Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции проект

Правоспособность и дееспособность юридического лица.

Как субъект права юридическое лицо обладает правоспособностью и дееспособностью . Термин «дееспособность» закону не был известен, а термин «правоспособность» появился лишь в Положении нотариальной части, рзначая не только способность к обладанию правами, но и способность к совершению актов (ст.

ством или принятия на себя обязательства» (решение 1896 г. № 44) .

Установленное таким образом в решении Правительствующего Сената разграничение между право- и дееспособностью было использовано в дальнейшем в разнообразных судебных решениях.

С момента своего возникновения юридическое лицо становится способным иметь права и обязанности, т.е. получает правоспособность.

В дореволюционной цивилистике был выявлен ряд спорных вопросов, касающихся объема правоспособности юридического лица, сохраняющих актуальность и по сей день.

Во-первых, является ли правоспособность юридического лица неограниченной (общей), т.е. может ли юридическое лицо совершать любые сделки, вступать во все юридические отношения, как и физическое лицо, настолько насколько это не противоречит закону и характеру соответствующих отношений; или же правоспособность юридического лица должна быть признана специальной, означающей, что юридическое лицо может вступать только в те юридические отношения, которые соответствуют цели его возникновения .

В дореволюционной цивилистике вопрос, касающийся объема правоспособности юридического лица, являлся чрезвычайно спорным, особенно ввиду того, что законодательство на этот счет не содержало определенных, исключающих всякие сомнения предписаний.

Заметим, что то или иное принципиальное отношение к юридическим лицам сознательно или бессознательно сказывалось и на вопросе о пределах их правоспособности.

Обращаясь к российскому дореволюционному законодательству, можно встретить, лишь незначительные указания на принцип специальной правоспособности. Так, в отношении акционерного товарищества указывалось, что «компания, которой правила единожды утверждены правительством, не может простирать своих действий, далее предназначенных ей пределов» (ст. 2153 ч. 1 т. X Св. зак.) . Отметим также, что в российской дореволюционной цивилистике наибольше признание получила специальная правоспособность юридического лица . Практика Правительствующего Сената также строго придерживалась принципа специальной правоспособности юридического лица .

Однако необходимо иметь в виду следующее. Принцип специальной правоспособности может иметь различное обоснование и в связи с этим различное практическое выражение. Можно, во-первых, считать, что уставная цель юридического лица составляет уже в силу самого закона естественный предел его правоспособности; тогда всякий акт юридического лица, выходящий за, этот предел,- считаться ничтожным. Но можно, во-вторых, понимать этот принцип и иначе. Целью ограничения можно считать не соблюдение естественных пределов правоспособности, а защиту интересов меньшинства, т.е. тех членов объединения, которые были не согласны с принятым решением. В таком случае акт юридического лица, выходящий за пределы его уставной цели, должен быть признан не ничтожным, а лишь оспоримым и только в том случае, если он наносит ущерб интересам оспаривающего.

В каком именно из этих двух возможных пониманий принцип специальной правоспособности защищается его сторонниками, это далеко не всегда может быть доподлинно установлено: часто обе точки зрения смешиваются, а между тем ценность и значение каждой из них различны.

Второй спорный вопрос относительно правоспособности юридического лица заключался в том, имеет ли правоспособность юридического лица только имущественный характер, ограничивается ли она только имущественными правами’и обязанностями.

Некоторые авторы указывали на то, что правоспособность юридического лица не ограничивается только имущественной сферой, имея ввиду такие лич- ные права как право принятия и исключения членов, право на имя и фирму, на печать, право на защиту репутации и др.

Последняя точка зрения в большей мере соответствовала законодательству.

Заметим, также, что специальная правоспособность по российскому дореволюционному законодательству могла быть ограничена законом в отношении отдельных категорий юридических лиц .

Понятие дееспособности юридического лица вызывало дискуссии в среде ученых. Зачастую отношение к этому вопросу в большей мере зависело от представлений о природе юридического лица.

