377 фз льгота на налог на землю

Как российские компании могут использовать крымские льготы для экономии на налогах

Налоговая нагрузка в Крыму может быть намного ниже обычной

Право на получение льгот дает договор об участии в СЭЗ

За нарушение договора с властями грозит лишь потеря льгот

  • Примеры налогового планирования

С 1 января 2015 года Республика Крым и город Севастополь признаются свободной экономической зоной сроком на 25 лет (ст. 8, 9 и 23 Федерального закона от 29.11.14 № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны», далее — Закон № 377-ФЗ). Для ее участников установлен льготный порядок налогообложения и выгодные таможенные условия. Однако, чтобы получить налоговую экономию, компаниям придется вести реальную деятельность. Поскольку законодатели создали препятствия для получения льгот путем фиктивной деятельности на Крымском полуострове.

Налоговая нагрузка в свободной экономической зоне снижена в несколько раз

Компании, которые являются участниками свободной экономической зоны (далее — СЭЗ), получают множество налоговых преференций (ст. 2 Федерального закона от29.11.14 №379-ФЗ, далее — Закон № 379-ФЗ). Но они касаются только бизнеса в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ (см. подверстку). То есть если у организации есть иные операции, то по ним применяются общие ставки и действуют общие требования НК РФ (п. 22 ст. 13 Закона №377-ФЗ).

Получение статуса участника СЭЗ потребует существенных затрат

Налоговые льготы свободной экономической зоны могут применять только те компании, которые получили статус ее участника. То есть простой регистрации организации на территории Крыма и постановки на налоговый учет для этого недостаточно. Подчеркнем, что речь идет именно об отдельном юридическом лице. Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских компаний не могут получить статус участника СЭЗ, так как они не зарегистрированы на территории Республики Крым и города Севастополя (п. 1 ст. 13 Закона №377-ФЗ).

Претендент должен представить в высший исполнительный орган власти региона заявление о заключении договора с приложением инвестиционной декларации (п. 2 и 3 ст. 13 Закона № 377-ФЗ). Она должна содержать в себе сведения о целях проекта и видах деятельности, технико-экономическое обоснование проекта с указанием количества планируемых рабочих мест и размера средней зарплаты, общий объем и график капитальных вложений в проект. Причем в первые три года их объем не может быть меньше 3 млн рублей для субъектов малого и среднего бизнеса и 30 млн рублей — для прочих лиц.

Если уполномоченный орган принимает положительное решение, то он заключает договор с компанией-претендентом. Тогда в течение трех дней ее вносят в реестр участников СЭЗ. Только после этого организация приобретает статус участника СЭЗ (п. 19 ст. 13 Закона №377-ФЗ). Если компания продолжает осуществлять также деятельность, не предусмотренную СЭЗ-договором, то для получения льгот она должна вести раздельный учет доходов и расходов.

Максимальная ставка налога на прибыль в СЭЗ — 13,5 процента. Ставка в отношении налога на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет, установлена на уровне 0 процентов. Она применяется в течение 10 лет, начиная с первого налогового периода, в котором участник СЭЗ получил прибыль. К примеру, если положительный финансовый результат будет только по итогам третьего года, то общий срок неуплаты налога на прибыль в федеральный бюджет увеличится до 12 лет. Ставка в отношении налога, перечисляемого в бюджет субъектов, устанавливается на пониженном уровне, но ее максимальная величина не может превышать 13,5 процента. Такой порядок предусмотрен пунктом 1.7 статьи 284 НК РФ.

Основные средства амортизируются в два раза быстрее. Участники СЭЗ имеют право применять специальный коэффициент, но не выше 2 к амортизации собственных основных средств (подп. 3 п. 1 ст. 259.3 НКРФ). При этом никаких ограничений по амортизационным группам, по местонахождению объектов или по дате их постановки на учет не установлено.

Налог на имущество организаций можно не платить в течение 10 лет. Такое право закреплено в пункте 26 статьи 381 НК РФ. Но для его использования компания должна соблюсти несколько условий. Первое — имущество должно быть создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории СЭЗ. Конечно, компания может заявить льготу и по объекту, приобретенному до получения статуса участника СЭЗ. Но, скорее всего, ей придется доказывать предназначенность актива для СЭЗ. Если же объект использовался до получения такого статуса, то применить льготу вряд ли получится.

Второе условие — имущество должно располагаться непосредственно на территории Республики Крым или города Севастополя. Если участник СЭЗ будет владеть объектами в других регионах России, то с них он будет уплачивать налог на имущество в общем порядке.

Земельный налог можно не платить три года. Условия применения этой налоговой льготы схожи с условиями для налога на имущество. Земельный участок должен находиться в Крыму и использоваться для СЭЗ-деятельности (п. 12 ст. 395 НКРФ). Льгота предоставляется сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок. Дата отсчета срока показывает, что послабление предоставляется только тем участникам, которые купили участки для целей исполнения СЭЗ-договора. Если же компания давно владеет землей, то сэкономить на налоге не удастся. Скорее всего, три года с момента получения права собственности уже истекут.

