Мера наказания за оскорбление президента рф

Не врать и не бояться: как работают законы о клевете и оскорблении в России

В 2020 году, согласно поручениям президента России Владимира Путина и одобренным им предложениям, законы о клевете и оскорблении собираются ужесточить. Так, до 1 июля администрации президента следует «рассмотреть вопрос об усилении ответственности за оскорбление и совершенствовании механизмов опровержения недостоверной информации», а Генпрокуратуре предложить улучшения правоприменительной практики, связанной с распространением порочащей честь или достоинство граждан информации в интернете. Данное поручение было опубликовано 29 января.

В декабре 2019 года президент поддержал идею увольнять чиновников, которые оскорбляют граждан. В том же году была введена ответственность за оскорбление государства. Вопросы клеветы, чести и достоинства в последнее время стали действительно волновать законодателей, однако корень всех споров и проблем возник еще 10 лет назад.

Клевета. Убрать нельзя оставить

Понятие клеветы в законе чем-то напоминает если не двуглавого дракона, то двуглавую ящерицу, у которой одна голова растет из Гражданского кодекса, а другая – из Уголовного. При этом вторая в том виде, в котором мы ее знаем, выросла относительно недавно.

В 2011 году статья 129 УК РФ (Клевета) была декриминализована, но уже в 2012 году она вернулась в Уголовный кодекс в виде статьи 128.1. Что изменилось? Например, мера наказания и число квалифицированных составов. В статье 129 их было всего два – «клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации» и «клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления». Наказание – до трех лет лишения свободы (хотя на практике судьи всегда ограничивались штрафами, обязательными или исправительными работами; реальное лишение свободы никому не назначалось).

В статье 128.1 формулировка осталась той же: клевета – это «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию». Однако появились новые квалифицированные составы: «клевета, совершенная с использованием своего служебного положения» и «клевета о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера». Изменилось наказание – лишение свободы теперь не предусмотрено, зато штраф увеличился до 5 миллионов рублей.

Возникает и другой вопрос: почему закон вернули уже через восемь месяцев после декриминализации? По версии юриста международной правозащитной группы «Агора» Рамиля Ахметгалиева, инициатива убрать статью о клевете из Уголовного кодекса поступила от Дмитрия Медведева (который на тот момент был президентом России) в период так называемой оттепели. Появление же статьи 128.1 в УК пришлось на время «закручивания гаек», когда также были приняты закон «Об иностранных агентах», «закон Лугового» и ужесточились наказания за нарушения на митингах.

Есть и другая версия. «Отсутствие уголовной ответственности за клевету привело к тому, что появилось огромное количество материалов, которые бросали тень и задевали честь, достоинство и деловую репутацию очень разной категории лиц: и юридических, и физических лиц, и артистов, и врачей – самых разных. Получалось, что механизмами административного законодательства справиться не удавалось. В итоге эта статья была возвращена в Уголовный кодекс», – отмечает адвокат юридической фирмы «ЮСТ» Сергей Завриев.

Тем не менее, клевета – единственный состав преступления в России, по которому оправдательных приговоров больше, чем обвинительных. Более того, если обратиться к статистике, то станет ясно, что приговоров по статье за клевету всегда было очень мало. В 2011 году по статье 129 УК РФ было 244 приговора, а в 2018 году по 128.1 – всего 110. Это неудивительно, так как доказать преднамеренность ложных обвинений очень тяжело. Кроме того, большая часть дел проходит по части 1 статьи 128.1, а это дела частного обвинения. «Бремя доказывания состава лежит на самом потерпевшем, он является одновременно и обвинителем. Не всегда непрофессиональный обвинитель может это доказать», – поясняет Игорь Симонов, адвокат московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры».

Не стоит забывать и о статье 152 ГК РФ (Защита чести, достоинства и деловой репутации). Конечно, она не идентична статье 128.1 УК РФ. В первую очередь, клевета – это уголовное дело, а распространение порочащих сведений – гражданский спор. Помимо прочего, есть важное отличие в условиях, по которым признается вина ответчика/обвиняемого. «Разница в том, что статья 152 (Распространение порочащих сведений, в том числе через СМИ) является неосторожным деянием, а статья 128.1 – умышленным. В этом, наверное, и смысл наказания и разницы в общественной опасности», – отмечает Игорь Симонов.

