Является ли руководитель ликвидационной комиссии предпринимателем

Порядок ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования

Ликвидация юридических лиц (прекращение деятельности индивидуальных предпринимателей) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь и Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 .

В случае принятия решения о ликвидации юридического лица собственник имущества (участники, учредители) этого юридического лица назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации. При этом срок ликвидации (прекращения деятельности) не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) с правом его продления, но не более чем до двенадцати месяцев.

При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не может быть назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель этого юридического лица. Требования к лицам, которые могут быть назначены председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) в этом случае, определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)».

До представления документов в регистрирующий орган председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору), прекращающему деятельность индивидуальному предпринимателю необходимо:

  • решить вопрос о необходимости обращения к аудитору за независимой оценкой его деятельности (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 июля 2017 г. № 500 «О некоторых вопросах оказания аудиторами услуг по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности)»);
  • оплатить услуги учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси».

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица, индивидуальный предприниматель в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности) обязаны представить в регистрирующий орган следующие документы:

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) юридического лица:

  • заявление о ликвидации юридического лица ;
  • решение о ликвидации юридического лица (решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется));
  • легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — в случае если собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица является иностранная организация.

При этом сотруднику регистрирующего органа предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия, в случае, если от имени юридического лица выступает уполномоченное лицо;
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» (за исключением случая оплаты посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства).

Индивидуальный предприниматель

При этом сотруднику регистрирующего органа предъявляются:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий полномочия, в случае, если от имени индивидуального предпринимателя выступает уполномоченное лицо;
  • документ, подтверждающий оплату услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» (за исключением случая оплаты посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства).

Документы, необходимые для начала процедуры ликвидации, могут быть представлены в регистрирующий орган как путем личного обращения, так и в электронном виде посредством
веб-портала ЕГР .

В этом случае заявление о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) заполняется на веб-портале ЕГР и подписывается электронной цифровой подписью. К заявлению о ликвидации юридического лица также прикрепляются необходимые документы в формате .pdf.

Сведения о ликвидации (прекращении деятельности) субъекта хозяйствования размещаются на официальном сайте журнала «Юстиция Беларуси» в результате электронного взаимодействия регистрирующего органа и данного журнала.

Для завершения процедуры ликвидации (прекращения деятельности) субъекта хозяйствования необходимо:

Председателю ликвидационной комиссии (ликвидатору) юридического лица

1. сдать на хранение в архив документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников;

2. представить в регистрирующий орган:

  • ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственником имущества (учредителями, участниками);
  • оригинал свидетельства о государственной регистрации юридического лица или заявление собственника имущества (учредителей, участников) о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

1. сдать на хранение в архив документы, в том числе по личному составу, подтверждающие трудовой стаж и оплату труда его работников (в случае привлечения индивидуальным предпринимателем физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам);

2. представить в регистрирующий орган:

  • уведомление о завершении процесса прекращения деятельности с указанием сведений о завершении расчетов с кредиторами и отсутствии кредиторской задолженности по установленной форме;
  • оригинал свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, а при его отсутствии — заявление о его утрате с приложением сведений о публикации объявления об утрате.

Минский городской исполнительный комитет
220030, Минск, проспект Независимости 8, mgik@minsk.gov.by

