Расторжение догвоора на ремонта по осаго

Часто задаваемые вопросы

К заявлению о расторжении договора страхования прикладывается документальное подтверждение факта, послужившего основанием для досрочного прекращения договора (за исключением случаев расторжения договора по добровольным видам страхования в период «охлаждения», а также, если иное не определено условиями договора/правилами страхования).

Обращаем Ваше внимание, что для возврата страховой премии необходимо указывать реквизиты Страхователя. Возврат третьим лицам не осуществляется.

По договорам страхования, заявления о расторжении по которым поданы в период «охлаждения» согласно Указанию ЦБ РФ от 20.11.2015 № 3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» (в течение 14 календарных дней с даты заключения), возврат денежных средств будет осуществлён в соответствии с вышеупомянутым Указанием ЦБ РФ.

При вызове специалиста службы аварийных комиссаров для осмотра, поврежденного ТС необходимо предоставить следующие документы:

Водительское удостоверение лица, заявляющего повреждение

СТС – свидетельство о регистрации транспортного средства

В случае ДТП (в случае если договор не предусматривает сбор данных справок сотрудниками службы аварийных комиссаров):

Справка о дорожно-транспортном происшествии по форме № 154

Постановление по делу об административном правонарушении / Определение; об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

В случае наступления страхового события в результате противоправных действий 3-их лиц:

  • Постановление о возбуждении уголовного дела/Постановление об отказе в возбуждении уголовного дела [1] .
[1] В случае самостоятельного вызова эвакуатора/манипулятора сохраняйте, пожалуйста, документы, подтверждающие оплату за оказанные услуги.

Произвести оплату страхового полиса с помощью банковской карты можно при доставке полиса курьером или при личном визите в офис Компании по адресу:

г. Москва, ул. Ленинская слобода, дом 26

Оплата принимается в будние дни с понедельника по четверг с 9:00 до 17:45 и в пятницу с 9:00 до 16:30.

Для ряда рисковых автомобилей франшиза является обязательным условием оформления полиса. Для других автомобилей ООО «Абсолют Страхование» предоставляет возможность оформления полиса с добровольной безусловной франшизой.

Фотофиксация — это один из двух способов передачи информации о ДТП в Российский союз автостраховщиков, что необходимо для увеличения предельного размера страховой выплаты со 100 до 400 тысяч рублей, если у участников ДТП отсутствуют разногласия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств или характера и перечня видимых повреждений транспортных средств, или до 100 тысяч рублей, если указанные разногласия имеются.
Фотофиксация это не просто набор фотографий, а структурированный пакет данных, формируемый на месте ДТП. Для выполнения фотофиксации можно воспользоваться мобильным приложениями «Помощник ОСАГО», «ДТП.Европротокол» или аналогичными приложениями страховщиков (если таковые имеются).
Второй способ передачи данных — использование технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов ГЛОНАСС информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия.
Для соблюдения требований к фотографированию необходимо следовать подсказкам мобильного приложения. Фотографии, выполненные без гарантии передачи в автоматизированную информационную систему ОСАГО некорректируемой информации (без использования мобильного приложения), не считаются фотофиксацией.

На этом экране показаны полисы ОСАГО, данные по которым ранее были введены пользователем. Это удобно, если используются несколько автомобилей, полисы можно пометить названиями (например, «Мой джип», «Авто сына» и т.п.). Наличие заблаговременно введенной информации поможет сэкономить время на месте ДТП.

Расторжение договора ОСАГО

Если Вы владелец автомобиля, то с самого его приобретения перед Вами встает множество вопросов: техобслуживание, оборудование гаража, периодические нарушения правил, ведущие к не очень приятному общению с работниками ГИБДД. А при желании снять автомобиль с учета или продать возникает вопрос о возможности возвратить часть оплаченных за страховку денег, ведь Вы уже перестали в ней нуждаться, а действие страхового полиса еще продолжается.

Основания / причины / условия расторжения договора осаго

Если страховка уже не нужна, то Вы должны заявить о необходимости досрочного расторжения заключённого ранее договора сотрудникам страховой компании для возврата части оплаченных денег.

