Что такое публичный собственник

В Кадастровой палате пояснили, зачем нужен публичный сервитут и что с ним делать

Понятие «публичного сервитута» не распространено в гражданском обороте, поэтому у людей возникают вопросы, когда государственный орган требует через земельный участок провести общественный водопровод или электрические провода. Что делать, когда на участке просят установить публичный сервитут? Для чего это нужно, что это такое и можно ли от этого отказаться? Эксперты Кадастровой палаты по Нижегородской области объяснили значение термина «публичный сервитут», как он регулируется, с какой целью устанавливается и как снять это обременение.

Публичный сервитут регулируют ст. 23 Земельного кодекса РФ и ст. 9 Лесного кодекса РФ. Решение об установлении публичного сервитута принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления. Основная цель публичного сервитута — удовлетворение государственных, муниципальных и общественных нужд. Например, через дачный участок хотят провести системы газоснабжения, чтобы собственник и другие дачники могли в дальнейшем провести газ к себе на участок.

Для чего публичный сервитут может быть установлен на участке:

  • для проведения через участок объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов;
  • для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры размещаются строительная техника, временные или вспомогательные сооружения, такие как навесы, ограждения и бытовки;
  • для проведения инженерных работ: подготовка документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

Также установление сервитута возможно для прохода или проезда через участок, свободного доступа к водоёмам, забора водных ресурсов и водопоя, прогона животных, сенокошения, выпаса животных, а также охоты, рыболовства и рыбоводства.

Публичный сервитут может быть установлен на конкретный срок. Например, на время дорожных строительных работ на участке могут расположить строительные материалы и временные постройки.

Кроме того, публичный сервитут может быть бессрочным, если на участке проводят водопровод и электросети.

Собственник не лишается прав владения, пользования и распоряжения участком. Такое обременение только ограничивает владельца в использовании земли. В частности, столб электросети помешает копать огород в конкретном месте.

Для установления публичного сервитута на участке заключается письменное соглашение с подписями обладателя публичного сервитута и собственника участка. Владелец участка имеет право отказаться от установления на участке такого обременения или требовать от органа, установившего обременение, соразмерную плату, если это создаёт серьёзные трудности в использовании земельного участка. Также собственник имеет право контролировать процесс установки на своём участке сооружений и построек, для которых осуществляется публичный сервитут. К примеру, владелец участка может обозначить границы, где можно будет установить временные постройки или столбы электропередач.

После установления публичного сервитута, в течении пяти рабочих дней орган государственный власти или орган местного самоуправления направляет копию решения в орган регистрации прав. После этого сведения вносятся в ЕГРН, а публичный сервитут считается установленным.

«Граждане должны помнить, что публичный сервитут не регистрируется в ЕГРН. В сведениях ЕГРН о земельном участке, формируется часть земельного участка, а также отметка о полном, либо частичном расположении земельного участка в границах публичного сервитута. В сведениях указываются характеристики части участка, где указаны цель и сроки публичного сервитута», – пояснила начальник отдела инфраструктуры пространственных данных Кадастровой палаты по Нижегородской области Татьяна Орлова.

Если через дачный участок хотят провести водопровод или при покупке земли собственник узнал, что на нём есть обременение в виде публичного сервитута, советуем обратиться в Кадастровую палату по Нижегородской области за консультацией.

  • Запись на консультации: 8 (831) 422-17-72 или 8-903-606-53-53.

Кроме этого, свои вопросы можно написать в личные сообщения на официальных страницах Кадастровой палаты в Вконтакте и Инстаграм.

