Административный кодекс рф 2018 выброс мусора

Административный кодекс рф 2018 выброс мусора

и органов исполнительной власти Приморского края

  • Для слабовидящих
    Мобильная версия
  • Правительство Приморского края
  • Новости
  • В Приморье штрафы за выброс мусора выросли в десять раз

В Приморье штрафы за выброс мусора выросли в десять раз

Сегодня, 24 сентября, на очередном заседании Законодательного Собрания края во втором и третьем чтениях приняты поправки в закон «Об административных правонарушениях в Приморском крае». Они предусматривают увеличение штрафов за выброс мусора в неположенных местах в десять раз.

С такой законодательной инициативой выступила дума Уссурийского городского округа.

Как было отмечено на заседании, необходимость внесения изменений возникла в связи с увеличением количества несанкционированных свалок. Ранее федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» отменил лицензию на транспортировку отходов. В результате отходы перевозят все желающие, у кого есть транспорт. Часто такие перевозчики мусора, экономя, вывозят отходы не на полигон твердых бытовых отходов, а в лес, на поля, к водоемам. Также неохотно заключают договоры на вывоз отходов жители частных домов.

Как пояснили в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края, новый закон увеличил размер штрафов примерно в десять раз. Так, штраф за нарушение складирования и хранения бытовых отходов и мусора вне специально оборудованных мест, урн, контейнеров и бункеров-накопителей для граждан составит от 3 до 30 тысяч рублей, для должностных лиц – от 10 до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 50 до 200 тысяч рублей.

Напомним, в следующем году в Приморье начнется проектирование пяти межмуниципальных центров по переработке твердых бытовых отходов. Эта работа ведется по поручению главы региона Владимира Миклушевского.

Как сообщил первый вице-губернатор Приморья Василий Усольцев, разместить межмуниципальные центры планируется в Лесозаводске, Дальнегорске, Дальнереченском, Спасском и Хорольском районах. В последствие будут реконструированы еще 9 полигонов ТБО, которые сегодня работают в крае.

Он добавил, что новаторство идеи в том, что полигоны будут построены и реконструированы за счет бюджетных средств, но дальнейшей эксплуатацией их будут заниматься частные компании. Именно такую задачу поставил Владимир Миклушевский.

Фото – Сергей Абарок

Какой штраф грозит за выброс мусора в неположенном месте?

Гарантируя каждому гражданину право на благоприятную окружающую среду, государство разрабатывает и внедряет в жизнь правила обращения с отходами и иные нормы, обеспечивающие экологическую безопасность. С этой же целью в законодательстве закреплены статьи, устанавливающие наказание, обычно штраф, за выброс мусора в неположенном месте.

Правовое регулирование

Основы законодательства в области обращения с бытовыми отходами закреплены в федеральных законах, которые конкретизируются Постановлениями Правительства, ведомственными документами и региональными нормативно-правовыми актами.

Ответственность же за нарушение вышеуказанных норм закреплена в Уголовном кодексе РФ и КоАП РФ. Уголовное наказание за выброс мусора в неположенном месте назначается только за самые опасные правонарушения, угрожающие не только экологической безопасности, но и жизни и здоровью граждан.

В остальных случаях применяются нормы административного законодательства, которое чаще всего предусматривает штраф за такие противоправные действия.

Куда можно законно выкинуть мусор

Жильцы многоквартирных домов должны выносить бытовые отходы на контейнерную площадку, оборудованную на придомовой территории, или в мусоропровод (если он предусмотрен проектом здания). Кроме того, для сбора мусора предусмотрены урны и специальные площадки в общественных местах, а также полигоны и иные оборудованные места накопления отходов.

При этом стоит учитывать, что место, в котором должен складироваться тот или иной мусор, зависит от типа такого сырья.

Так, вопреки сложившейся в городах практике, остатки строительных материалов, старая мебель и другие крупногабаритные вещи не могут выбрасываться в контейнеры, предназначенные для сбора обычных отходов.

Они должны складироваться на специальных площадках и вывозиться за счет дополнительной платы специализированной организацией, имеющей лицензию на такой вид деятельности и доступ к крупным полигонам, на которых складируются и перерабатываются отходы.

Биологические или иные опасные отходы утилизируются в особом порядке, поскольку способны нанести существенный вред окружающей среде.

Кроме того, категорически запрещается выброс мусора в лесах, на особых охраняемых природных территориях, транспортных магистралях (включая железнодорожные и водные пути) и т. д.

Виды правонарушений и санкции за них

Ответственность за рассматриваемые правонарушения устанавливает не одна статья КоАП РФ, а целый блок.

