Наказание за загрязнение природного водоема

Статья 250. Загрязнение вод

1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, —

наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к статье 250

Объект преступления, предусмотренного ст. 250 УК РФ, — отношения в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования вод.

Предмет преступления — поверхностные или подземные воды, источники питьевого водоснабжения, воды рек, озер, прудов, водохранилищ, каналов, подземные воды, ледники.

Сравнительный анализ ст. 250 и ст. 252 УК РФ позволяет сделать вывод о том, что не являются предметом рассматриваемого преступления воды внутренних морей и территориальные воды РФ.

Воды хранилищ, не имеющих экологического значения (отстойники, бассейны, резервуары, колодцы и т.д.), также не относятся к предмету рассматриваемого преступления. Их загрязнение, отравление, истощение в зависимости от характера деяния может образовать состав диверсии (ст. 281 УК РФ), преступления против жизни и здоровья (глава 16 УК РФ), нарушения санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236 УК РФ), нарушения правил охраны труда (ст. 143 УК РФ).

Отношения по охране вод регулируются Федеральными законами Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» , от 30 марта 1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ; Водным кодексом РФ, иными законами РФ и ее субъектов, многочисленными подзаконными нормативными правовыми актами, которые должны применяться в соответствии с Водным кодексом РФ. Таковыми являются, например, Гигиенические требования к охране поверхностных вод. Санитарные правила и нормы (СанПин 2.1.5.980-00), утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ от 22 июня 2000 г. ; Санитарные правила и нормы охраны подземных вод от загрязнения (СанПин 2.1.5.1059-01), утвержденные Главным санитарным врачом РФ 16 июля 2001 г. ; Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ от 12 февраля 1999 г. (в ред. от 23 мая 2006 г.) ; Постановление Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 762 «О порядке эксплуатации водохранилищ» и др.

СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.

СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650.

Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2001. N 2.

СЗ РФ. 1999. N 8. Ст. 1028.

СЗ РФ. 1997. N 26. Ст. 3054.

Конкретные нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) выбросов и сбросов загрязняющих веществ в водоемы утверждаются специально уполномоченными государственными органами РФ в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического надзора.

За пределами допустимых уровней загрязнение становится опасным и влечет уголовную либо административную ответственность (ст. ст. 8.13 — 8.16 КоАП РФ).

Объективная сторона преступления состоит в загрязнении, засорении, истощении поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо ином изменении их природных свойств; последствиях в виде причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству; причинной связи между деяниями и последствиями.

Загрязнение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов.

Засорение — сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов.

Истощение вод — устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод (ст. 1 Водного кодекса РФ).

Под иным изменением природных свойств вод понимается любое другое изменение их физических, химических или биологических свойств.

Различают также тепловое загрязнение, т.е. изменение теплового режима воды вследствие деятельности, например, тепловых и атомных электростанций. Такое загрязнение вредно для ряда организмов. Многие виды рыб (лососевые, форель, налим, хариус и др.) не только прекращают развитие и размножение в теплой воде, но и погибают. Поэтому установлены допустимые нормы подогрева вод: не более 3 град. C летом и не более 5 град. C зимой.

Источники загрязнения водоема и вид загрязнения значения не имеют: промышленное, коммунальное, бытовое, сельскохозяйственное, диффузное (т.е. через поверхность земли и воздух).

Вид загрязняющего вещества также значения не имеет: сточные воды, отбросы, отходы, горюче-смазочные материалы, химические вещества, мусор, смеси и т.п. Радиоактивные вещества также могут служить средством загрязнения воды. При этом, если в действиях виновного имеются признаки состава преступления, предусмотренного ст. 236 УК РФ, содеянное образует совокупность преступлений и подлежит квалификации по ст. 250 и ст. 236 УК РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 Постановления от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» разъяснил, что по ст. 250 УК РФ должна квалифицироваться эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями или устройствами либо их отключение, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Причинение такого вреда является обязательным признаком объективной стороны преступления.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

При определении степени загрязнения, засорения или истощения водного источника необходима ссылка на соответствующие нормативные акты.

Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, размещения отходов утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1992 г. N 545 (в ред. от 16 июня 2000 г.) , а также Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 554 (в ред. от 15 сентября 2005 г.) .

