Охрана труда по защите прав проф больных

Охрана труда по защите прав проф больных

Профессиональным заболеванием считается хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредных производственных факторов и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности. Под острым профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся, как правило, результатом однократного (в течение не более одного рабочего дня, одной рабочей смены) воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности. Под хроническим профессиональным заболеванием (отравлением) понимается заболевание, являющееся результатом длительного воздействия на работника вредного производственного фактора (факторов), повлекшее временную или стойкую утрату профессиональной трудоспособности.

Схема установления профзаболевания

Порядок установления наличия острого профессионального заболевания
При установлении предварительного диагноза — острое профессиональное заболевание (отравление) учреждение здравоохранения в течение суток направляет извещение в Роспотребнадзор и сообщение работодателю.
Роспотребнадзор в течение суток со дня получения извещения выясняет обстоятельства и причины возникновения заболевания, составляет санитарно — гигиеническую характеристику условий труда работника и направляет ее в учреждение здравоохранения.
Учреждение здравоохранения на основании клинических данных состояния здоровья работника и санитарно — гигиенической характеристики условий его труда устанавливает заключительный диагноз — острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение. Учреждение здравоохранения, установившее заключительный диагноз острого профзаболевания, в 3-дневный срок направляет извещение:
— в Роспотребнадзор;
— работодателю;
— страховщику (ФСС);
— в учреждение здравоохранения, направившее больного.
Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания:
— выдается под расписку работнику;
— направляется страховщику (ФСС);
— направляется в учреждение здравоохранения, направившее больного.

Порядок установления наличия хронического профессионального заболевания
При установлении предварительного диагноза — хроническое профессиональное заболевание (отравление) Учреждение здравоохранения направляет извещение о профессиональном заболевании работника в 3-дневный срок в Роспотребнадзор и сообщение работодателю.
Роспотребнадзор в 2-недельный срок со дня получения извещения составляет санитарно — гигиеническую характеристику условий труда работника и представляет в учреждение здравоохранения.
Учреждение здравоохранения, установившее предварительный диагноз — хроническое профессиональное заболевание (отравление), в месячный срок обязано направить больного в центр профпатологии с представлением следующих документов:
— выписка из медицинской карты амбулаторного и (или) стационарного больного;
— сведения о результатах предварительного (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров;
— санитарно — гигиеническая характеристика условий труда;
— копия трудовой книжки.
Центр профпатологии устанавливает заключительный диагноз — хроническое профессиональное заболевание составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет извещение в:
— Роспотребнадзор,
— работодателю,
— страховщику (ФСС),
— учреждение здравоохранения, направившее больного.
Медицинское заключение о наличии профессионального заболевания:
— выдается под расписку работнику,
— направляется страховщику (ФСС),
— направляется в учреждение здравоохранения, направившее больного.

Охрана труда по защите прав проф больных

С 01.03.2022 ст. 210 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.

ТК РФ Статья 210. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Основными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

государственное управление охраной труда;

федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 28.06.2021 N 220-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

государственная экспертиза условий труда;

установление порядка проведения специальной оценки условий труда и экспертизы качества проведения специальной оценки условий труда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда;

профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

установление гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

подготовка специалистов по охране труда и их дополнительное профессиональное образование;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

международное сотрудничество в области охраны труда;

проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

(часть первая в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Ст. 210 ТК РФ. Основные направления государственной политики в области охраны труда

Нормативно-правовые акты по охране труда

Основы законодательства в области охраны труда

· Трудовой кодекс Российской Федерации;

· Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

· Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;

· Закон Иркутской области от 24 июля 2008 года № 63-оз «О наделении органов местного самоуправления отдельными областными государственными полномочиями в сфере труда»;

· Закон Иркутской области от 30 марта 2012 года № 20-ОЗ «О ведомственном контроле за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»;

· Приказ Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»;

· ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10 июля 2007 года № 169-ст);

· Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июня 2014 года № 412н «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда»;

Международное законодательство в области охраны труда

Производственный травматизм и профессиональные заболевания

· Письмо Минтруда РФ от 27 октября 2017 года № 15-3/В-2862 «О разъяснении особенностей регистрации работодателем несчастных случаев на производстве».

