Лееция права на землю

Адвокатам рассказали о тонкостях земельного права

Как сообщает пресс-служба ФПА, 21 апреля в рамках очередного вебинара Федеральной палаты адвокатов доцент кафедры экологического и природоресурсного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина, к.ю.н. Ольга Романова прочитала лекцию на тему «Актуальные вопросы рассмотрения земельных и градостроительных споров»

Вначале эксперт предложила систематизировать правовые знания о земельном участке, а также о том, как определяются и уточняются его границы, поскольку подавляющая часть споров связана именно с границами земельных участков. Она напомнила, что в ст. 6 Земельного кодекса перечислены объекты земельных правоотношений – земельные участки или их части, термин «земля» желательно не употреблять. При этом самостоятельным предметом имущественных отношений часть земельного участка быть не может, но на него могут распространяться определенные ограничения.

Ольга Романова подчеркнула, что понятие земельного участка не такое простое, как кажется, и обозначила его отличие от других объектов недвижимости. Она отметила, что в Законе о государственном земельном кадастре легальное понятие появилось еще до принятия ЗК РФ и устанавливало, что «земельный участок – это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке». Однако это понятие не предусматривало обязательного определения границ участка на местности. Такая процедура появилась в Инструкции по межеванию земель, принятой в 1996 г., причем прописанные в ней правила межевания с тех пор не изменились, поэтому эта инструкция может применяться в судебных спорах.

Отсутствие четких правил определения границ приводило к огромному количеству споров. Когда был принят Закон о кадастровой деятельности, вступивший в силу с 1 марта 2008 г., а также внесены поправки в ЗК РФ, изменение понятия коснулось идентификации границ земельного участка, которые теперь должны быть определены в соответствии с федеральными законами.

Проведение геодезических работ в процессе межевания позволяет определить четкие границы земельного участка. Однако в июне 2014 г. был приняты поправки в земельное законодательство, вступившие в силу 1 марта 2015 г. Ими было введено новое понятие, которое подвергается критике, так как оно повторяет положения Гражданского кодекса РФ и констатирует, что земельный участок как объект права «является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи».

Хотя данное определение даже лучше предшествовавшего, поскольку земельный участок с установленными границами, но без конкретных характеристик – это еще не вещь, которую можно использовать в разных целях: что-нибудь там построить, посадить или использовать иначе. Поэтому лишь тогда, когда у субъекта права появляется конкретный интерес в использовании земельного участка, определение его границ происходит в зависимости от конкретного назначения данного участка земли.

Юридические характеристики земельного участка делятся на основные и дополнительные. По словам эксперта, те и другие обязательны для каждого участка, однако к основным относятся те, которые не могут быть изменены без изменения кадастрового номера (за редким исключением, которое установлено, например, для ранее учтенного земельного участка), тогда как дополнительные характеристики могут изменяться. Это, например, адрес объекта недвижимости, наличие на участке природных объектов, ограничений прав на его использование.

Определяющими являются такие дополнительные характеристики, как категория земель, определяющая их целевое назначение, и разрешенное использование земельного участка. Правовой режим должен быть установлен в отношении каждого земельного участка. Среди участков, образованных в 90-е гг. прошлого века, часто встречаются участки без установленной характеристики. В этом случае уполномоченный орган власти должен установить эти характеристики исходя из его местоположения и фактического использования.

В зависимости от целей образования земельного участка определяются его площадь, рыночная стоимость и другие основные характеристики. В границах населенных пунктов разрешенное использование земельных участков обусловлено таким градостроительным актом, как Правила землепользования и застройки, утверждаемые нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они устанавливают регламент относительно каждой территориальной зоны. Там указывается перечень видов разрешенного использования участков их правообладателями. Изменение таких видов в отношении конкретного участка возможно только в рамках градостроительного регламента.

Рассказав о порядке изменения разрешенного использования земельных участков, Ольга Романова перешла к судебным спорам, в частности о переводе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, не связанную с производством сельскохозяйственной продукции. «У нас не очень хотят заниматься сельским хозяйством, но хочется все застроить», – заметила эксперт, поэтому режим нередко изменялся, предусматривая застройку сельскохозяйственных полей коттеджными комплексами и даже многоквартирными домами. Это делалось органами местного самоуправления по инициативе заинтересованного лица при условии проведения публичных слушаний. Часто такие действия местных властей были совершенно незаконными, и по представлению прокуроров суды могут вынести решения о том, что большое количество дачных и коттеджных поселков должны быть снесены, если суд признает ничтожными решения об изменении категории земельных участков.