САПП РФ. 1992. N 6. Ст. 330. Документ предусматривал порядок разработки и утверждения лимитов использования природных ресурсов, но в этой части утратил силу.

СЗ РФ. 2000. N 31. Ст. 3295.

Состав преступления материальный. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий в виде существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Понятие существенного экологического вреда излагалось при рассмотрении ст. 246 УК РФ.

Применительно к ст. 250 УК РФ вопрос о признании вреда существенным решается в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств дела. При этом, в частности, следует учитывать: количество погибшей рыбы (включая молодь) или других водных животных, растительности, лесных деревьев, сельскохозяйственной продукции (посевов, насаждений, скота и птицы), экологическую значимость водоема (питьевой источник, место отдыха, нерестовое место, обиталище водоплавающих, особо охраняемый природный объект и т.п.), стоимость всего утраченного или поврежденного в денежном выражении и по соответствующим таксам, площадь распространения загрязняющих веществ.

Так, существенный вред сельскому хозяйству означает гибель посевов на значительных площадях, падеж скота, усыхание лесов, повреждение береговых насаждений, выпаса для скота.

Последствия преступления охватывают и вред, причиненный диким или домашним водоплавающим, пушным зверям, гибель кормовых запасов, мест обитания животных, нерестилищ, зимовальных ям, нагульных площадей, существенное изменение вкусовых качеств рыбы и утраты ею значения продукта питания. Между загрязнением водной среды и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь.

С субъективной стороны данное преступление может быть как умышленным, так и неосторожным. Лицо осознает общественную опасность своего деяния (действия, бездействия), предвидит возможность или неизбежность наступления указанных в законе последствий и желает их наступления (прямой умысел) либо сознает общественную опасность своего деяния, предвидит возможность наступления таких последствий, не желает, но сознательно допускает эти последствия либо относится к ним безразлично (косвенный умысел).

При неосторожной форме вины лицо не предвидит возможности наступления данных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность), либо предвидит эти последствия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие).

Мотивы и цели при этом могут быть различными и на квалификацию преступления не влияют.

Субъект преступления — вменяемое лицо, достигшее шестнадцати лет.

В названном Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. (п. 9) разъясняется, что к уголовной ответственности могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие указанные функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие это преступление.

Читайте также  Больничный в новом Расчете страховых взносов

Квалифицирующими признаками ч. 2 ст. 250 УК РФ названы: причинение вреда здоровью человека; массовая гибель животных; совершение указанных в ч. 1 статьи деяний на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации.

Под вредом здоровью в данной статье понимается расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности, причинение одному либо нескольким лицам легкого, средней тяжести или тяжкого вреда (п. 4 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ) .

Авторская оценка такого толкования вреда здоровью Пленумом Верховного Суда РФ выражается при рассмотрении ст. 246 УК РФ.

Массовая гибель животных — это гибель рыбы на значительных площадях в больших количествах (включая молодь) либо значительного числа диких и домашних животных, птицы, популяции водных живых организмов, когда, как указывалось при рассмотрении ст. 247 УК РФ, численность погибших животных превышает среднестатистический уровень их естественной смертности в три и более раза (п. 5 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ).

О понятии зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации см. материалы к ст. 247 УК РФ.

Понятие заповедника и заказника изложено при рассмотрении ст. 262 УК РФ.

Говоря в ч. 2 ст. 250 УК РФ о «тех же деяниях», законодатель, на наш взгляд, имеет в виду действие (бездействие), а не весь состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 250 УК РФ. Исходя из этого загрязнение, засорение, истощение, иное изменение природных свойств вод, повлекшее причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, имеют материальный состав и окончены с момента наступления такого вреда.

Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, имеют формальный состав. Преступление будет оконченным с момента их совершения.

С субъективной стороны эти преступления также могут быть как умышленными, так и неосторожными.

Особо квалифицирующий признак ч. 3 ст. 250 УК РФ: причинение по неосторожности смерти человека (одного или нескольких) в результате деяний, указанных в ч. ч. 1 и 2 ст. 250 УК РФ.

Органы прокуратуры районов и городов Приморского края:

Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за нарушение требований водного законодательства

Сложившийся уровень антропогенного воздействия на водные объекты Приморского края является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озер, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.

