Можно ли принять на работу гражданина белоруссии

Уведомлять МВД о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии не нужно

Что делать, если вы приняли на работу гражданина Белоруссии и не уведомили об этом миграционные органы? Ещё два месяца назад перспектива получить постановление об административном правонарушении была чрезвычайно высока. Изменилось ли что-то в российском миграционном законодательстве за эти два месяца? Изменения, безусловно, были, но они не коснулись регулирования трудовых отношений с гражданами Белоруссии. Так что же произошло?

Вернёмся немного назад. Существенные изменения в миграционном законодательстве, касающиеся процедуры привлечения на работу иностранных граждан, произошли в начале 2015 года. До 31 декабря 2014 года действовала норма, по которой работодатель обязан был уведомлять о приеме на работу только тех иностранных граждан, кому требовалось для осуществления трудовой деятельности разрешение на работу.

Работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.

Гражданам Белоруссии для работы в России никогда не требовалось разрешение на работу, поэтому уведомлять органы миграции о заключении с ними трудовых договоров было не нужно.

Если между вашей организацией и гражданином Белоруссии заключен трудовой договор датой ранее 31 декабря 2014 года – вам не о чем беспокоиться. Действующие на тот момент законодательные нормы не имели двойной трактовки – уведомление о заключении трудового договора не требовалось!

Однако с 01 января 2015 г. вступила в силу новая редакция Федерального закона 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ», и текст указанной нормы стал выглядеть иначе:

Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Новая редакция уже подразумевала под собой уведомление миграционных органов о заключении трудовых договоров со всеми без исключения иностранными гражданами, в том числе и с такими категориями, с которыми ранее уведомление не требовалось: имеющими РВП, ВНЖ, статус беженца и т.д. Граждане Белоруссии, по мнению ещё существовавшей тогда ФМС, тоже лишились привилегии.

Тем не менее, позиция юристов legallabor по этому вопросу разошлась с мнением ФМС. Мы считаем, что ни до, ни после вступления в силу новой редакции 115-ФЗ уведомлять о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии было не нужно. Дело в том, что между Россией и Белоруссией существует множество международных соглашений, юридическая сила которых выше внутринациональных норм. В одном из этих соглашений присутствует безапелляционная формулировка:

«Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется»

Уведомление о заключении трудового договора есть не что иное, как составной элемент такого порядка.

Мы направили в ФМС запрос с просьбой прокомментировать противоречие международной и национальной норм, убедительно изложив свою позицию с опорой не международные нормы закона, не скроем, с целью оказать влияние на формирование правильного понимания ФМС по этой проблематике и уберечь чиновников от ошибочного применения законодательства.

Руководителю ФМС России

22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Пункт первый данного решения гласит:

«1. Установить, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется».

08 декабря 1999г. вступил в силу Договор о создании Союзного государства между РФ и Республикой Беларусь. Правовые акты, принятые ранее в рамках сообщества, продолжают действовать в части, не противоречащей Договору (п.1.,2 статьи 70 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства»).

В соответствии с п.2 статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О Создании Союзного государства» в случае коллизии нормы закона или декрета Союзного государства и нормы внутреннего закона государства-участника, за исключением норм, содержащихся в конституциях и конституционных актах государств-участников, преимущественную силу имеет норма закона или декрета Союзного государства.

Пункт 8 статьи 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального Закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» гласит:

«8. Работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора».

Статья 13 «Трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации» Федерального закона 115-ФЗ регулирует порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в Российской Федерации и вступает в коллизию с п.1. Решения №4 Высшего совета сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996г. «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий», так как не делает исключений для граждан республики Беларусь.

Согласно статьи 60 Договора между РФ и Республикой Беларусь от 08.12.1999 «О создании Союзного государства» правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.

В связи с вышеизложенным прошу вас дать разъяснение по следующему вопросу: налагается ли на работодателя обязанность об уведомлении соответствующего органа ФМС о заключении (расторжении) трудового договора с гражданином республики Беларусь?

Однако тщетно. Вот ответ, который мы получили от ФМС:

Нам ничего больше не оставалось, как только ждать, когда ФМС (или теперь уже МВД) наступит на эти грабли. И вот этот момент настал. Правда, вслед за собой в путину правового невежества ФМС утянуло ещё и судей Петродворцовского районного суда и городского суда г. Санкт-Петербурга.

19 июня 2015 г. (спустя шесть месяцев с начала действия новой редакции 115-ФЗ) ФМС г.Санкт-Петербурга оштрафовала питерскую компанию ООО «СК Монолит» на 400 000 рублей за неуведомление ФМС о приеме на работу в качестве каменщика гражданина республики Беларусь. Работодатель обжаловал это решение сначала в районном, а потом в городском суде г. Санкт-Петербурга. В обоих случаях суды вставали на сторону ФМС и оставляли постановление ФМС в силе. Через два года дело дошло до Верховного суда Российской Федерации.

30 мая 2017 года Верховный суд РФ вынес постановление в пользу работодателя и отменил решения районного и городского судов г.Санкт-Петербурга. В мотивировочной части своего решения судья Верховного суда привёл те же аргументы, на которые мы ссылались в своем запросе в ФМС. Производство по делу об административном правонарушении было прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Браво! Мы шлем лучи признательности питерской компании ООО «СК Монолит», которая довела дело до логического конца и, конечно же, судье Верховного суда РФ С.Б. Никифорову.

Новость дополнена 21.03.2018 г.

Ниже мы приводим запрос, направленный в отдел по вопросам миграции УМВД РФ по Смоленской области, касающийся правоприменительной практики принятого Верховным Судом Постановления, и ответ на него должностного лица МВД РФ.