  • |
  • Бел
  • |
  • English
    • Власть
      • Республиканские государственные органы
        • Комитет государственного контроля Республики Беларусь
        • Управление КГБ по г.Минску и Минской области
        • Прокуратура города Минска
        • Управление Следственного комитета Республики Беларусь по г. Минску
        • Инспекции МНС Республики Беларусь по городу Минску
        • Минское городское управление МЧС
        • Минский городской комитет природных ресурсов
          и охраны окружающей среды
        • Минское городское агентство по государственной регистрации
        • Минский городской центр гигиены и эпидемиологии
        • Главное статистическое управление города Минска
        • Минское городское управление по надзору
          за рациональным использованием ТЭР
        • Минское городское управление Фонда социальной защиты
        • Представительство Республиканского центра по оздоровлению
          и санаторно-курортному лечению населения
        • Управление Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь по г.Минску
      • ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
      • Мингорсовет депутатов
      • Депутаты Палаты представителей от г. Минска
      • Члены Совета Республики Национального собрания от г. Минска
      • ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
      • Мингорисполком
      • Руководство Мингорисполкома
      • Структурные подразделения Мингорисполкома
        • Комитеты
        • Управления
        • Главное управление внутренних дел
      • Администрации районов г. Минска
        • Заводской район
        • Ленинский район
        • Московский район
        • Октябрьский район
        • Партизанский район
        • Первомайский район
        • Советский район
        • Фрунзенский район
        • Центральный район
      • СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ
      • Минский городской суд
      • Экономический суд города Минска
      • ПРЕДПРИЯТИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ
      • Предприятия и организации
    • Администрации районов Минска
      • Заводской район
      • Ленинский район
      • Московский район
      • Октябрьский район
      • Партизанский район
      • Первомайский район
      • Советский район
      • Фрунзенский район
      • Центральный район
    • О Минске
      • Устав города
      • Символика
      • История города
      • Руководители города с 1879 года
      • Общие сведения
      • Почетные граждане
      • Минчане года
      • Города-побратимы
      • Знаменательные даты
      • Фотогалерея
      • Видеоролик о г.Минске
      • Экскурсионный путеводитель
    • Одно окно
      • «Одно окно» Мингорисполком
      • «Одно окно» Заводской район
      • «Одно окно» Ленинский район
      • «Одно окно» Московский район
      • «Одно окно» Октябрьский район
      • «Одно окно» Партизанский район
      • «Одно окно» Первомайский район
      • «Одно окно» Советский район
      • «Одно окно» Фрунзенский район
      • «Одно окно» Центральный район
    • Обращения
      • Электронные обращения
      • Запись на прием к главам администраций районов г. Минск
      • Нормативные документы
      • График «прямых телефонных линий»
      • Графики приема граждан и юридических лиц
      • Ответы на электронные обращения, носящие массовый характер
    • Объявления
      • Конкурсы
      • Аукционы
      • Аренда помещений
      • Закупки
      • Все объявления
    • Контакты

    Управление регистрации и лицензирования главного управления юстиции Минского горисполкома пр-т Пушкина 42
    тел.: +375 17 3082390

    • Сведения об организации
    • Информация о руководителе

    Внимание! Существует возможность представления электронных документов для начала процесса ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей посредством веб-портала ЕГР (egr.gov.by).

    При ликвидации коммерческой организации по решению собственника имущества (учредителей, участников) либо органа этой организации, уполномоченного на то уставом (учредительным договорам — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), в регистрирующий орган путем личного обращения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) либо лица, уполномоченного в соответствии с доверенностью действовать от имени председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), представляются:

    • заявление о ликвидации, по форме утвержденной Министерством юстиции (документ MS Word, 39,9Кб). Бланк заявления регистрирующим органом не предоставляется.
    • решение о ликвидации. При этом решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется).

    • Обращаем внимание, что до обращения в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации (прекращении деятельности) субъект хозяйствования обязан оплатить услуги по опубликованию сведений о ликвидации (прекращении деятельности) https://www.justbel.info/claim/liquidation
    • Платежный документ предъявляется уполномоченному сотруднику регистрирующего органа, за исключением случая оплаты посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (далее – система ЕРИП). Данные платежного документа в случае оплаты посредством использования системы ЕРИП указываются при их наличии. В случае оплаты посредством ЕРИП услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» за размещение в сети Интернет информации о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, в заявлениях о ликвидации юридического лица и о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, представляемых в регистрирующий орган, должен быть указан учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП и дата осуществления такой операции.

    При назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) необходимо учесть, что при наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 апреля 2013 г. № 314 «О некоторых вопросах назначения председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора)») и не являющееся собственником имущества (учредителем, участником), руководителем этого юридического лица. В случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами, имевшейся, но по объективным причинам не выявленной на дату принятия решения о ликвидации данного юридического лица, собственником имущества (учредителями, участниками) юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица.

    Срок ликвидации не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации о ликвидации организации в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси», но окончательный срок ликвидации не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации (прекращении деятельности). Данный срок может быть продлен, но не более чем до двенадцати месяцев.

  • легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения либо нотариально заверенная копия указанного документа (выписка должна быть датирована не позднее одного года до дня подачи заявления о ликвидации с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) — для собственников имущества (учредителей, участников), являющихся иностранными организациями.

