Обязанность ликвидируемой организации уведомить кредитора

Обязанность ликвидируемой организации уведомить кредитора

(см. текст в предыдущей редакции)

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

6. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим Кодексом предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

9. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Расчеты с кредиторами кредитной организации, ликвидируемой в добровольном порядке

Расчеты с кредиторами кредитной организации, ликвидируемой в добровольном порядке, могут осуществляться после согласования Банком России промежуточного ликвидационного баланса кредитной организации, составленного ликвидационной комиссией после окончания срока предъявления требований кредиторами, и содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения.

В соответствии с пунктом 1.4 Положения Банка России от 15.06.2017 № обязательства кредитной организации, выраженные в иностранной валюте, учитываются в рублях по официальному курсу иностранной валюты по отношению к рублю, установленному Банком России на день отзыва лицензии у кредитной организации. Данное правило установлено в соответствии с требованиями статьи 20 Закона о банках, которой при определении последствий отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций установлено, что размер денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей кредитной организации, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу, установленному Банком России на день отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Требование пункта 1.4 Положения Банка России от 15.06.2017 № распространяется в том числе на кредитные организации, ликвидируемые в добровольном порядке, исходя из следующего. Согласно пункту 4 статьи 61 ГК РФ срок исполнения обязательств юридического лица перед кредиторами считается наступившим с момента принятия решения о ликвидации. Одновременно учитывая то, что для кредитной организации, ликвидируемой в добровольном порядке, ликвидация начинается с даты аннулирования у нее лицензии, срок исполнения обязательств кредитной организации перед кредиторами считается наступившим с момента аннулирования лицензии. Таким образом обязательства кредитной организации, выраженные в иностранной валюте, учитываются в рублях по официальному курсу иностранной валюты, установленному Банком России на день отзыва (аннулирования) у кредитной организации лицензии.

Расчеты с кредиторами ликвидируемой в добровольном порядке кредитной организации осуществляются в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации. При удовлетворении требований кредиторов и погашении текущих обязательств используются прежде всего денежные средства, имевшиеся на корреспондентских счетах кредитной организации и в кассе. Если сумма данных денежные средства недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества кредитной организации с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей, для продажи которых проведение торгов не требуется.

Имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается учредителям (участникам) кредитной организации, имеющим вещные права на это имущество.

При этом, в случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации несостоятельной (банкротом).

После осуществления расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия кредитной организации должна составить ликвидационный баланс, который согласовывается с Банком России и утверждается общим собранием учредителей (участников) кредитной организации. Затем ликвидационная комиссия представляет в территориальное учреждение Банка России по месту нахождения ликвидируемой кредитной организации документы, необходимые для принятия регулятором решения о государственной регистрации кредитной организации в связи с ее ликвидацией. Перечень таких документов и порядок их представления в Банк России установлены Указанием Банка России от 08.02.2010 № .

Ликвидация кредитной организации считается завершенной, а кредитная организация — прекратившей свое существование после внесения сведений о ее ликвидации в единый государственный реестр юридических лиц.

Обязанность ликвидируемой организации уведомить кредитора

Вестник государственной регистрации

Вход в личный кабинет

До окончания приема в № 45 (864) от 17 ноября

Вопрос о ликвидации коммерческой организации во временя финансового кризиса становится более и более актуальным. Именно ликвидация – как окончательный способ поставить точку в деятельности организации. В соответствие со ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В настоящей статье попробуем разобрать один из аспектов ликвидации юридического лица: взаимоотношения с кредиторами – возможности неисполнения обязательств и способы защиты для кредиторов юридического лица, находящегося в процедуре ликвидации.

Читайте также  В каком виде протокол разногласий вешается

В соответствие со ст.63,64 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати(в Вестнике государственной регистрации), публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.