Большинство цивилистов, придерживаясь теории фикции, отрицали на-

личие у юридического лица дееспособности . Так как дееспособность тесно связана с волей, писали они, а юридическое лицо само по себе лишено реальной воли, то, за юридическим лицом нельзя признать дееспособности. Само юридическое лицо не может совершать определенные действия. За юридическое лицо деятельность осуществляют его представители. Действия представителей признаются при помощи фикции действиями юридического лица.г

Однако закон, признавая юридическое лицо субъектом права, предполагал такую его организацию, при которой юридическое лицо могло бы .принимать решения, приводимые в исполнение его органами. Органы юридического лица не являются его представителями. Это часть юридического лица, тогда как представитель всегда есть нечто внешнее, самостоятельное по отношению к юридическому лицу. Поэтому нет необходимости в применении фикции для обоснования возможности принятия решений и осуществления юридически значимых действий самим юридическим лицом. Приняты решение, например, на общем собрании членов — значит выразить волю. Поэтому за юридическим лицом была признана не только правоспособность, но и дееспособность .

Дееспособность юридического лица вызывала сомнения в своей конструкции, объясняемые неясной конструкцией самого понятия юридического лица в гражданском праве дореволюционной России. На практике, в частности в решениях Гражданского кассационного департамента Правительствующего Сената вопрос о дееспособности решался, однако, таким образом, что за юридическим лицом признавалась способность к действиям в лице его органов.

Такими органами могли быть участники юридического лица и лица посторонние (в учреждениях). Орган не следует смешивать с представителем. Первый есть часть юридического лица, второй стоит вне его. Хотя представители теории фикции юридического лица, органы и иных лиц, действующих от имени юридического лица, считали его представителями.

Спорным был и вопрос о деликтоспособности юридического лица как части его дееспособности. Он также зависел от теоретических представлений о сущности юридического лица.

Известно, как долго- казался неразрешимым вопрос об ответственности юридических лиц за правонарушения (деликты): изречение Ульпиана «quid enim municipes dolo facere possunt?» («ведь что могут совершить муниципии со злым умыслом?») долгое время казалось непреложной аксиомой и заставляло довольствоваться по существу совершенно фиктивной ответственностью отдельных представителей.

Благодаря развитию реалистических представлений о природе юридического лица, большинство авторов теоретических работ, как и законодательство, признали возможность несения ответственности самим юридическое лицом, но в теоретическом обосновании этой ответственности не было единогласия.

Многие из цивилистов того- времени представляли эту ответственность» исключительно как ответственность за. чужую вину: вина агентов (органов, представителей) юридического лица рассматривалась как вина самого юридического лица. При этом, однако, упускали из виду целую массу случаев, когда причиной правонарушения и вреда явилась не вина того или иного представителя юридического лица, который действовал лишь в соответствии с данными ему инструкциями, а вина самого юридического лица, давшего ему эту инст- рукцию. Поэтому представители реалистической теории юридического лица, писали, что нельзя отрицать наличия известной корпоративной воли в том смысле, что воля корпорации представляет несомненный факт реальности, который и является основанием ответственности . Соответственно в первом случае, с точки зрения представителей теории фикции возникает ответственность за чужие действия (вина представителей юридического лица), а во втором, с точки зрения представителей реалистических взглядов на юридическое лицо — ответственность за собственные действия юридического лица (вина самого юридического лица).

Правоспособность и дееспособность (2)

Главная > Реферат >Государство и право

1. Общие положения право и дееспособности граждан 5

1.1. Понятие гражданской правоспособности 5

2.2. Понятие гражданской дееспособности 10

2. Случаи ограничения дееспособности 19

2.1. Ограничение дееспособности несовершеннолетних 19

2.2. Ограничение полной дееспособности граждан 21

Список использованных источников и литературы 26

Введение

Актуальность настоящей работы состоит в том, что правоспособность — способность иметь гражданские права и нести обязанности, следовательно, правоспособность означает способность быть субъектом этих прав и обязанностей, возможность иметь любое право или обязанность из предусмотренных или допускаемых законом. Ценность данной категории заключается в том, что только при наличии правоспособности возможно возникновение конкретных субъективных прав и обязанностей. Она — необходимая общая предпосылка их возникновения и тем самым их реализации.

Читайте также  Какие нужны документы для приватизации построенного дома

Правоспособность признается за всеми гражданами страны. Она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. Следовательно, правоспособность неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья.

