Заявление о том что автомобиль отремонтирован

ВС запретил страховщикам ремонтировать гарантийные машины где попало

Верховный суд РФ включил в обзор судебной практики по потребительским спорам дело об отказе страховой компании отремонтировать гарантийный автомобиль у официального дилера. По общему правилу страховое возмещение в виде ремонта должно обеспечивать сохранение гарантии на застрахованное транспортное средство, указал ВС РФ.

В 2016 году житель столицы Станислав Карачун обратился в страховую компанию МСК, чтобы оформить страховой случай по КАСКО. Причиной стали механические повреждения принадлежащего ему кроссовера Nissan Murano. Автомобиль был на гарантии. Страховщик выдал направление на ремонт у официального дилера Genser. А на замену лобового стекла — в автосервис «Каргласс». Там автовладельцу предложили установить стекло китайского производства. Карачун не согласился. Он написал в страховую компанию заявление о замене сервисного центра на дилерский, ссылаясь на то, что установка неоригинальных комплектующих приведет к потере гарантии. Однако в этой просьбе ему было отказано. Письменная претензия также осталась без удовлетворения.

Карачун обратился в Басманный суд Москвы с иском о возложении на страховщика обязанности произвести ремонт у официального дилера с применением оригинальной запчасти, взыскании морального вреда в 40 тыс. рублей и расходов на оплату услуг представителя в 30 тыс. рублей. Ответчиком стала страховая компания «ВТБ Страхование», к которой в ходе реорганизации была присоединена МСК.

Суд отказал в удовлетворении иска, указав, что сторонами договора страхования согласована выплата страхового возмещения в виде ремонта на станции технического обслуживания автомобилей (СТОА) по выбору страховщика, в том числе и на СТОА, не являющейся официальным дилером. Мосгорсуд оставил это решение в силе.

Карачун подал кассационную жалобу. Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ признала, что судебные постановления по делу были вынесены с нарушением норм материального права.

Было установлено, что согласно гарантийному сертификату, полученному истцом при покупке автомобиля, гарантия производителя не распространяется на недостатки, вызванные использованием неоригинальных запасных частей, аксессуаров, проведением периодического технического обслуживания или ремонтом, выполненным не у официального дилера.

При рассмотрении данного дела суду, применяя правила толкования договора, предусмотренные ст. 431 ГК РФ, надлежало установить, содержит ли заключенный сторонами договор страхования условие о том, что восстановительный ремонт автомобиля не обеспечивает сохранение на него гарантии, указала коллегия ВС РФ. При этом также следовало иметь в виду, что в соответствии с п. 1 ст. 10 Закона о защите прав потребителей на исполнителя возложена обязанность предоставить потребителю необходимую и достоверную информацию об услуге, обеспечивающую возможность свободного и правильного выбора услуги потребителем, исключающего возникновение у последнего какого-либо сомнения относительно правил и условий ее эффективного использования.

ВС РФ направил дело на пересмотр в апелляционную инстанцию.

Мосгорсуд частично удовлетворил требования истца. ООО СК «ВТБ Страхование» обязали заменить лобовое стекло на оригинальное. Кроме того, в пользу Карачуна взыскали компенсацию морального вреда, потребительский штраф и расходы на представителя. Всего 45 тыс. рублей.

Принимая во внимание, что автомобиль истца был на гарантийном обслуживании, его требование по направлению транспортного средства на ремонт к официальному дилеру нельзя признать неправомерным, в связи с чем действия ответчика по отказу в предоставлении страхового возмещения в том объеме, в котором требует действующее законодательство, обоснованным признать нельзя, указала коллегия.

Как возместить утрату товарной стоимости автомобиля?

