Пени по налогам финансовые результаты

Пени по налогам финансовые результаты

Статистика государственных финансов ведет учет доходов и расходов сектора государственного управления.

Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Доходы бюджетов образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а так же средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; иные неналоговые доходы.

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных сре дств в ц елях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Дефицит бюджета — превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета — превышение доходов бюджета над его расходами.

Задолженность по налогам и сборам – недоимка, отсроченные (рассроченные) платежи, реструктурированная задолженность, приостановленные к взысканию платежи, задолженность, приостановленные к взысканию в связи с введением процедур банкротства; задолженность, взыскиваемая судебными приставами, по постановлениям о возбуждении исполнительного производства.

Недоимка – сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.

Кредитные вложения – экономические отношения, в процессе которых банки предоставляют заемщикам денежные средства с условием их возврата для использования в сфере производства и обращения на формирование и увеличение капитала как оборотного, так и основного. Эти отношения предполагают движение стоимости (ссудного капитала) от банка (кредитора) к ссудозаемщику (дебитору) и обратно.

Страховая премия (страховые взносы) — плата за страхование, которую страхователь (выгодопреобретатель) обязан уплатить страховщику в порядке и в сроки, установленные договором страхования.

Страховые взносы по страхованию населения по договорам, заключенным за счет сре дств гр аждан, включают страховые взносы по договорам добровольного страхования за счет средств граждан: страхования жизни, личного страхования (кроме страхования жизни), имущественного, страхования ответственности; обязательного страхования; гражданской ответственности владельцев транспортных средств, пассажиров.

Выплаты по договорам страхования – фактически произведенные страховой организацией страховые выплаты, а также возвращенные страхователем уплаченные ими страховые премии (взносы) и выплаченные выкупные суммы в случаях досрочного прекращения или изменения условий договора страхования или сострахования, а также суммы возмещенных расходов страхователя, произведенных в целях уменьшения убытков в случаях, если они были необходимы или были произведены им для выполнения указаний страховщика.

Страховая сумма — денежная сумма, которая установлена федеральным законом и (или) определена договором страхования и, исходя из которой устанавливаются размер страховой премии (страховых взносов) и размер страховой выплаты при наступлении страхового случая.

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) — конечный финансовый результат, выявленный на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций организаций. Представляет сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции (работ, услуг), основных средств, иного имущества организаций и доходов от прочих операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Прочие доходы и расходы — штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; прибыль (убыток) прошлых лет, выявленная в отчетном году, курсовые разницы и др. Данные по сальдированному финансовому результату деятельности организаций приводятся в фактически действовавших ценах, структуре и методологии соответствующих лет.

Рентабельность организаций характеризует эффективность их деятельности.

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) — рассчитывается как соотношение между величиной сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от продажи товаров, продукции (работ, услуг) и себестоимости проданных товаров, продукции (работ, услуг).

Рентабельность активов — соотношение сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) и стоимости активов организаций.

Оборотные активы организаций — это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения, необходимая для поддержания непрерывности кругооборота и возвращающаяся в исходную форму после его завершения. В оборотные производственные фонды входят как предметы труда (сырье, основные материалы, топливо, вспомогательные материалы, тара, запасные части), так и средства труда (инвентарь и хозяйственные принадлежности). Кроме того, в оборотные фонды включаются незавершенное производство, полуфабрикаты собственного изготовления и расходы будущих периодов. В фонды обращения входят готовая продукция и товары отгруженные, средства в расчетах и денежные средств.

Финансовая устойчивость организаций характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих бесперебойный расширенный процесс производства и продажи продукции на основе реального роста прибыли.

Платежеспособность характеризует возможности организаций своевременно расплачиваться по своим обязательствам.

