Изменения в законодательстве 2018 года по 228

228-я в граммах и сроках

13 таблиц и графиков об антинаркотической статье УК

Дело журналиста Ивана Голунова привлекло внимание к работе правоохранительных органов и судебной системы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. “Ъ” подробно изучил главную антинаркотическую статью УК — 228-ю: о чем она и как применяется на практике.

Фото: Григорий Тамбулов, Коммерсантъ / купить фото

О чем статья 228 УК РФ

Статья 228 предусматривает наказание за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также растений или их частей, содержащих данные вещества (далее обобщенно наркотических средств).

Статья 228.1 (ее инкриминировали Ивану Голунову) — за производство, сбыт или пересылку наркотических средств.

Статья 228.2 — за нарушение правил оборота наркотических средств.

Статья 228.3 и 228.4 — за незаконное приобретение, хранение, перевозку, производство, сбыт или пересылку прекурсоров наркотических средств (то есть веществ, используемых для изготовления наркотиков).

Помимо статьи 228 со всеми частями наказания, связанные с незаконным оборотом наркотиков, содержатся в статьях 229–233 УК. КоАП также предусматривает административное наказание за преступления, связанные с наркотиками. В частности, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ (ст. 6.8 КоАП), пропаганда наркотических средств (6.13), потребление в общественных местах (20.20).

Какое наказание грозит нарушителям

За приобретение, хранение, изготовление наркотических средств без цели сбыта (ст. 228) предусмотрено наказание (в зависимости от размера изъятых веществ):

Лишение свободы Дополнительно
В значительном размере до 3 лет* штраф до 40 тыс. руб., обязательные / исправительные работы, ограничение свободы до 3 лет
В крупном размере от 3 до 10 лет штраф до 500 тыс. руб., ограничение свободы до 1 года
В особо крупном размере от 10 до 15 лет штраф до 500 тыс. руб., ограничение свободы до 1,5 лет

*в данном случае лишение свободы не обязательное, а лишь одно из возможных наказаний

За незаконное производство и сбыт наркотиков (ст. 228.1) УК РФ предусматривает лишение свободы на срок до 20 лет, в исключительных случаях вплоть до пожизненного заключения.

Какой срок грозит нарушителям по ст. 228.1 Лишение свободы
Без отягчающих обстоятельств от 4 до 8 лет
Сбыт в СИЗО, административных зданиях, на спортивных, образовательных и транспортных объектах, с помощью СМИ и интернета от 5 до 12 лет
Группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере от 8 до 15 лет
Организованной группой, в крупном размере, с использованием должностного положения, несовершеннолетнему от 10 до 20 лет
В особо крупном размере от 15 до 20 лет, пожизненно

Дополнительно возможно назначение штрафа вплоть до 1 млн руб., ограничения свободы, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Уголовный кодекс предусматривает освобождение от уголовной ответственности за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление и переработку наркотиков или прекурсоров для лиц, добровольно сдавших эти вещества и активно способствовавших раскрытию или пресечению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, изобличению лиц, их совершивших, и обнаружению имущества, добытого преступным путем. Незаконные производство и сбыт наркотических веществ или прекурсоров (ст. 228.1 и 228.4) освобождения от ответственности не предусматривают.

Как определяется размер наркотических веществ

Значительный, крупный и особо крупный размеры наркотических веществ и растений, содержащих наркотические вещества, утверждены постановлением правительства от 1 октября 2012 года №1002.

К примеру, N-метилэфедрон и его производные, сбыт которых инкриминировали Ивану Голунову, в крупном размере соответствует более 1 г вещества.

Определение размера запрещенных наркотических веществ при уголовном преследовании (граммов свыше)

Значительный Крупный Особо крупный
Кокаин 0,5 5 1500
Героин 0,5 2,5 1000
Амфетамин и его производные 0,2 1 200
Метамфетамин 0,3 2,5 500
Гашиш (анаша, смола каннабиса) 2 25 10 000
Каннабис (марихуана) 6 100 100 000
Кактус, содержащий мескалин 50 250 25 000
Кокаиновый куст (растение рода Erythroxylon) 20 250 20 000
Конопля (растение рода Cannabis) 6 100 100 000

Согласно исследованию Института проблем правоприменения «Карта наркопреступлений РФ», по данным на 2014 год, наиболее часто изымаемые правоохранителями наркотики — каннабиноиды, героин и амфетамины.

Посмотреть карту можно здесь.

О чем говорит судебная статистика

По данным судебного департамента при Верховном суде РФ, каждый седьмой приговор в РФ выносится по 228-й статье. Так, в 2018 году по всем составам УК РФ были осуждены 658,3 тыс. человек, из них на статью 228 со всеми частями пришлось 13,4% от всех приговоров. Для сравнения: годом ранее доля составляла 14,3% (общее число осужденных — 697 тыс.), в 2014 году — 15,2% (из 719,3 тыс.). Если брать все статьи, связанные с наркотиками, то по ним сидит четверть всех осужденных.