Что такое публичный собственник

Журнал «Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование»

Номер 3 (24) Август 2005г

Проблемы совершенствования земельного законодательства

Плескачевский В.С., Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по собственности

Развитие конкуренции на рынке недвижимости

Основной обсуждаемой идеей является развитие конкуренции на рынке земли и недвижимости, уменьшение доминирования государства в экономике, отделение административно-властных функций публичной власти по регулированию оборота имущества от гражданско-правовых отношений по участию публичных собственников в данном обороте (разделение управленческой и хозяйственной деятельности). Например, на земельном рынке в государственной и муниципальной собственности находится более 90% территории Российской Федерации. Таким образом, публичный собственник является абсолютным монополистом. Помимо этого, отсутствует конкуренция не только между частными собственниками и государством-монополистом, но и между тремя уровнями власти — Федерацией, регионами и муниципалитетами. Муниципалитеты наделены значительными полномочиями по перераспределению земельных участков, их приватизации, утверждению правил землепользования и застройки и др., однако, как показывает практика применения Земельного кодекса РФ, муниципальные ресурсы используются недостаточно.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления одновременно выступают как собственники земли и, следовательно, являются участниками гражданского оборота, с одной стороны, и выполняют публично-правовые функции по осуществлению властных управленческих полномочий на подведомственной территории в соответствии с конституционным и административным законодательством, с другой стороны.

Таким образом, публичные земельные собственники, являясь участниками рынка, обладают возможностью также воздействовать на этот рынок административными методами, что нарушает положения Конституции РФ о признании и равной защите частной, государственной и муниципальной форм собственности (ч. 2 ст. 8 Конституции РФ) и Гражданского кодекса РФ о равенстве правового положения участников гражданского оборота (п. 1 ст. 2 Гражданского кодекса РФ). Наличие доминирующего субъекта на земельном рынке и неравная защита публичной и частной собственности приводят к искажению экономических отношений в целом.

Механизмами решения поставленной проблемы должны являться:

1) антимонопольное регулирование — как единый для всех хозяйствующих субъектов механизм. Государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляя права акционеров, распоряжаясь землей, осуществляя права собственников унитарных предприятий, вступают в коммерческие отношения в качестве хозяйствующих субъектов. Важнейшим инструментом ограничения избыточной и конфликтной активности госорганов в данном направлении должно являться антимонопольное регулирование;

2) доверительное управление имуществом. Является наиболее очевидным инструментом отрешения государственных и муниципальных образований от хозяйственной деятельности при сохранении материальных интересов в качестве выгодоприобретателей;

3) приватизация (продажа). Наиболее традиционный способ ограничения «рыночной силы» госорганов.

Приватизация земельных участков. Разграничение государственной собственности на землю

Земельный кодекс РФ, регулируя вопросы приватизации земельных участков, устанавливает два порядка приватизации земельных участков:

  • в отношении свободных земель — путем проведения торгов;
  • в отношении земель, занятых зданиями, сооружениями, предприятиями, установлены иные правила, среди которых исключительное право на приватизацию земельного участка принадлежит собственнику предприятия, за исключением трех случаев: земельные участки изъяты из оборота, ограничены в обороте либо зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, при этом цена выкупа земельного участка устанавливается в административном порядке органами власти субъекта РФ. Однако по информации, полученной из регионов, данные нормы Земельного кодекса РФ не исполняются по причине несовершенства процедуры разграничения государственной собственности на землю. Складывается ситуация, в которой заявитель — собственник предприятия не может найти уполномоченный государственный или муниципальный орган, чтобы выкупить свой земельный участок, поскольку права публичных собственников на земельные участки не зарегистрированы. Таким образом, несовершенство государственного механизма разграничения государственной собственности на землю влечет существенные нарушения прав частных собственников.