Для правомерного изменения категории земельного участка должно быть осуществлено либо изменение границ населенного пункта, либо включение данного участка в границы этого населенного пункта.

Возможности защиты прав на земельный участок зависят от его статуса. По словам эксперта, участки могут быть учтенными, ранее учтенными или временными. Временными могут быть только земельные участки, образованные до вступления в силу Закона о государственной регистрации недвижимости, то есть до 1 января 2017 г., оставаться таковыми они могут не более 5 лет. У них может даже не быть кадастровых номеров и с таким земельным участком нельзя ничего сделать.

Учтенными называются земельные участки, поставленные на государственный кадастровый учет после 1 марта 2008 г., то есть с момента вступления в силу Закона о государственном кадастре недвижимости. Ранее учтенными называются участки, поставленные на кадастровый учет до этой даты.

Граждане могут быть законными правообладателями участков с двумя этими статусами. Однако если гражданин, которому участок был предоставлен, скажем, еще в советские времена в бессрочное пользование, возвел на приусадебном участке жилой дом и оформил на него права собственности, но не успел оформить документы на земельный участок и умер, у его наследников могут возникнуть сложности с распоряжением этим имуществом. Если же у данного имущества сменился собственник, ему придется искать правоустанавливающие документы или оспаривать отказ Росреестра на регистрацию этого участка.

До настоящего времени наряду с приусадебными, предназначенными для огородничества, встречаются полевые участки, расположенные вне границы населенного пункта, но непосредственно прилегающие к приусадебным. Граждане использовали их как единое целое. Но сегодня их желательно объединить, и сделать это лучше всего в процессе уточнения границ.

Эксперт коснулась вопроса о презумпции приобретательной давности, которая может использоваться только в специфических случаях, когда речь идет о спорах между частными собственниками, но не может касаться земельных участков, которые находятся в государственной собственности.

Ранее учтенных участков все еще много, хотя их число и уменьшается. Сведения о площади и границах такого участка априори являются достоверными, более того, иногда достаточно только сведений о площади в первичном правоустанавливающем документе. Если же границы учтенного участка определены неточно, например из-за ошибки кадастрового инженера, то нужно доказывать наличие реестровой ошибки для оформления прав на данный участок.

Участки, выданные еще советским гражданам, межевались с помощью обычной рулетки, поэтому их площадь на местности почти всегда отличается от той, что указана в правоустанавливающем документе. Иногда сведения о границах земельного участка вообще отсутствуют или они совершенно недостоверны, поскольку кардинально отличаются от данных, полученных с помощью современных картографических способов. Поэтому судебные споры о границах таких земельных участков возникают довольно часто.

Процедура уточнения границ позволяет гражданам, которые приобрели участок до установления конкретных правил межевания, зафиксировать свое право собственности по фактическому землепользованию. И тогда не удивительно, что фактическая площадь участка может оказаться больше, чем в сведениях, имеющихся в реестре недвижимости. Есть, конечно, некоторые ограничения этого права. В частности, при уточнении границ не должны нарушаться права смежных землепользователей, а увеличить площадь своего участка можно лишь на минимальный размер земельного участка, установленный в данной местности. А если такой размер не установлен, то всего на 10%.

Отказ Росреестра в изменении характеристик земельного участка можно оспорить в суде, но тогда необходимо представить доказательства о фактическом землепользовании, т.е. о том, что в данных границах участок существует уже 15 или более лет (это и есть презумпция приобретательной давности), а также согласие на такое изменение смежных правообладателей.

С презентацией к данной лекции можно ознакомиться по ссылке.

Повтор трансляции состоится в субботу, 25 апреля.

Дальневосточный гектар

Программа «Дальневосточный гектар» — это беспрецедентный механизм, позволяющий человеку быстро, без лишней бюрократии выбрать, оформить и бесплатно получить в пользование земельный участок площадью до 1 гектара на Дальнем Востоке. Этот механизм закреплен Федеральным законом от 1 мая 2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Программа «Дальневосточный гектар» предполагает максимальную свободу самореализации граждан. Для этого предложена принципиально новая модель предоставления земельных участков: гражданин сам выбирает землю и вид разрешенного использования, деятельности на ней участок и вести на нем любую деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации.

1. Разработка, реализация и совершенствование нового механизма по упрощенному предоставлению земли;

2. Создание дополнительного преимущества для жизни и работы на Дальнем Востоке;

3. Освоение свободных территорий Дальнего Востока;

4. Расширение экономической деятельности граждан, создание мер поддержки граждан, получивших право на земельный участок по проекту;

5. Снижение оттока местного населения;

6. Привлечение граждан на постоянное место жительства на территорию Дальневосточного федерального округа;

7. Обеспечение занятости населения;

8. Создание условий комфортного проживания граждан, получивших право на «дальневосточный гектар.

