Безвозмездная передача образцов товара иностранной компании

Безвозмездная передача образцов товара иностранной компании

Когда российская фирма безвозмездно передает ОС иностранной компании, у дарителя возникает объект обложения НДС, если имущество в момент отгрузки или передачи находится на территории РФ*(1). Налоговая база должна быть исчислена по рыночной цене*(2).

Какие ставки использовать?

В том случае, если предмет дарения не вывозится с территории России, применяется ставка 18 процентов. При вывозе ОС из России как в страну — член таможенного союза, так и в другие страны используют ставку 0 процентов. Отличие в том, что порядок применения ставки 0 процентов при вывозе ОС за пределы таможенного союза определен Налоговым кодексом. А при вывозе в страну — участницу таможенного союза руководствуются Соглашением *(3) и Протоколом *(4). Рассмотрим порядок применения ставки 0 процентов при вывозе ОС за пределы таможенного союза.

Использовать ставку 0 процентов российская фирма — даритель может при условии представления в налоговую инспекцию подтверждающих документов по установленному перечню *(5). Раньше спорным являлся вопрос применения ставки 0 процентов при вывозе из России товара на безвозмездной основе. Ведь в этом случае не было экспортной выручки и формально нельзя было представить все документы, подтверждающие экспорт*(6). С 1 октября 2011 года ситуация изменилась — банковские выписки исключены из перечня подтверждающих документов*(7). Подтвердить правомерность применения ставки 0 процентов необходимо в течение 180 календарных дней считая с даты помещения товаров под таможенную процедуру экспорта*(8).

Налоговую базу по НДС определяют на последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов из списка*(9).
Если даритель не успел представить подтверждающие документы, применяется ставка 18 процентов на дату отгрузки товара. Кроме того, даритель должен подать уточненную декларацию по НДС и уплатить пени. В дальнейшем, когда полный пакет документов будет собран, излишне уплаченные суммы налога можно вернуть*(10).

Вычет «входного» НДС

При вывозе предмета дарения с территории РФ и применении ставки 0 процентов российская компания должна учитывать особый порядок использования налогового вычета «входного» НДС. Возможны две ситуации.

Ситуация 1. Основное средство приобреталось с целью дарения иностранной компании при условии его вывоза за пределы таможенного союза. В таком случае НДС, уплаченный поставщику, надо принять к вычету в том налоговом периоде, когда будет подтверждена ставка 0 процентов или начислены 18 процентов (если пакет документов не собран в течение 180 календарных дней)*(11).

Ситуация 2. У российской компании при приобретении ОС не было цели дарить его иностранной фирме. Предполагалось его использование в хозяйственной деятельности, операции которой облагаются НДС по ставке 18 (10) процентов. В такой ситуации фирма на законных основаниях может сделать вычет НДС в момент постановки основного средства на учет*(12).
При отгрузке основного средства в таможенном режиме экспорта «входной» НДС надо восстановить*(13). Принять суммы к вычету можно при подтверждении правомерности применения ставки 0 процентов (либо при исчислении НДС по ставке 18% на 181-й календарный день).

Отметим, что Налоговым кодексом установлена обязанность восстановить «входной» НДС только на дату отгрузки*(14). Вместе с тем Порядком заполнения в разделе 4 декларации предусмотрено повторное восстановление и одновременное принятие сумм «входного» налога к вычету*(15).

Спорным является вопрос, в какой сумме нужно восстанавливать «входной» НДС по основному средству, которое некоторое время использовалось в операциях, облагаемых по ставке 18 (10) процентов. Логично, что делать это нужно с недоамортизированной части ОС — остаточной стоимости. Такой порядок рекомендовал и Минфин России до внесения поправок в Налоговый кодекс *(16). Согласно же редакции, действующей с 1 октября 2011 года, восстанавливают суммы налога в размере, ранее принятом к вычету*(17). Восстановление НДС с остаточной стоимости ОС нормами Налогового кодекса предусмотрено для других случаев, например для передачи в уставный капитал*(18) и др.*(19)

По нашему мнению, применение частичного восстановления при экспорте может привести к спору по тому налоговому периоду, в котором НДС будет восстанавливаться. Налоговики могут вменить фирме занижение суммы к уплате в бюджет. Поэтому безопаснее восстановить весь входной НДС за тот квартал, в котором ОС было отгружено. В этом налоговом периоде компании придется «переплатить» налог. Но в конечном итоге весь «входной» НДС будет принят к вычету в тот момент, когда правомерность применения ставки 0 процентов будет подтверждена документами, или на 181-й календарный день считая с даты помещения ОС под таможенную процедуру экспорта при начислении НДС по ставке 18 процентов.