Начальнику отдела по вопросам миграции
УМВД России по городу Смоленску

Верховный Суд Российской Федерации Постановлением № 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года прекратил производство по делу об административном правонарушении, частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица – работодателя гражданина Республики Беларусь. Указанное юридическое лицо привлекло к трудовой деятельности в Российской Федерации гражданина Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Прекращая производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, Верховный Суд Российской Федерации руководствовался Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 года № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».

Указанным документом установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется.

Прошу Вас сообщить, учитывается ли Постановление 78-АД/1719 от 30 мая 2017 года Верховного Суда Российской Федерации при решении вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении работодателя гражданина Республики Беларусь, и если нет, то на каком основании.

Уведомление МВД о приеме на работу и увольнении иностранных граждан в 2021 году

Важно! Обратите внимание, с 1 января вступил в силу Приказ № 536 МВД России от 30.07.2020 г., в соответствии с Приказом старые формы уведомлений более не действительны.

Также с 1 января 2021 года для организаций, оказывающих услуги по трудоустройству иностранцев в России, введены отдельные формы бланков.

Новые действительные формы уведомления о заключении и расторжении договора с иностранным гражданином вы можете скачать ниже.

Уведомление МВД о трудоустройстве и увольнении иностранных граждан в 2021 году

Уведомление ГУВМ МВД России происходит в обязательном порядке в соответствии с Федеральным законом №115.

Согласно закону подача уведомления в МВД осуществляется как со стороны работодателя, так и со стороны иностранного гражданина.

Со стороны работодателя – юридическое или физическое лицо, которое привлекает к работе иностранных граждан, обязано уведомить ГУВМ МВД:

  • о заключении трудового договора (гражданско-правового) при найме иностранного гражданина
  • о расторжении трудового договора (гражданско-правового) при увольнении иностранного гражданина с работы.

При этом уведомление МВД о расторжении трудового договора может быть отправлено работодателем в следующих случаях:

  • Если не устраивает квалификация иностранного работника /он сбежал / пропал, тогда в МВД отправляется уведомление о досрочном расторжении трудового договора с иностранным работником.
  • Если закончился срок действия трудового договора или у иностранца закончился срок действия разрешительных документов.
  • Если иностранный работник увольняется по собственному желанию.

В любом из этих случаев работодатель обязан уведомить МВД о расторжении трудового договора.

Уведомление в МВД о принятии на работу и об увольнении необходимо подавать по каждому иностранному сотруднику отдельно.

Со стороны иностранного гражданина – иностранец в обязательном порядке должен уведомить МВД о своем трудоустройстве к физическому или юридическому лицу в течение 2 месяцев со дня получения патента на работу, отправив копию договора.

Важно! Работодатель обязан уведомить МВД о принятии на работу или увольнении всех иностранных граждан, в том числе:

  • Безвизовых иностранцев с патентом на работу.
  • Безвизовых иностранцев с патентом на работу из ЕАЭС.
  • Визовых иностранцев с разрешением на работу.
  • Иностранцев с разрешением на временное проживание в РФ.
  • Иностранцев с видом на жительство в РФ.
  • Беженцев

Штрафы за несвоевременное уведомление МВД о приеме на работу и увольнении иностранцев

За несвоевременное уведомление МВД о приеме на работу и увольнении иностранного гражданина, а также за не уведомление МВД о заключении или расторжении трудового договора с иностранным гражданином 4 часть 18.15 статьи КоАП РФ предусматривает наказание в виде штрафов на юридические и физические лица, а также другие меры.

Читайте также  Забалансовый счет что это такое

Например, в случае, если работодатель не подает уведомление в МВД или нарушает сроки подачи или форму подачи уведомления, то в городах федерального значения, таких как Москва и область, также как Петербург и Ленобласть, на него накладывается штраф:

  • от 5 000 до 7 000 рублей на граждан Российской Федерации (физические лица);
  • от 35 000 до 70 000 рублей на должностные лица;
  • от 400 000 до 1 000 000 рублей на юридические лица.

Также в качестве наказания возможно приостановление деятельность организации на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Поэтому заполнение бланков уведомлений необходимо осуществлять максимально внимательно, а подача уведомлений в МВД должна проходить точно в срок.

И желательно подавать их лично, чтобы быть уверенным, что МВД приняли уведомление. Таким образом, вы избавите себя от штрафных санкций и проблем с миграционными службами.

Уведомление МВД о приеме на работу иностранного гражданина

При приеме на работу иностранца работодатель в обязательном порядке должен отправить уведомление о трудоустройстве иностранного гражданина в МВД.

Пошагово процесс подачи уведомления в МВД о приеме на работу выглядит следующим образом:

1. Заполнение бланков уведомлений о приеме на работу.
2. Проверка заполненных бланков на ошибки.
3. Простановка печати организации на заполненных бланках.
4. Подача уведомления в МВД лично, по почте или через интернет.
5. Получение отрывной части уведомления о найме иностранца с печатью госоргана.

Важно! Уведомление МВД о заключении трудового договора с иностранным гражданином нужно отправить в течение 3х дней со дня подписания этого договора.

Другими словами, у работодателя есть всего 3 рабочих дня на то, чтобы уведомить МВД о найме иностранца, при этом отсчет начинается не с текущей даты заключения договора, а со следующего дня после заключения договора с иностранным гражданином.

Например, вы заключили трудовой договор с иностранцем 14 января 2021 года, тогда крайний срок подачи уведомления о найме в МВД будет 17 января, так как отсчет трехдневного срока начнется с 15 января, то есть на следующий день после заключения трудового договора.