Самой массовой является статья 228 (приобретение и хранение без цели сбыта), на которую в 2018 году пришлось 79% всех приговоров (69,6 тыс.). На сбыт наркотиков (228.1) приходится 21% приговоров.

Большинство осужденных — молодежь (возрастная группа от 18 до 29 лет).

Самым распространенным сроком за преступления, связанные с наркотиками, является лишение свободы на 3—5 лет. При этом освобождением от наказания завершается лишь 0,3% уголовных дел.

Ст. 72.1 УК РФ дает суду возможность обязать осужденного пройти лечение от наркомании (если основное наказание не связано с тюремным заключением). В ст. 82.1 предусмотрена возможность осужденному на реальный срок добровольно пройти лечение от наркомании с отсрочкой отбывания наказания.

Особенности правоприменения

В докладе Института проблем правоприменения «Наркопреступления в России: анализ судебной и криминальной статистики» от 2017 года отмечается, что потребителей в России преследуют чаще, чем распространителей. Авторы выявили «искусственное искажение масс изъятых наркотиков со стороны правоохранительных органов». «У наркопотребителей чаще всего изымаются именно такие массы марихуаны и гашиша, которых как раз достаточно для квалификации правонарушения как уголовного преступления, и эти массы ненамного превышают значительный размер, необходимый для возбуждения уголовного дела», говорится в докладе.

Алексей Кнорре, «Наркопреступления в России: анализ судебной и криминальной статистики»

Алексей Кнорре, «Наркопреступления в России: анализ судебной и криминальной статистики»

Отдельной проблемой исследователи называют тот факт, что «под наркотиком правоохранителями понимается не чистое наркотическое вещество, находящееся в смеси, а вся смесь целиком.

Социологический взгляд на статистику наркопреступлений

По словам эксперта Института проблем правоприменения Европейского университета Алексея Кнорре, официальной статистики привлечения к ответственности сотрудников правоохранительных органов за фальсификацию дел по наркостатьям нет. Однако контент-анализ СМИ за последние 5 лет позволил выявить около 500 случаев, когда сотрудник правоохранительных органов был задержан, арестован или осужден за фальсификацию, связанную с наркотиками.

23 ноября 2010 года во время обысков в доме активистки незарегистрированной партии «Другая Россия» Таисии Осиповой нашли девять граммов героина. 29 декабря 2011 года Заднепровский районный суд Смоленска приговорил ее к 10 годам лишения свободы (ч. 3 ст. 228.1). 28 февраля 2017 года она вышла на свободу по УДО.

29 января 2013 года в Москве был задержан член территориальной избирательной комиссии района Проспект Вернадского от КПРФ и постоянный участник акций протеста Сергей Резников. При задержании полицейские нашли у коммуниста несколько граммов кокаина, но он своей вины не признал. 6 марта 2017 года Никулинский районный суд приговорил его к трем годам лишения свободы (ч. 2 ст. 228). Вышел на свободу 20 ноября 2018 года после того, как Рязанский областной суд заменил оставшийся срок штрафом в 350 тыс. руб.

20 февраля 2014 года президент «Ассамблеи народов Кавказа» Руслан Кутаев был взят под стражу в чеченском селе Гехи по подозрению в незаконном хранении трех граммов героина. 7 июля того же года он был приговорен Урус-Мартановским городским судом к четырем годам колонии (ч. 2 ст. 228). Вышел на свободу 20 декабря 2017 года.

15 апреля 2016 года по дороге в аэропорт города Грозный был задержан журналист Жалауди Гериев. Его обвинили в хранении и перевозке 168 граммов марихуаны. 5 сентября того же года Шалинский городской суд приговорил его к трем годам колонии (ч. 2 ст. 228). 30 апреля 2019 года он вышел на свободу.

9 января 2018 года в Чечне сотрудники ДПС остановили автомобиль руководителя грозненского представительства правозащитного центра «Мемориал» Оюба Титиева. В его машине был обнаружен пакет со 180 граммами марихуаны. Сам правозащитник своей вины не признал, заявив, что наркотики ему подбросили. 18 марта 2019 года Шалинский городской суд Чечни приговорил его к четырем годам колонии (ч. 2 ст. 228 УК РФ). 10 июня того же года был освобожден по УДО.

Международный опыт

Наказания за преступления, связанные с наркотиками, очень различаются. В частности, в Сингапуре одно из самых строгих законодательств на планете. Незаконным является хранение, потребление, производство, торговля, независимо от количества. Наказания — вплоть до смертной казни. На другом конце света Дания и Нидерланды, где употребление наркотиков вообще не является уголовно наказуемым.