Отражаем операции в учете

Рассмотрим, как бухгалтеру российской компании отразить в учете вывоз имущества в режиме экспорта по договору дарения с материнской иностранной компанией.

Пример
Основное средство приобретено в марте 2011 г. за 118 000 руб. (в т.ч. НДС — 18 000 руб.) и в этом же месяце введено в эксплуатацию. Срок его полезного использования — 10 лет. ОС отгружено на экспорт по договору дарения 20.03.2012. За период с апреля 2011 г. по март 2012 г. начислена амортизация в размере 10 000 руб. (остаточная стоимость составила 90 000 руб.). Компания понесла расходы, связанные с вывозом ОС с территории РФ, в сумме 23 600 руб., (в т.ч. НДС — 3600 руб.).

Ситуация 1
Документы, подтверждающие применение ставки 0%, собраны в июле 2012 г. (в течение 180 календарных дней).
В марте 2012 г. бухгалтер сделает следующие проводки:
Дебет 01 субсчет «Выбытие ОС» Кредит 01
— 100 000 руб. — списана первоначальная стоимость выбывающего ОС;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие ОС»
— 10 000 руб. — списана амортизация ОС;
Дебет 91 Кредит 01 субсчет «Выбытие ОС»
— 90 000 руб. — списана остаточная стоимость выбывающего ОС;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 18 000 руб. — восстановлен НДС со стоимости выбывающего ОС;
Дебет 91 Кредит 76
— 20 000 руб. — отражены расходы, связанные с безвозмездной передачей ОС;
Дебет 19 Кредит 76
— 3600 руб. — учтен НДС по услугам, связанным с вывозом ОС с территории РФ;
Дебет 99 Кредит 91-9
— 110 000 руб. (90 000 + 20 000) — отражен убыток от безвозмездной передачи ОС;
Дебет 99 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
— 22 000 руб. (110 000 руб. х 20%) — отражено постоянное налоговое обязательство, так как расходы не принимаются для целей расчета налога на прибыль*(20).
В III квартале 2012 г. (при подтверждении ставки 0%):
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 18 000 руб. — принят к вычету НДС по ОС;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 3600 руб. — принят к вычету НДС по услугам, связанным с вывозом ОС с территории РФ.
Ситуация 2
Подтверждающие документы собраны в IV квартале 2012 г. (позднее 180 календарных дней).
На 181-й день с момента помещения ОС под таможенный режим экспорта необходимо сделать проводки:
Дебет 76 субсчет «НДС, начисленный по неподтвержденному экспорту» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 16 200 руб. (90 000 руб. х 18%) — начислен НДС с остаточной стоимости ОС (при условии, что рыночная стоимость равна остаточной);
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 18 000 руб. — принят к вычету НДС, уплаченный поставщикам и восстановленный на дату отгрузки;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 3600 руб. — принят НДС к вычету по услугам, связанным с вывозом ОС с территории РФ.
В IV квартале 2012 г. (при подтверждении ставки 0%):
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 76 «НДС, начисленный по неподтвержденному экспорту»
— 16 200 руб. — принят НДС, начисленный на 181-й день по ставке 18%;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
— 21 600 руб. (18 000 + 3600) — суммы «входного» НДС восстановлены;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 21 600 руб. — суммы «входного» НДС приняты к вычету.
Как было отмечено выше, такой способ не установлен Налоговым кодексом, но следует из Порядка заполнения раздела 4 декларации по НДС.

Экспертиза статьи:
С. Мягкова,
служба Правового консалтинга ГАРАНТ,
профессиональный бухгалтер-эксперт

*(1) подп. 1 п. 1 ст. 146, ст. 147 НК РФ
*(2) п. 1 ст. 154, ст. 105.3 НК РФ
*(3) Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (Москва, 25.01.2008)
*(4) Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (Санкт-Петербург, 11.12.2009)
*(5) подп. 1 п. 1 ст. 164, п. 1 ст. 165, абз. 2 п. 9 ст. 165 НК РФ НК РФ
*(6) письмо Минфина России от 16.04.2009 N 03-07-08/90
*(7) Федеральный закон от 19.07.2011 N 245-ФЗ (далее — Закон N 245-ФЗ)
*(8) п. 9 ст. 165 НК РФ
*(9) п. 9 ст. 167 НК РФ
*(10) п. 9 ст. 165, п. 9 ст. 167 НК РФ
*(11) п. 3 ст. 172, п. 1 ст. 165 НК РФ
*(12) п. 1 ст. 172 НК РФ
*(13) подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ
*(14) подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ
*(15) подп. 41.5 п. 41 ч. IX Приложения N 2 к приказу Минфина России от 15.10.2009 N 104н
*(16) п. 3 ст. 170 НК РФ; письмо Минфина России от 25.10.2010 N 03-07-08/301
*(17) подп. 5 п. 3 ст. 170 НК РФ; Закон N 245-ФЗ
*(18) подп. 1 п. 3 ст. 170 НК РФ
*(19) подп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ
*(20) п. 16 ст. 270 НК РФ

