Жгс где можно получить
Объекты жилищно-гражданского строительства. Стоимость проектирования жилого дома с использованием коэффициента «привязки»
14 ОКТЯБРЯ 2013 Г
Проектные работы
На данную тематику очень много разъяснений выпустил ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект», но хочется рассмотреть и выделить все существующие методы расчета стоимости проектирования жилого дома на основе блок-секционного метода, а также расчет стоимости проектирования отдельного здания с использованием коэффициента «привязки». Давайте попробуем разобраться в каких случаях, какую формулу следует применять.
Все методики расчета основываются на Справочник базовых цен (СБЦ) на проектные работы в строительстве СБЦП 81-02-03-2001 «Объекты жилищно-гражданского строительства» Глава 2.1. «Жилые дома, гостиницы, общежития» и на Разъяснения ОАО «ЦЕНТРИНВЕСТпроект» («Сборники разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства») изданий 2004 – 2012 гг.
Хотелось бы отметить, что Методические подходы к определению стоимости проектирования жилого дома, состоящего из блок-секций, с выходом Государственного сметного норматива «Справочник базовых цен на проектные работы в строительстве «Объекты жилищно-гражданского строительства» 2010 г. (СБЦП 81-02-03-2001) не изменились. В связи с этим, все Разъяснения ЦИП, касающиеся проектирования жилых домов на основе блок-секционного метода, издаваемые до 2010 года актуальны по сей день.
Порядок определения базовой цены проектирования жилого дома с использованием проектной документации повторного применения регламентирован в СБЦП 81-02-03-2001 следующим образом:
2.1.2. Базовая цена проектирования с использованием проектной документации повторного или массового применения («привязка») определяется с введением в расчет следующих ценообразующих коэффициентов:
- без внесения изменений в надземную часть зданий — от 0,1 до 0,25;
- с внесением изменений в надземную часть зданий, изменением фасадов и планировки, включая изменение этажности, конструкции крыши — до 0,7.
2.1.3. В случае выполнения работ по объектам повторного или массового применения на основе блок-секционного метода базовая цена проектных работ по разработке базовой блок-секции определяется с ценообразующим коэффициентом 0,8. При этом базовая цена работ по компоновке дома определяется с коэффициентом до 0,2.
2.1.4. Стоимость блок-секций, разрабатываемых на основе базовой блок-секции в составе единой серии, определяется с ценообразующим коэффициентом до 0,7 от стоимости базовой блок-секции в зависимости от трудоемкости их проектирования.
Чтобы разобраться, в каких случаях, какой коэффициент применять и какими формулами пользоваться, определим виды здания, в зависимости от которых существуют различные методы расчета.
Одним из видов жилых многоквартирные домов по своей объемно-планировочной структуре являются секционные жилые дома.
Секционные жилые дома – это здания, состоящие из нескольких однотипных по структуре планировки блок-секций, различающихся по этажности, протяженности и конфигурации.
Секция – это часть жилого дома, квартиры которой имеют выход на одну лестничную клетку общего пользования и которая отделена от других частей здания глухой стеной или сплошной межквартирной перегородкой
Жилые дома могут быть многосекционными и односекционными («точечные» или «башенные»)
Схематически в зависимости от секционности, этажности и планировки многоквартирые жилые дома могут быть разделены:
В зависимости от данного разделения существуют 4 метода расчета:
1 метод. Односекционный жилой дом (отдельное здание) либо многосекционный жилой дом с блок-секциями одной этажности, одинаковой планировки
Стоимость проектирования в данном случае рассчитывается по формуле:
Ц = (A + B * Vобщ) * (0.2 + 0.8 * Ккорр) * Кст * Ктек, где:
А, В – постоянные величины базовой цены (Табл. 1 СБЦП 81-02-03-2001);
Vобщ – общий объем здания;
Ккорр — корректирующий коэффициент в соответствии с указаниями п. 2.1.2 (макс. 0,7)
Кст — коэффициент, учитывающий стадию проектирования (ПД, РД);
Ктек – коэффициент, отражающий инфляционные процессы в проектировании на момент определения цены.
Пример 1 (согласно «Сборнику разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства» изд. 2007 Раздел I вопрос 1):
Как рассчитать цену проектирования 2-х 14-ти этажных жилых домов на основе блок-секций, разработанных для 18-ти этажного дома?
В связи с изложенным расчет цены проектирования первого 14-ти этажного дома, осуществляемый по показателям п. 8 табл. 1 «Жилые дома» СБЦП 81-02-03-2001, осуществляется следующим образом:
Ц = (A + B * Vобщ) * (0.2 + 0.8 * Ккорр) * Кст * Ктек = (1278,49 + 0,045* 38537,52) * (0,2 + 0,8 * Ккорр.) * Кст * Ктек, где
38537,52 м 3 – объем здания;
Ккорр. – корректирующий коэффициент в соответствии с указаниями п. 2.1.2 СБЦП 81-02-03-2001 (до 0,5; до 0,7).
Для второго 14-ти этажного дома, являющегося аналогом первого, расчет будет осуществлен по той же формуле, за исключением размера корректирующего коэффициента (Ккорр.), который при отсутствии необходимости внесения изменений в надземную часть здания должен составлять до 0,25.
Пример 2 (согласно «Сборнику разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства» изд. 2005 Раздел I вопрос 7):
Как рассчитать базовую цену на проектные работы по привязке и компоновке 10-ти этажного жилого дома, состоящего из 4-х блок-секций повторного применения серии 90 без внесения изменений в надземную часть здания
— блок-секция 90-0104 – 2 шт. (строительный объем каждой 9887 м3);
— блок-секция 90-0106 – 1 шт. (строит. объем 10030 м3);
— блок-секция 90-0107 – 1 шт. (строительный объем 10030 м3)?