Одним из показателей платежеспособности организаций является коэффициент текущей ликвидности , рассчитываемый как отношение фактической стоимости находящихся в налич ии у о рганизаций оборотных средств к наиболее срочным обязательствам организации в виде краткосрочных кредитов и займов, кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность — задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками за товары, (работы и услуги), в том числе задолженность, обеспеченная векселями полученными; задолженность по расчетам с дочерними и зависимыми обществами, суммы уплаченных другим организациям авансов по предстоящим расчетам в соответствии с заключенными договорами; задолженность по расчетам с прочими дебиторами, включающая в себя задолженность финансовых и налоговых органов; задолженность работников организации по предоставленным им ссудам и займам за счет средств этой организации или кредита; задолженность подотчетных лиц; поставщиков по недостачам товарно-материальных ценностей, обнаруженным при приемке; задолженность по государственным заказам, федеральным программам за поставленные товары, работы и услуги, а также штрафы, пени и неустойки, признанные должником или по которым получены решения суда (арбитражного суда) или другого органа, имеющего в соответствии с законодательством РФ право на принятие решения об их взыскании, и отнесенные на финансовые результаты организации.

Кредиторская задолженность — задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчикам и за поступившие материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги, в том числе задолженность, обеспеченная векселями выданными; задолженность по расчетам с дочерними и зависимыми обществами по всем видам операций; с рабочими и служащими по оплате труда, представляющую собой начисленные, но не выплаченные суммы оплаты труда; задолженность по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование работников организации; задолженность по всем видам платежей в бюджет и внебюджетные фонды; задолженность организации по платежам по обязательному и добровольному страхованию имущества и работников организации и другим видам страхования, в которых организация является страхователем; авансы полученные, включающие сумму полученных авансов от сторонних организаций по предстоящим расчетам по заключенным договорам, а также штрафы, пени и неустойки, признанные организацией или по которым получены решения суда (арбитражного суда) или другого органа, имеющего в соответствии с законодательством РФ право на принятие решения об их взыскании, и отнесенные на финансовые результаты организации, непогашенные суммы заемных средств, подлежащие погашению в соответствии с договорами.

Просроченная задолженность — задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором.

Постановления Пленума ВАС РФ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации

О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование

В связи с возникающими в судебной практике вопросами о порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и в целях обеспечения единообразного подхода к их разрешению Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. Согласно абзацу второму пункта 3 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) в случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 НКРФ.

При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются ли соответствующие авансовые платежи в течение или по итогам отчетного периода, исчисляются ли они на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса и отражающей реальные финансовые результаты деятельности налогоплательщика.

2. Пени за неуплату в установленные сроки авансовых платежей по налогам подлежат исчислению до даты их фактической уплаты или в случае их неуплаты — до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.

Читайте также  Как написать благодарность воспитателям в департамент образования

Если по итогам налогового периода сумма исчисленного налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, судам необходимо исходить из того, что пени, начисленные за неуплату указанных авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.

Данный порядок надлежит применять и в случае, если сумма авансовых платежей по налогу, исчисленных по итогам отчетного периода, меньше суммы авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.

3. В отличие от регулирования, установленного НК РФ, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон о пенсионном страховании) не предусматривает нормы, распространяющей на ежемесячные авансовые платежи порядок начисления пеней, установленный для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пункт 1 статьи 26 Закона о пенсионном страховании определяет, что пенями обеспечивается исполнение обязанности по уплате страховых взносов. В силу статьи 24 Закона о пенсионном страховании страховые взносы на обязательное пенсионное страхование — это суммы, подлежащие уплате за отчетный (расчетный) период на основе расчета (декларации).

Таким образом, в рамках отношений по обязательному пенсионному страхованию пени подлежат уплате только в случае неисполнения в установленный срок обязанности по уплате страховых взносов.

«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021)

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 июля 1998 года

17 июля 1998 года

Судебная практика и законодательство — Налоговый кодекс ч.1

31. Сведения о фактах проведения налогового мониторинга в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (далее — НК РФ) по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) налогов и сборов, обязанность по уплате (перечислению) которых в соответствии с НК РФ возложена на НПФ.