В США наркотические преступления регулируются на федеральном уровне и законодательством штатов. В большинстве штатов уголовно наказуемым является не употребление, а хранение наркотиков. Приговоры с тюремным сроком грозят за хранение в большом количестве и сбыт. По данным Комиссии по приговорам США, за 2017 финансовый год большинство (95,6%) осужденных за торговлю наркотиками получили тюремные сроки. Средний срок — 70 месяцев (около 6 лет). Средний возраст нарушителя при вынесении приговора — 36 лет. Самыми распространенными наркотиками в США являются метамфетамин и кокаин. На сегодняшний день 45% заключенных в американских тюрьмах отбывают наказание за преступления, связанные с наркотиками.

Марина Бочарова, Артем Косенок, Михаил Малаев, Ольга Шкуренко

  • Марина Бочарова подписаться отписаться
  • Артем Косенок подписаться отписаться
  • Михаил Малаев подписаться отписаться
  • Ольга Шкуренко подписаться отписаться

Изменения в законодательстве 2018 года по 228

1. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законопроект направлен на формирование правовой основы коммерческого присутствия иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации путём создания филиалов с учётом требований и ограничений, установленных специфическими обязательствами Российской Федерации, принятыми при вступлении в ВТО, установление сопоставимых с российскими страховыми организациями условий их деятельности на территории Российской Федерации, наделение их статусом страховщика наравне со страховыми организациями и обществами взаимного страхования.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об организации страхового дела в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


2. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статьи 927 и 938 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации»

Законопроектом вносятся изменения в статьи 927 и 938 Гражданского кодекса Российской Федерации в части использования общего термина «страховщик» применительно к деятельности российских и иностранных страховых организаций.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 927 и 938 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

Читайте также  Акт на списание топлива


3. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 15.34 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Законопроект направлен на включение в перечень субъектов административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.34 1 Кодекса об административных правонарушениях (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования), иностранных страховых организаций, осуществляющих страховую деятельность на территории Российской Федерации через созданные в соответствии со страховым законодательством филиалы.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15.34 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


4. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 172 1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Законопроектом предусматривается распространение положений статьи 172 1 Уголовного кодекса Российской Федерации об установлении уголовной ответственности за фальсификацию финансовых документов учёта и отчётности финансовой организации на иностранные страховые организации (в части деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации через созданные ими филиалы), что позволит создать сопоставимые условия деятельности российских и иностранных страховых организаций на территории Российской Федерации и защитит права потребителей страховых услуг.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 172 1 Уголовного кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


5. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»

Законопроект разработан в целях включения в законодательство нормы о формировании единого реестра некоммерческих организаций для повышения эффективности мер их государственной поддержки и налогового стимулирования, предусмотренных Федеральным законом от 8 июня 2020 года №172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 265 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


6. О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”»

Законопроект направлен на исключение правовой неопределённости проведения эвакуационных мероприятий при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, а также на решение вопросов информационного обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и своевременного информирования населения о потенциальных рисках техногенных катастроф и стихийных бедствий.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


7. О проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статью 33 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”»

Целью принятия законопроекта является включение плавучих хранилищ газа в перечень судов, которые могут регистрироваться в Российском международном реестре судов (РМРС), что позволит распространять на суда, используемые для хранения и перевалки сжиженного природного газа в морских портах Российской Федерации, налоговые льготы и преференции, предусмотренные для судов, зарегистрированных в РМРС. Регистрация в РМРС предоставляет собственнику судна таможенные и налоговые льготы.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в статью 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и статью 33 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


8. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” в части утверждения нормативов финансовых затрат и правил расчёта размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации»

Законопроектом предлагается дополнить статью 12 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» частью, в соответствии с которой к полномочиям Правительства Российской Федерации предлагается отнести утверждение нормативов финансовых затрат и правил расчёта размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание пунктов пропуска, а к полномочиям Минтранса России установление классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 12 Закона Российской Федерации “О Государственной границе Российской Федерации” в части утверждения нормативов финансовых затрат и правил расчёта размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

9. О проекте поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона №953586-7 «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения»

Проект поправок сформирован по предложениям Федерации независимых профсоюзов России, Российского союза промышленников и предпринимателей и отраслевого сообщества. Проектом поправок уточняются процедуры оценки знаний, навыков и умений и обеспечения готовности к выполнению трудовых функций работников в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Законопроект позволит учесть отраслевые особенности в части подготовки и проверки готовности персонала к работе с конкретными видами опасного оборудования.

Решение Правительства:
Одобрить проект поправок Правительства Российской Федерации к проекту федерального закона №953586-7 «О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения» и направить их в Государственную Думу в установленном порядке.


10. О проекте федерального закона «О внесении изменения в статью 228 2 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Законопроектом предлагается дополнение статьи 228 2 Уголовного кодекса примечанием, предусматривающим, что её положения не распространяются на случаи нарушения правил оборота наркотических средств и психотропных веществ, повлёкшие их утрату, совершённые по неосторожности при осуществлении медицинской деятельности (если такая утрата не причинила вреда охраняемым уголовным законом интересам), при условии комиссионной фиксации факта утраты в порядке, установленном Минздравом России по согласованию с МВД России. Принятие законопроекта направлено на повышение доступности медицинской помощи, в том числе паллиативной, в части назначения наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях.

