Судебная система в индуистской правовой системе

На ПМЮФ обсудили конкурентоспособность национальной юрисдикции

17 мая в рамках IX Петербургского международного юридического форума прошла дискуссионная сессия на тему: «Конкурентоспособность национальной юрисдикции: перспективы и направления развития».

В начале дискуссии директор Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Игорь Барциц напомнил слова советника Президента РФ Вениамина Яковлева. Он отмечал, что для реформирования судебной системы исключительно важны две темы – подведомственности и единства правоприменительной практики, преодоление которых позволит сформировать действительно сильную правовую инфраструктуру. По мнению Игоря Барцица, сильная инфраструктура – привлекательная инфраструктура, то есть открытая и качественная. Спикер указал, что вопрос привлекательности национальных правовых систем – ключевой для развития юрисдикции и государства на современном этапе.

Игорь Барциц считает, что в России происходит смещение от социально-экономической справедливости к процессуальному неравенству перед законом, особенно в условиях новых технологий. Он отметил, что исчезает целый пласт профессий. Кроме того, все большее значение приобретает субъективный фактор – роль судьи, образования во всех системах общества. Это неравенство между теми, кто пользуется новыми технологиями, и теми, кто может себе позволить использовать их как вспомогательный фактор, что в контексте правового мышления приобретает особое значение.

Игорь Барциц указал, что юрисдикция – самый националистический аспект любой правовой системы. Он отметил, что иностранный гражданин может прочитать и понять материальное и процессуальное право, но, когда начнется судебный процесс, применение права будет не так однозначно.

Кроме того, спикер указал на сложность правоприменения, поскольку судья всегда хочет отстоять интересы своей страны, однако можно поддержать российского бизнесмена, но при этом потерять инвестиционную привлекательность своей страны, то есть решить конкретный случай и нанести ущерб национальной экономике.

Член Президиума Ассоциации юристов России, сопредседатель Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Андрей Назаров отметил, что политические изменения в странах с традиционной юрисдикцией, например в США, Великобритании, на Украине, внесли изменения в ожидания инвесторов. Спикер считает, что хранение капиталов в офшорах стало «токсичным», поэтому каждый пытается сделать их менее уязвимыми и вывести в те юрисдикции, в которых есть большая политическая предсказуемость. В этом смысле страны развивающегося рынка, в том числе и российского, где политическая обстановка достаточно стабильная, зарплата низкая, а налоги считаются невысокими, становятся привлекательными.

Андрей Назаров рассказал, что в 2018 г. Всемирный банк делал опрос для инвесторов, в котором спрашивал, что влияет на принятие решения об инвестициях в то или иное направление или страну. Главными составляющими оказались выгодность, безопасность, а также правовая и регуляторная среда. По его мнению, Россия за последние годы многое сделала для того, чтобы в этих направлениях стать конкурентоспособной.

Профессор университетского колледжа Лондона Attorney at law, NO&T Ода Хироши посчитал, что российская судебная практика требует улучшения, поскольку сейчас зачастую вышестоящий суд, в том числе и Верховный, рассматривает дело по существу.

Статс-секретарь – вице-президент по взаимодействию с органами власти и управления ПАО «ГМК «Норильский никель» Дмитрий Пристансков отметил, что в российском законодательстве существует несколько преференций: региональные, территории, опережающие социально-экономическое развитие, специальные инвестиционные контракты, промышленные кластеры, индустриальные парки, промышленные зоны, зона свободного порта Владивосток и так далее.

Спикер рассказал, что к концу года будет разработан законопроект о преференциях в арктической зоне, а уже сейчас Минфин подготовил законопроект о защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в РФ, цель которого – создание правовой основы для систематической и комплексной работы по поддержке инвестиционной деятельности. Другой законопроект подготовил Минэкономразвития – о преференциальных режимах. Он предусматривает унификацию правил, предоставление различных льгот.

Дмитрий Пристансков отметил, что конкурентоспособность и реализация проекта зависят от стабильности правового регулирования. Он указал, что в мировой практике защита прав инверторов осуществляется «дедушкиной оговоркой». По мнению Дмитрия Пристанскова, в России только начался процесс стабилизации оговорок, который обеспечит как минимум гарантии неухудшения фискальных налоговых тарифов. В то же время он отметил, что сейчас предусмотрены стабилизационные оговорки для отдельных субъектов: в Налоговом кодексе есть оговорка для резидентов территорий опережающего развития и свободного порта Владивосток.