Ликвидационная комиссия может отказать в удовлетворении требований, в этом случае, а также в случае уклонения от рассмотрения требований кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

В результате законной ликвидации ставиться жирная точка: происходит прекращение прав и обязанностей ликвидированного лица перед третьими лицами и государственными органами; исключение возможности проведения налоговых проверок. После ликвидации уполномоченные органы и кредиторы не имеют права требовать удовлетворения (исполнения) своих требований, если они не успели заявить о них до или во время ликвидации. На ликвидированное предприятие не распространяются требования инвесторов, штрафные санкции (например, за ненадлежащее оформление иностранных рабочих), претензии потребителей (за некачественно построенный объект).

В том случае если предприятие, приняв решение о ликвидации, не имеет большого количества кредиторов, и не ставит целью ликвидации уклонение от оплаты кредиторской задолженности, ему не составит труда пройти процедуру ликвидации и благополучно ее закончить. Но в период финансового кризиса, кризиса неплатежей, у многих возникает искушение использовать процедуру ликвидации для того, чтобы поставить точку в далеко не законченных отношениях. При анализе законодательства и судебной практики о ликвидационных спорах, можно выявить следующие тенденции, касательно аспекта кредиторской задолженности:

Кредитор должен заявить о своих требованиях. Это очень важный формальный момент, даже требования налогового органа, которые были выдвинуты давно (например, неоплаченные пени, недоимки) должны быть заявлены в надлежащем виде после начала процедуры ликвидации. В случае не заявления требований в установленный срок, у ликвидационной комиссии не будет обязательства включать их в промежуточный и далее в ликвидационный баланс. Хотя судебная практика расходиться в оценке этого момента.

Так в одном случае, решение инспекции (об отказе в регистрации ликвидации в связи с неуказанием в ликвидационном балансе недоимки по налоговым платежам) признано недействительным, исходя из того, что несоблюдение налоговой инспекцией установленного законодательством порядка предъявления требований при ликвидации влечет установленные налоговым законодательством последствия, в том числе в виде погашения требований кредитора (Определение ВАС от 20 июня 2008 г. N 7881/08 по делу N А68-462/07-15/12).

В другом аналогичном деле, данное решение ИФНС признано законным. В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Исходя из смысла указанных законоположений, ликвидационный баланс общества, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным (Определение ВАС от 13 марта 2008 г. N 2789/08 по делу N А27-2291/2007-5).

Кредитор должен своевременно заявить о своих требованиях (в срок, установленный ликвидационной комиссией – не менее 2-х месяцев с момента оповещения кредиторов) — иначе его требование рискует остаться неудовлетворенным по ряду причин. В соответствие с п. 5 ст. 64 требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок (Постановление ФАС Поволжского округа от 31 января 2008 г. по делу N А55 1796/07-40). Проблема заключается в том, что после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок, у юридического лица может не остаться имущества для остальных «опоздавших» кредиторов. И даже перспектива инициировать банкротство не кажется удачной, ведь эту процедуру необходимо финансировать за счет заявителя. Даже если таким «опоздавшим» кредитором окажется налоговая инспекция, решившая взыскать начисленные налоги, пени или штрафы она не сможет профинансировать эту процедуру. Одновременно с заявлением о признании банкротом отсутствующего должника по смыслу статьи 39 Закона о банкротстве в системном истолковании с положениями пунктов 1 и 3 статьи 59 Закона о банкротстве и статьи 21.1 Закона о регистрации уполномоченный орган представляет доказательства, обосновывающие вероятность обнаружения в достаточном объеме имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, а также полностью или частично может быть погашена задолженность по обязательным платежам и денежным обязательствам перед публично-правовым образованием, от имени которого выступает уполномоченный орган (Определение ВАС от 15 августа 2008 г. N 9960/08 по делу А-32-4275/2008-1/103Б).

В таком случае, ничего не мешает юридическому лицу поставить жирную току в своей деятельности и закончить процедуру ликвидации. Оспорить промежуточный или ликвидационный баланс, согласованный с регистрирующим органом для кредитора проблематично – так как эти документы не являются ненормативными актами, и у заявителя нет право на их обжалование по правилам статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Определение ВАС от 27 мая 2008 г. N 6602/08 по делу N А46-1638/2007). Однако, если кредитор докажет, что он не получал письменного уведомления о начале процедуры ликвидации – он может в судебном порядке признать недействительной государственную регистрацию ликвидации юридического лица. Но это не повлечет удовлетворения его требований как кредитора, а лишь вернет де-юре к жизни юридическое лицо.