Читайте также  Согаз или ресо что выбрать

Безвозмездная передача образцов товара иностранной компании

Сертификат качества аудиторских услуг № 005 от 03.01.2017.

Блог ведет – Жугер Елена Викторовна. Директор аудиторской компании «БелАудитАльянс» • Автор бизнес–статей в деловых и профессиональных изданиях • Сертифицированный аудитор • Эксперт-консультант • Налоговый консультант • Председатель комитета по методологии и аудиту общественного объединения «Ассоциация аудиторских организаций»

Рубрика вопрос-ответ.

Передача «пробной» партии продукции (образцов) для испытаний другой организации

На практике возникают ситуации, когда производственная организация передает «пробную» партию продукции (образцы) для испытаний другой организации, например, передача строительных материалов от заказчика застройщику.

  1. Является ли данная передача безвозмездной?

В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Общей части НК реализацией товаров признается отчуждение товара одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары или формы соответствующих сделок.

Безвозмездной передачей товаров признаются передача товаров без оплаты и освобождение от обязанности их оплаты.

Безвозмездная передача товаров признается объектом обложения налогом на добавленную стоимость (пп.1.1.3 ст. 93 НК).

Перечень видов безвозмездных передач, которые не признаются реализацией в рамках применения налогового законодательства, не содержит условий присущих изложенной ситуации (ч.2 ст.31 Общей части НК).

Таким образом, безвозмездная передача образцов будет признаваться реализацией.

  1. Попадает ли данная операция под действие Указа Президента №300?

В рамках применения Указа №300 юридические лица вправе оказывать безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности.

Однако пунктом 2 вышеуказанного Указа определены цели, для исполнения которых оказывается спонсорская помощь.

Исходя из изложенной ситуации условия предоставления образцов продукции не соответствуют требованиям Указа № 300.

Таким образом, Указ №300 не применяется.

  1. Является ли себестоимость переданных образцов базой для исчисления НДС?

Исходя из требований законодательства изложенных в части 1 комментариев, налоговой базой для исчисления НДС является стоимость приобретения передаваемых образцов, иными словами их себестоимость.

  1. Как отразить данную операцию в бухгалтерском и налоговом учете?

В бухгалтерском учете отражение происходит следующим образом:

43 «Готовая продукция» — счета учета затрат на производство

90.10 «Прочие расходы по текущей деятельности» — 43 «Готовая продукция» — списана себестоимость переданных образцов

90.8 «Налог на добавленную стоимость, исчисляемый от прочих доходов по текущей деятельности» — 68 «Расчеты по налогам и сборам» начислен НДС от безвозмездной передачи

Передачу образцов для испытаний следует производить на основании локального документа (приказа/распоряжения), в котором указывается необходимость использования произведенной продукции на указанные цели.

В случае обоснования производственной необходимости понесённых расходов, их себестоимость учитывается в составе затрат при исчислении налога на прибыль.

Тема: Безвозмездная отправка образцов заграницу

Опции темы
  • Версия для печати
  • Подписаться на эту тему…
  • Поиск по теме

    Безвозмездная отправка образцов заграницу

    Добрый день,
    Наша компания занимается оптовой продажей присадок к топливным маслам.
    Один нефтеперегонный завод, предоставил нам, образцы топливных масел (30кг), безвозмездно, ТОРГ-12 с нулями. Для отправки в Италию на завод изготовитель, с целью подбора оптимальной присадки, для данных топливных масел, подобранные присадки, в дальнейшем, будет продавать наша компания.
    Образцы, топливных масел, были отправлены DHL (курьерская компания).
    Документы полученные DHL:
    Акт за перевозку-50000р.
    Счет с копиями платежных поручений об уплате за нас таможенных платежей-1550р.
    Таможенный приходный ордер (аналог ГТД на авиаперевозки), где выделено: *таможенный сбор -1500р.,
    *таможенная пошлина – 50р.
    *Стоимость товара 18USD – в валюте платежа 600р (по курсу ЦБ).
    Вопроса всего два:
    1. Нужно ли в данной ситуации товар оприходовать, если нужно то как?
    2. Как отразить затраты на перевозку и таможенные платежи, чтобы их принять в налоговом учете?
    Заранее благодарен всем, кто поможет.