Заказать услугу или консультацию у нас можно одним из способов:

  • Позвоните нам: +7 (846) 979-85-08
  • Оставьте заявку на почту info@gradocenka.ru
  • Напишите нам
  • Приезжайте в наш офис: 443080, пр. Карла Маркса, д. 192, оф. 513
  • Свидетельство от аккредитации №1291/63-1111/12;
  • Более 15 лет на рынке оценочных и экспертных услуг;
  • Более 25 специалистов в 8 филиалах по России;
  • Состоим в Саморегулируемой Организации «Российское общество оценщиков»;
  • Гражданская ответственность компании застрахована на 100 млн. рублей;
  • Эксперты компании входят в состав палаты судебных экспертов.

Приобретение нового авто всегда связано со значительными затратами. Тем обиднее бывает владельцу транспортного средства, попавшего в ДТП не по своей вине. Даже если собственник получил причитающиеся выплаты и отремонтировал пострадавшую машину, ее рыночная стоимость заметно снизилась. Однако в ряде случаев реально компенсировать ущерб, связанный с утратой товарной стоимости автомобиля (УТС). Разберемся, когда автовладелец вправе рассчитывать на дополнительное страховое возмещение, что предпринять, чтобы получить его в полном объеме.

Что такое утрата товарной стоимости авто?

УТС представляет собой разницу между рыночной стоимостью автомобиля, не попадавшего в ДТП, и машины аналогичной марки, года выпуска, пробега, побывавшей в аварии. Говорить об утере товарной стоимости можно, если транспортное средство виновника на момент аварии было застраховано.

Право водителя требовать возмещения УТС возникает на основании ст. 5 закона № 40-ФЗ «Об ОСАГО». В ней сказано, что страховщик обязан возмещать ущерб, возникший в результате потери товарной стоимости автомобиля. Именно на эту норму закона ссылаются при возникновении споров.

Недобросовестные компании пытаются уклониться от выплат, мотивируя свои действия пп. «б» п. 2 ст. 6 закона № 40-ФЗ. То есть рассматривают утрату товарной стоимости как упущенную выгоду. Автовладелец вправе отмести эти аргументы, ссылаясь на разъяснения ВС РФ, приведенные в Постановлении № 58. Оно прямо говорит о том, что утеря товарной стоимости является реальным ущербом. Поэтому она должна возмещаться страховщиком в рамках, предусмотренных условиями договора.

Условия компенсации УТС по ОСАГО

Если у виновника ДТП нет полиса ОСАГО либо его полис поддельный, взыскать УТС со страховой компании нельзя. Требовать возмещения ущерба придется с нерадивого водителя. В тех случаях, когда транспорт пострадавшей стороны застрахован по КАСКО, возможность выплаты определяется условиями полиса.

Перечислим условия, при соблюдении которых страховая обязана возместить пострадавшему действующим с полисом ОСАГО утрату товарной стоимости автотранспорта:

  1. Возраст легкового автомобиля – менее 5 лет для иномарок, 3 лет – для отечественных машин.
  2. Транспортное средство попало в аварию впервые.
  3. Владелец пострадавшего авто невиновен в аварии.

С 2019 г. из Методических рекомендаций Минюста убрали ссылку на отказ в возмещении УТС при определенном проценте износа. Но если страховщик выявит повреждения, случившиеся до аварии, получить возмещение не удастся.

Потеря товарной стоимости не рассчитывается, если:

  • легковой автомобиль эксплуатируется в интенсивном режиме более 2,5 лет;
  • транспортное средство ранее ремонтировалось;
  • на момент аварии на авто присутствовали следы коррозии.

Порядок расчета УТС

Утрата товарной стоимости – условная величина, получаемая расчетным путем. В законе об ОСАГО нет каких-либо указаний на то, как ее определять. Базовые правила исчисления сумм восстановительного ремонта изложены в Положении №432-П ЦБ РФ о методике расчета стоимости восстановительного ремонта. Однако оно не содержит конкретных правил и формул. Поэтому для определения УТС используют иные методики.

Чаще всего применяются методические рекомендации Минюста (МР2018), вступившие в силу с 2019 г. взамен рекомендаций МР2013 в редакции 2015 г. Согласно документу, УТС вычисляется по формуле:

Сутс = Сктс * ∑Кутсi / 100%, где Кутсi является поправочным коэффициентом по элементам ремонта.