Поэтому предлагается пересмотреть порядок разграничения государственной собственности на землю и отделить данные процессы от процедур приватизации земельных участков под предприятиями и иными зданиями и сооружениями. В предлагаемой схеме в качестве продавца земельного участка в любом случае должен выступать орган местного самоуправления, а дальнейшее перераспределение денежных средств, поступивших от продажи земельных участков, должно осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством. При этом основной целью данной деятельности должна являться передача земельных участков в частную собственность и создание единых объектов недвижимости, а не формирование доходной части соответствующих бюджетов, исходя из того, что наполнение бюджетов всех уровней должно осуществляться в основном из налоговых поступлений, а не из арендных платежей за использование государственного и муниципального имущества субъектами частного бизнеса. При этом представляется целесообразным пересмотреть механизмы ценообразования за выкупаемые земельные участки под предприятиями и порядок установления арендной платы за такие земельные участки, поскольку рыночные механизмы по известным причинам неприменимы -отсутствует основной признак рыночных отношений — равенство сторон и свобода заключения договора. Присутствует обратная ситуация, когда одна сторона обязана купить, а другая сторона обязана продать.

Наряду с проблемами разграничения государственной собственности на землю и приватизации земельных участков присутствует проблема определения разумности и достаточности нахождения в государственной собственности земель, необходимых органам государственной власти и органам местного самоуправления для исполнения ими своих публичных полномочий. С этой точки зрения все государственные и муниципальные земли могут быть поделены на 3 группы:

а) земли, используемые непосредственно для исполнения властных полномочий и (или) для обеспечения их исполнения (земли Вооруженных Сил, земли под объектами правоохранительных органов и т.д.). Такие земли исключаются из оборота и не подлежат приватизации. Они могут находиться исключительно в публичной собственности и предоставляться органам государственной власти и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям и казенным предприятиям, созданным для обеспечения реализации властной функции;

Читайте также  Сертификат о знании русского языка государственности

б) земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, которые могут как оставаться у публичного собственника, так и быть приватизированы, но исключительно на конкурсах при соблюдении специальных условий (сохранение профиля деятельности объекта, тарификация стоимости услуг организаций, использующих данные земельные участки, и т.д.);

в) остальные государственные или муниципальные земли, представляющие собой исключительно коммерческую ценность и подлежащие обязательной приватизации.

При этом земли групп б) и в), не переданные в частную собственность в силу различных обстоятельств, подлежат обязательной передаче в доверительное управление либо в концессию специализированной частной компании, отобранной на конкурсной основе.

Повышение роли муниципалитетов

В качестве ускорения процессов приватизации можно предложить дополнительные механизмы стимулирования в виде установления для публичного собственника определенного срока, в течение которого земли группы в) должны быть вовлечены в процесс приватизации. В случае невыполнения данного законодательного требования указанные земли подлежат принудительной продаже независимо от воли публичного собственника через законодательно установленного комиссионера (например, органы местного самоуправления) с последующим распределением затрат и доходов через межбюджетные отношения. В виде дополнительного инструмента стимулирования приватизации может быть также использовано налогообложение недвижимого имущества, в том числе земельных участков, находящегося в государственной собственности. Необходимо в целом увеличивать степень интереса органов местного самоуправления к участию в приватизационных и иных процессах в сфере земельных отношений, например, государственной кадастровой оценки земель и государственного кадастрового учета. Соответствующая правовая база на федеральном уровне уже установлена.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ земельный налог является местным налогом и полностью зачисляется в местные бюджеты. Таким образом органы местного самоуправления как получатели земельного налога являются самыми заинтересованными лицами в проведении кадастрово-учетных процедур на территории своего муниципального образования и своевременном определении и уточнении налоговой базы — кадастровой стоимости земельных участков совместно с государственными органами.

Детализация норм Земельного кодекса РФ

Кроме вышеперечисленных проблем присутствует необходимость детализации норм Земельного кодекса РФ. Практика его применения показала наличие существенных пробелов в Кодексе.

Комитетом ГД ФС РФ по собственности совместно с Высшим Арбитражным Судом РФ, регионами и муниципальными образованиями был проведен глубокий анализ существующих пробелов и противоречий в Земельном кодексе и в результате данной работы разработан и внесен в Государственную Думу проект федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Данным законопроектом предлагается уточнить и детализировать ряд норм Кодекса, затрудняющих его применение. Эти предложения касаются уточнения понятия «единого объекта недвижимости», порядка приватизации земельных участков, порядка отказа от права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками и ряда других норм. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении Минэкономразвития России.