Решение Правительства:
Одобрить проект федерального закона «О внесении изменения в статью 2282 Уголовного кодекса Российской Федерации» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.


11. О выделении Минфину России в 2021 году из резервного фонда Правительства Российской Федерации бюджетных ассигнований для предоставления межбюджетного трансферта бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации

Проект распоряжения подготовлен в целях осуществления выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 года №313 «О предоставлении дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников». Указом №313 предусмотрены дополнительные страховые гарантии врачам, среднему и младшему медицинскому персоналу медицинских организаций, водителям автомобилей скорой медицинской помощи, непосредственно работающим с пациентами, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и пациентами с подозрением на эту инфекцию, в виде единовременной страховой выплаты.

Решение Правительства:
Принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации по данному вопросу.

В Госдуме обсуждают смягчение наказания за хранение наркотиков

Автор фото, Stanislav Krasilnikov/TASS

Правозащитники предлагают смягчить наказание за приобретение и хранение наркотиков в крупном размере без цели сбыта. Крупным размером зачастую признают небольшое количество наркотиков, десятки тысяч ранее несудимых получают большие сроки. МВД готово поддержать поправки.

В начале февраля в Госдуме состоялось первое заседание рабочей группы по совершенствованию антинаркотического законодательства. На нем правозащитники представили законопроект о смягчении наказания за приобретение и хранение наркотиков в крупном размере без цели сбыта (часть 2 статьи 228 УК), рассказали Би-би-си участники встречи. Поправки предлагается внести в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы России.

Рабочая группа была создана в ноябре прошлого года. В нее входит более 30 человек, в том числе депутаты, сотрудники МВД, ФСБ и Генпрокуратуры России, представители минюста и минздрава, а также правозащитники, члены общественных организаций.

Представители уполномоченного по правам человека Татьяны Москальковой попросили в приоритетном порядке рассмотреть вопрос именно о смягчении наказания по части 2 статьи 228 УК. В следующий раз возможное смягчение наказания по этой статье рабочая группа будет обсуждать в Госдуме 6 марта.

  • Как героиновая столица Европы слезает с иглы
  • В Беларуси матери осужденных за наркотики держат голодовку
  • Грузите кокаин чемоданами: откуда в посольстве России взялись наркотики

Что это за проект?

Законопроект о внесении поправок в 228 статью УК (есть в распоряжении Би-би-си) рабочей группе направила российский омбудсмен Татьяна Москалькова. Документ разработал экспертный совет при Москальковой.

  • перевести часть 2 статьи 228 УК («в крупном размере») из категории тяжких преступлений в категорию преступлений средней тяжести;
  • установить наказание по этой статье от двух до пяти лет лишения свободы (сейчас — от трех до десяти лет);
  • уменьшить минимальный срок наказания по части 3 статьи 228 УК («в особо крупном размере») и установить ответственность по ней от пяти до 15 лет лишения свободы (сейчас — от 10 до 15 лет);
  • внести изменение в статью 398 Уголовно-процессуального кодекса (отсрочка исполнения приговора), которая предусматривает возможность отсрочки наказания для осужденных по части 1 статьи 228 УК, чтобы пройти курс «лечения от наркомании» и реабилитацию. Проект закона предлагает распространить эту возможность и на осужденных по части 2 статьи 228 УК.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что по подавляющему большинству уголовных дел по части 2 статьи 228 УК РФ наркотики изымаются в количестве, близком к нижней планке крупного размера.

Авторы считают, что за приобретение и хранение в крупном размере наказывают людей, у которых нашли относительно небольшие дозы наркотиков: «Привлеченных к уголовной ответственности по части 2 статьи 228 в реально крупном размере единицы, тогда как за несколько грамм — десятки тысяч».

Источник: постановление правительства «Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических и психотропных средств»

«Как показывают опросы самих потребителей наркотиков, проходящих лечение и реабилитацию, например, героин на «черном рынке» можно купить в количестве не менее трех грамм, что автоматически становится совершением тяжкого преступления», — говорится в пояснительной записке.

Из-за того, что согласно действующему законодательству хранение наркотиков в крупном размере является тяжким преступлением, «вместо борьбы с наркобизнесом» наращивание количества уголовных дел. Тем самым обеспечиваются «высокие показатели деятельности правоохранительных органов по раскрытию тяжких преступлений», а не защита общества, считают авторы законопроекта. По их мнению, борьба с распространением наркотиков подменяется «борьбой с потребителями».

Что говорят в МВД?

Москалькова направила проект закона о снижении наказания за приобретение и хранение наркотиков без цели сбыта в министерство внутренних дел с просьбой высказать позицию ведомства по этому законопроекту.

Читайте также  Образец написания коллективной жплобы на управляющую компанию

В своем ответе (есть в распоряжении Би-би-си) МВД высказалось о законопроекте положительно.