    1. Как безвозмездно полученное имущество ( в б/у по рыночной цене, в н/у 24% от бух. стоимости)
    2. Как расходы на рекламу (расходы нормируемые 1 или 2% от выручки, точно не помню)

    Да, согласен, оприходовать можно, с прибылью все понятно.
    Но отправка образцов на завод изготовитель с целью проведения испытаний, не подпадает под понятия рекламных расходов (ст. 264 п. 4), да и не является таковым с логической точки зрения.

    Может кто-то еще может помочь?

    соглашусь, насчет расходов на рекламу я погорячился. Ну тогда думаю, как безвозмездную передачу, хотя При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п.16 ст.270 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с такой передачей.
    Вместе с тем указанные расходы могут быть признаны экономически оправданными, если передача образцов способствовала заключению договоров на поставку с конкретной организацией, которой были переданы образцы, и, следовательно, могут быть учтены для целей налогообложения прибыли как прочие расходы на основании п.1 ст.252 НК РФ.

    Тогда получается самое плохое (164ст п.1 НК), реализация на экспорт, 0 % ставка НДС, декларация по ставке 0 % и камеральная проверка.
    Увы, но безвозмездная передача равносильна реализации.

    Кто-нибудь знает вариант проще?

    В б/у на 91.2, в н/у на расходы уменьшающие базу по налогу на прибыль и формируйте ПНО на разницу между б/у и н/у.

    МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    ПИСЬМО
    от 16 апреля 2009 г. N 03-07-08/90

    Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций при безвозмездной передаче российской организацией образцов бумаги для тестирования в рамках экспортного контракта с иностранным лицом и сообщает следующее.
    Согласно п. 1 ст. 146 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. При этом в целях гл. 21 Кодекса передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
    Пунктом 2 ст. 154 Кодекса установлено, что при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе налоговая база определяется как стоимость таких товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
    В соответствии с положениями пп. 1 п. 1 ст. 164 и ст. 165 Кодекса при экспорте товаров с территории Российской Федерации применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных ст. 165 Кодекса, в том числе документов об оплате реализованных товаров, подтверждающих фактическое поступление выручки от реализации товаров иностранному лицу. В случае отсутствия указанных документов операции по реализации товаров подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 (10) процентов.
    Учитывая изложенное, безвозмездная передача образцов бумаги для тестирования, осуществляемая российской организацией в рамках экспортного контракта с иностранным лицом, подлежит налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов и налог уплачивается за счет собственных средств налогоплательщика.
    Что касается учета в целях налогообложения налогом на прибыль организаций расходов на изготовление и транспортировку образцов бумаги для тестирования, то в соответствии с п. 16 ст. 270 гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно передаваемого имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
    Таким образом, передача образцов бумаги для тестирования иностранному лицу и их транспортировка не являются расходами для целей налогообложения прибыли организаций.

    Комментарий:

    1. Можно ли включить в расходы затраты на безвозмездную передачу образцов продукции потенциальному покупателю?

    Название документа:
    Письмо Минфина России от 16.04.2009 N 03-07-08/90

    Комментарий:
    Финансовое ведомство рассмотрело вопрос о том, облагается ли НДС и налогом на прибыль безвозмездная передача иностранному лицу по экспортному контракту образцов бумаги для тестирования и их транспортировка. В частности, в комментируемом Письме разъяснено, что затраты на изготовление и транспортировку указанных образцов не признаются расходами. Обоснован данный вывод тем, что в соответствии с п. 16 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав), а также затраты, связанные с этой передачей.
    Однако с таким подходом можно поспорить, поскольку в данной ситуации расходы производились согласно экспортному контракту, по которому, скорее всего, предполагалась дальнейшая реализация бумаги иностранному лицу. Все расходы на основании п. 1 ст. 252 НК РФ должны быть экономически оправданными, документально подтвержденными и направленными на получение дохода. Очевидно, что в рассматриваемой ситуации затраты на изготовление и транспортировку образцов бумаги соответствуют приведенным требованиям. В ст. 270 НК РФ содержится открытый перечень не учитываемых при налогообложении прибыли расходов, которые под указанные в п. 1 ст. 252 НК РФ критерии не подпадают, а значит, данные затраты не могут быть включены в этот перечень. Затраты, связанные с передачей образцов бумаги для тестирования иностранному лицу, относятся к прочим расходам на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ. Московские налоговые органы разъясняли, что в состав прочих расходов включаются затраты на безвозмездную передачу образцов готовой продукции заранее определенным потенциальным покупателям, только если такая передача способствовала заключению договоров с конкретным покупателем, которому был передан образец (Письмо УМНС России по г. Москве от 22.03.2004 N 26-12/18582).
    Таким образом, затраты на изготовление и транспортировку образцов бумаги для тестирования в рамках экспортного контракта налогоплательщик может признать в прочих расходах, связанных с производством и реализацией. Однако это приведет к спорам с контролирующими органами.