Вывод: для ликвидируемого лица – очень важно уведомить всех кредиторов, так как есть вероятность, что они допустят оплошности и не заявят свои требования в нужной форме и в нужное время.

Вывод для кредитора: чтобы не пришлось доказывать неполучение уведомления от ликвидированного лица – нужно мониторить своих должников – проверять публикации в Вестнике государственной регистрации, заказывать выписки из ЕГРЮЛ хотя бы раз в два месяца – так как информация о том, что предприятие находиться в процедуре ликвидации, обязательно указывается в ЕГРЮЛ. После этого своевременно предъявлять требования кредитора.

Читайте также  Новый закон о долге про алементы

Но и в этом случае – вероятность удовлетворения требований кредиторов еще не велика. Ведь предприятие может оказаться просто без имущества, денег и иных активов, и целенаправленно не включит ваше требование в промежуточный баланс под любым даже легальным предлогом. Завершить процедуру ликвидации и тогда опять кредитору придется обжаловать все в судебном порядке. Эти судебные процессы могут оказаться безрезультатными и дорогими. Просматривая судебную практику, нельзя сказать, что эти способы (обжалование ликвидации кредиторами) актуальны, видимо в связи с тем, что даже получив решение суда об отмене процедуры ликвидации – нет гарантии получения удовлетворения своих требований как кредитора. Мы не берем случаи, когда есть явные признаки преднамеренного или фиктивного банкротства, увода имущества от кредиторов и т.д. – это будет уже предметом уголовного преследования, и то без гарантии того, что требования кредитора будут удовлетворены.

Советом кредиторам в таких ситуациях может быть следующее – судебное взыскание задолженности. В таком судебном процессе можно заявить ходатайство о наложении обеспечительных мер в виде запрета ИФНС согласовывать ликвидационный баланс, регистрировать ликвидацию юр лица в связи с неудовлетворением всех требований кредитора и , следовательно, в связи с тем, что ликвидационный баланс не содержит достоверных сведений.

В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами. Согласно пункту 1 статьи 21 Закона о регистрации достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Исходя из смысла указанных законоположений, ликвидационный баланс общества, составленный с нарушением данных требований, не может считаться достоверным. (см. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС от 13 марта 2008 г. N 2789/08).

На основании изложенного можно сделать вывод, что ликвидация с долгами возможна в большей степени из-за несвоевременных и неграмотных действия самих кредиторов. При осуществлении процедуры ликвидации есть еще и другие важные аспекты, на которые нужно обращать внимание, как ликвидационным комиссиям, так и кредиторам ликвидируемых лиц. Наличие своевременной информации может стать хорошим козырем в борьбе за свои интересы.

Автор: Светлана Корабель
Дата публикации: 2 марта 2009
Источник: Все материалы газеты ‘эж-ЮРИСТ’

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица — прекращение существования юридического лица путём внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Ликвидация юридического лица влечет утрату им гражданской правоспособности.

Ликвидация юридического лица также рассматривается как юридическая процедура, процесс, порядок осуществления которой определен законом.

В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, ликвидация юридического лица означает его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам за исключением случаев, предусмотренных законом.

Виды ликвидации юридического лица

Все основания ликвидации юридического лица можно разделить на две большие группы: добровольные и принудительные.

В первом случае ликвидация происходит по решению учредителей компании, во втором — по решению суда. Судебное производство в таком случае возбуждается по заявлению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.

Принудительная ликвидация юридического лица

Гражданский кодекс Российской Федерации содержит лишь примерный перечень оснований для ликвидации юридического лица.

К таковым можно, в частности, отнести:

Нарушение закона при создании юридического лица в случае, если такие нарушения носят неустранимый характер.

Осуществление деятельности без соответствующей лицензии.