«Проведенный анализ данных судебной статистики позволяет сделать вывод о целесообразности снижения срока лишения свободы за преступления, предусмотренные частью 2 статьи 228 УК, и минимального срока лишения свободы за совершение преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 228 УК», — говорится в отзыве замглавы МВД Михаила Ваничкина.

То, что законопроект о смягчении наказания по наркотической статье нашел поддержку у МВД, это «редкий случай в нынешней практике», сказал Би-би-си член экспертного совета при уполномоченном по правам человека Валентин Гефтер, который представлял документ на первом заседании рабочей группы.

По его мнению, то, что рабочая группа решила рассматривать этот проект в первую очередь, и то, что его поддержало МВД, является хорошим знаком.

«О том, чтобы декриминализовать вторую часть [статьи 228], речи не идет. Речь идет о том, чтобы сделать это преступление не тяжким, а хотя бы средней тяжести, и хотя бы уменьшить сроки и правовые последствия, которые идут из-за того, что его затолкали в столь тяжкие преступления, — сказал Гефтер. — Это понимает и МВД.

Он надеется, что законопроект после обсуждения в рабочей группе будет внесен в Госдуму.

Что говорят правозащитники?

По официальным данным судебного департамента Верховного суда России, за 2017 год и первое полугодие 2018 года суды вынесли приговоры по части 2 статьи 228 УК в отношении 51 тысячи человек.

Эта статья является «самой репрессивной нормой», по которой наиболее часто назначается наказание в виде реального лишения свободы тем, кто впервые привлекается к уголовной ответственности за наркотики, сказал Би-би-си участник рабочей группы в Госдуме, эксперт Института прав человека Арсений Левинсон.

«Если, например, по части 1 статьи 228 [приобретение и хранение наркотиков в значительном размере] сначала дают условное или штраф, то по части 2 половине сразу дают реальный срок три года», — сказал он.

Институт прав человека подготовил аналитическую записку о практике применения части 2 статьи 228 УК. Для этого они проанализировали более 2 тысяч приговоров российских судов за последние два года, найденных в результате случайной выборки.

«Подтвердилось, что медианное количество «крупного» размера — это от одного до нескольких граммов вещества, а не действительно большое количество», — рассказал Левинсон.

Источник: результаты исследования Института прав человека

Результаты исследования также показали, что половина всех осужденных за хранение в «крупном» размере были судимы впервые, имели смягчающие обстоятельства и не имели отягчающих, но тем не менее были приговорены к реальному лишению свободы со средним сроком около трех лет, говорит Левинсон.

«Было выявлено огромное количество приговоров, где впервые привлекаемых студентов, молодых матерей и отцов, работающих и учащихся, приговаривали к длительным срокам лишения свободы за граммы и даже за десятые доли грамма. Смягчение санкции до пяти лет по части 2 статьи 228 УК нужно, чтобы такого не происходило, чтобы не ломать людям жизни», — объяснил правозащитник.

При этом Левинсон отметил, что сейчас суды как правило не приговаривают по части 2 статьи 228 УК РФ к срокам более чем пять лет лишения свободы — именно до этого уровня предлагается смягчить наказание в законопроекте.

«То есть в некотором смысле проект направлен на приведение законодательства в соответствие с реальной правоприменительной практикой», — сказал он.

Целесообразность смягчения части 2 статьи 228 УК РФ подтверждается опытом большинства стран, отмечается в пояснительной записке к законопроекту.

«Хранение наркотиков само по себе, для личного употребления, почти всюду запрещено, но не наказуемо лишением свободы. А там, где за хранение предусмотрено лишение свободы, срок его не превышает двух-трех лет», — говорится в документе.

Что говорят депутаты?

Из депутатов в рабочую группу по антинаркотическому законодательству входит восемь единороссов и по одному представителю КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». Опрошенные Би-би-си депутаты «Единой России», состоящие в рабочей группе, поддерживают идею смягчения наказания за хранение наркотиков без цели сбыта.

«Конечно, этот законопроект требует определенной проработки и согласования с различными структурами, но в целом я могу подтвердить, что такая проблема существует и ее нужно решать в том числе и законодательным путем, — сказал Би-би-си единоросс Рафаэль Марданшин. — Лица, которых привлекают за употребление или за хранение, несут такую же большую уголовную ответственность, как лица, которые распространяют наркотики оптом или в розницу».

«Я считаю, что нужно, во-первых, снижать сроки, а во-вторых, пересмотреть размеры крупного и особо крупного размера», — добавил Марданшин.

Идею смягчить наказание для наркопотребителей также поддерживает коммунист Юрий Синельщиков (тоже входит в группу), однако, по его мнению, конкретно этот законопроект может и не дойти до рассмотрения в Госдуме.

«Я думаю, к проекту привязываться не следует, потому что там с чем-то можно согласиться, а с чем-то нет. Но я полагаю, что, конечно, потребителей наркотиков нечего сажать в тюрьму, их надо лечить», — сказал он Би-би-си.