Вместе с тем, в случае, если из кредитного договора, выданного в целях рефинансирования кредита, выданного на рефинансирование первоначального ипотечного кредита, будет следовать, что планируемое рефинансирование непосредственно связано с первоначальным целевым итопечным кредитом на приобретение жилья (имеются ссылки на первоначальный ипотечный кредит и на кредит, предоставленный в целях его рефинансирования), то, в связи с отсутствием в Кодексе ограничения по количеству кредитов, получаемых в целях перекредитования ипотечного кредита на приобретение жилья, налогоплательщик будет иметь право на имущественный налоговой вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, в сумме фактически расходов на погашение процентов по кредиту, полученному от банка в целях рефинансирования кредита, выданного для рефинансирование первоначального ипотечного кредита.

Между тем Налоговым кодексом не определяются понятия «хозяйственное строение» и «хозяйственное сооружение».

В связи с этим с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса при определении указанных понятий следует исходить из общепринятого их содержания, а также руководствоваться нормами иных отраслей законодательства.

Однако подпункт 1 пункта 3 статьи 76 Кодекса, на основании которого решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств может приниматься в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации, не распространяется на случаи непредставления в установленный срок расчетов по страховым взносам. Кодексом не отождествляются налоговые декларации с расчетами по страховым взносам.

Учитывая, что в соответствии со статьей 38 Кодекса товаром для целей Кодекса признается любое имущество, реализованное либо предназначенное для реализации, для применения налоговых льгот по налогу на прибыль организаций и (или) по НДПИ, товаром, произведенным в результате реализации РИП в рамках статьи 25.8 Кодекса и подлежащим указанию в заявлении согласно статье 25.12-1 Кодекса, для налогоплательщиков, направляющих добытое полезное ископаемое, указанное в подпункте 13 пункта 2 статьи 337 Кодекса, в полном объеме на аффинаж, вследствие чего реализующих аффинированный (химически чистый) драгоценный металл, будет указанный драгоценный металл.

В силу пункта 1 статьи 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных НК РФ.

Таким образом, при организации работы по взысканию задолженности бюджетных учреждений по обязательным платежам налоговые органы обязаны руководствоваться положениями Кодекса и иными нормативными правовыми актами.

При этом, с учетом социальной значимости бюджетных учреждений при выявлении непогашенной задолженности, налоговым органам следует:

Главой 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) регламентируется порядок изменения сроков уплаты тех страховых взносов, которые установлены Кодексом.

Таким образом, у налоговых органов отсутствуют полномочия по предоставлению отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, пеней, штрафов, не установленных Кодексом, в частности, страховых взносов, пеней, штрафов, которые установлены Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации (далее — ПФР), органами Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС России) по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

6.19. В случае совершения операции по выводу денежных средств форекс-дилер осуществляет исчисление и уплату налога на доходы физических лиц с учетом особенностей, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации.

6.20. В целях совершения операции, предусмотренной пунктом 6.2.1 раздела IV Базового стандарта, форекс-дилер дает указание банку о совершении операции по специальному разделу номинального счета клиента/отдельному номинальному счету клиента без соответствующего распоряжения клиента.

Отчет о финансовых результатах за 2020 год

Отчет о финансовых результатах — это документ, который входит в состав годовой бухотчетности и содержит информацию об итогах деятельности организации за год. Юрлица сдают его ежегодно до 31 марта вместе с балансом и другими формами.

Неотъемлемой частью бухгалтерского годового отчета является отчет о финансовых результатах (форма 2), который все юридические лица, подпадающие под действие ФЗ «О бухгалтерском учете», обязаны сдать в органы ФНС до 31 марта года, следующего за отчетным.

Традиционно отчет о финансовых результатах деятельности содержит данные о финансовом результате деятельности в отчетном периоде и составляется по кодам строк баланса и других отчетных форм. Все показатели вносятся в документ нарастающим итогом с начала года и должны соответствовать строкам баланса и декларации по налогу на прибыль.

Новые правила раскрытия информации

Минфин издал приказ №287н от 27.11.2020, которым внес изменения в Положения о ведении бухгалтерского учета (ПБУ):

Регулируемую ими информацию юридические лица теперь могут не раскрывать в балансе и отчете о финрезультатах, но только если считают, что раскрытие информации приведет или может привести к экономическим потерям или нанести урон деловой репутации организации, ее контрагентов или связанных с ней сторон. Чтобы не искажать данные отчетности, эту информацию раскрывают ограниченно в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах. Новый порядок начнет действовать с 27.02.2021 и применим к отчетности за 2020 г.