Грубые или неоднократные нарушения действующего российского законодательства.

Нарушение некоммерческой организацией цели её создания.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Отдельные законодательные акты содержат иные основания для принудительной ликвидации юридического лица.

В частности, к таковым можно отнести нарушение юридическим лицом законодательства об обороте наркотиков и психотропных веществ, о стоимости чистых активов и др.

Добровольная ликвидация юридического лица

Юридическое лицо ликвидируется по решению его участников или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Принятие решения о ликвидации юридического лица

Добровольная ликвидация юридического лица начинается с принятия соответствующего решения. Оно принимается либо учредителями компании, либо прочими органами, уполномоченными на то уставом. Главное, чтобы такое решение было принято и оформлено в соответствии с действующим законодательством РФ.

После принятия и оформления надлежащим образом решения о ликвидации, в течение трёх дней нужно уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган.

Нарушители этого правила могут быть привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

К указанному уведомлению прилагается также решение о ликвидации.

Получив данные документы регистрирующий (налоговый) орган, вносит соответствующие сведения в ЕГРЮЛ и выдает соответствующее Свидетельство.

С этого момента запрещено вносить любые изменения в учредительные документы. Кроме того, теперь ликвидируемая компания не может выступать в качестве учредителя прочих юридических лиц.

Ликвидационная комиссия

Учредители или орган, который принял решение о ликвидации юридического лица, должны получить одобрение со стороны регистрирующего (налогового) органа.

Для этого ему направляется Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора.

Регистрирующий (налоговый) орган вносит в ЕГРЮЛ сведения о создании ликвидационной комиссии и выдает представителю юридического лица соответствующее свидетельство, а также выписку из ЕГРЮЛ.

Следующим шагом станет уведомление банка о составе ликвидационной комиссии. Кредитная организация должна будет переоформить подпись в учетной карточке на председателя комиссии, а также на того, кто ответственен за оформление бухгалтерской документации на время ликвидации.

В состав ликвидационной комиссии, как правило, входит руководитель компании, некоторые её работники (юрист,экономист, бухгалтер и так далее), её учредители.

Официальное объявление о ликвидации юридического лица

Закон возлагает на юридическое лицо обязанность официально объявить о предстоящей ликвидации.

Делается это для того, чтобы все кредиторы имели возможность предъявить свои требования к ликвидируемой компании.

Для этого нужно дать объявление в журнал «Вестник государственной регистрации», уполномоченный публиковать подобного рода сведения.

Уведомление работников ликвидируемой компании и службы занятости

О предстоящей ликвидации работников компании письменно уведомляют не менее чем за два месяца до предстоящего увольнения.

Уведомление о массовом увольнении отправляется также и в службу занятости того населённого пункта, где расположена ликвидируемая компания.

Не позднее чем за два месяца до предстоящего увольнения туда направляются персональные сведения о каждом из сотрудников: об их профессии, специальности, квалификацию, а также о размере их оплаты труда.

В соответствии с действующим трудовым законодательством ликвидируемая компания обязана оплатить заработную плату каждому из сотрудников до момента увольнения, а также выплатить им выходное пособие.

Кроме того, за работниками сохраняется заработная плата и на время их дальнейшего трудоустройства на срок от двух до трёх месяцев.

Уведомление каждого кредитора лично

Подача объявления в газету о предстоящей ликвидации, не освобождает ликвидационную комиссию от обязанности уведомлять каждого кредитора персонально.

Для этих целей им направляется письменное сообщение о предстоящей ликвидации с указанием срока для заявления своих требований.

Этот срок не может быть менее двух месяцев.

Налоговая проверка, проверки со стороны прочих государственных органов

Согласно действующему законодательству, ликвидируемая организация может быть подвергнута выездной налоговой проверке. Как правило, налоговики проверяют ликвидируемую компанию в течение двух-трех месяцев.

В случае выявления фискальным органом недоимок по налогам, он вынесет решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.

Ликвидируемая компания должна будет оплатить не только все долги в бюджет, но также и пени, и штрафы.