Сотрудники компании обязаны предоставить страхователю в установленном порядке на протяжении пяти суток после подачи им письменного обращения сведений о страховании. Эти данные даются бесплатно.

Обычно люди не склонны внимательно читать договора, и сотрудники некоторых компаний пользуются этим. Обратите внимание, что Страховые компании могут заменять слово «Прекращение» «Расторжением», что влечет за собой другие юридические последствия при расчетах суммы возврата части страховки.

Заявление о досрочном расторжении Вы должны подать лично.

Подавая оригинал, не забудьте сделать его копию, на которой попросите оставить отметку о том, какого числа его приняли.

Как вариант, заявление можно отправить в заказном письме. Уведомление о вручении будет Вашей гарантией, что договор на самом деле был предоставлен на рассмотрение.

Отдавая оригинал документа, снимите несколько ксерокопий, они Вам еще пригодятся.

Расторжение договора страхователем

Досрочно расторжение договора может быть осуществлено только в том случае, если Вы и являетесь лицом, указанным в документе страхового полиса как «Страхователь».
Основанием для расторжения может быть заявление самого страхователя, в случаях:

  • продажа автомобиля;
  • невозможность восстановления машины после аварии или утилизация;
  • лишение страховой компании лицензии и других, предусмотренных в законодательстве случаях.

Дата получения заявления в письменном виде с пакетом предусмотренных документов является для страховой компании датой досрочного прекращения действия страховки.

Расторжение договара по инициативе страхователя

Досрочное расторжение договора может быть и со стороны страховой компании. Это бывает в случае выявления информации ложного или неполного характера, предоставленной Страхователем, во время заключения договора. В этом случае возвращение денежных средств оплаченных за страховой полис страхователем, не предусматриваются.

Дата получения письменного уведомления от страховой компании страхователем, является датой досрочного прекращения договора.

Расторжение договора страхования может быть «Автоматическим»

Поводом автоматического расторжения страховки может быть:

  • смерть собственника или страхователя;
  • ликвидация юридического лица страхователя;
  • ликвидации страховой компании;
  • утрата автомобиля;
  • и другие случаи, предусмотренные в законодательстве.

Досрочное «автоматическое» расторжение страхового договора, исключая случай «ликвидации юридического лица страхователя», предусматривает выплату страховой компанией части страховой премии, с вычетом 23%.

Датой автоматического прекращения договора, становится само событие, явившееся поводом расторжения, и подтвержденное необходимыми документами.

Необходимые документы для расторжения договора ОСАГО

  1. Вам необходимо иметь ксерокопию паспорта.
  2. Заявление о досрочном расторжении.
  3. Страховой полис и квитанция о его оплате, которые придется вернуть в страховую компанию.
    Кстати, перед тем, как будете отдавать оригинал страхового полиса, сделайте его ксерокопию и копию заявления о расторжении договора. Эти ксерокопии пригодятся Вам в случае невыплаты, и Вам придется подтверждать намерение компании о выплате денег.
  4. Так же необходимо иметь документ, подтверждающий право на возвращение части денег. — Продажа автомобиля должна быть подтверждена ксерокопией договора о купле — продажи или справкой счета.
    — Когда автомобиль утилизируют, это подтверждается актом об утилизации.
    — Смерть владельца автомобиля подтверждается ксерокопией свидетельства о смерти ксерокопией свидетельства о вступлении в наследство или справкой о скором вступлении в наследство, заверенной у нотариуса.

Заявление о досрочном прекращении / расторжении договора осаго

Во вложении вы можете скачать в электронном виде образец заявления о досрочном прекращении.

Возврат страховой премии

Получить деньги из страховой компании наследник сможет только после вступления в права наследства, что по законодательству возможно только через пол года, после смерти хозяина автомобиля.

Если наследник не один, то выплата делится между всеми наследниками.

Продавая автомобиль, помните, что для возвращения денег значима не дата заключения договора купли-продажи, а дата подачи заявления на расторжение страхового договора.

Если автомобиль был продан в апреле, а заявление о расторжении страхового договора было подано только в июне, то денег за эти два месяца, вернуть не удастся.

Чтобы получить к возврату большую сумму, необходимо как можно быстрее обратиться к сотрудникам страховой компании, чтобы оформить расторжение договора осаго при продаже автомобиля. В случае смерти страхователя договор прекращается автоматически, датой его прекращения является дата смерти.