    Читайте также  Коап сан пин нарушение пункта 5 14

    Президент Беларуси подписал Декрет от 25.05.2020 № 3 «Об оказании безвозмездной помощи» (далее – Декрет) в целях совершенствования порядка регистрации, налогообложения, использования иностранной безвозмездной помощи. Декрет вступит в силу с 27.08.2020.

    Что понимается под безвозмездной иностранной помощью?

    • денежные средства и товары (имущество), безвозмездно передаваемые отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение;
    • товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям в порядке, предусмотренном планом целевого использования помощи.
    • В качестве помощи не могут быть предоставлены запрещенные к ввозу товары, пищевые продукты со сроком годности менее 4 месяцев с даты ввоза в Республику Беларусь, транспортные средства, с года выпуска которых прошло более 15 лет.

    Кто и в каких целях может использовать иностранную безвозмездную помощь?

    • Юридические лица и индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в Республике Беларусь вправе использовать иностранную безвозмездную помощь в строго определенных Декретом целях, среди которых, например, оказание медицинской помощи, а также приобретение лекарственных средств и медицинских изделий, расходных материалов для их обслуживания, оплата медицинских услуг, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения, строительство и ремонт (реконструкция) объектов социального назначения и так далее. Перечень целей не является исчерпывающим, но при этом требуется согласование иных целей использования помощи Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи (далее – Межведомственная комиссия).
    • Физические лица вправе использовать помощь для личных целей, а также для перечисленных выше целей, за исключением оплаты общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, согласно перечню, определяемому Управлением делами Президента Республики Беларусь.

    Регистрация иностранной безвозмездной помощи

    • Департамент по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь (далее – Департамент) проводит обязательную регистрацию помощи по заявлению ее получателей, если:

    а) юридические лица и индивидуальные предприниматели являются ее получателями,

    б) получателями помощи являются физические лица, которые ходатайствуют об освобождении от подоходного налога.

    • При этом юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается использовать помощь, требующую регистрации, до получения удостоверения, выдаваемого Департаментом. Если помощь был предоставлена в виде имущества – также до государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество в соответствующих органах.
    • За регистрацию помощи с получателей – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – взимается плата в размере 0,5 % от суммы(стоимости) полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин).
    • За регистрацию помощи, освобожденной от налогов, сборов (пошлин) в полном объеме, плата не взимается.

    Не требуется регистрация помощи:

    • полученной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в виде:
    • товаров для использования в производственно-хозяйственной деятельности получателя стоимостью до 500 базовых величин на дату их поступления;
    • рекламной продукции;
    • образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний (сертификации), изучения их технических характеристик и потребительских свойств.
    • Денежные средства, поступающие в качестве платы за регистрацию помощи на текущий (расчетный) банковский счет Департамента не облагаются налогами, сборами (пошлинами).

    Для каких целей запрещено использовать иностранную безвозмездную помощь?

    • Запрещается использование помощи для осуществления террористической и иной экстремистской деятельности, других деяний, запрещенных законодательством, либо финансирования политических партий, союзов (ассоциаций) политических партий; подготовки или проведения выборов, референдумов, отзыва депутатов парламента, местного Совета депутатов, организации либо проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления или распространения агитационных материалов; организации мероприятий, направленных на проведение политической и агитационно-массовой работы среди населения.

    Каким образом иностранная безвозмездная помощь может быть освобождена от налогообложения?