Уведомление о заключении трудового договора с иностранцем необходимо подавать на каждого трудоустроенного работника.

Уведомление ГУВМ МВД о приеме на работу иностранцев необходимо отправлять в случае, если вы трудоустраиваете как безвизовых, так и визовых иностранных граждан, а также граждан с разрешением на временное проживание или с видом на жительство.

Другими словами уведомление МВД требуется при приеме на работу любого иностранного гражданина, вне зависимости от его статуса в РФ, без исключений.

В том числе необходимо уведомление МВД о трудоустройстве иностранных граждан с видом на жительство (ВНЖ) в России, а также требуется и уведомление о заключении трудового договора с гражданами Белоруссии.

Уведомление о приеме на работу иностранного гражданина работодатель может предоставить лично, заказным письмом по почте с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме по интернету через Единый портал государственных услуг.

Важно! При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Важно! Если вы собираетесь отправлять уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином в МВД по почте, тщательно проверьте заполненный бланк уведомления о приеме на работу, так как при наличии ошибок уведомление не будет принято сотрудниками МВД, что в свою очередь навлечет на компанию штраф и другую ответственность за несвоевременное уведомление МВД об иностранцах в организации.

Вы можете скачать бланк уведомления о приеме на работу и заключении трудового договора с иностранным гражданином 2021 года здесь или попробовать найти такой же бланк уведомления о трудоустройстве иностранного гражданина на официальном ресурсе ГУВМ МВД.

Скачать инструкцию по уведомлению о приеме на работу иностранных граждан можно тут.

Уведомление МВД о расторжении трудового договора и увольнении иностранного гражданина

При увольнении иностранного гражданина работодатель в обязательном порядке должен отправить уведомление о расторжении трудового договора с иностранным гражданином в МВД.

Пошагово процесс подачи уведомления в МВД об увольнении иностранца выглядит следующим образом:

1. Заполнение бланков уведомлений об увольнении.
2. Проверка заполненных бланков на ошибки.
3. Простановка печати организации на заполненных бланках.
4. Подача уведомления в МВД лично, по почте или через интернет.
5. Получение отрывной части уведомления об увольнении иностранца с печатью госоргана

Важно! Уведомление МВД о прекращении трудового договора с иностранцем нужно отправить в течение 3х дней с момента прекращения этого договора.

Другими словами, у работодателя есть всего 3 рабочих дня на то, чтобы уведомить МВД об увольнении иностранца, при этом отсчет начинается не с текущей даты расторжения договора, а со следующего дня после расторжения договора с иностранным гражданином.

Например, вы уволили иностранца, расторгнув договор с ним 14 января 2021 года, тогда крайний срок подачи уведомления о расторжении договора в МВД будет 17 января, так как отсчет трехдневного срока начнется с 15 января, то есть на следующий день после расторжения трудового договора.

Уведомление об окончании трудового договора необходимо подавать на каждого увольняемого работника отдельно.

Уведомление об увольнении иностранного гражданина с работы работодатель может предоставить лично, заказным письмом по почте с уведомлением о вручении и описью вложения или в электронной форме по интернету через Единый портал государственных услуг.

Важно!При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись..

Важно! Если вы собираетесь отправлять в МВД уведомление об увольнении иностранного гражданина в 2021 году или о расторжении гражданско-правового договора с иностранцем по почте, тщательно проверьте заполнение бланка уведомления об увольнении с работы, так как в случае, если сотрудники миграционной службы обнаружат ошибки, МВД не примет уведомление, что в свою очередь навлечет на организацию штраф за несвоевременное уведомление об увольнении иностранца из компании.

Вы можете скачать бланк уведомления об увольнении иностранного гражданина здесь или попробовать найти такой же бланк уведомления о расторжении трудового договора с иностранцем на официальном сайте МВД.

Скачать инструкцию по уведомлению об увольнении иностранных граждан можно по ссылке.

Порядок представления уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами

  1. Работодатель или заказчик работ (услуг), который привлекает к труду мигрантов, обязан уведомить МВД о заключении и расторжении договора с иностранцем в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора.
  2. Бланк уведомления нужно заполнять на русском языке. Если бланк заполнен не на компьютере, а от руки, почерк должен быть разборчив. Не допускаются зачеркивания, сокращения и исправления.
  3. В уведомлении необходимо указать данные о каждом иностранном работнике, с которым был заключен или расторгнут договор.
  4. В уведомлении необходимо заполнить все соответствующие поля.
  5. Если при заполнении не хватает места в соответствующем поле, необходимо заполнить дополнительный лист к уведомлению, указав порядковый номер и наименование поля, в которое вносится недостающая информация.
  6. Уведомление и дополнительные листы прошиваются и пронумеровываются. На обороте последнего листа делается заверительная запись.
  7. Уведомление может быть подано в подразделение по вопросам миграции МВД, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме через портал государственных и муниципальных услуг (при наличии квалифицированной электронной подписи).
  8. При приеме уведомления на бумажном носителе, должностное лицо осуществляет проверку правильности заполнения бланка уведомления и удостоверяющих личность документов лица, представившего уведомление, а также его полномочия. В случае принятия уведомления, должностное лицо вносит соответствующую запись в журнал учета уведомлений о заключении и расторжении договоров с иностранными гражданами и выдает справку о приеме уведомления.
  9. Если уведомление поступило в электронной форме, должностное лицо отправляет обратно сообщение о приеме уведомления не позднее рабочего дня, следующего за днем получения уведомления. Уведомление, полученное в электронном виде, распечатывается и заверяется подписью должностного лица, на нем делается запись «Поступило в электронной форме», после чего вносятся соответствующие данные в информационную систему МВД РФ в течение трех рабочих дней с даты поступления уведомления.