Кроме того, суммы, которые в виде штрафа налагаются по статье 128.1, взыскиваются с осужденного в доход государству. В рамках гражданского судопроизводства определяется уже сумма компенсации за причинение морального вреда. Несмотря на все различия, одно и то же дело все равно может проходить по обеим статьям. «Речь идет о том, что сам по себе факт привлечения человека к уголовной ответственности за клевету и признание его виновным не лишает права потерпевшего обращаться в суд с гражданско-правовыми требованиями в порядке статьи 152 ГК», – говорит Сергей Завриев.

В связи с этим возникает вопрос: а так ли нужна в таком случае статья в Уголовном кодексе? По мнению Игоря Симонова, нужна. «Наказание за клевету я считаю правильным. Необходимо уголовно преследовать лиц, которые умышленно распространяют заведомо ложные сведения, в том числе и через СМИ, потому что такими действиями можно причинить значительный вред личности, обществу, государству», – отмечает эксперт.

Юрист Международного центра «Агора» Дамир Гайнутдинов, напротив, считает, что клеветы и оскорбления (в том числе представителей власти, судей и прочих) не должно быть ни в УК, ни в КоАП. «Гражданский кодекс предоставляет достаточно возможностей для возмещения вреда и восстановления справедливости», – полагает юрист.

«Нельзя не учитывать, как мне кажется, сам факт наличия уголовной ответственности, то есть судимости. Дело в том, что факт привлечения к уголовной ответственности имеет серьезные последствия для будущего человека. Да, судимость может быть снята или погашена, плюс, понятно, что речь идет о преступлении небольшой тяжести, но все-таки этот момент остается навсегда в биографии человека», – напоминает Сергей Завриев.

Оскорбление, вседозволенность и закон Мерфи

В 2011 году вместе со статьей 129 УК РФ была декриминализована статья 130 УК РФ об оскорблении. Однако в отличие от закона о клевете, она не вернулась в Уголовный кодекс и до сих пор существует в рамках статьи 5.61 КоАП РФ.

«Статья 130 УК РФ «Оскорбление» в том виде, в котором она существовала, ранее была нерабочей. Ее декриминализация – абсолютно логичное действие. Сегодня при правильном применении норм гражданского права (ст. 152 ГК РФ) и административной ответственности необходимости в возврате такого состава преступления в УК РФ нет», – считает управляющий партнер Адвокатского бюро г. Москвы «Щеглов и партнеры» Юлия Лялюцкая.

Тем не менее, о возвращении статьи об оскорблении в УК все-таки заговорили после поручения президента рассмотреть вопрос об усилении ответственности за оскорбление и совершенствовании механизмов опровержения недостоверной информации. Но действительно ли «усиление ответственности» означает криминализацию? Не обязательно. Вспомним одобренное президентом предложение об увольнении чиновников, которые оскорбляют граждан. Выбранное наказание – даже не административная мера, а дисциплинарная.

Речь также может идти просто о повышении штрафа. «На мой взгляд, административная ответственность за оскорбление больше похожа на «прайс-лист»: от 1 000 до 5 000 рублей для граждан, от 10 000 до 50 000 рублей для должностных лиц, от 50 000 до 100 000 рублей для юридических лиц. Санкция «декриминализированной» статьи УК РФ об оскорблении была более разумной в части штрафа – в целом, по статье до 80 000 руб. Иной раз размер административного штрафа не способствует исправлению нарушителя, а скорее поощряет его своим минимальным размером продолжать противоправную деятельность», – считает адвокат Юлия Лялюцкая.

«Даже если восстановят статью УК, то привлечение за оскорбление будет только в том случае, если ранее лицо привлекалось к административной ответственности», – добавляет Сергей Завриев.

Страх криминализации закона об оскорблении, в целом, не совсем рационален. Вместе со статьей 5.61 КоАП уже существуют статьи Уголовного кодекса об оскорблении чувств верующих, военнослужащих, полицейских, а с 2019 года и об оскорблении власти.

Среди юристов действительно вызвала непонимание в поручении президента формулировка о «совершенствовании механизмов опровержения недостоверной информации».

