регистрации в реестре осуществляется не позднее 10 рабочих дней со дня поступления в Министерство юстиции Российской Федерации заявления.

Результаты оказания государственной услуги

Результатами предоставления государственной услуги являются:

— регистрация в реестре, направление уведомления о регистрации в реестре и выдача заявителю свидетельства о регистрации;

— отказ в регистрации в реестре и направление уведомления об отказе в регистрации в реестре;

— внесение в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества заявителя, направление уведомления о внесении в реестр сведений об изменении фамилии, имени и (или) отчества и выдача заявителю нового свидетельства о регистрации;

— выдача повторного свидетельства о регистрации и направление уведомления заявителю о необходимости получения повторного свидетельства о регистрации;

— аннулирование регистрации в реестре и направление уведомления об аннулировании регистрации в реестре и необходимости возврата свидетельства о регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации;

— предоставление информации, содержащейся в реестре.

Основания для отказа

1) Заявителем представлены не все документы, необходимые для предоставления услуги;

2) Представленные документы не соответствуют требованиям, необходимым для предоставления услуги;

При устранении причин, указанных в пунктах 1 – 2, заявителю направляется уведомление о необходимости представления документов, соответствующих перечню и требованиям, установленным Административным регламентом. В случае регистрации в реестре заявитель вправе представить документы повторно.

3) Основанием для направления уведомления об отказе в регистрации является поступление в Министерство юстиции Российской Федерации из государственных органов в ответ на запросы о проверке достоверности представленных заявителем документов информации о представлении заявителем недостоверных документов и (или) сведений.

Сведения о нормативных правовых актах, регулирующих предоставление государственной услуги, содержатся в Административном регламенте.

Иностранные адвокаты в России

Минюст разработал проект дополнения в Закон об адвокатуре и адвокатской деятельности

Поправкой планируется наделить Правительство РФ полномочиями по установлению требований к порядку деятельности адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории РФ.

Законопроектом, копия которого поступила в ФПА РФ, ст. 2 указанного закона дополняется п. 7 следующего содержания: «7. Требования к адвокатам иностранных государств и условия оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации».

Как сообщалось ранее, готовящиеся поправки имеют целью наделение Правительства РФ полномочиями по установлению требований к порядку деятельности адвокатов иностранных государств, осуществляющих деятельность на территории РФ. Документ разрабатывается Минюстом России в соответствии с планом законопроектной деятельности Правительства РФ на 2017 г., утвержденным в начале января.

Ранее исполнительный вице-президент ФПА РФ Андрей Сучков назвал вполне ожидаемым внесение в законодательство об адвокатуре поправок, направленных на совершенствование правового регулирования отношений, возникающих в связи с участием адвокатов иностранных государств в оказании юридической помощи в России.

«Существующее в настоящее время законодательное регулирование в этом вопросе весьма лаконично: зарубежные адвокаты должны быть зарегистрированы в специальном реестре Минюста, они могут оказывать юридическую помощь на территории России лишь по вопросам права данного иностранного государства, и им запрещено вести дела, связанные с государственной тайной. Однако вопросы адвокатской деятельности гораздо обширнее, и изложенные нормы не охватывают всего многообразия этой работы», – пояснил Андрей Сучков.

«Вместе с тем неурегулированным остается ряд вопросов, касающихся установления требований к адвокатам иностранных государств и условий оказания ими юридической помощи на территории Российской Федерации. Также отмечаем, что в настоящее время законодательно не установлен контроль за деятельностью адвокатов иностранных государств при оказании юридической помощи», – подчеркивает Минюст.

В документе отмечается, что, в частности, следует установить обязанность иностранных адвокатов по уведомлению Минюста о прекращении ими статуса адвоката в иностранном государстве, решении суда о признании адвоката виновным в совершении преступления, о признании его недееспособным или ограниченно недееспособным, «а равно и другой информации, которая может иметь значение для целей предоставления государственной услуги».

В документе отдельно подчеркивается, что регламентации также требуют вопросы обязательного установления для адвокатов иностранных государств правил поведения при осуществлении ими профессиональной деятельности в России.

Разработка Минюстом документа, устанавливающего конкретные требования и условия, планируется после принятия предложенного законопроекта Госдумой во втором чтении.