Однако отсюда нельзя делать вывод о том, будто правоспособность — естественное свойство человека, подобно зрению, слуху и т.п. Хотя правоспособность и возникает в момент рождения, она приобретается не от природы, а в силу закона, т.е. представляет собой общественно-юридическое свойство, определенную юридическую возможность. В истории были времена, когда большие группы людей в силу действовавших тогда законов были полностью или почти полностью лишены правоспособности (например, рабы при рабовладельческом строе).

Целью настоящей работы является рассмотрение дееспособности граждан.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

— Проанализировать понятие гражданской правоспособности;

— Исследовать понятие гражданской дееспособности;

— Ознакомится ограничением дееспособности несовершеннолетних;

— Рассмотреть ограничение полной дееспособности граждан.

Нормативной базой данного исследования являются нормы действующего гражданского законодательства и постановления Пленума Верховного Суда и материалы судебной практики по данной теме.

Многие ученые-правоведы занимались исследованием вопросов, связанных с гражданской право и дееспособностью. При написании работы использовались следующие авторы: А.П. Сергеев, Ю.К Толстой, В.В. Залесский, М.М. Рассолова, М.Ю. Тихомирова, Е.А. Суханов, О.В. Захарова, А.А. Мохов, И.А. Михайлова и др.

1. Общие положения право и дееспособности граждан


1.1. Понятие гражданской правоспособности

В современном обществе ни один индивид не может существовать вне сферы действия гражданского права. Поэтому законодатель в области гражданского права исходит из того, что каждый человек должен иметь возможность быть субъектом гражданского права. Объем такой возможности для всех людей данного государства должен быть одинаковым, ибо это обеспечивает равноправие граждан, что является несомненным достижением современного цивилизованного общества.

С этой целью государство наделяет граждан правоспособностью (применительно к гражданскому праву — гражданская правоспособность). Под гражданской правоспособностью следует понимать признаваемую государством за гражданином возможность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности.

Правоспособность нельзя отождествлять с естественными правами человека. Правоспособность не принадлежит человеку от природы, ею человека наделяет государство, и объем ее также определяется государством. Правоспособность связана с гражданством. Приобретая гражданство, человек становится субъектом права данного государства. Неслучайно поэтому в Гражданском кодексе РФ говорится не о правоспособности физических лиц (т.е. людей) вообще, а именно о правоспособности граждан. Прежде всего, гражданам Российской Федерации предоставляется гражданская правоспособность в полном объеме. 1

Кроме граждан РФ, субъектами гражданского права могут быть иностранцы (лица, обладающие гражданством иностранного государства и не имеющие гражданства РФ) и лица без гражданства (т.е. не принадлежащие к гражданству РФ и не имеющие доказательств принадлежности к гражданству другого государства). Согласно ст. 1196 ГК иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных законом.

Статья 2 ГК закрепляет за иностранцами безусловный (т.е. не требующий взаимности со стороны государства иностранного гражданина) национальный режим. Суть его состоит в том, что права иностранцев на территории России определяются в принципе российскими законами, а не законодательством государства, к которому принадлежит иностранец. Презумпция безусловности означает, что для ограничения прав иностранцев необходимо прямое указание российского закона. Из предоставления иностранцам национального режима одновременно следует, что иностранец в РФ не может претендовать на какие-либо иные гражданские права, кроме тех, которые предоставлены по нашему законодательству гражданам РФ; иностранец не может требовать предоставления ему привилегий или установления изъятий из российского закона, т.е. иностранец не может обладать более широкими правами, чем граждане нашей страны.

Установив для иностранных граждан и лиц без гражданства национальный режим, закон допускает изъятия из этого правила, ограничивающие их правоспособность по сравнению с правоспособностью граждан Российской Федерации. Так, согласно Федеральному закону от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» 1 членами производственного сельскохозяйственного кооператива могут быть только граждане Российской Федерации.

Содержание гражданской правоспособности составляет совокупность гражданских прав и обязанностей, которые граждане могут иметь по действующему законодательству. Ввиду динамичности видов и объема, регулируемых нормами гражданского права отношений Гражданский кодекс РФ не дает исчерпывающего перечня таких гражданских прав и обязанностей. В ГК закрепляются лишь основополагающие, наиболее важные из них. Подчеркивается, что помимо них гражданину могут принадлежать и иные имущественные и личные права, если они не запрещены законом и не противоречат общим началам гражданского права.