Вице-президент по региональной политике и взаимодействию с органами власти и управления ОК «РУСАЛ» Елена Безденежных указала, что на данном этапе перед компанией стоит задача увеличения среднего и малого предпринимательства до 25 млн человек. Так, «РУСАЛ» вязал на себя обязательства по организации в Красноярской технологической долине комплекса, который должен обеспечить увеличение «потребления» алюминия гражданами. В данный момент в России оно составляет 6 кг, в то время как в Германии эта цифра находится на уровне 25 кг. Цель компании – привлечь малый и средний бизнес в производство товара и тем самым повысить уровень жизни, который высчитывается в количестве «потребленного» бытового алюминия.

Елена Безденежных отметила, что «РУСАЛ» столкнулся с правовыми проблемами, поскольку применить в данном случае имеющиеся льготы затруднительно. Она пояснила, что, когда компания начала привлекать иностранных инвесторов, те указали, что не понимают законодательство не только на правовом, но и на интуитивном уровне. Спикер подчеркнула, что малый и средний бизнес не может использовать механизмы, которые помогли бы ему выстроить работу «с нуля» в чужой стране.

Президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» Александр Калинин считает, что у России негативный цифровой след в международном цифровом поле. Говоря о форме, в том числе и о технологиях, он отметил: «Если ты не вкладываешься в упаковку, твой товар никто не купит». Говоря о содержании цифрового следа, он указал на качество судебной системы, кадров. Александр Калинин отметил, что правая система России постоянно производит дополнительные издержки для бизнеса, что приводит к непрерывному пересмотру бизнес-моделей. В связи с этим в 2018 г. было зафиксировано рекордное падение иностранных инвестиций. «Прежде чем призывать в российскую юрисдикцию иностранные компании, давайте остановим как минимум уход российского бизнеса в иностранные юрисдикции», – указал спикер.

Александр Калинин отметил, что одним из национальных проектов является экспорт, поэтому количество экспортеров должно вырасти в разы. Однако не факт, что они выберут для себя российскую юрисдикцию. Также он указал, что в Москве создана одна из лучших инфраструктур по IT, при этом, когда компании вырастают, они уходят.

Председатель Ассоциации адвокатов Индии Прашант Кумар отметил, что Индия и Россия имеют одинаковые проблемы. По его мнению, в СМИ освещаются только негативные аспекты цифрового пространства, а о положительном умалчивается.

Он рассказал о том, что Индия сильна в искусственном интеллекте. То, что он может заменить юриста, – неправда, поскольку судьи не обращают внимания на данные и разрешают конфликты так, как хотят.

Прашант Кумар отметил, что, когда Индия в 2017 г. провела реформы в сфере права, она поднялась с 170-го места на 133-е в рейтинге Всемирного банка «Doing Business». Спикер пояснил, что в рамках реформы были в том числе образованы коммерческие суды. Кроме того, указал Прашант Кумар, по всей стране ввели единый налог, потому что никто не хочет работать в сложной системе, которая заставляет бизнес терять уверенность в экономике.

Президент Ассоциации адвокатов Бразилии Крус Фелипе Санта отметил, что Бразилия сейчас как никогда открывается для рынка и приглашает сторонних инвесторов. При этом он подчеркнул, что юридическая система страны не так проста для понимания. Кроме того, спикер указал на большой уровень бедности.

Заместитель генерального директора по правовым, корпоративным и имущественным вопросам ООО «Газпром нефть шельф» Рустам Романенков считает, что необходимо бороться со структурой российских нормативно-правовых документов и порядком их изменения, который иногда опережает принятие.

По его мнению, на практике часто бывает, что решаются одни проблемы, а по пути нормативно создаются другие, поэтому скоординированность позиций бизнеса и государства на предварительной стадии имеет очень большое значение.

Юрист Altenburger LTD Алиса Буркхард рассказала, что в Швейцарии существует так называемый мировой суд, который по факту судебным органом не является, но он является обязательной досудебной инстанцией, где в роли судьи предстает человек без юридического образования. Так решается 83% споров, что дает снижение нагрузки на суды. Это, по мнению спикера, отличная поддержка для малого и среднего бизнеса.