Основными источниками загрязненных сточных вод являются предприятия жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и агропромышленного комплекса, на долю которых приходится порядка 90% общего объема сброса загрязненных сточных вод.

Причинами этого являются значительный износ очистных сооружений, применение устаревших технологий очистки сточных вод, прием объектами жилищно-коммунального хозяйства загрязненных стоков промышленных предприятий.

Высокую степень воздействия на водные объекты оказывает рассредоточенный сток с сельскохозяйственных и селитебных территорий, площадей, занятых отвалами и отходами промышленного производства.

В целях недопущения нарушения водного законодательства и загрязнения водных объектов законодатель предусмотрел и дифференцировал меры принуждения, каковыми являются административные, уголовно-правовые наказания, сочетая их с мерами гражданско-правового характера.

Так, Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена ответственность за совершение преступных деяний, непосредственно посягающих на водные объекты: статья 250 (загрязнение вод), статья 252 (загрязнение морской среды) УК РФ.

Так, статьей 250 УК РФ установлено, что загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

Загрязнение морской среды из находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и водных биологических ресурсов либо препятствующих правомерному использованию морской среды, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Предметом преступлений в анализируемой сфере могут выступать и объекты водоснабжения. При этом водоснабжение согласно Водному кодексу РФ является элементом систем жизнеобеспечения и представляет собой подачу поверхностных или подземных вод водопотребителям в требуемом количестве и в соответствии с целевыми показателями качества воды в водных объектах (например, статьи 215.1 «Прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения»; статья 215.2 «Приведение в негодность объектов жизнеобеспечения»).

В целом, Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за широкий спектр уголовно-наказуемых деяний, так или иначе связанных с оказанием негативного антропогенного воздействия на водные объекты: нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (статья 216 УК РФ), нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (статья 246 УК РФ), нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (статья 247 УК РФ), нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (статья 248 УК РФ), нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 253 УК РФ), нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (статья 257 УК РФ).

Не менее полноценно урегулирована административная ответственность за совершение нарушений требований водного законодательства.

Так, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (статья 6.5 КоАП РФ), самовольное занятие водного объекта или пользование им с нарушением установленных условий (статья 7.6 КоАП РФ), повреждение объектов и систем водоснабжения, водоотведения, гидротехнических сооружений, устройств и установок водохозяйственного и водоохранного назначения (статья 7.7 КоАП РФ), самовольная уступка права пользования водным объектом (статья 7.10 КоАП РФ), самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения (статья 7.20 КоАП РФ), нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (статья 8.12 КоАП РФ), нарушение правил охраны водных объектов (статья 8.13 КоАП РФ), нарушение правил водопользования (статья 8.14 КоАП РФ), нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств (статья 8.15 КоАП РФ), нарушение регламентирующих деятельность во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации стандартов (норм, правил) или условий лицензии (статья 8.17 КоАП РФ), нарушение правил захоронения отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации (статья 8.19 КоАП РФ).

Ответственность за совершение приведенных административных правонарушений также дифференцирована и может выражаться в виде наложения административных штрафов либо административного приостановления деятельности юридического лица, допустившего нарушение закона.

Так, частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При этом следует отметить, что привлечение к административной или уголовной ответственности не освобождает виновное лицо от возмещения причиненного им вреда водным объектам в полном объеме.

Приморская межрайонная природоохранная прокуратура

В России выросли штрафы за загрязнение рек и озер

2 июня в России отмечается Международный день очистки водоемов

Максимальный штраф за нарушение правил водопользования до недавнего времени составлял 50 тысяч рублей. Однако это не останавливало предприятия, которые сбрасывали в воду промышленные отходы, загрязняя в том числе источники питьевой воды. С конца апреля штрафы выросли в несколько раз, и теперь максимальное наказание для юрлиц составит 300 тысяч рублей.

В воду сбрасывают 11 миллионов тонн вредных веществ

По данным Росприроднадзора, ежегодно в поверхностные водные объекты поступает более 11 миллионов тонн загрязняющих веществ. В 2016-2017 годах к административной ответственности было привлечено четыре тысячи загрязняющих предприятий, которые выплатили в казну 353 миллиона рублей. Но им проще и дешевле было отделаться штрафом, чем устанавливать современные очистные сооружения.