Программа «Дальневосточный гектар» реализуется последовательно:

Ø С 1 июня 2016 г. участки предоставляются в отдельных муниципальных образованиях дальневосточных регионов.

Ø С 1 октября 2016 г. свой гектар начали предоставлять дальневосточникам не территории их «домашних» регионов.

Читайте также  Проект приказа о назначении ответственного зо выдачусиз

Ø С 1 февраля 2017 г. взять «Дальневосточный гектар» могут граждане Российской Федерации, проживающие в любом субъекте Российской Федерации.

Ø С 28 марта 2019 г. вступил в силу закон, расширяющий действие программы «Дальневосточный гектар» на участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Ø С 1 августа 2019 г. реализация программы «Дальневосточный гектар» стартовала на территории Республики Бурятия и в Забайкальском крае.

На территории новых регионов Дальневосточного федерального округа программа реализуется в три этапа:

— С 1 августа 2019 г. землю по программе «Дальневосточный гектар»
в Республике Бурятия и в Забайкальском крае могут получить жители, зарегистрированные на территории этих регионов.

— С 1 февраля 2020 г. «Дальневосточный гектар» в Республике Бурятия
и в Забайкальском крае могут взять жители, зарегистрированные на территории всего Дальневосточного федерального округа.

— С 1 августа 2020 г. земля в Республике Бурятия и в Забайкальском крае по программе «Дальневосточный гектар» станет доступна всем гражданам Российской Федерации, проживающим на территории любого субъекта Российской Федерации, а также участникам Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Федеральная информационная система обеспечивает возможность подготовки схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в форме электронного документа, подготовки и направления гражданином в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, иных документов и сведений, представление которых гражданином в уполномоченный орган предусмотрено законом.

В Федеральной информационной системе содержится информация о границах территорий, зон земель, которые не могут быть предоставлены в безвозмездное пользование; о земельных участках, принадлежащих гражданам и юридическим лицам; о зонах с особыми условиями использования, охотничьих угодьях и территориях объектов культурного наследия; о местоположении участков, в отношении которых уже поступили заявления предоставлении в безвозмездное использование.

Оператором информационной системы является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).

Методическое и информационное сопровождение программы «Дальневосточный гектар» обеспечивает Автономная некоммерческая организация «Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке и в Арктике» (далее — Агентство).

— обеспечение работы с обращениями граждан, горячая линия 8(800)200-32-51,
— совершенствование нормативно-правовой базы,
— популяризация программы «Дальневосточный гектар»,
— разработка типовых решений, формирование реестра мер поддержки, типовые решения, поселения, кооперация, консультативные центры,

— консультирование и обучение уполномоченных органов,
— улучшение федеральной информационной системы,
— подготовка аналитической информации по реализации закона.

Права на вещи

5.4.7. Суперфиций и эмфитевзис

Происхождение этих прав

Еще в период республики государство предоставляло государственные земли частным лицам для застройки, а городские общины и муниципии отдавали порожние земли в наследственную аренду. Позднее обилие пустующих и нерасчищенных земель вокруг городов и в больших имениях и необходимость привлечь к их культуре массу мелких съемщиков вызывали значительные изменения в нормировании арендных отношений. Появились в эдикте о городских землях и особенно в императорских указах особые указы о сдаче в долгосрочный наем пустующих императорских доменов — сальтусов. Это законодательство по делам имущества императоров (patrimonium principis) распространилось и на область частного хозяйства, подвергшегося упадку и запустению.

Суперфиций и эмфитевзис являлись наследственными и отчуждаемыми правами на вещь, устанавливавшими длительное пользование чужой землей под здание в первом случае и под обработку во втором. Элементы обоих институтов складывались одновременно в римском и провинциальных правах, сила же и значение прав на чужие вещи были признаны за ними лишь значительно позднее, под влиянием и воздействием преторского права. От сходных с ними сервитутов — ususfructus, habitatio — они отличались своим широким, подобно праву собственности, правом пользования, своей отчуждаемостью и способностью переходить по наследству. От простого найма или аренды они отличались защитой соответствующих прав против всех нарушителей, тогда как наем и аренда считались обязательственными отношениями, и защита их носила личный характер.

