Как правельно отменить правовой акт

Как правельно отменить правовой акт

Принимая нормативный правовой акт, законодатель стремится урегулировать ту или иную сферу общественных отношений, создать справедливые и понятные всем участникам отношений правила поведения. Нормы права могут как создавать новые общественные отношения, так и закреплять уже существующие. Появление нового закона в сфере образования направлено на решение двух задач. Во-первых, реформировать систему образования, установив новые правовые институты. Во-вторых, упорядочить правовое регулирование образовательных отношений, проведя систематизацию законодательства. И в первом, и во втором случае для успешного решения поставленных задач вместе с принятием нового закона необходимо «расчистить» законодательный массив, отменив те нормативные акты, которые уже фактически перестали действовать. В теории права можно встретить несколько способов прекращение действия нормативного правового акта:

прямая отмена нормативного правового акта;

фактическая отмена одного нормативного правого акта другим нормативным правовым актом, принятым по тому же предмету правового регулирования;

истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен;

исчезновение общественных отношений, на урегулирование которых был направлен нормативный правовой акт[1].

В данном случае происходит смешение двух понятий: прекращение действия нормативного правового акта и прекращение действия нормы права. Нормативный правовой акт может прекратить свое действие, только по двум основаниям: или принята норма об его отмене, или истек срок, на который он был принят. В остальных случаях акт будет продолжать действовать, не имея при этом никаких юридических последствий. Действие формально неотмененных, однако фактически не регулирующих общественные отношения актов создает трудности для правоприменителя при выборе нужной нормы права. В идеальной ситуации нормативный правовой акт, который перестал фактически регулировать общественные отношения, должен быть отменен формально.

Отмена нормативных правовых актов может быть оформлена тремя различными способами. Во-первых, с принятием закона может быть принят закон о его введении в действие, где будут содержаться нормы об отмене ранее действовавших актов. Такая практика характерна при принятии кодексов[2]. Во-вторых, могут приниматься специальные акты, содержанием которых является только отмена нормативных правовых актов. На современном этапе нормотворчества такие акты принимаются достаточно редко и в основном на подзаконном уровне[3]. Законодатель стремится своевременно отменять «устаревшие» акты. Наиболее эффективно это получается делать третьим из возможных способов – включением специальных норм об отмене ранее действовавших норм в текст акта, содержащего новые правила поведения. По такому пути и пошел законодатель при принятии федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Комментируемые статьи, отменяют действия ранее принятых актов.

Отмена нормативных правовых актов в сфере образования преследует несколько задач, важнейшей из которых является систематизация законодательства в сфере образования для удобства его использования правоприменителями. Несмотря на то, что новый закон не получил название кодекса, он является базовым законом, регулирующим отношения в сфере образования. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать данному закону (п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В данном случае отмена ранее принятых нормативных правовых актов не означает кардинальной реформы системы образования. Многие нормы, содержавшиеся в отмененных законах, воспроизводятся в новом законе. Отмена же актов необходима для устранения коллизии и упрощения работы с данными нормами, так как они содержатся в одном акте. Еще одна задача при отмене актов – исключить правовые нормы, регулирующие общественные отношения, которые фактически перестали существовать. Так, например, в Постановлении Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 года № 13-11 «Об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» содержится положение об основах идейно-политического воспитания: «В идейно-политическом воспитании во главу угла надо поставить формирование сознательного гражданина, с прочными коммунистическими убеждениями. На это должны работать все элементы учебно-воспитательного процесса, вся общественная жизнь школы. Воспитывать молодежь на идеях марксизма-ленинизма, на примерах жизни и деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, историческом опыте КПСС»[4]. Несомненно, в современных общественно-политических реалиях данная норма морально устарела.

Обе комментируемые статьи содержат перечни актов, действие которых отменяется на территории Российской Федерации. Необходимость двух статей, посвященных данному вопросу, обусловлена различием правовой природы актов в них содержащихся. Статья 109 признает акты не действующими на территории Российской Федерации. В данной статье содержатся акты, изданные от имени СССР. Статья 110 признает утратившими силу актов РСФСР и Российской Федерации. Разница между актами, отмененными на территории Российской Федерации, и актами, утратившими силу, заключается в особенностях юридической техники, а также действии актов во времени и пространстве.