Сведения о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя), порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу http://justbel.info/pages/liquidation-info

Для исключения из ЕГР ликвидационной комиссией (ликвидатором) согласно пункту 13 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 представляются

При прекращении деятельности индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется:

  • заявление по форме, установленной Министерством юстиции документ MS Word, 43,0Кб. Бланк заявления регистрирующим органом не предоставляется.
  • Обращаем внимание, что до обращения в регистрирующий орган с заявлением о ликвидации (прекращении деятельности) субъект хозяйствования обязан оплатить услуги по опубликованию сведений о ликвидации (прекращении деятельности) https://www.justbel.info/claim/liquidation

Платежный документ предъявляется уполномоченному сотруднику регистрирующего органа, за исключением случая оплаты посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (далее – система ЕРИП). Данные платежного документа в случае оплаты посредством использования системы ЕРИП указываются при их наличии. В случае оплаты посредством ЕРИП услуг учреждения «Редакция журнала «Юстиция Беларуси» за размещение в сети Интернет информации о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, в заявлениях о ликвидации юридического лица и о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, представляемых в регистрирующий орган, должен быть указан учетный номер операции (транзакции) в ЕРИП и дата осуществления такой операции.

Для исключения из ЕГР индивидуальным предпринимателем согласно пункту 13 Положения о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1 представляются

При ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, решение о ликвидации (прекращении деятельности) которых принято до 1 февраля 2009 г., в регистрирующий орган представляются

Является ли руководитель ликвидационной комиссии предпринимателем

Ликвидация юридического лица производится в соответствии с Положением о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь № 1.

Собственник имущества (учредители, участники) либо орган юридического лица, уполномоченный уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), принявший решение о ликвидации юридического лица, назначает ликвидационную комиссию (ликвидатора), распределяет обязанности между председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) и устанавливает порядок и сроки ликвидации.

Председатель ликвидационной комиссии (ликвидатор) в течение десяти рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязан в установленном порядке представить в регистрирующий орган:

  1. Заявление о ликвидациипо форме, установленной Министерством юстиции, с указанием в нем сведений о порядке и сроках ликвидации, составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора. Заявление о ликвидации подписывается председателем и членами ликвидационной комиссии (в случае назначения ликвидационной комиссии) либо ликвидатором (в случае назначения ликвидатора). Если председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) является юридическое лицо, заявление о ликвидации подписывается руководителем этого юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) действовать от имени этого юридического лица;
    Со дня назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
  2. Решение о ликвидации. При этом решение, составленное на иностранном языке, должно быть переведено на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется);
    Срок ликвидации, устанавливаемый собственником имущества (учредителями, участниками), не может превышать девяти месяцев со дня принятия решения о ликвидации. Данный срок может быть продлен по решению указанных лиц, но не более чем до двенадцати месяцев.

При наличии у ликвидируемого юридического лица задолженности перед кредиторами председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) назначается лицо, соответствующее установленным законодательством требованиям.

В случае обнаружения у юридического лица, находящегося в процессе ликвидации, задолженности перед кредиторами должны быть приняты меры по замене председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора), если таковым назначен собственник имущества (учредитель, участник), руководитель ликвидируемого юридического лица в месячный срок со дня обнаружения указанной задолженности.

Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами размещаются в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте юридического научно-практического журнала «Юстиция Беларуси» с последующим опубликованием в приложении к указанному журналу.

Порядок размещения сведений о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования определен Инструкцией, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.08.2011 г. № 1164.

Для размещения на сайте журнала «Юстиция Беларуси» объявления о ликвидации юридического лица (прекращении деятельности индивидуального предпринимателя) необходимо:

1) оплатить публикацию;

Реквизиты для оплаты:

Учреждение «Редакция журнала «Юстиция Беларуси», УНП 101473130

220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 1-1, ком. 703

счет BY97AKBB30150000008730000000 в ОАО АСБ Беларусбанк,

код AKBB BY 2X 220089, г. Минск, проспект Дзержинского, 1.

Стоимость объявления с 1 октября 2019 года — 20.00 белорусских рублей.

Объявление можно оплатить через систему «Расчет» (ЕРИП).

Для проведения платежа необходимо:

— выбрать пункт: Система «Расчет» ЕРИП > СМИ > Юстиция Беларуси > Объявление о ликвидации;

— ввести учетный номер плательщика (УНП) и фамилию, имя и отчество;

— проверить корректность информации;

2) заполнить заявку и направить ее в редакцию.