    • Решение об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) принимается Управлением делами Президента Республики Беларусь, если помощь направляется юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по целевому назначению, за исключением помощи на оплату общехозяйственных расходов, которая не освобождается от налогообложения. В иных случаях решение принимается Межведомственной комиссией.
    • Решения об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) принимаются Управлением делами Президента Республики Беларусь, Межведомственной комиссией при наличии заключения компетентного органа о целесообразности такого освобождения, за исключением случая, когда такое заключение не требуется.
    • Помощь может освобождаться:
    • от НДС в части оборотов по дальнейшей безвозмездной передаче получателем помощи в виде товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь и освобождаемых от НДС, товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин);
    • от подоходного налога в части доходов физических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере полученной помощи, а также доходов в размере стоимости товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) в порядке согласно плану целевого использования помощи (далее – план) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи;
    • от налога на прибыль, налога при УСН, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных получателями в качестве помощи. Последующие получатели освобождаются в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей;
    • от таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин (кроме подакцизных товаров), НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями товаров, получаемых (полученных) в качестве помощи.
    • При рассмотрении вопроса об изменении целей использования помощи Межведомственная комиссия вправе принять решение об отказе в освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин).
    • Денежные средства, поступающие в адрес юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве помощи, зачисляются на благотворительные счета этих лиц в течение 3 банковских дней со дня получения данных средств или их ввоза в Республику Беларусь.

    Ответственность за нарушение Декрета

    • В случаях использования помощи до момента выдачи удостоверения или до государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество в соответствующих органах, использования помощи в запрещенных целях и нецелевого использования помощи получатели (вторичные (последующие) получатели) несут ответственность, предусмотренную законодательными актами, и уплачивают налоги, сборы (пошлины) в соответствии с законодательством.
    • Предоставление представительствами иностранных организаций, международных неправительственных организаций на территории Республики Беларусь помощи на запрещенные цели, в том числе однократное совершение такого нарушения, является основанием для прекращения деятельности этих представительств.

    Надеемся, что приведенная информация будет Вам полезна. SCHNEIDER GROUP готова оказать Вам профессиональную поддержку в государствах своего присутствия, внося свой опыт и компетенции для роста Вашего бизнеса. Если у Вас есть какие-либо вопросы или Вы нуждаетесь в нашей помощи, пожалуйста, свяжитесь с нашими специалистами.

    Обзор основных положений декрета № 3 президента Республики Беларусь от 25.05.2020 «Об иностранной безвозмездной помощи»

    Новый Декрет № 3 Президента Республики Беларусь от 25.05.2020 «Об иностранной безвозмездной помощи» (Декрет № 3) вступает в силу 27.08.2020 года.

    Основные выводы:

    • 1) Декрет № 3 предусматривает обновленный перечень целей, на которые может быть направлена иностранная безвозмездная помощь (ИБП). Перечень все еще открытый, однако иные цели будет согласовывать Межведомственная комиссия по вопросам иностранной безвозмездной помощи (Межведомственная комиссия) вне зависимости от суммы поступающей ИБП.
    • 2) Оплата общехозяйственных расходов добавлена в качестве одной из целей предоставления ИБП, однако ИБП, полученная с такой целью, не подлежит освобождению от налогов, сборов (пошлин) и подлежит регистрации на платной основе.
    • 3) Установлена плата за регистрацию ИБП в размере 0,5% от суммы ИБП. Если ИБП освобождена от уплаты налогов, сборов (пошлин) регистрация бесплатна. Декрет № 3 не указывает на то, возможна ли оплата регистрационного сбора за счет средств ИБП. Возможно данный пункт будет конкретизирован в дальнейшем актами Совета Министров Республики Беларусь (Совмин) и Управления по делам Президента Республики Беларусь (Управление), которые должны быть приняты в развитие Декрета № 3.
    • 4) Вводится понятие вторичного (последующего) получателя ИБП, однако Декрет № 3, так же как и текущее регулирование, не определяет механизм, на основании которого ИБП может перераспределяться от получателя вторичному получателю.
    • 5) Декрет № 3 уточнил, что получатель и вторичный (последующий) получатель ИБП должны будут учитывать полученную помощь в качестве внереализационных доходов, а, соответственно, и уплачиватьналоги, сборы (пошлины) только в той части ИБП, которая причитается непосредственно каждому из них (если ИБП не будет освобождена от налогов (сборов, пошлин)).

    Понятие иностранной безвозмездной помощи (ИБП)

    Декрет № 3 дополняет понятие ИБП: помимо денежных средств и товаров к ИБП также относятся работы и услуги, приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) вторичным получателям (п. 5 Перечня используемых терминов и их определений, являющегося приложением к Декрету № 3 – далее Перечень).

    Читайте также  Договор купли продажи сертификата кодов

    Снят запрет на предоставление изделий медицинского назначения с остаточным сроком службы менее 1 года и медицинской техники с остаточным сроком службы менее пяти лет в качестве ИБП.

