Передача административного дела по месту жительства

Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2010 г. N 175-ФЗ в статью 29.5 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 29.5. Место рассмотрения дела об административном правонарушении

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 29.5 КоАП РФ

1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке передачи дел об административных правонарушениях на рассмотрение в другой таможенный орган РФ, утвержденную приказом ФТС России от 24 апреля 2007 г. N 525

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 64-ФЗ в часть 1.1 статьи 29.5 настоящего Кодекса внесены изменения

1.1. В случаях, предусмотренных международным договором, дело об административном правонарушении рассматривается по месту выявления административного правонарушения, если местом его совершения является территория другого государства, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.3 настоящей статьи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 258-ФЗ статья 29.5 настоящего Кодекса дополнена частью 1.2

1.2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 19.3, 20.2 и 20.2.2 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту выявления административного правонарушения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 9 марта 2016 г. N 64-ФЗ статья 29.5 настоящего Кодекса дополнена частью 1.3

1.3. Дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.28 настоящего Кодекса и совершенном за пределами Российской Федерации, рассматривается по месту нахождения органа, возбудившего указанное дело.

2. Дело об административном правонарушении, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

3. Дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, а также об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.35, 6.10, 20.22 настоящего Кодекса, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Информация об изменениях:

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 133-ФЗ в часть 5 статьи 29.5 настоящего Кодекса внесены изменения

5. Дело об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 настоящего Кодекса, или административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, совершенном с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы, полученные с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2012 г. N 51-ФЗ статья 29.5 настоящего Кодекса дополнена частью 6

6. Дело об административном правонарушении, совершенном в Антарктике, рассматривается по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Как перевести рассмотрение административного дела по месту Вашего проживания?

Пример: предприниматель занимается перевозками, и его машина перевозит грузы по всей стране. И вот, из далекой Амурской области приходит определение о возбуждении административного дела за нарушение веса, габаритов груза. Извещают о составлении протокола в отношении предпринимателя и приглашают на составление протокола в город Благовещенск на такое-то число в 10 ч. 00м.
Ехать на составление протокола в Амурскую область экономически не выгодно, билеты на самолет не дешевые, да и временные затраты не маленькие.

Что можно сделать, если Вас вызывают на рассмотрение административного дела в другой регион?

Согласно КоАП РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе:
• знакомиться со всеми материалами дела,
• давать объяснения,
• представлять доказательства,
• заявлять ходатайства и отводы,
• пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.

Согласно нормам КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Защитить свои права на расстоянии гораздо сложней именно по этому в ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ предусматривает возможность изменения территориальной подсудности по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. То есть, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Для этого нужно?

1. Отправить письменное ходатайство в адрес проверяющего органа.

Письменная форма предполагает обоснование данного ходатайства, по этому целесообразно все обосновать и указать, почему именно Вы не можете явиться на рассмотрение дела.

Какие доводы нужно указать в ходатайстве?
• Удаленность нахождение от места, где проходит рассмотрение дела.
• Что Вы фактически лишены защищать себя и реализовать свои права.
• Ссылки на нормы права.
• Указать куда именно просите перевести рассмотрение дела (наименование органа, адрес, телефон).
• Приложить доказательства, на которых Вы основываете свои требования.

Согласно “Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2010 года” (Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 08.12.2010)
Произвольный отказ в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по месту жительства лица, привлекаемого к административной ответственности, не допускается, а право лица на рассмотрение дела по месту его жительства может быть ограничено лишь при необходимости защиты публичных интересов или интересов других участников производства по делу об административном правонарушении. Аналогичная позиция содержится в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2009 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16 сентября 2009 г.
Вместе с тем, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, необходимо учитывать, что в силу ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ единственным условием, которое должно быть выполнено лицами, участвующими в деле, при подаче ходатайства по делу об административном правонарушении, является соблюдение письменной формы ходатайства.

ВАЖНО!
В каких случаях не переводится дело по месту жительства ?

Не по всем категориям дел можно перевести рассмотрение дела по месту жительства.
Есть исключения, когда в переводе дела по месту жительства лица привлекаемого к ответственности откажут.