Форму заявки можно заполнить непосредственно на сайте журнала «Юстиция Беларуси» ( www .justbel info ) в режиме online, либо скачать форму на указанном сайте, либо на официальных сайтах Речицкого райисполкома, Управления юстиции Гомельского облисполкома, Министерства юстиции Республики Беларусь, либо получить форму заявки в регистрирующем органе.

Заявку можно направить в редакцию одним из следующих способов:

— в режиме online на сайте журнала;

— по факсу (017) 200-02-46, (017) 306-53-69;

— по e-mail: justbel@tut.by (на e-mail, с которого была отправлена заявка, придет ответ о ее получении);

— по почтовому адресу: 220004, г. Минск, ул. Кальварийская, 1-1, комн. 703, учреждение «Редакция журнала «Юстиция Беларуси»;

— заполнить лично по адресу: г. Минск, ул. Кальварийская, 1-1, комн. 703.

Тел. для справок в редакции: (017) 200-02-46, (017) 306-53-69.

Продолжительность действия вышеуказанного объявления2 месяца (со дня размещения на сайте журнала).

Услуги антикризисного управляющего от компании №1 в Беларуси

Лидер рейтинга антикризисных управляющих bankrot.gov.by

Назначение ликвидатора

(Формирование ликвидационной комиссии)

Со дня назначения ликвидатора к нему переходят права и обязанности по управлению делами ликвидируемого юридического лица. Ликвидатор фактически становится руководителем предприятия, правда с ограниченным объемом прав, но с полным объемом ответственности.

Формирование и сдача налоговой отчетности, увольнение сотрудников и реализация имущества, взыскание дебиторской задолженности и проведение расчетов с кредиторами, все иные аспекты финансово-хозяйственной деятельности любой фирмы являются безусловной обязанностью ликвидатора.

Все операции ликвидируемого предприятия, оформляются непосредственно на ликвидируемом предприятие, во всех документах используются реквизиты предприятия. А ликвидатор является представителем предприятия и работает от его имени. Законодательство РБ предъявляет определенные требования к ликвидатору, но для собственников при принятии решения важно знать лишь основные:

    • ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии) не может быть учредитель и руководитель предприятия, если на момент приятия решения и фирмы есть непогашенные долги (кредиторская задолженность);
    • ликвидатор (председатель ликвидационной комиссии) должен иметь высшее экономическое либо юридическое образование, опыт хозяйственной (предпринимательской) деятельности (опыт работы в должности специалиста, руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя, руководителя юридического лица) и (или) опыт предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не менее трех лет;

Отношения собственников с ликвидатором (членами ликвидационной комиссии) могут строиться следующим путем:

Трудовые отношения Это означает, что в состав ликвидационной комиссии войдут лица, которые осуществляют управление предприятием, а функции по ликвидации предприятия выполняться ими в пределах их трудовых функций. У этого варианта есть существенные недостатки: выплачиваемое вознаграждение подлежит налогообложению подоходным налогом, платежами ФСЗН, отчислениями в Белгосстрах. Договор подряда с физическим лицом – ликвидатором При этом варианте предприятие, которое ликвидируется, также должно позаботиться о начислении и содержании налогов и сборов из дохода, выплачиваемого лицам, которые осуществляют ликвидацию предприятия, а также о представлении соответствующей отчетности. Гражданско-правовые отношения Когда ликвидатор или глава ликвидационной комиссии будет иметь статус субъекта предпринимательской деятельности, предприятие будет освобождено от обязанности относительно начисления и уплаты налогов и сборов из выплачиваемого дохода. Между собственником и субъектом предпринимательской деятельности заключается договор на выполнение функций ликвидатора предприятия.

Принятие решения о назначении ликвидатора аналогично порядку принятия решения о начале процедуры ликвидации и производится одновременно. Подробнее о полномочиях и функциях ликвидатора Вы можете прочитать в разделе Функции ликвидатора

О компании

Правовая компания «БелПрофКонсалт» — это команда антикризисных управляющих, юристов по банкротству, финансовых аналитиков.

Уже более 12 лет мы помогаем бизнесу, руководителям, владельцам компаний, решая их проблемы с долгами. Наша квалификация и опыт позволили нам расти вместе с клиентами и их потребностями.

У нас большой опыт, мы дорожим своей репутацией и делаем то, что действительно умеем, экономя Ваше время и нервы.