Читайте также  Когда оплачивать ндфл с больничного листа

Председатель Комитета LAWASIA по ценным бумагам, корпоративному и инвестиционному праву, управляющий партнер Jeff Leong, Poon & Wong Джефф Леонг считает, что, чем больше разбирательств, тем больше ошибок совершает судебная система.

Индусское право: понятие, источник, особенности

Понятие и появление индусского права

Индусское право может основывать религия индуизма (брахманизм). Она призвана регулировать поведение членов индусской общины. Это право не стоит относить к правовой системе Индии. В Индии национальная правовая система сформировалась и получила развитие под влиянием английского права, а в современном мире она включена в правовую семью общего права.

Индусское право распространено на 300–350 миллионов индусов, большая часть из которых живет в Индии. Остальная часть индусов представлена национальными меньшинствами, проживающими в Пакистане, Малайзии, Бирме, Сингапуре, а также в странах восточного побережья Африки, включая Кению,Танзанию и Уганду.

Нормы индусского права используются в отношении всех индусов, вне зависимости от их места жительства, исповедующих сложную систему социальных, религиозных, философских взглядов. Эта система называется индуизмом.

Источники индусского права

Христианство, иудаизм и мусульманство в своей основе имеют концепцию равенства всех людей перед богом. Индуизм, в отличие от них, берет за основу идею о том, что люди с рождения разделяются на социальные иерархические группы (касты). При этом каждая каста наделена собственной системой прав и обязанностей, придерживается особой морали.

Идеи, которые проповедует индуизм (брахманизм), находят свое выражение в древних индийских памятниках II тысячелетия до нашей эры. Они называются «Ведами». Участникам различных вари, в соответствии с «Ведами» и другими источникам брахманизма, необходимо следовать божественно предустановленной для их Варне дхарме. Дхарма представляет собой понимание закона (правила поведения, обычаи), которое существует в индуизме.

Дхармашастры представляют собой своды правил поведения, которые составлены знатоками, известными учеными (дхармы), которые диктует религия индуизма. В число самых важных дхармашастр, которые составлены во II в. до н.э. – III в. н.э., можно включить Законы Ману, Законы Яйнавалка, Законы Нарада.

Законы Ману подчеркивают, что все, в том числе царь, должны следовать наставлениям и советам брахманов, касающихся дхармы. За нарушение этого были предусмотрены суровые земные наказания и загробная кара.

Важный источник индусского права (после дхармашастр) представлен нибандхазами, сборниками комментариев к дхармашастрам, которые были созданы в XII–XVII вв.

В тех ситуациях, когда не существует заранее устанавливаемых правил, индусское право дает рекомендации индивидам и судьям принимать к действию требования разума, справедливости и совести.

Индусское право не признает в качестве источников права законодательство страны и судебную практику.

Особенности индусского права

Идея прав человека чужая для индусского права, в его основе лежит система обязанностей, которые должны соблюдать все, кто не желает быть опозоренным и думает о потустороннем мире. Индуистская доктрина не считает правовыми источниками судебные прецеденты и акты, которые устанавливают светские правители. Тем не менее, она требует следовать приказам власти. В этом случае, даже когда есть закон, судья не должен использовать его всегда точно. По своему усмотрению, используя все возможные средства, он должен примирять власть и справедливость.

Главной чертой индусского права является тесная связь с религией, которая может являться неотъемлемой частью индуизма. В состав индуизма вместе с правом необходимо включить различные религиозные верования и обряды, ценности морали и философии, которые предполагают соответствующий образ жизни, порядок в обществе, социальную организацию.

Индусская правовая система является одной из древних в мире. Ее формирование происходило еще в древности и прошло двухтысячелетний путь. Индусское право в ограниченных пределах сохраняет собственное регулирующее значение до настоящего времени.

На последующее развитие индусского права существенно повлияло законодательство Англии и нормы общего права. После того, как в Индии была достигнута независимость в 1947 году, страна взяла курс на модернизацию индусского права и в целом национальной правовой системы. В 1950 году Конституция Индии устанавливает запрет на дискриминацию по мотиву кастовой принадлежности.

Индусское право представляет собой семью религиозного права, сложившуюся на базе индуизма и регулирующую поведение членов индусской общины. Оно используется в отношении всех индусов, которые исповедуют индуизм, что не зависит от их места жительства.