ВАМ ОТКАЖУТ В ПЕРЕВОДЕ ДЕЛА!

Если Вас привлекают:
• по статье 19.3. Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции;
• по статье 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования;
• по статье 20.2.2. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка;
• если возбуждено дело об административном правонарушении, по статье 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица, которое совершено за пределами Российской Федерации;
• если по делу ведется или проводилось административное расследование;
• по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, рассматриваются по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство;
• по делам об административном правонарушении, предусмотренном главой 12 КоАП РФ административные правонарушения в области дорожного движения;
• по делам об административном правонарушении в области благоустройства территории, предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, зафиксированные в режиме фото – видео фиксации, рассматривается по месту нахождения органа, в который поступили материалы.

Читайте также  Обжалование определения суда о выдаче исполнительного листа

Может или не может? Вот в чем вопрос!

Удовлетворение ходатайства является правом, а не обязанностью судьи, органа или должностного лица.
Все дело в одном слове: «Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица».

Следовательно, ожидать, что 100% удовлетворят Ваше ходатайство не стоит.
Для того, что бы Ваше ходатайство удовлетворили, должны быть соблюдены все требования КоАП РФ. Судья, орган или должностное лицо исследуют все в комплексе.
Подпадает ли ваше ходатайство под норму права, которая подлежит применению, не является ли Ваш случай исключением, имеются ли доказательства, подтверждающие Ваши требования, допустимы или относимы они к данному делу и так далее.
Например, могут отказать в удовлетворение ходатайства,
• если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов;
• возражение потерпевшего;
• установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
• возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за которое в виде административного ареста или административного выдворения и так далее.

Подведем итог.

При всей сложности заявления ходатайства о переводе административного дела по Вашему месту жительства, стоит пользоваться своим правом. Это поможет Вам сберечь время и деньги, своевременно предоставлять документы, давать объяснения по делу и в полной мере использовать свои права на защиту.

Руководитель юридического бюро Абраменко О.В.
При перепечатке ссылка на автора и сайт первоисточник обязательна.
Март 2017г. (с) abramenko.pro

Понравилась статья? Сохрани в своей соцсети!

Статья 22. Передача административного дела из одного административного суда в другой

1. Суд передает административное дело на рассмотрение другого административного суда, если:

1) до начала рассмотрения дела по существу удовлетворено ходатайство ответчика, зарегистрированное в установленном законом порядке, место жительства (нахождения) которого ранее не было известно, о передаче дела по месту его проживания (пребывания);

2) открыто производство по делу, которое предметно подсудно другому суду;

3) после открытия производства по делу выяснилось, что дело территориально подсудно другому суду;

4) после удовлетворения отводов (самоотводов) или в других случаях невозможно образовать новый состав суда для рассмотрения дела;

5) ликвидирован административный суд, рассматривавший дело;

6) одной из сторон в деле является суд, в котором рассматривается дело, или судья этого суда.

2. Суд передает административное дело на рассмотрение другому административному суду, который наиболее территориально приближен к этому суду, в случае, предусмотренном пунктами 4 и 6 части первой настоящей статьи.

В случае ликвидации административного суда дела, которые находились в его производстве, безотлагательно передаются в суд, к подсудности которого отнесено рассмотрение таких дел.

3. Подсудность дел, в которых стороной является Верховный Суд Украины, Высший административный суд Украины или судья одного из этих судов, устанавливается по общим правилам подсудности.

4. Вопрос о передаче административного дела, кроме случая, предусмотренного пунктом 5 части первой настоящей статьи, рассматривается судом в порядке письменного производства или в судебном заседании на усмотрение суда. Неприбытие в судебное заседание лиц, которые были надлежащим образом уведомлены, не препятствует рассмотрению этого вопроса.

5. Вопрос о передаче административного дела, кроме случая, предусмотренного пунктом 5 части первой настоящей статьи, суд решает постановлением. Постановление о передаче административного дела из одного административного суда в другой может быть обжаловано. Постановление об отказе в передаче административного дела из одного административного суда в другой, постановленное в судебном заседании, не излагается отдельным документом и обжалованию не подлежит. Возражение против этого может быть включено в апелляционную или кассационную жалобу на решение суда, принятое по результатам рассмотрения дела.