Как закрыть свою фирму или ИП (ликвидация)?

В процессе осуществления предпринимательской деятельности может случиться такая ситуация, когда Вы потеряете дальнейший интерес к ведению бизнеса и, в связи с невозможностью его продажи, и решите прекратить свою предпринимательскую деятельность. Что необходимо сделать для того, чтобы узаконить этот процесс, и какие государственные органы необходимо уведомить читайте в этой статье.

Добровольное прекращение предпринимательской деятельности

Решение о прекращении деятельности ИП принимается, как правило, по той причине, что деятельность давно не ведется, прибыль отсутствует или бизнес не оправдал ожиданий предпринимателя. Но, для того, чтобы прекратить деятельность, нужно пройти процедуру государственной регистрации такого прекращения.

Она состоит в следующем:

1. Подготовить документы:

  • заявление о государственной регистрации — форма N Р26001 (подпись на заявлении необходимо заверить у нотариуса);
  • документ об уплате государственной пошлины (160 руб.)

2. Подать эти документы в регистрирующий орган (в Москве – ИФНС № 46).

Срок регистрации – 5 рабочих дней. В течение этого времени регистрирующий орган должен выдать Вам свидетельство о прекращении деятельности ИП и направить сведения из ЕГРИП во внебюджетные фонды и органы статистики.
Теперь, Вы юридически больше не предприниматель.

Прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя не освобождает Вас от обязанности уплатить налоги и обязательные платежи во внебюджетные фонды за прошедшие периоды (то есть до ее официального прекращения).
Вы также можете поручить совершение всех действий юридическим компаниям. Стоимость таких услуг колеблется в пределах 2- 5 тысяч рублей.

Ликвидация юридического лица

Если ваша фирма не приносит Вам желаемой прибыли или вообще оказалась убыточной, если конкуренция на рынке столь высока, что на успех рассчитывать не приходится, если вы разочаровались в предпринимательской деятельности — Вы можете принять решение о ликвидации Вашей фирмы.

Сам процесс ликвидации юридического лица, в отличие от прекращения деятельности ИП, является более сложным и длительным. Его условно можно разделить на несколько этапов:

1. Принятие решения о ликвидации.
Ликвидация юридического лица проводится на основании решения, принятого уполномоченным органом (общее собрание участников, акционеров, членов и т.д.). Этот же орган назначает ликвидационную комиссию, а также сроки и порядок ликвидации. В ликвидационную комиссию, как правило, входят: руководитель, главный бухгалтер, юрист организации. Из их числа назначается председатель.

2. Уведомление о ликвидации.
После того, как решение будет принято, необходимо будет незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган (налоговую) для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.

Для этого Вам нужно будет подать:

  • Уведомление о ликвидации по форме Р15001 — подпись надо нотариально удостоверить;
  • Уведомление о формировании ликвидационной комиссии по форме Р15002- подпись надо нотариально удостоверить;
  • Протокол (решение) общего собрания о ликвидации и избрании ликвидационной комиссии — 2 экз.

При этом, для уведомления дается всего 3 дня с даты принятия решения.

С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы этого юридического лица, реорганизация и учреждение новых юр. лиц с его участием.

3. Уведомление кредиторов, взыскание дебиторской задолженности.

Ликвидационная комиссия помещает в печатные СМИ данные ликвидируемого юридического лица, с указанием срока и порядка заявления требований кредиторов.

При этом такой срок не может быть меньше 2-х месяцев с момента публикации о ликвидации.

Помимо этого ликвидационная комиссия выявляет кредиторов и письменно уведомляет их о ликвидации.

В аналогичном порядке — путем направления письменного уведомления с требованием выплаты задолженностей, уведомляются должники (дебиторы).

4. Инвентаризация имущества.

При ликвидации юридического лица, все его имущество подлежит обязательной инвентаризации для проверки фактического состояния имущества.

5. Расчет с работниками.

Трудовой кодекс обязывается Вас уведомить работников о предстоящем увольнении за 2 месяца под расписку.
Однако Вы можете расторгнуть трудовой договор с сотрудником и раньше. Для этого нужно будет получить его письменное согласие и выплатить компенсацию.

При расторжении трудового договора в связи с ликвидацией работникам полагается выходное пособие равное его среднему месячному заработку.