Срок сдачи отчета о финансовых результатах

Пакет годовой бухгалтерской финансовой отчетности организации направляют в органы ФНС не позднее чем через три месяца после окончания отчетного периода — до 31 марта года, следующего за отчетным. За 2020 год отчет о финрезультатах следует сдать до 31.03.2021, это обычная рабочая среда, переносов не предусмотрено.

Используйте бесплатно календарь отчетности от КонсультантПлюс на 2021 год. В нем найдете сроки сдачи всех отчетов, актуальные бланки и инструкции по заполнению.

Что необходимо включить в форму 2

Эта форма отчетности регламентирована разделом 5 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации». Ранее она носила название «Отчет о прибылях и убытках», но с годового отчета за 2012 год, по информации Минфина России №ПЗ-10/2012 о вступлении в силу с 01.01.2013 Федерального закона №402-ФЗ от 06.12.2011 «О бухгалтерском учете», он получил новое название. Сам бланк отчета о финансовых результатах изменился не сильно, а старое название бухгалтеры продолжают использовать в качестве разговорного наименования.

В законодательстве урегулировано, что отражается в отчете о финансовых результатах за 2020 год обязательно:

  • сумма полученной за год выручки;
  • себестоимость продаж по организации;
  • управленческие и коммерческие расходы организации;
  • валовая прибыль или убыток за отчетный период;
  • полученные и уплаченные проценты;
  • прочие доходы и расходы за год;
  • прибыль или убыток от реализации;
  • общая прибыль или убыток до налогообложения;
  • изменение за год отложенных налоговых активов и обязательств;
  • чистая прибыль или убыток;
  • прочая справочная информация.

Инструкция по заполнению формы 2

При заполнении формы 2 необходимо учитывать рекомендации, данные Минфином в письме №07-04-06/5027 от 06.02.2015. Они касаются вопросов проведения аудита бухгалтерской документации за отчетный период. Все суммы, которые отображаются в отчете, не должны содержать НДС и акцизов. Особенно это касается доходов, влияющих на сумму налога на прибыль. Рассмотрим пример для чайников, как составить отчет о финансовых результатах по строкам баланса и учетным данным. Поможет пошаговая инструкция.

Читайте также  Декларация на дарение доли одариев нужно подавать

Шаг 1. Заполнение титульного листа

Шапка отчета выглядит так:

Шаг 2. Правила составления финансовых результатов

Расходы и отрицательные показатели (убытки) необходимо разносить без знака минус. На их отрицательное значение должны указывать круглые скобки. Показатели отчетного периода (2020 год) необходимо приводить в сравнении с показателями аналогичного отчетного периода прошлого года (2019 год). Так, в образец финансового отчета обязательно включите следующие сведения:

  • в столбце 3 — обороты по счетам с 01.01.2019 по 31.12.2019 включительно;
  • в столбце 4 — данные из столбца 3 формы 2 за 2018 год.

Столбец «Пояснения» предназначен для указания номера пояснения организации к балансу (форма 1) и отчету о финансовых результатах (форма 2).

Шаг 3. Сопоставление показателей

Данные текущего отчетного периода обязательно сопоставьте с данными аналогичного периода за прошлый год. Это значит, что все цифры в документе обязательно должны формироваться по единым правилам. Если выявляется несопоставимость данных, то это бывает связано с тем, что:

  • изменилась учетная политика организации;
  • в отчетном периоде были выявлены серьезные ошибки прошлых лет.

В этом случае рекомендуется скорректировать прошлогодние данные таким образом, чтобы они совпадали с существующими условиями. Вносить поправки в отчеты о финансовых результатах прошлых лет не следует.

В прежней форме 2 не пронумерована ни одна строка. Кодировку строк необходимо уточнять в приказе Минфина №66н от 02.07.2010 (приложение №4). Например, строка 2410 отчета о финансовых результатах должна отражать текущий налог на прибыль организации. Если не пользоваться рекомендациями чиновников, есть опасность, что возникнут вопросы у контролирующих органов.

