Порядок рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссии

Памятка «О порядке разрешения коллективного трудового спора» на территории МО Пуровский район

ПАМЯТКА

«О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДОВОГО СПОРА» на территории МО Пуровский район

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласие между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных трудовых договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

— Утверждение требований работников на собрании (конференции) и направление требований в письменной форме работодателю. Собрание считается правомочным, если на нем присутствует более половины работников. Конференция считается правомочной, если на ней присутствует не менее 2/3 избранных делегатов;

— Работодатель, после получения требований, обязан дать ответ в письменной форме в течении 2-х рабочих дней (ст. 400 ТК РФ);

если работодатель отклонил все или часть требований:

— Со дня отклонения требований работников работодателем начинается коллективный трудовой спор! Представители сторон вправе в любое время обратиться в органы местного самоуправления (Управление экономики Администрации Пуровского района) для уведомительной регистрации коллективного трудового спора.

В срок до 2-х рабочих дней создается примирительная комиссия (представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора), которая оформляется актом (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работников и работодателей на равноправной основе, знающих проблему. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до 3-х рабочих дней (на локальном уровне социального партнерства), в срок до 5-ти рабочих дней (на иных уровнях социального партнерства) со дня издания акта, о ее создании. Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Решение примирительной комиссии оформляется протоколом (ст. 402 ТК РФ). (Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденные постановлением от 14 августа 2002 г. № 57);

при недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам с участием посредника (ст. 403 ТК РФ):

— В срок не более 2-х рабочих дней стороны согласовывают кандидатуру посредника, им может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендациям органов местного самоуправления (Управление экономики Администрации Пуровского района).

— Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 3-х рабочих дней (на локальном уровне социального партнерства), в срок до 5-ти рабочих дней (на иных уровнях социального партнерства) и завершается принятием сторонами согласованного решения в письменной форме (при согласии сторон) или составлением протокола разногласий. (Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные постановлением от 14 августа 2002 г. № 58);

при недостижении согласия сторонами коллективного трудового спора с участием посредника, они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 404 ТК РФ).

— Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно с органами местного самоуправления (Управление экономики Администрации Пуровского района) в срок до 2-х рабочих дней (на локальном уровне социального партнерства), в срок до 4-х рабочих дней (на иных уровнях социального партнерства). Заключается соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража.

— Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до 3-х рабочих дней (на локальном уровне социального партнерства), в срок до 5-ти рабочих дней (на иных уровнях социального партнерства). Решение трудового арбитража передается сторонам в письменной форме. (Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утвержденные постановлением от 14 августа 2002 г. № 59);

если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, либо работодатель не выполняет соглашения, достигнутые сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора или не исполняет решение трудового арбитража, то работники имеют право приступить к организации забастовки (ст. 409 ТК РФ).

Статья 402 ТК РФ. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а в случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства — в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при разрешении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель (представитель работодателей) создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор на локальном уровне социального партнерства должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства — в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Комментарии к ст. 402 ТК РФ

1. Примирительная комиссия является первым органом по рассмотрению коллективного трудового спора. Она создается при возникновении любого спора. Формирование примирительной комиссии возможно на локальном уровне, на уровне отрасли, субъекта РФ и т.п.

В соответствии со ст. 401 ТК рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией — обязательная стадия, которой нельзя избежать.

2. Закон устанавливает ограниченные сроки создания примирительной комиссии исходя из того, что, с одной стороны, затягивание рассмотрения коллективного спора ведет к эскалации конфликта, с другой — образование такой комиссии труда не составляет, поскольку, кроме представителей сторон, в ее работе никто не участвует.

В установленный срок со дня сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников (истечения двух или трех рабочих дней (в зависимости от уровня, на котором возник спор) со дня получения требований, если работодатель не сообщил о своем решении) комиссия должна быть создана.

3. Создание примирительной комиссии оформляется приказом работодателя и решением представителя работников, если она создается в организации, ее обособленном структурном подразделении или у индивидуального предпринимателя. Если примирительная комиссия образуется на отраслевом (межотраслевом), профессиональном, территориальном и других уровнях, решение о ее создании оформляется соответствующими актами объединений работодателей или федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления, а также профессиональных союзов (их объединений).

Это необходимо, чтобы четко определить момент создания комиссии, что важно при исчислении сроков, установленных законом, и предоставлении гарантий работникам в соответствии со ст. 405 ТК.

4. Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый представителями работодателя (работодателей) и работников.

В состав примирительной комиссии входят лишь представители сторон. В том случае, когда спор возникает на стадии разработки и заключения трехстороннего соглашения, необходимо учитывать, что состав его участников может быть шире и включать в себя представителей органов государственной власти (местного самоуправления). Последние в строгом соответствии со ст. 402 не должны быть членами примирительной комиссии и могут принимать участие в ее работе лишь в качестве наблюдателей, консультантов и т.п.

5. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утв. Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 57 (далее — Рекомендации N 57), предусматривают, что в зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров. Конкретные кандидатуры определяются работодателем и представительным органом работников.

Поскольку примирительная комиссия принимает обязательное для сторон решение, в ее состав должны входить представители, уполномоченные такое решение принять и от имени стороны спора подписать его.

6. Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон. Установление такого принципа вполне соответствует международным стандартам: согласно п. 2 Рекомендации МОТ N 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.) в каждый орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и от трудящихся.

7. Порядок формирования примирительной комиссии законодательством не регламентирован. Для того чтобы облегчить участникам спора решение некоторых формальных вопросов, Рекомендации Минтруда России предлагают воспользоваться следующей схемой.

В том случае, когда требования работников отклонены, одновременно с письменным уведомлением об этом представительному органу работников направляется предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работодателя.

Если представитель работодателя (работодателей) не сообщает своего решения, то представителю работников (по истечении двух или трех рабочих дней со дня вручения требований) следует направить руководителю организации (объединения работодателей) предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работников.

Читайте также  Новостройка перепродажа когда 3 года

После согласования количественного состава образование примирительной комиссии оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников либо протоколом совместного решения сторон (п. 16 Рекомендаций N 57).

8. Стороны спора (их представители) не могут уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. В противном случае представители работодателя несут ответственность, предусмотренную ст. 416 ТК. В качестве уклонения от создания примирительной комиссии можно рассматривать, например, несообщение в установленный срок о включении членов комиссии со стороны работодателя или отказ оформить создание комиссии приказом.

Уклонение от участия в работе комиссии — более широкое понятие. Оно включает в себя несоблюдение сроков работы этого органа, неявку на заседание комиссии без уважительных причин, невыполнение обязанности по созданию необходимых условий для работы примирительного органа.

9. Исходя из того, что работодатель всегда находится в более выгодном экономическом положении, закон возлагает на него дополнительные обязанности, связанные с проведением примирительных процедур. Так, он должен создать необходимые условия для работы примирительной комиссии. Закон не содержит перечня таких условий и не определяет их понятия, оставляя этот вопрос на разрешение сторон. Учитывая международный опыт и практику разрешения коллективных трудовых споров в нашей стране, можно предположить, что создание благоприятных условий для деятельности примирительной комиссии должно включать в себя следующие мероприятия: а) техническое обеспечение (помещение для заседаний комиссии, средства связи и оргтехники и т.п.); б) информационное обеспечение (документы и сведения, необходимые для разрешения спора); в) предоставление гарантий членам комиссии (освобождение от основной работы с сохранением среднего заработка — см. коммент. к ст. 405). В случае необходимости возможна оплата из средств работодателя проводимых консультаций, экспертиз и т.п.

Такие же обязанности возлагаются на представителя работодателей.

10. Закон устанавливает трех- или пятидневный (в рабочих днях) срок рассмотрения спора примирительной комиссией в зависимости от уровня возникновения спора (локальный или более высокий). Предполагается, что члены комиссии знакомы с существом спора и обстоятельствами его возникновения. Поэтому этот срок достаточен, чтобы уточнить позиции сторон и вынести решение.

Основной задачей примирительной комиссии является рассмотрение возникших разногласий и попытка достичь соглашения по спорным вопросам. При этом новые требования (не заявленные ранее) выдвигаться не должны.

11. Регламент работы комиссии устанавливается самой комиссией.

В ходе рассмотрения спора членам примирительной комиссии должна быть предоставлена возможность получения необходимых документов и материалов, свободного обсуждения всех возможных вариантов разрешения конфликта.

Заседания примирительной комиссии, как правило, проводятся в рабочее время (для чего члены комиссии освобождаются от работы).

12. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон. Очевидно, такое указание законодателя предполагает, что каждая сторона выступает как единое целое и каждый член комиссии действует исключительно как представитель соответствующей стороны.

Решение примирительной комиссии оформляется протоколом, т.е. в письменной форме. Обязательность письменной формы закрепляется также ст. 418 ТК.

В протоколе целесообразно указать: дату; предмет спора; представителей сторон, уполномоченных на разрешение коллективного трудового спора, состав примирительной комиссии. Необходимо также изложить содержание достигнутых соглашений и определить порядок, сроки и формы их реализации. Например, если спор возник по поводу заключения или изменения коллективного договора, установления либо изменения условий труда, решение может исполняться внесением соответствующих условий в проект того или иного акта, а равно в действующий акт.

Протокол скрепляется подписями членов комиссии.

Рекомендации N 57 предлагают форму протокола заседания примирительной комиссии (приложение N 1 к Рекомендациям).

13. Деятельность примирительной комиссии может завершиться принятием согласованного решения. В этом случае спор считается разрешенным.

Решение примирительной комиссии обязательно для сторон. Это правило ст. 402 подкрепляется общей нормой ст. 408 ТК об обязательности любого соглашения, достигнутого сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора. За невыполнение соглашений представители работодателя и работников несут ответственность по ст. 416 ТК.

14. Рекомендация МОТ N 92 подчеркивает, что все соглашения, достигнутые сторонами в ходе переговоров по примирению, имеют равную силу с договорами, заключаемыми в обычном порядке, т.е. коллективными договорами, соглашениями.

Надо подчеркнуть, что решение примирительной комиссии представляет собой соглашение сторон. Оно выполняется добровольно. Если представитель работодателя уклоняется от его исполнения, работники имеют право приступить к проведению забастовки (ст. 409 ТК).

Заполните анкету

Опрос граждaн о
качестве предоставления
социальных услуг

Горячая линия

по вопросам оплаты труда бюджетников

Положение о
Министерстве

Граждане, столкнувшиеся с фактами коррупции при получении социальных выплат безработным гражданам, включая пособия по безработице, могут обратиться в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по телефону «горячей линии»
+7 (8722) 64-95-71

  • Главная /
  • Новости учереждений /
  • ЦЗН в МО «Кайтагский район»

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией

Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур. Формирование комиссии возможно на локальном уровне, на уровне муниципального образования, отрасли, субъекта РФ и т.д.

Цель создания примирительной комиссии – принятие решения по коллективному трудовому спору, которое удовлетворяло бы интересы работников и работодателя (работодателей), и обеспечение согласия между ними.

В случае возникновения коллективного трудового спора на локальном уровне примирительная комиссия создается в срок до двух рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора, а случае возникновения коллективного трудового спора на иных уровнях социального партнерства – в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.

Решение о создании примирительной комиссии при рассмотрении коллективного трудового спора на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников. Решения о создании примирительных комиссий при рассмотрении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоряжением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников.

Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Принципом формирования примирительной комиссии является равноправие сторон, выражающееся в создании комиссии из равного числа представителей спорящих сторон. Установление такого принципа полностью соответствует международно-правовым нормам. Так, в соответствии с п. 2 Рекомендации МОТ N 92 «О добровольном примирении и арбитраже» от 29 июня 1951 г. в каждый орган по добровольному примирению, создаваемый на смешанной основе, должно входить равное число представителей от предпринимателей и трудящихся.

В том случае, если спор возникает на стадии разработки и заключения социально-партнерского соглашения, следует учитывать, что состав участников соглашения обычно шире и включает представителей органов государственной власти или органов местного самоуправления. Последние не должны быть членами примирительной комиссии и могут принимать участие в ее работе лишь как наблюдатели, консультанты.

В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны, знающих проблему и владеющих искусством ведения переговоров.

От работодателя в примирительную комиссию могут направляться руководители структурных подразделений организации, другие работники (юристы, экономисты, социологи и др.). Представителями работников в примирительной комиссии могут быть члены выборного профсоюзного органа организации, а также юристы, экономисты, конфликтологи, социологи и другие компетентные специалисты.

Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии. Можно предположить, что «создание благоприятных условий для деятельности первичного органа по рассмотрению коллективного трудового спора должно включать следующие мероприятия:

— техническое обеспечение, т.е. предоставление помещения для проведения заседаний комиссии, средств связи и оргтехники и т.п.;

— информационное обеспечение – предоставление документов и сведений, необходимых для разрешения спора;

— предоставление членам примирительной комиссии гарантий»*(179), предусмотренных ст. 405 ТК РФ. В случае необходимости возможна оплата из средств работодателя проводимых консультаций, экспертиз и других мероприятий.

Коллективный трудовой спор на локальном уровне должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до трех рабочих дней, а коллективный трудовой спор на иных уровнях социального партнерства – в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Такие сжатые сроки вполне достаточны для того, чтобы уточнить позиции сторон и вынести решение. Между тем указанные сроки могут быть продлены при взаимном согласии сторон коллективного трудового спора, что должно быть оформлено протоколом.

Примирительная комиссия может и не урегулировать коллективный трудовой спор, но хотя бы смягчит противостояние сторон, сблизит их позиции, сократит количество разногласий. Регламент работы примирительной комиссии устанавливается самой комиссией.

Деятельность примирительной комиссии осуществляется в форме переговоров. Основной принцип ведения переговоров – добровольность принятия сторонами решений. Примирительная комиссия не должна оказывать давление на стороны при принятии того или иного решения. Рассмотрение в ней разногласий призвано предоставлять сторонам дополнительные возможности для его мирного разрешения.

В ходе рассмотрения коллективного трудового спора стороны представляют членам примирительной комиссии материалы и документы, необходимые для обсуждения всех возможных вариантов разрешения коллективного трудового спора.

Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденные постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 14 августа 2002 г. N 57, предусматривают следующие права членов примирительной комиссии:

— запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

— в период рассмотрения коллективного трудового спора при необходимости проводить совместные или раздельные заседания сторон;

— предлагать собственные возможные варианты разрешения спора;

Читайте также  Бюджетное право - 7

— подписывать решения, принятые сторонами коллективного трудового спора при их участии.

Заседания примирительной комиссии проводятся исключительно в рабочее время.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора и оформляется протоколом. В протоколе целесообразно указать дату, предмет спора, представителей сторон, состав комиссии. Следует также изложить содержание достигнутых соглашений и определить порядок, сроки и формы их реализации. Для сторон спора решение обладает обязательной силой.

Представители сторон в любое время вправе обратиться органы Федеральной службы по труду и занятости для уведомительной регистрации спора. Это право используется, когда одна из сторон коллективного трудового спора нуждается в методической помощи, разъяснении законодательства или имеет сомнения по поводу полномочности другой стороны.

В случае недостижения согласия в примирительной комиссии стороны спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Урегулирование коллективных трудовых споров (в отношении соглашений договоров, заключаемых на региональном уровне)

Комитет по труду и занятости населения Санкт-Петербурга

Общее описание

Коллективный трудовой спор возникает, когда работодатель и работники не могут договориться об изменении оплаты труда или внесении правок в коллективный договор.

Для примирения сторон привлекается трудовая комиссия с участием посредника в трудовом арбитраже. Для этого необходимо подать заявление в Комитет по труду и занятости Санкт-Петербурга (Комитет).


Полное наименование:

Результат предоставления

  1. Получение сторонами коллективного трудового спора предложений по урегулированию коллективного трудового спора, по кандидатурам посредников и трудовых арбитров, по созданию временного трудового арбитража.
  2. Отказ в предоставлении государственной услуги с уведомлением заявителя.

Срок предоставления

18 рабочих дней со дня регистрации в Комитете запроса заявителя.

На основании решения сторон коллективного трудового спора, принятого ими в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, срок оказания содействия в урегулировании коллективного трудового спора может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней.

Срок принятия решения о предоставлении государственной услуги либо об отказе в предоставлении государственной услуги составляет 1 рабочий день.

Стоимость

Заявители

I. Получатели государственной услуги:

  1. Юридические лица.
  2. Индивидуальные предприниматели.
  3. Работники (их представители — первичные профсоюзные организации или иные представители, избираемые работниками).