Суперфиций

Superficies в общем смысле означало все созданное над и под землей и связанное с поверхностью земли. Как особое правоотношение superficies представляет собой наследственное и отчуждаемое право пользования в течение длительного срока строением, возведенным на чужой земле. Постройка здания производилась за счет нанимателя участка (суперфициария). Право собственности на строение признавалось за собственником земли: semper superficiem solo cedere — все находящееся на земле, но связанное с ней, принадлежит (как accessio) собственнику земли. Однако только суперфициарию принадлежало в течение срока суперфициарного договора право осуществлять пользование зданием. У классических юристов superficies рассматривалось как право на чужую вещь — ius in re aliena, могущее переходить от одного лица к другому независимо от того, сохраняется ли право собственности на землю в прежних руках, или же отчуждается.

Исторически это соглашение о superficies возникло в отношении земель, принадлежавших государству или городам — loca publica, не подлежавших продаже, и носило публично-правовой характер. За предоставленную под постройку землю наниматели должны были в установленные сроки вносить государству определенную наемную плату — поземельный оброк solarium (vectigal). В дальнейшем, с деградацией экономической жизни и обострением потребностей городского населения в жилье, практику сдавать в аренду землю под постройку на длительный срок за определенную плату (solarium) усвоили и частные лица (D. 43. 18. 2), и, таким образом, это отношение перешло и в область частного права. Отношение, носившее прежде характер обязательственного, развилось в практике преторов и получило значение права на вещи — ius in re. Суперфиций стал рассматриваться как вещь, юридически отделенная от поверхности и имеющая обособленное правовое положение. Это вполне соответствовало возросшей ценности домов в городах (D. 44. 7. 44. 1).

Претор предоставил суперфициарию интердикт о суперфиции — interdictum de superficie, наподобие интердикта uti possidetis (п. 5.2.5.), предназначенный для защиты пользования от третьих лиц. Суперфициарий in perpetuo получал согласно обещанию претора иск на вещь — actio de superficie (in rem), аналогичный иску о собственности utilis rei vindicatio. Он предоставлялся в случае потери владения постройкой. После расследования дела, направленного против третьего лица, и признания нарушения его права (включая и собственника) происходило восстановление.

Для установления суперфиция по цивильному праву было недостаточно простого договора, а требовалась еще передача постройки. Претор уполномочивал приобретателя на exceptio pacti против новых приобретателей земли. Право суперфиция могло устанавливаться также путем давности и легатов. Суперфициарий мог передавать свое право по наследству и путем сделок между живыми: отчуждать, закладывать, обременять сервитутами, — но лишь без ущерба для прав собственника земли. Для сделок отчуждения требовалось согласие собственника.

Суперфициарий обязан был уплачивать собственнику земли в срок поземельную ренту (solarium). Эта уплата включала всегда не только текущие платежи, но и все недоимки, накопившиеся за прежнее время. Суперфициарий оплачивал также все государственные подати и налоги.

Собственник не мог произвольно лишить суперфициария его правомочий. Он ограничивался получением с него solarium и в случае неуплаты в установленные сроки мог возбудить иск о собственности (rei vindicatio).

Прекращался суперфиций с истечением назначенного при его установлении срока, вследствие дереликции, т.е. отказа от этого права со стороны суперфициария, слияния прав, т.е. приобретения суперфициарием права собственности на участок или собственником — суперфиция, а также вследствие погасительной давности.

Эмфитевзис

Отдача земель в обработку имела много разнообразных форм. Образованию института эмфитевзиса в Риме предшествовали сходные с его содержанием отношения по владению и найму государственных, городских и общинных земель. Весьма рано развилась и получила широкое распространение особая форма наследственной аренды, так называемых agri vectigales — оброчных земель. Эти земельные участки, принадлежавшие государству или публичным корпорациям, отдавались частным лицам в наем на длительный срок или навсегда (in perpetuum) с оговоркой, что наниматель и его наследники не будут лишены владения, если они будут платить определенную годовую плату — vectigal. Положение собственника с внешней стороны оставалось таким же, как и при всякой аренде. Но тогда как при обычной аренде наниматель имел лишь право требования — иск actio conducti против собственника земли, — здесь права арендатора принимают характер прав на вещь. Нанимателям agri vectigale претор предоставлял не только интердикты для защиты от нарушений владения, но также иск actio in rem vectigalis, аналогичный виндикации (actio in res utilis), против всякого нарушителя и даже против собственника — adversus quemvis possessorem. Впоследствии это право могло распространяться как на государственные, так и на частные земли. Наниматель мог отчуждать, закладывать и завещать свое право, но с тем, чтобы положение собственника не ухудшалось. Если он был неисправным плательщиком vectigal, то собственник возвращал себе землю посредством rei vindicatio.