Читайте также  Пожаловаться на кассира в магазине

Загрязняющие вещества сбрасывают и в те водоемы, откуда в наши дома поступает вода. В государственном докладе Роспотребнадзора «О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2016 году» отмечается, что 15 процентов источников централизованного водоснабжения все еще не соответствуют нормам. Население 47 регионов вынуждено пить воду, не отвечающую требованиям качества и безопасности. Наиболее опасны в этом плане такие регионы: Бурятия, Тульская, Костромская, Курганская области, Карачаево-Черкесия.

И хотя главными источниками загрязнения являются старые водопроводные трубы, чистота источников водозабора тоже играет важную роль. Даже рядом с Байкалом, крупнейшим хранилищем пресной воды, в небольшие поселения нередко попадает непригодная для питья жидкость.

На качество питьевой воды, подаваемой людям, влияют антропотехногенные факторы. Например, сброс неочищенных сточных вод в водные объекты, в том числе залповые и аварийные сбросы. Организации, которые работают в коммунальной сфере, в области здравоохранения и общепита, выбрасывают сточные воды с большим содержанием опасных органических веществ и бактерий. Предприятия сельского хозяйства, расположенные недалеко от рек и озер, загрязняют их пестицидами, азотом, фосфором. А с объектов тяжелой промышленности, на которых не установлены очистные сооружения, в воду попадают соли тяжелых металлов — ртути, хрома, свинца; химические соединения, нефтепродукты.

Из-за этого люди подвергаются риску заражения опасными инфекциями и возникновения хронических заболеваний. Из-за нефтепродуктов во многих водоемах России запрещено не только брать воду для питья, но и купаться в ней.

Питьевая вода в регионах станет чище

Минприроды проводит работу по очистке промышленных стоков. Глава ведомства Дмитрий Кобылкин в ходе «правительственного часа» в Госдуме заявил, что уровень антропогенного воздействия на природу остается очень высоким.

«От промышленных центров объем стоков, сбрасываемых в поверхностные воды без достаточной очистки, составляет около 30 процентов», — сказал Дмитрий Кобылкин. С 2012 года реализовано 64 инвестпроекта по очистке сточных вод на сумму свыше 58 миллиардов рублей, что привело к сокращению сброса загрязненных вод предприятиями. Но ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы, подчеркнул министр.

На поддержку государственных программ по повышению качества водоснабжения субъектам Федерации предоставляют субсидии из федерального бюджета. Это делается в рамках федерального проекта «Чистая вода», рассчитанного на 2019-2024 годы.

На первом этапе для получения субсидии регионы должны оценить состояние объектов водоснабжения и водоподготовки на соответствие критериям качества. Затем нужно утвердить программы по строительству и реконструкции объектов питьевого водоснабжения и направить в Минстрой заявки на получение субсидий. По словам замминистра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Максима Егорова, оценкой эффективности использования субсидии будет количество населения, обеспеченного качественной питьевой водой.

Глава Комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев отметил, что программы по улучшению качества воды в последние годы осуществлялись за счет самих регионов и работали точечно. Многие из них дали эффект, но федеральное финансирование принесет более масштабные результаты. На то, чтобы перевооружить систему централизованного водоснабжения в городах и провести водопровод в села, субъектам выделят из бюджета 147 миллиардов рублей.

«Но все благие намерения таковыми и останутся, если не прописать четкие критерии оценки этой и других программ «Экологии», — уверен Николаев. По его мнению, нужно контролировать не то, сколько денег выделили на тот или иной проект, а то, насколько вода станет качественной.

Штрафы вырастут в несколько раз

Парламентарии надеются, что повысить экологическую ответственность предприятий помогут санкции за загрязнение водоемов. Так, 26 апреля вступил в силу закон, направленный на ужесточение ответственности за нарушение правил охраны водных объектов.

Документ разработан Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Депутат Заксобрания Надежда Тихонова, представляя его на пленарном заседании, напомнила, что сейчас максимальный штраф за загрязнение водоемов — 50 тысяч рублей. При этом штрафы за нарушение правил охраны атмосферного воздуха для юридических лиц составляют от 180 тысяч до 250 тысяч рублей, а за нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов — от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. «Мы хотим сократить этот разброс», — заявила она.