Медицинские осмотры и психиатрическое освидетельствование

· Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 года № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»;

· Постановление Правительства РФ от 28 апреля 1993 года № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

Средства индивидуальной защиты

· Приказ Минтруда РФ от 9 декабря 2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»;

Читайте также  Как оплачиваются неиспользованные отгулы при увольнении

· Приказ Минтруда РФ от 5 декабря 2014 года № 976н «Об утверждении методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом»;

· Решение Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года № 878 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (вместе с «ТР ТС 019/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности средств индивидуальной защиты»);

· Приказ Минздравсоцразвития РФ от 17 декабря 2010 года № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»;

· Приказ Минздравсоцразвития РФ от 1 июня 2009 года № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».

Компенсации

· Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16 февраля 2009 года № 45н «Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов»;

Экономическое стимулирование работодателей

· Приказ Минтруда РФ от 10 декабря 2012 года № 580н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами»;

· Постановление Правительства РФ от 30 мая 2012 года № 524 «Об утверждении Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Сдерут ли налог с безработных?

Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин на прошлой неделе вернулся к скандальной теме введения налога для неработающих граждан, так называемого налога на тунеядцев.

КАКАЯ РАЗНИЦА, КАК НАЗЫВАТЬ?

Глава Минтруда не поленился даже подсчитать, сколько, по его мнению, должны будут платить люди, попавшие под действие налога: «Давайте исходить из того, что человек легально работает, когда он заплатил подоходный налог. За год, если считать его с МРОТ, сумма составит 11,7 тысячи рублей. Если человек «в тени», за него взнос в фонд ОМС платит субъект России. В среднем в регионах — 8-9 тысяч. Итого 20 тысяч в год, для начала».

По словам министра, 20 тысяч — сумма, которая «маловата даже». Когда же власти намерены ввести очередной оброк? Ясности пока нет, разъяснил Топилин.

Потом о новом налоге заговорил премьер. Ему не понравилось то, как его окрестили. «Это никакой не налог на тунеядство, его так лучше не называть, речь идет о вовлечении в систему платежей за социальные услуги тех, кто не зарегистрирован, и тех, кто не участвует в формировании соответствующих фондов, но в то же время пользуется социалкой», — отметил Дмитрий Медведев.

Какая, в сущности, разница, как именно будет называться новый налог? Дело не в названии, а в подходе. Власти, похоже, готовы лишить бесплатной медицинской помощи тех, кто не платит НДФЛ. А если человек действительно не работает и не имеет средств, что ему делать? Ложиться помирать?

ГУБЕРНАТОРОВ ПОНЯТЬ МОЖНО

Напомним, значительная часть медицинских услуг, которые оказываются населению в рамках государственной системы здравоохранения, финансируется из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Он формируется из страховых взносов, которые платят работодатели в размере 5,1% от зарплаты каждого работника. За остальных граждан — студентов, пенсионеров, безработных — взносы платят региональные бюджеты. Стремление губернаторов избавиться от этого ярма понятно — они и так сидят в долгах как в шелках, а обязанностей выплачивать зарплаты бюджетникам, строить и ремонтировать дороги, выполнять социальные обязательства с них никто не снимал.

НЕ ТОЛЬКО ТРЕБОВАТЬ, НО И ПРЕДЛАГАТЬ

Однако ясно и то, что требовать налог с неработающих граждан трудоспособного возраста (кроме стоящих на бирже труда и инвалидов) можно лишь либо в условиях хорошо развитого рынка, либо в стране, идущей по социалистическому пути.

Например, в СССР лицам «без определенного рода занятий» грозили исправительные работы на срок до четырех лет, а иногда даже тюремное заключение. Но при этом государство гарантировало трудоустройство каждого гражданина путем искусственного создания рабочих мест и поддержания стопроцентной занятости.