«Совершенствовать там нечего. В статье 152 ГК РФ и законе о СМИ все предельно четко сформулировано», – считает Дамир Гайнутдинов. Согласно статье, порочащие сведения должны либо быть опровергнуты в том же источнике, в котором были опубликованы (СМИ/документах), либо удалены. Порядок опровержения также может устанавливать суд, если прописанные в законе методы не подходят.

Читайте также  Что будет за парковку под знаком

«Проблемы механизмов опровержения я не вижу. Единственное, сложности зачастую бывают, когда речь идет о доказывании порочащих сведений, которые, допустим, были распространены в каком-то фильме или программе. Невозможно опровергнуть всю программу или фильм. То есть бывает такой формат публикации, когда аналогичный формат опровержения невозможен. Может быть, здесь что-то нужно сделать», – отмечает Игорь Симонов.

Неоднозначную реакцию вызвало и поручение Владимира Путина об усовершенствовании борьбы с распространением в интернете информации, порочащей честь или достоинство гражданина.

С одной стороны, существует анонимность: доказывать факт клеветы и авторства в социальных сетях и онлайн-медиа действительно очень тяжело. Хотя у правоохранительных органов есть возможность по IP адресу и некоторым другим характеристикам установить факт размещения статьи конкретным лицом, этот механизм все еще не идеален.

«Не должно быть вседозволенности, несмотря на то, что существует интернет. Надо понимать, что содержит то или иное высказывание, нарушает ли это чьи-то права или нет», – подчеркивает Игорь Симонов.

С другой стороны, существует свобода слова. Да и оскорбление, моральный вред, ущемление чести и достоинства – все это оценочные категории. По этой причине за последние пару лет уголовные дела, заведенные за публикации в сети, вызывали много осуждения. «В этой сфере в России действует закон Мерфи – если закон может быть применен репрессивно, значит, он будет применен максимально репрессивно. Рассмотреть дело за пару дней и дать 3-5 лет лишения свободы за комментарий или картинку в интернете стало нормой. Поэтому усовершенствовать могу предложить только одно – все поправки в закон об информации, а также в КоАП и УК об ответственности за выражение мнения, принятые после 2011 года, должны быть отменены», – комментирует Дамир Гайнутдинов.

Как уже отмечалось, в отношении положений о клевете и оскорблении речь идет о категориях субъективных и оценочных. Вероятно, это одна из причин, почему в делах о клевете так много оправдательных приговоров, а трактовка оскорбления в законе как «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме» настолько расплывчата. И, возможно, именно из-за этого любое наказание по этим статьям, будь то штраф в 15 тысяч или лишение свободы, кому-то покажется слишком мягким, а кому-то – уже репрессивным. И на данный момент, чтобы не попасться на клевете и оскорблении, вероятно, нужно быть двуглавым. С одной стороны, как отмечает Игорь Симонов, важно помнить, что «кроме своих прав, есть еще и права других лиц, а незнание закона не освобождает от ответственности». С другой же стороны, «не признавать вину без консультации с профессиональным юристом, которого вы наняли сами, и не верить представителям власти», – советует Дамир Гайнутдинов.

В КоАП серьезно реформируются нормы об оскорблении

В Государственную думу России внесен законопроект, предусматривающий штрафы до 150 тыс. рублей для чиновников за оскорбление граждан. Параллельно ужесточаются уже существующие санкции за оскорбление и дополняется само это понятие. Текст документа размещен в думской электронной базе данных.

Авторами законопроекта выступили глава комитета Госдумы по информационной политике Александр Хинштейн и вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак. Они предлагают внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, дополнив соответствующими поправками статьи 3.5 и 5.61.

«Оскорбление, совершенное лицом, замещающим государственную или муниципальную должность либо должность государственной или муниципальной службы, в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей) — влечет наложение административного штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до одного года», — говорится в новой редакции КоАП.

Повторное нарушение закона со стороны чиновника влечет наложение административного штрафа в размере от 100 до 150 тыс. рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет.

Авторы поправок отмечают, что в последнее время участились факты оскорбительных действий, унижающих честь и достоинство граждан, совершенных чиновниками.

«Подобные действия лиц, наделенных государственными или муниципальными полномочиями, вызывают широкую негативную реакцию общества, способствуют умалению авторитета органов власти и управления. В то же время статья 5.61 КоАП РФ предусматривает виды наказания отдельно для должностных лиц, которые не обязательно наделены государственными или муниципальными полномочиями», — отмечается в пояснительной записке.