Расчет базовой цены проектных работ по привязке 10-ти этажного жилого дома, состоящего из 4-х блок-секций повторного применения без внесения изменений в надземную часть здания, может быть осуществлен на основании показателей п. 6 таблицы 1 СБЦП 81-02-03-2001 и представлен формулой:
(902,246+0,012*39834)*(0,25*0,8+0,2) * Кст * Ктек, где:
39834 м3 — строительный объем 4-х блок-секций;
0,25 — коэффициент на привязку без внесения изменений в надземную часть зданий;
0,8 — коэффициент на объем работ по разработке блок-секций;
0,2 — коэффициент на объем работ по компоновке дома;
2 метод. Многосекционный жилой дом, блок-секции одной этажности, разной планировки
Стоимость проектирования в данном случае рассчитывается по формуле (исходя из общей кубатуры дома):
Ц = (A + B * Vобщ) * (0.2 + 0.8 * [(V1/ Vобщ)*Кп1 + … + (Vi/ Vобщ)*Кпi]) * Кст * Ктек, где:
А, В – постоянные величины базовой цены (Табл. 1 СБЦП 81-02-03-2001);
Vобщ – общий объем здания;
i – количество блок-секций;
Vi – объем i-ой блок-секции;
Кп i – коэффициент на привязку i-ой блок-секции, для базовой блок-секции Кп i = 1;
Кст — коэффициент, учитывающий стадию проектирования (ПД, РД);
Ктек – коэффициент, отражающий инфляционные процессы в проектировании на момент определения цены.
Понятие «базовая блок-секция» предполагает соответствующие разработки проектной документации с возможностью ее дальнейшего использования для аналогичных проектных работ с другими заданными параметрами путем внесения изменений.
Пример 3 (согласно «Сборнику разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства» изд. 2010 Раздел I вопрос 1):
Как рассчитать цену проектирования десятиэтажного жилого дома общим объемом 52400 м 3 , скомпонованного из 4-х блок-секций одинаковой этажности, но разной планировки?
Стоимость разработки проектной документации для строительства десятиэтажного жилого дома общим объемом 52400 м 3 и с показателями поэтажных объемов блок-секций будет определяться по ценовым показателям п. 6 таблицы 1 СБЦП 81-02-03-2001 следующим образом:
Ц = (902,246 + 0,012 * 52400) * (0,2 + 0,8 *[(14400/52400)*1 + (26000/52400)*К2 + (12000/52400)*К3]) * Кст * Ктек, где:
14400 м 3 строительный объем секции Б;
26000 м 3 строительный объем секций А и Г;
12000 м 3 строительный объем секции В;
К2 и К3 корректирующие коэффициенты в соответствии с указаниями п. 2.1.2 СБЦП 81-02-03-2001
Размер понижающего коэффициента определяется самой проектной организацией в соответствии с трудоемкостью проектных работ
3 метод. Многосекционный жилой дом, блок-секции разной этажности, одинаковой планировки
В данном случае расчет осуществляется поэтапно, рассчитывается стоимость проектирования каждой блок-секции по формуле:
Ц = (A + B * Vобщ) * (V/Vобщ) * Кст * Ктек, где:
А, В – постоянные величины базовой цены (Табл. 1 СБЦП 81-02-03-2001);
Vобщ – общий объем здания;
V – объем блок-секции определенной этажности;
Кст — коэффициент, учитывающий стадию проектирования (ПД, РД);
Ктек – коэффициент, отражающий инфляционные процессы в проектировании на момент определения цены.
Общая базовая цена разноэтажного дома определяется суммированием стоимости отдельных его частей.
Пример 4 (согласно «Сборнику разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства» изд. 2007 Раздел I вопрос 3):
Как определить стоимость проектирования жилого дома разной этажности (3-4-5-6 этажного)?
В связи с изложенным расчет цены проектирования определяется по табл. 1 «Жилые дома» СБЦП 81-02-03-2001 следующим образом:
- 3-х – этажной части – п. 3 СБЦП 81-02-03-2001
С1 = (273,44 + 0,017 * Vобщ) * (V1/ Vобщ), где
V1 – объем 3-х-этажной части дома (м 3 );
Vобщ – общий объем всего дома (м 3 ).
- 4-х – этажной части – п. 4 СБЦП 81-02-03-2001
С2 = (405,842 + 0,012 * Vобщ) * (V2/ Vобщ), где
V2 – объем 4-х-этажной части дома (м 3 ).
- 5-ти – этажной части дома – п. 5 СБЦП 81-02-03-2001
С3 = (553,133 + 0,012 * Vобщ) * (V3/ Vобщ), где
V3 – объем 5-ти-этажной части дома (м 3 ).
- 6-ти – этажной части дома– п. 6 табл. 1 СБЦП 81-02-03-2001
С4 = (902,246 + 0,012 * Vобщ) * (V4/ Vобщ), где
V4 – объем 6-ти-этажной части дома (м 3 ).
Таким образом, общая стоимость проектирования разноэтажного жилого дома определяется как суммарная стоимость всех четырех слагаемых с применением к ней соответствующих поправочных коэффициентов:
Собщ.= (С1 + С2 + С3 + С4) * Кст * Ктек
4 метод. Многосекционный жилой дом, блок-секции разной этажности, разной планировки
В этом случае также расчет осуществляется поэтапно, рассчитывается стоимость проектирования каждой блок-секции по формуле:
Ц = (A + B * Vобщ) * (V/Vобщ) *(0.2 + 0.8 * [(V1/ Vобщ)*Кп1 + … + (Vi/ Vобщ)*Кпi])* Кст * Ктек, где:
А, В – постоянные величины базовой цены (Табл. 1 СБЦП 81-02-03-2001);
Vобщ – общий объем здания;
i – количество блок-секций;
Vi – объем i-ой блок-секции;
V – объем блок-секции определенной этажности;
Кп i – коэффициент на привязку i-ой блок-секции, для базовой блок-секции Кп i = 1;
Кст — коэффициент, учитывающий стадию проектирования (ПД, РД);
Ктек – коэффициент, отражающий инфляционные процессы в проектировании на момент определения цены.
Общая базовая цена разноэтажного дома определяется суммированием стоимости отдельных его частей.
Пример 5 (согласно «Сборнику разъяснений по применению Сборника цен и Справочников базовых цен на проектные работы для строительства» изд. 2008 Раздел I вопрос 3):
Как определить стоимость проектирования жилого дома разной этажности (5, 7, 10 этажей), состоящего из 3-х блок-секций?
В связи с изложенным расчет цены проектирования определяется по табл. 1 «Жилые дома» СБЦП 81-02-03-2001 следующим образом:
а) 5-ти этажной секции дома по п.5 Табл.1 СБЦП 81-02-03-2001
С1 = (553,133 + 0,012 * 52400) * (14400/ 52400), где
14400 м3 объем 5-ти этажной секции дома;
52400 м3 общий строительный объем дома.