«У нас и сбытчики, и те, кто покупает наркотики, очень часто сидят незаконно по очень разным причинам», — добавил Синельщиков (раньше он был прокурором). «Иногда бывают злоупотребления и со стороны правоохранительных органов. Когда небольшую дозу наркотиков, как говорится, подкидывают», — согласился с ним Марданшин.

«Разные причины бывают — иногда статистику себе повысить, иногда чтобы против конкретного лица возбудить уголовное дело. Такие факты тоже есть», — признает единоросс.

А вот в «Справедливой России» предложения правозащитников не поддерживают. «У нас есть партийная позиция за максимально жесткое наказание по наркотическим преступлениям, поэтому мы не можем поддержать этот законопроект», — сказал Би-би-си зампред думской фракции Михаил Емельянов.

Кому пересчитают сроки заключения?

Сам закон, основная цель которого – гуманизация уголовно-исполнительной системы, обсуждался на протяжении десяти лет. Он был внесен в Государственную Думу в июне 2008 года, рассмотрен в первом чтении в 2015 году, и только в июне 2018 года Государственная Дума рассмотрела его во втором и третьем чтении, когда по поручению Председателя ГД Вячеслава Володина

«Не секрет, что условия содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах сопоставимы с тюремными. В камерах они практически не имеют возможности для занятий каким‑либо видом деятельности. В то же время большая часть из них впоследствии приговаривается к отбыванию наказания в исправительных учреждениях, условия содержания в которых значительно гуманнее. Например, в колонии-поселении осужденные могут свободно передвигаться, получать образование и работать», — поясняет Павел Крашенинников

Крашенинников
Павел Владимирович Депутат Государственной Думы избран в составе федерального списка кандидатов, выдвинутого Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ» необходимость принятия закона. По его словам, подобные нормы – вполне обычная законодательная практика для многих стран — стран СНГ и Балтии, Австрии, Дании, Германии, Швейцарии, Испании, Норвегии, Японии, КНР и других.

Кстати, примечательно, что по такому же принципу зачет предварительного заключения в срок наказания производился и советским уголовным законодательством, добавляет Павел Крашенинников.

Кто сможет претендовать на пересчет сроков заключения?

Закон будет распространяться на подозреваемых и обвиняемых, которые впоследствии приговорены судом к отбыванию наказания. А также на осужденных, уже отбывающих наказание в момент вступления закона в силу. Им будет произведен пересчет сроков с использованием коэффициентов, установленных законом.

Коэффициенты установлены следующие:

Один день, проведенный в СИЗО, будет засчитываться в срок отбывания наказания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, и режима:

— при отбывании наказания в тюрьме и исправительных колониях строгого и особого режима — за 1 день;

— при отбывании наказания в исправительной колонии общего режима и воспитательной колонии — за 1,5 дня;

— при отбывании наказания в колонии-поселении — за 2 дня;

— при отбывании наказания в дисциплинарной воинской части — за 1,5 дня;

— в случае ограничения свободы, принудительных работ или ареста — за 2 дня;

— в случае исправительных работ или ограничения по военной службе — за 3 дня;

— в случае обязательных работ — за 8 часов обязательных работ.

Если до суда лицу была назначена мера пресечения в виде домашнего ареста, то это время будет приравниваться к нахождению лица в СИЗО из расчета — 2 дня домашнего ареста за 1 день нахождения в СИЗО.

Решать вопрос о перерасчете сроков будет только суд. Причем произойдет это тоже не сразу, в законе для того также прописаны четкие сроки:

— в течение трех месяцев со дня вступления закона в силу (а это, напомним, 3 июля 2018 года) — в отношении лиц, отбывающих наказание в воспитательной колонии и колонии-поселении;

— в течение полугода — в отношении лиц, отбывающих наказание в исправительной колонии общего режима; лиц, отбывающих наказание в виде обязательных, исправительных, принудительных работ, ограничения свободы; а также в отношении военнослужащих, отбывающих наказание в дисциплинарной воинской части или в виде ограничения по военной службе.

Кто не сможет претендовать на перерасчет сроков заключения?

— особо опасные рецидивисты;

— приговоренные к смертной казни, которым она в порядке помилования была заменена пожизненным лишением свободы либо лишением свободы на 25 лет;

Смотрите также

Принят закон о зачете времени пребывания в СИЗО

— осужденные по террористическим статьям УК РФ (ст.205 – 205.5), в том числе за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание или пропаганду терроризма, за содействие террористической деятельности и за участие в террористическом сообществе, за совершение акта международного терроризма (ст.361), а также за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.277), лица, пользующегося международной защитой (ст.360), насильственный захват или удержание власти (ст.278) и вооруженный мятеж (ст.279), также «сопряженные с осуществлением террористической деятельности», указано в законе;

— осужденные за захват заложников, если он был совершен в составе организованной группы и повлек тяжкие последствия либо смерть заложника – по неосторожности или умышленно (ст.206, ч.3,4);