Сроки возврата денег компанией

Страхователь, законный представитель или наследник должен получить причитающуюся часть в течение 14 суток после даты заявления прекращении договора ОСАГО. Если компания не вернула вовремя положенную Страхователю суму денег, то она обязана выплатить пеню размером в 1% за каждый день просрочки. Пеня не может превышать сумму равную стоимости полиса. При продаже автомобиля по «генеральной доверенности расторгать договор не стоит.

Нужно просто поменять имя «владельца» в страховом полисе и взять с покупателя денежную компенсацию за страховку.

Сколько возвращают? В каких случаях правомерно удержание 23%

Понятное дело, что каждая сторона отстаивает свои права. Со времен введения обязательного страхования ведутся споры по этому вопросу. Страховая компания считает, что удерживание 23х %правомерно.

Страховой структурой утверждены такие тарифы:

1. нетто-ставка, а это 77%, предназначена для самих выплат;
2. на нужды компании для ведения дел: сопровождения страхового полиса, приобретение бланков, для оплаты труда сотрудников и другие рабочие расходы отводится 20%;
3. далее идут отчисления:
РСА на формирование резерва компенсационных выплат отчисляется 3%;
на резерв текущих выплат компенсаций 2%;
и отчисления в резерв гарантий, составляют 1%.

Читайте также  Гаи приморский район вызов на место дтп

По логике страхователей, получается, что эти 23% (доход организации) расходуются и в случае, если клиент остается на весь период страхования и если расторгает договор досрочно. Многие страхователи с этим не спорят.

Но некоторые автолюбители, считают такие удержания после расторжения договора незаконными, обращаясь в суд.

Правила расторжения договора ОСАГО. На самом деле Правила ОСАГО умалчивают об удержании этих 23%, после расторжения договора. В пунктах о возврате страховой премии говорится лишь о праве страхователя получить часть страховой премии за не истекший срок без каких либо оговорок о процентах удержания. Получается, что владельцы застрахованных машин имеют право, при желании обратиться в суд и вернуть удержанные компанией 23%.

В некоторых ситуациях дело не доходит до суда, компания возвращает эту сумму после отправки страхователем заказного письма в РСА-ФССН и досудебной претензий страховой компании о получении своих денег.

Возвращаются ли деньги, если уже были выплаты?

Страхователю необходимо понимать не правомерность снижения или невозвращения страховой компанией оставшейся части денег, из-за того, что уже проводились выплаты.

Деньги за неиспользованный период, должны быть возвращены по обычной схеме без учета проведенных выплат.

Расторжение договора со страховой компанией, может стать сложным вопросом, так как многие моменты определены не четко, и их трактовка не однозначна.

Обычно, владельцы автомобилей, не вникают в тонкости расторжения договора, даже не интересуясь расчетом возврата, особенно, если до окончания действия страховки остался небольшой срок. Некоторым просто лень заниматься бумажной волокитой из-за небольшой, на их взгляд, суммы.

Но, если Вы хотите доказать свою правоту, то этого можно добиться.

Все чаще судебная система становится на сторону страхователя, защищая его права.

Адресный подход: почему договор ОСАГО могут расторгнуть

С начала года выросло число жалоб автомобилистов на одностороннее расторжение полисов ОСАГО со стороны страховых компаний из-за несовпадения адреса, указанного в паспорте, с данными в СТС или ПТС. Правомерен ли такой шаг и что еще может стать причиной подобной ситуации, выясняли «Известия».

Без полиса и без денег

«В основном поступившие за последние три месяца жалобы касаются «АльфаСтрахования» и ВСК. Единичные отзывы есть в отношении «Росгосстраха», — сообщает Агентство страховых новостей.

Схема одинакова: спустя некоторое время после покупки полиса страхователю приходит уведомление о расторжении договора ОСАГО из-за предоставления ложных сведений при оформлении. Далее страховые ссылаются на п. 1.16 правил ОСАГО и не возвращают клиенту уплаченную премию за расторгнутый договор.

Нужно отметить, что до 15% договоров ОСАГО содержат недостоверные данные. Согласно опросу, до 2% полисов расторгаются страховщиками из-за подозрений, что искажения привели к снижению премии.