Кодификация земельного законодательства

До введения в действие Земельного кодекса РФ нормы земельного права содержались в более чем 200 федеральных законах. С принятием Земельного кодекса ряд этих федеральных законов признаны утратившими силу. Однако работа по приведению законодательных актов Российской Федерации в соответствие с Земельным кодексом РФ еще не закончена. Соответствующий проект федерального закона принят Государственной Думой только в 1-м чтении. Кроме этого, в последнее время принят новый Градостроительный кодекс РФ, рассматриваются проекты Лесного и Водного кодексов РФ. К сожалению, тексты данных документов, несмотря на наличие специального — Земельного кодекса, по-прежнему включают в себя нормы, регулирующие земельные отношения. Приняты и действуют специальные законы «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «О переводе земель из одной категории в другую». Такое большое количество только на федеральном уровне законодательных актов, регулирующих земельные отношения, неизбежно приведет к повтору ситуации середины 90-х годов — рассеиванию норм земельного права по различным нормативным правовым актам и созданию проблемы дерегулирования земельных отношений. Поэтому одной из приоритетных задач в деятельности Комитета по собственности является дальнейшая работа по кодификации и унификации земельного законодательства.

*По материалам выступления на семинаре-совещании «Проблемы земельной реформы на муниципальном уровне» (20.04.05, г. Руза).

Пользование земельным участком

Материал подготовлен для системы КонсультантПлюс с использованием правовых актов по состоянию на 12 октября 2020 года и на основе материала С.А. Богаткова, адвоката Адвокатской палаты г. Москвы.

Право пользования земельным участком

По общему правилу собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (п. 1 ст. 209 ГК РФ).

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (п. 3 ст. 129 ГК РФ), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК РФ).

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе совершать с ним все не запрещенные законом действия, а именно: продавать, дарить, отдавать в залог, сдавать в аренду или распоряжаться им иным образом, если земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте (ч. 1 ст. 260 ГК РФ). Права собственника земельного участка перечислены в ст. 40 ЗК РФ.

У собственников могут существовать и иные ограничения на использование земельных участков. Так, Законом определены земли целевого назначения, в том числе сельскохозяйственного, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться лишь в пределах, определяемых его целевым назначением (ч. 2 ст. 260 ГК РФ).

Помимо собственников, существуют и другие пользователи земельных участков, которые владеют и пользуются земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды.

Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (п. 2 ст. 264 ГК РФ). Права таких лиц предусмотрены ст. 41 ЗК РФ.

Также следует обратить внимание на право пользования земельным участком собственником здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу. Такие собственники имеют право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком.

При переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости (ч. ч. 1 и 2 ст. 271 ГК РФ).

Помимо этого, собственник здания, строения, сооружения имеет право на ограниченное пользование чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут). Как правило, это необходимо для организации проезда, прохода, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, а также иных нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута (ст. 274 ГК РФ, ст. 23 ЗК РФ).

К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте и положения гл. V.3 ЗК РФ не применяются.

Фактическое пользование земельным участком

Ни Гражданский, ни Земельный кодексы РФ не предусматривают легального определения такого понятия, как «фактическое пользование земельным участком».

О фактическом пользовании земельным участком говорится лишь в п. 4 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса РФ (т.е. до 21.10.2001) либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса РФ.

Также следует отметить, что фактическое пользование земельным участком имеет значение и для приобретения данного участка в собственность, если гражданин, не являющийся собственником участка, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющий им как своим собственным, если иные срок и условия приобретения не предусмотрены ст. 234 ГК РФ, в течение пятнадцати лет, приобретает право собственности на него в силу приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ).