Особые правила для некоторых юридических лиц

Субъекты малого бизнеса заполняют особую форму баланса и формы 2. Они должны показывать укрупненные показатели, в которые входят сразу несколько строк из стандартной формы. В этом случае код проставляйте по наибольшему из вошедших в строку показателей. Такие коды содержит вся бухгалтерская финансовая отчетность 2021 года.

Шаг 4. Разнесение доходов и расходов по видам деятельности

В строках 2110–2200 формы 2 указывают полученные доходы и расходы за год по стандартным видам деятельности. Для заполнения этих строк воспользуйтесь показателями счета 90 «Продажи». Важно помнить, что полученная организацией выручка по стр. 2110 отражается в чистом виде, без акцизов и НДС. Ее сумму исчисляют уже с учетом всех бонусов и скидок, которые организация предоставила своим клиентам. Это значит, что если покупатель получил скидку по договору, то показатель выручки по стр. 2110 отражается за минусом суммы этой скидки.

Стр. 2120 отчета содержит данные о расходах организации по стандартным видам деятельности — так, как показывает пример финансового отчета предприятия на иллюстрации. Это те расходы, которые формируют себестоимость товаров или услуг. Полученная от стандартных видов деятельности прибыль отражается в стр. 2100 отчета.

Справка: это разница показателей строки 2110 (выручка) и строки 2120 (себестоимость).

Стр. 2210 предназначена для отражения суммы расходов, связанных с реализацией товаров, работ или услуг, иначе они называются коммерческими. А стр. 2220 — для управленческих расходов.

Важно руководствоваться рекомендациями из инструкций к плану бухгалтерских счетов, чтобы правильно определить тип расходов. В ней указано, как заполнять отчет о финансовых результатах по балансу. В коммерческие расходы включаются затраты на рекламу. И не забывайте сверяться с порядком учета, предусмотренным учетной политикой юридического лица.

Как разнести прочие доходы и расходы и прибыль

Для отражения прочих доходов и расходов в форме 2 предназначены строки 2310–2350. Их заполняют на основании данных по счету 91 «Прочие доходы и расходы». К примеру, если организация в отчетном году получила дивиденды, то их отражают по стр. 2310. Сумму прибыли до налогообложения вычисляют на основании данных из стр. 2110–2350, а полученную сумму отражают по стр. 2300.

Для этого суммируйте показатели по строкам 2200, 2310, 2320 и 2340 и вычтите из полученного числа сумму полей 2330 и 2350. Если это прибыль, то сумма положительная, а если убыток — отрицательная. Тогда ее следует указать в круглых скобках.

В форме содержатся отдельные поля для доходов и расходов от стандартных видов деятельности. В числе прочих доходов за вычетом расходов организация вправе указывать только те доходы, размер которых не превышает уровень существенности. Так, показатель признается существенным, если без него невозможно достоверно определить финансовое положение юридического лица. Организации вправе самостоятельно определять критерии существенности. Их указывают в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Например, себестоимость продаж в отчете о финансовых результатах отражается в стр. 2120 в круглых скобках. Она влияет на показатель валовой прибыли (убытка) организации, который указывают в стр. 2100:

Показатель 2100 = показатель 2110 – показатель 2120.

При положительном результате это валовая прибыль в отчете о прибылях и убытках по форме 2, а при отрицательном результате — убыток. В последнем варианте цифра указывается в круглых скобках.

Традиционно сведения о доходах, составляющих не менее 5% всех доходов юрлица, отражаются обособленно. Все расходы, которые с ними связаны, следует указывать отдельно. Для детальной расшифровки информации из отчета необходимо использовать специальное приложение — отдельную форму для пояснений к балансу и форме 2. В столбце «Пояснения» самой формы 2 указывают ссылку на порядковый номер текстового пояснения или таблицы в этом приложении.