Незаконная экономия

Одна из самых распространенных причин расторжения договора в компании «АльфаСтрахование» — неверно указанный адрес регистрации собственника автомобиля. К примеру, когда данные указаны согласно паспорту владельца, а не по ПТС или СТС — в том случае, если они не совпадают. Дело в том, что это может привести к «незаконной экономии» на ОСАГО для клиента, ведь размер выплат зависит в том числе и от территории преимущественного использования авто (ст. 9 закона об ОСАГО).

«Сведения о территории преимущественного использования транспортного средства являются существенными, поскольку влияют на вероятность наступления страхового случая», — пояснил юрист Европейской юридической службы Евгений Иванов. Однако в законодательстве нет четкого указания, как должна определяться и где фиксироваться эта территория.

Как гласит закон об ОСАГО, «территория определяется для физлиц по месту жительства собственника машины, указанного в паспорте транспортного средства (ПТС) или свидетельстве о регистрации транспортного средства (СТС) либо в паспорте гражданина». Разные страховые компании по-разному трактуют это положение. Так, в «АльфаСтраховании» считают, что ПТС и СТС имеют преимущества по отношению к паспорту.

Что говорят РСА и ЦБ

Такая позиция не нашла понимания в Российском союзе автостраховщиков (РСА).

«Владелец автомобиля при заключении договора ОСАГО по закону имеет право указывать как свой адрес по ПТС и СТС, так и адрес регистрации по паспорту», — прокомментировали «Известиям» ситуацию в РСА.

Центробанк, являющийся главным регулятором страхового рынка, разделяет позицию РСА.

«Законодательство не устанавливает приоритет одного из документов, которые используются для определения места жительства собственника — паспорта гражданина или ПТС/СТС», — подчеркнули в пресс-службе ЦБ РФ.

Банк России позже указал, что одностороннее расторжение договора ОСАГО страховщиком недопустимо «без подтверждения фактов представления собственником транспортного средства ложных или неполных сведений при заключении договора ОСАГО, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска».

Аналогичные споры неоднократно рассматривались в судах общей юрисдикции, в подавляющем большинстве случаев обращающихся к п. 9 постановления пленума Верховного суда РФ от 26.12.2017 № 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Вердикт обычно одинаков.

«Сообщение страхователем при заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа недостоверных сведений, которое привело к необоснованному уменьшению размера страховой премии, не является основанием для признания такого договора незаключенным или для освобождения страховщика от страхового возмещения при наступлении страхового случая», — рассказал Евгений Иванов.

В РСА рекомендуют обращаться напрямую к ним, если автовладелец, заключивший договор ОСАГО и указавший при его заключении данные регистрации по паспорту, столкнулся с ситуацией, когда ему предлагают расторгнуть договор ОСАГО по причине несоответствия адреса в паспорте и адреса в ПТС или СТС.

Мощный аргумент

Немалое число договоров были расторгнуты «АльфаСтрахованием» и из-за неверно указанных данных по мощности транспортного средства. Иногда дело доходит до абсурда, когда ложной признают заявленную мощность 100 л.с., тогда как, по данным ГИБДД, их у автомобиля 100,64. В этом случае потребитель заявил в жалобе, что на сайте «АльфаСтрахования» он не смог указать сотые доли. В схожей ситуации оказался другой страхователь, которому не удалось установить показатель «101 л.с.», так как на сайте можно выбрать только «100 л.с.» или «102 л.с.».

Просьбу прокомментировать ситуацию с расторжением договора ОСАГО в одностороннем порядке для «Известий» в «АльфаСтраховании» проигнорировали. Однако слова представителя компании приводит Агентство страховых новостей:

«Как правило, люди искажают те данные, которые влияют на размер итоговой страховой премии. Что касается проблемы с долями лошадиных сил, она почти полностью отсутствует в нашей компании (единичные случаи). Ошибочные расторжения полисов с добросовестными страхователями также единичны».

Что говорят другие страховщики

Другие участники рынка в «адресном подходе» пока замечены не были.

«В страховой компании «Согласие» нет такой практики. Мы идем навстречу клиентам, понимая, что не все перерегистрируются», — сообщил директор департамента андеррайтинга и управления продуктами «Согласия» Павел Нефедов.