Помимо этого за ним ними сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства (но не более 2-х месяцев).
Все расчеты с работниками производятся в последний день его работы.

6. Уплата налогов.

Уплатой долгов по налогам также занимается ликвидационная комиссия. Налоги выплачиваются за счет ликвидируемой организации.
А в том случае, если этих денег будет недостаточно, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) организации.

7. Промежуточный ликвидационный баланс.

После истечения срока для предъявления требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

О составлении такого баланса также необходимо уведомить регистрирующий орган. Для этого в регистрирующий подается уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица (форма P15003) и сам промежуточный баланс.

Промежуточный баланс составляется для того, чтобы оценить возможность организации удовлетворить требования кредиторов.

8. Удовлетворение требований кредиторов.

Существует определенный порядок, согласно которому удовлетворяются требования кредиторов:

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан за причинение вреда жизни или здоровью;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате авторских вознаграждений;
  • в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  • в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди.

Если имущества будет недостаточно для полного удовлетворения требований кредиторов, то это имущество делится между ними пропорционально суммам их требований.

Требования кредиторов, которые не могут быть погашены из- за недостаточности имущества, считаются погашенными.

9. Составление ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.

Ликвидационный баланс составляется, утверждается учредителями (участниками) юридического лица и согласовывается с регистрирующим (налоговым) органом.

10. Расчет с учредителями (участниками).

Если после расчетов с кредиторами, у Вашего юридического лица остается имущество, оно передается учредителям, которые имеют на него право.

11. Закрытие счета в банке.

После того, как Вы произвели расчеты со всеми кредиторами, необходимо закрыть банковские счета.
Для этого Вам нужно будет подать в банк заявление о закрытии счета (по форме банка), а также уведомить в 10-ти дневный срок налоговый орган (сообщение формы № С- 09- 1).

12. Регистрация ликвидация.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

Для государственной регистрации ликвидации подаются следующие документы:

  • Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р16001;
  • Ликвидационный баланс;
  • Документ об уплате государственной пошлины.

В течение 5 дней после подачи документов налоговая выдает Вам свидетельство о регистрации ликвидации юридического лица.

13. Уничтожение печати и сдача документов в архив.

Для уничтожения печати вам потребуется подать следующие документы в Московскую регистрационную палату:

  • Заявление установленного образца на уничтожение печати;
  • Свидетельство о прекращении деятельности (нотариально заверенная копия);
  • Протокол о ликвидации;
  • Копия паспорта председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора);
  • Квитанция об оплате сбора за уничтожение печати;
  • Печать, подлежащая уничтожению.

Согласно закону «Об архивном деле в Российской Федерации» № 125- ФЗ при ликвидации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив. Такая передача осуществляется на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) и государственным или муниципальным архивом.

Таким образом, ликвидация юридического лица — довольно сложная и длительная (от 6 мес. до 2 лет) процедура, которая требует выполнения всех обязательных действий строго в срок (за каждую просрочку начисляются штрафы).

Юридические компании также предоставляют услуги по ликвидации юридического лица. Стоимость таких услуг составляет в среднем 50 – 80 т.р.

Стоит задуматься: стоит ли снова проходить сложные регистрационные процедуры, тратить свои силы и время, чтобы ликвидировать то, что создавалось годами? Может быть лучше попробовать дать своему делу второе дыхание, ведь все завершить никогда не будет поздно. Желаем Вам удачи!

Информация для руководителей, главных бухгалтеров организаций, индивидуальных предпринимателей (использующих труд наемных работников) — представление отчетности в орган Пенсионного фонда (наиболее часто задаваемые вопросы и ответы)

Обязана ли организация указывать в отчете по форме СЗВ-М своего учредителя?
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом — месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы). Но т.к. с учредителем организации не заключен трудовой договор (или договор ГПХ), то и в форму СЗВ-М его включать не нужно.

Какой штраф грозит за несвоевременную сдачу СЗВ-М?
За несвоевременное представление отчетности или искажение ежемесячных сведений о каждом работнике страхователям грозит штраф в размере 500 руб. за каждого застрахованного (ст. 17 Закона N 27-ФЗ).
Также, фонд вправе дополнительно оштрафовать должностных лиц на 300—500 руб., если отчет сдан с опозданием или с ошибками (ст. 15.33.2 КоАП РФ).