В соответствии со ст. 18 ГК граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной, не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые, не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Согласно ст. 23 ГК гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (при условии государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя). Предпринимателем также признается глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

Наиболее существенные из перечисленных прав носят конституционный характер. Это — возможность иметь имущество в собственности, наследовать его, иметь право на жилище, права авторства (ст. ст. 35, 40, 44 Конституции РФ).

Правоспособность следует отличать от субъективного права. Правоспособность — общая предпосылка, на основе которой при наличии определенных юридических фактов у лица возникает конкретное субъективное право. Она представляет собой лишь абстрактную возможность иметь указанные в законе права и обязанности, тогда как субъективное право — уже существующее право, принадлежащее конкретному лицу, т.е. реализованная возможность. 1 Правам, входящим в содержание правоспособности, в отличие от субъективных прав, не соответствуют обязанности других субъектов. 2

Субъективное право — элемент правоотношения, а правоспособность — свойство субъекта права. Правоспособностью обладают все граждане РФ в одинаковом объеме. Объем субъективных прав у разных граждан различен. Конкретное право может отсутствовать у данного физического лица. Например, всем гражданам принадлежит возможность иметь право собственности, но право собственности на конкретное имущество есть лишь у конкретного гражданина. Правоспособность реализуется через конкретные субъективные права. Гражданин не может отказаться от правоспособности или ее части, а также передать ее другому лицу, тогда как большинство субъективных прав могут быть переданы.

Гражданская правоспособность неотделима от самого существования человека. Пока человек жив, он обладает гражданской правоспособностью. Статья 17 ГК закрепляет, что правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Момент, когда человек считается родившимся, определяется не юридическими, а медицинскими критериям (моментом начала самостоятельного дыхания). Жизнеспособность родившегося ребенка значения не имеет. Даже если ребенок родился нежизнеспособным и прожил очень короткий промежуток времени (например, несколько часов), он уже стал правоспособным со всеми вытекающими последствиями.

Не следует смешивать защиту законом прав будущего ребенка с моментом возникновения его правоспособности. Положение о том, что наследниками могут быть дети наследодателя, родившиеся после его смерти, нельзя трактовать как предусмотренный законом случай возникновения правоспособности до рождения человека. Если ребенок не родится живым, то и правоспособность не возникнет.

Читайте также  Что значит уволить по соглашению сторон

Прекращение правоспособности связано о биологической смертью, когда возврат человека к жизни исключен. Поэтому не следует связывать прекращение правоспособности с объявлением судом гражданина умершим, поскольку такое решение суда основано не на факте смерти, а на презумпции того, что человек умер. Возможность возвращения такого гражданина полностью исключить нельзя.

Общим правилом является то, что гражданская правоспособность возникает у гражданина с момента рождения в полном объеме. Однако следует признать, что из этого правила бывают отдельные исключения, касающиеся тех прав, которые не могут быть осуществлены через представителя (например, составление завещания).

Государство гарантирует правоспособность граждан. Статья 22 ГК закрепляет, что никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом; полный или частичный отказ гражданина от правоспособности или дееспособности и другие сделки, направленные на ограничение правоспособности или дееспособности, ничтожны, за исключением случаев, когда такие сделки допускаются законом.

Государство оставляет за собой право ограничить права и свободы граждан, если это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, но сделано это может быть только на уровне федерального закона (п. 2 ст. 1 ГК).

Конституция РФ (ст. 56) закрепляет возможность ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения с указанием пределов и срока действия такого ограничения, за исключением ограничения права на жизнь, достоинство личности, неприкосновенности частной жизни, права на защиту своей чести и доброго имени, права на жилище, судебную защиту прав и свобод и некоторых других.

Допускается ограничение правоспособности как мера наказания, установленная приговором либо определением суда по уголовному делу, в виде: а) лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; б) лишения права свободно передвигаться по территории страны (ссылка и высылка), но только на определенный срок в пределах, установленных законом.