Сегодняшняя Россия ничего подобного своему населению не гарантирует. Да, формально рабочих мест предлагается немало, но, как правило, таких, которых, как говорится, и задаром не надо: больше на транспорт потратишь, чем домой принесешь.

Между прочим, у нас есть закон, который вводит понятие «подходящая работа». Закон «О занятости населения в РФ» подходящей считает такую работу, которая соответствует уровню квалификации работника, условиям последнего места работы, состоянию здоровья и транспортной доступности рабочего места. Работа не может быть подходящей, если она связана с переменой места жительства без согласия гражданина, условия труда не соответствуют правилам и нормам охраны труда, а также если предлагаемая зарплата ниже величины прожиточного минимума (в среднем по стране около 10 тыс. рублей). Но именно такую бросовую работу часто и предлагают россиянам.

СТИМУЛИРУЕТ «НАРОДНУЮ КОРРУПЦИЮ»

Мотивируя введение нового налога, правительственные эксперты подсчитали, что его можно будет получить с 5 млн россиян из 13-15 млн граждан РФ, не уплачивающих взносы во внебюджетные фонды без оправданных причин. При сумме 20 тыс. рублей, озвученной главой Минтруда, это позволит привлекать в бюджет около 100 млрд рублей в год. Крайне сомнительно! Чиновники не учитывают способности россиян приспосабливаться к любым, самым неблагоприятным условиям.

«Когда говорят, что это заставит делать отчисления тех, кто работает «в тени», то это глупость, — полагает замдиректора Института мировой экономики и международных отношений, д. э. н., профессор Евгений Гонтмахер. — Схема будет очень простая, люди станут оформляться на работу фиктивно. То есть это будет лишний толчок для того, чтобы еще больше загонять доходы в тень».

«Я категорически против данной инициативы. Нецивилизованно это, — утверждает научный руководитель Института экономики РАН, д.э.н. Руслан Гринберг. — Любой человек вправе работать или не работать. И так люди выживают на трех-четырех работах, формально являясь «социальными паразитами». Есть опасность возвращения народной коррупции: ты мне пиши, что я без доходов, а я тебе. ».

ЗАБЕРУТ ПОСЛЕДНИЙ ХОЛОДИЛЬНИК?

Государство, которое хочет, чтобы все трудоспособные люди и их работодатели должным образом оформляли свои отношения, сначала должно предложить нормальные правила игры, например, прекратить кошмарить бизнес перманентным повышением налогов, страховых взносов, арендных ставок, не говоря уже о бесконечных проверках.

«Рынок труда не отлажен, — считает профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Игорь Шапкин. — Не лучше ли создать систему, когда бы люди хотели работать и получать за свою работу? Если введут налог на безработных, будет ли он работать? Если у человека и в самом деле нет средств, то что, приставы будут забирать последний холодильник?»

Глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов также выступил против «налога на тунеядцев» и пообещал, что ЛДПР в Госдуме будет голосовать против такой инициативы. «Неприлично называть людей тунеядцами, потому что это несчастные люди, которые оказались безработными или стали заложниками ситуации, когда работодатель выплачивает зарплату в конвертах, а работодатели вынуждены так делать из-за высоких налогов и сборов. Если государство обяжет людей платить, то где они будут брать деньги, если они без работы? Государство будет бить по их здоровью и потом только больше денег тратить на лечение», — заявил Нилов.

На самом деле пополнить бюджет можно куда более цивилизованными способами. Выстраивая нормальную рыночную экономику, создавая рабочие места, сокращая расходы на госзакупки и чиновников, научившись эффективно расходовать деньги налогоплательщиков.

Может, пора прекратить пир во время чумы, когда топ-менеджеры госкомпаний получают по несколько миллионов рублей в день, а государство потом закачивает в их убыточные компании сотни миллиардов на погашение долгов, которые наделали «эффективные управленцы»?

Однако все это, по-видимому, считается невыполнимыми задачами. Куда проще ввести новый налог и драть три шкуры с тех, кому не хватает денег на самое необходимое. Оптимисты не верят, что абсурдный налог будет введен. Ой ли?