Страховые взносы уплачиваются по тарифу 7,6 процента. Участники СЭЗ уплачивают взносы в ПФР по тарифу 6 процентов, в ФСС России — 1,5 процента и в ФОМС — 0,1 процента. Такие тарифы установлены пунктом 1 статьи 58.4 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (ст. 2, 5 Федерального закона от 29.11.14 № 378ФЗ). Они применяются в течение 10 лет со дня получения статуса участника СЭЗ, начиная с первого числа месяца, следующего за месяцем получения такого статуса. Однако есть еще одно условие. Льгота распространяется только на тех участников СЭЗ, которые получили такой статус в течение трех лет со дня создания зоны (п. 4 ст. 58.4 Федерального закона от24.07.09 №212-ФЗ). То есть с 2015 по 2017 год включительно.

Ставки налогов на спецрежимах могут быть существенно снижены. Республике Крым и городу Севастополю предоставлено право уменьшить ставки единого налога при упрощенке для всех налогоплательщиков или для их отдельных категорий (п. 3 ст. 346.20 НКРФ). Так, в 2015–2016 годах ставки могут равняться 0 процентов, а в 2017–2021 годах при объекте «доходы» — 3–4 процента, при объекте «доходы минус расходы» — от 3 до 10 процентов. В 2015–2016 годах ставку сельхозналога два крымских субъекта могут снизить с 6 процентов до нуля, а в следующие пять лет — до 4 процентов. Это прописано в пункте 2 статьи 346.8 НК РФ.

Налоговую нагрузку нельзя повышать в течение действия договора с участником СЭЗ. Даже если законодатели примут федеральные законы, которые приведут к увеличению налоговой нагрузки, то такие законы не применяются к участникам СЭЗ. Но только в течение действия договора участника СЭЗ. Такие гарантии закреплены в пункте 1 статьи 16 Закона № 377ФЗ. Методика расчета налоговой нагрузки пока еще не разработана. Этим должен заниматься федеральный орган, уполномоченный Правительством РФ (п. 5 ст. 16 Закона №377-ФЗ). По этой методике будет определяться налоговая нагрузка на день получения компанией статуса участника СЭЗ и на день вступления в силу новых законов. В случае увеличения нагрузки принимается решение о том, какие нормы компания вправе не применять.

Российская компания может перевести часть бизнеса в Крым

На первый взгляд, условия получения статуса участника СЭЗ довольно жесткие. Однако если компания планирует расширять свой реальный бизнес (а не просто создать фиктивную транзитную компанию) или переформировать уже существующее подразделение, то она вполне может воспользоваться этими льготами. Для этого основная компания может вывести некоторые функции на дочернее юрлицо, которое будет зарегистрировано в Крыму и с которым она будет работать в паре. Но такая форма бизнеса будет иметь свои нюансы.

Крымская компания должна иметь возможность работать на удаленке. Ведение деятельности на территории СЭЗ является одним из основных условий договора. Если в Крыму будет зарегистрирована пустышка, а все работники будут трудиться в обособленных подразделениях в других регионах России, то СЭЗ-договор с такой компанией либо не заключат, либо быстро расторгнут. Поэтому более рационально переводить на крымскую компанию такие функции, которые можно исполнять на удаленном доступе. К примеру, консультационную часть юридического отдела.

Либо персоналу основной компании придется переехать в Крым или дочерней компании — нанять местных специалистов. В Законе №377-ФЗ нет требования, чтобы рабочие места заполнялись работниками с крымской постоянной регистрацией. Поэтому персонал основной компании может продолжать исполнять свои функции, но уже по новому месту работы. Если для регистрации организации выбрать не курортную зону, то затраты на съем жилья вряд ли будут существенными. Кроме того, часть должностей компания может занять местными специалистами.

График капитальных вложений должен обосновывать отсрочку вложения денег. Если регистрация компании в Крыму преследует цель получить налоговую экономию, то для владельца бизнеса выгоднее отсрочить момент капитальных вложений в этот проект. Однако от графика капвложений будет зависеть в том числе получение статуса участника СЭЗ. Поэтому такой временный перекос необходимо будет очень тщательно обосновать исходя из специфики бизнеса. К примеру, при организации юридической компании основным капвложением может быть выкуп собственного помещения по итогам работы за первые два года. Но не исключено, что такие планы не позволят получить статус участника.

Цены по сделкам с компаниями — участниками СЭЗ будут контролироваться

Если при организации крымской «дочки» компания планирует переводить на нее значительную часть своей прибыли путем завышения цен на услуги «дочки», то для этого есть существенное препятствие. Сделки обычных компаний с участниками СЭЗ признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам превысит 60 млн рублей за год (подп. 5 п. 2 и п. 3 ст. 105.14 НК РФ, ст. 1 Закона № 379-ФЗ). При несоблюдении этого лимита основная компания должна подать уведомление в свою инспекцию по всем контролируемым сделкам с данным участником СЭЗ (п. 2 ст. 105.16 НКРФ). Но поскольку непредставление такого уведомления наказывается штрафом в размере всего лишь 5 тыс. рублей (ст. 129.4 НКРФ), то вряд ли это требование будет препятствием для получения налоговой экономии.

Отметим, что норма о контролируемости сделок делает бессмысленным использование однодневок на территории СЭЗ. Для этого придется затратить слишком много сил и средств. При этом выгода будет той же самой, что и по обычной однодневке, которая просто не платит налоги. А вот риск повышается из-за того, что после проверки цен по сделке основной компании могут доначислить налоги.