В ВСК заявили, что компания никогда не применяла процесс расторжения договоров ОСАГО в связи с разночтениями адреса места жительства собственника ТС, указанного в ПТС, СТС и паспорте гражданина.

И всё же поводы для расторжения договора ОСАГО в одностороннем порядке существуют.

«Основанием для расторжения договора в связи с предоставлением недостоверных сведений являются п. 1.15 правил ОСАГО. Наиболее частой причиной расторжения договора служит некорректная информация о категории ТС (когда легковой автомобиль страхуется под видом мотоцикла или трактора), мощности ТС», — заявили в пресс-службе компании.

Злой умысел

Согласно п. 1.15 правил ОСАГО, страховщик только в одном случае вправе досрочно прекратить действие договора обязательного страхования, если имело место предоставление страхователем ложных или неполных сведений, имеющих существенное значение для определения степени страхового риска.

«В случае одностороннего расторжения договора ОСАГО и судебного спора страховщик должен доказать, что имел место умысел при сообщении страховщику заведомо ложных сведений», — предупредил юрист.

В соответствии со ст. 944 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора страхования страхователь обязан сообщить страховщику известные страхователю обстоятельства, имеющие существенное значение для определения вероятности наступления страхового случая и размера возможных убытков от его наступления.

При этом юрист напомнил, что при смене места жительства собственник ТС должен внести изменения в регистрационные данные. После поступления заявления об изменении вышеуказанных сведений страховщик вносит изменения в страховой полис, а также в автоматизированную информационную систему обязательного страхования.

Плохие советчики

Нужно признать, что опасения страховщиков в части недобросовестности клиентов часто бывают небезосновательны.

«Существуют недобросовестные посредники, которые указывают в системе заведомо неверные данные автовладельца, предполагающие небольшую страховую премию. При этом оформляют в pdf и распечатывают полис ОСАГО, в котором данные указаны правильно», — рассказали в РСА.

Больше всего таких недобросовестных посредников работает в «красных» регионах с высокими рисками мошенничества в ОСАГО. Список включает 20 регионов России, среди которых Краснодарский край, Адыгея, Дагестан, Карачаево-Черкесия, Северная Осетия, Ставропольский край, Чечня, Кабардино-Балкария, Ингушетия и другие. Здесь наблюдаются критически высокие показатели средних выплат, частоты страховых случаев и скользящего коэффициента.

Читайте также  Можно ли сдать обратно в магазин гитару

Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU — Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии «страховых» судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ. Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны — страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство. Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений «недобросовестных страхователей».

На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО. Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла. Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал «Интерфаксу» заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. «Росгосстрах» на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход. В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении. А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности. «Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра — это вполне разумные действия», — сказал «Интерфаксу» начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов. Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. «Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков», — отметил он.

Утраченному праву на экспертизу — еще несколько месяцев

Второе дело — тоже «росгосстраховское». Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. «Росгосстрах» посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. «Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований», — сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

«Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений», — резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании «Согласие» Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании «ВСК» платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец. В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС. Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

«Верховный суд принял обоснованное решение», — считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК «МАКС», у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все «пьяные» наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

«Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 — ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП», — предупреждает он. «Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны», — опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании «Оранта», у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику — «СК Мегарусс-Д» — за компенсацией, но получил отказ.

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: «Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат — безо всяких судов, просто по закону».

Доверенность — это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании «Гелиос» компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности. «Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица», — говорится в определении ВС.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. «Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны», — сказал «Интерфаксу» адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. «Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты», — сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. «В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства», — отметил Михальчик.

«Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями», — отметила руководитель юридического отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн» Татьяна Манакова. При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Читайте также  Дача ложных показаний депутатами

10 уже работающих изменений по ОСАГО 2021 (и 1 грядущее)

Изменения по ОСАГО, которые уже действуют

1. Новые расчеты выплат по ОСАГО на ремонт автомобиля

С 20 сентября 2021 года вступило в силу Положение Банка России №755-П , которое предусматривает новый способ подсчета убытков водителя, чей автомобиль пострадал в ДТП.