Реже используется метод руководящего документа, заключающийся в суммировании стоимости ремонта отдельных элементов конструкции авто. Формула для расчета:

Хобщ. = Хкар.+ Хэл. + Хокр. + Хкуз.

Стоимость каждого вида ремонта исчисляется по дополнительным формулам, учитывающим степени износа транспортного средства, количество заменяемых деталей, их розничную цену.

Действия при отказе в возмещении УТС

Автовладельцу, решившему отстаивать свои права, нужно следовать приведенному ниже алгоритму:

  1. Провести независимую экспертизу состояния автомобиля для определения размера УТС.
  2. Обратиться к страховщику с заявлением о возмещении утраты товарной стоимости. Оно пишется в свободной форме.
  3. В случае отрицательного результата – составить досудебную претензию. Если бумага составлена правильно, страховщик возместит ущерб.
  4. В тех случаях, когда водитель считает сумму компенсации недостаточной, либо страховая компания вовсе не планирует платить, следует обратиться с соответствующим иском в суд.
Читайте также  Инструкция по сзв м в 2018 году

Заявление должно содержать:

  • наименование судебного органа;
  • Ф. И. О., паспортные данные, сведения о прописке истца и ответчика;
  • описание ситуации, при которой транспорт утратил товарную стоимость;
  • суть требований – возместить УТС в полном объеме;
  • дату и подпись истца.

К иску нужно приложить подтверждающие документы:

  • акт независимой экспертизы;
  • копию досудебной претензии страховщику;
  • его письменный отказ выплатить деньги;
  • квитанцию об уплате госпошлины за рассмотрение дела.

Судебная перспектива

Вероятность решения дела в пользу автолюбителя высока: отказы в возмещении случаются редко. Связаны они с неверным оформлением бумаг, подтверждающих исковые требования, или с некорректностью расчета УТС, осуществленного независимым экспертом.

Как выбрать компанию-оценщика?

Исковые требования автовладельца будут удовлетворены только в случае безукоризненно проведенной экспертизы. Поэтому ее проведение доверяют специалистам, рассчитывающим УТС в соответствии с требованиями нормативных актов.

При выборе оценщика обращайте внимание на:

  • «возраст» компании – чем дольше она работает, тем лучше;
  • профессионализм – наличие у персонала сертификатов о прохождении обучения гарантирует правильное применение оценочных методик;
  • срок проведения оценки – независимая экспертиза не делается за 15 минут. На качественный осмотр поврежденного авто и составление заключения уходит не менее 1 рабочего дня;

Имеет значение даже стоимость услуги: демпинговые расценки оценочной компании являются практически 100%-ной гарантией получения неграмотного экспертного заключения и, как следствие, отказа в возмещении УТС.

Заявление о том что автомобиль отремонтирован

Удаленное урегулирование убытков в отличие от стандартной процедуры исключает основное, но не всегда удобное звено — визит в страховую компанию для подачи заявления на страховую выплату и получение направления на ремонт. С места ДТП клиент отправляется в автоцентр. Схема такова: страхователь вызывает на место ДТП сотрудников ГИБДД и аварийного комиссара страховщика, после чего едет на станцию техобслуживания дилера, где ставит свой автомобиль на ремонт. Там же он пишет заявление и оставляет все необходимые документы. Последний, самый важный для клиента этап — забрать у дилера свой отремонтированный автомобиль.

Преимущества Удаленного Урегулирования Убытков:

В случае аварии, одной из серьезных проблем для автовладельца становится урегулирование вопросов со страховой компанией. Избавить вас от этой проблемы теперь поможет Сервисные центры «Мега-Авто» (официальный дилер Audi ,Genesis, Hyundai, Jaguar, Land Rover, Mazda, Mitsubishi, Skoda, Volkswagen). Вы оформляете страховой случай непосредственно в дилерском центре без обращения в страховую компанию, в удобное и заранее согласованное время, тем самым минуя ожидание в очередях!