Есть возможность пользоваться дешевым импортом

Свободная экономическая зона в Крыму предусматривает свободную таможенную зону (далее — СТЗ) на территории Республики Крым и города Севастополя (ст. 8 Закона №377-ФЗ). То есть в этих регионах импортные товары могут использоваться без уплаты таможенных пошлин или налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования (ст. 10 Соглашения по вопросам свободных экономических зон на территории Таможенного союза от 18.06.10). Если компания — участник СЭЗ будет использовать в своем производстве такие товары, то она получит экономию на таможенных платежах и налогах по сравнению с аналогичным производством в другом регионе России. Но есть одно препятствие. Продукция, произведенная из товаров иностранного производства, может размещаться и использоваться только на территории СТЗ (п. 5 ст. 18 Закона №377-ФЗ). И если крымский производитель планирует вывезти продукцию из СТЗ в другие регионы, то ему придется пройти таможенную процедуру.

Читайте также  Продавец нарушает закон о защите прав потребителей

Однако законодатели предусмотрели несколько исключений. В частности, для транспортных средств, которые осуществляют перевозки между СЭЗ и другими регионами России или другими странами (п. 16 ст. 18 Закона №377-ФЗ). Их можно использовать где угодно без дополнительных платежей, если компания-владелец является участником СЭЗ. Хотя Правительство РФ вправе ограничить срок их пребывания вне СЭЗ, но пока такого постановления нет. Этот пункт делает выгодным перевод в Крым транспортного подразделения, которому необходимо обновить парк. Однако отсутствие прямого автосообщения с остальными регионами России пока позволяет серьезно вести речь лишь о водном или воздушном транспорте.

Другое исключение — иностранное оборудование, введенное в эксплуатацию, и товары, использованные для строительства объектов недвижимости на территории СЭЗ. Они признаются товарами Таможенного союза по истечении пяти лет с момента их помещения под таможенную процедуру СТЗ (п. 18 ст. 18 Закона №377-ФЗ). После окончания этого срока активы могут использоваться на всей территории России без уплаты дополнительных платежей и сборов.

Лишить компанию льгот сможет только суд

Участник СЭЗ теряет право на применение налоговых и таможенных льгот только со дня внесения в Единый реестр участников СЭЗ записи о его исключении. Это прямо прописано в пункте 26 статьи 13 Закона № 377-ФЗ. Никаких штрафов, доначислений или иных мер наказания не предусмотрено. Не предусмотрено и автоматическое исключение при выявлении тех или иных нарушений. В принудительном порядке исключить из реестра могут только по решению суда (п. 23 ст. 13 Закона №377-ФЗ). Причиной этого может стать факт занижения объема капвложений по сравнению с графиком или ведение в СЭЗ деятельности, не предусмотренной договором (п. 3 ст. 14 Закона №377-ФЗ).

Получается, что компания-нарушитель может продолжать пользоваться налоговыми и таможенными льготами достаточно много времени. Пока нарушение выявят, пока подадут в суд, пока будет длиться судебное разбирательство с учетом апелляционного обжалования. То есть может пройти от трех до пяти лет в зависимости от оперативности органов, которые будут выявлять нарушения СЭЗ-договоров. В итоге компании грозит только то, что у нее отберут право на льготы, но не заставят доплачивать налоги за прошедшие периоды.

Применение льгот по земельному налогу организацией – участником СЭЗ в Крыму и Севастополе

Автор: Сенин Н. К., эксперт журнала

Как применяется льгота по земельному налогу участником СЭЗ и подтверждается право на нее?

Применение льготы по земельному налогу.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно пп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ от уплаты земельного налога освобождаются организации – участники свободной экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, сроком на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок.

Если земельные участки, расположенные на территории СЭЗ и используемые в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, принадлежат организации на праве постоянного (бессрочного) пользования, то в отношении такой организации не может применяться положение п. 12 ст. 395 НК РФ, и она должна уплачивать земельный налог на общих основаниях (Письмо Минфина России от 11.05.2017 № 03-05-0-02/28345).

В случае расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по решению суда сумма налога подлежит исчислению и уплате в бюджет.

Исчисление налога производится без учета применения льготы, предусмотренной пп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ, за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ.

Исчисленная сумма налога подлежит уплате по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в СЭЗ, не позднее сроков, установленных для уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период.

Право на применение данной льготы прекращается с 1‑го числа календарного месяца, следующего за месяцем исключения из единого реестра участника свободной экономической зоны (Письмо Минфина России от 27.06.2016 № 03‑05‑04‑01/37316, доведенное до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 08.07.2016 № БС-4-11/12244@).

В случае несвоевременного исполнения обязанности по уплате суммы налога, исчисленной за весь период реализации инвестиционного проекта в СЭЗ, задолженность по налогу, на которую начисляется пеня, возникает по истечении отчетного или налогового периода, в котором был расторгнут договор об условиях деятельности в СЭЗ, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты авансовых платежей по налогу за отчетный период или налога за налоговый период (Письмо Минфина России от 24.01.2020 № 03‑05‑04‑01/4025).

Минфин считает, что если право собственности на земельный участок, расположенный на территории СЭЗ и используемый в целях выполнения договора об осуществлении деятельности в СЭЗ, возникло у организации за период более трех лет до включения этой организации в единый реестр участников СЭЗ, то в отношении такой организации не может применяться положение пп. 12 п. 1 ст. 395 НК РФ (см. Письмо Минфина России от 16.12.2019 № 03‑05‑05‑02/98176[1]).