б) 7-ми и 10-ти этажных частей дома по п.6 Табл.1 СБЦП 81-02-03-2001
С2 = (902,246 + 0,012 * 52400) * ([12000 + 26000]/ 52400), где
12000 м3 объем 7-ми этажных секций дома;
26000 м3 объем 10-ти этажной секции дома.
Затем определяется общая базовая цена проектирования жилого дома с учетом применения коэффициентов 0,2 на компоновку и 0,8 на разработку блок-секций.
Собщ = [(553,133 + 0,012 * 52400) * (14400/ 52400) + (902,246 + 0,012 * 52400) * (38000/52400)] * [0.2 + 0.8 *<(14400/ 52400) * 1 + (12000/52400) * К2 + (26000/52400) * К3>] * Кст * Ктек, где
К2 — коэффициент на привязку 7-ми этажных блок-секций;
К3 — коэффициент на привязку 10-ти этажной блок-секции
Таким образом, рассчитать стоимость проектирования жилого дома повторного или массового применения («привязка») можно одним из четырех методов расчета, главное определить вид здания, его планировку и секционность.
Надеемся, данный материал был доступен, полезен и интересен. С нетерпением ждем Ваших комментарий.
ООО ЖГС: бухгалтерская отчетность и финансовый анализ
Бухгалтерская отчетность за 2017-2020 гг.
Бухгалтерская отчетность организации, полученная из официальных баз данных ФНС и Росстата, представлена ниже. Динамика ключевых финансовые показателей, представленных в отчетах, также отображена на графиках под таблицами.
Бухгалтерский баланс
Наименование показателя | Код | #DATE# |
---|---|---|
АКТИВ | ||
Материальные внеоборотные активы | 1150 | #1150# |
Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы | 1170 | #1190# |
Запасы | 1210 | #1210# |
Денежные средства и денежные эквиваленты | 1250 | #1250# |
Финансовые и другие оборотные активы (включая дебиторскую задолженность) | 1230 | #1260# |
БАЛАНС | 1600 | #1600# |
ПАССИВ | ||
Капитал и резервы | 1300 | #1300# |
Долгосрочные заемные средства | 1410 | #1410# |
Другие долгосрочные обязательства | 1450 | #1450# |
Краткосрочные заемные средства | 1510 | #1510# |
Кредиторская задолженность | 1520 | #1520# |
Другие краткосрочные обязательства | 1550 | #1550# |
БАЛАНС | 1700 | #1700# |
Краткий анализ баланса
Изменение капитала и резервов (строка 1300 баланса), а также сумма внеоборотных и всех активов организации представлены на следующем графике:
Динамика трех ключевых показателей, характеризующих структуру баланса организации, приведена на следующем графике.
Финансовый показатель | 31.12.2020 | 31.12.2019 | 31.12.2018 |
---|---|---|---|
Чистые активы 1 | 10 | ||
Коэффициент автономии (норма: 0,5 и более) | — | 1 | — |
Коэффициент текущей ликвидности (норма: 1,5-2 и выше) | — | — | — |
Чтобы иметь полную оценку качества баланса ООО ЖГС, рекомендуем получить подробный отчет в программе «Ваш финансовый аналитик».
Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках)
Перечень доходов, расходов и финансовые результаты приведен в соответствии с официально утвержденной Минфином формой (Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 N 66н). При формировании данных по годам мы исходили из принципа, при котором более поздние данные считаются более достоверными (в случае, если цифры в отчетности изменялись).
Наименование показателя | Код | #PERIOD# |
---|---|---|
Выручка | 2110 | #2110# |
Расходы по обычной деятельности | 2120 | #2120# |
Проценты к уплате | 2330 | #2330# |
Прочие доходы | 2340 | #2340# |
Прочие расходы | 2350 | #2350# |
Налоги на прибыль (доходы) | 2410 | #2410# |
Чистая прибыль (убыток) | 2400 | #2400# |
Краткий анализ финансовых результатов
Судить об изменении финансовых результатов организации за последние годы можно по следующим показателям, приведенным на графике и в таблице ниже.
Финансовый показатель | 2020 | 2019 | 2018 |
---|---|---|---|
EBIT | 20 | ||
Рентабельность продаж (прибыли от продаж в каждом рубле выручки) | — | 2.4% | — |
Рентабельность собственного капитала (ROE) | 0% | 400% | — |
Рентабельность активов (ROA) | 0% | 400% | — |
Провести подробный анализ финансовых результатов, рентабельности и деловой активности ООО ЖГС в программе «Ваш финансовый аналитик».