Так, соответствующее нарушение, допущенное в процессе эксплуатации или постройки зданий и сооружений, наказывается по ст. 8.1 КоАП РФ. Гражданам в этом случае придется заплатить штраф до 2000 рублей, должностным лицам – до пяти тысяч рублей, а компаниям – до ста тысяч рублей.

Наказание за нарушение санитарных норм и иных правил, устанавливающих порядок обращения с отходами, закреплено статьей 8.2 КоАП РФ. Для граждан, предпринимателей и должностных лиц предусмотрен штраф, а для компаний и лиц, которые имеют статус ПБОЮЛ, в качестве альтернативного наказания выступает административное (то есть принудительное) приостановление деятельности.
Статья 8.31 КоАП РФ (ч. 2) предусматривает наказание для лиц, которые выбрасывают мусор в лесах, тем самым загрязняя их. Для граждан и должностных лиц ответственность за это правонарушение предусмотрена в виде штрафа в размере от двух тысяч для граждан и от 10000 для чиновников. Предприниматели и юридические лица заплатят от 10 и 100 тысяч соответственно, либо им может быть избрано наказание в виде административного приостановления их деятельности.

Ответственность за порчу земель отходами и агрохимикатами установлена ст. 8.6 КоАП РФ. Размер штрафов за такое наказание выше, чем в ранее рассмотренных случаях. Так, гражданину придется заплатить до пяти тысяч рублей, чиновнику (должностному лицу) – до тридцати. Юридические лица обяжут выплатить штраф в сумме до 80 тысяч рублей, предпринимателей ПБОЮЛ – до сорока тысяч рулей, а в особо тяжких случаях – наложат административный запрет на их деятельность сроком до 90 суток.

КоАП РТ 2018 — Кодекс Республики Татарстан об административных правонарушениях устанавливает данные нарушения по ст. 3.6 КоАП РТ. Согласно правил благоустройства территорий поселений и городских округов, муниципальных правил обращения с отходами:

1. Нарушение муниципальных правил благоустройства территорий поселений и городских округов, за исключением случаев, предусмотренных ст.3.17 КоАП РТ, муниципальных правил обращения с отходами —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные повторно в течение года, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

Читайте также  Штрафы от дпс зинков александр иванович

Как наказать правонарушителя

Часто люди, ставшие невольными свидетелями нарушения правил обращения с отходами, не знают, куда обращаться, чтобы виновное лицо привлекли к ответственности. Между тем, перечень должностных лиц и органов, которые имеют право рассматривать административные дела о выбросе мусора в неположенном месте, достаточно широк.

Так, к ним относятся Роспотребнадзор и мировые судьи, сотрудники полиции, в исключительных случаях – органы прокуратуры (обладают полномочиями по вынесению постановлений о возбуждении дела об административном правонарушении), а также административные комиссии, создаваемые при муниципальных органах власти.

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Административные регламенты

Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов единого федерального образца (распоряжение Комитета от 15.12.2016 N 424-р)

Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по согласованию мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, проводимых юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, при получении прогнозов неблагоприятных метеорологических условий (уникальный реестровый номер 7800000010000077441) (распоряжение Комитета от 06.04.2021 № 86-р)

Об утверждении Административного регламента Комитетапо природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услугипо согласованию планов снижения сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод в случаях, предусмотренных законодательством о водоснабжении и водоотведении (уникальный реестровый номер 7800000010000058212) (распоряжение Комитета от 30.06.2021 № 266-р)

Отдел недропользования Управления природопользования

Распоряжение Комитета по природопользованию от 10.02.2021 № 21-р Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по согласованию технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых на территории Санкт‑Петербурга и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения (уникальный реестровый номер 780000000160202534)

Распоряжение Комитета по природопользованию от 26.02.2021 № 37-р О внесении изменений в распоряжение Комитета от 11.01.2021 № 2-р

Распоряжение Комитета от 04.06.2021 № 229-р Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по принятию решений о предоставлении права пользования участками недр, содержащими общераспространенные полезные ископаемые, на территории Санкт‑Петербурга (без проведения аукциона), а также по осуществлению оформления, государственной регистрации, выдачи, пересмотра условий, переоформления лицензии на пользование недрами, досрочного прекращения, приостановления либо ограничения права пользования указанными участками недр (уникальный рестровый номер 7800000010000117127)

