Какая ст вырубка леса коментареи

Комментарий к статье 260 УК РФ Незаконная рубка лесных насаждений

1. Рассматриваемое преступление является достаточно распространенным, в некоторые годы составляет до трети всех регистрируемых экологических преступлений, характеризуется высокой латентностью. Его общественная опасность заключается в том, что вред причиняется в первую очередь лесам, имеющим большое народно хозяйственное значение, играющим важную роль во внешнеторговой деятельности, предохраняющим от разрушения плодородные почвы, способствующим улучшению климата и водного режима, наконец, являющимся «легкими» планеты.

2. Объект преступления — общественные отношения по охране и рациональному использованию лесных насаждений.

Предметом преступления являются лесные насаждения, а также деревья, кустарники и лианы, произрастающие на землях лесного фонда, в лесах, не входящих в лесной фонд, на землях транспорта, населенных пунктов (поселений), на землях водного фонда и землях иных категорий (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14).

Не являются предметом рассматриваемого преступления деревья и кустарники, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных насаждений, на приусадебных дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

3. Завладение деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, следует квалифицировать не по ст. 260, а как хищение чужого имущества.

4. Согласно Лесному кодексу РФ лес понимается как экологическая система или как природный ресурс. Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные, эксплуатационные и резервные. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10 Лесного кодекса РФ).

С учетом особенностей правового режима защитных лесов выделяются следующие их категории:

а) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

б) леса, расположенные в водоохранных зонах;

в) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в 1 и 2 поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в 1, 2 и 3 зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов; ценные леса; государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры). К особо защитным участкам лесов относятся: берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами; постоянные лесосеменные участки; участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; другие особо защитные участки лесов.

В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

Эксплуатационными признаются леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения их полезных функций. Отнесение лесов к эксплуатационным и установление их границ осуществляются органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Резервными считаются леса, в которых в течение 20 лет не планируется осуществлять заготовку древесины.

Запрещенными к порубке являются деревья, кустарники и лианы, относящиеся к редким и исчезающим видам и занесенные в Красные книги Российской Федерации или ее субъектов. Согласно Перечню видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 02.08.2010 N 271 , запрещена рубка 50 видов (пород) деревьев (береза карельская, береза Максимовича, береза Радде, береза Шмидта, дзельква, дуб зубчатый, дуб курчавый, каштан посевной и др.) и 6 видов кустарников (жимолость Толмачева, калина Райта, клекачка колхидская, клекачка перистая, падуб Сугероки, экзохорда пильчатолистная).

СЗ РФ. 2007. N 13. Ст. 1580.

5. С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в незаконной рубке или повреждении до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.

Под незаконной порубкой следует понимать рубку деревьев, кустарников и лиан без лесорубочного билета, ордера или рубку по лесорубочному билету, ордеру, выданным с нарушением действующих правил рубок, а также рубку, осуществляемую не на том участке или за его границами, сверх установленного количества, не тех пород или не подлежащих рубке деревьев, кустарников и лиан, как указано в лесорубочном билете, ордере, до или после установленных в лесорубочном билете или ордере сроков рубки, рубку деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке соответствующими нормативными правовыми актами, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда (п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.98 N 14).

Повреждение до степени прекращения роста может проявляться в раздроблении, уничтожении части растения (корневой системы, ветвей и пр.) и т.д., которое нарушает способность деревьев, кустарников и лиан к продолжению роста. Оно может быть при наезде транспортным средством на насаждения, рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок и складов, возведении хозяйственных сооружений и т.п.

6. Состав рассматриваемого преступления формальный, преступление считается оконченным с момента: а) порубки, т.е. полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня; б) повреждения их до степени прекращения роста (гибели). Представляется ошибочным отнесение рассматриваемого состава преступления к числу материальных . В статье 260 значительный размер характеризует деяние, а не последствие преступления.

Например: Практический комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Х.Д. Аликперова, Э.Ф. Побегайло. М., 2001. С. 651 и др.

7. Значительным размером признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством РФ таксам, превышающий 5000 руб. (см. Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается, утв. Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 ).

СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2437.

8. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины (умысел — прямой). Мотивы преступления для квалификации значения не имеют, но, как правило, преобладают корыстные, что необходимо учитывать при определении вида и размера наказания.

9. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

10. От административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.28 КоАП РФ, рассматриваемое преступление в основном отличается тем, что: а) объективная сторона административно-правового деликта сформулирована шире, в нее в качестве самостоятельного деяния также включено выкапывание деревьев, кустарников или лиан, лесных культур, молодняка естественного происхождения, подроста или самосева в лесах либо сеянцев и саженцев в лесных питомниках или на плантациях; б) для наступления административной ответственности не требуется совершение деяния в значительном размере.

11. Квалифицирующими признаками являются: а) совершение рассматриваемого преступления группой лиц; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) в крупном размере.

Понятие «группа лиц» необходимо определять с учетом положений ст. 35 УК.

О содержании признака «лицом с использованием своего служебного положения» см. комментарий к ст. 256.

Преступление признается совершенным в крупном размере, если исчисленный по соответствующим таксам ущерб превышает 50 тыс. руб.

Уголовная ответственность наступает по ч. 3 ст. 260 при незаконной рубке или повреждении лесных насаждений либо не отнесенных к ним деревьев, кустарников или лиан, совершенных в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

О совершении преступления группой лиц по предварительному сговору и организованной группой см. комментарий к ст. 35.

Особо крупным размером признается ущерб, превышающий 150 тыс. руб.

Вырубка леса на Байкале ради БАМа: экологическая катастрофа или острая необходимость?

До 31 декабря 2024 года разрешают выводить строительство проекта Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей из-под целого ряда экологических ограничений, в частности, позволяя сплошную вырубку леса на Байкале.

«Строительство, реконструкция объектов инфраструктуры (объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры), необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, на землях лесного фонда допускаются с проведением сплошных рубок и переводом указанных земель в земли иных категорий», – гласит закон.

Отмечается, что перечень объектов инфраструктуры, устанавливается правительством РФ в соответствии с ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В указанный перечень наряду с такими объектами включаются мероприятия по охране окружающей среды, связанные со строительством, реконструкцией таких объектов. При этом не допускается включать в этот перечень объекты, предназначенные для постоянного или временного проживания граждан, а также для осуществления рекреационной и иной деятельности, не связанной с обеспечением функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в составе БАМа и Транссиба.

Новость о разрешении вырубки подняла волну негодования. Но на следующий день после принятия поправок в ответ на просьбу журналистов прокомментировать данную законодательную инициативу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сказал: «Не знаком, не буду комментировать. Фактически давайте ознакомимся и потом будем об этом говорить».

Хотя о том, что правительство намерено разрешить вырубку леса на Байкале для БАМа и Транссиба, широкой общественности стало известно еще годом ранее – в июле прошлого года, когда были опубликованы соответствующие поправки. Уже тогда экологи предупреждали, что это разрушит экосистему региона. В ответ они предложили рассмотреть другие варианты размещения объектов железнодорожной инфраструктуры.

При этом в ОАО «РЖД» тогда пояснили, что расположенные на территории Иркутской области, Республики Бурятии и Забайкальского края участки БАМа и Транссиба исторически оказались включенными в границы Байкальской природной территории. «Для увеличения пропускной способности БАМа и Транссиба необходимы модернизация и расширение отдельных объектов инфраструктуры, проведение работ вдоль полосы отвода существующих железных дорог, для чего требуются изменения в федеральный закон «Об охране озера Байкал», – отмечал представитель монополии.

Читайте также  Вычитаются ли алименты с отпускных

Кроме того, в конце июля 2019-го председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев, заявлял, что депутаты проследят, чтобы вырубки леса для расширения БАМа и Транссиба не нанесли вред экосистеме Байкала. «Чтобы расширить БАМ, нужно убрать полоску леса. Хочу напомнить, что согласно принятому закону об обязательном лесовосстановлении эта полоска должна быть в обязательном порядке высажена на территории данного региона. Изначально эта железная дорога строилась как магистраль, которая связывает Дальний Восток с Центральной Россией. И это единственная подобная магистраль», – сказал тогда он.