Формальное прочтение данной нормы действительно влечет именно такой вывод.

Чиновники напоминают также: п. 2 ст. 395 НК РФ установлено, что в случае, если в период применения налоговых льгот, преду­смотренных пп. 9, 11 и 12[2] п. 1 ст. 395 НК РФ, осуществлены раздел или объединение земельных участков, в отношении образованных в результате раздела или объединения земельных участков, налоговые льготы сэз, указанные в названных подпунктах, не применяются.

Подтверждение права на льготу.

В соответствии с п. 19 ст. 13 Федерального закона от 29.11.2014 № 377‑ФЗ участником СЭЗ признается лицо, включенное в единый реестр таких участников, с момента совершения записи в реестре.

При этом свидетельство о включении в единый реестр участников СЭЗ подтверждает право лица на использование налоговых льгот, однако не содержит достаточной информации об объектах, предполагаемых к использованию в рамках реализации инвестиционного проекта на территории СЭЗ, льготируемых видах деятельности, осуществляемой налогоплательщиком (Письмо ФНС России от 28.03.2017 № ЕД-4-15/5708@).

На основании п. 2 ст. 13 указанного закона участник СЭЗ представляет в высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя инвестиционную декларацию в соответствии с формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 № 856.

В ней указываются в том числе виды деятельности, осуществляемые в рамках реализации инвестиционного проекта, общий объем капитальных вложений, планируемый в рамках инвестиционного проекта, предусматривающий, в частности, объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ, а также перечень объектов, предполагаемых к использованию в ходе осуществления деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта.

Пунктом 1 ст. 56 НК РФ определено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Согласно п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы СЭЗ, документы, подтверждающие право на эти льготы.

Конкретный перечень документов, истребуемых в рамках камеральной проверки, в частности документов, подтверждающих право на те или иные налоговые льготы, НК РФ не установлен. В отношении льгота по земельному налогу крым для участника СЭЗ такими документами, по сути, могут выступать любые документы, из которых следует, что имеющиеся у организации объекты действительно используются для осуществления деятельности в рамках реализации инвестиционного проекта, в том числе инвестиционная декларация.

[1] См. также Письмо Минфина России от 12.05.2017 № 03‑05‑05‑02/28641.

[2] То есть имеется в виду в том числе льгота, установленная для участников СЭЗ.

Ассоциация участников
Свободной экономической зоны

Динамичному развитию Республики Крым и её скорейшей интеграции в экономическое поле Российской Федерации способствует принятие Федерального Закона от 29 ноября 2014 года №377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Заложенные в Законе экономико-правовые нормы создают основу для ускоренного технического перевооружения уже существующих предприятий, созданию новых рабочих мест, а также притоку инвестиций в экономику полуострова путем перемещения производств из различных регионов Российской Федерации в Республику Крым.

Учитывая важность практической реализации вышеуказанного Закона, донесения преимуществ ведения бизнеса в Крыму до деловых кругов Российской Федерации и зарубежных стран, а также выявления возможных проблемных вопросов и узких мест, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательства при осуществлении своей деятельности в рамках свободной экономической зоны, в Крыму создана и зарегистрирована соответствующим решением Министерства юстиции Республики Крым «Ассоциация участников свободной экономической зоны Крыма».

Председатель правления Ассоциации – Алексей Воробьев.
Избран 29 октября 2015 года общим собранием учредителей Ассоциации.

Cпособствовать функционированию Свободной экономической зоны в Крыму и городе Севастополя

Контакты

Председатель правления Ассоциации
Алексей Воробьев

Избран 29 октября 2015 года общим собранием учредителей Ассоциации.

Дата рождения: 13 мая 1985 г.

Адрес места проживания: АР Крым, г. Симферополь

Образование:

  • Высшее, Симферопольский Университет Экономики и управления, по специальности — Бухгалтерский учет и аудит, г. Симферополь окончил 2009 году;
  • Высшее, Одесская национальная юридическая академия, специальность — правоведение, г.Одесса, окончил в 2013 г.

Дополнительное образование:

  • 2012 — Форум политических консультаций г. Берлин, Германия – Организация общественной и политической молодежной работы – г. Запорожжье;
  • 2012 – Международный Республиканский Институт ( IRI ) – обучающая поездка по Международному обмену и организации работы местных органов власти – Республика Литва;
  • 2012 – Фонд Вридриха Наумана – летняяакадемия политического лидерства – АР Крым;
  • 2012 – Крымский центр переподготовки и повышения квалификации органов государственной власти и органов местного самоуправления при Совете министров АРК – Взаимодествие органов государственной власти, органов местного самоуправления с институтами гражданского общества – АР Крым;
  • 2012 — Авторская школа П.С. Таранова – практическая риторика, г. Симферополь;
  • 2011-2012гг. — Лингвистический центр «Лардан» — курс делового английского языка;
  • Ноябрь 2011 – Центр повышения квалификации Совета Министров АР Крым – организация работы органов местного самоуправленя;
  • Февраль 2010 г. — Авторская школа П.С. Таранова – практическая риторика, г. Симферополь;
  • Днепропетровский региональный бизнес-центр, тренинг личностного развития «Выбор», г. Днепропетровск, 2008-2009 г.;
  • Школа деловой эффективности и навыков экономической грамотности, по направлению – класс финансовых инструментов, г. Киев,2007- 2009.
  • Образовательная программа “Бизнес Молодость” г. Москва, 2014 г.
Читайте также  Влияет ли наличие судимости на получение загранпаспорта