Такая рано развившаяся форма наследственной аренды широко применялась и при империи, когда все общественные земли перешли в частную собственность императоров. Но в эту же эпоху право ager vectigalis определилось как ius perpetuum. В республиканскую эпоху право in agro vectigali распространялось главным образом среди мелких арендаторов, при империи на первый план выступают арендаторы крупных земельных фондов. С течением времени (к концу V и началу VI вв.) форма ius in agro vectigali или ius perpetuum стала переплетаться и проникать в сходное ему по содержанию право эмфитевзиса. Тексты, относившиеся к ager vectigalis, были распространены на эмфитевзис путем интерполяции.

С IV в. н.э. agri vectigales потеряли окончательно свое самостоятельное существование, в законах этот термин уже не встречался.

От описанного выше правоотношения вначале отличалось право с греческим названием «эмфитевзис». Этот институт имел весьма древнее происхождение и применялся в практике Египта и Карфагена. В Греции еще в III в. до н.э. была распространена практика сдачи земли за известную плату в наследственную аренду. Земли, сдававшиеся в Риме в такую аренду, назывались agri emphyteuticarii, а аренду называли emphyteusis, ius emphyteuticum, от греческого слова emphyteuein — насаждать. Позже это правоотношение распространилось и на частные поземельные имущества. На римской почве этот вид наследственной аренды получил окончательную разработку как самостоятельный юридический институт в византийском — юстиниановом праве.

Читайте также  Образец претензии теле2 списание средств оператором

Однако еще в начале нашей эры была издана lex Manciana, позже переработанная в lex Hadriana. Это были частные указы по делам аренды доменов и защиты мелких арендаторов-издольщиков (coloni partiarii). Первоначально признание этого института римским правом диктовалось стремлением превратить необработанные громадные участки земли в обработанные сельскохозяйственные фонды. Вначале он применялся на обширных завоеванных Римом участках Северной Африки, но примерно к концу III и IV вв. был перенесен в Италию. К тому же времени относится практика продажи земельных фондов с тем, чтобы покупатель платил ежегодную ренту. Постепенно применение института для целей разработки государственных пустырей перешло на церковные и частные земли и стало относиться не только к пустырям, но и к обработанным землям. Выражение emphyteusis стало охватывать всякий земельный сельскохозяйственный участок, составляющий объект наследственной аренды. Установление этой аренды имело вначале формы «эмфитевтической продажи», которая сообщала нанимателю собственность на землю, при условии уплаты умеренной покупной цены и ежегодной выплаты аренды (salvo canone) деньгами или натурой, и налагала обязанность распахать участок.

Развитие эмфитевзиса в области частного права привело к спору между юристами: являются ли сделки, устанавливающие это право, куплей-продажей (emptio-venditio) или наймом (locatio-conductio). Гай (3. 145) защищал положение, что это есть locatio-conductio — аренда. Император Зенон определил это отношение как особое правоотношение (С. 4. 6. 6), устанавливаемое особым договором — emphyteuseos contractus. Развитой и окончательно обработанный институт эмфитевзиса носил характер смешения италийского и восточного эмфитевзиса и считался вечной арендой, которая давала право на вещь, защищаемое особым иском (D. 6. 3; С. 4. 66).

Права эмфитевты (лица, которому принадлежало ius emphy-teusis) были весьма широки. Не являясь собственником и имея ius in re aliena, он в то же время имел право осуществления всего содержания права собственности. Он осуществлял владение и, следовательно, пользовался и владельческой защитой. Наподобие собственника ему принадлежали и петиторные иски. Плоды земли и все доходы поступали в его собственность после отделения — separatio (D. 22. 1. 25. 1). Права его переходили к наследникам, могли быть завещаны, подарены и проданы надежным приобретателям. Но при продаже он был обязан уведомить собственника и отчислить 2% с цены — laudemium — эмфитевзиса или предоставить собственнику право первой купли — ius protimeseos. Он мог изменять хозяйственное назначение вещи, но не ухудшать ее. Эмфитевта мог устанавливать залоги и сервитуты. Обязанности его состояли в следующем: он должен вести хозяйство как хороший хозяин и платить общественные налоги, вносить собственнику ежегодную ренту — canon (деньгами или натурой). Рента была обычно ниже обыкновенной наемной платы, и поэтому эмфитевта не имел права на сбавку ренты, тогда как наниматель в некоторых случаях имел право на уменьшение наемной платы (п. 8.5.3.).