Возможность ограничения гражданской правоспособности иностранных граждан в порядке ответной меры предусмотрена ст. 1194 ГК: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц».

Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции проект

1. Правоспособность, дееспособность, правосубъектность субъектов права

Правоспособност ь – это способность гражданина обладать гражданскими правами и нести определенные обязанности. Именно правоспособность является предпосылкой обладания конкретными субъективными правами, которые возникают лишь при наличии определенных юридических фактов, действий и событий.

Под правоспособностью понимают также признаваемую государством общую (иначе – абстрактную) возможность обладать установленными законом правами и обязанностями, способность быть их носителем.

Содержание правоспособности определяет комплекс прав и обязанностей, которыми может обладать субъект правоотношений. В законодательстве нет полного перечня прав, которые мог бы приобретать каждый субъект правоотношений, существует лишь перечень самых важных правовых возможностей.

Дееспособность – это способность субъекта собственными действиями приобретать и реализовывать права, создавать для себя обязанности и исполнять их. Концепция дееспособности исходит из того, что все субъекты права здоровы и степень развития их устанавливается по мере взросления. Дееспособность делят на общую и специальную.

По естественным причинам правоспособность и дееспособность не всегда совпадают. Все люди правоспособны, хотя не все из них одновременно дееспособны. При этом все дееспособные люди не являются правоспособными.

Полная дееспособность – возможность осуществлять все права и обязанности без исключения. Полная дееспособность наступает в полном объеме по достижении лицом восемнадцатилетнего возраста.

Частичная дееспособность бывает двух степеней: первая степень – это дееспособность малолетних с 6 до 14 лет. Сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Вторая степень частичной дееспособности – это дееспособность несовершеннолетних с 14 до 18 лет. В соответствии с законом они могут совершать все сделки малолетних и распоряжаться своими доходами, осуществлять авторские права, вносить вклады в кредитные учреждения, с 16 лет они могут быть членами кооператива.

Правосубъектность включает в себя четыре элемента:

1) правоспособность – это закрепленная в законодательстве способность субъекта иметь юридические права и нести юридические обязанности. Она начинается с момента рождения индивида и прекращается смертью. Правоспособность не является естественным свойством человека, а порождается объективным правом;

3) деликтоспособность – это способность человека отвечать за гражданские правонарушения;

4) правосубъектность определяется при помощи норм права, которые устанавливают основные и отправные права и обязанности. Имеет место и специальная правосубъектность, которая предусматривает другой правовой статус, в отличие от обычных субъектов. Так, в частности, субъектами со специальной правосубъектностью можно считать депутатов, кандидатов в депутаты, глав избирательной комиссии.

Восполнение и обеспечение правосубъектности физических лиц

1. Физическое лицо, в отличие от лица юридического, рождается, взрослеет и умирает. Между рождением и смертью физического лица, как правило, проходит значительное, во всяком случае по общечеловеческим меркам, время. Приобретаемая с рождением правоспособность поэтапно дополняется дееспособностью. Гражданин приобретает имущество, устанавливает связи с другими лицами, участвует в имущественных и неимущественных правоотношениях. Каждое физическое лицо, каждый индивид проживает не только юридическую жизнь (от появления правоспособности до ее прекращения), но и жизнь человеческую, биологическую, от особенностей которой зависит объем дееспособности гражданина и, следовательно, его правосубъектность. Гражданское право, заботясь о стабильности правоотношений, о равных для всех участников возможностях участвовать в юридической жизни, о непрерывности имущественных связей, об интересах контрагентов и третьих лиц, восполняет и обеспечивает различными способами надлежащий и необходимый уровень правосубъектности граждан.

Законодательством предусматриваются следующие специальные гражданско-правовые институты (юридические конструкции) по восполнению и обеспечению правосубъектности граждан:

а) опека и попечительство;

б) признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим;

в) регистрация актов гражданского состояния.

2. Опека и попечительство восполняют недостаточную дееспособность некоторых категорий граждан, обеспечивая полноценное (в первую очередь для иных лиц — контрагентов, должников, кредиторов и т.п.) участие последних в гражданских правоотношениях. Помимо Гражданского кодекса , отношения, связанные с опекой и попечительством, регулируются СК , а также специальным Законом об опеке и попечительстве.