Награды, почетные звания:

  • Кандидат в мастера спорта по кик-боксингу;
  • Благодарность Председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым;
  • Грамота Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря;
  • Почетная грамота Председателя Верховной Рады Автономной Республики Крым;
  • Почетная грамота Председателя Железнодорожного районного совета города Симферополя;
  • Грамота Министра образования и науки, молодежи и спорта АРК;

Место работы и занимаемые должности:

  • Директор ООО «Юридической компании «Бизнес Партнер» ( разработка технико – экономического обоснования и составление инвестиционной декларации для регистрации участником СЭЗ)
  • Декабрь 2014 – Март 2015 Начальник управления по развитию малого и среднего предпринимательства, производственной сферы и инвестиционной политики;
  • 2014 — 2008 г. Директор ООО «Юридической компании «Бизнес Партнер» (специализация налоговое право);
  • 2014 — 2010 г. – Депутат Железнодорожного районного Совета г. Симферополь,
  • 2014 – 2012г. — Заместитель председателя Постоянной комиссии по вопросам депутатской деятельности и этики, законности, правопорядка и защите прав человека;
  • 2012- 2010 г. — Председатель постоянной комиссии по жилищному хозяйству, строительству и архитектуре;
  • Август — Июнь 2012 г . – Лектор департамента идеологии и ведения избирательной кампании Республиканского штаба Партии регионов;
  • 2012 – 2011 г. – Руководитель общественной приемной депутатов Партии регионов Железнодорожного района;
  • 2012 -2010 г. –Помощник-консультант Депутата Верховной Рады Украины Толстенко В.Л.;
  • 2010 — 2006 г. — Помощник депутата Верховной рады АР Крым Шевцова А.А.;
  • 2009 — 2005 г. – Председатель правления Общественной организации «Добробут»;
  • 2005 г. 2003 г. -– Частное предприятие «Аудиторская фирма «Аудит-Сервис», специалист 2 категории;

Заказать обратный звонок

Укажите ваши данные в форме ниже и наши менеджеры свяжутся с вами
в самые кратчайшие сроки.

Крым и севастополь: налоговые льготы для участников сэз

«Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение», 2016, N 4

Территории Крыма и Севастополя признаны ст. 8 Закона N 377-ФЗ свободными экономическими зонами (далее — СЭЗ). Участникам СЭЗ налоговое законодательство предоставляет ощутимые преференции. На данный момент в реестре таких участников присутствуют всего несколько санаторно-курортных организаций. Как попасть в этот реестр и получить льготы по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу?

Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

Статус участника СЭЗ: получение и утрата

Участником СЭЗ признается лицо, включенное в единый реестр таких участников, с момента совершения записи в реестре (ч. 19 ст. 13 Закона N 377-ФЗ).

Получение статуса

Лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно обратиться в органы власти с заявлением о заключении с ним договора об условиях деятельности в СЭЗ, а также представить целый пакет документов, куда входят (ч. 2 ст. 13 Закона N 377-ФЗ):

  • копии учредительных документов (для юридических лиц);
  • копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • инвестиционная декларация (ее форма утверждена Приказом Минэкономразвития России от 18.11.2015 N 856).

Если говорить кратко, то налоговые преференции даются участнику СЭЗ взамен на капитальные вложения в регион, объемы которых как раз и вносятся в соответствующую инвестиционную декларацию вместе с целью инвестиционного проекта, видами деятельности, осуществляемыми в рамках его реализации, с указанием кодов ОКВЭД.

Капитальные вложения. Для целей Закона N 377-ФЗ таковыми являются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий, приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря (ч. 4 ст. 14 Закона N 377-ФЗ).

По итогам рассмотрения данных документов органы власти принимают решение: заключать или нет с заявителем договор об условиях деятельности в СЭЗ. Если решение положительное, то только после подписания договора заявитель получает свидетельство о его включении в единый реестр участников СЭЗ. Однако по факту дата заключения договора и дата внесения записи об участнике СЭЗ в реестр могут приходиться на разные дни и даже отчетные (налоговые) периоды. Это важно для налогообложения, поскольку пользоваться преференциями могут только лица, поименованные в реестре. До того, как в нем появится соответствующая запись, использование льгот по налогам неправомерно.

Утрата статуса

Право участника СЭЗ осуществлять предпринимательскую и иную деятельность с применением особого режима налогообложения прекращается со дня внесения в реестр записи об исключении из него участника СЭЗ.

Участник СЭЗ подлежит исключению из реестра в случаях (ч. 23 ст. 13 Закона N 377-ФЗ):

  • расторжения договора об условиях деятельности в СЭЗ по соглашению сторон или по решению суда;
  • прекращения деятельности участника СЭЗ в связи с ликвидацией, реорганизацией юридического лица либо исключением физического лица из ЕГРИП;
  • окончания срока действия договора об условиях деятельности в СЭЗ, на который он был заключен.

Лишиться статуса участника СЭЗ против своей воли можно по решению суда. Так, расторжение договора в судебном порядке может быть произведено при установлении фактов невыполнения участником СЭЗ условий договора (по объему капитальных вложений, по осуществлению предпринимательской деятельности или нарушение других условий).