Судебная система в индуистской правовой системе

Скандинавская правовая семья- Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Исландия. Основные черты: • Не полностью восприняла Романо-германскую модель права; • Судебная практика и судебная система играют более важную роль, нежели в странах, принадлежащих к Романо-германской правовой семье; • Большое число унифицированных актов, действующих в равной мере во всех скандинавских государствах — обусловлено сходством языка, культуры, исторического развития, географическим положением, отсутствием в целом политических различий; • Не присущ прецедент как источник права; • Не придается большое значение (как в английской семье) процедуре, процессуальным нормам. Семья обычного (адатного, традиционного) права -страны Центральной и Южной Африки и Океании, в том числе Гамбию, Гану, Камерун, Малави, Мадагаскар, Сенегал, Того и другие.

Эволюция индуистской правовой системы

В период английского колониального господства Индия попала под действие прерогатив английской короны, актов английского парламента (статутное право), “общего права” и “права справедливости”.В колониальный период в Индии большую роль играл судебный прецедент как источник права. Однако судебная интерпретация текстов шастр была в значительной степени произвольной, носила беспорядочный характер. Роль главного интерпретатора была передана высшей апелляционной инстанции ? судебному комитету Тайного совета Великобритании.


Если до II половины XIX века основным средством модификации индуистского права был судебный прецедент, то во II половине XIX века благодаря влиянию колониального господства в сферу действия персональной системы права стал вторгаться закон. В колониальной Индии фактически была создана новая система права, получившая в правовой литературе название англо?индуистского права. Т.к.

Индуистская правовая система

В результате судебной практики место классического индусского права постепенно заняло “ английско-индусское право”[233]. Тем не менее, полного вытеснения индусского права не произошло, и ряд его традиционных норм и институтов продолжал действовать. Современное индусское право.Многие положения модернизированного индусского права, действующие в современной Индии, не распространяются на индусские общины вне Индии, где продолжают действовать нормы традиционного индусского права.В целом к настоящему времени проделана большая работа по кодификации индусского права[234].Ныне сфера действия старых правовых обычаев резко сократилась.

Однако и сейчас индусское право используется при регулировании таких вопросов, как правовое положение детей, опекунство, усыновление, брак, раздел и наследование имущества. Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные.

Классификация к. цвайгерта

В структуре общего права можно выделить группу английского права(Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия и т.д.), а также право США — оно имеет своим источником английское право, но также имеет особенности: • наличие в США федеральная Конституция; • наличие дуализма правовой системы (наряду с прецедентным правом действует система законодательства. Но законодательные нормы входят в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования судами) • в федеральной системе США штаты обладают большой самостоятельностью и суды одного штата необязательно должны ссылаться на судебные решения другого штата; • высшие судебные инстанции не связаны собственными прецедентами, а поэтому право США обладает большой гибкостью, манѐвренностью, приспособляемостью к изменяющимся условиям. • многие штаты имеют кодифицированное законодательство.

Индуистское право

Так, устаревшие нормы права собственности были вытеснены общим правом. И наоборот, в области семейного и на следственного права действовал принцип, согласно которому «все дела, касающиеся наследств, браков, каст и других религиозных обычаев или институтов», следовало решать в соответствии с нормами индуистского права. Английскому судье было трудно реализовать этот принцип.
Среди моря юридической литературы лишь немногие работы были первоначально переведены с санскрита на английский язык. Но даже эти работы часто оставались загадкой для судей, так как они практически не имели почти никакого представления об условиях жизни индусов и неписаных правовых традициях. Поэтому поначалу пытались решить проблему, привлекая в суды местных странствующих знатоков «дхармащастр» пандитов, у которых английские судьи могли по лучить необходимые сведения по специальным вопросам индуистского права.

Индусское судебное право и правовая система

Сформировалась более 2000 лет назад. Основные черты: • связь с кастовой системой, основной догмой которой является положение о том, что все люди с рождения разделены на социальные иерархические группы — касты — каждая имеет свою систему прав, обязанностей и морали; • источник права и религии — Веды — сборники индийских религиозных песен, молитв, гимнов, содержащих по существу, правила поведения; • основа — обычаи в регулировании вопросов права наследования, правового режима имущества отдельных членов неразделенной семьи и раздела семейного имущества; • источник индуистского права — изначально труды и комментарии ученых; после обретения независимости от Британии — происходит кодификация законов индуистского права, был принят ряд законов, унифицировавших брачное право, о наследовании, об усыновлении и другие.