СССР прекратило свое существование, а Российская Федерация является правопреемником СССР на международной арене. Однако в вопросе действия нормативных правовых актов СССР вопрос решается иначе. Для того чтобы дать ответ на вопрос о действии нормативных правовых актов, принятых в советский период, необходимо рассмотреть раздел 2 и ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которыми законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, ей не противоречащей. При этом применяться может только тот акт, который был официально опубликован. Таким образом, если акт издан в советский период и не противоречит Конституции РФ, был официально опубликован, то данный акт признается действующим на территории Российской Федерации.

В состав СССР к моменту его распада входило 15 союзных республик, в их числе и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Акты, принимаемые на общесоюзном уровне, то есть на уровне СССР, действовали на территории всего Советского Союза, в том числе и на территории РСФСР. После распада СССР в конституциях многих вновь образованных государств закреплялось переходное положение о продолжении действия актов СССР. На современном этапе отменить действие акта СССР Российская Федерация не может, так как эти акты могут продолжать действовать на территории государств, входивших ранее в СССР. Такая отмена значила бы вмешательство в суверенитет других государств. Именно по этой причине в отношении любых актов, принятых от имени СССР, Российская Федерация может лишь приостановить их действие на своей территории. В отношении же актов РСФСР Российская Федерация полномочна принять решение об их отмене.

Вызывает интерес правовая природа утративших силу актов. По общему правилу акты отменяются актами равной юридической силы. Так законы отменяются законами, акты правительства – актами правительства и т.д. Однако в перечне актов, не действующих на территории Российской Федерации и подлежащих отмене, помимо собственно законов содержатся и иные акты: указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Верховного Совета, постановления Президиума Верховного Совета СССР.

Правовая природа таких актов требует отдельного пояснения. Трудность в их определении или даже перечислении заключается в том, что нельзя определить исчерпывающий перечень вопросов, которые могли быть решаемы Верховным Советом. Как высший государственный орган СССР он мог принять к рассмотрению любой вопрос государственной жизни, отнесенной к общесоюзной компетенции. В форме постановлений, как правило, принимались распорядительные акты. Например, об утверждении персонального состава органов власти, прямо подотчетных Верховному Совету (Президиум, Совет Министров, Верховный Суд, Генеральный прокурор), об утверждении государственного бюджета и об одобрении политики советского правительства по основным направлениям внутренней и внешней политики государства. С точки зрения юридической силы, перечисленные постановления в системе источников советского права были выше, чем акты всех других органов государственной власти союза и республик.

Неоднозначные по своей юридической природе правовые акты Президиума Верховного Совета СССР являются следствием неясности в определении положения данного органа власти в системе государственного управления[5]. Среди форм правовых актов Президиума Верховного Совета можно выделить указы и постановления. Постановления Президиума представляли собой акты внутриорганизационного характера, регламентирующие деятельность самого Президиума и его аппарата. Со временем в процессе реализации своих функций перед Президиумом возникла необходимость использовать формы постановления для принятия актов, сфера регулирования которых выходила за рамки организации работы Президиума. Наиболее часто такая форма использовалась при оформлении совместных решений Президиума и иных государственных или партийных органов. В форме постановлений принимались также и акты официального толкования, так называемые интерпретационные акты.

Читайте также  Путин о домах культуры в селе

Другой формой актов, издаваемых Президиумом Верховного Совета СССР, являлись указы. Указы, в свою очередь, подразделялись на два вида: нормативные и распорядительного характера. Первые подлежали утверждению Верховным Советом[6].

Таким образом, утратившими юридическую силу были признаны не только нормативные, но и распорядительные и интерпретационные акты.

[1] Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М.: Спарк, 1998.

[2] См.: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3302; Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2955; Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4924 и др.

[3] См: Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 245 «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) РСФСР»// Собрание законодательства РФ. 2012. № 15. Ст. 1777; Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 года № 634 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 4069 и др.

[4] Ведомости Верховного Совета СССР. 1984. № 16. Ст. 237.

[5] Кравцов Б. П. Верховный Совет СССР. М., 1954; Беспалый И. Т. Президиум Верховного Совета союзной республики. М., 1959; Кутафин О. Е. Взаимоотношения постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР // Советское государство и право. 1966. № 4; Кузнецов И. Н. Компетенция Президиума Верховного Совета СССР и правовые проблемы ее регламентации // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 8.