Также удобство заключается еще и в том, что осмотр поврежденного автомобиля и написание заявления о наступлении страхового случая происходит в один день. Опытные эксперты проинформируют относительно необходимых документов для урегулирования убытка.

Осмотр повреждений транспортного средства производят высококвалифицированные мастера-консультанты, которые на протяжении всего времени урегулирования страхового случая будут информировать клиента на какой стадии находится его дело.

Ремонт транспортного средства, после получения направления на ремонт от страховой компании, будет производиться на станции официального дилера, с использованием только оригинальных запасных частей.

При наступлении страхового случая вам необходимо:

  • Незамедлительно сообщить о случившемся в страховую компанию;
  • При ДТП вызвать на место неблагоприятного события сотрудника ГИБДД;
  • При противоправных действиях 3-х лиц — вызвать сотрудника ОВД;

Для клиентов, заключивших договор страхования в дилерских центрах «Мега-Авто», оформление всех необходимых документов для рассмотрения страхового случая и получения направления на ремонт на СТО осуществляется непосредственно в дилерских центрах «Мега-Авто».

Пожалуйста, обратите внимание на то, что в дилерских центрах «Мега-Авто» существует предварительная запись в отдел УУУ. Вы выбираете удобную для вас дату и время на прием к эксперту УУУ и приезжаете на осмотр вашего автомобиля и оформление документов в «Галант-Авто».
Внимание! Услуга распространяется только для клиентов, застраховавших свою машину по договору КАСКО и обслуживающих свой автомобиль в дилерских центрах «Мега-Авто».

Перечень страховых компаний, с которыми работает процедура удаленного урегулирования убытков:
СК Ресо, Росгосстрах, ВСК, Ингосстрах, Ренессанс, ОСК, Росно, Уралсиб, Альфа-Страхование, МСК, Согласие, Югория.

Для уточнения актуального перечня страховых компаний, а также по любым другим вопросам вы можете обратиться к нашим специалистам по удаленному урегулированию убытков.

Данный веб-сайт использует cookie-файлы с целью повышения удобства и эффективности работы пользователя.

Данный веб-сайт использует cookie-файлы

Настоящее Положение о файлах cookies (далее – Положение) ООО «Группа компаний МегаАвто» (далее – «Оператор») разработано в соответствии с Положением Оператора в отношении обработки персональных данных и определяет политику Оператора в отношении обработки cookies которую Оператор и/или его партнеры могут осуществлять в ходе своей хозяйственной деятельности.

Понятие файлов cookies

Cookies представляют собой файлы или фрагменты информации, которые могут быть сохранены на вашем компьютере (или других Интернет-совместимых устройствах, таких как смартфон или планшет), когда вы посещаете вебсайт и/или пользуетесь мобильным приложением. Данный тип файла обычно содержит имя вебсайта/мобильного приложения (далее – «сайт»), с которого он был получен, «время жизни» файла (например, как долго он будет оставаться на устройстве), и значение, которое, представляет собой, как правило, случайно сгенерированный уникальный номер.

Оператор может использовать другие технологии, включая веб-маяки и JavaScript, которые иногда работают вместе с cookies и другими средствами чтобы однозначно идентифицировать ваше устройство. Эти другие технологии помогают полноценно использовать функции на наших сайтах. Оператор также может использовать такого рода технологии, чтобы определить, открыл ли пользователь электронное письмо /нажал ли ссылку, содержащуюся в электронном письме. При переходе на сайт, пользователь может случайно получать cookies с других сайтов или вебсерверов, которые представляют так называемые «сторонние» cookie. Это происходит потому, что посещаемый сайт может содержать такие элементы, как изображения, карты, звуковые файлы, ссылки на отдельные веб-страницы на разных доменах, находящихся на других серверах.