Распоряжение Комитета по природопользованию от 04.06.2021 № 225-р Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по принятию решений о предоставлении права пользования участками недр местного значения, используемыми для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также по осуществлению оформления, государственной регистрации, выдачи, пересмотра условий, переоформления лицензии на пользование недрами, досрочного прекращения, приостановления либо ограничения права пользования указанными участками недр, на территории Санкт‑Петербурга (уникальный рестровый номер 7800000000160202557)

Распоряжение Комитета по природопользованию от 25.12.2017 № 402-р Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по исполнению государственной функции по осуществлению регионального государственного экологического надзора на территории Санкт‑Петербурга при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, за исключением деятельности с использованием объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору

Полномочия в части государственной экологической экспертизы

  • Распоряжение Комитета по природопользованию от 07.07.2017 № 176-р Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня»
  • Распоряжение Комитета по природопользованию от 10.09.2019 № 523-р Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, строительство, реконструкцию которого планируется осуществлять в границах особо охраняемой природной территории регионального значения Санкт‑Петербурга
  • Распоряжение Комитета по природопользованию от 18.09.2020 № 235-р О внесении изменений в распоряжение Комитета по природопользованию от 10.09.2019 № 523-р
  • Распоряжение Комитета по природопользованию от 12.08.2019 № 485-р Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, построенного, реконструированного в границах особо охраняемой природной территории регионального значения Санкт‑Петербурга
  • Распоряжение Комитета по природопользованию от 18.09.2020 № 236-р О внесении изменений в распоряжение Комитета по природопользованию от 12.08.2019 № 485-р
  • Распоряжение Комитета по природопользованию от 07.04.2021 № 87-р Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по организации по требованию населения общественных экологических экспертиз

Распоряжение Комитета по природопользованию от 14.09.2021 № 427-р Об утверждении Административного регламента Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня (реестровый номер 7800000010000001357)

Административный кодекс рф 2018 выброс мусора

от 5 марта 2007 года N 44-КЗ

Об административных правонарушениях в Приморском крае

Принят
Законодательным Собранием
Приморского края
21 февраля 2007 года

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Уставом Приморского края устанавливает административную ответственность за нарушение норм и правил, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Приморского края, муниципальными нормативными правовыми актами, а также определяет органы и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.1. Законодательство Приморского края об административных правонарушениях

1. Законодательство об административных правонарушениях, действующее на территории Приморского края, состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и настоящего Закона.

2. Ответственность за новые административные правонарушения на территории Приморского края устанавливается путем внесения изменений в настоящий Закон.

Статья 1.2. Основные понятия

В целях настоящего Закона используются следующие основные понятия:

1) административная коллегия Приморского края — постоянно действующий коллегиальный орган, образуемый для рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных на всей территории Приморского края и предусмотренных пунктом 3 статьи 12.3 настоящего Закона;

2) административная комиссия — постоянно действующий коллегиальный орган, образуемый для рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных на территории (части территории) муниципального образования и предусмотренных пунктом 4 статьи 12.3 настоящего Закона;

4) общественные места — улицы, стадионы, скверы, парки, транспортные средства общего пользования, другие места массового скопления граждан, а также подъезды жилых домов, придомовые территории и детские площадки;

5) несанкционированная свалка отходов — место нахождения отходов производства и потребления площадью более 5 квадратных метров, не обустроенное в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды.

Статья 1.3. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений, предусмотренных настоящим Законом, могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

2) административный штраф.

2. Данные виды наказаний являются основными административными наказаниями и не могут быть назначены одновременно за одно административное правонарушение.

Глава 2. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН И ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ

Статья 2.1. Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг

1. Нарушение должностным лицом органа исполнительной власти Приморского края или органа местного самоуправления муниципального образования Приморского края, работником многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (далее многофункциональный центр) либо работником государственного учреждения Приморского края, осуществляющим деятельность по предоставлению государственных услуг, работником муниципального учреждения, осуществляющим деятельность по предоставлению муниципальных услуг, административного регламента предоставления государственной или муниципальной услуги, утвержденного соответственно нормативным правовым актом Приморского края или нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципального образования Приморского края, повлекшее непредоставление государственной или муниципальной услуги заявителю либо предоставление государственной или муниципальной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти Приморского края или органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на работников многофункциональных центров либо работников государственных учреждений Приморского края, осуществляющих деятельность по предоставлению государственных услуг, работников муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по предоставлению муниципальных услуг, — от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц органов исполнительной власти Приморского края или органов местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на работников многофункциональных центров либо работников государственных учреждений Приморского края, осуществляющих деятельность по предоставлению государственных услуг, работников муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность по предоставлению муниципальных услуг, — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 2.2. Нарушение порядка организации и проведения публичных слушаний