[6] Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства. М., 1967. С.111

Автор: Гинзбург Юрий Владимирович, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

Уровни террористической опасности

В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях своевременного информирования населения о возникновении угрозы террористического акта и организации деятельности по противодействию его совершению, осуществляемой Национальным антитеррористическим комитетом во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 могут устанавливаться уровни террористической опасности, предусматривающие принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства.

На отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) могут устанавливаться следующие уровни террористической опасности:

а) повышенный («синий») — при наличии требующей подтверждения информации о реальной возможности совершения террористического акта;

б) высокий («желтый») — при наличии подтвержденной информации о реальной возможности совершения террористического акта;

в) критический («красный») — при наличии информации о совершенном террористическом акте либо о совершении действий, создающих непосредственную угрозу террористического акта.

Решение об установлении, изменении или отмене повышенного («синего») и высокого («желтого») уровней террористической опасности на территории (отдельных участках территории) субъекта Российской Федерации (объектах, находящихся на территории субъекта Российской Федерации) принимает председатель антитеррористической комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации по согласованию с руководителем территориального органа безопасности в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Председатель антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации незамедлительно информирует о принятом решении председателя Национального антитеррористического комитета.

Решение об установлении, изменении или отмене критического («красного») уровня террористической опасности на территории (отдельных участках территории) субъекта Российской Федерации (объектах, находящихся на территории субъекта Российской Федерации) на основании представления председателя антитеррористической комиссии в соответствующем субъекте Российской Федерации принимает председатель Национального антитеррористического комитета. Он же определяет срок, на который в субъекте Российской Федерации устанавливается указанный уровень террористической опасности, границы участка территории (объектов), в пределах которых (на которых) он устанавливается, и перечень дополнительных мер, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.

Срок, на который в субъекте Российской Федерации устанавливается повышенный («синий») или высокий («желтый») уровень террористической опасности, границы участка территории (объекты), в пределах которых (на которых) устанавливается уровень террористической опасности, и перечень дополнительных мер, определяются председателем антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, если председателем Национального антитеррористического комитета не принято иное решение.

Председатель Национального антитеррористического комитета при наличии информации может принять решение об установлении, изменении или отмене любого из уровней террористической опасности на территории (отдельных участках территории) одного или нескольких субъектов Российской Федерации (объектах, находящихся на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации) и определить срок, на который устанавливается соответствующий уровень террористической опасности, границы участков территории Российской Федерации (объекты), в пределах которых (на которых) он устанавливается, и перечень дополнительных мер, предусмотренных пунктом 9 настоящего Порядка.

Уровень террористической опасности может устанавливаться на срок не более 15 суток.

Решение об установлении, изменении или отмене уровня террористической опасности, а также информация о сроках, на которые устанавливается уровень террористической опасности, и о границах участка территории Российской Федерации (об объекте), в пределах которого (на котором) он устанавливается, подлежат незамедлительному обнародованию через средства массовой информации.

В соответствии с установленным уровнем террористической опасности могут приниматься следующие дополнительные меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства:

а) при повышенном («синем») уровне террористической опасности:

внеплановые мероприятия по проверке информации о возможном совершении террористического акта;

дополнительный инструктаж нарядов полиции и отдельных категорий военнослужащих, а также персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, с привлечением в зависимости от полученной информации специалистов в соответствующей области;

выставление на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах, местах проведения публичных и массовых мероприятий, в других общественных местах усиленных патрулей, в том числе с привлечением специалистов кинологической службы;

усиление контроля в ходе проведения досмотровых мероприятий в аэропортах, морских и речных портах, на объектах метрополитена, железнодорожных вокзалах и автовокзалах с использованием специальных технических средств;

проведение проверок и осмотров объектов инфраструктуры, теплопроводов, газопроводов, газораспределительных станций, энергетических систем в целях выявления возможных мест закладки взрывных устройств;

проведение инженерно-технической разведки основных маршрутов передвижения участников публичных и массовых мероприятий, обследование потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания граждан в целях обнаружения и обезвреживания взрывных устройств;