Одновременно законопроект увеличивает административные штрафы за оскорбление в целом. Так, максимальное наказание для граждан — с 5 тыс. до 10 тыс. рублей, для должностных лиц — с 50 тыс. до 100 тыс. рублей, для юридических лиц — с 500 тыс. до 700 тыс. рублей.

За оскорбление без квалифицирующих признаков максимальный штраф повысится с 3 тыс. до 5 тыс. рублей. За оскорбление, «содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся в произведении, СМИ или информационно-телекоммуникационных сетях», наказание будет увеличено с 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

Кроме того, депутаты предлагают внести изменения в само определение «оскорбление». Сейчас под ним понимается «унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме». Эту формулировку предложено дополнить словами «или иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность».

«В соответствии с диспозицией статьи 5.61 КоАП РФ («Оскорбление»), обязательным квалифицирующим признаком данного деяния является неприличная форма. Между тем унижение чести и достоинства человека, особенно посредством СМИ, не обязательно должно выражаться в неприличной форме», — говорится в пояснительной записке.

Необходимость изменений в законодательстве авторы поправок объясняют тем, что «существующий механизм защиты чести и достоинства граждан от унижения, в том числе содержащегося в публично демонстрирующемся произведении и СМИ, не является достаточно эффективным».

Как ранее сообщал L.R, комиссия кабмина по законопроектной деятельности высказала к законопроекту ряд замечаний. Так, в правительстве не поддержали изменение общего определения оскорбления. Там посчитали дополнение определения оскорбления словами «иной унизительной, оскорбляющей общественную нравственность» неопределенным и избыточным.

Также в кабмине считают, что установление повышенных мер ответственности государственных и муниципальных служащих по сравнению с иными должностными лицами не соответствует правовым позициям Конституционного суда РФ, согласно которым «устанавливаемые законодателем меры ответственности должны быть объективно оправданы, обоснованы и преследовать конституционно значимые цели с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства».

В целом же правительство поддержало законопроект с учетом высказанных замечаний.

Ранее президент России Владимир Путин поддержал идею наказывать госслужащих за оскорбление граждан. Тогда глава государства заявил, что нужно продумать детали законодательной нормы и посоветоваться с экспертами.

Привлечение к уголовной ответственности по статье 128.1 Уголовного кодекса Российской Федерации

Раздел VII Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (далее – УК РФ) посвящен ответственности за совершение преступлений против личности.

Преступления против личности – это такие виновные противоправные деяния, которые направлены на причинение вреда человеку, его жизни, здоровью, свободе, чести, достоинству.

Глава 17 УК РФ посвящена ответственность за совершение преступления против свободы, чести и достоинства личности.

В частности статья 128.1 УК РФ посвящена ответственности за распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию (клевета).

Потерпевшим от клеветы может быть любое лицо, в том числе малолетний, душевнобольной, а также умерший человек.

Объективная сторона выражается в действиях по распространению заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. В случае, когда ложные сведения не являются порочащими, ответственность за клевету исключается.

Под честью понимается общественно-моральное достоинство, то, что вызывает и поддерживает общее уважение, чувство гордости.

Достоинство — это совокупность свойств, характеризующих высокие моральные качества, а также сознание ценности этих свойств и уважения к себе.

Репутация — создавшееся в обществе мнение о достоинствах и недостатках способностей личности.

Преступление признается оконченным с момента сообщения ложных сведений хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений непосредственно самому лицу, которого они касаются, не образует состав рассматриваемого преступления.

Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. Лицо должно осознавать, что распространяет именно ложные сведения, т.е. не соответствующие действительности.

В соответствии со статьей 128.1 УК РФ:

1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо обязательными работами на срок до ста шестидесяти часов.

2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до двухсот сорока часов.

Читайте также  Является ли руководитель ликвидационной комиссии предпринимателем

3. Клевета, совершенная с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо обязательными работами на срок до трехсот двадцати часов.

4. Клевета о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера, наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

5. Клевета, соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, наказывается штрафом в размере до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов.

Таким образом, закон предусматривает два вида наказания — штраф или обязательные работы (ст. 128.1 УК РФ)). В то же время оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, признается административным правонарушением, наказанием для которого является штраф (ст. 5.61 КоАП РФ).