Шаг 5. Отражение налога на прибыль организации

Расчеты по налогу на прибыль организации следует отражать в стр. 2410–2400. В частности, стр. 2410 содержит разницу между суммарными оборотами по дебету и кредиту счета 68 субсчет «Расчеты по текущему налогу на прибыль» в корреспонденции со следующими счетами:

  • 09 «Отложенные налоговые активы»;
  • 77 «Отложенные налоговые обязательства»;
  • 99 субсчет «Условный расход (доход) по налогу на прибыль»;
  • 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)».

Отражают этот показатель всегда в круглых скобках. Разницу между суммарными оборотами по дебету и кредиту счета 99 субсчет «Постоянные налоговые обязательства (активы)» в корреспонденции со счетом 68 субсчет «Расчеты по текущему налогу на прибыль» следует отразить по стр. 2421 формы 2.

Строка 2460 отчета о финансовых результатах, расшифровка которой требуется проверяющим из ФНС, отражает информацию обо всех прочих, не упомянутых в документе, показателях, оказывающих влияние на величину чистой прибыли. Имеет значение, применяет ли организация, согласно своей учетной политике, ПБУ 18/02 или нет. Обычно она рассчитывается по такой формуле:

Строка 2460 = (дебетовый оборот по балансовому счету 99 «Прибыли и убытки» в той части налогов, которая уплачивается при применении налоговых специальных режимов, пеней и штрафов, доплат по налогу на прибыль, списанных отложенных налоговых активов) — (кредитовый оборот по балансовому счету 99 «Прибыли и убытки» в части переплаты по налогу на прибыль или списанных отложенных налоговых обязательств).

Шаг 6. Подписываем форму 2

В силу статьи 13 ФЗ «О бухгалтерском учете» годовая отчетность признается составленной только после того, как ее подпишет руководитель. Вместо руководителя документ вправе подписать любой другой уполномоченный на это сотрудник. Но у него обязательно должна быть доверенность, даже если это главный бухгалтер организации. Подписи на разных экземплярах не должны быть разными.

В законе сказано о бумажной форме 2. Если организация направляет отчет о финансовых результатах в налоговые органы в электронном виде, то у нее нет обязанности дублировать отчет в бумажном формате.

Учет штрафов и пеней по налогам

Учет штрафов и пеней по налогам

До сих пор не выработаны единые подходы к отражению операций по начислению штрафов и пеней, связанных с нарушениями налогового законодательства. Разные подходы влияют на сумму прибыли (убытка) до налогообложения отчета о совокупном доходе, которая важна при оценке эффективности деятельности организации. Рассмотрим порядок отражения штрафов и пеней за нарушение налогового законодательства по РСБУ и МСФО, а также возможность сближения двух учетных систем.

С первого взгляда может показаться, что штраф и пеня, по сути, одно и то же — наказание за несвоевременную уплату налога. На самом деле правовая природа данных категорий разная.
Так, штраф является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 1 ст. 114 НК РФ).
Пени, а также арест имущества, поручительство, залог имущества и приостановление операций по счетам в банках относятся к комплексу мер, обеспечивающих исполнение обязанностей по уплате налогов (глава 11 НК РФ). Пеня — денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством сроки (п. 1 ст. 75 НК РФ).
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей во время пропуска платежа ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, штраф является налоговой санкцией, а пеня представляет собой одну из мер по обеспечению исполнения обязанностей по уплате налогов. Исходя из представленных выше определений, пеню можно рассматривать как плату за пользование денежными средствами, предназначенными для уплаты налога, а штраф – как меру ответственности за правонарушение. Разная экономическая сущность штрафа и пени нашла свое отражение в их определениях, содержащихся в НК РФ.

Читайте также  Можно ли поменять товар в доставке метр

Обратите внимание!
Уплата правильно исчисленного налога с опозданием не является налоговым правонарушением и не влечет необходимость начисления и уплаты штрафа.