6. Передача административного дела из одного суда в другой осуществляется по завершении срока на обжалование определения о передаче административного дела из одного административного суда в другой, а в случае подачи апелляционной жалобы — после оставления ее без удовлетворения.

7. Административное дело, переданное из одного административного суда в другой в порядке, установленном данной статьей, рассматривается административным судом, в который оно направлено.

8. Споры между административными судами о подсудности не допускаются.

(положения части первой статьи 22, которые регулируют сроки подачи ответчиком ходатайства о передаче дела из одного административного суда в другой, устанавливают порядок подачи ходатайства о коллегиальном рассмотрении дела, а также регламентируют сроки подачи заявления об отводе (самоотводе) судьи, секретаря судебного заседания, эксперта, специалиста, переводчика, признаны соответствующими Конституции Украины (являющимися конституционными) согласно Решению Конституционного Суда Украины от 13.12.2011 г. № 17-рп/2011)

Прокурор разъясняет — Прокуратура Пермского края

Прокурор разъясняет

  • 25 ноября 2020, 10:33

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», судья вправе отказать в удовлетворении указанного ходатайства с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.

К таким случаям, в частности, относятся возражение потерпевшего; установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии — о рассмотрении дела по месту жительства; возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения.

В определении об отказе в удовлетворении ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

(подготовлено прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.)

Прокуратура
Пермского края

Прокуратура Пермского края

25 ноября 2020, 10:33

Может ли суд отказать в рассмотрении дела об административном правонарушении по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении?

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ», судья вправе отказать в удовлетворении указанного ходатайства с учетом конкретных обстоятельств дела, если это необходимо для обеспечения баланса прав всех участников производства по делу об административном правонарушении или защиты публичных интересов.

К таким случаям, в частности, относятся возражение потерпевшего; установление фактов недобросовестного пользования своими процессуальными правами лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, выражающегося, например, в последовательном заявлении ходатайств об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении по различным основаниям, а впоследствии — о рассмотрении дела по месту жительства; возбуждение в отношении лица дела об административном правонарушении, санкция за совершение которого предусматривает назначение наказания в виде административного ареста или административного выдворения.

Читайте также  Как узнать человека за что сидит

В определении об отказе в удовлетворении ходатайства должны быть приведены основания, которые препятствуют рассмотрению дела по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

(подготовлено прокурором отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Пермского края Вохмяниной Ю.М.)

Статья 27 КАС РФ. Передача административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд

1. Административное дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду общей юрисдикции или арбитражному суду.

2. Суд передает административное дело на рассмотрение другого суда, если:

1) административный ответчик, место жительства или адрес которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче административного дела в суд по месту его жительства или его адресу;

2) при рассмотрении административного дела в данном суде выяснилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

3) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение административного дела в данном суде стали невозможными. Передача административного дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

2.1. Если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.

3. О передаче административного дела в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд либо об отказе в передаче административного дела в соответствующий суд выносится определение, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы, представления — после вынесения определения суда об оставлении жалобы, представления без удовлетворения.

4. Административное дело, направленное из одного суда общей юрисдикции или арбитражного суда в другой суд общей юрисдикции или арбитражный суд, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.

Комментарии к ст. 27 КАС РФ

Положения ст. 27 КАС РФ, предусматривающие и регламентирующие передачу административного дела, принятого судом к своему производству, в другой суд, закреплены по аналогии с положениями ст. 33 ГПК РФ и ст. 39 АПК РФ, посвященными соответственно передаче гражданского дела из одного суда в другой суд и передаче дела из одного арбитражного суда в другой арбитражный суд.

Так, ч. 1 ст. 27 КАС РФ содержит положение, в точности аналогично тому, которое установлено в ч. 1 ст. 33 ГПК РФ и согласно которому дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду. Аналогичное положение закреплено и в ч. 1 ст. 39 АПК РФ.