Кроме того, ликвидируемое юридическое лицо должно также урегулировать все вопросы с внебюджетными фондами — Фондом занятости, ФСС (Фондом социального страхования), Пенсионным фондом. Каждая из указанных организаций имеет право назначить свою проверку деятельности юридического лица, находящегося в стадии ликвидации.

Читайте также  Где указано место работы врачапо трудовому договору

Выявление дебиторской задолженности

Для того чтобы у компании были деньги на удовлетворение требований кредиторов, ей необходимо взыскать задолженность со своих должников.

С этой целью ликвидационная комиссия проводит претензионную и судебную работу с ними.

Также ликвидируемая компания должна провести сверку расчетов с каждым из должников.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

По истечении двух месяцев с момента опубликования объявления о начале ликвидации, комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс по форме обычного бухгалтерского баланса.

В промежуточном ликвидационном балансе отражаются данные обо всем имуществе организации, а также о заявленных требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения.

Правом утверждения промежуточного ликвидационного баланса обладают учредители (участники) юридического лица или иной орган, принявший решение о его ликвидации.

Как и в остальных случаях, об этом шаге необходимо сообщить в регистрирующий (налоговый) орган.

С этой целью подается Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме, утвержденной Правительством РФ.

Одновременно подается и сам промежуточный ликвидационный баланс.

Налоговый орган, в свою очередь, вносит запись о его утверждении в ЕГРЮЛ и выдает ликвидируемой организации соответствующее свидетельство и выписку из ЕГРЮЛ.

Инвентаризация

В процессе ликвидации юридического лица также проводится инвентаризация его имущества и (или) обязательств. Данное мероприятие осуществляется на основании Федерального закона «О бухгалтерском учете».

Погашение требований кредиторов. Очередность

После выездной налоговой проверки ликвидационная комиссия должна приступить к выплатам кредиторам. Гражданский кодекс РФ устанавливает очередность, в которой это следует делать.

К кредиторам первой очереди относятся те, перед которыми у ликвидируемой компании есть обязательства, возникшие из причинения вреда жизни и здоровью, а также морального вреда.

Ко второй очереди относятся кредиторы, которым ликвидируемая компания должна выплатить выходные пособия и задолженности по зарплате, а также вознаграждения по авторскому праву.

К кредиторам третьей очереди относятся бюджеты всех уровней, а также внебюджетные фонды.

К кредиторам четвёртой очереди относятся все остальные лица, перед которыми у ликвидируемой организации имеются денежные или имущественные обязательства.

Составление ликвидационного баланса

Удовлетворив все требования кредиторов, ликвидационная комиссия приступает к составлению ликвидационного баланса.

Данный документ мало чем отличается от обычного квартального баланса.

Утверждается он учредителями (участниками) ликвидируемого юридического лица и в необходимых случаях согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.

Государственная регистрация в связи с ликвидацией юридического лица

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает, что моментом завершения ликвидации юридического лица считается момент внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Именно с этой даты юридическое лицо прекращает своё существование.

Дополнительные способы ликвидации юридического лица

Ликвидация путём реорганизации (слияние, поглощение, преобразование) влечёт за собой прекращение существовавшего ранее юридического лица.

Но при собственно ликвидации неисполненные обязательства погашаются и не подлежат дальнейшему исполнению.

При реорганизации происходит правопреемство и погашения неисполненных на момент реорганизации обязательств не происходит.

Все обязательства переходят к правопреемнику, которому надлежит их исполнять наравне со своими собственными обязательствами.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Развитие судебной практики по вопросам налогообложения при ликвидации российских юридических лиц

26 октября 2020 года Арбитражный суд Кемеровской области вынес решение по делу № А27-13268/ 2020.

В рамках данного дела рассматривался спор, возникший между ООО «Евротайр» (далее – «Общество») и налоговым органом в связи с весьма креативным подходом последнего к определению налоговых последствий ликвидации российского юридического лица.