Читайте также  Можно ли вернуть вышивку в магазин

Современная правовая система индии

Современное индуистское право невозможно рассматривать в отрыве от его истории, которая коренным образом повлияла на его развитие. Поэтому на протяжении данного исследования мы постоянно будем касаться истории становления данной правовой системы. В целом, выделяют четыре этапа развития индуистской правовой системы: ? примерно 800-200 г.

до н.э. до XIII в. развитие традиционного индуистского права (веды ? первые письменные памятники; «шмрити» ? «юридические книги»; «дхармащастры» ? всеобъемлющие сборники норм поведения, написанные в стихотворной форме; и мн.др.); ? с XIII в. до XVIII в. значительное влияние мусульманского права на правовую доктрину индуизма; ? к.XVIII сер.XX британское колониальное господство; ? сер.XX в. до настоящего времени развитие системы права в период независимости Индии.

Индусская правовая система

Три разновидности закона: кодексы; специальные законы (текущее законодательство; сводные тексты норм. 3. Общие принципы — подчинение права справедливости. 4. Развитие международных связей — международное право.

Своеобразное положение обычая — он может действовать в дополнение к закону и помимо закона. 6. Судебная практика — вспомогательный источник. Кассационный суд — высшая судебная инстанция (егорешение может восприниматься другими судами как фактический прецедент). Англосаксонская правовая система.Основной источник права — судебный прецедент.

Судьи решают только конкретный спор (более гибкие нормы права и менее абстрактные, но одновременно право более казуистичное и менее определенное). Характерные особенности: 1. Отсутствует деления права на публичное и частное (право делится на общее право и право справедливости). 2.

5.индийская правовая система

Индуистское право было значительно модернизировано и кодифицировано в независимой Индии. Несмотря на это, и современное индуистское право, основанное на ряде традиционных концепций, имеющее ряд специфических институтов, действующее на персональной основе, дает основание отнести его к традиционным системам права. Уже после обретения независимости в 1947 году индийское правительство представило парламенту проект кодекса индуистского права, в котором была сделана попытка создать единую законодательную основу для семейного и наследственного права.

Этот проект встретил решительное противодействие как со стороны закоренелых консерваторов, у которых даже упоминание о кодексе вызывало аллергию, так и со стороны тех, кто был против отмены определенных правовых обычаев, получивших распространение в ряде регионов страны.

§ 2. Индуизм в правовой системе индии

Единообразный гражданский кодекс Индии разрабатывался одновременно с проектом Конституции. Но ему не было суждено вступить в силу. Против его принятия выступили не только мусульмане, но и ортодоксальные индуисты, и приверженцы идей светской государственности.

Показательны в этом отношении дебаты в Учредительном собрании при обсуждении проекта Кодекса индуистского права, который должен был систематизировать обновленные правовые нормы таких институтов индуизма, как брак, развод, наследование и усыновление, и со временем стать частью единообразного гражданского кодекса Индии. Проект вызвал множество споров. Так, в одном из выступлений утверждалось, что он идет «против самой структуры, самой религиозной основы индуизма» и необходимые реформы должны проводиться постепенно на основе накопленного опыта .

См.: Constituent Assembly of India. Legislative Debates. Vol. 1, November 1947. P. 41 (Speech of Mr. Naziruddin Ahmad).

Как отмечал известный индийский ученый У.К. Саркар, «ни один другой билль не был в состоянии взволновать народ так глубоко и сильно. Народ страны разделился на две части — за и против билля» .

Крашенинникова Н.А. Индусское право. История и современность. С. 135.

От проектов систематизации норм гражданского законодательства и индуистского права пришлось отказаться. Впрочем, многие необходимые реформы были проведены посредством принятия отдельных актов. В частности, преобразование индуистских брачно-семейных отношений было осуществлено Законом о браке индусов (1955 г.), Законом о наследственных правах индусов (1956 г.), Законом об усыновлении и содержании индусов (1956 г.).