Предложено декриминализировать ст. 319 УК об ответственности за оскорбление представителей власти

14 мая в Госдуму поступил законопроект № 956144-7 об исключении из УК РФ ст. 319, устанавливающей уголовную ответственность за оскорбление представителей власти.

Авторы поправок пояснили свою инициативу тем, что ст. 319 УК не предусматривает никакого наказания в виде лишения свободы. «В большей степени все перечисленные в статье наказания – штраф, обязательные или исправительные работы – свойственны административным наказаниям, и мы считаем, что в полной мере достаточны меры наказания, предусмотренные КоАП РФ. Не видим целесообразности увеличивать число уголовно судимых граждан в тот момент, когда государство все последние годы стоит на пути декриминализации ряда статей УК», – отмечено в пояснительной записке.

В этой связи авторы поправок предложили уравнять правовое положение субъектов публичной власти и российских граждан путем сбалансированного действия именно административной ответственности за оскорбительные высказывания в целях восстановления социальной справедливости. Они также сослались на конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, а также обязанность государства гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина.

«Любые формы ограничения прав граждан по признакам имущественного или должностного положения, расовой, национальной или религиозной принадлежности не допускаются. Исключения из данного положения Конституцией РФ запрещаются. Таким образом, предлагается исключить законодательную возможность отдельных категорий лиц обладать иным спектром прав, нести специфические обязанности в связи, например, с занимаемой должностью или ее отсутствием», – полагают они.

Федеральный судья в отставке, заслуженный юрист РФ, профессор НИУ ВШЭ Сергей Пашин назвал законопроект благими намерениями. «Группа депутатов озаботилась социальной справедливостью и предлагает, пока только на примере ст. 319 УК РФ, “исключить законодательную возможность отдельных категорий лиц обладать иным спектром прав, нести специфические обязанности в связи, например, с занимаемой должностью”. В обществе социального неравенства – это утопия. В теоретическом смысле – это “нищета философии”, путаница. Должностное лицо обладает отличными от прочих полномочиями и гарантиями по определению, и это правомерно, пока является не привилегией, а условием эффективного осуществления функции, возложенной законом», – пояснил он.

По мнению эксперта, норма об оскорблении, допущенном по мотивам личной неприязни (ст. 5.61 КоАП РФ), не охватывает объект (порядок управления), на который посягают, унижая честь и достоинство «государева человека». «В практическом смысле – это непоследовательность, ибо сохраняются нормы, преследующие оскорбление судьи и сторон процесса (ч. 2 ст. 297 УК РФ), а также оскорбление военнослужащими друг друга (ст. 336 УК РФ). В процессуальном смысле – это умаление прав человека, поскольку административное производство не предполагает развернутых гарантий для преследуемого государством лица, свойственных уголовному судопроизводству», – добавил Сергей Пашин.

По его словам, все эти недостатки обоснования предложения депутатов, однако, перевешивает единственное соображение: декриминализация деяния, за которое не предполагается наказание в виде лишения свободы, всегда благотворна. «Наше уголовное законодательство неразумно жестоко и переполнено деяниями, не представляющими общественной опасности, но при осуждении за них влекущими стигматизацию человека и судимость. Судимость же сопровождается фактически пожизненным запретом на ряд профессий. Думаю, законопроект нужно поддержать, ст. 319 УК РФ устранить, но в КоАП следует ввести норму о взыскании за оскорбление представителя власти», – резюмировал Сергей Пашин.

Адвокат АП г. Москвы Матвей Цзен полагает, что законопроект продолжает тему ответственности за оскорбление государства и его представителей в контексте законотворческой инициативы МВД о распространении на полицию защиты, предоставляемой ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ. «Кроме того, можно отметить его косвенную связь с методическими рекомендациями МВД о практике применения вышеуказанной статьи, о котором ранее также сообщала “АГ”», – отметил он.

По мнению эксперта, поскольку с отменой ст. 319 УК РФ не предполагается введение какой-либо новой статьи в Кодекс либо КоАП, то действия, ранее охватывавшиеся ею, будут квалифицироваться либо по ст. 5.61 (оскорбление), либо по ч. 1 ст. 20.1 (мелкое хулиганство) КоАП РФ в зависимости от конкретных обстоятельств. «В целом эта инициатива находится в русле тенденции к смягчению ответственности “за слова” и перевода ее из уголовной в административную, начатой введением административной презумпции в ч. 1 ст. 282 УК РФ и продолженной ограниченным правоприменением ч. 3–5 ст. 20.1 КоАП РФ», – пояснил адвокат.