Таким образом, право фактического пользования земельным участком имеет правовое значение для оформления в собственность земельного участка при условии нахождения в собственности недвижимости, расположенной на данном участке и находящейся в собственности до введения в действие Земельного кодекса РФ, либо открытого и фактического владения участком в течение пятнадцати лет.

Читайте также  Форма русско китайского договора на поставку

Предоставление земельных участков

Нормы ЗК РФ предусматривают несколько вариантов предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Такие земельные участки могут быть предоставлены на основании:

— решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

— договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

— договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

— договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9 — 11 ЗК РФ (ст. 39.2 ЗК РФ) и в порядке, установленном ст. ст. 39.2 — 39.20 ЗК РФ.

Сам же порядок предоставления земельных участков напрямую зависит от права, по которому данный участок предоставляется (предоставление в собственность за плату, бесплатно, предоставление в аренду, безвозмездное пользование и т.п.), а потому каждая форма предоставления земельного участка имеет свои особенности.

Предельные размеры земельных участков

Предельные размеры земельных участков (максимальные и минимальные) установлены сразу несколькими нормативно-правовыми актами.

Так, п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что предельные размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пп. 2 ч. 6 ст. 30 и ст. 38 ГрК РФ).

О предельных размерах земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения идет речь в ст. 4 ФЗ от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В данной статье указано, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения могут быть установлены законами субъектов РФ в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Таким образом, установление предельных размеров земельных участков для сельскохозяйственных нужд отнесено к компетенции субъектов РФ и регулируется региональным законодательством.

Однако федеральным законодательством установлено ограничение, согласно которому максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица, устанавливается законом субъекта РФ равным не менее чем 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий, расположенных на указанной территории в момент предоставления и (или) приобретения таких земельных участков (ч. 2 ст. 4 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Также установлены и предельные размеры земельных участков, предоставляемых для ведения личного подсобного хозяйства. Подобные нормативы устанавливаются органами местного самоуправления (ч. 4 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

При этом установлено, что максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта РФ, но не более чем в пять раз, что однако не распространяется на Дальневосточный федеральный округ (ч. 5 ст. 4 ФЗ от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»).

Определение порядка пользования земельным участком

По общему правилу, установленному в ст. 247 ГК РФ, владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

Данное правило применимо и к земельным участкам.

Так, если земельным участком владеют несколько собственников, то пользование таким участком должно осуществляться по соглашению между ними. И лишь при отсутствии общего соглашения сособственников или наличии между ними спора установить порядок пользования земельным участком необходимо в судебном порядке.

Следует обратить внимание, что даже при судебном определении порядка пользования земельным участком и определении, какая часть участка и в каком размере передается в пользование тому или иному сособственнику, сам участок остается неизменным и неделимым и у него остается прежний и единственный кадастровый номер.

Если земельный участок принадлежит лицам на праве собственности, то единственный критерий, которым будет руководствоваться суд, это размер долей в праве собственности на земельный участок. При этом установленный судом порядок пользования государственной регистрации не подлежит.

Таким образом, для определения порядка пользования земельным участком (при отсутствии добровольного соглашения между сособственниками) необходимо подготовить и предъявить в суд по месту нахождения земельного участка исковое заявление об определении порядка пользования участком, ответчиками по которому будут другие собственники.

Сумма государственной пошлины по данному иску составит 300 рублей (пп. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ).

В исковом заявлении следует указать, что истец является сособственником земельного участка, однако при отсутствии добровольного соглашения с другими сособственниками не имеет возможности пользоваться своей частью земельного участка или его права нарушаются. Также в исковом заявлении следует попросить выделить в пользование конкретную часть земельного участка.

Помимо способа определения порядка пользования земельным участком, указанного выше, существует еще один способ, связанный с переходом права собственности на здание, сооружение к нескольким собственникам. В этом случае порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком (ч. 1 ст. 35 ЗК РФ).