Уведомление налоговой и центра занятости о приеме иностранцев на работу и увольнении

С 2015 года уведомление центра занятости о приеме иностранца на работу, также как и уведомление налоговой о трудоустройстве иностранного гражданина – не требуется.

Также с января 2015 года не нужно отправлять уведомление об увольнении иностранца ни в центр занятости, ни в налоговую.

Новая форма уведомления МВД о приеме на работу 2021 года и форма уведомления об увольнении иностранного гражданина с визой и без

Обратите внимание, что с 1 января 2021 года необходимо использовать новые формы бланков уведомления МВД от 30.07.2020 г.

Скачать бланки уведомлений МВД для заполнения и образцы заполенения уведомлений вы можете ниже.

Новые бланки уведомлений о заключении трудового договора с иностранцем от 30.07.2020 г.

Новые бланки уведомлений о расторжении трудового договора с иностранцем от 30.07.2020 г.

Образцы заполнения новых форм уведомлений МВД 2021 года

Образец заполнения уведомления МВД о заключении трудового договора с иностранным гражданином от 30.07.2020 г.


Образец заполнения нового бланка уведомления МВД о расторжении трудового договора с иностранным гражданином от 30.07.2020




Пожалуйста, поставьте лайк, если вам была полезна инструкция по уведомлению МВД о найме и увольнении иностранных граждан в 2021 году, или поделитесь информацией о том, как уведомить МВД о заключении и расторжении трудового договора с иностранным гражданином в соцсетях:

Прием на работу белоруса

Как оформить белоруса на работу в РФ? Паспорт, СНИЛС, ИНН, трудовая — рассказываем подробно.

01. Сложности при оформлении иностранца на работу

Ограничений при приеме иностранцев на работу в РФ много:

  • От безвизовых иностранцев требуется патент. На высококвалифицированного или визового иностранца вместо патента придется оформить разрешение на работу;
  • У иностранцев должен быть полис ДМС;
  • Не позднее 3 рабочих дней необходимо отправить в МВД уведомление о заключении трудового договора;
  • Необходимо поставить на миграционный учет иностранца, если обеспечиваете его жильем. А не позднее 7 рабочих дней со дня прибытия подайте в МВД уведомление о прибытии и другие документы.

Не следует забывать про штрафы.

Привлечение иностранного работника к трудовой деятельности при отсутствии у него такого разрешения или патента — административный штраф (ст. 18.15 КоАП РФ):

  • для граждан — от 2 000 до 5 000 руб.,
  • для должностных лиц — от 25 000 до 50 000 руб.,
  • для юридических — от 250 000 до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Практически аналогичные штрафы за неуведомление органа ФМС о привлеченном иностранном труде. Все это очень осложняет прием узбеков, таджиков, украинцев на простую работу.

Есть хорошая новость — вышесказанное абсолютно не касается граждан Беларуси .

В последнее время они все чаще являются учредителями и директорами организаций, находящихся на территории России. Прием на работу белоруса происходит значительно проще, чем оформление других иностранцев. Устранены все препятствия, и процесс оформления приравнен к приему на работу граждан Российской Федерации. Этому способствует заключенный 25 декабря 1998 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь Договор о равных правах граждан обеих стран. В 7-й статье данного договора стороны обязуются предоставить и охранять равные права граждан на трудоустройство их на территории обеих стран, гарантии оплаты труда и получение социально-правовых гарантий.

Трудовая деятельность обязана регулироваться составленным контрактом (трудовым договором) согласно действующему на данный момент законодательству. Российская Федерация и Беларусь в обоюдном порядке обязуются признавать трудовой стаж вне зависимости от того, в какой стране он был приобретен.

Подписанный Договор о ЕАЭС прямо указывает отсутствие таких ограничений (ст. 97 Договор о ЕАЭС 2014):

Работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом трудящимся государств-членов не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства. Государства-члены не устанавливают и не применяют ограничения, установленные их законодательством в целях защиты национального рынка труда, за исключением ограничений, установленных настоящим Договором и законодательством государств-членов в целях обеспечения национальной безопасности (в том числе в отраслях экономики, имеющих стратегическое значение) и общественного порядка, в отношении осуществляемой трудящимися государств-членов трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания.

Исходя из вышеизложенного, с 1999 года оформление директором белоруса и прием на любую другую должность происходит на тех же условиях, что и прием на работу российских граждан. Но для многих организаций вопрос приема на работу белоруса сопряжен с пробелом знаний в сфере налогообложения и правового сопровождения.

Читайте также  Перенос и отложение судебного заседания по ГПК

02. Чем регулируется прием на работу белоруса

  1. Договор о ЕАЭС;
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации;
  3. Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств — участников Союзного государства;
  4. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»

03. Документы для приема на работу белоруса

Трудовая деятельность гражданина Республики Беларусь регулируется законодательством государства трудоустройства. Поэтому при трудоустройстве он должен представить кадровой службе российского предприятия документы по спику ТК РФ (ст. 65 ТК РФ):