Матвей Цзен отметил, что сейчас в России создалась законодательная ситуация, в которой оскорбление президента, государства и общества в целом влечет за собой административную ответственность, а оскорбление участкового или мелкого чиновника – уголовную. «Очевидно, что такая ситуация перевернутой пирамиды иерархии общественных ценностей не является здоровой и должна быть исправлена. Отдельно отмечу, что согласно данным судебной статистики в 2019 г. судами по ст. 319 УК РФ рассматривались дела в отношении 12,5 тыс. человек – учитывая бюрократичность и формализованность нашего уголовного процесса – это довольно существенная нагрузка, снятие которой разгрузит как правоохранительные органы, так и суды», – резюмировал эксперт.

Председатель МКА «Паритет» Ерлан Назаров назвал крайне маловероятной перспективу принятия рассматриваемого законопроекта, когда общая тенденция законотворческой деятельности имеет совершенно противоположный вектор – «закручивание гаек», установление новых запретов, ограничений прав и свобод граждан, введение и усиление административной и уголовной ответственности за поведение, которое власть считает неприемлемым с точки зрения обеспечения собственного спокойствия и комфорта.

По мнению эксперта, подобные приоритеты вызывают обоснованную тревогу. «Несмотря на периодически звучащие с высоких трибун декларации о необходимости либерализации законодательства, в центре внимания законодателей в последние годы в значительной степени находились вопросы обратного свойства. Достаточно вспомнить Закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ о внесении изменений в УК и УПК РФ в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности, которым, в частности, введена ответственность за недоносительство, усугублено наказание за “экстремистские” проявления; “пакет Яровой”, назначением которого является создание условий для тотальной слежки за гражданами; Закон от 23 июня 2016 г. № 208-ФЗ, ограничивающий свободу деятельности новостных агрегаторов в РФ. Немало было нововведений и в КоАП РФ, в том числе за “оскорбление” власти с несоразмерно огромными штрафами (ч. 3–5 ст. 20.1., введенные Законом от 18 марта 2019 г. № 28-ФЗ) и т.п. Наблюдается стабильный рост числа осужденных по “политическим” статьям, большой резонанс вызвали гонения за репосты и лайки в интернет-сети», – отметил адвокат.

Ерлан Назаров полагает, что комментируемый законопроект об исключении ст. 319 из Уголовного кодекса выпадает из этого тренда, обусловленного стремлением защитить властную вертикаль от любого крамольного поведения и неугодных поползновений со стороны общества. «Хотя сама инициатива ряда депутатов, направленная на снижение числа осужденных граждан путем исключения упомянутой статьи из Кодекса, представляется разумной», – считает он.

Со ссылкой на статистические данные Судебного департамента при Верховном Суде РФ эксперт отметил, что количество осужденных за преступление, предусмотренное ст. 319 УК РФ, остается на достаточно высоком уровне. «Так, в 2019 г. их число составило 9189 человек (против 10 154 человек в 2018 г.), из них примерно 50% приговорено к штрафам (4455 и 5028 человек соответственно), 2224 человека – к исправительным работам (2018 г. – 2339 человек), к обязательным работам – 2199 человек (2018 г. – 2380 человек), подвергнуты мерам медицинского характера 108 граждан, признанных невменяемыми. Так что статья, что называется, “работает” и активно применяется на практике», – заключил адвокат.

Читайте также  Изменине данных военкомат

Ерлан Назаров добавил, что чаще всего потерпевшими по такой категории уголовных дел становятся сотрудники правоохранительных органов, нередко своими собственными избыточно жесткими мерами сами провоцирующие граждан на неадекватную реакцию. «Вряд ли государство откажется от преследования граждан за оскорбление представителей власти в силу того, что непосредственным объектом преступления является авторитет органов государственной власти и местного самоуправления, а честь и достоинство конкретного должностного лица – дополнительным. Хотя было бы целесообразным рассмотреть вопрос о введении, по крайней мере, административной преюдиции по аналогии со ст. 282 УК РФ, которая служила бы действенной профилактической мерой, направленной на предотвращение рецидива такого правонарушения», – подытожил адвокат.