В любом случае при наличии споров о порядке пользования земельным участком следует обращаться с исковым заявлением в суд.

Соглашение о порядке пользования земельным участком

Соглашение о порядке пользования земельным участком может быть заключено сособственниками земельного участка в добровольном порядке путем составления и подписания одного документа.

Специальной формы соглашения о порядке пользования земельным участком федеральным законодательством не предусмотрено, а потому могут быть даны лишь общие рекомендации по его составлению.

Чтобы иметь юридическую силу, соглашение должно быть составлено в письменной форме, поскольку данное соглашение является по своей сути двусторонней сделкой (ст. 153 и ч. 3 ст. 154 ГК РФ).

В соглашении необходимо указать:

— реквизиты собственников — физических лиц (паспортные данные, адрес места жительства);

— реквизиты свидетельства о праве собственности на земельный участок с указанием долей, принадлежащих каждому сособственнику;

— точное описание месторасположения земельного участка, его площадь, кадастровый номер, категорию и вид разрешенного использования;

— детальное описание конкретного порядка пользования земельным участком, о котором стороны договорились.

Что такое публичный собственник

В настоящее время большинство земель (земельных участков) на территории РФ все еще находятся в публичной собственности, то есть в собственности Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований, либо вовсе в неразграниченной государственной собственности. Определение публичного собственника земельного участка иногда представляет собой непростую задачу.

«Аксином»: Переводческие услуги для юридического сообщества» »»

Земельное законодательство подробно регламентирует порядок предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности, для целей строительства. Однако для того чтобы этот порядок мог быть реализован, инвестору (будущему застройщику) необходимо определить, кто является собственником земельного участка, на котором предполагается возвести объект недвижимости.

Определение публичного собственника земельного участка иногда представляет собой непростую задачу. Особенно это касается случаев, когда речь идет о земельном участке, находящемся в неразграниченной государственной собственности. Такие участки являются государственными, но их собственник – конкретное публично-правовое образование – не определен. По общему правилу ими распоряжаются органы местного самоуправления на уровне муниципального района или городского округа.

Статья 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон о введении ЗК РФ) устанавливает критерии разграничения государственной собственности на землю. Ключевыми из них являются следующие: на земельном участке находится здание, строение или сооружение, принадлежащее соответствующему публично-правовому образованию, и (или) публично-правовое образование предоставило данный земельный участок территориальным органам этого образования, его унитарным предприятиям или некоммерческим организациям.

На практике остро возник вопрос, с какого момента право собственности на такой земельный участок считается разграниченным. Ответ на него дает Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19.07.2011 N 2178/11 по делу N А55-39695/2009, в котором сформулирована следующая правовая позиция. Право собственности на земельный участок, который подпадает под критерии, указанные в ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ, считается разграниченным (то есть принадлежащим определенному публично-правовому образованию) с момента введения в действие данной статьи.

Эта правовая позиция создает некоторую неопределенность для инвестора, поскольку в том же Постановлении Президиум ВАС РФ подчеркнул, что факт государственной регистрации права собственности на такой земельный участок за другим публично-правовым образованием не отменяет действие ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ. Следовательно, вполне возможна ситуация, когда публично-правовое образование, указанное в ЕГРП в качестве собственника земельного участка, в действительности таковым не является. В подобном случае недостоверная по сути запись в ЕГРП может ввести инвестора в заблуждение.

Читайте также  Правила приватизации жилья в россии в 2018

Кроме того, не исключена ситуация, когда на основании ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ на земельный участок претендует не одно публично-правовое образование, а два и более.

Рассмотрев такую ситуацию, Президиум ВАС РФ изложил свои выводы в Постановлении от 15.12.2009 N 11276/09 по делу N А40-49619/07-12-289. Он указал, что если право собственности публично-правового образования на земельный участок осуществлено в порядке разграничения государственной собственности на землю, то другое публично-правовое образование, претендующее на этот же земельный участок на основании ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ, своих прав на данный участок не лишается.