О том, что депутаты Госдумы обещают контролировать вырубку леса, говорит и заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту и строительству Владимир Афонский. Он отмечает, что БАМ, который огибает озеро Байкал с севера, никогда не был чисто коммерческим проектом. «Это проект, скорее, инфраструктурно-геополитический. Сейчас принята программа модернизации дороги, ключевой момент которой – создание двух путей по всей ее протяженности. Программа направлена на увеличение пропускной, провозной способности узких мест, которые сильно сдерживают прогнозируемый грузовой поток. Мы сегодня видим, что даже при падении объемов перевозок БАМ и Транссиб работают на пределе своей возможности», – говорит депутат.

Он подчеркивает, что еще в прошлом году Владимир Путин поручил правительству до следующего года начать реализацию мер по сохранению и воспроизводству уникальных водных и биологических ресурсов озера Байкал. «Это значит, что правительство обязательно будет учитывать поручение президента при проектных работах», – поясняет В. Афонский.

Депутат напоминает о планах по увеличению провозной способности БАМа и Транссиба до 180 млн т к 2024 году, а также подходов к портам Азово-Черноморского бассейна. «Развитие Байкало-Амурской магистрали многие эксперты называют «великим будущим России». Реконструированная магистраль сегодня должна служить не только внутренним интересам страны, она призвана расширить торговые связи с нашими восточными партнерами – Китаем, Кореей, Японией», – резюмирует он.

Вместе с тем не все депутаты Госдумы изначально поддерживали данные изменения. Но несмотря на это поправки все же были приняты. За проголосовали всего 313 парламентариев, против – 41 и еще один воздержался. Одним из противников стал депутат от КПРФ, член комиссии Госдумы по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства и член комитета по бюджету и налогам Михаил Щапов. По его мнению, которое он в том числе выражает на своей странице в Facebook, закон позволяет строить экологически опасные объекты прямо рядом с озером, не спрашивая чьего-либо мнения.

По мнению многих экологов, вырубка леса скажется на экологии. Одним из главных пострадавших станет само озеро Байкал. Исчезновение леса по берегам втекающих в него рек является важной причиной наблюдаемого в последние годы обмеления «великого моря», пишут авторы петиции, созданной сегодня на change.org.

«Учитывая, что центральная экологическая зона непосредственно примыкает к озеру, почти полностью расположена в пределах горной территории и в сейсмически опасной зоне, сплошные рубки увеличивают опасность развития и активизации опасных геологических процессов и явлений (эрозии, селей, оползней и др.) и создают значительные дополнительные риски для экосистем Байкальской природной территории», – отмечает, описывая характер поправок, эксперт-аналитик департамента исследований ТЭК Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Елена Васенькина.

Признавая стратегическую важность развития БАМа и Транссиба для экономики страны, нельзя не отметить, что предложенные авторами поправки по упразднению ГЭЭ для таких объектов существенно сокращают возможности для хеджирования экологических рисков, что особенно важно с учетом международного статуса Байкала как объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Эколог и председатель правления АНО «Равноправие», помощник зампреда комитета Совета Федерации по АПК и природопользованию Наталья Соколова считает, что закон не будет негативно влиять на биоценоз озера и почву. Однако при этом говорит о том, что потенциальные экологические риски для байкальской природы несет другая поправка законопроекта в закон об экологической экспертизе, по которой проводить экспертизу при модернизации магистральной инфраструктуры БАМа и Транссиба в границах заповедных территорий до 2025 года не требуется.

«На мой взгляд, строительство портов может повлечь загрязнение как непосредственно вод озера Байкал, так и прибрежных почв. Кроме того, дальнейшая эксплуатация портов неизбежно повлечет выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух центральной экологической зоны Байкальской природной территории. А это уже повлечет при переносе загрязнений негативные изменения как для читинской флоры и фауны, так и для проживающего населения Бурятии и Иркутской области», – комментирует эколог.

Критику этих поправок РЖД-Партнер освещал ранее.

Председатель межрегиональной экологической общественной организации «Зеленый фонд» Олег Иванов согласен, что изменения природоохранного законодательства увязаны с целым рядом факторов, призванных найти компромисс между динамичным развитием России и сохранением ее уникального природного богатства. Но в отличие от Н. Соколовой отмечает, что сама суть изменений не столько ослабляет, сколько увеличивает груз ответственности тех компаний, которые будут реализовывать проекты Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Поэтому главный вопрос не в том, что написано, а в том, как это будет исполнено.