Согласно новым правилам, размер выплаты будет разный для каждого субъекта РФ. Во внимание берут стоимость запчастей в интернет-магазинах и розничных точках. Причем считают по месту ДТП, а не по месту регистрации автомобиля. Так что если житель столичного региона попадет в ДТП в глубинке, то и чинить машину выгоднее там же.

Каждые три месяца вместо шести будут пересматривать справочники средней стоимости страховых выплат. Ранее эту задачу выполняли профессиональные объединения страховщиков. Теперь в обсуждении средней стоимости запчастей, материалов и работ смогут принять участие в том числе и обычные водители. Возможно, их мнение будет учитываться. Присоединиться к общественному обсуждению можно на сайте РСА .

Если автомобиль попал в ДТП и на основании экспертизы ремонт составляет 60–85% от рыночной стоимости машины, то в этом случае подсчитывают стоимость уцелевших деталей, агрегатов и узлов. При этом остатки не должны иметь повреждений и следов предыдущего ремонта. Владелец имеет право оставить страховщику годные остатки. В этом случае можно рассчитывать на получение компенсации в полном размере. Если владелец забирает детали себе, то их стоимость вычитается из страхового возмещения. Решение принимает собственник автомобиля.

2. Возмещение по ОСАГО онлайн

С 2021 года водитель может подать заявку на получение выплаты по страховке через приложение «Помощник ОСАГО» (Google Play, App Store). Лимиты согласовываются в следующем размере:

  • 400 000 рублей: показания водителей сходятся, имеются фотографии с места ДТП;
  • 100 000 рублей: есть разногласия в показаниях водителей, нет фотографий или они недостаточно информативны.

Размер выплаты устанавливается после того, как будет проведена независимая экспертиза в течение пяти дней после ДТП, либо после осмотра на СТО.

3. Увеличение сроков на осмотр автомобиля после ДТП

При подаче неполного пакета документов, например, у автовладельца не оформлена диагностическая карта, на осмотр автомобиля отводится 15 рабочих дней вместо 5, как было ранее.

4. Отвязка диагностической карты от ОСАГО

С 22 августа 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „Об организации страхового дела в Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации». С этого момента при оформлении ОСАГО сокращается пакет требуемых документов. Водитель не обязан предъявлять диагностическую карту.

Закон об ОСАГО не предусматривает каких-либо преференций для автовладельцев, которые регулярно проходят техосмотр, как и повышающих коэффициентов для тех, кто его не проходит. Для страховой компании прохождение техосмотра не является фактором, заметно влияющим на убыточность. По данным Российского союза автостраховщиков, доля аварий в результате технической неисправности автомобиля — менее 0,1%. Тем не менее, при расчете цены полиса мы можем поощрять клиентов, которые при покупке ОСАГО для подтверждения своей обязательности и ответственности хотят предоставить страховой компании диагностическую карту.

5. Водителю предъявят регрессное требование

Ранее страховщики выдвигали регресс (требование возместить уплаченную сумму пострадавшему в ДТП автовладельцу в размере, выплаченной страховой компанией.Прим. ред.) только тем автовладельцам, которые осуществляли перевозку пассажиров и опасных грузов. Теперь под закон попадают и обычные автомобилисты.

С 1 марта 2021 года в статью 14 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» внесены изменения. Если водитель был признан виновником аварии, а его автомобиль имеет технические нарушения, которые привели к ДТП, то в этом случае страховая компания имеет право потребовать сумму, ранее выплаченную пострадавшему в качестве компенсации.

Согласно новому закону, регресс будет возможен при одновременном выполнении 3-х условий:

  • автовладелец является виновником ДТП;
  • автомобиль имеет неисправности;
  • не оформлена диагностическая карта.

6. Полис ОСАГО подорожал для нарушителей

На стоимость полиса влияет стаж и возраст автовладельца, количество нарушений ПДД, дорожно-транспортных происшествий, если автовладелец был виновником. Коэффициент расчета полиса зависит только от повторных нарушений.

С 2021 года действуют такие коэффициенты:

  • 4 нарушения и менее — 1,0;
  • 5–9 — 1,86;
  • 10 и более — 3,0.