Файлы cookie не наносят вреда Вашему устройству и позволит нам предоставлять Вам более быструю и лучшую навигацию по сайту (их назначение может варьироваться от аутентификации для хранения информации о конфигурациях пользователей в доступе данного сервера и др.) на страницах сайтов Оператора.

Классификация cookies

Файлы сookies могут быть разделены на две основные группы: «технические» cookies и «профильные» cookies.

Технические cookie-файлы, которые используются исключительно для лучшего запуска сайта с технической точки зрения, осуществления передачи сообщения по сети электронной связи, или в той мере, в какой это строго необходимо для предоставления услуг, которые были запрошены пользователем. Технические cookie-файлы могут быть сгруппированы в просмотре или сеансовые cookies, которые позволяют пользователям перемещаться и использовать сайт (например аутентифицироваться для доступа к определенным разделам); аналитические cookie-файлы, которые можно приравнять к техническим cookie, поскольку они используются непосредственно администратором сайта, чтобы собирать сводную информацию o количестве посетителей и посещений на сайте; функциональные cookie-файлы, которые позволяют пользователям перемещаться по заранее установленным критериям, таким как, например, язык или продукты, чтобы улучшить качество обслуживания.

Профильные и маркетинговые cookie

Маркетинговые cookie могут использоваться для отправки коммерческих предложений после некоторых переходов на сайт. Профилированные cookie используются для создания профилей пользователей для отправки сообщений, объявлений в соответствии с предпочтениями пользователей во время навигации.

Читайте также  Работа гаи в выходные дни железнодорожный

Использование cookies.

Оператор может использовать файлы cookie с целью эксплуатации сайта в т.ч.:

  • для ведения статистики и отслеживания общего количества посетителей сайтов и/или мобильных приложений Оператора на анонимной основе;
  • для улучшения сайта и предоставления Пользователю возможности индивидуально настраивать сервисы и функции сайтов Оператора;
  • для распознавания новых и старых клиентов;
  • для хранения вашего пароля, если пользователь зарегистрирован на сайте Оператора;
  • для управления организуемыми Оператором конкурсами и стимулирующими мероприятиями;
  • для предоставления пользователям целевой рекламы;
  • для динамичного наблюдения за действиями посетителей сайтов и работой в браузерах при посещении различных веб-сайтов или использовании иных платформ;
  • для того, чтобы лучше понимать интересы наших клиентов и посетителей сайтов;
  • для достижения иных целей, предусмотренных Положением Оператора в отношении обработки персональных данных

Технологии отслеживания могут быть либо постоянными (то есть, они остаются на вашем компьютере или устройстве до тех пор, пока вы их не удалите) или временными (т.е. они действуют только до закрытия браузера).

Обращаем ваше внимание на то, что в сайтах Оператора могут быть предусмотрены встроенные кнопки, позволяющие пользователям делиться контентом в социальных сетях. Когда вы посещаете страницу, на которой отображается одна или несколько таких кнопок, ваш браузер установит прямое подключение к соответствующему серверу социальной сети и загрузит кнопку оттуда. В то же время социальная сеть будет знать, что посетила соответствующая страница на наших сайтах. Оператор при этом не контролирует распространение файлов cookie, и вы должны проверить соответствующий сторонний веб-сайт для получения дополнительной информации.

Заключительные положения

Дальнейшее использование вами услуг Оператора и/или сервисов сайта Оператора означает согласие субъекта персональных данных на обработку его файлов cookies, которое действует в течении всего периода использования сервисов данного сайта (но не менее срока существования учетной записи/личной странички субъекта персональных данных на сайте), а также ознакомление и согласие субъекта персональных данных с настоящей Положением и указанными в ней условиями обработки персональных данных.

В случае отказа от обработки файлов cookies, субъект персональных данных проинформирован о необходимости прекратить использование сайта или отключить файлы cookies в настройках браузера. Кроме того, согласие субъекта персональных данных на обработку его файлов cookies может полностью или в части отозвано в любой момент посредством направления соответствующего письменного запроса Оператору.

