Пациент это определение фз 323

Условия и формы оказания медицинской помощи установленые законом № 323-ФЗ

Условия и формы оказания медицинской помощи установленые законом № 323-ФЗ

В соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон об охране здоровья), медицинская помощь — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.

Медицинская помощь в РФ оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.

Виды медицинской помощи

В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий от 24 декабря 2019 г. № 1822-ПП жителям Москвы бесплатно предоставляются:

1. Первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная
доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная.

2. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь.

3. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.

4. Паллиативная медицинская помощь, в том числе паллиативная
первичная медицинская помощь, включая доврачебную и врачебную, паллиативная
специализированная медицинская помощь.

5. Медицинская реабилитация.

Выделяют следующие виды медицинской помощи:

1. Первичная медико-санитарная помощь , её еще называют (амбулаторная) — является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Оказывается бесплатно в плановой и неотложной формах в поликлиниках и в условиях дневного стационара, женских консультациях, кожно-венерологических диспансерах (кроме венерических заболеваний), стоматологических поликлиниках, травматологических пунктах включая:

— посещения участковых врачей, в том числе на дому,

— консультации врачей-специалистов и диагностические исследования,

— диспансеризацию и профилактическую помощь.

Первичная медико-санитарная помощь делится на:

Первичную доврачебную медико-санитарную помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием;

Первичную врачебная медико-санитарную помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).

Первичную специализированную медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощи.

Показания и объемы диагностических и лечебных мероприятий определяются лечащим врачом (в необходимых случаях – врачебным консилиумом, врачебной комиссией в соответствии с требованиями, установленными стандартами и порядками оказания медицинской помощи).

2. Скорая медицинская помощь, в том числе специализированная, оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства. Оказывается бесплатно.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об охране здоровья граждан в Российской Федерации» право на бесплатную скорую медпомощь имеют не только граждане Российской Федерации, но и все прочие лица, находящиеся на территории России.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
оказывается также в амбулаторных и стационарных условиях выездными
экстренными консультативными бригадами скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи в случае невозможности оказания
данного вида медицинской помощи в соответствующей медицинской организации.

При оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь
оказывается бесплатно медицинскими организациями государственной системы здравоохранения города Москвы, а также иными медицинскими организациями, участвующими в реализации Территориальной программы, в части оказания указанного вида медицинской помощи.

Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

3. Специализированная (стационарная) медицинская помощь Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Предельный срок ожидания плановой госпитализации – не более 30 календарных дней с момента выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию (при условии обращения пациента за госпитализацией в рекомендуемые лечащим врачом сроки).

При оказании медицинской помощи пациенту в стационаре предоставляются лекарственные препараты, включенные в Формулярный перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, необходимых для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в соответствии с базовой и территориальной программой обязательного медицинского страхования на 2019).

К этому же виду относится и высокотехнологичная медпомощь. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. С дополнительной информацией для жителей города Москвы об организации и порядке оказания высокотехнологичной медицинской помощи можно ознакомиться здесь. ( распоряжение Департамента здравоохранения города Москвы от 16.10.2013 N 1153-р).

4. Паллиативная медицинская помощь в амбулаторных условиях, в том числе на дому, и в стационарных условиях оказывается медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Паллиативная медицинская помощь жителям города Москвы оказывается бесплатно Государственным бюджетным учреждением здравоохранения города Москвы «Московский многопрофильный центр паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы», отделениями (кабинетами) паллиативной помощи медицинских организаций государственной системы здравоохранения города Москвы, в том числе на койках сестринского ухода, а также выездными патронажными службами.

Информирование о пациенте, нуждающемся в паллиативной первичной
медицинской помощи в амбулаторных условиях, в том числе на дому, медицинской организацией, оказывающей в стационарных условиях специализированную медицинскую помощь, в том числе паллиативную, выявившей такого пациента до осуществления его выписки, медицинской организации, к которой этот пациент прикреплен в целях получения первичной медико-санитарной помощи, и Государственного бюджетного учреждения здравоохранения города Москвы «Московский многопрофильный центр паллиативной помощи Департамента здравоохранения города Москвы».

5. Медицинская реабилитация как необходимый этап лечения оказывается бесплатно в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара и стационарных условиях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество.

Формы и условия оказания медицинской помощи определяются также Положениями об организации оказания соответствующих видов медицинской помощи.