Указанные акты достаточно широко трактуют понятие индусов. Так, Закон о наследственных правах указывает, что «его действие распространяется:

(a) на каждое лицо, которое является индуистом по вероисповеданию в любой из его форм либо проявлений. (b) на каждое лицо, которое является буддистом, джайнистом или сикхом по вероисповеданию (c) на каждое другое лицо, которое не является мусульманином, христианином, парсом или иудеем по вероисповеданию, если только не будет доказано, что такое лицо не должно подпадать под действие индуистского права или любого обычая, а также традиции как части этого права в вопросах, урегулированных настоящим Законом. Следующие лица признаются соответственно индуистами, буддистами, джайнистами или сикхами по вероисповеданию: (a) любой ребенок, рожденный в законном браке, либо внебрачный ребенок, обоими родителями которого являются индуисты, буддисты, джайнисты или сикхи по вероисповеданию; (b) любой ребенок, рожденный в законном браке, либо внебрачный ребенок, один из родителей которого является индуистом, буддистом, джайнистом или сикхом по вероисповеданию и который воспитан как член племени, сообщества, группы или семьи, к которой принадлежит либо принадлежал такой родитель; (c) любое лицо, которое обращено либо возвращено в лоно индуистской, буддистской, джайнистской либо сикхской религии» (ст. 2).

Аналогичные формулировки содержатся и в Законе о браке индусов (1955 г.), и в Законе об усыновлении и содержании индусов (1956 г.). Но четкого ответа на вопрос о том, кто может быть отнесен к индуистам, эти акты не дают. Пробел в законодательстве был восполнен в решении Верховного суда Индии по делу «Брамчари Сидхесвар Шаи и другие против штата Западная Бенгалия» (1995 г.), в котором были определены семь отличительных признаков индуизма:

«1. Признание Вед и их почитание как высшего источника в религиозных и философских вопросах, а также признание и почитание толкования Вед, данное индуистскими мыслителями и философами, как единственной основы индуистской философии.

2. Дух терпимости и стремление к пониманию и доброжелательной оценке к позиции оппонентов, основанные на осознании многогранности правды.

3. Признание великого мирового ритма как длительных периодов создания, развития и распада, которые сменяют друг друга в бесконечном и последовательном круговороте, что признается всеми шестью школами индуистской философии.

4. Признание всеми шестью школами индуистской философии веры в реинкарнацию и предшествующие рождения.

5. Признание факта множественности средств или путей к спасению.

6. Осознание той истины, что поклонение Богам может принимать разные формы, но что также есть те индуисты, которые не верят в поклонение идолам.

7. В отличие от других религий или вероисповеданий, индуистская религия не связана с какими-либо определенными философскими концепциями. » .

Bramchari Sidheswar Shai and others Versus State of West Bengal. В этом решении представлена расширенная трактовка позиции Верховного суда, сформулированная в 1966 г.

Многие законодательные акты Индии подтверждают действие норм и обычаев индуистского права. Так, Закон о браке индусов (1955 г.) описывает церемонию заключения брака по древним индуистским обрядам: «1. Индуистский брак может быть заключен в торжественной форме в соответствии с традиционными обрядами и церемониями одной из сторон, вступающей в брак. 2. Когда такие обряды и церемонии совершаются по форме саптапади (а именно посредством семи шагов, которые жених и невеста вместе делают перед священным огнем), брак считается заключенным и обязывающим обе стороны, когда они делают последний, седьмой шаг» (ст. 7).

Hindu Marriage Act 1955 (Act N 25, May 1955).

Закон о наследственных правах индусов (1956 г.) сохраняет действие ряда норм правовой школы Митакшары, касающихся общесемейной (родовой) собственности (ст. ст. 6, 30) . Более того, и судебная практика, и законодательство постоянно разрабатывают нормы по их совершенствованию. В частности, Законом 2005 г. о внесении поправок в Закон о наследственных правах индуистов предоставлены дочерям сонаследников общесемейной (родовой) собственности равные права с их сыновьями .

Читайте также  Правоспособность и дееспособность как юридические конструкции проект

См.: Hindu Succession Act 1956 (Act N 30, 17 June 1956).

См.: Hindu Successsion Act 1956 (Amendment), Act 2004 (Act N 39. September, 2005).