    По прежнему сохраняется запрет на предоставление в качестве ИБП запрещенных к ввозу товаров; пищевых продуктов со сроком годности менее 4 месяцев с даты ввоза в Республику Беларусь; транспортных средств, с года выпуска которых прошло более 15 лет (п. 3 Декрета № 3).

    Декрет № 3 не регулирует порядок реализации и регистрации долгосрочных проектов (гуманитарных программ).

    Понятие получателя и отправителя ИБП

    Получателем ИБП признаются только лица, которые непосредственно получили ИБП от отправителей. В отношении тех, кто получил ИБП от другого получателя, введено понятие вторичного (последующего) получателя ИБП — это физические лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получившие ИБП от получателей (вторичных получателей) согласно плану целевого использования помощи в целях ее использования, а также для дальнейшей передачи ИБП физическим лицам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в целях ее использования..

    В перечень отправителей ИБП добавлены межгосударственные образования (п. 10 Перечня). Мы полагаем, что под межгосударственными образованиями понимаются такие объединения как ЕС, ЕАЭС и т.д.

    Создается Межведомственная комиссия

    Межведомственная комиссия будет состоять из Главы Администрации Президента Республики Беларусь, Председателя Комитета государственного контроля и Управляющего делами Президента Республики Беларусь.

    Функции Межведомственной комиссии:

    согласование иных целей для предоставления ИБП, не предусмотренных Декретом № 3 и последующее изменения целей;

    — принятие решения об освобождении ИБП от налогов, сборов (пошлин) в отношении ИБП, предоставленной на иные, не поименованные в Декрете № 3, цели.

    Регистрация ИБП и отчетность

    Как и ранее, ИБП подлежит регистрации в Департаменте получателями — юридическими лицами и индивидуальными предприниматели на основании заявления получателя ИБП. Уточнено, что в плане должны отражаться виды и размер расходов, перечень вторичных (последующих) получателей. Документом, подтверждающим регистрацию будет удостоверение. По результатам использования помощи предоставляется отчет. Формы документов устанавливаются Департаментом. (п. 5, 13 Декрета № 3)

    Требование по регистрации, как и прежде, не распространяется на ИБП в виде:

    — товаров для использования в производственно-хозяйственной деятельности получателя стоимостью до 500 базовых величин на дату их поступления;

    — образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний (сертификации), изучения их технических характеристик и потребительских свойств (п. 6 Декрета № 3).

    Введена плата за регистрацию ИБП (п. 6 Декрета № 3):

    0,5% от суммы (стоимости) полученной ИБП, которая не освобождена от налогов, сборов (пошлин);

    — без оплаты — за регистрацию ИБП, которая полностью освобождена от налогов, сборов (пошлин).

    Порядок поступления ИБП, ее регистрации, взимания платы за ее регистрацию и учета помощи и ее использования будет урегулирован Совмином и Управлением (п. 5 Декрета № 3).

    По заявлениям получателей цели использования помощи, виды и размер расходов, перечень вторичных (последующих) получателей могут быть изменены в порядке, установленном для регистрации помощи (п. 14 Декрета № 3).

    Использование ИБП до получения удостоверения о ее регистрации запрещается (п. 7 Декрета № 3).

    Налогообложение

    Решение об освобождении от налогов, сборов (пошлин) принимает либо Управление, либо Межведомственная комиссия, в зависимости от цели использования помощи (п. 9 Декрета № 3).

    ИБП, которая направляется на оплату общехозяйственных расходов, не освобождается от налогообложения (п. 8Декрета № 3). Следовательно, в отношении такой ИБП регистрация всегда будет производится на платной основе.

    Как и ранее, решение об освобождении от налогов, сборов (пошлин) будет приниматься при наличии заключения компетентного органа (п. 10 Декрета № 3).

    Добавлен перечень налогов, сборов (пошлин), в отношении которых может быть предусмотрено освобождение (п. 11 Декрета № 3).

    НДС. В части оборотов по дальнейшей безвозмездной передаче получателем (вторичным (последующим) получателем): иностранной помощи в виде товаров, ввезенных на территорию Беларуси и освобождаемых от таможенного НДС; а также товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве иностранной помощи и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин).

    При этом положения п. 15 ст. 133 НК (порядок вычета сумм НДС, приходящихся на обороты по безвозмездной передаче) получателем (вторичным (последующим) получателем) не применяются.

    Налог на прибыль, налог при УСН, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции.

    Получателям ИБП — в части денежных средств и стоимости товаров (имущества), которые получены в качестве иностранной помощи, кроме беспроцентных займов, а также товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование.

    Вторичным (последующим) получателям – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей.