Условия оказания медицинской помощи

В рамках Территориальной программы обеспечивается оказание медицинской помощи в следующих условиях:

Вне медицинской организации, в том числе в специализированном
транспортном средстве и во временных быстровозводимых конструкциях:

— по месту вызова выездной бригады скорой, в том числе скорой
специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации;

— по месту проведения профилактических прививок населению в местах, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы для организации проведения профилактических мероприятий, в целях предупреждения заболеваемости населения гриппом;

— по месту проведения определяемых Департаментом здравоохранения города Москвы мероприятий (включая отдельные диагностические исследования) в местах, определенных Департаментом здравоохранения города Москвы для организации проведения таких мероприятий.

Амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника.

В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения).

Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Формы оказания медицинской помощи

Формами оказания медицинской помощи являются:

Экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;

Неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;

Плановая — медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.

Экстренная и неотложная медицинская помощь

Экстренная медицинская помощь оказывается медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.

Необходимо отметить, что чёткое разграничение форм и условий оказания медицинской помощи устранило существующую ранее терминологическую неопределенность в данном вопросе. Однако в виду отсутствия нормативных критериев разделения экстренной и неотложной медицинской помощи, у медицинских работников на практике возникает ряд проблем с определением наличия угрозы для жизни пациента и, как следствие, невозможность точного отнесения оказываемой помощи к той или иной форме.

Читайте также  Договор на оказание услуг на мероприятие

В целях оказания гражданам первичной медико-санитарной помощи при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, не сопровождающихся угрозой жизни пациента и не требующих экстренной медицинской помощи, в структуре медицинских организаций могут создаваться подразделения медицинской помощи, оказывающие указанную помощь в неотложной форме.

Права пациентов

Какими правами обладает пациент?

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 19. Право на медицинскую помощь

1. Каждый имеет право на медицинскую помощь.

2. Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.

3. Право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации. Лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, пользуются правом на медицинскую помощь наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

4. Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством Российской Федерации.

5. Пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом;

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну;

8) отказ от медицинского вмешательства;

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Принципы охраны здоровья в России.
Статья 4. Основные принципы охраны здоровья

Основными принципами охраны здоровья являются:

1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2) приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи;

3) приоритет охраны здоровья детей;

4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5) ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья;

6) доступность и качество медицинской помощи;

7) недопустимость отказа в оказании медицинской помощи;

8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;

9) соблюдение врачебной тайны.

Статья 5. Соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий

1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.

3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.

Медицинская помощь, предоставляемая бесплатно в рамках государственных гарантий.
Необходимо рассматривать территориальную программу государственных гарантий на 2016 год утвержденную постановлением Правительства ХМАО – Югры от 25.12.2015 года № 492п а не программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год, утвержденная постановлением N 286 Правительства РФ от 15 мая 2007 г.

Как определяются пациенты, которые могут бесплатно получить дорогостоящие и высокотехнологичные виды медицинской помощи?

Территориальная программа государственных гарантий на 2016 год утвержденную постановлением Правительства ХМАО – Югры от 25.12.2015 года № 492п

Как получить информацию о своем состоянии здоровья?

Статья 22. Информация о состоянии здоровья

1. Каждый имеет право получить в доступной для него форме имеющуюся в медицинской организации информацию о состоянии своего здоровья, в том числе сведения о результатах медицинского обследования, наличии заболевания, об установленном диагнозе и о прогнозе развития заболевания, методах оказания медицинской помощи, связанном с ними риске, возможных видах медицинского вмешательства, его последствиях и результатах оказания медицинской помощи.

2. Информация о состоянии здоровья предоставляется пациенту лично лечащим врачом или другими медицинскими работниками, принимающими непосредственное участие в медицинском обследовании и лечении. В отношении лиц, не достигших возраста, установленного в части 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, и граждан, признанных в установленном законом порядке недееспособными, информация о состоянии здоровья предоставляется их законным представителям.

3. Информация о состоянии здоровья не может быть предоставлена пациенту против его воли. В случае неблагоприятного прогноза развития заболевания информация должна сообщаться в деликатной форме гражданину или его супругу (супруге), одному из близких родственников (детям, родителям, усыновленным, усыновителям, родным братьям и родным сестрам, внукам, дедушкам, бабушкам), если пациент не запретил сообщать им об этом и (или) не определил иное лицо, которому должна быть передана такая информация.