Отчет о движении денежных средств
Наименование показателя | Код | #PERIOD# |
---|---|---|
Денежные потоки от текущих операций | ||
Поступления — всего | 4110 | #4110# |
в том числе: от продажи продукции, товаров, работ и услуг |
4111 | #4111# |
арендных платежей, лицензионных платежей, роялти, комиссионных и иных аналогичных платежей | 4112 | #4112# |
от перепродажи финансовых вложений | 4113 | #4113# |
вписываемый показатель (по поступлениям от денежных потоков от текущих операций) | 4118 | #4118# |
прочие поступления | 4119 | #4119# |
Платежи — всего | 4120 | #4120# |
в том числе: поставщикам (подрядчикам) за сырье, материалы, работы, услуги |
4121 | #4121# |
в связи с оплатой труда работников | 4122 | #4122# |
процентов по долговым обязательствам | 4123 | #4123# |
налога на прибыль организаций | 4124 | #4124# |
вписываемый показатель (по платежам денежных потоков от текущих операций) | 4128 | #4128# |
прочие платежи | 4129 | #4129# |
Сальдо денежных потоков от текущих операций | 4100 | #4100# |
Денежные потоки от инвестиционных операций | ||
Поступления — всего | 4210 | #4210# |
в том числе: от продажи внеоборотных активов (кроме финансовых вложений) |
4211 | #4211# |
от продажи акций других организаций (долей участия) | 4212 | #4212# |
от возврата предоставленных займов, от продажи долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам) | 4213 | #4213# |
дивидендов, процентов по долговым финансовым вложениям и аналогичных поступлений от долевого участия в других организациях | 4214 | #4214# |
вписываемый показатель (по поступлениям от денежных потоков от инвестиционных операций) | 4218 | #4218# |
прочие поступления | 4219 | #4219# |
Платежи — всего | 4220 | #4220# |
в том числе: в связи с приобретением, созданием, модернизацией, реконструкцией и подготовкой к использованию внеоборотных активов |
4221 | #4221# |
в связи с приобретением акций других организаций (долей участия) | 4222 | #4222# |
в связи с приобретением долговых ценных бумаг (прав требования денежных средств к другим лицам), предоставление займов другим лицам | 4223 | #4223# |
процентов по долговым обязательствам, включаемым в стоимость инвестиционного актива | 4224 | #4224# |
вписываемый показатель (по платежам денежных потоков от инвестиционных операций) | 4228 | #4228# |
прочие платежи | 4229 | #4229# |
Сальдо денежных потоков от инвестиционных операций | 4200 | #4200# |
Денежные потоки от финансовых операций | ||
Поступления — всего | 4310 | #4310# |
в том числе: получение кредитов и займов |
4311 | #4311# |
денежных вкладов собственников (участников) | 4312 | #4312# |
от выпуска акций, увеличения долей участия | 4313 | #4313# |
от выпуска облигаций, векселей и других долговых ценных бумаг и др. | 4314 | #4314# |
вписываемый показатель (по поступлениям от денежных потоков от финансовых операций) | 4318 | #4318# |
прочие поступления | 4319 | #4319# |
Платежи — всего | 4320 | #4320# |
в том числе: собственникам (участникам) в связи с выкупом у них акций (долей участия) организации или их выходом из состава участников |
4321 | #4321# |
на уплату дивидендов и иных платежей | 4322 | #4322# |
по распределению прибыли в пользу собственников (участников) в связи с погашением (выкупом) векселей и других долговых ценных бумаг, возврат кредитов и займов | 4323 | #4323# |
вписываемый показатель (по платежам денежных потоков от финансовых операций) | 4328 | #4328# |
прочие платежи | 4329 | #4329# |
Сальдо денежных потоков от финансовых операций | 4300 | #4300# |
Сальдо денежных потоков за отчетный период | 4400 | #4400# |
Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на начало отчетного периода | 4450 | #4450# |
Остаток денежных средств и денежных эквивалентов на конец отчетного периода | 4500 | #4500# |
Величина влияния изменений курса иностранной валюты по отношению к рублю | 4490 | #4490# |
Отчет о целевом использовании средств
Наименование показателя | Код | #PERIOD# |
---|---|---|
Остаток средств на начало отчетного года | 6100 | #6100# |
Поступило средств | ||
Взносы и иные целевые поступления | 6220 | #6220# |
Прибыль от предпринимательской и иной приносящей | 6240 | #6240# |
Прочие поступления | 6250 | #6250# |
Использовано средств | ||
На целевые мероприятия | 6310 | #6310# |
На содержание организации | 6320 | #6320# |
На приобретение основных средств и иного имущества | 6330 | #6330# |
Прочие | 6350 | #6350# |
Остаток средств на конец отчетного года | 6400 | #6400# |
Отчет об изменениях капитала за год
Наименование показателя | Код | Уставный капитал | Собственные акции, выкупленные у акционеров |
Добавочный капитал | Резервный капитал | Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) |
Итого |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Величина капитала на | 3200 | ||||||
За Увеличение капитала — всего: |
3310 | ||||||
в том числе: чистая прибыль |
3311 | х | х | х | х | ||
переоценка имущества | 3312 | х | х | х | |||
доходы, относящиеся непосредственно на увеличение капитала | 3313 | х | х | х | |||
дополнительный выпуск акций | 3314 | х | х | ||||
увеличение номинальной стоимости акций | 3315 | х | х | ||||
реорганизация юридического лица | 3316 | ||||||
вписываемый показатель (по увеличению капитала) | 3319 | ||||||
Уменьшение капитала — всего: | 3320 | ||||||
в том числе: убыток |
3321 | х | х | х | х | ||
переоценка имущества | 3322 | х | х | х | |||
расходы, относящиеся непосредственно на уменьшение капитала | 3323 | х | х | х | |||
уменьшение номинальной стоимости акций | 3324 | х | |||||
уменьшение количества акций | 3325 | х | |||||
реорганизация юридического лица | 3326 | ||||||
дивиденды | 3327 | х | х | х | х | ||
вписываемый показатель (по движению капитала за год) | 3329 | ||||||
Изменение добавочного капитала | 3330 | х | х | х | |||
Изменение резервного капитала | 3340 | х | х | х | х | ||
Величина капитала на | 3300 |
Наименование показателя | Код | #DATE# |
---|---|---|
Чистые активы | 3600 | #3600# |
Дополнительные проверки
Дополнительные данные и подробный финансовый анализ, включая сравнение показателей организации со среднеотраслевыми, можно получить по следующим ссылкам:
* Звездочкой отмечены показатели, которые скорректированы по сравнению с данными ФНС и Росстата. Корректировка необходима, чтобы устранить явные формальные несоответствия показателей отчетности (расхождение суммы строк с итоговым значением, опечатки) и проводится по специально разработанному нами алгоритму.
Справка: Бухгалтерская отчетности представлена по данным ФНС и Росстата, раскрываемым в соответствии с законодательством РФ. Точность приведенных данных зависит от точности представления данных в ФНС и Росстат и обработки этих данных статистическим ведомством. При использовании этой отчетности настоятельно рекомендуем сверять цифры с данными бумажной (электронной) копии отчетности, размещенной на официальном сайте организации или полученной у самой организации. Финансовый анализ представленных данных не являются частью информации ФНС и Росстата и выполнен с использованием специализированного сервиса финансового анализа.
Мужская и женская гендерная социализация
Сегодня мы предлагаем поговорить о том, что такое мужская и женская гендерная социализация (МГС и ЖГС). Из-за нее многие вынуждены жить не своей жизнью и по чужим правилам. Следование ЖГС и МГС может привести к большим сожалениям и упущенным возможностям, стать источником физических и психических травм, а ведь не все даже осознают, какое влияние гендерная социализация на них оказывает. Ниже мы рассмотрим особенности МГС и ЖГС, их недостатки и как можно уменьшить их влияние.
Что такое гендерная социализация?
Гендерная социализация – это усвоение ценностей и моделей поведения, которые соответствуют общепринятому понятию о «мужском» и «женском». Избежать ее практически невозможно, так как процесс начинается с самого рождения человека (голубые и розовые вещи, куклы и машинки) и продолжается в течение всей жизни. Ребенок, социализированный на основе своего гендера, с высокой вероятностью будет воспроизводить гендерные стереотипы во взрослом возрасте.