Необходимо строго различать две категории: 1) опека и 2) попечительство.

Опека устанавливается над малолетними и гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства. Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени все необходимые сделки.

Попечительство устанавливается в отношении несовершеннолетних (14 — 18 лет), а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками и наркотическими средствами, граждан, которые вследствие психического расстройства могут понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц. Попечители в необходимых случаях дают согласие на совершение сделок подопечными, оказывают несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации (а также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами). Специальное законодательство об опеке и попечительстве детализирует, в частности, положения об органах опеки и попечительства, о правах и обязанностях опекунов и попечителей, об исполнении опекунами своих обязанностей, о распоряжении имуществом подопечного, о доверительном управлении имуществом подопечного, об освобождении и устранении опекунов и попечителей от исполнения своих обязанностей и др.

Читайте также  Договор дду с подрядчиком

При этом в ГК предусмотрено, что доходы подопечного расходуются исключительно в интересах подопечного. Опекун не вправе совершать, а попечитель давать согласие на совершение сделок по отчуждению имущества подопечного, иных сделок, влекущих уменьшение его имущества. Они, их супруги, близкие родственники по общему правилу не вправе совершать сделки с подопечным. При необходимости орган опеки заключает договор об управлении имуществом подопечного на началах доверительного управления, предусмотренного в ГК РФ.

В ГК и Законе об опеке и попечительстве предусмотрен институт попечительства в форме патронажа (помощника). Этот институт применяется в отношении совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Распоряжение имуществом в этом случае осуществляется на основании договора поручения или доверительного управления, а сделки совершаются с согласия подопечного.

3. В гражданском праве выработаны институты, призванные устранять неопределенность в отношении лиц, сам факт существования которых неизвестен. Это особо существенно именно для гражданского права, которое призвано обеспечивать максимально возможную определенность в регулируемых им отношениях и их участниках.

Такими институтами являются: а) признание гражданина безвестно отсутствующим и б) объявление гражданина умершим.

По мнению О.С. Иоффе, «безвестно отсутствующим гражданин признается, а умершим объявляется. Это означает, что в первом случае констатируется факт, но не какая-нибудь презумпция, тогда как во втором случае сам факт уже не может быть выявлен, и потому его существование презюмируется».

Признание гражданина безвестно отсутствующим производится судом по заявлению заинтересованного лица, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Годичный срок исчисляется со дня получения последних сведений об отсутствующем, а при отсутствии таковых — с первого числа месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, или даже с 1 января следующего года. Имущество безвестно отсутствующего при необходимости поступает в доверительное управление лица, действующего по договору с органом опеки. Это имущество может быть использовано для осуществления сделок и выполнения обязанностей отсутствующего. При явке безвестно отсутствующего по решению суда устраняются все указанные ранее правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим.

Объявление гражданина умершим также производится судом, если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал при обстоятельствах, дающих основания предполагать о его смерти или гибели, — в течение шести месяцев. Вместе с тем военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий. Днем смерти гражданина, объявленного умершим, является по общему правилу день вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Юридические последствия объявления гражданина умершим одинаковы с юридическими последствиями его смерти.

В случае явки гражданина, объявленного умершим, он вправе требовать от других лиц возврата сохранившегося имущества (кроме денег и ценных бумаг), если оно перешло к этим лицам безвозмездно. По возмездным сделкам имущество подлежит возврату, если доказано, что, приобретая имущество, приобретатели знали, что гражданин, объявленный умершим, находится в живых.

4. Для обеспечения определенности и устойчивости гражданских правоотношений ГК (ст. 47) предусматривает государственную регистрацию следующих актов гражданского состояния:

Регистрация этих актов производится органами записи актов гражданского состояния путем внесения соответствующих записей в книги регистрации актов (актовые книги) и выдачи гражданам свидетельств на основании указанных записей. «Акты гражданского состояния представляют собой административные акты, совершаемые компетентными на то органами, в которых соответствующие обстоятельства отражаются и закрепляются официальными документами. Они составляются только на прямо предусмотренные законом юридические факты и оформляются в порядке, также установленном законом».