Казалось бы, что государство может взять с ликвидируемой организации? Если рассуждать логически, то оно должно сожалеть о том, что с рынка уходит еще один бизнес, казна лишается части «драгоценных» налогов, а армия безработных, висящих на его шее, наоборот, пополняется.

Ан нет, как говорится, «с паршивой овцы хоть шерсти клок»! Местный налоговый орган посчитал, что висящая на ликвидируемой организации кредиторская задолженность перед материнской компанией, вытекающая из договоров займа и поставки, должна стать последней в жизни этой организации кормушкой для бюджета. Логика налоговиков на удивление проста: ликвидация юридического лица – должника влечет списание его кредиторской задолженности, а доходы в виде сумм списанной кредиторской задолженности в силу п. 18 ст. 250 НК РФ признаются облагаемыми 20% налогом на прибыль внереализационными доходами.

Однако суд первой инстанции с налоговиками не согласился. Удовлетворяя требования Общества о признании неправомерными сделанных налоговым органом доначислений, суд указал на следующее:

  • В перечне оснований для признания доходов налогоплательщика внереализационными, приведенном в ст. 250 НК РФ, прямо не указан факт ликвидации налогоплательщика, являющегося должником по обязательству.
  • Исходя из смысла ст. 11 НК РФ и ст. ст. 407-419 ГК РФ обязательство (в том числе, для целей налогообложения) прекращается по различным основаниям, включая ликвидацию юридического лица (за исключением случаев, когда исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается законодательством на другое лицо).
  • Исходя из регулирования процедуры ликвидации юридического лица (ст. ст. 61 и 63 ГК РФ) принятие решения о ликвидации юридического лица изменяет сроки исполнения его обязательств перед кредиторами (с момента принятия такого решения сроки исполнения обязательств ликвидируемого юридического лица считаются наступившими), но не изменяет течение сроков исковой давности по обязательствам, сроки исполнения которых уже наступили.
  • Начало ликвидации юридического лица, сдача им промежуточного ликвидационного баланса и окончательного ликвидационного баланса не являются самостоятельными основаниями для прекращения его обязательств.
  • В момент сдачи окончательного ликвидационного баланса ликвидируемое юридическое лицо рассматривается как уже осуществившее погашение задолженности перед кредиторами (с учетом имеющихся у него активов), в связи с чем у него не должна возникнуть новая кредиторская задолженность, поскольку иное противоречило бы логике законодательства, регулирующего процедуру ликвидации юридических лиц.
  • Ликвидация юридического лица не влечет безусловную утрату кредиторами возможности взыскания непогашенной кредиторской задолженности, поскольку такая задолженность может быть взыскана с руководителя или ликвидатора юридического лица в порядке привлечения их к субсидиарной ответственности или путем инициирования процедуры распределения обнаруженного имущества, в связи с чем ликвидация юридического лица с непогашенной кредиторской задолженностью не может рассматриваться в качестве безусловного основания для списания такой задолженности.
  • Наконец, в соответствии со ст. ст. 1, 15, 19 и 57 Конституции РФ (в их системной связи) законы о налогах и сборах должны содержать четкие понятия и нормы; элементы налогообложения должны быть сформулированы так, чтобы каждый налогоплательщик точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан платить, а все неустранимые сомнения должны толковаться в пользу налогоплательщика. При этом возникновение у ликвидируемой организации обязанности по уплате налога на прибыль в связи с самим фактом ее ликвидации при отсутствии фактов, свидетельствующих о ее недобросовестности как налогоплательщика, лишено экономического основания.

Приведенное решение показывает, что российские суды, несмотря на свой явно пробюджетный подход к применению российского налогового законодательства, пока еще не готовы переступить некую невидимую черту, за которой начнется сплошной театр абсурда.

Специалисты налоговой практики Dentons, имеющие богатый опыт консультирования налогоплательщиков по вопросам налогообложения при реорганизации и ликвидации российских и иностранных организаций, а также сопровождения налоговых проверок и защиты интересов налогоплательщиков в судах по эпизодам, связанным с реорганизацией и ликвидацией российских и иностранных организаций, будут рады оказать всестороннюю поддержку по данным направлениям.