4. Пациент либо его законный представитель имеет право непосредственно знакомиться с медицинской документацией, отражающей состояние его здоровья, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и получать на основании такой документации консультации у других специалистов.

(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ)

5. Пациент либо его законный представитель имеет право на основании письменного заявления получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов. Основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Какую информацию, касающуюся воздействия на здоровье человека, вправе получать каждый гражданин?

Статья 23. Информация о факторах, влияющих на здоровье

Граждане имеют право на получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, состоянии среды обитания, рациональных нормах питания, качестве и безопасности продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов, товаров для личных и бытовых нужд, потенциальной опасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг. Такая информация предоставляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, а также организациями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Пациент это определение фз 323

Права граждан Российской Федерации в области охраны здоровья

источник – официальный сайт ТФОМС по РО

1. Право граждан на охрану здоровья и бесплатную, качественную медицинскую помощь в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания граждан РФ медицинской помощи.

п. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации;

ст. 5, 18, 19 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

п.1.1) ст.16 Федерального Закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 №1074 «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов».

2. Право граждан на обязательное медицинское страхование.

ст.10 Федерального Закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

3. Право граждан на выбор и замену страховой медицинской организации.

п.1.2), п.1.3) ст.16 Федерального Закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

4. Право граждан на выбор медицинской организации.

п.1. 4) ст.16 Федерального Закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

п.3) ст.10, п.5.1) ст.19,ст.21 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 №406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи».

5. Право граждан на выбор врача.

п.1.5) ст.16 Федерального Закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

п.3) ст.10, п.5.1) ст.19, 21, 70 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 №406н «Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»;

Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2012 №407н «Об утверждении Порядка содействия руководителем медицинской организации (ее подразделения) выбору пациентом врача в случае требования пациента о замене лечащего врача».

6. Право граждан на возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

п.5.9) ст.19, п.2,3,4 ст.98 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

п.1.9) ст.16 Федерального Закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»;

Читайте также  Сроки для водосчетчиков

ст. 1064, 1068 гл. 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

7. Право граждан на получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи.

п.1.6) ст.16 Федерального Закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

8. Право на защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.

п.1.7) ст.16 Федерального Закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

9. Право граждан на возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

п.1.8) ст.16 Федерального Закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

10. Право граждан на защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

п.1.10) ст.16 Федерального Закона от 29.11.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

11. Право гражданина на получение информации о состоянии своего здоровья, на ограничение доступа к данной информации других лиц, на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье.

п.5 5), 7) ст.19, 22,13 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

12. Право граждан на государственную систему обеспечения доступности лекарственных средств.

Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;

п.2, п.3, 1),2) ст.80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Постановление Правительства РФ от 22.10.2012 №1074 «О программе государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов»;

п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

13. Права семьи, беременных женщин и матерей в сфере охраны здоровья.

ст.51, 52, 55, 56, 57 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

14. Права несовершеннолетних.

ст.54 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

15. Право граждан на проведение независимой медицинской экспертизы.

Глава 7. Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

16. Право граждан на отказ от патологоанатомического вскрытия.

ст.67 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

17. Право граждан на трансплантацию органов.

Закон Российской Федерации от 22.12.1992 №4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»;

ст.68 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

18. Право граждан на охрану здоровья при распространении рекламы.

ст.5 Федерального закона от13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе»;

Указ Президента Российской Федерации от 17.02.1995 N 161 «О гарантиях права граждан на охрану здоровья при распространении рекламы».

19. Право на охрану здоровья граждан, страдающих психическими заболеваниями.

Закон Российской Федерации от 02.07.1992 №3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».

20. Право на охрану здоровья граждан, страдающих ВИЧ-инфекцией.

Федеральный закон от 30.03.1995 №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской

Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека».

21. Право граждан на обжалование действий государственных органов и должностных лиц, ущемляющих права и свободы граждан в области охраны здоровья.