— осужденные за угон воздушного или водного транспорта либо ж/д состава, если это было сопряжено с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности (ст.211, ч.4);

— осужденные за незаконное приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозку растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества в крупном и особо крупном размере (ст.228, ч.2 и 3), а также за незаконное производство, сбыт либо пересылку наркотиков (ст.228.1) или за хищение либо вымогательство наркотиков (ст.229);

— осужденные за государственную измену (ст.275);

— осужденные за шпионаж (ст.276);

Кроме того, как подчеркивает Павел Крашенинников, указанный повышающий коэффициент не будет применяться в период нахождения осужденного в штрафном или дисциплинарном изоляторе, в помещении камерного типа либо в едином помещении камерного типа в случае применения к осужденным мер взыскания. Кроме того, не пересчитывается срок, если осужденный отбывает наказание в воспитательной или исправительной колонии в строгих условиях.

Читайте также  Где узнать данные собственника квартиры

Наконец, законодатель напоминает, что согласно ст. 10 УК РФ, если закон улучшает положение лица, то он имеет обратную силу. В случае ухудшения — обратной силы не имеет. Таким образом, пересчет не коснется осужденных, которые до приговора суда находились под домашним арестом. Если до вступления закона в силу срок нахождения под домашним арестом был засчитан по нынешней схеме – из расчета один день за один, то для таких осужденных пересчетов по новым правилам не будет.

Изменения в законодательстве 2018 года по 228

от 30 июля 2018 года N 228-РП

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ И ПОВЫШЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 23.11.2009 N 261-ФЗ «ОБ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИИ И О ПОВЫШЕНИИ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

1. Утвердить План мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности на территории города Севастополя, направленных на реализацию Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно приложению к настоящему распоряжению.

2. Установить, что реализация мероприятий, предусмотренных в приложении к настоящему распоряжению, осуществляется исполнительными органами государственной власти города Севастополя в соответствии с требованиями постановления Правительства Севастополя от 26.02.2016 N 117-ПП «Об утверждении Положения о порядке и организации центрального материально-технического обеспечения деятельности Правительства Севастополя и исполнительных органов государственной власти города Севастополя».

3. Департаменту общественных коммуникаций города Севастополя (Беркович О.А.) опубликовать настоящее распоряжение на официальном сайте Правительства Севастополя.

4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора — Председателя Правительства Севастополя Базарова В.В.

Губернатор города Севастополя
Д.В.ОВСЯННИКОВ

Утвержден
распоряжением
Правительства Севастополя
от 30.07.2018 N 228-РП

1. Организационные мероприятия

Обеспечение подготовки и принятия нормативных правовых актов города Севастополя, определяющих полномочия исполнительных органов государственной власти города Севастополя в сфере реализации Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

в течение месяца после принятия закона города Севастополя «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории города Севастополя»

Департамент городского хозяйства города Севастополя

2. Мероприятия по оснащению потребителей приборами учета и стимулированию потребителей к экономии и надлежащей оплате энергоресурсов

Организация и финансирование работ по оснащению жилых домов в жилищном фонде города Севастополя приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии, в том числе многоквартирных домов коллективными общедомовыми приборами учета воды, тепловой и электрической энергии, индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета воды, природного газа, тепловой и электрической энергии (включая проведение разъяснительной работы с гражданами, проживающими в таких жилых домах и квартирах, по переходу на расчет по показаниям приборов учета)

поэтапно, оснащение приборами учета воды, тепловой и электрической энергии не позднее 01.12.2019;

оснащение приборами учета природного газа не позднее 01.12.2022

Департамент городского хозяйства города Севастополя, управляющие компании, ресурсоснабжающие организации

Организация и финансирование работ по оснащению зданий, строений и сооружений, используемых для размещения исполнительных органов государственной власти города Севастополя, находящихся в государственной собственности города Севастополя, приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию

не позднее 01.12.2019

исполнительные органы государственной власти города Севастополя, ресурсоснабжающие организации

Организация и финансирование работ по оснащению приборами учета энергетических ресурсов зданий, строений, сооружений и иных объектов юридических лиц (за исключением лиц, указанных в пункте 2.2 настоящего Плана мероприятий)

не позднее 01.12.2019

исполнительные органы государственной власти города Севастополя, ресурсоснабжающие организации

3. Систематизация сбора данных об объемах энергоресурсов, потребляемых организациями

Применение форм федерального статистического наблюдения об объеме использованных в течение года энергетических ресурсов, о затратах на оплату таких энергетических ресурсов, об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности и данных о потенциале энергосбережения (при наличии результатов энергетического обследования)

с учетом сроков представления форм федерального статистического наблюдения

исполнительные органы государственной власти города Севастополя

Анализ сводных данных статистических наблюдений об объеме использованных в течение финансового года энергетических ресурсов, об оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности и данных о потенциале энергосбережения (при наличии результатов энергетического обследования)