Что грозит за оскорбление президента России?

В жизни так не бывает, чтобы абсолютно все граждане страны были довольны действующей властью.

Россия – демократичная страна, в которой каждый человек, в силу дарованных ему Конституцией РФ прав, имеет возможность высказывать свои мысли и позиции, даже если они относятся к представителям власти.

В таких действиях нет ничего предосудительного до тех пор, пока высказывания не перерастают в публичные оскорбления. Самый большой объем критики со стороны граждан получает на себя президент страны.

Оскорбление президента (статья 319 УК РФ) носит официальное название «Оскорбление представителя власти» и распространяется не только на высказывания, адресованные главе страны, но и оскорбления министров, чиновников, представителей органов правопорядка.

Закон об оскорблении президента РФ

Отдельного закона, регулирующего негативные высказывания в адрес действующего президента, в стране нет. Привлечение к уголовной ответственности за публичные оскорбления основывается на норме статьи 319 УК РФ.

Отсутствие специального законодательного акта обусловлено тем, что президент страны является по сути точно таким же гражданином, как и все остальные люди, лишь с тем исключением, что он является представителем власти. Особых привилегий перед законом он не имеет.

Введение подобного закона могло бы вызвать ряд критики со стороны граждан. Однако, попытки его издания все же существуют.

Так, в 2016 году депутат Роман Худяков поднимал вопрос о внесении на рассмотрение Думой нового законопроекта, защищающего президента от оскорблений.

На подобное решение его подтолкнул просмотр видеороликов в сети Интернет, где каждый пользователь спокойно и безнаказанно говорит неприятные высказывания в адрес главы государства.

В СССР с 1990 года действовал закон «О защите чести и достоинства президента СССР».

Главная идея законопроекта заключается в том, что уголовная ответственность должна наступать за критику не просто личности самого президента, а института президентства в стране.

К слову, в советском союзе за оскорбительные высказывания злоумышленникам грозило наказание до 6 лет лишения свободы.

Даже в таких особо демократичных странах, к примеру, как США, за оскорбление личности президента предусмотрены жесткие наказания. В Германии и Польше виновные лица могут получить за такое преступление до 6 лет лишения свободы.

Кроме того, во многих европейских странах такая мера ответственности грозит не только за оскорбление личности главы государства, но и за надругательство над государственной символикой.

Законопроект до сих пор не одобрен и не принят к рассмотрению Думой.

Что признается оскорблением президента?

Даже если Вы не довольны действиями президента страны, лучше об этом молчать. Конечно, если Вы в семейном кругу на кухне обсуждаете действующую главу государства, Вам не грозит уголовная ответственность. Другое дело, если это преступление совершается публично.

Для того, чтобы содеянное было верно квалифицированно по ст. 319 УК РФ, необходимо, чтобы в нем присутствовали следующие признаки:

  • Публичная форма исполнения (в присутствии третьих лиц, с применением СМИ или через Интернет);
  • Оскорбление касается исполнения профессиональных или должностных обязанностей президента;
  • Оскорбление подрывает авторитет главы государства и нарушает его нормальную деятельность.
  • Преступление по ст. 319 УК РФ следует отличать от схожих составов деяний по ст. 213 «Хулиганство», 297 «Неуважение к суду», 318 «Применение насилия в отношении представителя власти», 336 «Оскорбление военнослужащего» УК РФ и ст. 20.1 КоАП РФ «Мелкое хулиганство».

    Состав преступления

    Уголовная ответственность за оскорбление президента РФ наступает только при наличии полного состава преступного деяния.

    Оскорбление чести и достоинства президента РФ помимо публичности должно иметь следующие характеристики состава преступления:

  • Объектом преступления является общественная опасность, которая возникает в качестве ответной реакции на нарушение работы президента и подрыв его авторитета в обществе. Эти действия могут привести к активизации оппозиции, возникновению стачек и конфликтов в почве политических убеждений.
  • Объективная сторона содеянного – это непосредственное оскорбление президента. Оскорбление предполагает распространение в неприличной форме информации, унижающей честь и достоинство представителя власти. Публичность при этом может осуществляться через использование различных изданий, листовок, брошюр, через публичные выступления на улицах перед стихийной аудиторией.
  • Субъектом преступления, который может нести уголовную ответственность, может быть вменяемое лицо в возрасте от 16 лет.
  • Субъективная сторона проявляется в прямом умысле. Данное правонарушение совершается намеренно с целью подрыва авторитета и создания хаоса.
  • Преступление считается оконченным в момент высказывания слов оскорбительного характера в адрес президента страны.