Федеральный закон от 27.04.1993 №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

ст.6, п.5 ст.19, 20, 21, 22, 13 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В соответствии с п.5 ст.19 при обращении за медицинской помощью и ее получении пациент имеет право на:

1) выбор врача и выбор медицинской организации в соответствии с настоящим Федеральным законом; (в соответствии со статьей 21 настоящих Основ)

2) профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям;

3) получение консультаций врачей-специалистов;

4) облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами;

5) получение информации о своих правах и обязанностях, состоянии своего здоровья, выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья; (в соответствии со статьей 22 настоящих Основ);

6) получение лечебного питания в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях;

7) защиту сведений, составляющих врачебную тайну; (в соответствии со статьей 13 настоящих Основ);

8) отказ от медицинского вмешательства; (в соответствии со статьей 20 настоящих Основ);

9) возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи;

10) допуск к нему адвоката или законного представителя для защиты своих прав;

11) допуск к нему священнослужителя, а в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях — на предоставление условий для отправления религиозных обрядов, проведение которых возможно в стационарных условиях, в том числе на предоставление отдельного помещения, если это не нарушает внутренний распорядок медицинской организации.

Елена Грачева: Нужно убрать «слепое пятно» в законе, регулирующем назначение препаратов «вне инструкции»

Член правления фонда AdVita — об открытом письме, которое Всероссийский союз пациентов отправил 27 апреля Владимиру Путину.

Коллективное обращение (есть в распоряжении редакции) было направлено также Михаилу Мишустину, Вячеславу Володину, Валентине Матвиенко и Михаилу Мурашко. Документ подписали 32 пациентские общественные организации и благотворительные фонды, в их числе благотворительный фонд AdVita.

Противоречия федерального закона

Авторы письма просят внести поправки в закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», чтобы устранить существующие в нем противоречия, препятствующие назначению препаратов «вне инструкции» (off-label). Они отмечают, что эта проблема существует во многих странах, что фармкомпании не могут проводить клинических исследований для всех групп пациентов.

Так, например, по этическим соображениям почти не проводятся клинические исследования для новорожденных, беременных, пожилых, а также людей с редкими заболеваниями. При этом лечение необходимо абсолютно всем пациентам. И в неонатологии, и в педиатрии, и в других «запретных» сферах необходимость в препаратах «вне инструкции» может достигать чуть ли не 100%. Так как в России ни один из препаратов «вне инструкции» по определению не входит в медико-экономические стандарты, фонды ОМС могут отказаться оплачивать их, даже если врач назначил это лечение в соответствии с клиническими рекомендациями.

«Федеральный фонд ОМС может принять решение об оплате, если назначение препарата «вне инструкции» находится в рамках клинических рекомендаций. Но также может принять решение и не оплачивать, сославшись на то, что данных препаратов в медстандартах нет. Это правовое «слепое пятно», которое дает участникам процесса возможность толковать закон так, как они считают нужным», – объяснила Елена Грачева, член правления фонда AdVita.

Решения судов в пользу фондов ОМС, а не клиник

По словам Елены Грачевой, до конца прошлого года решения судов по сверхобъемам (то есть по оплате медпомощи свыше пределов, установленных по программе ОМС), как правило, были в пользу клиник. Но с конца прошлого года подавляющее количество решений принимались в пользу фондов ОМС. Эта тенденция говорит о том, что фонды ОМС действительно могут перестать оплачивать все, что вне стандартов.

«В связи с этим, во избежание возникновения угрозы жизни пациента из-за неоказания медицинской помощи, должны быть созданы четкие механизмы устранения правовой неопределенности в назначении препаратов «вне инструкции» и определены условия оплаты этих медицинских решений страховыми компаниями», – сообщается в письме.

Юридическая и правовая неопределенность понятия «вне инструкции»

Авторы письма обозначают несколько проблем в законе. Главная – отсутствие юридического определения самого понятия «вне инструкции» и правового поля его применения. Врачи, назначая лекарства «вне инструкции», рискуют попасть под «санкции» проверяющих органов и возможность судебных преследований от пациентов. Но зачастую вылечить пациента без использования этих препаратов просто невозможно.

Новые стандарты Минздрава

В декабре прошлого года Министерство здравоохранения начало принимать новые медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи. Уже тогда медицинским и пациентским сообществам требовались разъяснения того, как стандарты будут работать на практике. Именно эти изменения стали причиной обращения организаций к президенту. А поводом послужили обсуждения сразу двух нормативно-правовых актов, касающихся препаратов «вне инструкции».

В начале апреля прошло общественное обсуждение федерального закона «О внесении изменения в статью 37 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которое состоялось 8 апреля. Министерство здравоохранения предлагает создать перечень заболеваний и состояний детей, по которому можно будет допускать лечение препаратами «без инструкции», а также установить критерии, которым должны соответствовать препараты.