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях устраняют диспропорцию санкций за загрязнение воздуха, воды и недр.

За вредные выбросы в атмосферу с нарушением установленных требований организации платят штраф до 250 тысяч рублей, а за загрязнение водных ресурсов —

в среднем 20-50 тысяч. Теперь за нарушение водоохранного режима на водозаборах, которое может повлечь загрязнение или другие вредные явления, должностные лица заплатят штраф 20-30 тысяч, а юрлица — 80-100 тысяч рублей. Раньше штраф за это составлял соответственно 1-2 тысячи и 10-20 тысяч.

За незаконную добычу песка, гравия, глины или торфа с организаций возьмут штраф от 100 до 120 тысяч рублей вместо прежних 20-30 тысяч рублей, а с чиновников — 30-40 тысяч вместо 2-3 тысяч рублей.

Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение или истощение, обойдется должностным лицам в 50-80 тысяч руб­лей (было 3-4 тысячи рублей), а юрлицам — в 150-300 тысяч (было 30-40 тысяч).

Максимальный штраф за нарушение правил водопользования составит для предприятий 120 тысяч. За загрязнение особо охраняемых водных объектов, мест туризма, спорта и массового отдыха, ледников или водных объектов, содержащих природные лечебные ресурсы, — штраф до 300 тысяч рублей. Наказание последует за сброс отходов производства и потребления, сброс и захоронение вредных веществ. Раньше штраф за это был до 50 тысяч. Штрафы повысились также за нарушение правил водопользования при рыболовстве, добыче полезных ископаемых и торфа, строительстве и эксплуатации на воде и вблизи нее нефтепроводов и иных сооружений; нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств. При этом санкции для граждан остались на прежнем уровне и не превышают 2,5 тысячи рублей.

Чистота воды зависит от многих факторов

Качество воды в реках и озерах зависит не только от непосредственного загрязнения водоемов. На воду влияет состояние воздуха и почвы. Огромный вред наносят несанкцио­нированные свалки, с которыми борются в рамках нацпроекта «Экология».

На Байкале и Нижней Волге планируют ликвидировать свалки, построить новые сооружения, чтобы защитить воды от вредных стоков, очистить берега. В рамках мусорной реформы сократят количество мусорных полигонов, которые приводят к загрязнению грунтовых вод. К 2024 году 60 процентов отходов будут обрабатывать, а не захоранивать на полигонах.

Стоит учитывать, что на качество воды влияет и состояние воздуха, так как вредные вещества, которые попадают в атмосферу, затем выпадают в виде дождей. На рассмотрении Госдумы находится разработанный Правительством законопроект о повышении штрафов для предприятий, исказивших данные о выбросах загрязняющих веществ в атмосферу и не направивших эту информацию в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Предлагается с 1 июля 2019 года установить в Кодексе об административных правонарушениях ответственность за нарушение требований по оснащению стацио­нарных источников выбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля и по предоставлению в государственные органы информации, полученной с использованием таких систем. Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента РФ о внесении в законодательство изменений, направленных на снижение выбросов в атмосферу.

В январе 2019 года вступил в силу закон о создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, который установил, что такие системы установят на наиболее опасных промышленных объектах. Предприятия должны предоставить в уполномоченный орган программы оснащения системой контроля, чтобы получить комплексное экологическое разрешение. В течение четырех лет со дня получения разрешения они должны внедрить в производство системы отслеживания вредных выбросов. Информацию о показателях загрязнения будут передавать в Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, оператором которого является Рос­природнадзор.

За невыполнение или несвоевременное выполнение требований по оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ вводят штраф для должностных лиц от 20 до 40 тысяч рублей, для юрлиц — от 100 до 200 тысяч рублей. За непредоставление или несвоевременное предоставление сведений в государственный реестр предусматривается штраф для должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а для юрлиц — от 50 до 100 тысяч. Если же такие данные были искажены, должностным лицам придется заплатить от 15 до 30 тысяч, а юрлицам — от 100 до 200 тысяч рублей.

При этом предусматривается, что граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, будут нести такую же административную ответственность, как юрлица.