«Самое интересное начнется, когда станут разрабатывать требования к зарубежным коллегам, – подчеркнул Андрей Сучков, отметив, что законопроект нельзя назвать революционным. – И тут возникает множество вопросов. Начиная от подтверждения адвокатского статуса и его действительности на настоящий момент, отсутствия факта его приостановления и прекращения, а также продления статуса, если такие процедуры предусмотрены национальным законодательством страны, где адвокатский статус был получен».

Кроме того, он заметил, что поскольку зарубежный адвокат попадает в профессиональную среду, где действуют определенные писанные этические нормы, то он должен знать эти требования. «Возможно, будет поставлен вопрос о необходимости сдачи адвокатом иностранного государства теста на знание Кодекса профессиональной этики адвоката, как это в настоящее время делают претенденты на получение статуса российского адвоката», – предположил Андрей Сучков.

Читайте также  Образцы документов досрочное снятие с временной регистрации

Он также не исключил возможного распространения на зарубежных адвокатов и дисциплинарных процедур за этические нарушения, допущенные при осуществлении адвокатской практики на территории России. «Если эта тема будет обсуждаться, то встанет вопрос о том, органы какой региональной адвокатской палаты будут рассматривать такие дела», – заметил он, сообщив, что российская адвокатура выскажет свое мнение по этим и другим вопросам регулирования деятельности адвокатов иностранных государств на территории России, если Правительство РФ привлечет ФПА РФ к обсуждению этой темы.

По плану данный законопроект должен быть представлен в Правительство РФ уже в октябре, а в Государственную Думу ФС РФ внесен в декабре. Согласно паспорту разрабатываемого нормативного акта он должен вступить в силу в декабре 2017 г.

Могут ли иностранные адвокаты оказывать юридическую помощь в Казахстане?

Могут ли иностранные адвокаты оказывать юридическую помощь, в том числе участвовать в судопроизводстве на территории Республики Казахстан? Как эти вопросы регулируются нормами внутреннего законодательства и международными договорами?

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Закона Республики Казахстан «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» адвокатом является гражданин Республики Казахстан, имеющий высшее юридическое образование, получивший лицензию на занятие адвокатской деятельностью, являющийся членом коллегии адвокатов и оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе в рамках адвокатской деятельности, регламентируемой указанным Законом.

Согласно пункту 6 статьи 46 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» полномочия иностранного адвоката, осуществляющего свою деятельность на основании соответствующего международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, подтверждаются документами, удостоверяющими личность, статус адвоката и его полномочия на оказание юридической помощи.

Уголовное судопроизводство

Согласно части 2 статьи 66 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан в качестве защитников по уголовному делу участвуют только адвокаты. Иностранные адвокаты допускаются к участию в деле в качестве защитников, если это предусмотрено международным договором Республики Казахстан с соответствующим государством на взаимной основе, в порядке, определяемом законодательством.

Судопроизводство по гражданским делам

В соответствии с частью 1 статьи 58 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан представителями по поручению в суде могут быть следующие лица:

2) работники юридических лиц:

  • по делам этих юридических лиц, а государственных органов – по делам этих государственных органов и их территориальных подразделений;
  • по делам иных юридических лиц, если такие юридические лица находятся под контролем (прямым или косвенным) одного и того же лица;

3) уполномоченные профессиональных союзов – по делам рабочих, служащих, а также других лиц, защита прав и интересов которых осуществляется этими профессиональными союзами;

4) уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций, а также права и интересы других лиц (например, объединения по защите прав потребителей; организации, осуществляющие управление имущественными правами авторов на коллективной основе и т.п.);

5) один из соучастников по поручению других соучастников;

6) лица, являющиеся членами палаты юридических консультантов (юридические консультанты).

Специальных положений по участию иностранных адвокатов в гражданском судопроизводстве ГПК РК не содержит. В связи с этим подлежит применению пункт 6 статьи 46 Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», предусматривающий необходимость наличия международного договора.

Производство по делам об административных правонарушениях

В соответствии с частью 2 статьи 748 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях в качестве защитников по делам об административных правонарушениях участвуют только адвокаты. Иностранные адвокаты допускаются к участию в деле в качестве защитников, если это предусмотрено международным договором Республики Казахстан с соответствующим государством на взаимной основе, в порядке, определяемом законодательством.

Возможность получения статуса адвоката или регистрации в уполномоченном органе

Процедура получения адвокатского статуса для иностранных граждан в Казахстане отсутствует, поскольку обязательным условием получения такого статуса является наличие гражданства Республики Казахстан.

Также в Казахстане отсутствует процедура регистрации иностранного адвоката в уполномоченном государственном органе, такая как, например, процедура включения в реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации.