Нарушение установленного муниципальными нормативными правовыми актами порядка организации и проведения публичных слушаний —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 2.3. Нарушение порядка перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, возврата транспортных средств

1. Нарушение требований Закона Приморского края от 23 июля 2012 года N 73-КЗ «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств в Приморском крае» об опечатывании конструктивно предусмотренных мест доступа в транспортное средство, о составлении акта приема-передачи задержанного транспортного средства на перемещение и хранение, а также установленных указанным Законом порядка ведения журнала учета задержанных транспортных средств, хранящихся на специализированной стоянке, порядка хранения и возврата задержанных транспортных средств на специализированной стоянке — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, повторно в течение года — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Глава 3. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

Статья 3.2. Утратила силу. — Закон Приморского края от 29.09.2014 N 466-КЗ.

Статьи 3.3 — 3.5. Утратили силу. — Закон Приморского края от 08.08.2013 N 233-КЗ.

Статья 3.6. Приставание к гражданам в общественных местах

Навязчивое приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества, привлечения к участию в азартных играх, купли-продажи, обмена или приобретения вещей иным способом в общественных местах —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Статья 3.8. Игра в карты или иные азартные игры в общественных местах

Игра в карты или иные азартные игры на деньги, вещи и иные ценности на улицах или в других, не предназначенных для этого общественных местах, —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Статья 3.9. Нарушение тишины и покоя граждан

1. Нарушение тишины и покоя граждан в периоды времени и на объектах, предусмотренных Законом Приморского края «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Приморского края», — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, повторно в течение года — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Статья 3.11. Утратила силу. — Закон Приморского края от 22.12.2015 N 750-КЗ.

Статья 3.12. Нарушение правил охраны жизни людей на водных объектах в Приморском крае

1. Выход на лед водных объектов в период запрета, установленного правовыми актами органов местного самоуправления, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей.

2. Выезд на лед автотранспорта — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Инструкция: что делать, если вы обнаружили незаконную свалку

В мае 2018 года Президент России подписал указ о том, что к 2024 году в нашей стране должны быть искоренены все стихийные свалки. Руководитель центра ЭКОМ Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей Александр Карпов объясняет, как мы все можем внести вклад в борьбу со свалками.

Главное правило – всегда все фиксируйте

«К 2024 году мы должны очистить города от несанкционированных свалок», — заявил в апреле 2018 года и.о. министра природных ресурсов Сергей Донской. Он отметил, что в российских городах находится 180 незаконных свалок. В июле его преемник Дмитрий Кобылкин уточнил цифру. По его словам, речь идет о 191 нелегальной свалке. Но экологические активисты утверждают: их число в разы больше.

Стихийные свалки стали повсеместным явлением, поскольку найти ответственного и наказать его чрезвычайно сложно.

Особенно наказать, ведь небольшую свалку можно достаточно быстро убрать, и следов правонарушения не останется. Руководитель центра ЭКОМ Санкт-Петербургского общества естествоиспытателей Александр Карпов советует все фиксировать.

«Надо свалку сфотографировать. При этом для фотографии надо точно определить местоположение объекта, например с помощью геотега на фото. Также надо составить и словесное описание местности», — отмечает эксперт.

Зафиксировать существование свалки можно и в интернете

Для этого нужно зайти на сайт «Наша природа» — официальный ресурс Министерства экологии и природных ресурсов РФ. В заявке необходимо указать точное место, опубликовать словесное описание, выложить фотографии. Создатели проекта утверждают, что все жалобы будут рассмотрены. Жалоба поступает в центральный аппарат Росприроднадзора. Затем, в зависимости от региона, обращение будет передано в соответствующие инстанции. Обращения на сайт поступают с 1 июня 2017 года. За это время около трети из них уже обработаны и свалки убраны.

Порталу предшествовала «карта свалок» Общероссийского народного фронта. По итогам 2017 года лидерами по числу меток на карте стали Ханты-Мансийский автономный округ, Самарская и Московская области, Татарстан, Томская область.

«Оставить заявку на сайте – самый дешевый и самый универсальный способ. Годится для всех регионов нашей страны. Но, скорее всего, после публикации сообщения свалка не исчезнет и придется действовать дальше», — предупреждает Александр Карпов.