Наказание за загрязнение природного водоема

22 октября, 16:12

В соответствии со статьёй 68 Водного кодекса Российской Федерации лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так, частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение. Совершение данного административного правонарушения влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

Читайте также  Иск пешехода к страховой компании

Кроме того, статьёй 8.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации. Совершение данного административного правонарушения повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией судна, летательного аппарата и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

В случаях же, если загрязнение водных объектов повлекло за собой существенные негативные последствия, виновному лицу грозит уголовная ответственность.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 250 Уголовного кодекса Российской Федерации за загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству виновному лицу грозит штраф в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до шести месяцев, либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательные работы на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительные работы на срок до одного года, либо арест на срок до трех месяцев.

В случае если те же деяния, повлекли причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершены на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, виновному лицу грозит ответственность вплоть до лишения свободы на срок до двух лет. Если же вышеуказанные деяния повлекли по неосторожности смерть человека виновнику грозят принудительные работы на срок до пяти лет либо лишение свободы на тот же срок.

Кроме того, следует помнить, что привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред.

Загрязнение почв – это загрязнение нашего будущего

#ОстановитьЗагрязнениеПочв: шесть причин, по которым проблему загрязнения почв нельзя игнорировать

На фото: по оценкам, 95 процентов того, что мы едим, прямо или косвенно производится на почвах

Почва – это невозобновляемый ресурс, т.е. в случае утраты или деградации ее невозможно восстановить в срок, сопоставимый с продолжительностью человеческой жизни. Состояние почв оказывает влияние на пищу, которую мы едим, воду, которую мы пьем, воздух, которым мы дышим, на наше здоровье и на здоровье всего живого на Земле. Без здоровых почв мы не сможем выращивать продовольствие. Ведь, по оценкам, 95 процентов того, что мы едим, прямо или косвенно производится на почвах.

Здоровые почвы – это ключевой фактор продовольственной безопасности и залог нашего устойчивого будущего. Они помогают поддерживать производство продовольствия, способствуют смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, они участвуют в процессе фильтрации воды, повышают устойчивость к наводнениям и засухам и еще многое, многое другое. Но существует невидимая угроза, которая ставит под удар и почвы, и все то, что они могут дать.

Загрязнение почвы вызывает цепную реакцию. Оно сказывается на почвенном биоразнообразии, снижает запасы органического вещества почвы и ее фильтрующую способность. Из-за загрязнения почвы происходит загрязнение почвенной влаги и грунтовых вод, нарушается баланс питательных веществ в почве. К числу наиболее распространенных загрязнителей почвы относятся тяжелые металлы, стойкие органические загрязнители и новые загрязнители, такие как фармацевтические препараты и средства личной гигиены.

Загрязнение почвы разрушительно для окружающей среды и влечет негативные последствия для всех форм жизни, которые с ним сталкиваются. Неустойчивые методы ведения сельского хозяйства, сокращающие запасы органического вещества почвы, могут способствовать переносу загрязнителей в пищевую цепь. Так, например, из загрязненной почвы загрязнители могут попасть в грунтовые воды; затем они накапливаются в тканях растений и передаются пастбищным животным, птицам и, наконец, людям, которые эти растения и животных едят. Загрязняющие вещества в почве, грунтовых водах и пищевой цепи могут вызывать целый ряд болезней и повышенную смертность у людей; это могут быть как острые последствия краткосрочного характера – например, различные виды интоксикаций или диарея, – так и хронические заболевания, в том числе онкологические.

Помимо воздействия на окружающую среду загрязнение почв сопряжено с высокими экономическими издержками, обусловленными снижением урожайности и качества сельскохозяйственных культур. Предотвращение загрязнения почв должно быть одной из приоритетных задач во всем мире. Подавляющее большинство загрязняющих веществ является результатом деятельности человека, поэтому мы несем прямую ответственность за то, чтобы изменить ситуацию, обеспечив сокращение масштабов загрязнения и безопасное будущее нашей планеты.