Налоговые преференции

Налоговым кодексом для организаций — участников СЭЗ установлены:

  • нулевая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в федеральный бюджет (п. 1.7 ст. 284 НК РФ);
  • пониженная ставка по налогу на прибыль, подлежащего зачислению в бюджет субъекта РФ (п. 1.7 ст. 284), по налогу от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором, — от 2 до 13,5% в зависимости от срока нахождения в реестре участников СЭЗ (Законы Республики Крым от 29.12.2014 N 61-ЗРК/2014 и г. Севастополя от 03.02.2015 N 110-ЗС);
  • освобождение от обложения налогом на имущество объектов, созданных или приобретенных в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенных на территории данной СЭЗ, — в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества (п. 26 ст. 381 НК РФ);
  • освобождение от налогообложения земельных участков, расположенных на территории СЭЗ и используемых в целях выполнения договора, — на три года с месяца возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 12 ст. 395 НК РФ).

Налог на прибыль

Согласно п. 1.7 ст. 284 НК РФ пониженные ставки налога на прибыль применяются участниками СЭЗ только в отношении прибыли, полученной от реализации товаров (работ, услуг), произведенных в рамках договора об осуществлении деятельности в СЭЗ.

Если дата заключения договора и дата внесения записи в реестр приходятся на разные отчетные (налоговые) периоды по налогу на прибыль, то участник СЭЗ вправе применить к налоговой базе пониженные ставки только по факту внесения записи о нем в реестр, так как просто ведения деятельности в соответствии с договором недостаточно для использования налоговой преференции (см. Письмо ФНС России от 06.05.2016 N СД-4-3/8133).

Участник СЭЗ вправе вести сразу несколько видов деятельности, льготируемых и не только (ч. 21, 22 ст. 13 Закона N 377-ФЗ). В этом случае пониженные ставки по налогу на прибыль применяются при условии ведения налогоплательщиком раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о ведении деятельности в СЭЗ, и доходов (расходов), полученных (понесенных) при осуществлении иной деятельности.

Такое положение дел не раз подтверждалось чиновниками.

Письмо ФНС России от 19.01.2016 N СД-4-3/487@

Льготные ставки по налогу на прибыль применяются участниками СЭЗ только к налоговой базе от деятельности, осуществляемой в соответствии с договором о ведении деятельности в СЭЗ.

Условиями применения пониженных налоговых ставок являются:

Письмо Минфина России от 05.04.2016 N 03-03-06/1/19091

Письмо Минфина России от 06.10.2015 N 03-03-06/56962

Письмо Минфина России от 01.09.2015 N 03-03-06/1/50228

Письмо Минфина России от 01.09.2015 N 03-03-06/1/50235

Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 03-03-10/15503 (направлено Письмом ФНС России от 23.04.2015 N ГД-4-3/6993@ для использования в работе)

Налог на имущество

В силу п. 26 ст. 381 НК РФ льгота по налогу на имущество предоставляется организации, имеющей статус участника СЭЗ, начиная со дня ее включения в единый реестр участников СЭЗ. Данное положение полностью распространяется на имущество, учтенное на балансе организации и приобретенное до получения статуса участника СЭЗ. Это имущество также освобождается от налогообложения в течение 10 лет начиная со дня включения юрлица в реестр при условии, что имущество используется в целях, указанных в инвестиционном договоре об условиях деятельности в СЭЗ (см. Письма ФНС России от 19.01.2016 N СД-4-3/487@, от 16.09.2015 N БС-4-11/16292@, Минфина России от 31.07.2015 N 03-05-05-01/44406). А потому можно утверждать, что средства размещения, принадлежавшие курортным организациям еще до их вступления в реестр участников СЭЗ, освобождаются от налога на имущество, если, конечно, именно на деятельность этих объектов оформлен соответствующий инвестиционный договор.

Земельный налог

Формулировки п. 12 ст. 395 НК РФ крайне неудачны, поскольку буквальное прочтение нормы означает невозможность использования некоторыми налогоплательщиками льготы в полном объеме. Льготный период налогообложения начинается с момента возникновения права собственности на земельные участки без привязки к другим условиям использования данной льготы (например, внесение соответствующей записи в реестр участников СЭЗ). Кроме того, п. 12 ст. 395 не позволяет однозначно определить срок окончания действия освобождения от уплаты налога на землю, например в ситуации, когда до истечения трехлетнего срока с момента начала использования льготы организация исключается из числа участников СЭЗ.

В Письме от 19.01.2016 N СД-4-3/487@ ФНС указала на то, что поддерживает необходимость внесения изменений в п. 12 ст. 395 НК РФ в части установления льготы по налогу на землю сроком на три года на каждый земельный участок при наличии права собственности на него. Не исключено, что налоговики уже сейчас толкуют данную норму именно в этом ключе, что, безусловно, было бы на руку участникам СЭЗ, которые уже владеют земельными участками на момент получения соответствующего статуса.