Параллельно депутаты Государственной Думы Ирина Яровая и Андрей Исаев предложили внести изменения в закон №323-ФЗ: по версии депутатов, нужно внести в закон отдельную статью, которая полностью будет посвящена применению препаратов «вне инструкции» по отношению к детям с онкологическими и гематологическими заболеваниями. Проект направлен на обсуждение в Государственную Думу.

Необходимо системное решение вопроса

Но, как утверждают авторы коллективного обращения, ни одна из версий закона не устраняет правовой неопределенности по отношению к этим препаратам и не дает юридического определения самому понятию «вне инструкции». Авторы послания благодарят детских онкологов и депутатов за то, что проблему хотя бы отчасти пытаются решить, но просят подойти к вопросу системно, а не «списками», принять во внимание всех без исключения пациентов. Для этого, по их мнению, нужно, в частности, дополнить закон N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» статьей 36.3 «Особенности медицинской помощи, оказываемой с применением лекарственных средств, назначаемых вне инструкции по применению лекарственных средств».

Читайте также  Узнать состояние пенсионного счета по снилс

Это позволит регламентировать использование препаратов «вне инструкции» в отношении всех пациентов с жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями вне зависимости от возраста и нозологии. Кроме того, авторы обращения просят изменить пункт 14.1 статьи 37 ФЗ-323, включив данные препараты в стандарты оказания медицинской помощи на основании статьи 36.3.

Пациент это определение фз 323

Лечебно-охранительный режим — определённый порядок, установленный в лечебном учреждении, от выполнения которого во многом зависит эффективность лечебного процесса.
В основу лечебно-охранительного режима положены права пациентов, установленных Федеральным законом от 21.11.2011 № 323- ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации».
Лечебно-охранительный режим предусматривает создание благоприятных условий для эффективного лечения, создания благоприятной психологической обстановки и обеспечения рационального ухода за больными. Одним из важных условий лечебно-охранительного режима является исключение неблагоприятных влияний внешней среды и условий пребывания в стационаре (громкие разговоры и смех, шум, хлопанье дверью, стук каблуков, разговоры по сотовому телефону) и т.д.
1. При поступлении в стационар пациент должен быть ознакомлен в приемном отделении с Правилами внутреннего распорядка и Правилами поведения больного в стационаре в соответствии с ст. 27 «Обязанности граждан в сфере охраны здоровья» закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ от 21.11.2011
Выполнение больным правил внутреннего распорядка играют решающую роль в улучшении состояния пациента. При соблюдении пациентом правильного распорядка дня нормализуются физиологические ритмы жизнедеятельности организма, связанные со сном, питанием, эмоциональным и физическим состоянием; возрастает сила воздействия лечебных факторов. Выполнение лечебных процедур в определенные часы позволяет правильно определить последовательность и сочетаемость лечебных методов, а также время отдыха после них. Беспорядочные посещения утомляют больных, мешают работе медицинского персонала, способствуют загрязнению больничной среды. Поэтому необходимо строгое соблюдение времени, отведенного на тихий час в Правилах внутреннего распорядка. Во время тихого часа во все стационарные подразделения доступ посетителей прекращается. В целом следует регулировать частоту посещений, количества посетителей (не более 2 к одному пациенту); запрещены посещения пациентов детьми.
Каждому пациенту необходимо выполнять требования медицинских сестёр и другого медицинского персонала при проведении ими различных процедур или указаний лечащего врача, соблюдения плана лечения, рекомендованного лечащим врачом. Пациент ответственен за выполнение лечебных назначений и, когда он по какой-либо причине неспособен выполнять их, обязан поставить в известность об этом лечащего врача.

2. Важное значение приобретает взаимно доброжелательное отношение персонала и пациентов, посетителей, лиц, ухаживающих за пациентами. Каждый пациент должен это понимать и также соблюдать права других пациентов.