Он обращает внимание на необходимость общественного контроля и глубокого информирования жителей байкальской территории о том, что и как планируется делать, для того чтобы в случае некорректных исходных данных в проектировании или ненадлежащей работы подрядных организаций у общественности была возможность повлиять на гарантии экологической безопасности. «К сожалению, не во всех регионах дочерним компаниям и подрядчикам ОАО «РЖД» до настоящего момента удавалось вести работу в строгом соответствии с требованиями по охране окружающей среды», – высказывается он.

О наличии экологических рисков говорит и заместитель директора центра экономических исследований инфраструктурных отраслей Института экономики естественных монополий РАНХиГС Дмитрий Агафонов. Но при этом отмечает, что наибольший вред наносит отсутствие инфраструктуры по сбору, обработке отходов и стабильно растущий туристический поток. В таких условиях многое зависит от контроля и мониторинга за подрядчиками РЖД со стороны профильных ведомств, в частности от Росгидромета, Росприроднадзора и Министерства природных ресурсов и экологии РФ.

Аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов подчеркивает: давать оценку результативности принятых решений можно только по итогам анализа их применения в ходе строительства и реконструкции соответствующей инфраструктуры железнодорожного транспорта. Как он рассказал нашему изданию, в связи со сложившейся в стране эпидемиологической ситуацией Счетной палатой было принято решение перенести с 2020 на 2021 год контрольное мероприятие в отношении хода реализации инфраструктурного проекта по модернизации и расширению магистральной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Выводы о влиянии принятых мер законодательного регулирования на ход реализации указанного проекта будут сделаны Счетной палатой по итогам проверки в 2021-м.

Статья 260. Незаконная рубка лесных насаждений

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев или без такового.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до двух лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от четырех до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Читайте также  Подтвердили 0 ставку ндс когда сдавать декларацию

Комментарий к Ст. 260 УК РФ

1. Непосредственный объект преступления — общественные отношения в области охраны и рационального использования лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан.

Отношения по поводу использования и охраны лесных и иных насаждений регулируются Законом об охране окружающей среды, ЛК, правовыми актами Правительства РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, а также гражданским и земельным законодательством.

2. Предметом преступления являются лесные насаждения, т.е. деревья, кустарники и лианы, произрастающие в лесах (ст. 16 ЛК), а также не отнесенные к таковым деревья, кустарники и лианы.

Леса располагаются на землях лесного фонда, находящихся в федеральной собственности (ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» ), и землях иных категорий. К последним следует отнести земли транспорта, населенных пунктов (поселений), земли водного фонда и др. Границы земель лесного фонда и земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с лесным, земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
———————————
СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.

В соответствии со ст. 5 ЛК лес рассматривается как экологическая система и как природный ресурс. С учетом этого не являются предметом преступления деревья и кустарники (фруктовые, ягодные и др.), произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, за исключением лесозащитных, на приусадебных, дачных и садовых участках, ветровальные, буреломные деревья и т.п., если иное не предусмотрено специальными правовыми актами.

Комментируемая статья устанавливает ответственность за незаконную рубку деревьев, кустарников и лиан, находящихся в естественном природном состоянии, которые выросли сами по себе, а также высаженных человеком для пополнения лесного и нелесного растительных фондов. Завладение деревьями, срубленными и приготовленными к складированию, сбыту или вывозу другими лицами, квалифицируется как хищение имущества (п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от 18.10.2012 N 21).

Хищением является рубка с целью завладения искусственно выращенными фруктовыми и декоративными деревьями и кустарниками в лесопитомниках, фруктовых питомниках и тому подобных местах, поскольку в этих случаях деревья и кустарники являются продукцией товарного производства, заготавливаются для продажи и выполняют экономическую, а не экологическую функции.

Рубка не входящих в государственный лесной фонд защитных и озеленительных насаждений на землях обороны, транспорта, водного фонда и землях иных категорий квалифицируется как незаконная рубка лесных насаждений.

Исходя из природоохранного, экономического, экологического и социального значения леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся по целевому назначению на защитные, эксплуатационные, резервные (ст. 10 ЛК). Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным. Особенности охраны, использования, воспроизводства лесов указанных категорий и содержание категорий лесов изложены в ст. ст. 102 — 109 ЛК.