Индуистское право оказывает мощное воздействие на современное право Индии и в более скрытых или завуалированных формах. В этом отношении показателен Закон о судах «грем найалайес» (2009 г.), который предусматривает учреждение судов междеревенских объединений панчаятов. В обязанности этих судов входит, в частности, «предпринимать усилия по урегулированию и примирению сторон в гражданских спорах»:

«1. В каждом иске или процессе должны быть предприняты усилия судом «грем найалайес» во всех случаях, когда это возможно, с учетом характера и обстоятельств дела, содействовать, убеждать и примирять стороны в достижении соглашения по предмету иска, претензии или спора, и, выполняя эту обязанность, суд «грем найалайес» должен соблюдать те процедуры, которые могут быть предписаны высоким судом.

2. Когда в каком-либо иске или процессе суд «грем найалайес» приходит к мнению, что существует вероятность примирения сторон, он может отложить рассмотрение дела на такой срок, который он сочтет необходимым для того, чтобы стороны пришли к такому соглашению.

3. Когда какой-либо процесс приостановлен в порядке, предусмотренном в пункте втором, суд «греем найалайес» может по своему выбору передать дело одному либо большему числу посредников с целью примирения сторон» .

Gram Nyayalayas Act 2009 (Act N 4, February 2009).

Указанные нормы не только возрождают древний индуистский институт примирения сторон, но и придают ему особое значение как высшей ценности и вместе с тем основной задачи правосудия. Какой-либо связи с англосаксонским общим правом они не имеют и могут рассматриваться исключительно, как порождение индуистской традиции права.

Следует отметить, что в литературе крайне преувеличивается влияние общего права на правовую систему Индии. В частности, отмечается, что Индия заимствовала прецедентное право. Однако множество источников свидетельствуют о том, что судебные прецеденты были одной из основных форм развития индуистского права на протяжении всей его истории.

В Индии сохраняется действие многих актов британских колониальных властей: Гражданско-процессуального кодекса (1908 г.), Закона Индии о судебных доказательствах (1872 г.) и др. Этот факт также приводится как одно из основных доказательств рецепции общего права. Однако в этих суждениях не учитывается то обстоятельство, что колониальные акты инкорпорировали многие нормы индуистского права. В силу этого они не могут рассматриваться только как средство «механического» переноса норм общего права в правовую систему Индии.

Вместе с тем необходимо отметить, что восприятию общего права во многом способствовала близость многих правовых институтов. Так, Закон о договорах (1872 г.) вводил институт встречного удовлетворения, хорошо известный индуистскому праву . А нормы Закона о доверительной собственности (1882 г.) соответствовали той практике, которая сложилась в регулировании собственности «бинами» по индуистскому праву .

См.: Крашенинникова Н.А. Индусское право. История и современность. С. 87, 88.

Впрочем, решающее значение в восприятии многих институтов и норм общего права имело другое обстоятельство — эффективность решения задач. Именно это обстоятельство объясняет, почему авторы Конституции Индии заимствовали британскую модель парламентаризма, а индийские суды восприняли многие прецеденты не только колониальных, но и британских судов. Наиболее полно использовались такие инструменты судов общего права, как судебные приказы habeas corpus, mandamus, injunction, quo warranto, certiorari и др.

Но точно таким же образом индуистское право впитывало в себя ценности и нормы иных правовых систем: буддизма (V — I вв. до н.э.), ислама (X — XVII вв.), социализма (XX в.). Чтобы убедиться в этом, достаточно открыть страницы Конституции Индии, сохраняющей и сейчас заимствования из законов буддийского царства Ашоки Приядарши, исламской империи Великих Моголов, социалистической России.

Так, преамбула Конституции Индии провозглашает, что Индия является социалистической республикой. Статья 31А сохраняет действие институтов земельной собственности, действовавших во времена Великих Моголов. А ст. 51А подтверждает приверженность буддийским ценностям согласия и общего духовного братства между всеми народами Индии независимо от их религиозных, лингвистических, региональных или местных различий.

Эти ценности реализуются в разных объемах и формах. Так, норма ст. 51А используется для обоснования множественности объектов правового регулирования. В правовой системе Индии действуют отдельные законы, регламентирующие личную и некоторые стороны общественной жизни не только индуистов, но и мусульман, зороастрийцев, сикхов и христиан.