    Что может быть за оскорбление президента России?

    Что будет, если Вы оскорбите президента страны, будет решать суд. В статье 319 УК РФ представлено несколько альтернативных вариантов наказания за нелестные высказывания:

  • Штраф до 40 тысяч рублей;
  • Штраф в размере дохода осужденного до 3 месяцев;
  • Обязательные работы до 360 часов;
  • Исправительные работы до 1 года.
  • Получить наказание в виде лишения свободы за оскорбление президента страны нельзя.

    Если действия виновного лица не будут квалифицированы как уголовно наказуемое деяние, к нему может применяться ст. 5.61 КоАП РФ об оскорблениях.

    В этом случае высказывание не должно касаться профессиональной деятельности президента страны или не должно быть выражены в яркой публичной форме.

    Какое наказание грозит по КоАП РФ? Для административного правонарушения важно только, чтобы оскорбление было исполнено в неприличной форме, унижающей достоинство и честь.

    По данной статье предусмотрены следующие виды наказания:

    • Для граждан штраф от 1 до 3 тысяч рублей;
    • Для должностных лиц штраф от 10 до 30 тысяч рублей;
    • Для юридических лиц штраф от 50 до 100 тысяч рублей.

    Что грозит при смягчающих и отягчающих обстоятельствах?

    Судья обязан действовать в рамках установленных статьей размеров наказаний.

    Выходить за эти пределы и назначать более строгое наказание судья не может даже, если преступление совершено с большим числом отягчающих обстоятельств.

    Ст. 319 УК РФ не предусмотрена квалифицирующие признаки содеянного.

    В качестве отягчающих обстоятельств в данном деле могут учитываться:

    • Алкогольное или наркотическое опьянение виновного лица в момент совершения преступления;
    • Наличие у подсудимого судимостей, особенно по аналогичным делам;
    • Совместное совершение нескольких видов преступлений;
    • Асоциальный образ жизни виновного.

    К смягчающим вину обстоятельствам можно отнести:

    • Деятельное раскаяние и признание вины;
    • Пожилой или слишком молодой возраст;
    • Положительные характеристики с места работы или жительства;
    • Отсутствие судимостей.

    При признании вины уголовное дело может быть рассмотрено в особом порядке, в результате которого подсудимому не может быть назначено наказание в размере более, чем двух третьих от максимально возможного по статье.

    Как доказать виновность в оскорблении?

    Явка с повинной в такой ситуации с большой долей вероятности просто невозможна. При этом редко подобные правонарушения осуществляются случайно, когда виновное лицо оскорбляло президента, не предполагая о неправомерности и уголовной наказуемости своих действий.

    Если бы к ответственности привлекали всех, кто совершает оскорбление президента в Интернете, половина пользователей глобальной сети уже давно бы получила судимости.

    Дела возбуждаются только в отношении тех граждан, которые представляют особый риск для стабильности страны и политического строя.

    В качестве доказательной базы используются чаще всего скриншоты постов в социальных сетях, видео или аудиозаписи с неуважительными высказываниями. Когда есть подобные неопровержимые доказательства на руках, возможности избежать ответственности уже не будет.

    В 2021 году не было прецедентов по уголовным делам об оскорблении президента страны. Это преступление вообще является большой редкостью возможно в связи с тем, что президент для граждан находится вне зоны досягаемости.

    По ст. 319 УК РФ большая часть правонарушений является с сотрудниками полиции в качестве потерпевших по делу, ведь именно они чаще всего взаимодействуют с населением.

    В России сейчас нет отдельного закона, который бы регулировал оскорбительные высказывания в адрес главы государства. Данные деяния подлежат квалификации по ст. 319 УК РФ.

    Однако, с 2016 года ведутся переговоры о принятии специального законодательного акта, который бы защищал президента от неуважения граждан. По мнению экспертов, в ближайшее время вполне вероятно данный закон все же будет принят в стране.