Утрата статуса участника СЭЗ и пересчет налогов

Наличие у налогоплательщика статуса участника СЭЗ является условием применения перечисленных выше налоговых преференций. С утратой данного статуса прекращается применение пониженных налоговых ставок или освобождение от налогообложения. Причем НК РФ не предусматривает обязанности восстановления и уплаты налогов, исчисленных без учета статуса организации, в случае исключения ее из реестра. Этот факт констатирует ФНС в Письме от 23.06.2016 N СД-4-3/11243@, выражая мнение о целесообразности внесения в законодательство дополнений, предусматривающих исчисление и порядок уплаты налогов за период (или части периода), когда налогоплательщик являлся участником СЭЗ, в зависимости от причин, по которым им утрачен данный статус.

Читайте также  Оружие самообороны без лицензии оса антидог

Минфин, осуществляющий как федеральный орган исполнительной власти функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, комментирует ситуацию следующим образом (см. Письмо от 27.06.2016 N 03-05-04-01/37316, направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 08.07.2016 N БС-4-11/12244@): «. гл. 30 «Налог на имущество организаций» и 31 «Земельный налог» НК РФ прямо не содержат указания на возмещение (восстановление) налоговых преференций и уплату указанных налогов в случае утраты статуса участника СЭЗ в связи с нарушением договора об условиях деятельности в СЭЗ». Применение льгот по этим налогам прекращается с 1-го числа календарного месяца, следующего за месяцем исключения из единого реестра участника СЭЗ. Полагаем, по налогу на прибыль подход будет аналогичным. Отметим: он чреват тем, что налоговики будут требовать пересчета налогов за отчетные периоды, в которых налогоплательщик еще числился участником СЭЗ, без дополнения НК РФ специальными нормами.

Для правомерного использования льгот по налогам в Крыму и Севастополе необходимо:

  • иметь статус участника СЭЗ;
  • вести деятельность в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ с использованием имущества и земельных участков, подпадающих под освобождение от уплаты налогов;
  • при наличии иных видов деятельности — вести раздельный учет доходов (расходов).

Утрата статуса участника СЭЗ означает отмену налоговых преференций с момента внесения соответствующей записи в реестр участников СЭЗ. Не исключено, что при расчете налогов нарастающим итогом налоговики будут требовать от такого налогоплательщика возврата к общеустановленному расчету налогов с начала налогового периода.

Транспортный и земельный налоги: льготы, декларации и другие изменения

С 1 января 2021 с транспортным и земельным налогом надо работать по-другому. Отменены декларации, изменён срок уплаты авансов и установлены новые правила взаимодействия с ИФНС по льготам и расчёту налога.

  • Отчётность и уплата налогов
  • Как подтвердить льготы по транспортному и земельному налогам
  • Сообщение об исчисленной сумме налога
    • В расчётах ошиблись вы
    • В расчётах ошиблась налоговая
    • Налоговая не прислала сообщение

Отчётность и уплата налогов

С 1 января 2021 года декларации по транспортному и земельному налогам отменили. За 2020 год и будущие периоды отчитываться не нужно (п. 9 ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Налоговая продолжит принимать уточнённые декларации за более ранние периоды в стандартном порядке.

Также теперь сроки уплаты земельного и транспортного налогов сделали одинаковыми по всей России. С учётом выходных даты следующие:

  • налог по итогам 2020 года — не позднее 1 марта 2021 года;
  • авансовый платёж за I квартал 2021 года — 30 апреля 2021 года;
  • авансовый платёж за II квартал 2021 года — 2 августа 2021 года;
  • авансовый платёж за III квартал 2021 года — 1 ноября 2021 года.

Авансовые платежи не перечисляйте, если они отменены в регионе.

Заявление на льготу по транспортному и земельному налогам

Из-за отмены декларации изменился порядок получения льгот по земельному и транспортному налогам. Теперь организации должны подавать в ИФНС только заявление о предоставлении налоговой льготы.

Чтобы узнать, есть ли у вас льготы по земле и транспорту, изучите НК РФ, региональные законы и местные нормативные акты. В этом поможет раздел «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» на сайте ФНС.

Как заполнить заявление

Форма заявления утверждена Приказом ФНС России от 25.07.2019 № ММВ-7-21/377@. Она одинакова для земельного и транспортного налогов.

На титульном листе укажите код налогового органа и данные своей организации: наименование, ИНН и КПП, контактный телефон. Выберите, каким способом хотите получить результаты рассмотрения заявления: 1 — лично в налоговой, 2 — по почте, 3 — по ТКС.

Для льгот по транспортному налогу предназначен раздел 5. Отдельный раздел заполните по каждому транспортному средству. Укажите код вида транспорта (01 — автомобиль, 02 — грузовик, 03 — автобус и т.д.), марку, госномер и период действия льготы.

В поле 5.5 укажите код вида льготы из приложения № 1 к Порядку заполнения.

В поля 5.6.1 и 5.6.2 впишите дату и номер регионального закона. В поле 5.6.3 укажите его статью, пункт, подпункт и абзац. Формат заполнения по клеткам следующий:

  • 1-4 для номера статьи;
  • 5-8 для номера части;
  • 9-12 для номера пункта;
  • 13-16 для номера подпункта;
  • 17 — 20 для номера абзаца;
  • 21-24 для прочих реквизитов.

Пустые клетки заполните нулями.

Если прикладываете подтверждающие документы, запишите информацию о них в поля 5.7.1–5.7.5.