  1. Документ, удостоверяющий личность ( Паспорт ). Отсутствие при приеме на работу белоруса постоянного вида на жительство или временной регистрации на территории Российской Федерации не является препятствием для официального заключения с ним трудового договора;
  2. Трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности. С 2021 г. на впервые поступивших на работу работников, а также тех, кто подал заявление о предоставлении им работодателем сведений о трудовой деятельности, бумажные трудовые книжки не оформляются и не ведутся. Если же работник выбрал бумажную трудовую книжку или не подал работодателю заявление о своем выборе, то трудовую книжку в бумажном виде необходимо вести наряду со сведениями о трудовой деятельности. В случае если при приеме на работу белоруса им предъявляется бумажная трудовая книжка, являющаяся документом советского образца, организация может производить в ней записи о принятии на работу и увольнении с предоставленной должности, так как на момент заведения данного документа обе страны: Беларусь и Россия являлись единым союзным государством. Если же представлена трудовая книжка по иной, неутвержденной в РФ форме, то работнику нужно выдать новую трудовую книжку (как работнику, принимаемому на работу впервые). Подробнее об электронных трудовых книжках;
  3. Документ, подтверждающий регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе в форме электронного документа ( СНИЛС или АДИ-рег). Иностранные граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, поэтому СНИЛС на иностранного работника необходимо получить. Это можно сделать и после оформления на работу. Cтраховой номер индивидуального лицевого счёта (СНИЛС) — сведения, содержащиеся в страховом свидетельстве пенсионного страхования. Документ выдается застрахованному лицу, подтверждающем его регистрацию в системе государственного пенсионного страхования Российской Федерации.
    Для регистрации граждан РБ в системе ОПС (обязательного пенсионного страхования) требуется: анкета-заявление, паспорт или документ его заменяющий и копия трудового договора. Территориальный орган Пенсионного фонда в течение 5 (пяти) дней со дня получения анкеты застрахованного лица открывает лицевой счет и оформляет страховое свидетельство. При личном обращении в орган Пенсионного фонда Российской Федерации регистрация в системе индивидуального (персонифицированного) учета и выдача документа, подтверждающего регистрацию, производится в режиме «реального времени». Как получить СНИЛС;
  4. Свидетельство ИНН . У иностранного работника ИНН может не быть. Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) — цифровой код, упорядочивающий учёт налогоплательщиков в Российской Федерации. Присваивается как юридическим, так и физическим лицам. Организациям присваивается с 1993 года, индивидуальным предпринимателям — с 1997 года, прочим физическим лицам — с 1999 года. ИНН от физического лица может требоваться при приёме на работу, однако его получение остаётся добровольным. Обязателен только государственным служащим и индивидуальным предпринимателям. Тем не менее, номер может быть присвоен налоговой без заявления физлица при необходимости ведения налогового учёта в отношении данного лица. Как получить ИНН;
  5. Документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний. Требуется при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. При этом в отличие от подтверждающих образование документов других иностранных граждан, белорусский диплом не требует легализации. Такие документы при приеме на работу белоруса принимаются и учитываются равно, как и дипломы российских образовательных учреждений.

04. Уведомление миграционной службы

Взаимоотношения между Россией и Республикой Беларусь по трудовой миграции урегулированы Договором о ЕАЭС.

Гражданам Республики Беларусь не нужно получать разрешение на работу в России, а российским работодателям не нужно соблюдать квоты на привлечение к работе иностранных лиц.

Зарегистрироваться (встать на учет) в ФМС гражданин Республики Беларусь, как физическое лицо, обязан в случае пребывания на территории РФ свыше 90 суток с даты въезда (ст. 3. Соглашения о равных правах между РФ и РБ 2006 год).

По поводу уведомления МВД о приеме на работу гражданина Республики Беларусь мы в своей практике придерживаемся мнения, что у работодателя такая обязанность отсутствует:

  1. Аргумент1 . 22 июня 1996г. Высшим советом сообщества Беларуси и России было принято Решение «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Установлено, что действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан Российской Федерации в Республике Беларусь не применяется. Правовая норма об обязанности работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) является ничтожной, так как противоречит нормативному акту с большей юридической силой.
  2. Аргумент2. Верховный Суд Российской Федерации Постановлениями № 78-АД17-19 от 30 мая 2017 года, № 83-АД18-6 от 7 июня 2018 года прекратил производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридических лиц – работодателей, привлекших к труду граждан Республики Беларусь. Указанные юридические лица привлекли к трудовой деятельности в Российской Федерации граждан Республики Беларусь, не уведомив об этом соответствующее подразделение УФМС России.

Однако, такая позиция может вызвать претензии со стороны контролирующих органов, и, возможно, ее придется доказывать в суде, т.к. в Законе № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части уведомления нет исключений в отношении какой-либо категории иностранных граждан. При этом, в частности, Решением Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 процедура такого уведомления не урегулирована. Данную позицию Верховный Суд РФ указал в Определении от 10.03.2017 № 308-АД17-333 по делу № А53-22119/2015. Кроме того, Конституционный Суд РФ отметил, что обязанность работодателя уведомлять о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином не зависит от статуса иностранного гражданина, а также основания его пребывания (проживания) и осуществления им трудовой деятельности на территории РФ (Постановление от 04.02.2020 № 7-П).

05. Пенсии и медстраховки при приеме белорусов

Договор о ЕАЭС гарантирует:

А. Социальное обеспечение (страхование, кроме пенсионного) трудящихся государств — членов ЕАЭС и членов их семей (ст. 98 Договора ЕАЭС):

  • обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обязательное медицинское страхование.

Оно осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и социальное обеспечение граждан государства трудоустройства. При этом трудовой (страховой) стаж трудящихся государств — членов ЕАЭС засчитывается в общий трудовой (страховой) стаж для целей социального обеспечения (социального страхования), кроме пенсионного, в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

А вот пенсионное обеспечение трудящихся государств — членов ЕАЭС и членов их семей регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также согласно отдельному международному договору между государствами — членами ЕАЭС.