Нарушения учитываются за истекший год. Для водителей, повторно нарушающих правила, полис подорожает в 2–3 раза. Ранее базовая ставка составляла 2746–4942 руб. В 2021 году цифры изменились: 2471–5436 руб.

7. Дистанционное расторжение договора ОСАГО

Указанием Банка России от 15 июля 2021 года определено, что водители могут в дистанционном формате прекратить отношения со страховой компанией. Речь идет об электронных и бумажных полисах. В этом случае страховая компания возвращает оставшуюся часть страховой премии по безналичному расчету.

Расторгнуть договор раньше срока водитель может в двух случаях:

  • автовладелец продал машину;
  • страховая компания лишена лицензии.

При подаче заявления онлайн на оформление ОСАГО водитель сам выбирает дату, с которой документ начнет действовать, но не ранее, чем через 72 часа. Страховщики получили право устанавливать границы для этого периода.

8. Отмена ОСАГО для следования к пункту техосмотра

В случае окончания действия полиса и диагностической карты одномоментно, водитель должен был оформить временное ОСАГО на 20 дней, чтобы доехать к пункту техосмотра. Согласно изменению в пункте 3 статьи 10 закона «Об обязательном страховании транспортных средств», автовладелец может сразу оформить постоянную страховку на год и на ее основании доехать к подразделению ГИБДД для регистрации автомобиля.

9. Перегнать купленную машину в другой регион без ОСАГО: можно или нет?

Ни в кодексе об административных правонарушениях ни в Правилах дорожного движения не упоминается отсрочка по страхованию после покупки автомобиля. У водителей возникает резонный вопрос: так можно или нельзя перегонять только что купленный автомобиль без ОСАГО?

Но в Разделе 2 ПДД «Общие обязанности водителей» сказано:

2.1.1(1). В случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена Федеральным законом «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», представить по требованию сотрудников полиции, уполномоченных на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства. Указанный страховой полис может быть представлен на бумажном носителе, а в случае заключения договора такого обязательного страхования в порядке, установленном пунктом 7.2 статьи 15 указанного Федерального закона, в виде электронного документа или его копии на бумажном носителе.

2. При возникновении права владения транспортным средством (приобретении его в собственность, получении в хозяйственное ведение или оперативное управление и тому подобном) владелец транспортного средства обязан застраховать свою гражданскую ответственность до совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им.

Так что в течение 10 дней после заключения сделки купли-продажи можно пользоваться автомобилем без ОСАГО , но если станете виновником ДТП, придется компенсировать ущерб самостоятельно. По истечении 10 дней согласно статье 12.37 КоАП РФ, водителя могут оштрафовать на 800 рублей, если он управляет автомобилем без ОСАГО.

Если новый владелец перегоняет автомобиль из одного региона в другой и не успевает обратиться в страховую компанию в течение установленного срока, то он может оформить временный полис ОСАГО на 20 дней.

10. Новый список документов для ОСАГО после отмены техосмотра

Для покупки полиса водитель предъявляет следующий пакет документов:

  • паспорт;
  • водительское удостоверение;
  • документы на транспортное средство;
  • заявление на оформление полиса;
  • договор купли-продажи, в случае покупки автомобиля в течение последних 10 дней.

Изменения по ОСАГО, которые заработают в ближайшее время

1. Штраф за отсутствие полиса ОСАГО

В 2019 году уже проводился эксперимент в Москве и Казани по фиксированию автомобилей, чьи владельцы проигнорировали оформление полиса. По состоянию на ноябрь 2021 года, позиция МВД сводится к тому, что штрафы с камер за отсутствие ОСАГО не приходят. Ожидается готовность информационных систем.

Известно, что штрафы будут выписывать только камеры Автодории, но в качестве эксперимента.

Итог — все изменения по ОСАГО в 2021–2022 г.г.

  1. Расходы на ремонт автомобиля после ДТП будут считаться на основании актуальных цен.
  2. В 2021 году получить возмещение ущерба после ДТП или расторгнуть договор со страховой компанией стало проще.
  3. Злостным нарушителям придется дороже платить за ОСАГО.
  4. При отсутствии диагностической карты страховщики могут чаще предъявлять регресс. Но для добросовестных водителей, которые проходят техосмотр, страховые компании рассматривают возможность поощрения.