3. С объективной стороны преступление состоит в незаконной рубке, а равно повреждении лесных насаждений и деревьев, кустарников, лиан, не отнесенных к таковым.

Рубками лесных насаждений ЛК признает «процессы их спиливания, срубания» (ст. 16). Однако по смыслу комментируемой статьи рубкой следует считать и любой иной способ отделения дерева, кустарника, лианы от земли (корчевание, выпалывание, выдергивание и др.). Виды рубок, виды допустимых к порубке насаждений определяются ст. ст. 16, 17 ЛК.

Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной и пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (ч. 2 ст. 16 ЛК).

Использование лесов, представляющее собой предпринимательскую деятельность, осуществляется на землях лесного фонда лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 29.12.2012) (ч. 3 ст. 25 ЛК). Виды лесов, в которых допускается предпринимательская деятельность, и допустимые к порубке общие объемы древесины устанавливаются ст. 29 ЛК. Перечень видов деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, устанавливается Правительством РФ.
———————————
СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3431; 2003. N 26. Ст. 2565; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5037; 2004. N 45. Ст. 4377; 2005. N 27. Ст. 2722; 2007. N 7. Ст. 834; N 30. Ст. 3754; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1942; N 30 (ч. 2). Ст. 3616; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 19, 20, 23; N 29. Ст. 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 21. Ст. 2526; N 31. Ст. 4196; N 49. Ст. 6409; N 52 (ч. 1). Ст. 7002; N 27. Ст. 3883; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7061; 2012. N 14. Ст. 1553; N 31. Ст. 4322.

Юридические лица и граждане могут заготовить древесину на основании договоров аренды лесных участков, а в случае осуществления заготовок без предоставления лесных участков — на основании договоров купли-продажи лесных насаждений. Порядок предоставления лесных участков в пользование гражданам и юридическим лицам определяется ст. ст. 71 — 80 ЛК. Заготовка древесины гражданами для отопления, строительства и иных собственных нужд осуществляется на основании договоров купли-продажи лесных насаждений (ст. 30 ЛК). Порядок и нормативы таких заготовок устанавливаются законами субъектов РФ.

Рубка насаждений не в соответствии с изложенными требованиями является незаконной.

Незаконной признается рубка хотя бы и при наличии разрешительного документа, но с нарушением указанных в нем условий: произведенная не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, какие указаны в документе, до или после сроков, указанных в нем, деревьев, кустарников и лиан, запрещенных к рубке, или после вынесения решения о приостановлении, ограничении или прекращении деятельности лесопользователя или права пользования участком лесного фонда.

Преступным повреждением лесных насаждений и не отнесенных к таковым деревьев, кустарников и лиан считается повреждение до степени прекращения их роста, т.е. приводящее к гибели.

Оконченным преступление признается с момента полного отделения дерева, кустарника или лианы от корня либо с момента повреждения их до степени прекращения роста, если эти деяния совершены в значительном размере (5000 руб.).

Из примеч. к комментируемой статье следует, что размер порубки отождествляется с ущербом, причиненным лесным насаждениям и не отнесенным к ним деревьям, кустарникам и лианам. Для ч. 1 ст. 260 УК — это значительный размер, а следовательно, состав сформулирован как материальный.

При определении размера рубки или повреждения следует иметь в виду, что Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам, вследствие нарушения лесного законодательства» (в ред. от 26.11.2007) утверждены Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, вследствие нарушения лесного законодательства заготовка древесины которых допускается (приложение N 1), и Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается (приложение N 2), а также Методика исчисления размеров вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства (приложение N 3), и Таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам (приложение N 4). При расчете ущерба, причиненного незаконной рубкой или повреждением деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается, теперь следует руководствоваться только централизованно утвержденными таксами, без учета региональных норм, поскольку в приложении N 2 названного Постановления они изложены применительно к каждому субъекту РФ. Полагаем, что при определении размера незаконной рубки так же, как и при определении ущерба вследствие незаконной добычи водных животных и растений и незаконной охоты, следует учитывать не только экономический ущерб, но и ущерб экологического характера .
———————————
СЗ РФ. 2007. N 20. Ст. 2437; N 49. Ст. 6167.

См.: Жевлаков Э.Н. Об исчислении размера ущерба, причиненного незаконной порубкой деревьев и кустарников // Законность. 2002. N 10.