с учетом сроков представления форм федерального статистического наблюдения

Департамент городского хозяйства города Севастополя

4. Стимулирование потребителей к экономии энергоресурсов

Разработка и утверждение требований к программам города Севастополя в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций устанавливаются исполнительными органами государственной власти города Севастополя

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Разработка программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в организациях с участием государства и организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности

исполнительные органы государственной власти города Севастополя

5. Реализация мероприятий по учету и снижению потерь при передаче энергоресурсов

Организация процесса сбора информации о фактических потерях энергоресурсов при их передаче (на основе данных приборов учета)

исполнительные органы государственной власти города Севастополя

Разработка программ снижения потерь энергетических ресурсов организациями, осуществляющими передачу энергетических ресурсов

III — IV кварталы 2018 года

исполнительные органы государственной власти города Севастополя, ресурсоснабжающие организации

6. Мероприятия по повышению энергетической эффективности товаров, работ и услуг

Разработка мероприятий, обеспечивающих переход на использование современных энергоэффективных приборов и электрических ламп

исполнительные органы государственной власти города Севастополя

Прекращение закупки для государственных нужд ламп накаливания любой мощности, используемых в целях освещения

исполнительные органы государственной власти города Севастополя

Заключение энергосервисных контрактов (договоров) государственными учреждениями в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации

в соответствии с Требованиями к условиям энергосервисного договора (контракта) и об особенностях определения начальной (максимальной) цены энергосервисного договора (контракта) (цены лота), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2010 N 636

исполнительные органы государственной власти города Севастополя

Информирование организаций и населения города Севастополя об утвержденных в установленном порядке Правилах обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортировка и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде

Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя

7. Создание системы информационной поддержки

Создание и функционирование раздела на официальном сайте исполнительных органов государственной власти города Севастополя в сети Интернет, на котором размещается информация о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, опубликование в средствах массовой информации города Севастополя региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, распространение в средствах массовой информации города Севастополя информационно-просветительских программ о мероприятиях и способах энергосбережения, опубликование в газетах заметок об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, о правах и обязанностях физических лиц, о требованиях, предъявляемых к собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов

до 01.12.2018, далее постоянно

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Обеспечение распространения социальной рекламы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации

исполнительные органы государственной власти города Севастополя

Размещение в средствах массовой информации города Севастополя заметок о лицах, ответственных за содержание многоквартирных домов и подвергнутых административному наказанию за нарушение установленных требований к проведению мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности

Главное управление государственного жилищного надзора города Севастополя

8. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности для населения и в жилищном фонде

Разработка перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, включаемых в состав обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме

Департамент городского хозяйства города Севастополя

9. Мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в государственном секторе. Изменения в системе закупок для государственных нужд и финансировании государственных учреждений

Обеспечение энергетической эффективности зданий, строений и сооружений при проведении строительства, реконструкции объектов государственной собственности города Севастополя

Управление государственного строительного надзора и экспертизы города Севастополя

Обеспечение реализации государственными учреждениями требований по энергетической эффективности товаров, работ и услуг, закупаемых для государственных нужд

исполнительные органы государственной власти города Севастополя

Планирование расходов бюджета на оплату государственными учреждениями энергетических ресурсов исходя из сокращения потребления ими каждого энергоресурса на 3 процента по отношению к уровню 2018 года в течение 5 лет начиная с 1 января 2019 года

ежегодно при формировании бюджетов на очередной финансовый год

исполнительные органы государственной власти города Севастополя

Проведение разъяснительной работы среди руководителей государственных учреждений о возможности заключения энергосервисных договоров (контрактов) и об особенностях закупки энергосервисных услуг

исполнительные органы государственной власти города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя

10. Целевые программы и иные мероприятия в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Организация разработки и определение ответственных исполнителей подпрограммы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе Севастополе на период до 2022 года в рамках реализации мероприятий государственной программы «Развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры города Севастополя на 2017 — 2022 годы», утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 21.11.2016 N 1112-ПП (далее — Подпрограмма)

Департамент городского хозяйства города Севастополя, Департамент экономического развития города Севастополя

Анализ результативности Подпрограммы

ежегодно, начиная с 01.01.2019

Департамент экономического развития города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя

Разработка требований к программам по энергосбережению и повышению энергетической эффективности организаций с участием государства и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Обеспечение разработки программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в организациях с участием государства и организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности

исполнительные органы государственной власти города Севастополя, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности

11. Информационное обеспечение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Создание и обеспечение функционирования обучающих центров энергетической эффективности

Информационное обеспечение на территории города Севастополя мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, определенных в качестве обязательных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также предусмотренных Подпрограммой

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Создание региональных обучающих центров энергетической эффективности, разработка обучающих программ в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Департамент городского хозяйства города Севастополя

Реализация информационной кампании в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности

Департамент общественных коммуникаций города Севастополя, Департамент городского хозяйства города Севастополя

Организация сбора и обработки информации в рамках реализации Подпрограммы

Департамент городского хозяйства города Севастополя