В ч. 2 ст. 27 КАС РФ вошли положения, аналогичные положениям п. п. 1, 3 и 4 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ, предусматривающим, что суд передает дело на рассмотрение другого суда, если (аналогичные положения содержат п. п. 1, 2 и 5 ч. 2 ст. 39 АПК РФ):

1) ответчик, место жительства или место нахождения которого не было известно ранее, заявит ходатайство о передаче дела в суд по месту его жительства или месту его нахождения;

2) при рассмотрении дела в данном суде выявилось, что оно было принято к производству с нарушением правил подсудности;

3) после отвода одного или нескольких судей либо по другим причинам замена судей или рассмотрение дела в данном суде становятся невозможными. Передача дела в этом случае осуществляется вышестоящим судом.

В то же время в ч. 2 ст. 27 КАС РФ не вошло положение, аналогичное тому, которое содержится в п. 2 ч. 2 ст. 33 ГПК РФ и согласно которому суд передает дело на рассмотрение другого суда, если обе стороны заявили ходатайство о рассмотрении дела по месту нахождения большинства доказательств (аналогичное положение содержит пункт 2 ч. 2 ст. 39 АПК РФ).

В отличие от КАС РФ и ГПК РФ, в п. 4 ч. 2 ст. 39 АПК РФ (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ) предусмотрен еще один случай, в котором арбитражный суд передает дело на рассмотрение другого арбитражного суда того же уровня, — это случай, если при рассмотрении дела в суде было установлено, что лицом, участвующим в деле, является тот же арбитражный суд.

Часть 3 ст. 27 КАС РФ содержит положения, в точности аналогичные следующим установленным в ч. 3 ст. 33 ГПК РФ: о передаче дела в другой суд или об отказе в передаче дела в другой суд выносится определение суда, на которое может быть подана частная жалоба; передача дела в другой суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи жалобы — после вынесения определения суда об оставлении жалобы без удовлетворения.

Как отмечено в Определении КС России от 25 сентября 2014 г. N 2135-О , ч. 3 ст. 33 ГПК РФ способствует своевременному и правильному разрешению споров, т.е. направлена на достижение одной из важнейших целей правосудия; гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле, в данном случае выступают установленные ГПК РФ процедуры проверки судебных постановлений вышестоящими судами, в том числе возможность отмены определения об отказе в передаче дела в другой суд и передача дела на рассмотрение в компетентный суд с самого начала.

Положение ч. 3 ст. 27 КАС РФ в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 313 данного Кодекса означает, что определение суда о передаче административного дела в другой суд или об отказе в передаче административного дела в другой суд могут быть обжалованы в суд апелляционной инстанции отдельно от решения суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле (частная жалоба), а прокурором может быть принесено представление.

В ч. 3 ст. 39 АПК РФ содержатся положения аналогичные тем, которые установлены в ч. 3 ст. 33 ГПК РФ, ч. 3 ст. 27 КАС РФ, но есть и отличия — указанная норма АПК РФ устанавливает сокращенный срок обжалования соответствующего определения суда (10 дней со дня его вынесения), а также определяют специальный порядок рассмотрения жалобы (без вызова сторон в пятидневный срок со дня ее поступления в суд).

В ч. 4 ст. 27 КАС РФ вошли положения аналогичные следующим содержащимся в ч. 4 ст. 33 ГПК РФ: дело, направленное из одного суда в другой, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено; споры о подсудности между судами в России не допускаются.

Аналогичные положения установлены и в ч. 4 ст. 39 АПК РФ, в связи с чем необходимо упомянуть о следующей правовой позиции, изложенной в Определении КС России от 15 января 2009 г. N 144-О-П : ч. 4 ст. 39 АПК РФ, регулирующая отношения между арбитражными судами при передаче дела из одного арбитражного суда в другой в целях соблюдения установленных законом требований подсудности, не препятствует обеспечению защиты законных прав участников спорных отношений, в т.ч. конституционных прав на судебную защиту и рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, посредством отмены судебного акта, принятого с нарушением правил подсудности; из этого исходил и федеральный законодатель, дополнивший Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 138-ФЗ статью 39 АПК РФ положением, предусматривающим возможность обжалования определения арбитражного суда о передаче дела на рассмотрение другого арбитражного суда.