Включать ли в СЗВ-М работника, которых находится в отпуске без сохранения зарплаты, и работника, который прогуливает работу без уважительных причин?
Да, таких работников необходимо включать в форму СЗВ-М, т.к. действие их трудовых договоров не прекращалось.

Как заполнить СЗВ-М, если сотрудник сменил фамилию или имя?
ФИО сотрудника необходимо указать в СЗВ-М, как в СНИЛС. Если сотрудник недавно сменил фамилию или имя и еще не успел поменять СНИЛС, то СЗВ-М необходимо заполнить по старой фамилии и имени, иначе при проверке отчета вы получите сообщение об ошибке.

За ноябрь 2016 года сдача СЗВ-М была просрочена на 2 дня, в январе 2017 года пришло письмо на уплату штрафа. Куда сейчас платить штраф: в ПФР или в ИФНС?
За несвоевременно сданный СЗВ-М штрафы нужно оплачивать Пенсионному фонду РФ.

Надо ли предоставлять СЗВ-М на ликвидатора?
Если учредители / участники организации приняли решение о ее ликвидации, то одним из следующих их действий должно быть назначение ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 61, п. 3 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 57 Закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ). Именно к ликвидационной комиссии или единоличному ликвидатору переходят полномочия по управлению делами компании (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Все работники уволены после заблаговременного предупреждения об увольнении (п. 1 ст. 81, ст. 84.1 ТК РФ), расторгнут договор с генеральным директором, а всеми делами фирмы занимается ликвидатор.
Ликвидируемой организации следует заключить договор ГПХ (или договор на оказание услуг) с каждым членом ликвидационной комиссии или с ликвидатором. Со стороны организации подписать ГПД может один из участников общества по доверенности, предоставленной другими участниками. В этой ситуации лучше заранее рассчитаться с членами ликвидационной комиссии или ликвидатором, чтобы долги на сумму их вознаграждений не отражались в ликвидационном балансе.
В форме СЗВ-М отражаются индивидуальные сведения не только на работников организации, но и на тех, с кем у компании заключены ГПД на оказание услуг (п. 2.2 ст. 11 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ). Ведь с вознаграждений по ним должны быть начислены страховые взносы (ст. 420 НК РФ). Таким образом, в форме СЗВ-М необходимо указать ФИО, СНИЛС и ИНН единственного ликвидатора либо всех членов ликвидационной комиссии. И сдавать форму СЗВ-М с этими сведениями нужно будет ежемесячно до того месяца включительно, пока не будет составлена регистрационная запись о ликвидации компании.
Иногда генеральный директор (он же единственный учредитель), решает самостоятельно ликвидировать свою компанию. При этом договор сам с собой он не заключает, вознаграждение не выплачивает. В такой ситуации в период, когда организация находится в стадии ликвидации, нулевые отчеты по форме СЗВ-М можно не представлять (Письмо ПФР от 27.07.2016 № ЛЧ-08-19/10581).

Надо ли предоставлять СЗВ-М на конкурсного (арбитражного) управляющего?
Нет, не нужно. Согласно ст. 2 Закона о банкротстве арбитражный управляющий — гражданин РФ, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих, конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных Федеральным законом N127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» полномочий. Права и обязанности арбитражного управляющего в деле о банкротстве определены ст. 20.2 Закона о банкротстве.
При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 Федерального закона №127-ФЗ, о чем выносит определение (ст. 127 Закона о банкротстве). Полномочия конкурсного управляющего определены ст. 129 Закона о банкротстве.
У организации отсутствует обязанность по представлению сведений по форме СЗВ-М на конкурсного управляющего, поскольку конкурсный управляющий не является работником организации (Постановление семнадцатого арбитражного аппеляционного суда от 28 февраля 2017 г. N 17АП-259/2017-Аку).

Надо ли предоставлять СЗВ-М на работника-иностранца?
В СЗВ-М указывают только тех иностранцев, с кем заключены трудовые и гражданско-правовые договоры о выполнении работ в РФ и которые имеют статус постоянно проживающих в РФ, временно проживающих в РФ, временно пребывающих в РФ (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).
На высококвалифицированного специалиста-иностранца, временно пребывающего в России (в том числе из стран – участниц ЕАЭС) форму СЗВ-М подавать не нужно, т.к. организация пенсионные взносы на него не начисляет.
А на высококвалифицированного специалиста-иностранца, имеющего вид на жительство (получение данного документа приводит к приобретению работником статуса постоянно проживающего на территории РФ, соответственно, с этого момента выплаты ему облагаются страховыми взносами в ПФ РФ) подавать СЗВ-М необходимо.
Статус иностранного гражданина для целей отнесения его к категории застрахованных лиц определяется на основании Закона N 115-ФЗ от 25.07.2002.