Читайте также  Где узаконить документы на дом

Академик Михаил Лемешев неоднократно бывал в Балашихе

Михаил Яковлевич Лемешев не раз приезжал в Балашиху в составе писательских делегаций. Он был дружен с Василием Беловым, Валентином Распутиным, Ильёй Глазуновым, со многими другими русскими подвижниками второй половины ХХ века. Ему всегда было что сказать, и слушали его затаив дыхание.

Доктор экономических наук, профессор, эксперт ООН по охране окружающей среды, академик Российской академии естественных наук, кавалер Золотой медали М.В. Ломоносова, человек, остановивший поворот северных рек, Михаил Яковлевич Лемешев родился в селе Теменичи Брянской области 1 января 1927 года. Отец будущего академика работал на конеферме, мать — в полеводческой бригаде.

Отец служил ещё в царской армии, носил чин вахмистра. В 1914-м был тяжело ранен и попал в плен, где пробыл четыре года, выучив немецкий и французский языки. По возвращении собрал оставшихся орловских рысаков и основал собственную конеферму, которую позднее передал в колхоз. Миша начал помогать отцу с пяти лет: чистил лошадей, насыпал им овёс, стелил сено. Крестьянский труд с малолетства выковал могучий характер М.Я. Лемешева, страсть к знаниям, целеустремленность и редкостную отвагу.

В голод 1932-1933 годов пришлось питаться лебедой. С тех пор всю жизнь Михаил Яковлевич предпочитал простую пищу. Даже на даче мог машинально сорвать сныть и полакомиться ею.

В мае 1941 года он закончил семилетку, а через месяц началась война. Всех лошадей, кроме больных и хромых, взяли на фронт. Остальной скот отправили в эвакуацию. Дома остались дети и женщины. Отец уже тяжело болел. Четырнадцатилетний Михаил работал в поле от зари до зари.

10 октября пришли немцы. Семью выселили из избы в холодный сарай. Отец умудрялся прятать выходивших из окружения красноармейцев, поддерживал связь с партизанами. Был организован даже молодёжный отряд, в котором Михаил был самым младшим, хоть и долговязым, но щупленьким, и потому его оставили в селе связным. Он «ходил по грибы», выяснял, какой транспорт идёт по шоссе Орёл-Витебск, а перед самой Курской битвой даже раздобыл расписание немецких железнодорожных эшелонов, часть из которых, благодаря ему, пустили под откос.

По личному приказу Гитлера вдоль железной дороги были проведены ковровые бомбардировки. Попал под них и Михаил. Нашли его без сознания от огромной кровопотери. В госпитале пришлось ампутировать правую руку. Придя в себя, парень сразу же попросил у медсестры карандаш и бумагу — учиться писать левой рукой.

Пошёл работать учётчиком полевой бригады, ходил с аршином, как в свое время Л.И. Брежнев. Тяга к знаниям была огромной. Чтение — страстью.

Дело в том, что в уцелевшем флигеле помещичьей усадьбы жила бывшая гувернантка. У нее хранилась библиотека расстрелянного барина. Миша Лемешев носил ей молоко, а она взамен давала читать книжки. Когда он процитировал фразу о «великом экономе» и «как государства богатеют» из «Евгения Онегина», грамотная женщина поняла, что парень далеко пойдёт, и вручила ему фундаментальный труд Адама Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», который Миша, что называется, проглотил.

В 1944 году он поступает в сельскохозяйственный техникум, который оканчивает с отличием, и без экзаменов поступает в Московский зоотехнический институт коневодства, расположенный в подмосковном Голицыно.

1953 год. Смерть Сталина. «Все мы, студенты, рыдали не стесняясь, услышав по радио эту страшную весть», — вспоминал Михаил Яковлевич. Студент Лемешев пробивается к телу вождя, но чуть не погибает в давке у Дома Союзов.