Обязательным является установление причинной связи между незаконной рубкой или повреждением предмета преступления и значительным размером ущерба.

4. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Лицо, производящее рубку, сознает общественную опасность своих действий, предвидит, что ими будет причинен ущерб в значительном размере, и желает наступления этих последствий. Мотивы преступления для квалификации значения не имеют.

6. Квалифицирующие признаки в ч. 2 комментируемой статьи:

— группа лиц (п. «а») (см. коммент. к ст. 35);

— лицо, использующее свое служебное положение (п. «в»). Под ним понимаются как должностные лица государственных учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности и их структурных подразделений, осуществляющие пользование лесным фондом или производящие какие-либо работы;

— крупный размер (п. «г») (50 тыс. руб.).

Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в негосударственных организациях, по распоряжению которых производится незаконная рубка лесных насаждений при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередачи, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 комментируемой статьи. Квалификации по ст. ст. 201 и 285 УК по совокупности не требуется.

7. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены особо квалифицирующие признаки:

— особо крупный размер (150 тыс. руб.);

— группа лиц по предварительному сговору или организованная группа (см. коммент. к ст. 35).

8. Незаконную рубку лесных насаждений следует отграничивать от административных проступков, предусмотренных ст. ст. 8.25, 8.28, 11.21 КоАП.

Различие проступков, предусмотренных ст. 8.25 КоАП, и преступления состоит в том, что предусмотренные в ней виды лесопользования, включая проведение рубок, осуществляются на основе законно полученных разрешительных документов, но с нарушением указанных в них условий. Комментируемая статья предполагает незаконную рубку лесных и иных насаждений при наличии указанных в ней признаков состава.

Статья 8.28 КоАП применяется, если указанные в ней деяния не содержат признаков преступления: значительный размер, группой лиц и т.д. Правонарушения, указанные в ст. 11.21 КоАП, от рассмотренных выше отличаются по месту их совершения, а от преступной незаконной рубки (ст. 260 УК) по тем же признакам состава, что и деяния, указанные в ст. 8.28 КоАП.

Читайте также  Км 4 т км5

Незаконную вырубку леса на 18 млн рублей выявили в Карачаево-Черкесии

Черкесск. 25 октября. ИНТЕРФАКС-ЮГ — Уголовное дело по факту незаконной вырубки деревьев в особо крупном размере на территории Зеленчукского лесничества возбуждено в Карачаево-Черкесии, сообщает прокуратура КЧР в понедельник.

Факт незаконной вырубки 309 деревьев различных пород надзорное ведомство выявило во время проверки соблюдения требований лесного законодательства. Ущерб лесному фонду от действий преступников превысил 18 млн рублей.

Уголовное дело возбуждено по ч.3 ст.260 УК РФ (незаконная рубка лесных насаждений, совершенная в особо крупном размере), правоохранители ищут тех, кто вырубил деревья.

Материалы по теме

Interfax-Russia.ru — Пять альпинистов погибли при восхождении на гору Эльбрус в Кабардино-Балкарии. Возбуждено уголовное дело.

Interfax-Russia.ru — Август может стать провальным для отелей Кубани из-за ограничительных мер по коронавирусу. При этом внутренний турпоток в России все же может превысить «допандемийный» уровень.

Interfax-Russia.ru — Газ взорвался в Геленджике, один человек погиб и пять пострадали.

Interfax-Russia.ru — Туроператоры ждут аннулирования до 50% туров на Кубань после ужесточения правил посещения региона. Новых продаж практически нет.

Interfax-Russia.ru — Москва заявила Лондону решительный протест из-за нарушения российской границы, провокационных и опасных действий корабля британского ВМФ.

Новости Юга и Северного Кавказа

  • Уголовное дело по факту пыток заключенных возбуждено в Ростовской области — ОНК 6 ноября, 20:22
  • Военные сообщили об усилении санитарных мер в пункте базирования подлодок ЧФ 6 ноября, 16:47
  • Полиция опровергла информацию о массовых беспорядках на крупнейшем рынке Астрахани 6 ноября, 15:27
  • Власти Севастополя решили не продлевать нерабочие дни 6 ноября, 15:13
  • Взрослый и ребенок погибли в результате ДТП с участием двух легковушек в Ростовской области 5 ноября, 20:40
  • Об «Интерфаксе»
  • Подписка
  • Контакты
  • Пресс-центры
  • Реклама на сайте

Сетевое издание “Интерфакс-Россия”. Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 64321 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.12.2015.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения «Интерфакса». Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий «Интерфакса».