С учетом правовой позиции, отраженной в Постановлении от 19.07.2011 N 2178/11 по делу N А55-39695/2009, можно заключить следующее. Если на земельный участок в порядке разграничения государственной собственности на землю претендуют два или более публично-правовых образования, то такой участок с момента начала действия ст. 3.1 Закона о введении ЗК РФ в силу этой статьи находится в долевой собственности данных публично-правовых образований.

Следовательно, в соответствии со ст. 246 ГК РФ распоряжение таким земельным участком возможно только с согласия всех его сособственников. Это обстоятельство существенно усложняет предоставление земельного участка в собственность частного лица.

В то же время нельзя не отметить, что в приведенных ситуациях запись в ЕГРП не является достаточным правовым ориентиром, поскольку может быть недостоверной. Кроме того, нельзя исключать ситуацию, когда собственник земельного участка не знает о том, что он собственник участка[1].

Таким образом, если для возведения объекта недвижимости застройщику необходимо приобрести право собственности или право аренды на земельный участок, находящийся в публичной собственности, то ему следует изучить всю историю существования этого участка для того, чтобы определить его собственника или лицо, управомоченное распоряжаться данным участком.

В подтверждение этого целесообразно привести Постановление ФАС Уральского округа от 26.01.2011 N Ф09-10895/10-С6. Рассматривая соответствующее дело, суд, чтобы определить собственника земельного участка, находившегося в неразграниченной государственной собственности, исследовал историю этого участка с 1962 года.

[1] Если придерживаться правовой позиции, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 N 2178/11 по делу N А55-39695/2009.

Что такое публичный собственник

По каким основаниям возникает право собственности на публичные земельные участки
На такой участок право собственности может возникнуть на основании договора либо акта госоргана или органа местного самоуправления.