Для защиты своих прав против всякого владельца эмфитевта имел особый иск actio vectigalis и все владельческие интердикты.

Права эмфитевты прекращались в следующих случаях: при нанесении им большого ущерба собственник мог лишить его участка (ius privandi): при трехлетней неуплате саnоn‘а или публичных налогов (на церковных землях — до двух лет) (Nov. 7. С. 3. 2); при нарушении предписаний о продаже (С. 4. 66. 3). Собственник земли имел по поводу исполнения обязанностей особый иск против эмфитевты — actio emphyteuticaria.

Иные права на землю: характеристика, классификация

Характеристика иных прав на землю

Всем известно, то российское гражданское и земельное законодательство предусматривают права собственности.

Однако это не все вопросы, которые входят в его компетентность. Существуют и иные права на участки земли, то есть иными словами, права лиц, которые не представляют собственников земельных участков.

Право собственности и иные права на землю позволяют обеспечить наибольшую эффективность и выгодное для собственника применение участков земли. Помимо этого правом собственности и иными правами на землю могут удовлетворяться в определенных случаях интересы публичного и частного характера, которые обладают тесной связью с необходимостью использования чужих земельных участков. Иные права на землю регулируются земельным и гражданским законодательством.

Регулировка прав отношений в области формирования, исполнения и прекращения иных прав на землю реализовывается нормами земельного и гражданского законодательства. Земельное и гражданское законодательство Российской Федерации имеют определенные учрежденные законы, в которые выделены права и обязанности, а также иные права на землю и различные земельные участки.

Причем, подобные нормы земельного и гражданского законодательство образуют некую совокупность, которая представляет собой комплексный институт права.

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит определенные статьи, в которых прописаны требования к иным правами на землю.

Например, согласно статье 264 Гражданского кодекса Российской Федерации, если собственники земельных участков не являются таковыми, то ими происходит осуществление принадлежащих им прав владения и пользования участками на условиях, которые предопределяет закон и договор с собственником. Согласно подобному договору либо подписанному соглашению, определяются также и пределы владения участками.

Общее правило не позволяет таким лицам обладать правом распоряжения данными участками. Исключение могут составлять случаи, которые предусматриваются законодательными органами.

Классификация иных прав на землю

Земельный кодекс Российской Федерации содержит в себе определенные статьи, которые регламентируют систему прав на землю.

Например, в статьях 20-24 приводятся некоторые из подобных прав для лиц, которые не выступают как собственники земельных участков.

Среди них есть такие права, как:

  1. Возможность бессрочно (постоянно) пользоваться земельными участками, при этом соблюдать определенные права и обязанности.
  2. Пожизненно владеть наследством, которое представлено земельными участками.
  3. Возможность арендовать участки земли согласно установленным обязанностям.
  4. Право на ограниченное пользование чужим участком земли, которое называется сервитут.
  5. Безвозмездность пользования в срочном порядке участками земли, которая также регламентируется законодательными органами.

На определение титула (вида) и содержания прав лиц оказывают влияние субъекты правовых отношений земельных участков согласно Земельному и Гражданскому кодексам Российской Федерации. При этом данные лиц не выступают как собственники земельных участков.

Пользование земельными участками

Действующее российское законодательство предусматривает иные права на землю, то есть права лиц, которые не представляют собой собственников земельных участков.

На разделение иных прав влияет гражданская правовая природа. Поэтому иные права подразделяются на:

  1. Вещные. Подобные права рассматривают право бессрочного, то есть постоянного пользования, а также права пожизненного наследуемого владения и сервитут. Такие права лиц, которые не выступают как собственники, попадают под защиту от их нарушений в последовательности, которая предусматривается для защиты прав собственности согласно статьям 301-304 Гражданского кодекса Российской Федерации.
  2. Обязательственные. По сравнению с ограниченной особенностью вещных прав на земельные участки, формируются обязательственные права на участки земли, которые обладают собственной правовой спецификой.

Пример 3

Например, если рассматривать обязательственные права в отношении участков земли согласно Земельному Кодексу Российской Федерации, то в данном случае обязательственным правом будет выступать право безвозмездного срочного пользования.

Как вид земельных прав может быть выделено право всеобщего пользования земельным участком. Согласно статье 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, граждане обладают свободным правом, без разрешения присутствовать на открытых для всеобщего доступа земельных участках, которые принадлежат государственной либо муниципальной собственности. Собственность подобной принадлежности в обязательном порядке должна подтверждаться определенными документами. Существуют и иные статьи, в которые прописаны права пользования земельным участком и с которыми можно ознакомиться в Гражданском кодексе Российской Федерации.