Имеет ли ПФР право взыскать штраф за несдачу СЗВ-М с расчетного счета фирмы в досудебном порядке?
Порядок взыскания штрафов закрепляется ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ. Процедура включает в себя несколько этапов: составление акта, который в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение; выставление требования об уплате штрафа за непредставление отчета по форме СЗВ-М в ПФР.
Оплата штрафа осуществляется в течение 10 календарных дней с момента получения.
В случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию взыскание сумм финансовых санкций производится ПФ РФ в судебном порядке. Непосредственное списание штрафов за СЗВ-М с банковских счетов организаций и индивидуальных предпринимателей запрещено.

Как быть, если у сотрудника отсутствует СНИЛС?
Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор ГПХ, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, через страхователя, если иное не предусмотрено федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
В случае утраты СНИЛС застрахованное лицо обязано в течение месяца со дня утраты обратиться к страхователю с заявлением о его восстановлении. Страхователь должен передать это заявление в соответствующий орган ПФ РФ вместе с документом, подтверждающим страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица.
ПФ РФ по заявлению застрахованного лица об утрате СНИЛС в течение месяца со дня обращения на основании открытого на него индивидуального лицевого счета выдает ему дубликат указанного страхового свидетельства через страхователя или лично. Фонд может потребовать от застрахованного лица дополнительную информацию, подтверждающую его личность и сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (ст.7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).

Единственный учредитель является гендиректором. Однако ни трудовой, ни гражданско-правовой договоры с ним не заключены
Требуется ли сдавать на генерального директора — единственного учредителя ежемесячную отчетность по форме СЗВ-М?
Если функции генерального директора выполняет единственный учредитель, с которым не заключен ни трудовой, ни гражданско-правовой договор, то организация не обязана представлять за него отчетность в ПФР по форме СЗВ-М (письмо Пенсионного фонда от 13.07.16 № ЛЧ-08-26/9856).

Какие существуют способы сдачи СЗВ-М?
Заполнив необходимые сведения о каждом сотруднике, организации и ИП направляют отчет в ПФР. При этом варианты отправки зависят от среднесписочной численности сотрудников за предыдущий отчетный период (п. 2 ст. 8 закона № 27-ФЗ):
25 человек и более — форма представляется в электронном виде (по телекоммуникационным каналам связи).
Менее 25 человек — на бумажном носителе лично в ПФР или по почте с описью вложения.

Нужно ли предпринимателю без наемных работников представлять форму СЗВ-М на себя?
Не нужно. Когда предприниматель первично регистрирует свою деятельность, то все данные о нем автоматически передаются в ПФР, но т.к. в качестве работодателя он не регистрируется, а значит и не является страховщиком для наемных работников, которые отсутствуют, то и ответ на вопрос о том, должны ли ИП сдавать СЗВ-М, в этом случае будет отрицательным.

Нужно ли указывать в СЗВ-М сотрудницу, которая находится в отпуске по беременности и родам?
Да, нужно. Несмотря на то, что на время нахождения указанной работницы в отпуске по беременности и родам работодателем никаких выплат в ее пользу произведено не будет, трудовой договор с ней не прекращен, и период времени нахождения в отпуске по беременности и родам будет засчитан в страховой стаж сотрудницы (пп. 2 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Отсутствие факта начисления выплат и иных вознаграждений за отчетный период не является основанием для непредставления отчетности по форме СЗВ-М (Письмо ПФР от 06.05.2016 N tel:08-22/635608-22/6356 «О представлении отчетности»).

Обязаны ли адвокаты представлять в ПФР отчет по форме СЗВ-М?
Адвокаты отнесены к плательщикам страховых взносов, не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (Ст. 419 НК РФ).
Адвокаты не обязаны представлять на самих себя в территориальный орган ПФР отчет по форме СЗВ-М.
В том случае, если адвокаты имеют работников, с которыми заключены трудовые договоры и договоры гражданско-правового характера, они обязаны ежемесячно представлять в территориальный орган ПФР отчет по форме СЗВ-М на своих работников.