своевременное информирование населения о том, как вести себя в условиях угрозы совершения террористического акта;

б) при высоком («желтом») уровне террористической опасности (наряду с мерами, принимаемыми при установлении повышенного («синего») уровня террористической опасности):

реализация внеплановых мер по организации розыска на воздушном, водном, автомобильном, железнодорожном транспорте, а также на наиболее вероятных объектах террористических посягательств лиц, причастных к подготовке и совершению террористических актов;

усиление контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации, в том числе должностными лицами, порядка регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту их пребывания и по месту жительства в пределах участка территории Российской Федерации, на котором установлен уровень террористической опасности, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

Читайте также  Увольнение из фссп на испытательном сроке

уточнение расчетов имеющихся у федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сил и средств, предназначенных для ликвидации последствий террористических актов, а также технических средств и специального оборудования для проведения спасательных работ;

проведение дополнительных тренировок по практическому применению сил и средств, привлекаемых в случае возникновения угрозы террористического акта;

проверка готовности персонала и подразделений потенциальных объектов террористических посягательств, осуществляющих функции по локализации кризисных ситуаций, и отработка их возможных действий по пресечению террористического акта и спасению людей;

определение мест, пригодных для временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции, а также источников обеспечения их питанием и одеждой;

перевод соответствующих медицинских организаций в режим повышенной готовности;

оценка возможностей медицинских организаций по оказанию медицинской помощи в неотложной или экстренной форме, а также по организации медицинской эвакуации лиц, которым в результате террористического акта может быть причинен физический вред;

в) при установлении критического («красного») уровня террористической опасности (наряду с мерами, применяемыми при введении повышенного («синего») и высокого («желтого») уровней террористической опасности):

приведение в состояние готовности группировки сил и средств, созданной для проведения контртеррористической операции;

перевод соответствующих медицинских организаций в режим чрезвычайной ситуации;

усиление охраны наиболее вероятных объектов террористических посягательств;

создание пунктов временного размещения людей, удаленных с отдельных участков местности и объектов, в случае введения правового режима контртеррористической операции, обеспечение их питанием и одеждой;

принятие неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействие бесперебойной работе спасательных служб;

приведение в состояние готовности: транспортных средств — к эвакуации людей, медицинских организаций — к приему лиц, которым в результате террористического акта может быть причинен физический и моральный ущерб, центров экстренной психологической помощи — к работе с пострадавшими и их родственниками;

усиление контроля за передвижением транспортных средств через административные границы субъекта Российской Федерации, на территории которого установлен уровень террористической опасности, проведение досмотра транспортных средств с применением технических средств обнаружения оружия и взрывчатых веществ.

На участках территории Российской Федерации (объектах), в пределах которых (на которых) установлены уровни террористической опасности, могут применяться как все, так и отдельные вышеперечисленные меры.

Как правельно отменить правовой акт

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 октября 2020 года N 1631

Об отмене нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора

(с изменениями на 31 декабря 2020 года)

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года N 2403 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.01.2021, N 0001202101060007).

Правительство Российской Федерации

1. Отменить нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 8 октября 2020 года N 1631

Перечень отмененных нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора

1. Постановление Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 12 января 1996 г. N 1 «Об утверждении санитарных правил и норм».

2. Постановление Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 21 февраля 1996 г. N 3 «Об утверждении санитарных правил и норм».

3. Постановление Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 21 февраля 1996 г. N 4 «Об утверждении санитарных правил и норм».

4. Постановление Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 11 марта 1996 г. N 6 «Об утверждении санитарных правил и норм».

5. Постановление Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 31 мая 1996 г. N 10 «Об утверждении санитарных правил и норм».

6. Постановление Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 4 июля 1996 г. N 12 «Об утверждении санитарных правил и норм».

7. Постановление Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации от 4 октября 1996 г. N 23 «Об утверждении санитарных правил и норм».

8. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 октября 1997 г. N 24 «Об утверждении санитарных правил».

9. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 ноября 1997 г. N 26 «Об утверждении санитарных правил».

10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 мая 1998 г. N 18 «Об утверждении санитарных правил».

14. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 29 «О введении в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 12 ноября 2001 г., регистрационный N 3026) (Российская газета, N 228, 21 ноября 2001 г.).

21. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20 ноября 2002 г. N 38 «О введении в действие санитарных правил и нормативов» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2002 г., регистрационный N 4046) (Российская газета, N 241, 25 декабря 2002 г.).

34. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 103 «О введении в действие СанПиН 1.2.1330-03» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 июня 2003 г., регистрационный N 4713) (Российская газета, N 119/1, 20 июня 2003 г.).

35. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 104 «О введении в действие СанПиН 2.1.2.1331-03» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 17 июня 2003 г., регистрационный N 4697) (Российская газета, N 120, 21 июня 2003 г.).

44. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 января 2005 г. N 3 «О введении в действие СанПиН 2.3.2.1940-05» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2005 г., регистрационный N 6295) (Российская газета, N 42, 3 марта 2005 г.).

45. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 4 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.5.2/2.2.4.1989-06» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 11 апреля 2006 г., регистрационный N 7677) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 16,17 апреля 2006 г.).

46. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 апреля 2007 г. N 22 «Об утверждении СанПиН 2.2.2/2.4.2198-07» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2007 г., регистрационный N 9615) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 26, 25 июня 2007 г.).

47. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 апреля 2007 г. N 24 «Об утверждении СанПиН 2.4.3.2201-07» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 7 июня 2007 г., регистрационный N 9610) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 25, 18 июня 2007 г.).

48. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26 мая 2008 г. N 32 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2364-08» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 16 июня 2008 г., регистрационный N 11848) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 28, 14 июля 2008 г.).

49. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 июня 2008 г. N 42 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2399-08» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2008 г., регистрационный N 11967) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 30, 28 июля 2008 г.).

50. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23 июля 2008 г. N 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 7 августа 2008 г., регистрационный N 12085) (Российская газета, N 174, 19 августа 2008 г.).

51. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2008 г. N 60 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.5.1.2423-08» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 12 февраля 2009 г., регистрационный N 13303) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 11, 16 марта 2009 г.).

Читайте также  Объекты обложения страховыми взносами

52. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 апреля 2009 г. N 24 «Об утверждении СанПиН 2.3.2.2508-09» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 мая 2009 г., регистрационный N 13938) (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 22, 1 июня 2009 г.).

53. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 апреля 2009 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.2.2506-09» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 27 мая 2009 г., регистрационный N 14011) (Российская газета, N 99, 3 июня 2009 г.).

54. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 58 «Об утверждении СанПиН 2.4.6.2553-09» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 5 ноября 2009 г., регистрационный N 15172) (Российская газета, N 217, 18 ноября 2009 г.).

Что такое нормативный правовой акт

Что такое нормативный правовой акт

Нормативный правовой акт (НПА) — это официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

Важно: пока нормативно-правовой акт не опубликован, он не имеет силы. Могут быть прописаны разные сроки — например, конкретная дата или указание на то, через сколько дней акт вступает в силу. Есть специальные места опубликования НПА. Для федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, актов Президента Российской Федерации, актов Правительства Российской Федерации это — «Российская газета» и «Собрание законодательства Российской Федерации», а также портал pravo.gov.ru.

В России есть иерархия нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы:

1. Конституция РФ

Это Основной закон государства, особый НПА, имеющий высшую юридическую силу. Нормативные акты, стоящие ниже по иерархии, не могут противоречить Конституции. Кроме того, в 2020 году в Конституцию были внесены поправки, по которым не соответствующие российской Конституции международные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.

2. Международные договоры

Являются частью правовой системы России (ст. 15, п. 4). Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

3. Федеральные конституционные законы и федеральные законы (в том числе кодексы)

По предметам федерального ведения принимаются ФКЗ и ФЗ, имеющие прямое действие на всей территории нашей страны. По предметам совместного ведения РФ и субъектов издаются ФЗ и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов.

Федеральный конституционный закон в иерархии выше, чем ФЗ — федеральные законы не должны противоречить федеральным конституционным законам.

ФКЗ принимаются в соответствии с Конституцией по вопросам, в ней предусмотренным. Например, режим военного положения и изменение статуса субъекта РФ определяются федеральным конституционным законом.

Кодекс — это большой федеральный закон, систематизирующий нормы в какой‑то отрасли. Например, в РФ есть Уголовный, Гражданский, Трудовой, Семейный, Земельный, Таможенный, Налоговый, Лесной, Воздушный и другие кодексы.