Гендерные паттерны прививаются не только членами семьи, но и друзьями, воспитателями и учителями, партнерами, коллегами и пр. Даже если, например, родители максимально откажутся от подобных установок, на детей наверняка будут влиять или даже давить одноклассники, учителя и другие люди из их окружения.
Огромную роль в гендерной социализации играет искусство: в фильмах, книгах, журналах, музыке мужское и женское постоянно противопоставляются. В большинстве случаев соответствие гендерным стереотипам рисуется как единственно возможный ход вещей, а если он нарушается, то подается как нечто исключительное или высмеивается. Даже реклама за редким исключением транслирует традиционные гендерные установки.
Основная проблема такого подхода в том, что он не оставляет выбора. Многие не задумываются, что возможны иные варианты (даже если элементы традиционной гендерной социализации им неинтересны, невыгодны или откровенно вредны). Большинство просто впитывает эти установки и транслирует их дальше. Кроме того, гендерная социализация может не оставить шансов людям, которые не вписываются в «традиционные» поведенческие рамки. «Феминные» мужчины подвергаются жесткому психологическому давлению, часто – физическому насилию. Женщин с «маскулинными» чертами высмеивают, критикуют и т.д.
Мужская и женская гендерная социалиазация: особенности, различия и проблемы
Хотя об этом непринято говорить и многие об этом просто не задумываются, но в обществе существует множество установок, которые формируют и подкрепляют гендерные стереотипы. Вот некоторые из них, определяющие различия мужской и женской гендерной социализации:
-
«СЛАБЫЙ» И «СИЛЬНЫЙ» ПОЛ. ГС определяет рамки поведения человека еще до того, как он начинает осознавать себя, свой характер, интересы. С самого детства в девочках поощряются такие качества, как скромность, покорность, мягкость, доброта, жертвенность, эмпатичность и т.д. В мальчиках, напротив, воспитывают активность, распущенность, лидерские качества, стремление доминировать.
Если мальчик или девочка показывает качества противоположного пола, общество активно это порицает: «хватит ныть, как баба», «дерешься, как девчонка» или «веди себя прилично, ты же девочка». Из таких замечаний мы быстро усваиваем, в частности, то, что быть женщиной – значит быть слабым, а быть слабым – плохо.
ВНЕШНОСТЬ. И в МГС, и в ЖГС имеет место объективизация (восприятие человека не как личности, а как объекта, обладающего определенными «функциями» и имеющего должный внешний вид). Но требования к мужской внешности совсем не такие строгие, как к женской. Недаром существует поговорка: «Мужчина должен быть чуть красивее обезьяны». Мужчине прощается неряшливость, неопрятность, ведь нас в первую очередь заставляют обратить внимание на его личность, характер.
Женщины же зачастую оцениваются в первую очередь по внешнему виду. С детства девочек наряжают в красивую, но неудобную одежду, которая мешает им быть активными, — колготки, сарафан, туфли. Им заплетают косы, от которых болит голова, рано прокалывают уши. Даже у маленьких девочек уже формируется стремление быть «красивой» и использовать для этого любые средства. Впоследствии для некоторых это превращается в смысл жизни.
СМИ активно навязывают обществу образ «настоящей» женщины – длинные волосы, чистая кожа, большие глаза, маленький нос, пухлые губы, большая грудь, узкая талия, широкие бедра и т.д. Почти каждое десятилетие стандарты меняются. Чтобы приблизиться к идеалу, женщины изнуряют себя тренировками и диетами, делают пластические операции.
К сожалению, зацикленность на внешнем виде может негативно сказываться на женской психике: развиваются расстройства пищевого поведения, дисморфофобия (слишком критическое отношение к своей внешности), страх выйти на улицу без макияжа или немытой головой.
ОТНОШЕНИЯ И БРАК. ЖГС включает идею о том, что гетероотношения и замужество – главная ценность и цель каждой девушки. Женщина снова выступает в роли товара. Например, ее девственность берегут для одного-единственного мужчины, она должна быть «чиста и непорочна». Большое количество партнеров у женщины непозволительно и жестко критикуется. Тех, кто не стремится обзавестись отношениями, высмеивают, жалеют или критикуют. Для мужчины, напротив, нормально иметь собственные стремления и интересы, жениться в зрелом возрасте (или оставаться «завидным холостяком»), а различные сексуальные связи поощряются и оправдываются «полигамной природой».
Девочек рано готовят к роли жены и матери: приучают к аккуратности, хозяйственности и покорности. Домашние обязанности часто падают именно на девушек, чего не наблюдается в МГС. В браке главной задачей женщины становится обслуживание мужчины, продолжение его рода. В женщинах также видят исключительно репродуктивную функцию: «Не рожала – не женщина». Мало кто задумывается о том, что нежелательная беременность или тяжелые роды могут принести огромный вред психике и физическому здоровью.
А еще меньше людей задумываются о том, что на самом деле дети – это возможность, а не обязанность для женщины. Многие дамы не могут откинуть установку о необходимости детей, даже если идея материнства им совсем не близка. А тех женщин, кто открыто говорит о нежелании становиться матерью, могут назвать психически ненормальными, жалеть их, думая, что они бесплодны, и т.д. При этом в адрес мужчин такого не наблюдается – МГС не подразумевает обязательного наличия детей.
КАРЬЕРА. В традиционной системе мужчина – лидер, карьерист. Мужчины занимают все высокие должности, получают зарплату, соизмеримую с их трудом. Никто не препятствует мужскому образованию, карьерному росту. В европейских странах в основном женщинам доступно образование и саморазвитие, но женщины-карьеристки, которые отстаивают свои интересы и желание реализоваться, часто получают негативную оценку. Во многих случаях их не будут воспринимать всерьез на работе, где подавляющее большинство коллектива – мужчины. Какими бы знаниями она не обладала и какие результаты бы не показывала, она никогда не встанет на одну ступень с мужчиной, ее не будут видеть конкурентоспособной.
Эти примеры показывают, насколько сильно гендерные установки способны формировать нашу личность: начиная с внешнего вида, одежды, поведения, образования и заканчивая правом распоряжаться своими отношениями и телом. Следуя таким установкам, многие принимают навязанные желания за собственные, а правила, от которых на самом деле можно отказаться, – за непреложную необходимость.