Необходимо признать ценность почв, их производственный потенциал и вклад в продовольственную безопасность и поддержание ключевых экосистемных услуг. Вот лишь несколько причин, по которым проблему загрязнения почв нельзя недооценивать:

1. Загрязнение почв оказывает влияние на все вокруг. Пища, которую мы едим, вода, которую мы пьем, воздух, которым мы дышим, – наше здоровье и здоровье всего живого на планете зависит от здоровья почв. Содержание питательных веществ в тканях растений напрямую связано с их содержанием в почве и ее способностью обмениваться питательными веществами и водой с корнями растений.

2. Загрязнение почвы невидимо. Сегодня треть почв планеты умеренно или сильно деградированы вследствие эрозии, потери почвенного органического углерода, засоления, уплотнения, закисления и химического загрязнения. На формирование одного сантиметра верхнего слоя почвы уходит около тысячи лет; это значит, что за свою жизнь увеличить почвенный слой нам не удастся. Есть только то, что мы видим сейчас. Несмотря на все это, масштабы загрязнения почв продолжают расти. Нынешние темпы деградации почв ставят под угрозу возможность будущих поколений удовлетворить свои самые насущные потребности.

3. Загрязнение почв сказывается на их фильтрующей способности. Для загрязняющих веществ почвы действуют как фильтр и буфер. Но возможности почв, позволяющие им справляться с давлением загрязнителей, не безграничны. Если защитный потенциал почв будет исчерпан, загрязняющие вещества начнут проникать (и уже проникают) в окружающую среду, в частности, в пищевую цепь.

4 .Загрязнение почвы влияет на продовольственную безопасность, снижая урожайность и качество сельскохозяйственных культур. Безопасная, питательная и качественная пища может быть произведена только на здоровых почвах. Без здоровых почв мы не сможем производить достаточно продовольствия и построить мир без голода.

5. Загрязнение почв может быть результатом применения ненадлежащих методов ведения сельского хозяйства. Нерациональные методы ведения сельского хозяйства уменьшают запасы органического вещества почв, подрывая их способность к разложению органических загрязнителей. Это увеличивает риск попадания загрязняющих веществ в окружающую среду. Во многих странах интенсивное растениеводство истощает почвы, что ставит под угрозу возможность поддержания производства на этих территориях в будущем. Поэтому устойчивость методов сельскохозяйственного производства стала необходимым условием обращения вспять тенденции к деградации почв и обеспечения глобальной продовольственной безопасности нынешнего и будущих поколений.

6. Загрязнение почв может угрожать нашему здоровью. Значительная часть антибиотиков, широко используемых в сельском хозяйстве и здравоохранении, после выведения из организма тех, кто их получает, попадает в окружающую среду. Эти антибиотики могут проникать в почву и распространяться в окружающей среде. В результате возникают бактерии, устойчивые к противомикробным препаратам, что снижает эффективность антибиотиков. Порядка 700 тысяч смертей ежегодно обусловлены именно такими бактериями. Если мы не справимся с этой проблемой, то к 2050 году эти бактерии будут убивать большей людей, чем рак, а миру это обойдется дороже, чем стоимость всей нынешней глобальной экономики.

Согласно прогнозам, к 2050 году население планеты превысит 9 миллиардов человек. Поэтому нынешняя и будущая продовольственная безопасность зависит от нашей способности повысить урожайность и качество продовольствия, используя те почвы, которые у нас есть сейчас. Загрязнение почв негативно сказывается на всех нас и считается одной из главных угроз для функционирования почв во всем мире.

Для того чтобы решить проблему загрязнения почв, необходимо понимать ее причины. Защита и сохранение почв начинается с нас с вами. Выбор экологически чистых продуктов питания, правильная утилизация опасных материалов, таких как батарейки, производство компоста в домашних условиях в целях уменьшения количества отходов, которые попадают на свалки, более ответственное обращение с антибиотиками – вот лишь несколько примеров того, как можно содействовать решению этой проблемы. Если брать шире, то необходимо поощрять устойчивые методы ведения сельского хозяйства в своих общинах.

Здоровая почва – это драгоценный невозобновляемый ресурс, которому угрожает все более разрушительное поведение человека. Мы несем ответственность за состояние почв, которые дают нам пищу, воду и чистый воздух, и сегодня мы должны принять меры к тому, чтобы наши почвы были здоровыми в интересах устойчивого будущего и продовольственной безопасности. Решим проблему загрязнения почв!