Б. Скорую медицинскую помощь (в экстренной и неотложной формах) и иную медицинскую помощь.

06. Налоги и взносы с белорусов при работе в России

Прием на работу белоруса подразумевает исчисление и выплату работодателем с выплачиваемой работнику заработной НДФЛ и страховых взносов.

Ставка в отношении получаемого дохода налогоплательщика в РФ разнится при статусе физического лица:

  • Работодатель за сотрудника, не являющегося резидентом РФ , обязан удерживать и уплачивать НДФЛ в размере 30% (ст. 224 НК РФ);
  • Налоговым резидентам вменяется стандартная налоговая ставка 13% . Существуют правила признания гражданина другой страны налоговым резидентом Российской Федерации (ст. 207 НК РФ). Это физические лица, находящиеся фактически на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Что касается граждан Республики Беларусь, то доходы работников из ЕАЭС облагают по ставке 13% (ст. 73 Договора о ЕАЭС, Письмо ФНС России от 19.02.2015 № БС-4-11/2691). При этом Договор о ЕАЭС не предусматривает пересчет налога в случае, когда на конец года сотрудник не стал резидентом России. Из этого можно сделать вывод, что к доходам от работы по найму белоруса в России следует применять ставку 13%. Ели доходы превысят 5 млн. руб., ставка возрастает до 15%, как и для россиян.

Страховые взносы

Страховые взносы исчисляются и уплачиваются с заработной платы сотрудников — граждан Республики Беларусь в общем порядке по ставкам, как и для россиян (письмо Минтруда России от 07.05.2015 N 17-3/В-235, Письма ФНС от 22.11.2017 № ГД-4-11/26208@, от 14.02.2017 № БС-4-11/2686). Что такое страховые взносы.

Таким образом, для российской организации наиболее выгоден и удобен прием на работу граждан Беларуси в сравнении с привлечением на работу других иностранных лиц. В том числе, оформление директором компании белоруса или даже признание его учредителем.

Фирммейкер, 2013 (следим за актуальностью)
Ирина Базылева
При использовании материала ссылка обязательна

expatblog.ru

Автор материала: Александра Жиленкова,

эксперт по трудоустройству иностранных работников из ЕАЭС и СНГ

Вопрос: «Как правильно принять на работу гражданина Белоруссии?»

Ответ: Республика Беларусь является членом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). В связи с этим, для граждан Белоруссии действуют более удобные и комфортные условия в России при трудоустройстве, по сравнению с другими гражданами, не входящими в союз, а также есть привилегии по сравнению с другими участниками союза. Рассмотрим детально.

  1. ПРИЕМ НА РАБОТУ

Граждане Белоруссии принимаются на работу почти на одинаковых условиях с гражданами России. Но есть нюансы. Например, при приеме на работу граждане Белоруссии предоставляют немного отличный от россиян пакет документов. Полный перечень документов при приме на работу в РФ указан в ст. 65 и 327.3 Трудового кодекса РФ, п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Некоторые аспекты для приема на работу гражданина Белоруссии:

  • может потребоваться справка о несудимости, если должность при трудоустройстве предполагает обязательное ее наличие (должности педагогов и преподавателей, должности воспитателей для несовершеннолетних, при организации их воспитания, отдыха, медицинского обследования, социального обслуживания в сфере культуры, спорта, искусства).

Примечание: В этом случае иностранному гражданину необходимо предоставить справку не только из российского МВД, но и из белорусских ОВД.

  • если должность предполагает подтверждение образования, иностранный гражданин обязан предоставить документы об образовании, с нотариально заверенным переводом данных документов на русский язык.
  • военный билет работодатель требовать не в праве у граждан Белоруссии, т.к. иностранные граждане не подлежат воинскому учету.
  • полис добровольного медицинского страхования. При заключении трудового договора граждане ЕАЭС должны предъявить действующий на территории РФ полис добровольного медицинского страхования (ДМС). В случае, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг сотруднику-иностранцу (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., письмо Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 16-4/В-823), то предъявлять полис ДМС не нужно. Граждане Республики Беларусь также, при заключении трудового договора, должны предъявлять полис ДМС, в том числе, временно пребывающие на территории России (п. 3.5 Положения, утвержденного приказом Минздрава России от 21 января 1997 г. № 19, Письмо Минздрава РФ от 22 апреля 2015 г. № 17-1/10/2-1621). С 1 января 2017 года временно пребывающие граждане государств, которые входят в ЕАЭС и работающие по трудовым договорам, могут оформить полисы обязательного медицинского страхования (ОМС). В свою очередь, скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств-членов ЕАЭС и членам семей медицинскими организациями (учреждениями здравоохранения) государственной и муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса (п. 4 Приложения № 30 к договору ЕАЭС)

Совет: для того, чтобы сберечь свои нервы (Решение Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия) № 12-4/2017 от 19 января 2017 г. по делу № 12-4/2017) и свое здоровье (не все медицинские учреждения РФ знают порядок оказания мед. помощи белорусам и, за редким исключением, работодатели заключают договор с медицинской организацией), при въезде в Россию белорусам необходимо оформить себе полис ДМС (если нет полиса ОМС РФ) на 3 месяца, и, после заключения трудового договора, оформить самостоятельно полис ОМС бесплатно. Для этого требуется наличие трудового договора, страховой номер индивидуального лицевого счёта и регистрация по месту пребывания (ст. 46 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Реквизиты полиса ДМС и ОМС необходимо включать в трудовой договор.