По факту большая часть современного мира живет по модели, где мужчина является лидером во всех сферах жизни, имеет власть и моральный авторитет. Такая система отодвигает женщин на второй план, диктует им правила поведения и учит в первую очередь думать о других (тогда как мужчин МГС учит ставить себя на первое место). Впрочем, гендерная социализация также не щадит и мужчин, которые не стремятся доминировать: многие из них подвергаются моральному и даже физическому насилию.
Как минимизировать влияние ГС
Освободиться от мешающих гендерных установок полностью вряд ли возможно, поскольку они воспитывались в нас всю жизнь и окружают нас практически во всем. Однако полное переосмысление своего поведения уменьшит их негативное влияние. Что может помочь:
- Рефлексия. Обратите внимания на себя, свои ценности, интересы, желания, мотивы, мышление. Подумайте, какие установки были вам навязаны, а какие действительно ваши. Спросите себя, чего вы на самом деле хотите, что вам нравится, что вас интересует, мотивирует, вдохновляет. Старайтесь отслеживать свои мысли, слова и реакции: что из этого сформировано гендерными установками? Когда вы научитесь замечать их у себя (и у других), вам будет проще минимизировать их влияние.
Работа с психологом. Взрослому и сформировавшемуся человеку порой сложно самостоятельно проанализировать себя и начать работать над собой. Если у вас возникли трудности, можно воспользоваться помощью специалиста – психолога или психотерапевта.
- Отказ от стереотипов. Отказаться от привычных паттернов очень сложно, ведь на протяжении всей жизни нам внушают определенные ценности. На этом этапе нужно четко понять, что у вас есть право на собственные желания и решения. Выстраивайте личные границы, отстаивайте свое мнение.
«С детства им отказывают в уме и будущем» Как гендерные стереотипы вредят и девочкам, и мальчикам
Пермская гимназия номер 4 стала известна на всю страну после того, как повысила проходной балл для поступающих девочек. Для них условием приема стал результат 69,1 балла, для мальчиков — 65,7. Директриса Татьяна Дьякова объяснила разницу тем, что девочки более прилежные в детстве, но именно мальчики в результате «становятся лидерами» и «управляют страной», — поэтому, по ее логике, им нужны преференции. Школу проверила прокуратура, однако суд не обнаружил дискриминации в этой очевидно дискриминационной ситуации. Позже, уже в июле, глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Дмитрий (Смирнов) заявил, что женщины «слабее умом», а люди вроде Марии Кюри — это редкость. По просьбе «Ленты.ру» преподавательница Школы культурологии НИУ ВШЭ Элла Россман разбиралась, кто формирует стереотипы о мальчиках и девочках и как они влияют на детей в будущем.
Усвоенные стереотипы
Слова директрисы Татьяны Дьяковой симптоматичны. Кто не слышал в своей жизни формулу: мальчикам нужно помогать, потому что они «медленно созревают, зато потом…»? Ее в разных вариациях повторяют учителя, родители и школьные психологи. Но в этой формуле нарушена причинно-следственная связь.
Современных социологов очень занимает вопрос, как в социальном плане сделан наш пол, какие представления о нем (зачастую не имеющие ничего общего с биологией или особенностями гормональной системы человека) сконструированы обществом и культурой. Многие из этих представлений работают так же, как другие массовые заблуждения — вроде тех, что солнечное затмение приносит беду, а разбитая посуда — счастье. И вместе с другими массовыми заблуждениями они оказываются чрезвычайно живучими и переходят из поколения в поколение.
В социологии социализация — это процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе. Социализация происходит, когда ребенок контактирует с другими людьми и постепенно обучается правилам (гласным и негласным), принятым в его сообществе. В той или иной степени человек социализируется всю жизнь (особенно когда меняет окружение — например, переезжает в другой город или страну), однако основные нормы и ориентиры закладываются у нас еще в детстве.
Как и многие другие общественные нормы, стереотипы о мужчинах и женщинах мы приобретаем в процессе взросления. Исследователи выделяют разные источники таких идей — это и родители, и другие значимые для ребенка взрослые, вроде учителей и наставников в спортивных командах. Стереотипы транслируются в книжках, в мультфильмах, в медиа, они все время присутствуют в информационном поле, внутри которого растет ребенок. Постепенно он их интериоризирует, то есть присваивает, и начинает ориентироваться в окружающем мире при помощи этих установок.
Но идеалы мужественности и женственности — нестабильны и меняются со временем, различаются от страны к стране, от народа к народу. Даже у представителей разных классов и социальных слоев внутри одной нации эти идеи могут разниться: мальчик из семьи московской интеллигенции вряд ли будет отвечать представлениям о мужественности, принятым в среде рабочих металлургического завода, и наоборот. Англичанка в юбке-карандаше, руководящая небольшим отделом в рекламном агентстве, вряд ли вызовет вопросы у современников, а в викторианском обществе одно ее появление скандализировало бы приличную публику.
Причин изменения гендерных норм в обществе немало, в их числе — многолетняя работа активисток женского и феминистского движения, без которых у нас сегодня не было бы возможности учиться и работать, где нам хочется, или самостоятельно определять, с кем встречаться и жить, за кого выходить замуж и когда разводиться, сколько детей иметь и иметь ли их вообще.
Кроме того, гендерные нормы могут резко изменяться вместе со сменой власти и режима в стране, хороший пример — постсоветское пространство, где мутации представлений и установок мы можем наблюдать буквально в режиме реального времени.
При этом можно выделить и идеи, которые объединяют все общество или даже несколько обществ. Например, для западного мира на протяжении веков был свойствен идеал инициативного, активного в публичной сфере мужчины и заботливой и чувствительной, но по большей части пассивной и ведомой, ориентированной на семью и детей женщины. Те, кто нарушал эти представления, вызывали страх и отторжение, практически бессознательное желание «поставить человека на место» — в том числе самыми жесткими методами.
Непростая математика
Как именно влияют на нас стереотипы и насколько сильно это влияние, демонстрирует, например, эксперимент социального психолога из Стэнфорда Клода Стила. Вместе с коллегами Стил набрал две группы студентов, мужчин и женщин, в основном второкурсников, сильных в математике.