Выясните, на чьей земле находится свалка

Если обращение через интернет не помогло, готовить формальные обращения в органы власти придется в «ручном режиме». Для этого нужно выяснить, на чьей земле расположена несанкционированная свалка. Только так можно определить конкретного правонарушителя. За организацию свалки предусмотрена ответственность по статье 8.2 КоАП РФ. Это либо штраф до 250 тыс. рублей для юридических лиц, либо приостановка их деятельности на срок до 90 суток.

«За уборку незаконных свалок отвечают муниципальные власти. Но если земельный участок находится в частной собственности, или принадлежит федеральным властям, или передан в аренду, то вся ответственность ложится на правообладателя. То же самое — с лесами», — отмечает Карпов.

Главный ресурс для определения правобладателя — сайт Росреестра. На публичной кадастровой карте можно выбрать любой земельный участок в России, узнать его номер и точные координаты. Особенно важно узнать принадлежность территории, если свалка большая.

«Потому что если объект крупный, то процесс – организованный, свалка не стихийная. Чем больше размер безобразия, тем важнее уделять внимание вопросам собственности», — резюмирует эксперт.

И все же главная задача — не привлечь к ответственности виновных, а убрать саму свалку. За это отвечает Росприроднадзор, поэтому обращение в территориальное подразделение этого органа стоит направить в любом случае.

Во всех заявлениях в органы власти надо обязательно указывать точное место, описание свалки, дату обследования, по возможности, приложить фотографии. В случае с Росприроднадзором, Роспротребнадзором и природоохранной прокуратурой — потребовать проведения проверки с выездом на место (рейд). Практически во все органы власти заявления можно отправить через интернет (например, на сайте РПН).

Инспектируйте и изучайте

Свалки сами по себе не возникают, у них есть источник. Чтобы эффективно бороться с проблемой, нужно представлять, какой ущерб они могут нанести природе. Поэтому следует тщательно изучать мусор. При обнаружении опасных веществ использовать это как главный аргумент в переписке с органами власти. Особенно опасно, если мусор находится рядом с реками. С водой токсичные вещества распространяются быстрее и на более дальние расстояния.

Если свалка горит или расположена с источником воды, имеет смысл написать и в Роспотребнадзор. Именно это ведомство призвано защищать право граждан на благоприятную окружающую среду.

Поскольку у территориальных органов Росприроднадзора, Роспотребнадзора и природоохранной прокуратуры не всегда хватает ресурсов (иногда – и желания), можно им помочь в расследовании. «Если это организованная свалка, фотографируйте машины, фиксируйте их номера», — советует Карпов. Чем больше фактов и конкретики будет в ваших заявлениях, тем лучше.

Кстати, незаконная свалка не обязательно выглядит как куча – можно поставить и стационарные контейнеры. Однако в России такой пункт сбора мусора все равно будет вне закона, так как размещать отходы можно только на специальных площадках. Все пункты сбора должны быть внесены в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО). При этом на портале есть информация и о тех свалках, которые раньше были законными, но чья работа приостановлена или остановлена вовсе.

Не расстраивайтесь

«Нельзя любой отказ чиновника воспринимать как отписку или «футбол». Иногда у властей на местах просто нет полномочий решить эту проблему. Ведь если муниципалитет начнет убирать свалку в лесу, то его может наказать прокуратура за нецелевое расходование средств. С точки зрения чиновников, этот вред куда сильнее, чем приставания активистов», — отмечает руководитель центра ЭКОМ.

Ответы от официальных лиц надо читать внимательно, «минимум трижды». Читать ссылки на нормативные документы, которые в них содержатся, и только потом принимать решения о дальнейших действиях.

Информируйте общественность и СМИ

Хороший способ воздействия на ответственных лиц – широкое информирование о проблеме. Создавайте группы в соцсетях и ветки на форумах, звоните и пишите в редакции СМИ. Имеет смысл взять в союзники общественную организацию. У них больше опыта общения с органами власти и, как правило, больше медиаресурсов.

«Особенно пригодится такая тактика в том случае, если за свалкой стоят чьи-то бизнес-интересы. В такой ситуации очевидно, что у правонарушителя есть «крыша». Серьезная общественная кампания уникальна, и написать для нее инструкцию невозможно. И даже вредно. Ведь те, кто создает незаконные свалки, ее тоже могут прочитать», — говорит Александр Карпов.

Сообщаем нарушителям, что в ближайшее время власти планируют ужесточить наказание за организацию несанкционированных свалок. «Лица, из-за которых возникают незаконные свалки, должны понести справедливое наказание. Законопроект, предусматривающий соответствующие изменения в административном кодексе, уже подготовлен», — сказал глава Минприроды Дмитрий Кобылкин 4 июля. Конкретные параметры документа пока неизвестны.