Возникновение права собственности на публичную землю по договору.
Приобрести земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (в том числе выкупить арендованный), можно:
по договору купли-продажи на торгах, а в некоторых случаях — и без торгов. Например, без торгов можно приобрести земельный участок, на котором расположено сооружение, принадлежащее вам на праве собственности.
Основанием возникновения права собственности при этом будет договор купли-продажи;
по договору мены. Это возможно в случаях, предусмотренных ст. 39.21 ЗК РФ. В частности, если ваш земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, а взамен предоставлен другой.
Возникновение права собственности на публичную землю на основании распорядительного акта?
Распорядительный акт является основанием возникновения права собственности на публичный земельный участок, если участок предоставляется вам бесплатно. Такое бывает достаточно редко. Например, бесплатно может быть передан участок, образованный в границах застроенной территории, если вы заключили договор о развитии этой территории.
В основном случаи бесплатной передачи земли в собственность касаются предоставления земельных участков гражданам и некоммерческим организациям.
Решение о бесплатном предоставлении земли в собственность принимает исполнительный орган госвласти или орган местного самоуправления. Он издаст распорядительный акт об этом, который будет являться основанием, в частности, для регистрации права собственности. Например, в отношении участков, находящихся в федеральной собственности, такие акты издают Росимущество и его территориальные органы.
Является ли приватизация основанием для возникновения права собственности на землю?
Нет, поскольку при приватизации земельных участков основанием для возникновения права собственности является договор купли-продажи, если участок предоставлен за плату, либо акт госоргана или органа местного самоуправления, если участок предоставлен бесплатно.
В Земельном кодексе РФ нет такого понятия, как «приватизация». О приватизации земельных участков говорится в п. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ. Но в нем по сути речь идет об отчуждении земельного участка. Такой же термин «отчуждение» в отношении земельных участков используется и в ст. 28 Закона о приватизации.
Порядок отчуждения земельных участков из публичных земель приведен в гл. V.1 ЗК РФ. Он предусматривает предоставление земельных участков в собственность на торгах или без торгов. Поэтому, даже если при предоставлении участка используется термин «приватизация», право собственности возникнет в соответствии с Земельным кодексом РФ: на основании договора купли-продажи или акта соответствующего органа.
Можно ли приобрести публичную землю в силу приобретательной давности?
Приобрести по давности публичный земельный участок не получится. Для публичных участков земельным законодательством не предусмотрен такой порядок приобретения.
По каким основаниям возникает право собственности на частные земельные участки
Право собственности на частный земельный участок может возникнуть по основаниям, установленным гражданским законодательством и федеральными законами, в том числе:
по договору или иной сделке;
по решению суда в силу приобретательной давности;
при образовании нового земельного участка;
в связи с реорганизацией юридического лица.
Возникновение права собственности на частную землю по договору и иным сделкам.
Организация может приобрести право собственности на земельный участок по договору купли-продажи, мены или иной сделке об отчуждении.
На практике самое распространенное основание — договор купли-продажи. Приобретение участка по договору мены или по иной сделке по отчуждению имущества встречается редко.
Учтите, что при уступке прав по договору купли-продажи объекта недвижимости право собственности на него должно переходить на основании названного договора, а не соглашения об уступке. Последнее не является сделкой об отчуждении. Возникновение права собственности по решению суда о приобретении земли в силу приобретательной давности.
Приобрести участок, не находящийся в публичной собственности, можно в силу приобретательной давности, если вы добросовестно, открыто и непрерывно владеете им не по договору в течение 15 лет. При этом участок должен принадлежать иному лицу на праве собственности или быть бесхозяйным.
Чтобы возникло право собственности по приобретательной давности, вам нужно обратиться в суд. Если прежний собственник участка известен, подайте иск о признании права собственности, если неизвестен — заявление об установлении факта добросовестного, открытого и непрерывного владения имуществом как своим собственным в течение срока приобретательной давности.
Судебный акт об удовлетворении такого иска или заявления об установлении факта является основанием для регистрации права собственности.
Однако на практике приобрести земельный участок в силу приобретательной давности вряд ли удастся. Если земля не находится в частной собственности или собственности муниципальных образований, то она принадлежит государству, а значит, не является бесхозяйной. А за самовольное занятие земельных участков предусмотрена административная ответственность.
Возникновение права собственности при образовании нового земельного участка.
Право собственности на землю возникнет при образовании нового земельного участка или изменении имеющегося. Это происходит при разделе, выделе, объединении или перераспределении земельных участков.
Например, при объединении двух земельных участков в один у вас возникнет право собственности на образованный земельный участок. Если исходные участки принадлежали нескольким собственникам, то на образованный участок у них возникает право общей собственности. При этом исходные земельные участки прекращают свое существование с даты госрегистрации права собственности на новый.
Возникновение права собственности в связи с реорганизацией юридического лица
Действия граждан и юридических лиц также могут быть основанием для возникновения права собственности. К ним можно отнести, например, реорганизацию юридического лица.
Если вы являетесь правопреемником реорганизованного юридического лица, то право собственности на принадлежавший ему земельный участок перейдет к вам.
Может ли право собственности на земельный участок возникнуть из решения собрания.
Нет, поскольку решение собрания может быть основанием для возникновения прав только в случаях, предусмотренных законом. При этом в законе должно быть указано, что собрание вправе принимать решение о возникновении права собственности, а решение должно быть обязательным для всех, кто вправе участвовать в собрании.
В настоящее время нет закона, предусматривающего случаи, когда решение собрания является основанием для возникновения права собственности в отношении земельных участков.
Но, например, решение собрания может быть необходимо для возникновения права собственности при образовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на основании решения общего собрания участников долевой собственности путем выдела. Такое решение не является основанием для возникновения права собственности на вновь образованные участки в смысле пп. 1.1 п. 1 ст. 8 ГК РФ. В данной ситуации основанием будут являться действия граждан и юридических лиц.