Международные договоры Республики Казахстан

В соответствии со статьей 15 Соглашения между Республикой Казахстан и Российской Федерацией о статусе воинских формирований Российской Федерации, временно находящихся на территории Республики Казахстан, подписанного в Москве 20 января 1995 года, при необходимости выполнения компетентными органами Республики Казахстан процессуальных и оперативно-разыскных действий в местах дислокации такие действия выполняются по согласованию между компетентными органами Российской Федерации и компетентными органами Республики Казахстан. Процессуальные действия с лицами, входящими в состав воинских формирований Российской Федерации, членами их семей, арестованными или задержанными компетентными органами Республики Казахстан, производятся с участием представителей Российской Стороны по их просьбе, и наоборот. В этих случаях арестованный, задержанный (равно как и объединяемый, подсудимый) вправе пользоваться услугами адвоката, в том числе адвоката — гражданина Российской Федерации.

Другие ратифицированные международные договоры с другими государствами, содержащие специальные положения о регулировании деятельности иностранных адвокатов на территории Республики Казахстан, в настоящее время отсутствуют.

Обязательства, вытекающие из членства Республики Казахстан в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС)

По Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, ратифицированному Законом Республики Казахстан от 14 октября 2014 года, Республика Казахстан, как и все остальные государства – члены ЕАЭС, сохраняет право на применение ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий.

Протокол о торговле услугами, учреждении, деятельности и осуществлении инвестиций (Приложение №16 к Договору о Евразийском экономическом союзе) в пункте 21 устанавливает, что каждое государство-член в отношении всех мер, затрагивающих торговлю услугами, предоставляет услугам, поставщикам и получателям услуг другого государства-члена режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при таких же (подобных) обстоятельствах своим собственным таким же (подобным) услугам, поставщикам и получателям услуг.

Несмотря на положения пункта 21, каждое государство-член в отношении услуг, поставщиков и получателей услуг другого государства-члена может применять отдельные ограничения и условия, указанные в национальных перечнях или в приложении № 2 данному Протоколу (согласно пункту 23 Протокола).

В соответствии с пунктом 24 Протокола каждое государство-член предоставляет лицам любого государства-члена в отношении учреждения и деятельности режим не менее благоприятный, чем режим, предоставляемый при таких же (подобных) обстоятельствах своим собственным лицам на своей территории.

Несмотря на положения пункта 24 настоящего Протокола, каждое государство-член в отношении учреждения и деятельности лиц любого государства-члена может применять отдельные ограничения и условия, указанные в национальных перечнях или в приложении № 2 к Протоколу (в соответствии с пунктом 26 Протокола).

Индивидуальный национальный перечень ограничений, изъятий, дополнительных требований и условий в рамках Евразийского экономического союза для Республики Казахстан утвержден Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года №112. В пункте 12 данного Перечня содержится указание на то, что адвокатом может быть только гражданин Республики Казахстан. Таким образом, Договор о ЕАЭС не предоставляет адвокатам из стран-участниц ЕАЭС осуществлять адвокатскую деятельность на территории Казахстана.

Обязательства Республики Казахстан, вытекающие из членства во Всемирной торговой организации (ВТО)

Перечень специфических обязательств Республики Казахстан по услугам применительно к подсектору «Юридические услуги» содержится в Приложении 2 к Докладу рабочей группы. «Специфические обязательства в области торговли услугами». Код документа WT/ACC/KAZ/93/Add.2.

В соответствии с указанным Перечнем отсутствуют ограничения доступа на рынок и ограничения по национальному режиму для подсектора «Юридические услуги», который включает консультации, представительство и участие в согласительных процедурах по праву страны, где поставщик услуг квалифицирован в качестве юриста и по международному праву, за исключением:

  • нотариальных услуг;
  • уголовного законодательства Республики Казахстан (часть КОП 861*).

Выводы

Таким образом, в настоящее время возможности для иностранных адвокатов оказывать юридическую помощь в Республике Казахстан, в том числе участвовать в судопроизводстве, существенно ограничены.

Отсутствие соответствующих международных договоров не позволяет иностранным адвокатам выступать в качестве защитников по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях, а также в качестве представителей по гражданским делам.

Со ссылкой на обязательства Республики Казахстан при вступлении в ВТО иностранные адвокаты из государств-членов ВТО могут на территории Республики Казахстан давать консультации и осуществлять представительство только по праву той страны, в которой адвокат имеет соответствующий статус, а также по международному праву.