В частности, остаются в силе принятые в колониальную эпоху акты о мусульманском личном праве (о применении шариата) (1937 г.), о шариате (1937 г.), о расторжении мусульманского брака (1939 г.) . Вопросы мусульманского права были предметом законодательного регулирования и после обретения независимости. В качестве примеров можно привести Закон о мусульманских женщинах (о защите прав при разводе) (1986 г.) и Закон о вакфе (1995 г.) .

См.: Muslim Personal Law (Shariat) Application Act 1937, Shariat Act 1937, Dissolution of Muslim Marriages Act 1939.

См.: The Muslim Women (Protection of Rights in Divorce) Act 1986; Wakf Act 1995 (Act N 43, November 1994).

В заключение необходимо отметить следующее. Каким бы значительным ни казалось влияние общего права и какой бы широкой ни была сфера действия мусульманского, христианского и другого инородного права, решающее влияние на развитие правовой системы Индии оказывает индуистское право.

Обращаясь к этой теме, один из крупнейших специалистов по индуистскому праву В. Менски писал: «Я утверждаю вопреки бесконечным дебатам о модернизации и светскости Индии, что индуистское право как доминирующее личное право Индии, регулирующее социальную жизнь более чем миллиардного населения Индии, продолжает играть ключевую роль в развитии государственного правового механизма и сохранит ее в будущем. И здесь не имеет значения, нравится это ученым или нет. Это тот факт и та правовая реальность, которые нельзя игнорировать, если мы действительно хотим понять, как и почему Индия развивалась так, как она развивалась» . Индуистское право оказывает огромное воздействие на современную правовую систему Индии, оставив ей в наследство не только отдельные институты и нормы, но и идеологию, и психологическое восприятие права. По сути, современная правовая система Индии это ничто иное, как «реинкарнация традиционного индуистского права» . И иной она не может быть.

Студентам

Программы второго диплома

Абитуриентам

  • Направления подготовки
  • Поступление
  • Институты
  • Филиалы
  • Вопрос-ответ
  • Об университете

Школам

Сотрудникам

Научная публикация — это реально!

Выпускникам

Партнерам

Раздел находится в стадии заполнения контентом. Приносим извинения за доставленные неудобства!

Работодателям

  • Перечень специальностей
  • Центр взаимодействия с работодателями

Прессе

Девиз пресс-службы —
«оперативно и достоверно».

  • Пресс-служба
  • Сообщения в СМИ
  • Аккредитация

  • Об университете
  • Цифровой университет
  • Наука
  • Образование
  • Инновации
  • Интернационализация
  • Эндаумент
  • Творчество
  • Спорт
  • Институты
  • Филиалы
  • Контакты
  • Обратная связь

Профессор из Индии прочитал лекцию для студентов вуза

09:54, 31 марта 2021

Он познакомил учащихся с правовой системой своей страны

Лекция прошла в онлайн-формате. Фото: пресс-служба УрФУ.

Лекция на тему «Правовая система Индии» от профессора юридического факультета Университета Дели Ашутоша Кумаро Джа прошла 26 марта в институте экономики и управления УрФУ.

Профессор Джа выступил на английском языке, последовательный перевод на русский осуществила руководитель образовательной программы «Правовое обеспечение национальной безопасности» Евгения Кузнецова.

Правовая система Индии уникальна — она объединяет систему традиционного права, существовавшего в Древней Индии и основанного на обычаях и религии, систему англо-саксонского права, привнесенного британскими колонизаторами, систему религиозного права, а также элементы романо-германской системы права. Такое сочетание дает возможность учитывать потребности мультикультурного и многоконфессионального общества в Индии, а также приводит к существованию особого вида законов, обобщающих правила поведения в личной сфере (семья, наследование, правопреемство в семье) для лиц, которые исповедуют наиболее распространенные в Индии религии (индуизм, мусульманство и христианство).

Профессор Джа также рассказал о судебной системе Индии, о юридической силе решений Верховного суда Индии, о порядке рассмотрения обращений граждан в судебные органы.

Материал, представленный на лекции, заинтересовал студентов. Они задавали вопросы, связанные с соотношением юридической силы разных источников права в правовой системе Индии, полномочиями Верховного суда, правовым статусом представителей разных каст в обществе.

«Подобный формат открытой лекции мы опробовали впервые. Теперь он возможен благодаря развитию информационных технологий в период пандемии. Этот формат позволяет обмениваться опытом с зарубежными коллегами и получать информацию из первых уст», — отметили организаторы лекции.