Вместе с тем, важно отметить, что такие граждане обладают правом использования на подобных земельных участках определенных природных объектов в пределах, которые допускаются законом и иными правовыми актами. Данный процесс попадает под контроль не только закона, но собственника соответствующего участка.

В пункте 2 вышеуказанной статьи Гражданского кодекса российской Федерации установлено право свободного прохода любого лица через земельный участок. Безусловно, это только в том случае, если данный земельный участок не ограждается или же его собственник каким-либо ясным способом не обозначил, что вход на участок без его разрешения либо без его присутствия запрещен. Важным условием здесь является не причинение ущерба или беспокойства собственнику.

Виды прав на землю и их государственная регламентация

Виды прав на землю и их государственная регламентация

В социально-экономическом развитии общества земельным ресурсам, землепользованию и земельным отношениям всегда принадлежит ведущая роль. Поэтому характер и масштабы земельных преобразований следует рассматривать как один из решающих факторов, которые определяют темпы и эффективность развития национальной экономики, становления рыночных отношений.

Система землепользования представляет собой важнейшую составляющую общей системы природопользования и хозяйствования, выполняющую особую целевую функцию — обеспечение рационального распределения и эффективного использования земли, как пространственного базиса размещения производительных сил и жизненно важного природного ресурса общества.

Земельное право регулирует земельные отношения, т. е. отношения, так или иначе связанные с землей.

В пределах территории Российской Федерации земельные отношения возникают в связи с землей как природным объектом, средством производства, недвижимым имуществом. В то же время объектом земельных отношений являются согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ не только земля, но и земельные участки, а также части земельных участков.

Прежде всего, земельные отношения возникают по поводу использования земельных участков.

ВИДЫ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ

Земельный участок может быть объектом правоотношений, содержание которых включает в себя различные права на землю. В то же время все эти права на землю можно разделить на две группы по способу определения их содержания: вещные права, содержание которых определяется непосредственно законом, и обязательственные права, содержание которых в каждом конкретном случае определяется соглашением сторон в рамках закона.

Пользование земельными участками в России осуществляется на основании различных прав. Согласно Земельному кодексу РФ, выделяются следующие виды прав на землю:

право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

право пожизненного наследуемого владения земельными участками;

Читайте также  Религиозная оргинизация получила в дар земельный участок

право аренды земельных участков;

право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут);

право безвозмездного срочного пользования земельными участками.

В соответствии с этим среди участников земельных отношений Земельным кодексом различаются:

собственники земельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договорам аренды или субаренды;

обладатели сервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ производится за плату, за исключением случаев, предусмотренных Земельным кодексом РФ и отмеченных ниже.

Основанием внесения земельных участков в перечень участков, на которые у Российской Федерации либо у субъектов Российской Федерации возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав:

• земель лесного фонда, земель обороны и безопасности — в отношении федеральной собственности;

• фонда перераспределения земель — в отношении собственности субъектов Российской Федерации;

• земель особо охраняемых природных территорий федерального либо регионального значения; земель водного фонда, занятых водными объектами, находящимися в федеральной собственности либо в собственности субъектов Российской Федерации;

• земель сельскохозяйственного и иного назначения, если на этих земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности либо в собственности субъектов Российской Федерации; эти земельные участки предоставлены органам государственной власти Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации, а также юридическим лицам, которые созданы органами государственной власти Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации; на этих земельных участках располагается приватизированное недвижимое имущество, находившееся до его приватизации в собственности Российской Федерации либо субъектов Российской Федерации; под поверхностью этих земельных участков находятся участки недр федерального либо регионального значения — в отношении федеральной собственности либо собственности субъектов Российской Федерации соответственно.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах своей компетенции.

Предоставление в собственность земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов строительства осуществляется исключительно на торгах (конкурсах, аукционах) в порядке, предусмотренном статьей 30 Земельного кодекса РФ.

Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают исключительным правом на приватизацию этих участков или на их аренду в порядке и на условиях статьи 36 Земельного кодекса РФ и действующих федеральных законов.

Купля-продажа земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется статьей 37 Земельного кодекса РФ, а также гражданским законодательством РФ. Согласно статье 37 Земельного кодекса РФ объектом купли-продажи может быть только такой земельный участок, который прошел государственный кадастровый учет. Данная статья устанавливает, кроме того, обязательные условия при заключении договоров купли-продажи земельных участков, а также перечень тех условий договоров, которые являются недействительными.

В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование после введения Земельного кодекса РФ не предоставляются.