Кстати, о том, как инициатива становится законом, вы можете почитать здесь.

4. Федеральные подзаконные правовые акты:

  • Указы и распоряжения Президента РФ. Они обязательные к исполнению на всей территории страны. Противоречить НПА, которые выше в этом списке, Указы и распоряжения не могут.
  • Постановления Правительства России. Также обязательны к исполнению на территории РФ. Подписывает их Председатель Правительства. Они могут быть отменены Президентом, если противоречат вышестоящим в этом списке нормативным правовым актам — Конституции, ФКЗ и ФЗ.
  • Акты федеральных органов исполнительной власти. Это НПА, которые издают министерства, федеральные службы, агентства, ЦБ РФ, ЦИК РФ, Генпрокуратура и другие федеральные органы власти.

5. Конституции (уставы) субъектов Федерации

Наша страна — федеративное государство и состоит из 85 равноправных субъектов. У этих республик, краев, областей, городов федерального значения, автономных округов и одной автономной области есть свои конституции (уставы). Они должны соответствовать Конституции РФ.

6. Законы субъектов Федерации

Законодательство субъектов также должно соответствовать Основному закону страны, а также не противоречить ФКЗ и ФЗ.

7. Подзаконные правовые акты субъектов Федерации

Это нормативные акты, издаваемые органами власти субъектов Федерации. Как и все остальные НПА, они должны соответствовать Конституции.

На уровне муниципальных образований существуют решения муниципального образования.

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г. N 524 г. Москва «Об утверждении Правил отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений»

Изменения и поправки

В соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений.

Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Прим. ред: текст постановления опубликован в «Собрании законодательства РФ«, 11.07.2011, N 28, ст. 4217.

Правила отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений

1. Настоящие Правила определяют основания и порядок отмены правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений (далее — правовые акты), в части, регулирующей осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

2. Надзор за правовым регулированием органами государственной власти субъектов Российской Федерации вопросов переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений осуществляет Федеральное агентство лесного хозяйства.

3. В течение 14 дней после принятия правового акта орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявший правовой акт, направляет его заверенную копию на бумажном носителе и в электронном виде в Федеральное агентство лесного хозяйства.

4. Правовой акт подлежит направлению в Федеральное агентство лесного хозяйства, если хотя бы одна норма указанного акта регулирует осуществление переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений.

5. При принятии правового акта о внесении изменений в действующий правовой акт (акты) в Федеральное агентство лесного хозяйства направляются копия правового акта о внесении изменений, а также текст правового акта (актов) с учетом внесенных изменений.

6. Федеральное агентство лесного хозяйства в течение 30 дней со дня поступления копии правового акта проводит его экспертизу в порядке, утвержденном Агентством.

По решению руководителя Федерального агентства лесного хозяйства срок проведения экспертизы правового акта может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

7. По результатам проведения экспертизы правового акта Федеральное агентство лесного хозяйства принимает решение об отмене правового акта в следующих случаях:

а) отсутствие правовых оснований для принятия правового акта;

б) включение в правовой акт положений, противоречащих положениям Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

в) принятие правового акта органом, в компетенцию которого не входит его принятие, или принятие правового акта органом с превышением предоставленных ему полномочий;

г) наличие в правовом акте коррупциогенных факторов.

8. Правовой акт может быть отменен целиком или в соответствующей части.

9. Решение об отмене правового акта оформляется на бланке Федерального агентства лесного хозяйства и содержит следующие сведения:

а) наименование, номер и дата издания правового акта, иные реквизиты правового акта, а также перечень положений правового акта (в случае отмены части правового акта), которые отменяются;

б) конкретные основания отмены правового акта.

10. Приложением к решению об отмене правового акта является соответствующее заключение экспертизы правового акта, указанной в пункте 6 настоящих Правил.

11. Решение об отмене правового акта направляется в течение 5 рабочих дней со дня его подписания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принявший правовой акт.

12. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, после получения решения об отмене правового акта обеспечивает его публикацию в средствах массовой информации, в которых был опубликован правовой акт, а также размещает указанное решение на своем официальном сайте в сети Интернет.