    Таможенные сборы, пошлины, НДС. При ввозе товаров, получаемых (полученных) в качестве помощи, на территорию Республики Беларусь юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

    ИБП, не освобожденная от налогов, сборов (пошлин), включается в состав внереализационных доходов:

    — получателями в причитающемся им размере – на дату выдачи удостоверения;

    — вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере – на дату фактического получения таких доходов (п. 12 Декрета № 3).

    В случае изменения целей использования помощи Межведомственная комиссия вправе принять решение об отказе в освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин). В данном случае, а также при направлении помощи, освобожденной от налогообложения, на оплату общехозяйственных расходов, датой включения получателем суммы указанной помощи в состав внереализационных доходов для целей налогообложения является дата согласования Департаментом изменения плана (п. 14 Декрета № 3).

    Декрет № 3 предусматривает обновленный перечень целей, на которые может быть использована ИБП

    Общехозяйственные расходы:

    на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, согласно перечню, определяемому Управлением.

    В соответствии с разъяснением Департамента, к общехозяйственным расходам относится широкий круг расходов, в том числе, расходы на оплату труда руководителей, специалистов аппарата управления, работников, осуществляющих обслуживание организации и имущества общехозяйственного назначения, арендная плата и расходы на коммунальные услуги, расходы на консультационные, информационные, аудиторские и иные услуги сторонних организаций и т. п. (согласно информации Центра правовой трансформации).

    В сфере отходов и энергетики:

    на установку очистных сооружений, создание объектов по использованию отходов, объектов обезвреживания, захоронение отходов, внедрение альтернативных источников энергии.

    Нужды государственных органов и учреждений на:

    обучение и повышение квалификации работников государственных учреждений (включая государственные органы);

    — проведение государственными учреждениями (включая государственные органы) международных и республиканских мероприятий (соревнований, конференций, семинаров, конгрессов);

    — укрепление материально-технической базы государственных учреждений (включая государственные органы).

    В сфере медицинской и социальной помощи:

    — на оказание медицинской помощи, в том числе медико-социальной и паллиативной медицинской помощи, а также приобретение лекарственных средств и медицинских изделий, расходных материалов для их обслуживания, оплату медицинских услуг, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения;

    — на оказание социальной помощи и социальных услуг малообеспеченным гражданам, инвалидам, пенсионерам, детям, многодетным, неполным, опекунским и приемным семьям, лицам без определенного места жительства, а также лицам (семьям), оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в том числе в связи с вынужденной миграцией.

    В сфере спорта и физической культуры:

    — на обеспечение организаций физической культуры и спорта, учреждений образования, научных организаций, организаций здравоохранения, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры и спорта, спортивной одеждой и обувью, спортивным оборудованием, инвентарем, снаряжением, расходными материалами для их обслуживания, а также призами, медалями, дипломами, цветами, сувенирной продукцией и наградной атрибутикой, фармакологическими и восстановительными средствами, витаминными белково-глюкозными препаратами;

    — на подготовку и участие национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта, спортивного резерва в спортивных мероприятиях на территории Республики Беларусь и (или) за ее пределами.

    В сфере защиты от чрезвычайных ситуаций и безопасности:

    — на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

    В сфере культуры и библиотечного дела:

    — на создание и развитие библиотек, формирование и обработки библиотечных фондов;

    — на создание и развитие музеев, комплектование музейных фондов.

    В сфере строительства:

    — на строительство, ремонт (реконструкцию) объектов социального назначения.

    Иные цели:

    — на иные цели при условии согласования данных целей использования помощи Межведомственной комиссией.

    Декрет № 3 исключил из перечня целей, на которые может быть использована ИБП, обеспечение исполнения наказаний, профилактики правонарушений и пропаганды законопослушного образа жизни; и проведение научных исследований, разработок, обучения, а также реализацию научно-исследовательских программ.

    Введено понятие нецелевое использование иностранной безвозмездной помощи – использование помощи на цели и (или) в размерах, не предусмотренных в плане целевого использования помощи, а также перечисление (выдача), передача помощи вторичным (последующим) получателям, не указанным в таком плане (п. 8 Перечня).

    Как и прежде, нарушение запрета на предоставления ИБП в определенных целях, а также нецелевое использование помощи являются основанием для ликвидации (прекращения деятельности) получателей помощи (п. 23 Декрета № 3).

    Материал подготовлен старшими юристами Викторией Михневич и Алексеем Фидеком, а также юристом Ольгой Соловьянчик и помощником юриста Анжеликой Лозинской для портала imenamag.by.

    Информация была полезной? Поделитесь с другими!