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

Отправка сообщения об ошибке

Еще в июне 2017 года информация о возможном применении допинга одним из врачей спортивной школы была направлена в правоохранительные органы.

Сообщение
отправлено

Спасибо за помощь. Вы можете закрыть это окно, или оно будет автоматически закрыто через 10 секунд.

Незаконная вырубка лесных насаждений в статье 260 УК РФ

Окружающая природа часто страдает от вмешательства человека. Он может вырубать леса, уничтожать посадки деревьев или кустарников. Если это приносит существенный вред или осуществляется незаконно, применяется уголовная ответственность по ст 260 УК РФ. В ней приведены примеры наказаний за совершение преступлений, связанных с нарушением экологического права. Чем тяжелее деяние и крупнее ущерб, тем строже ответственность и сроки наказания.

О чем статья УК?

Незаконная вырубка леса является основным предметом интересов статьи 260.

  1. В первой изложено наказание за незаконную рубку деревьев. Повреждение должно наноситься в значительном размере.
  2. Во второй – наказание за преступление группой лиц, с использованием положения по службе, в крупном размере.
  3. В третьей – за преступление в особо крупном размере, совершенном группой или по сговору.

Значительный размер – 5000, крупный – 50 тысяч, особо крупный – 150 тысяч рублей.

Изложение и основные положения

Незаконная вырубка деревьев в значительном размере карается штрафом, обязательными, исправительными или принудительными работами, лишением свободы. За крупный размер ущерба предусмотрены штраф, лишение должности или свободы. За особо крупный размер преступления виновные наказываются штрафом, лишением должности или свободы.

В каких случаях применяется, виды наказаний и сроки

Штраф за незаконную вырубку леса в значительном размере составляет 500 тысяч рублей или доход за 3 года.

Также виновные могут получить:

  • обязательные работы на 480 ч,
  • исправительные, принудительные работы на 2 года,
  • лишение свободы на 2 года со штрафом 100-200 тысяч рублей или доход за 1,5 года.

Незаконная рубка группой лиц, с использованием служебных полномочий или в крупном размере карается:

  • штрафом на 0,5-1 млн. рублей или доходом за 3-4 года,
  • принудительными работами на 4 года со штрафом 150-300 тысяч рублей,
  • лишением должности на 3 года,
  • арестом на 4 года со штрафом 150-300 тысяч рублей или лишением права заниматься деятельностью на 3 года.

Деяния по сговору или в особо крупном размере могут наказываться следующими видами ответственности:

  • штраф на 1-3 млн рублей или доход за 4-5 лет,
  • принудительные работы на 5 лет со штрафом на 300-500 тысяч рублей,
  • лишение должности на 3 года,
  • лишение свободы на 7 лет со штрафом 300-500 тысяч рублей или с лишением должности до 3 лет.

Комментарии к статье 260

Куда обратиться за незаконный спил деревьев, рассказано в комментариях к статье. Это может быть полиция или органы местного самоуправления.

  1. Объект – отношения по охране и использованию лесов, деревьев, лиан, кустарников. Дополнительно эти отношения регулируются правовыми актами Правительства, Гражданским, Лесным и Земельным кодексами.
  2. Предмет – лесные насаждения или отдельно стоящие деревья. Леса располагаются на землях фонда федеральной собственности. К таковым также относятся земли транспорта, поселений, водного фонда. Их границы определяются земельным законодательством.
  3. Лес является экологической системой и природным ресурсом. Предметом не являются фруктовые и ягодные кустарники, деревья, которые растут на сельскохозяйственных землях, за исключением лесозащитных полос, приусадебных и садовых участков.
  4. В статье установлена ответственность за незаконную вырубку леса в естественном природном состоянии, за срубленные деревья, которые росли сами по себе или были высажены человеком для пополнения растительного фонда.
  5. Завладение срубленными и приготовленными к складированию или сбыту деревьями квалифицируется как хищение имущества. Рубка деревьев, не входящих в лесной фонд, квалифицируется как незаконная.