Любая информация, содержащаяся на настоящем сайте, носит исключительно справочный характер и ни при каких обстоятельствах не может быть расценена как предложение заключить договор (публичная оферта). Группа компаний Мега-Авто не дает гарантий по поводу своевременности, точности и полноты информации на веб-сайте, а также по поводу беспрепятственного доступа к нему в любое время. Технические характеристики и оборудование автомобилей, условия приобретения автомобилей, цены, спецпредложения и комплектации автомобилей, указанные на сайте, приведены для примера и могут быть изменены в любое время без предварительного уведомления.

Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU — Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии «страховых» судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ. Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны — страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство. Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений «недобросовестных страхователей».

На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО. Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла. Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал «Интерфаксу» заместитель гендиректора СК «МАКС» Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. «Росгосстрах» на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход. В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении. А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности. «Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра — это вполне разумные действия», — сказал «Интерфаксу» начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов. Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. «Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков», — отметил он.

Утраченному праву на экспертизу — еще несколько месяцев

Второе дело — тоже «росгосстраховское». Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. «Росгосстрах» посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. «Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований», — сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

Читайте также  Сколько стоит переоформить цвет у автомобиля

«Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений», — резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании «Согласие» Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании «ВСК» платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец. В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС. Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

«Верховный суд принял обоснованное решение», — считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК «МАКС», у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все «пьяные» наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

«Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 — ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП», — предупреждает он. «Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны», — опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании «Оранта», у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику — «СК Мегарусс-Д» — за компенсацией, но получил отказ.

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: «Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат — безо всяких судов, просто по закону».

Доверенность — это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании «Гелиос» компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение. Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности. «Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица», — говорится в определении ВС.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. «Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны», — сказал «Интерфаксу» адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. «Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты», — сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. «В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства», — отметил Михальчик.

«Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями», — отметила руководитель юридического отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн» Татьяна Манакова. При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Заявление о том что автомобиль отремонтирован

конт. адрес: г. Саратов, ул. _________, д. _______, кв.______,

конт. тел.: __________________

10 сентября 2015 г. между мной и Вами был заключен договор купли-продажи женской обуви — туфлей черного цвета торговой марки «ХХХХХ», арт ХХХХХ, размер ХХ, стоимостью ____________ рублей. Заключение договора купли-продажи подтверждается кассовым чеком.

Дома, при примерке я выяснила, что товар (обувь) не подходит мне по размеру. Подобрать подходящую замену не представляется возможным.

В соответствии со ст. 25 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г. (далее — Закон) потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки.

Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ.

В Перечень товаров, не подлежащих обмену по основаниям, указанным в настоящей статье, утвержденный Правительством Российской Федерации, данный товар (обувь) не входит. Расширению Перечень не подлежит.

В случае, если аналогичный товар отсутствует в продаже на день обращения потребителя к продавцу, потребитель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы. Требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 25 Закона, я отказываюсь от исполнения договора купли-продажи товара, прошу вернуть уплаченную мною за товар (обувь), который не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, фабричные ярлыки, денежную сумму в размере ___________ рублей в течение 3-х дней с момента получения настоящей претензии.

Также довожу до Вашего сведения, что при неисполнении перечисленных требований Вами добровольно, я буду обращаться в суд, и предъявлять дополнительные требования.

ПРЕТЕНЗИЯ
продавцу о проведении ремонта

Индивидуальному предпринимателю,
(руководителю ООО (наименование) ______________

координаты для связи ________________

ПРИЛОЖЕНИЯ:
1. Копия чека.
2. Копия гарантийного талона.

ПРЕТЕНЗИЯ
о взыскании суммы договора и компенсации за причиненный моральный вред (парикмахерские услуги)

ПРЕТЕНЗИЯ
по ненадлежащему качеству работ по договору подряда