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Лица, имеющие право на получение государственной услуги в соответствии с п.I.
  2. Представители юридических лиц, действующие в соответствии с учредительными документами юридических лиц без доверенности.
  3. Представители в силу полномочий, основанных на доверенности. В предусмотренных законом случаях от имени юридического лица могут действовать иные лица.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в Комитет.
  2. Подает заявление о предоставлении государственной услуги по осуществлению содействия в урегулировании коллективного трудового спора по форме и необходимые документы.
  3. Получает решение об отказе в предоставлении государственной услуги или предложение по урегулированию коллективного трудового спора.
  4. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией решения приступает к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.
  5. В случае, если стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, приступает к переговорам о создании трудового арбитража.
  6. Получает предложений по кандидатурам трудовых арбитров, по урегулированию коллективного трудового спора.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  • заявителем не представлены документы, необходимые для предоставления государственной услуги;
  • предмет разногласий сторон коллективного трудового спора относится к заключению, изменению и выполнению соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства;
  • коллективный трудовой спор возник в федеральном государственном органе, федеральном государственном учреждении, федеральном государственном унитарном предприятии;
  • коллективный трудовой спор возник в случае, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 Трудового кодекса Российской Федерации в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги

Специалист отдела по вопросам социально-трудовых отношений Комитета (Отдел):

  1. Получает от заявителя заявление предоставлении государственной услуги и комплект необходимых документов.
  2. После получения документов осуществляет регистрацию заявления в журнале уведомительной регистрации коллективных трудовых споров (журнал учета).
  3. Выдает заявителю расписку о приеме документов с указанием их перечня и даты приема.

II. Рассмотрение заявления заявителя, принятие решения о содействии в урегулировании коллективного трудового спора либо об отказе в содействии в урегулировании коллективного трудового спора

Специалист Отдела:

  1. Проверяет наличие и соответствие представленных заявителем документов, необходимых для предоставления государственной услуги, установленному перечню.
  2. Принимает решение о предоставлении или отказе заявителю в предоставлении государственной услуги на основании наличия или отсутствия оснований для отказа в предоставлении услуги.
  3. В случае отказа в предоставлении государственной услуги осуществляет подготовку письменного решения об отказе в предоставлении государственной услуги с указанием основания отказа и информацией о порядке предоставления государственной услуги.
  4. В случае принятия решения о предоставлении государственной услуги осуществляет уведомительную регистрацию коллективного трудового спора.

III. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, с участием посредника и в трудовом арбитраже

Специалист Отдела на этапе рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией:

  1. Оказывает методическую помощь сторонам коллективного трудового спора.
  2. Проверяет соблюдение сроков и порядка создания примирительной комиссии.
  3. Осуществляет подготовку предложений по урегулированию коллективного трудового спора.
  4. Разъясняет обязательность рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.
  5. Уточняет у сторон коллективного трудового спора результат завершения этапа рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией.
  6. Информирует стороны коллективного трудового спора, что при недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией решения приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.

Специалист Отдела на этапе рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника:

  1. Разъясняет, что при согласии сторон коллективного трудового спора о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника.
  2. При обращении сторон коллективного трудового спора дает рекомендации по кандидатуре посредника и представляет сведения о кандидатурах сторонам коллективного трудового спора.
  3. После истечения двух рабочих дней после заключения сторонами соглашения о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника определяет, какая кандидатура посредника согласована сторонами коллективного трудового спора.
  4. Фиксирует факт согласования кандидатуры посредника сторонами коллективного трудового спора в журнале учета.
  5. Уточняет результат завершения этапа рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника в случае согласования его кандидатуры сторонами по телефону, электронной почте, путем направления письменного запроса.
  6. Фиксирует результат завершения этапа рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника в журнале учета.
  7. В случае, если стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, разъясняет, что стороны должны приступить к переговорам о создании трудового арбитража.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора совместно со специалистом Отдела в срок до двух рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником и рассматривается в трудовом арбитраже в срок до трех рабочих дней на локальном уровне социального партнерства; до пяти рабочих дней — на иных уровнях социального партнерства. Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и Комитетом. Регламентом могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений сторон по существу спора.

Специалист Отдела:

  1. Разъясняет представителям сторон коллективного трудового спора, что в случае разрешения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже сторонами заключается соответствующее соглашение, содержащее условие об обязательном выполнении сторонами решений трудового арбитража.
  2. Предоставляет сторонам коллективного трудового спора сведения о кандидатурах трудовых арбитров временного трудового арбитража.
  3. Фиксирует факт согласования кандидатуры трудового арбитра сторонами коллективного трудового спора в журнале учета.
  4. Информирует стороны об ответственности за неисполнение либо отказ от исполнения решения трудового арбитража, о праве на забастовку, ограничении права на забастовку, незаконных забастовках, гарантиях и правовом положении работников в связи с проведением забастовки, ответственности за незаконные забастовки, обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе проведения забастовки.