Диплом защищает по экономике. Главная мысль: использовать целинные земли для коневодства, потому что кони должны не стоять в денниках, а гулять! По рекомендации профессора Зальцмана, преподававшего в техникуме и по совместительству в МГУ, М.Я. Лемешев поступает в аспирантуру Московского университета и в 1956 году оканчивает её.

С 1956 по 1969 год работает в НИИ Госплана СССР младшим научным сотрудником, заведующим сектором. «Было невыносимо наблюдать разрушающее воздействие Хрущева на экономику страны. Я ненавидел его. За насаждение кукурузы. За уничтожение травопольной системы Вильямса, за ликвидацию чистых пород лошадей, за изъятие личного скота у крестьян», — вспоминал Михаил Яковлевич.

И в январе 1964 года Лемешев публикует нашумевшую статью о совершенствовании сельского хозяйства в солидном госплановском журнале «Плановое хозяйство». Редактора сняли. Автору объявили строгий выговор по партийной линии. Почему только выговор? Заступился А.Н. Косыгин, тогда ещё первый зампредсовмина СССР. Посланец от него забрал сто экземпляров журнала, а затем Косыгин принял автора лично.

14 октября 1964 года на историческом заседании Президиума ЦК КПСС, выступая за снятие Н.С. Хрущева, А.Н. Косыгин держал в руках журнал со статьей М.Я. Лемешева.

Потом были книги и статьи по актуальным проблемам экономики, после выхода которых на автора обрушивались штормы критики, его пытались записать в диссиденты, но он все невзгоды выносил стоически и с юмором.

«Любовь не знает страха!» — любил повторять он, не боясь пафоса. И пояснял: «Любовь к стране, к делу, к людям!».

М.Я. Лемешев защищает докторскую по политэкономии в Институте экономики АН СССР. Принимает активнейшее участие в создании легендарного Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК).

Благодаря усилиям и настойчивости Михаила Яковлевича колхозники стали получать государственную пенсию. Какое-то время, работая в Новосибирске по приглашению академика М.А. Лаврентьева, М.Я. Лемешев, единственный «полный доктор наук» на фоне соискателей, организует ряд экспедиций по Сибири для создания разумных схем развития производительных сил.

Начинает активно заниматься экологией. Природа-Человек-Экономика для него — одно целое.

Ну а самым мощным достижением Михаила Яковлевича стало увенчавшееся успехом противостояние разрушительной, чреватой катастрофой авантюре под названием «Поворот северных рек». Оно началось со статьи «Против течения», опубликованной семимиллионным тиражом 25 декабря 1985 года. За этой эпопеей следила вся страна. Три человека остановили строительство 35 водохранилищ, в результате чего затопило бы десятки городов и многие миллионы гектаров заливных лугов и пахотных земель. Это М.Я. Лемешев, вице-президент АН СССР А.Л. Яншин и премьер-министр СССР Н.И. Рыжков.

«Я всегда получал энергию от результатов труда!» — говорил М.Я. Лемешев. Этой энергии хватило на 94 года.

Подлинный титан Духа и Дела, он ушел из жизни 6 января 2021 года. Автор этих строк счастлив, что во времена работы «Комитета защиты Волги» в конце восьмидесятых имел честь быть знакомым с Михаилом Яковлевичем.

Охрана труда — основные понятия и разъяснения

Охрана труда

Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, образующие механизм реализации конституционного права граждан на труд ( ст. 37 Конституции РФ) в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Создание и применение таковых означает переход от низкоэффективного метода реагирования на многочисленные случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний к методу современного устранения их причин — нейтрализации и предотвращению профессиональных рисков, т.е. к управлению профессиональными рисками.

В целях создания механизма управления профессиональными рисками в последние годы проводится значительная работа по приведению Трудового кодекса РФ и иных нормативных правовых актов в соответствие с новым порядком организации охраны труда в производственных организациях, вызванных к жизни переходом к управлению профессиональными рисками. В частности, только в 2011 году в раздел «Охрана труда» ТК РФ федеральными законами было внесено 15 изменений и дополнений.