  • СНИЛС. Напомню, что с 1 апреля 2019 года карточки СНИЛС больше не выдают и не восстанавливают при утере. Вместо зелёных карточек теперь появились уведомления в бумажном или электронном виде. Следовательно, работодатель больше не оформляет СНИЛС работнику, впервые осуществляющему трудовую деятельность. При устройстве на работу, работник должен самостоятельно распечатать уведомление из личного кабинета на сайте ПФР и предоставить работодателю. Карточек нет, но номер лицевого счета остался, он один на всю жизнь. Это счёт в ПФР, который позволит иметь доступ к госуслугам. Поэтому и гражданам Белоруссии, как и любому другому работнику в РФ, требуется страховой номер индивидуального лицевого счёта- уникальный номер индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
  • Трудовая книжка республики Беларусь не принимается в расчет в РФ. Российский работодатель оформляет новую трудовую книжку российского образца, если гражданин Белоруссии впервые устраивается на работу в России.
  1. УВЕДОМЛЕНИЕ МВД О ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ИНОСТРАНЦЕМ
Читайте также  Акт ос 1а составлен раньше даты госрегистрации

Согласно законодательству РФ, при заключении и прекращении трудового договора с иностранцем, работодатель обязан уведомить МВД об этом факте в течении 3х рабочих дней. Уведомлять нужно территориальные органы ОВМ ГУ МВД по вопросам миграции по месту регистрации работодателя. Но, в отношении граждан Белоруссии, трудоустроенных в России, и их работодателей, положения данного законодательства не применяются. Это следует из решения Высшего Совета Сообщества Белоруссии и России о равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий.

В то же время, уведомление МВД является обязанностью не самого белоруса, а работодателя, и уведомление работодателем госоргана никак не ущемляет права белорусов и является отношениями между работодателем и МВД. Такого мнения придерживается МВД и продолжает выписывать штрафы работодателям, несмотря на Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 г. № 4 (см. пункт 6 в конце статьи) и несмотря на Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 г. № 78-АД17-19. Большинство судов, после мая 2017 года, стали придерживаться позиции ВС РФ и отменять наложенные МВД штрафы за неуведомление о заключении трудовых договоров с белорусами (Постановление № 5-312/2018 от 26 июня 2018 г. по делу № 5-312/2018 Свердловский районный суд г. Костромы (Костромская область), Постановление № 5-351/2018 от 16 октября 2018 г. по делу № 5-351/2018 Калининский районный суд г. Челябинска (Челябинская область). Однако быть уверенным, что именно в вашем случае суд встанет на вашу сторону, нельзя, потому что суды не обязаны подчиняться постановлениям Верховного Суда РФ, это всего лишь прецедент.

В то же время, есть много случаев, когда суды, даже после выхода постановления ВС РФ в мае 2017 г., все равно признают работодателей виновными в неуведомлении МВД по белорусам, но просто снижают степень наказания, оставляя факт нарушения закона в сфере миграции (Постановление № 5-587/2018 от 19 октября 2018 г. по делу № 5-587/2018 Лабытнангский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ), Решение № 12-26/2017 от 20 сентября 2017 г. по делу № 12-26/2017 Злынковский районный суд (Брянская область).

При официальных запросах в разные субъекты РФ в отделения МВД по вопросам миграции, однозначного ответа не получено: Москва трактует, что надо уведомлять: Письмо УФМС по г. Москве от 07.05.2015 № МС-2/2/2-2777; Письмо УФМС по г. Москве от 08.06.2015 № МС-9-21-4586н; другие субъекты и та же Москва – белорусы имеют привилегии: письмо УМВД по Смоленской обл.от 23.03.2018 N 3/187703349312, письмо от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.

Совет: Судебная практика не однозначна, законодательные нормы могут трактоваться по разному в разных субъектах РФ. Поэтому, во избежание ненужных судебных разбирательств, штрафов работодателю, затрат времени и проблем у гражданина Белоруссии в дальнейшем при трудоустройстве в РФ, лучше уведомлять территориальные органы ОВМ ГУ МВД о трудоустройстве граждан Белоруссии. Это не сложная процедура для работодателя, которая сэкономит максимум нервов и средств на юристов.

  1. МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ГРАЖДАН БЕЛОРУССИИ

При пересечении границы Российской Федерации иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет по месту пребывания. Принимающей стороной может выступать любое лицо, имеющее гражданство РФ. Это правило касается абсолютно всех иностранных граждан, в не зависимости от гражданства и статуса. Граждане Белоруссии обязаны встать на миграционный учет в России в течении 30 дней со дня прибытия в РФ.

При пересечении границы с Россией, белорусам миграционная карта не выдается.

При первичном миграционном учете иностранец может находиться на территории РФ не более 3х месяцев.

По истечении 90 дней граждане Республики Беларусь должны выехать из РФ на 3 месяца (режим 90/180) или продлить себе регистрацию при наличии на то оснований. Обычно такими основаниями является трудоустройство гражданина Белоруссии, или получение вида на жительство. Белорусы могут без ограничений передвигаться по всей территории РФ.

Вопрос оформления граждан Республики Беларусь очень актуальный, постоянно возникают вопросы и споры при проверках компаний в сфере миграционного законодательства. Но, несмотря на все послабления и привилегии, белорусы являются иностранными гражданами, которые обязаны соблюдать законодательство РФ. Для минимизации рисков работодателю необходимо придерживаться общих оснований при приеме на работу граждан Белоруссии.

Остались вопросы? Пишите в комментариях или обратитесь к автору статьи.