3. Все пациенты имеют равный доступ к лечению согласно медицинским показаниям, независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

4. Успешное лечение и хороший отдых пациентов невозможны без санитарного и эпидемиологического благополучия медицинского учреждения в соответствии с СанПин 2.1.3.2630-10. Для создания условий, препятствующих распространения инфекционных заболеваний установлены следующие требования Правил поведения больного в стационаре:
— пациент обязан соблюдать чистоту, права других пациентов, персонала учреждения, Правила внутреннего распорядка;
— пациент обязан дать полную информацию о прошлых заболеваниях, предоставляемые сведения должны быть полными и достоверными;
— пациент обязан бережно относиться к имуществу больницы; сознательно воздерживаться на время лечения от приема алкоголя, курения, от других вредных привычек;
— посетителям необходимо иметь сменную обувь; соблюдать установленное время посещений, поддерживать чистоту в отделениях, курить в строго отведенных для этого местах;
— беседы с посетителями о состоянии здоровья пациента проводятся в специально оговоренное с лечащим врачом время;
— не разрешаются для передачи скоропортящиеся продукты (в соответствии с СанПин 2.3.2.1324-03) в которых при нарушении условий и сроков реализации могут размножиться микроорганизмы, вызывающие порчу продуктов, острые кишечные инфекции и пищевые отравления.

5. Если пациент, получающий в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, не соблюдает требований или правил внутреннего распорядка в соответствии с ч.3 ст.70 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 №323-ФЗ лечащий врач, по согласованию с соответствующим должностным лицом, может отказаться от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих.
В ситуации, когда пациент ведет себя крайне некорректно – оскорбляет медицинских работников, совершает по отношению к ним насильственные действия и т.д., действие пациента расценивается как оскорбление и хулиганство. Такое поведение пациента при получении возмездного оказания медицинских услуг (платной медицинской помощи) несовместимо с ее оказанием, поэтому подобные ситуации следует квалифицировать как случаи невозможности исполнения договора по вине заказчика, при этом услуги исполнителя подлежат оплате в полном объеме в силу ч.2 ст. 781 Гражданского кодекса РФ.
Если действиями пациента был причинен вред жизни и здоровью медицинских работников, либо имуществу исполнителя медицинской услуги, то имеются основания для предъявления к причинителю вреда требований о его возмещении в полном объеме на основании правил гл.59 Гражданского кодекса РФ «Обязательства вследствие причинения вреда».

6. Медперсонал диспансера должен соблюдать право пациента на сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии его здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья (ст.13, п/п.5 ч.5 ст.19 ФЗ от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Предоставление сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается в специальных случаях:
1) в целях проведения медицинского обследования и лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить свою волю, с учетом положений пункта 1 ч. 9 ст. 20 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ;
2) при угрозе распространения инфекционных заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного, осужденного, в от-ношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица, освобожденного условно-досрочно;
4) в случае оказания медицинской помощи несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ, а также несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного ч. 2 ст. 54 от 21.11.2011 №323-ФЗ, для информирования одного из его родителей или иного законного представителя;
5) в целях информирования органов внутренних дел о поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных (врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией медицинскими организациями, в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе обязательного социального страхования;
10) в целях осуществления контроля качества и безопасности медицинской деятельности в соответствии с ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ.

7. При поступлении пациента в больницу одним из методов комплексной терапии является лечебное питание. Лечащий врач назначает соответствующую состоянию пациента диету, доводит до сведения пациента список разрешенных к передаче продуктов.

8. Для получения и закрепления результатов лечения пациентам на время лечения запрещено покидать стационар.

9. Лечащий врач во время осмотра предоставляет пациенту право подписать Информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от медицинского вмешательства. Информированное добровольное согласие является необходимым предварительным условием медицинского вмешательства (ст.20 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ).
Решение о медицинском вмешательстве без согласия гражданина принимается, если медицинское вмешательство необходимо по экстренным показаниям для устранения угрозы жизни человека и если его состояние не позволяет выразить свою волю, а также в отношении лиц, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.

10. Каждый пациент в ГБУЗ КПТД имеет право получить у лечащего врача имеющуюся информацию о состоянии своего здоровья в доступной для него форме (ст.19 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ).

11. В случае требования пациента о замене лечащего врача при оказании специализированной медицинской помощи пациент обращается к заведующему отделением ГБУЗ КПТД с заявлением в письменной форме, в котором указываются причины замены лечащего врача. На основании информации, представленной заведующим отделением пациент осуществляет выбор врача. Возложение функций лечащего врача на врача соответствующей специальности осуществляется с учетом его согласия.

12. Пациент имеет право отказаться от госпитализации, медицинского вмешательства или потребовать его прекращения согласно ст.ст. 19, 20 ФЗ от 21.11.2011 №323-ФЗ. Отказ от медицинского вмешательства с указанием возможных последствий оформляется записью в медицинской документации и подписывается гражданином либо его законным представителем, а также медицинским работником.