На практике можно столкнуться с отражением штрафов и пеней по налогам в составе как прочих расходов (счет 91 «Прочие доходы и расходы»), так и результирующего счета (счет 99 «Прибыли и убытки», субсчет «Расход по налогу на прибыль»). Встречаются и комбинированные варианты. Например, одним из распространенных вариантов является учет штрафов и пеней только по налогу на прибыль на счете 99, а по остальным налогам — на счете 91.
Попробуем разобраться, каким образом следует отразить штрафы и пени по налогам в соответствии с действующими положениями российского законодательства.
Учет расходов регламентируется двумя документами – ПБУ 10/99 «Расходы организации» и Инструкцией по применению Плана счетов. Согласно пункту 11 ПБУ 10/99, в составе прочих расходов учитываются штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, перечень прочих расходов является открытым. В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, на счете 99 отражаются суммы начисленного условного расхода по налогу на прибыль, постоянных обязательств и платежи по перерасчетам по этому налогу из фактической прибыли, а также суммы причитающихся налоговых санкций.
Как видно, ПБУ 10/99 прямо не определяет порядок учета штрафов и пеней за нарушение налогового законодательства. В Инструкции по применению Плана счетов говорится о том, что «причитающиеся налоговые санкции» следует учитывать на счете 99. При этом, как мы проанализировали выше, к санкциям относятся только штрафы.
Исходя из требований данных документов, ряд экспертов считают, что штрафы по всем видам налогов необходимо учитывать на счете 99, а пени по всем видам налогов – на счете 91, так как пени не являются налоговыми санкциями. Есть сторонники того, что пеня, по сути, тоже является налоговой санкцией и поэтому ее также следует учитывать на счете 99. От выбранного варианта зависит величина прибыли (убытка) до налогообложения, которая участвует в расчете важных показателей результативности деятельности компании.
По нашему мнению, при обосновании порядка учета штрафов и пеней, связанных с нарушениями в области налогового законодательства, необходимо учитывать следующие факторы:
все налоги прямо или косвенно участвуют в формировании финансового результата до налогообложения, кроме налога на прибыль;
счет 99 необходимо использовать при начислении налоговых санкций (а именно штрафов) только по налогу на прибыль, поскольку перечень операций, учитываемых на данном счете, относится только к исчислению налога на прибыль.
Таким образом, считаем, что наиболее корректным порядком учета штрафов и пеней, который и наиболее точно характеризует экономическую и правовую суть рассматриваемых операций и при этом не противоречит действующему российскому законодательству, является следующий (табл. 1).

Вид расхода

Порядок учета

Порядок отражения в отчете о прибылях и убытках

Налоговые санкции (штрафы) по всем налогам, кроме налога на прибыль

В составе прочих расходов (счет 91)

Формируют показатель прибыли (убытка) до налогообложения отчета о прибылях и убытках

Пени по всем налогам

В составе прочих расходов (счет 91)

Формируют показатель прибыли (убытка) до налогообложения отчета о прибылях и убытках

Налоговые санкции (штрафы) по налогу на прибыль

В составе налога на прибыль и иных платежей (счет 99)

Отражаются после показателя прибыли (убытка) до налогообложения отчета о прибылях и убытках

Содержание операции

Сумма, тыс. руб.

Корреспонденция счетов

Отражены суммы неуплаченных налогов:

налог на имущество;

налог на прибыль

Дт 20, 25, 26 Кт 68, субсчет «Налог на имущество»

Дт 99 Кт 68, субсчет «Налог на прибыль»

Отражены суммы штрафов:

по налогу на имущество;

по налогу на прибыль

Дт 91 Кт 68, субсчет «Штрафы по налогу на имущество»

Дт 99 Кт 68, субсчет «Штрафы по налогу на прибыль»

по налогу на имущество;

по налогу на прибыль

Дт 91 Кт 68, субсчет «Пени по налогу на имущество»

Дт 91 Кт 68, субсчет «Пени по налогу на прибыль»