Студентам дали несколько тестов по математике и сконструировали разные социальные условия тестирования. Одно из проверочных заданий предварили небольшим вступлением: первой группе студентов сказали, что оно демонстрирует разницу между мужчинами и женщинами в их способностях к математике. Второй группе объяснили, что тестирование не показало различий между людьми разного пола по этому предмету. Студентки показали себя гораздо хуже студентов, когда тест предварили вступлением о гендерных различиях — и это при том, что в обеих группах участники были примерно одинакового уровня. Дальнейшие эксперименты (как вариации этого опыта, так и другие эксперименты, например, с афроамериканцами, на которых транслировали расовые стереотипы) только подтвердили догадку: установки, которыми предваряют тест, сильно влияют на то, как студенты себя проявят.
В эксперименте Стила студенты показывали разный результат в зависимости от того лишь, что им говорили перед тестом. Сложно переоценить, какое влияние на нас и наши успехи оказывают слова и идеи, которые транслируются постоянно, день за днем, год за годом.
Есть и исследования, которые фиксируют подобные изменения. Например, длительное наблюдение детских психологов Франчески Мунтони и Яна Ретельсдорфа из Гамбургского университета показывает: представления родителей о мальчиках и девочках влияют на то, как дети учатся читать.
Исследовались случаи 1508 школьников из 60 школ Германии. На протяжении почти двух лет психологи анкетировали учеников и их родителей, чтобы зафиксировать, влияют ли представления взрослых на успехи детей в чтении. Выяснилось, что гендерные стереотипы родителей определяли, насколько дети верили в себя и в свои силы, какие задачи они считали особенно важными и, как результат, предопределяли их успехи. В частности, идея о том, что девочки более предрасположены к чтению, приводит к тому, что они и вправду обгоняют в этом навыке мальчиков, причем по всей стране. Работать эта схема может и негативно: мальчики не уверены в своих силах в чтении из-за расхожих идей об их не особо блестящих способностях на раннем этапе, и потому могут показывать худшие результаты.
Вполне возможно, что то же самое особое прилежание девочек — следствие женской гендерной социализации (ЖГС). Нас с раннего детства учат быть более аккуратными и дисциплинированными, эти черты считаются естественными и натуральными для женщин по рождению.
«Исчезновение» одаренных
Что точно влияет на девочек сегодня, так это отсутствие достаточной поддержки со стороны взрослых и сверстников. Исследования социологов и психологов все больше подтверждают простую догадку: женщины реже становятся президентами, менее представлены в бизнесе и науке именно потому, что с детства им отказывают в уме, лидерстве и блестящем будущем, а жизненные перспективы зачастую ограничивают домом и семьей.
Начинания и таланты девочек игнорируют, в их одаренность не верят — или даже создают реальные препятствия на пути к знаниям, как в случае с пермской гимназией. Возникает феномен «исчезновения» одаренных женщин: мы видим множество талантливых девочек в дошкольных учреждениях и школах, но на каждом следующем этапе цепочки «университет-работа-карьерный рост» женщин становится все меньше и меньше. Они оседают на непрестижных работах или полностью исчезают из поля зрения, уходя в семью и личную жизнь.
Интересно, что даже те достоинства, которыми девочки очевидно для всех обладают (такие как прилежание и усердие, например) — для многих недостаточны для того, чтобы стать лидерами. Или, как в нашем случае, чтобы поступить в престижную школу. В мальчиках же, даже если они пока «не дотягивают», находят скрытый потенциал и огромные возможности.
В нашей стране также есть исследования механизмов гендерной социализации в российском контексте. Например, социологи из ВШЭ Ольга Савинская и Анастасия Чередеева провели серию интервью и выяснили, что представления о мужском и женском, о том, чем девочки и мальчики «должны» заниматься и как себя вести, прививают с самого раннего, несознательного возраста — еще в дошкольных учреждениях, где и мальчикам, и девочкам предлагают чрезвычайно узкие рамки «нормальности» и однообразные роли (грубо говоря, «снежинки и пираты», и никак не наоборот). Маленькие девочки оказываются в этой системе особо уязвимыми — от них требуют постоянно искать одобрения со стороны других, быть максимально послушными и тихими и интересоваться очень ограниченным числом предметов и тем. Такое однообразие может мешать индивидуальному развитию детей, особенно, если систему поддерживают и дома.
Также нельзя обойти вниманием исследование социолога из ВШЭ Ольги Исуповой — старшей научной сотрудницы Института демографии НИУ ВШЭ. Она опрашивает девочек из «хороших семей» — учениц и выпускниц престижных московских гимназий и лицеев, а также их родителей и родителей школьников из престижных учебных заведений Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Соликамска. Пилотные интервью показали, что от девочек из «хороших семей» в России требуют практически невозможного: образованности, красоты, хороших манер, удачной карьеры, ориентации на семью, «незаурядной силы духа», — и все это одновременно.
Завышенные ожидания со стороны родителей подкрепляются общественными стереотипами и высокими стандартами, предъявляемыми девочкам в школах. Их все время оценивают, заставляют соответствовать новым и новым идеалам и жестко критикуют за малейший проступок. Многообразие требований и нежелание выделять из них приоритетные и факультативные невротизирует старшеклассниц, воспитывает страх ошибки и оставляет для них чрезвычайно ограниченное пространство свободы, не говоря уже о времени на отдых и собственные увлечения.
При этом «светлое будущее», ради которого все старания, крайне туманно. Родители и сами не знают, чего ожидать их дочерям в дальнейшем. Получается, что девочкам часто приходится прилагать сверхусилия в условиях непонятных задач и перерабатывать ради неясных перспектив и чужих ценностей.
Стереотипы против мальчиков
Работы о специфике гендерной социализации в нашей стране и за ее пределами начали появляться в России довольно давно. Этнографию детства и, в частности, особенности социализации детей в разных обществах, изучал еще в 1980-е годы советский социолог Игорь Кон. В 1988 году он выпустил монографию «Ребенок и общество», где описывал в том числе особенности гендерной социализации. А в 2009 году вышла его книга «Мальчик — отец мужчины», посвященная специфике воспитания мальчиков в разные времена и тому, как нормы, привитые в раннем детстве, влияют на мужчин всю их жизнь.