Леса делятся на защитные, резервные, эксплуатационные. Леса на землях иных категорий являются защитными. Объективная сторона – рубка или повреждение насаждений. Рубка – спиливание, срубание, корчевание, выпалывание, выдергивание.

Использование лесов на землях фонда осуществляется предпринимателями (ЮЛ, ИП). Виды лесов, допустимых к такому применению, установлены в Лесном кодексе. Перечень запрещенных к рубке деревьев установлен Правительством. ЮЛ могут заготовить древесину при условии наличия у них договора аренды участков или купли-продажи насаждений. Для отопления можно только купить лес. В иных случаях рубка является незаконной. Такой же считается вырубка при наличии разрешающего документа, но с нарушением условий – не тех пород деревьев, вне установленных сроков.

Преступное повреждение лесов – до гибели. Преступление окончено в момент полного отделения дерева от корня. Состав материальный. Для исчисления ущерба пользуются утвержденными таксами или методикой расчета размеров вреда. Для каждого вида деревьев устанавливаются централизованные и региональные таксы. Также при расчете ущерба учитывается экологический характер вреда.

  • Для вынесения решения по преступлению обязательно установление связи между рубкой и ущербом.
  • Субъект – лицо старше 16 лет.
  • Субъективная сторона – прямой умысел. Лицо понимает опасность действий, знает, что причинит ущерб, хочет этого.
  • Мотивы для квалификации не важны.
  • Во 2-й части установлен квалифицированный признак использования служебного положения. Под таким лицом понимается должностной рабочий, руководитель субъекта собственности. Если лицо управляет негосударственной организацией и распоряжается в отношении произведения незаконной рубки, то оно несет ответственность по 2 части статьи, без учета 201 и 285 статей.

Незаконная рубка должна отделяться от административных проступков по статьям КоАП. Различия проступков состоят в законной рубке, но с нарушением условий. В статье 260 незаконность признается при наличии признаков состава. КоАП применяется, если деяния не содержат признаков.

Что показывает судебная практика по данной статье?

При незаконной порубке деревьев и кустарников очень обширная судебная практика. Это связано с незнанием многих о том, что на вырубку нужно специальное разрешение, даже если вырубается одно дерево.

  1. Гражданин Г. жил в многоэтажном доме на первом этаже, рядом с его окном росло дерево, которое давало тень, но под ним вечно скапливалась вода. Она гнила и давала неприятные запахи. Г. решил срубить дерево сам, но на него пожаловались соседи. Так как Г. действовал незаконно, причинил ущерб свыше 5000 рублей, то его дело передали в суд. За самовольный поступок он получил штраф и обязательные работы.
  2. Гражданка У. с мужем решили пойти в лес на пикник. Они знали, что лес охраняется, но все равно разожгли костер, для чего спилили рядом стоящий кустарник. Дым заметил егерь, который вызвал помощь. Граждан арестовали за незаконное повреждение кустарника, оказалось, что он был особо ценным. За это они получили штраф и условное лишение свободы.
  3. Гражданин Ш. жил в деревне рядом с лесом, на зиму самостоятельно заготавливал дрова, для чего пилил деревья в глубине рощи. Конечно, разрешения на вырубку у него не было. За несколько лет он выпилил солидную делянку, на которую наткнулись собственники лесного фонда. Они провели расследование и вышли на Ш. За несколько лет он принес особо крупный ущерб природе, что закончилось для него арестом на 3 года и исправительными работами.

Какие решения чаще всего выносятся по статье 260?

При незаконном спиле деревьев чаще выдвигаются обвинительные решения. В 2017 году по статье проходило свыше 4000 дел, из которых половина рассматривалась по 3 части, меньше всего – по 2 части. В результате 1 человек был оправдан, 300 лишились свободы, 2500 условно лишились свободы. 7 преступников получили ограничение свободы, 440 – штраф, 82 – исправительные, 741 – обязательные работы. 29 человек были признаны невменяемыми.

Что чаще всего является отягчающими и смягчающими обстоятельствами?

В статье за незаконную вырубку леса указано, что сроки увеличиваются, если природе и фондам нанесен особо крупный или крупный ущерб. Также сроки вырастают, если деяние совершается группой лиц, по сговору или с использованием должностных полномочий. Смягчающие обстоятельства используются редко, из списка установленных УК.