Порядок отражения штрафов и пеней по МСФО

При подготовке отчетности по МСФО на основании данных РСБУ возникает вопрос: следует ли исправлять данные РСБУ или же необходимо сделать трансформационную корректировку на том основании, что РСБУ и МСФО содержат разные принципы отражения в отчетности штрафов и пеней по налогам?
МСФО в отличие от РСБУ не содержат отдельного стандарта по расходам. Порядок учета расходов по налогу на прибыль рассматривается в МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль».
Стандарт определяет, что основные компоненты расхода (дохода) по налогу на прибыль должны раскрываться в отчетности организации отдельно (п. 79 МСФО (IAS) 12). Компоненты расхода (дохода) по налогу на прибыль могут включать (п. 80 МСФО (IAS) 12):
расход (доход) по текущему налогу на прибыль;
корректировки текущего налога предыдущих периодов, признанные в отчетном периоде;
сумму расхода (дохода) по отложенному налогу;
сумму расхода (дохода) по отложенному налогу, относящегося к изменениям в ставках налога или введению новых налогов;
сумму выгоды, возникающей из ранее непризнанного налогового убытка, налогового кредита или временной разницы предыдущего периода, которые используются для уменьшения расхода по текущему налогу на прибыль или для уменьшения расхода по отложенному налогу;
расход по отложенному налогу, возникающий в результате списания или восстановления предыдущего списания отложенного налогового актива;
сумму расхода (дохода) по налогу, относящегося к таким изменениям в учетной политике и ошибкам, которые включаются в состав прибыли или убытка.
Как видно, штрафы и пени по налогу на прибыль не входят в указанный перечень. Однако данный список является открытым. Поэтому формально штрафы и пени по налогу на прибыль могут быть отражены в составе показателя расхода (дохода) по налогу на прибыль в отчете о совокупном доходе.
Отметим, что порядок отражения штрафов и пеней по налогам не рассматривается ни в одном из международных стандартов. Поэтому классификация данных расходов в отчетности организации является предметом ее профессионального суждения. Как показывает практика, штрафы и санкции по налогам, кроме налога на прибыль, отражаются в составе прочих расходов в отчете о совокупном доходе. Единства в отражении штрафов и пеней по налогу на прибыль в отчетности по МСФО не наблюдается.
Напомним, что вопрос о порядке учета штрафов и пеней по налогу на прибыль поднимался в одном из Проектов по изменению МСФО (IAS) 12 (ED/2009/2 Income Tax). Однако в итоге вопрос отдали на откуп составителям отчетности и, соответственно, изменения в стандарт, касающиеся четкой регламентации порядка учета штрафов и пеней по налогу на прибыль, не были внесены.
По нашему мнению, штрафы и пени по налогу на прибыль не являются налогом на прибыль и иными аналогичными платежами. Так, в перечне компонентов, которые входят в состав расхода (дохода) по налогу на прибыль, указаны статьи, непосредственно влияющие на сумму текущего и отложенного налогов на прибыль (п. 80 МСФО (IAS) 12). Данные статьи формируются исходя из финансового результата деятельности организации, а также действующих правил налогового законодательства и не должны включать результаты непроизводительных потерь в виде штрафов и пеней по налогу на прибыль.
Пеня представляет собой компенсацию потерь контрагента, в нашем случае государства, в результате недополучения налоговых сумм в срок. При этом пеня носит восстановительный характер, в отличие от карательного характера штрафа. Экономическая природа пеней схожа с обычной природой возникновения расходов на уплату процентов за пользование денежными средствами контрагента. Поэтому мы считаем, что пени за несвоевременную уплату налогов следует отражать в отчетности в составе финансовых расходов, то есть расходов на уплату процентов, по аналогии с процентами по кредитам, займам и иным финансовым инструментам.
Отметим, что на практике возникают и обратные ситуации, когда налоговые органы ошибочно начисляют излишний налог, который организация перечисляет в бюджет. В этом случае сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами (п. 5 ст. 79 НК РФ). Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ. В данной ситуации вариантность отражения процентов по излишне взысканному налогу отсутствует — начисленные проценты отражаются в составе финансовых доходов, а именно процентных доходов. При этом такой подход применяется как в РСБУ, так и в МСФО.
Тем самым достигается зеркальность отражения взаимосвязанных по своему характеру операций в отчетности организации – любые доходы и расходы, связанные с пользованием денежными средствами, отражаются в составе процентных доходов и расходов.

Пример
Исходные данные из предыдущего примера.
Порядок отражения операций по результатам налоговой проверки в отчетности по МСФО представлен в таблице 3.