Об Авторе статьи

Эксперт Александра Жиленкова

Меня зовут Жиленкова Александра, я специалист по кадровому делопроизводству (HR) и эксперт в области трудоустройства граждан ЕАЭС, СНГ, граждан с различными статусами: ВНЖ, РВП, визовые, ВКС. Мой опыт в миграционном законодательстве составляет 4 года. Тема трудовых мигрантов интересна и содержит много нюансов, что и делает её для меня привлекательной.

Образование:

Первое образование – высшее экономическое (Московский Государственный Горный Университет, специальность – экономика предприятия). Работала в разных отраслях производства и строительства экономистом и HR, на предприятиях, где иностранная рабочая сила составляла до 85% с численностью около 600 человек.

Второе образование – в сфере HR: «Организация малого предпринимательства», заканчиваю

Будни: Веду блог в Инстаграм, помогаю иностранным гражданам в оформлении документов, провожу частные консультации по разным вопросам, касающиеся трудоустройства ИГ и их пребывания на территории РФ.

Меня можно найти:

Правовое регулирование вопросов трудоустройства белорусов в России:

  1. Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Основной Федеральный закон. Регулирует правовые отношения иностранцев на территории РФ.
  2. Глава 50.1 ТК РФ. Данная статья регулирует трудовые отношения иностранцев в РФ.
  3. Письмо Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 16-4/В-823. Письмо разъясняет про ДМС.
  4. Договор ЕАЭС от 29.05.2014г. В данном договоре раскрываются основные принципы международного сотрудничества государств, входящих в Евразийский союз и общие нормативы трудоустройства граждан стран ЕАЭС на территории этих государств.
  5. Соглашение между Россией и Республикой Беларусь от 24.01.2006г. Регулирует общий порядок въезда и регистрации на территории Российской Федерации граждан Белоруссии.
  6. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 “О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий”
  7. Федеральный закон № 163-ФЗ от 27.06.2018 г. Закон уточняет понятие миграционного учета иностранных граждан в РФ.

Трудоустраиваем гражданина Белоруссии

  • Логотип ВКонтакте
  • Логотип Facebook
  • Логотип Twitter
  • Логотип Одноклассники
  • Логотип Telegram

Какие возможности дает гражданам Белоруссии Союзное государство, и есть ли какие-то ограничения при их трудоустройстве

Мы много писали о трудоустройстве граждан из разных стран, но никогда не касались темы приема на работу граждан из Белоруссии. Кажется, что тут и писать не о чем — все слишком просто. Тем не менее, здесь тоже есть нюансы и подводные камни. Постараемся о них рассказать.

В какие союзы с Россией входит Республика Беларусь

Граждане Белоруссии относятся сразу к трем образованиям:

  1. СНГ. Страна входит в Союз с 1991 года;
  2. ЕАЭС. В это Содружество страна вошла с 2015 года;
  3. Союзное государство. Начало Союзному государству было положено в 2000 году и в 2021 году работа над интеграцией России и Белоруссии продолжается.

Учитывая это, граждане Белоруссии имеют действительно максимальные преференции при нахождении и работе в России.

На что имеют право граждане Белоруссии, находясь в РФ

  • Граждане Республики Беларусь имеют право вставать на миграционный учет в течение 90 календарных дней, а не 7 рабочих, как другие иностранцы.
  • Граждане союзной страны имеют право на бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях, то есть на полис ОМС, независимо от срока пребывания и цели въезда;
  • Белорусы имеют право на получение образования в России наравне с россиянами;
  • Также у граждан есть право на получение мер социального обеспечения, кроме пенсионного;
  • Граждане этой страны освобождаются от необходимости подтверждать знание русского языка, истории России и основ законодательства.
  • Сейчас в Думу внесен законопроект, который, в частности, предполагает выдачу белорусам гражданства на основании самоидентификации. То есть им достаточно будет считать себя русскими для того, чтобы получить российское гражданство. Мы писали об этом в статье «Закон о репатриации».

Пересечение границы России гражданами Белоруссии

Согласно ст. 3 Соглашения, подписанного Правительством России и Правительством Белоруссии, в странах существует миграционная карта единого образца.

При пересечении границы между странами россияне и белорусы не должны оформлять миграционную карту

Трудоустройство граждан Республики Беларусь

Иностранцы из союзного государства могут устраиваться на работу почти также, как и россияне. У них нет миграционной карты, им не нужен полис ДМС до устройства на работу, не нужны никакие разрешительные документы, например,патент.

Согласно Договору о равных правах граждане России и Беларуси имеют равные права:

  • в оплате труда,
  • режиме рабочего времени и времени отдыха,
  • охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.

Помимо этого между странами взаимно признается трудовой стаж, включая стаж, исчисляемый в льготном порядке, и стаж работы по специальности, приобретенный в связи с трудовой деятельностью граждан.

Примечание редакции: пошаговое руководство по приему иностранцев из Беларуси в статье нашей Базы Знаний «Алгоритм трудоустройства граждан Белоруссии».

Тем не менее, не стоит забывать о миграционном учете: после заключения договора и в случае пребывания в России дольше 90 суток, принимающая сторона гражданина Беларуси должна продлить ему его миграционный учет на основании трудового договора.

Какие нововведения ждут белорусов в ближайшее время

Несмотря на разговоры о более тесной интеграции, пока на деле белорусов ждет закон, в котором прописывается обязательная дактилоскопия и обязательный медосмотр, которые нужно будет выполнить или при приеме на работу или при въезде в страну в течение 30 дней, если конечно, иностранец едет в Россию работать, а не в гости. Пока в тексте нового законопроекта белорусы никак не выделены. Но возможно, в процессе обсуждения его в Совете Федерации все же будут учтены комментарии к законопроекту Постоянного Комитета Союзного государства.