В последние годы разработано значительное количество нормативных правовых актов: утверждены новые правила аттестации рабочих мест по условиям труда, прохождения работниками обязательных медицинских осмотров, аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и др.

Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками определены ст. 37 Конституции РФ: каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Нормы и правила по охране труда содержатся в разделе X ТК РФ «Охрана труда». Нормы и правила по охране труда содержатся также в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах. При этом конкретные требования соблюдения охраны труда регламентируются различного рода нормативными актами — ГОСТами, санитарными и строительными правилами, другими нормативными документами, утверждаемыми уполномоченными на то органами государственной власти.

Читайте также  Сколько можно провезти валют не декларируя

Охрана труда охватывает практически все отношения между работодателем и работником вплоть до оснащения его рабочего места, продолжительности рабочего дня, перерывов для отдыха, отпусков, обеспечения специальной одеждой и обувью, профилактическим питанием и т.д. и т.п.

Для целей законодательства об охране труда используются ( ст. 209 ТК РФ) следующие основные понятия:

— охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия;

— условия труда — совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника;

— вредный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию;

— опасный производственный фактор — производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме;

— безопасные условия труда — условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов;

— рабочее место — место, где работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя;

— средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения;

— сертификат соответствия работ по охране труда — документ, удостоверяющий соответствие проводимых работодателем работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— производственная деятельность — совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг;

— требования охраны труда — государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда;

— государственная экспертиза условий труда — оценка соответствия объекта экспертизы государственным нормативным требованиям охраны труда;

— аттестация рабочих мест по условиям труда — оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

— стандарты безопасности труда — правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности и регламентирующие осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда;

— профессиональный риск — вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору или в иных случаях, установленных настоящим Кодексом , другими федеральными законами. Порядок оценки уровня профессионального риска устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

— управление профессиональными рисками — комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков. Положение о системе управления профессиональными рисками утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

Унификация применяемых в ТК РФ основных понятий является непременным условием их правильного и единообразного применения как работодателями и работниками, так и органами государственного управления, судами и т.д. Вместе с тем, что не менее важно, унификация понятий является условием разработки и единообразного применения государственных нормативных требований охраны труда.

Любое законодательство может быть достаточно эффективным, если первоначально будут четко определены цель, на достижение которой оно направлено, и стоящие перед обществом задачи, решение которых может обеспечить достижение этой цели.

Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда направлена на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности.

Для того, чтобы создать такой механизм, было необходимо выработать государственную политику (или хотя бы ее основные направления, как это предусмотрено ст. 210 ТК РФ) действий в области охраны труда и уполномочить соответствующие государственные и иные органы реализовать эту политику. В указанной статье приводится 20 основных направлений государственной политики в области охраны труда работников:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

— государственное управление охраной труда ( ст. 216 ТК РФ);

— федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок соблюдения государственных нормативных требований охраны труда ( глава 57 ТК РФ);

— государственная экспертиза условий труда ( ст. 216.1 ТК РФ);

— установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требования охраны труда;

— содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда ( ст. 370 ТК РФ);

— профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ( ст. 227-231 ТК РФ);

— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности;

— распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

— участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

— подготовка специалистов по охране труда и повышение их квалификации ( ст. 225 ТК РФ);

— организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

— обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

— международное сотрудничество в области охраны труда;

— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей ( ст. 221 , 223 ТК РФ).

Статьей 210 ТК РФ установлено, что реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Государство осуществляет управление системой охраны труда путем проведения следующих мероприятий:

— нормативно-правового регулирования организации и проведения работы по охране труда — принимает и реализует федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральные целевые, ведомственные целевые и территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда;

— введения государственного надзора и контроля за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;

— введения государственной экспертизы условий труда;

— установления порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— содействия общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда (в этом абзаце, видимо, следовало записать, что содействие оказывается не какому-то абстрактному общественному контролю, но профсоюзным органам работников, осуществляющим такой контроль).