Пример. ООО «ТрансКом» зарегистрировано в Москве. Компания занимается пассажирскими перевозками на автобусах. Такая деятельность подпадает под льготу, установленную подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 09.07.2008 № 33. Раздел 5 надо заполнить так:

Для льгот по земельному налогу используйте раздел 6. Порядок заполнения практически полностью аналогичен транспортному. В поле 6.1 укажите кадастровый номер участка, в поле 6.2 — период действия льготы, в поле 6.3 — код льготы из Приложения № 2 к Порядку. Далее заполните форму данными нормативного документа, вводящего льготу, и реквизиты подтверждающих документов.

Пример. ООО «Плодородие» работает в Москве и имеет статус государственного научного центра РФ. Земельный участок, используемый организацией в своей научной деятельности, подпадает под льготу на основании пп. 13 п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74. Раздел 6 заполняется так:

Листы с информацией о льготе заполняются отдельно по каждому льготируемому объекту. КПП указывается по месту нахождения объекта, поэтому код на листе информации может отличаться от кода на титульном листе (письмо ФНС России от 03.02.2020 № БС-4-21/1599@).

Прилагать к заявлению подтверждающие документы не обязательно, но при желании налогоплательщик может это сделать (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Если их не приложить, налоговики запросят подтверждение льготы у госорганов и других источников. Если там они не смогут получить их самостоятельно, то все равно обратятся за документами к вам.

Когда и куда подать

Срок подачи заявления не установлен, но сделать это следует до даты уплаты налога, чтобы у ИФНС были все сведения для проверки поступившей суммы. Заявление о льготе за 2020 год налоговая рекомендовала подать в первом квартале 2021 года.

Заявление подайте в налоговую по месту нахождения налогоплательщика или объекта. Направить его можно лично, по почте или через оператора ТКС. Через личный кабинет налогоплательщика подать заявление не получится.

Налоговый орган рассмотрит заявление в течение максимум 60 дней, после чего сообщит, можете ли вы воспользоваться льготой (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ).

Что будет, если не заявить льготу

Если не подать заявление на льготу, то ИФНС не учтёт её при проверке уплаченной суммы налога и подготовке сообщения об исчисленной инспекцией сумме. Это значит, что придётся доплатить налог или всё же подать в ИФНС пояснение и заявление на льготу. В последнем случае у организации будет 10 рабочих дней на подготовку документов.

В течение 10 рабочих дней нужно будет подать в налоговую заявление на льготу и подтверждающие её документы. Заявление рассмотрят и решат, правомерно ли применение льготы. Если нет — придется доплатить налог, пени и, возможно, штраф по ст. 122 НК РФ. В следующем разделе подробнее о том, как действовать при расхождении расчётов с налоговой.

Сообщение об исчисленной сумме налога

Второе следствие отмены деклараций по транспорту и земле — появление сообщений об исчисленной инспекцией сумме налога. В этом документе ИФНС сообщает организации, сколько она должна была заплатить по данным налоговой (п. 4 и 5 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ).

Платить налог на основании сообщения не получится, так как НК РФ разрешает направлять его в течение полугода после истечения срока перечисления платежа. Поэтому считать и платить налоги придётся самостоятельно, а сообщение можно использовать для проверки себя.

Сверьте сумму из сообщения с фактически уплаченной. Если они совпадают, то поводов для беспокойства нет. Если же они отличаются, перепроверьте свои расчёты и данные, указанные ИФНС. В зависимости от того, кто допустил ошибку, выберите порядок действий.

В расчётах ошиблись вы

Если верны данные сообщения, а налог уплачен в большей сумме — возникла переплата, которую можно вернуть или зачесть (ст. 78 НК РФ). Если уплачено меньше, чем причитается по данным ИФНС, то нужно погасить недоимку и заплатить пени.

В расчётах ошиблась налоговая

Сумма, рассчитанная налоговой, может оказаться завышенной. В этом случае представьте в ИФНС пояснения (документы), которые подтвердят, что вы заплатили правильно. НК РФ даёт на это 10 рабочих дней, но налоговая должна рассмотреть ваши данные, даже если срок подачи нарушен (письмо ФНС России от 13.08.2019 № АС-4-21/16019@).

Ответ на пояснения поступит в течение месяца со дня, когда инспекция их получит. Если ИФНС согласна с представленными данными, она уточнит сообщение. Если не согласна — направит требование об уплате налога.

Требование выставят автоматически, если налог уплачен в меньшей сумме, чем указано в сообщении, а пояснения (документы) от налогоплательщика не поступили. Такое требование можно обжаловать в вышестоящем налоговом органе или суде.

Налоговая не прислала сообщение

Если налог уплачен, а до 1 сентября сообщение от ИФНС не поступило, это может значить, что у неё нет данных о земельном участке или транспортном средстве. В таком случае надо уведомить о них отдельно (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

Для этого в любую инспекцию направляется сообщение об объекте налогообложения и копии подтверждающих документов. Форма сообщения утверждена Приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/124@. Сообщение подается один раз до 31 декабря года, в котором должна была поступить информация от ИФНС.

Штраф за непредставление сообщения о наличии объекта налогообложения — 20 % от неуплаченной суммы налога. Исключение — когда сведения об объекте налогообложения уже подавались в ИФНС в составе заявления на льготу или когда сумма налога к уплате равна нулю.

Читайте также

  • Новая декларация по налогу на имущество за 2020 год. Что учесть и как заполнить
  • Налоговая снова требует включать в декларацию сведения о движимом имуществе
Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.