Административные, технико-юридические вопросы о порядке внесения записей о гражданских состояниях, об исправлении и изменении этих записей, об их аннулировании и восстановлении и некоторые другие предусмотрены в специальном Законе об актах гражданского состояния.

Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву

Употреблялся ли римскими юристами термин «лицо» в применении к юридическим субъектам, не совпадающим с естественными лицами? Римское понятие о юридическом лице по взгляду Гирке. Значение терминов «corpus» и «universitas». Когда явились в римском праве юридические субъекты, которые не суть физические лица? Имущественное право римского государства и отличие имущественных отношений государства от имущественных отношений частных лиц. Имущественные отношения городов с введением муниципальной системы и имущественные отношения коллегий. Независимость существования юридического лица от смены и выбытия отдельных членов союза. Неизвестность классическому римскому праву институтов, учреждений или заведений. Церковные институты христианского времени и подведение их юриспруденцией под понятие союзов; признание за институтами особой личности. Конструкция лежачего наследства как фиктивного лица.

Понятие о юридических лицах в средневековой юриспруденции, светской и канонической. Учение Гейзе и Савиньи об юридических лицах. Учение германистов Безелера и Блунчли. Учение о бессубъектных правах: Демелиус, Виндшейд, Кеппен, Бринц, Беккер. Посредствующие взгляды Ранды и Белау. Взгляды романистов Кунце и Барона. Взгляд Лассона. Учение Иеринга, Сальковского, Цительмана, Больце, Леонгарда. Теория Гирке. Взгляды Карловы, Колера и Шлоссмана, Аффольтера, буркгарда, Рюмелина, Дювернуа, Бернатцика, Зродловского, Штоббе, Дернбурга и Регельсбергера. Конструкции Бирлинга и Книпа. Оценка разнообразных взглядов. Точки соприкосновения между корпорациями и институтами. Юридические лица как общественные организации. Взгляды Сермана и Джоджи. О капиталах и несамостоятельных институтах. Вопрос о деликтоспособности юидических лиц. Вопрос о лежачем наследстве как об юридическом лице с точки зрения современного права. В чем состоит прогресс новейшей юриспруденции, сравнительно с римской, по вопросу о существе юридических лиц?

А. Государство. В. Императорский престол. С. Политические общины: 1) города и колонии; 2) conventus civium romanorum; 3) селения; 4) про­винции. D. Вольные союзы: 1) религиозные коллегии; 2) похоронные коллегии; 3) collegia sodalitia; 4) коллегии ремесленников; 5) коллегии или декурии подчиненного служебного персонала; 6) общества или товарищества публиканов. Е. церковные институты христианского времени. F. Лежачее наследство.

Возникновевие государства, муниципий и лежачего наследства. Краткий очерк римского законодательства о вольных союзах конца республиканского и начала императорского периода: сенатусконсульт 685 – 690 а. u. с.; закон Клодия 695 – 696 гг.; сенатусконсульт 698 г. и закон Лициния; мероприятия Цезаря и Августа против опасных для государства обществ. Фрагменты Гая и Марциана. Возникновение похоронных коллегий. Возникновение религиозных институтов.

Семейственные права юридических лиц, патронат и опека. Владение юридических лиц; собственность и другие вещные права; права требования и обязанности; ответственность юридических лиц за модификации, вносимые в договор их представителями; деликтоспособность юридических лиц и ответственность за деликты; наследственное право юридических лиц по завещаниям и без завещания. Правоспособность лежачего наследства. Органы и представители юридических лиц: рабы; актор, или синдик; большинство собрания и отдельные должностные лица. Особый правительственный контроль над имущественным управлением городов и церковных учреждений. Смысл сопоставления представителей юридических лиц по римскому праву с опекунами и попечителями.

Способы прекращения юридических лиц по римскому праву: уничтожение юридической личности по воле государства; уничтожение религиозных институтов вследствие случайных событий или вследствие изменения цели института; отпадение или выбытие физических лиц, с организованным союзом которых связывалось юридическое олицетворение; постановление решения наличными членами корпорации об ее прекращении; истечение срока и смерть главного руководителя товарищества. Судьба имущества, принадлежавшего юридическому лицу.