Из этой книги и из перечисленных выше исследований можно сделать еще один вывод: гендерные стереотипы вредят и мальчикам. В прошлом году Американская психологическая ассоциация выпустила специальную брошюру с советами о том, как психологам работать с клиентами-мужчинами и мальчиками, учитывая специфику их мужской гендерной социализации (МГС).
“Гендерная социализация” как понятие-пустышка
Есть ряд окологуманитарных понятий, которые меня раздражают до чёртиков. Это “культурный код”, “менталитет”, “пассионарность” и – о чём сегодня хочу написать “мужская/женская гендерная социализация”.
Нет, все эти слова в определённых случаях имеют смысл. “Культурные коды” придумал американский маркетолог Клотер Рапай – и судя по его биографии, идея о том, что реклама в разных культурах должна обращаться к разным метафорам, вполне разумна. Проблемы начинаются тогда, когда “культурный код” начинают произносить все, кому не лень.
Кликабельно на статью в Википедии про эту книгу. Пометка сверху и отсутствие статьи на английской Википедии немного намекают на то, насколько это большая и важная идея.
МГС и ЖГС
С “гендерной социализацией” всё так же – изначально осмысленная идея вышла далеко за рамки разумного. Это понятие появилось в психологии для объяснения того, как появляется гендер (различия гендера с полом, если что, описаны тут). Но нет какой-то единой “гендерной социализации” для, скажем, кенийских крестьян, испаноговорящих жительниц Сан-Франциско и кочевых народов Сибири – поэтому дальше общих слов тут продвинуться сложно.
Даже в довольно схожих культурных условиях люди вырастают сильно разными – тут все читающие могут просто сравнить своих одноклассниц/ков между собой. Все учились в одном классе, жили в соседних домах – а результат сильно разный.
Нельзя говорить о том, что маскулинность или феминность у всех одинакова. Нельзя и говорить об абсолютно универсальном трансгендерном опыте или столь же универсальном опыте интерсекс-людей. Люди – побуду немного Капитаном Очевидностью! – разные. Уровень образования родителей, род их занятий, отношения в семье, религиозность родителей, наличие каких-либо особых обстоятельств – влияют едва ли не больше, чем немногочисленные общие вещи.
Да, мальчикам чаще покупают конструкторы, а не куклы. Женщины в большинстве имеют опыт менструаций, а мужчины – нет. Служба в армии скорее мужской опыт, а страх перед незнакомцами в лифте – скорее женский. Но на каждый пример тут находится масса исключений, почти все оказывается носительницами/телями того или иного “нетипичного для их гендера опыта”.
Социализация и насилие
Если рассматривать не “социализацию вообще”, а сосредоточится на чём-то конкретном – то ситуация ещё усложнится. В радикально-феминистких группах “мужская гендерная социализация” связывается с насилием над женщинами. И да, за редчайшими исключениями насилие в отношении какой-либо группы вызвано прошлым опытом человека и прошлым взаимодействием с другими людьми. Насилие действительно связано с убеждениями и стереотипами – вот только слова “мужская гендерная социализация”, она же МГС, ничего тут объясняют. Мы только узнаём, что насилие совершают мужчины и что эти мужчины выросли с какими-то неправильными представлениями о женщинах.
Но что именно в воспитании и жизненном опыте мальчиков заставляет их потом избивать своих партнёрш? Если мы говорим, к примеру, что их приучили считать женщин ниже себя, потому что это краеугольный камень МГС – это, с одной стороны, убедительно. С другой же стороны – а если партнёршу избивает женщина? А если женщина избивает партнёра? Как быть с насилием в мужских однополых парах? Как быть с парами, где женщины не подвергались насилию со стороны партнёра – а это половина всех гетеросексуальных пар?
На поверку выясняется, что МГС как объяснение насилия это фактически пустышка. Уровень насилия со стороны разных мужчин разный, и хорошо бы понять то, чем же эти мужчины отличаются – а это крайне сложно сделать в рамках универсальной МГС. Аналогично “женская социализация” не является единой для всех женщин даже в пределах одной культуры.
Социализация и выбор профессии
Другой расхожий пример – преобладание женщин или мужчин в определённых профессиях. Это практически повторяет старую идею о том, что, дескать помогающие профессии вроде медсёстр и воспитательниц лучше подходят женщинам, а мужчины, мол, справляются лучше с абстрактным и с техникой.
Но социализация никак не объясняет то, почему некоторые идут совсем не в ту профессию, к которой их подталкивала семья или школа. Слово “социализация” не объясняет того, как делает выбор ребёнок юристки и инженера – в ситуации, когда внешние обстоятельства не толкают в одну сторону. Да, мы знаем что стереотипы снижают число инженерок и мужчин, работающих воспитателями в детском саду – но идея гендерной социализации никак не позволяет понять, почему некоторые всё-таки идут против давления.
Академическая критика “гендерной социализации” в кратчайшем пересказе
Критику гендерной социализации на русском можно прочесть, например, в книге Рэйвин Коннел “Гендер и власть”*. Кроме тривиального аргумента “люди разные и опыт у них неодинаков” Коннел приводит более сложные доводы против теории гендерных категорий и идеи гендерной социализации. Например, такой: если социализация обеспечивается некоторыми социальными институтами – семьей, школой и так далее – как быть с тем, что эти институты друг другу противоречат? А в ряде случаев и вовсе ведут борьбу между собой?
Другое возражение Коннел: ряд психоаналитических работ показывает семью местом противоречивых требований к ребёнку. А где противоречия, там непросто говорить о последовательном и однозначном процессе. Ещё аргумент, более общего характера – если социализация едина и универсальна, то где в ней место личному выбору и личным решениям? А ведь люди их принимают – иногда из консервативных семей дети уходят в феминисткие или ЛГБТК-группы.
Идеи о “полоролевых моделях” не то, чтобы совсем устарели и оказались полностью отброшены – но для многих задач они больше не актуальны. Социологам мало постулировать, что гендер приобретается “в процессе социализации”. Это как с мозгом – идея, что наше поведение как-то с мозгом связано, была для своего времени революционной, однако сегодня во многих случаях слова “активность мозга” можно смело менять на любую ахинею и от этого текст ничего не потеряет. Сегодня знание о том, что на нас влияет и мозг, и социальное окружение – уже тривиально, уже надо бы задавать вопросы “что именно в мозге и что именно в окружении приводит к тому-то и тому-то”.
*) глава 9, самое начало. И глава 3 целиком, если нужно развёрнуто про гендерные категории.