Вместе с тем, если это право возникло у граждан и юридических лиц до введения Кодекса, то оно сохраняется. Причем землепользователи, обладающие участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, распоряжаться этим участком не вправе.

Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность, причем один раз — бесплатно.

Право пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, приобретенное гражданином до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Дальнейшее же предоставление участков на основе этого права не допускается.

Распоряжение земельным участком-, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству. Государственная регистрация перехода права пожизненного наследуемого владения земельным участком по наследству проводится на основании свидетельства о праве на наследство.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность, причем один раз — бесплатно.

В аренду земельные участки могут предоставляться их собственниками в соответствии с гражданским законодательством РФ. Размер арендной платы определяется договором аренды.

Арендатор земельного участка вправе передать свои права и обязанности по договору аренды третьему лицу, в том числе отдать арендные права земельного участка в залог и внести их в качестве вклада в уставной капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив в пределах срока действия аренды без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления, если договором аренды не предусмотрено иное. В данных случаях, за исключением передачи арендных прав в залог, ответственным по договору аренды земельного участка перед арендодателем становится новый арендатор. При этом заключение нового договора аренды земельного участка не требуется.

Ряд особенностей установлен и в отношении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности. Так, при продаже земельного участка, находящегося в публичной собственности, арендатор данного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности. При аренде земельного участка, находящегося в публичной собственности, на срок более чем пять лет арендатор имеет право в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу без согласия собственника земельного участка при условии его уведомления.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) осуществляется в соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РФ.

Публичный сервитут в интересах государства, местного самоуправления или населения без изъятия земельных участков устанавливается нормативным правовым актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления:

для прохода или проезда через земельный участок;

использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

проведения дренажных работ на земельном участке;

забора воды и водопоя;

прогона скота через земельный участок и других целей.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка или землепользователь вправе требовать изъятия у него, в том числе путем выкупа, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившим публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В безвозмездное срочное пользование земельные участки могут предоставляться:

государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и местного самоуправления на срок не более одного года;

гражданам и юридическим лицам на основании договора из земель, находящихся в собственности иных граждан или юридических лиц;

работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков, в виде служебных наделов. Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Земельным кодексом РФ в статьях 44-56 предусмотрены основания и порядок прекращения и ограничения прав пользования земельными участками.

Право собственности на земельный участок прекращается при отказе собственника от своих прав или в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения земельным участком, а также право аренды земельного участка прекращаются принудительно:

при нецелевом использовании участка;

использовании участка способами, приводящими к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшению экологической обстановки;

неустранении умышленных земельных правонарушений, таких, как отравление, загрязнение, порча плодородного слоя почвы, систематическое невыполнение мероприятий по охране земель, систематическая неуплата земельного налога и др;

неиспользовании участка в течение трех лет, если иное не установлено законом;

изъятии участка для государственных нужд в соответствии с правилами, предусмотренными Земельным кодексом РФ.

Земельные ресурсы – самая потребляемая часть окружающей природной среды, экономическая нагрузка на которую имеет постоянную тенденцию возрастания, и, что особо важно, земельные ресурсы представляют пространственную гарантию нормальной жизни и деятельности для нынешнего и будущих поколений.

Учитывая постоянно возрастающее значение земельно-ресурсного потенциала в жизни страны, когда сама земля, территория государства составляет тот стратегический ресурс, который по значимости превосходит все остальные ресурсы, важнейшей задачей руководства страны является создание адекватной управляющей инфраструктуры в области рационального использования и охраны земельных ресурсов страны.

Земельный фонд страны является национальным богатством, рациональное использование которого невозможно без соответствующей системы управления. Особое значение эта система приобретает в периоды крупных земельных преобразований, когда осуществляется массовое перераспределение и приватизация земель, реорганизация существующих объектов земельных отношений. Формирующаяся система управления земельными ресурсами страны должна учитывать правовые, политические, организационные, экономические, экологические и социальные условия страны и общества.

Экономические преобразования в России во многом определили роль и значение управления земельными отношениями и земельными ресурсами. Это связано с тем, что земля, помимо ее традиционных свойств (средство производства, территориальный базис, природное тело и др.), стала объектом правоотношений и объектом недвижимости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Анисимов А.П., Рыженков, А.Я., Черноморец А.Е. Земельное право России – Волгоград: Панорама, 2006. – 272 с.;

Иванов О.П. Государственное управление природными ресурсами — Новосибирск: СибАГС, 2007. – 480 с.;

Правоведение / Под ред. В.А. Козбаненко – М.: Дашков и Ко, 2006. – 1072 с.