IV. Передача заявителю результата предоставления государственной услуги

Специалист отдела организационной работы, информационного обеспечения и внешних связей Комитета:

  1. Осуществляет:
    • направление уведомления об отказе в предоставлении государственной услуги в течение одного рабочего дня с момента принятия решения об отказе в предоставлении государственной услуги;
    • направление сторонам коллективного трудового спора предложений по урегулированию коллективного трудового спора на этапе рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией в течение одного рабочего дня после принятия решения о предоставлении государственной услуги по содействию в урегулировании коллективного трудового спора;
    • направление сторонам коллективного трудового спора предложений по урегулированию коллективного трудового спора по кандидатурам посредников в течение одного рабочего дня после решения о недостигнутом соглашении сторон коллективного трудового спора примирительной комиссией;
    • направление сторонам коллективного трудового спора предложений по урегулированию коллективного трудового спора по кандидатурам трудовых арбитров по созданию временного трудового арбитража в течение одного рабочего дня после решения о недостигнутом соглашении сторон коллективного трудового спора с участием посредника в целях создания трудового арбитража.

V. Исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах

Специалист Отдела:

  1. При обнаружении опечатки или ошибки в документах по своей инициативе исправляет допущенные опечатки и (или) ошибки.
  2. Вносит запись в журнал учета.
Читайте также  Можно ли вернуть вышивку в магазин

Документы

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

  1. Заявление о предоставлении государственной услуги по осуществлению содействия в урегулировании коллективного трудового спора по форме.
  2. Паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ, удостоверяющий личность заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  3. Выписка из протокола общего собрания (конференции) работников о наделении полномочиями представителя работников на разрешение коллективного трудового спора.
  4. Требования, изложенные в письменной форме работниками (их представителями), утвержденные на общем собрании (конференции) работников и направленные работодателю (представителю работодателя), в произвольной форме.
  5. Решение работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) в произвольной форме.
  6. Документ, содержащий информацию о несообщении работодателем (его представителем) в течение двух рабочих дней со дня получения требований работников своего решения, в произвольной форме.

II. Дополнительные документы (в случае обращения доверенного лица заявителя/в случае обращения представителя заявителя):

  1. Документ, удостоверяющий личность представителя (паспорт гражданина Российской Федерации или иной документ в соответствии с законодательством Российской Федерации).
  2. Документ, подтверждающий право представителя действовать от имени заявителя в рамках получения государственной услуги.

Оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, действующим законодательством не предусмотрено.

Порядок разрешения коллективных трудовых споров

​Коллективные трудовые споры возникают, как правило, в процессе осуществления коллективно-договорного регулирования трудовых отношений или в связи с выполнением коллективного договора, соглашения. Отличаясь коллективным характером, то есть затрагивая интересы работников и работодателей, коллективные трудовые споры требуют от сторон социального партнерства принятия юридически значимых и ответственных решений, поскольку оказывают влияние и имеют серьезные последствия для всего общества в целом.

Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).В соответствии с ч. 4 ст. 37 Конституции Российской Федерации признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.К основным трудовым правам работника в соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 №197‑ФЗ (далее – ТК РФ) относится право на защиту своих трудовых прав и свобод всеми не запрещенными законом способами и право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку в установленном законом порядке.Причины коллективных трудовых споров связаны с коллективными интересами работников по установлению и изменению условий труда, включая заработную плату, а также заключению, изменению или выполнению коллективных договоров, соглашений.Необходимо отметить, что коллективный трудовой спор подлежит рассмотрению и разрешению не в судебном, а в специально установленном в гл. 61 ТК РФ порядке. В соответствии с указанной нормой суд не является органом, уполномоченным рассматривать коллективный трудовой спор, что подтверждается соответствующей судебной практикой (например, определением Верховного суда РФ от 25.01.2013 №44‑КГ12-5).Разрешение коллективного трудового спора может осуществляться исключительно по инициативе работников или их представителей, которые определяются по правилам, установленным ст. 29 – 31 ТК РФ.На основании ст. 399 ТК РФ требования, выдвинутые работниками и (или) их представительным органом, утверждаются на собрании (конференции) работников и направляются работодателю. В свою очередь, работодатель обязан ответить работникам в течение двух рабочих дней со дня получения требования.Днем начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) своего решения.Первый шаг к примирениюВ соответствии со ст. 401 – 402 ТК РФ основным способом разрешения коллективного трудового спора являются так называемые примирительные процедуры:- рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;- рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.Разрешение конкретного коллективного трудового спора в рамках примирительных процедур стороны должны начать с создания примирительной комиссии.Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом, и ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.Примирительная комиссия является временным органом, создаваемым сторонами на равноправной (паритетной) основе специально для разрешения конкретного коллективного трудового спора.Процесс создания примирительной комиссии Трудовым кодексом РФ не регламентируется. Более подробно основы деятельности данного органа освещены в Рекомендациях об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденных постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. №57.Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного спора на равноправной основе. Согласно вышеуказанным Рекомендациям оптимальное количество представителей составляет от двух до пяти человек.Примирительная комиссия создается в случае возникновения спора:- на локальном уровне социального партнерства – в срок до двух рабочих дней со дня начала спора;- на иных уровнях социального партнерства – в срок до трех рабочих дней со дня начала спора.Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании (срок может быть продлен протоколом по согласованию сторон).Итогом заседания примирительной комиссии должно стать принятие решения, которое является обязательным для сторон. Если в решении учтены все разногласия сторон, коллективный трудовой спор оканчивается. Однако если соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий.Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон спора и оформляется протоколом, при этом имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, установленные этим решением.Если договориться не удалосьРассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника происходит в соответствии с порядком, установленным ст. 403 ТК РФ.Так, не позднее следующего рабочего дня после дня составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора обязаны провести переговоры о рассмотрении спора с участием посредника. При согласии сторон о рассмотрении коллективного трудового спора с участием посредника заключается соответствующее соглашение, после чего стороны коллективного трудового спора обязаны в срок не более двух рабочих дней согласовать кандидатуру посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться за рекомендацией кандидатуры посредника в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора.Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.Рассмотрение спора с участием посредника осуществляется:- на локальном уровне социального партнерства – в срок до 3 рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника;- на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника.Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника завершается принятием сторонами согласованного решения или составлением протокола разногласий.Если в течение указанного срока стороны коллективного трудового спора не достигли согласия относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.Также при недостижении согласия сторон коллективного трудового спора оформляется протокол об отказе сторон или одной из сторон от данной примирительной процедуры, и они приступают к переговорам о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.Последняя инстанцияРассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже определяется ст. 404 ТК РФ и является завершающей стадией примирительных процедур.Трудовой арбитраж – это орган по рассмотрению коллективного трудового спора, и он может быть временным или постоянно действующим.Временный трудовой арбитраж создается сторонами спора и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.Состав и регламент работы временного трудового арбитража устанавливаются решением работодателя (представителя работодателей), представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.Постоянно действующий трудовой арбитраж может создаваться при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, переданных ему по соглашению сторон. Коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж также в случае уклонения одной из сторон от участия в создании или работе примирительной комиссии.В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастовки.Если в целях разрешения спора забастовка не может быть проведена, создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.Срок рассмотрения спора в трудовом арбитраже:- на локальном уровне социального партнерства – в срок до 3 рабочих дней со дня приглашения (назначения) посредника;- на иных уровнях социального партнерства – в срок до 5 рабочих дней со дня создания временного трудового арбитража или передачи коллективного трудового спора на рассмотрение в постоянно действующий трудовой арбитраж.Необходимо отметить, что соглашения, достигнутые сторонами в ходе разрешения коллективного трудового спора, в том числе соглашение об урегулировании коллективного трудового спора, оформляются в письменной форме и имеют для сторон обязательную силу. Контроль за выполнением соглашений осуществляется сторонами коллективного трудового спора.Коллективные трудовые споры могут спровоцировать социальную напряженность в обществе и возникновение экономических проблем. Решение подобных конфликтов в рамках правового поля позволит обеспечить эффективность коллективно-договорного процесса и выполнение договорных актов, а также способствовать снижению напряженности в обществе.Таким образом, процедура рассмотрения коллективного трудового спора предусматривает широкое использование примирительных процедур и предполагает активное участие сторон в достижении компромисса. Это в полной мере согласуется с международным опытом и обеспечивает демократичность разрешения конфликтов в сфере труда.