Какое управление занимается дорогами во дворах

Куда жаловаться на неубранный снег и сосульки

1. Как быстро должны убирать снег, наледь и сосульки?

На проезжей части

Уборка снега должна начинаться после завершения снегопада или после выпадения каждых 5 сантиметров снега. Дороги сперва подметают (МКАД, включая транспортные развязки, и основные магистрали при условии обеспечения прохода колонны уборочной техники должны быть подметены в течение 2 часов, остальные дороги — в течение 3 часов), затем обрабатывают противогололедными средствами (на это, как правило, отводится 3 часа). Но обычно распределители противогололедных материалов следуют непосредственно за колонной снегоочистителей.

На обочинах

Обочины должны быть очищены от снега в течение 24 часов после окончания снегопада.

На тротуарах и общественных остановках

Уборка должна начинаться сразу после окончания снегопада, при необходимости ее должны повторять после выпадения каждых 5 сантиметров снега. На работы отводится не более 5 часов с момента окончания снегопада.

На тротуарах и остановках общественного транспорта для устранения гололеда разрешено использование только комбинированных противогололедных материалов.

В лотковых частях улиц и проездов

Снег, счищаемый с проезжей части и тротуаров и сброшенный с крыш, должен быть сдвинут в лотковые части улиц и проездов. Вывезти его должны в срок от 12 часов до 7 дней — в зависимости от дороги и количества выпавших осадков.

Во дворе

Площадки возле подъездов и тротуары во время сильных снегопадов должны чистить каждые 3 часа. Чтобы снег не мешал движению пешеходов и транспорта, он должен быть сдвинут к краю, а затем сложен на специально отведенные площадки. Если толщина снежного покрова меньше 2 сантиметров, дворникам рекомендуется подметать дороги. Во время гололеда дорожную часть дворовой территории обрабатывают реагентами.

На крыше

При оттепелях и сильных снегопадах в первую очередь должны быть огорожены опасные зоны под выступающими элементами фасадов, металлическими и скатными кровлями. Сосульки и снеговые свесы должны убирать немедленно по мере их образования, но только в дневное время. Крыши вдоль основных магистралей, пешеходных зон и игровых площадок и крыши подъездов должны очищать от снега в течение 2 суток после снегопада. Остальные кровли, подлежащие очистке, — в течение 3 суток после снегопада.

2. Куда жаловаться на неубранный снег, гололед и сосульки?

По поводу некачественной уборки крыши дома и двора вы можете обратиться:

  • в управляющую организацию . Она ответственна за организацию своевременной уборки. Найти контакты управляющей организации можно на портале «Дома Москвы». Также контакты указываются на квитанциях за ЖКУ и на стендах с информацией в подъездах;
  • в Государственную жилищную инспекцию Москвы (Мосжилинспекцию). Мосжилинспекция контролирует деятельность управляющих компаний. Вы можете обратиться в нее с жалобой на то, что ваша управляющая организация не очищает кровлю многоквартирного дома и не сбивает сосульки. Адрес Мосжилинспекции в вашем округе можно найти на странице ведомства на mos.ru. Вы также можете обратиться через электронную приемную. Срок рассмотрения обращения — не более 30 дней с момента регистрации электронного сообщения.

По поводу некачественной уборки проезжей части, тротуаров, парков, скверов, территорий и других общественных мест, а также уборки снега и сосулек с крыш нежилых зданий вы можете обратиться:

  • к владельцу, балансодержателю территории или здания;
  • в Объединение административно-технических инспекций города Москвы. ОАТИ контролирует уборку улиц, бульваров, скверов, тротуаров, дворовых территорий и так далее. Также оно отвечает за то, чтобы с крыш зданий, не относящихся к жилому фонду, не свисали сосульки. Для жалоб действует телефон горячей линии: + 7 (499) 264-96-81 (с понедельника по четверг — с 08:00 до 17:00, в пятницу — с 08:00 до 15:45). В выходные дни направить обращение можно через электронную приемную ведомства. Другие контакты объединения вы можете найти на странице ведомства на mos.ru;
  • по телефону единого контакт-центра «Московский транспорт»: + 7 (495) 539-54-54 или по номеру 3210, если вы звоните с мобильного (ежедневно с 08:00 до 20:00). За уборку трамвайных путей на обособленном полотне, некоторых остановок общественного транспорта, территорий вблизи вестибюлей и входов в подземные переходы метрополитена, платформ Московского центрального кольца (МЦК) отвечают Мосгортранс и Московский метрополитен.

Во всех вышеперечисленных случаях вы можете обратиться:

  • в управу вашего района или префектуру округа. Ответственность за организацию уборки в каждом районе несут управы. Они определяют границы уборки территорий между организациями, предприятиями, учреждениями, арендаторами. Также они отвечают за уборку и содержание не используемых и не осваиваемых длительное время территорий, территорий после сноса строений. Контролируют их деятельность префектуры. Контакты можно найти на странице mos.ru «Территориальное устройство»;
  • в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Москвы. Вы можете обратиться лично, либо по телефону подразделения по вопросам аварийного ремонта и уборки городских дорог: +7 (495) 620-27-60. Также работает электронная приемная. Срок рассмотрения обращения — не более 30 дней с момента регистрации электронного сообщения.

3. Есть ли простой способ пожаловаться онлайн?

Да. С 2011 года работает портал «Наш город», позволяющий москвичам быстро сообщать о проблемах в городе. В холодный период вы можете пожаловаться на:

Прежде чем воспользоваться порталом, вам нужно зарегистрироваться. Чтобы оставить жалобу, выберите из каталога нужную вам проблемную тему, укажите примерный адрес, опишите проблему и прикрепите фотографии. Фотографий должно быть не более пяти штук формата jpg, png совокупным размером не более 10 мегабайт.

Ваше обращение зарегистрируют в течение 24 часов (72 часов, если подряд выдалось три и более выходных дня). После того как оно будет принято, ответственное ведомство проведет проверку. Ответ вам придет в течение 8 рабочих дней. Результаты проделанной работы публикуются на портале.

Кроме того, вопросы, связанные с обслуживанием дома и двора, можно решить, оформив заявку в единый диспетчерский центр. Сделать это можно:

  • через онлайн-сервис на mos.ru «Вызов мастера»;
  • в мобильном приложении «Госуслуги Москвы»;
  • онлайн на платформе проекта «Электронный дом», а также в приложении «Электронный дом Москва» (App Store, Google Play);

Если нет возможности подать заявку онлайн, с единым диспетчерским центром можно связаться по телефону: 8 (495) 539-53-53 (круглосуточно).

4. У меня остались вопросы, куда обратиться?

Если у вас остались вопросы, обратитесь в единую справочную службу Москвы по телефону: +7 (495) 777-77-77, либо на одну из горячих линий Департамента жилищного хозяйства.

PRO новостройку +7 800 301-79-56

Бесплатная консультация юриста по недвижимости — договоры, оформления сделок, выселение/заселение

Дороги во дворах многоэтажек, кто отвечает за их ремонт и сохранность

Большинство граждан России, очень ответственно относятся к оплате счетов по коммунальным услугам. И каждый раз они ждут ответной реакции от управляющей компании в надежде, что она,наконец, решит вопрос со сломанным лифтом в подъезде и с холодными батареями в квартирах. Но острее всего вопрос стоит в качестве дворовых дорог.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 800 301-79-56 . Это быстро и бесплатно !

Многие жильцы не выдерживая такие условия жизни, попросту устраняют проблему своими силами, но для чего же тогда ежемесячно взымают плату с людей? Попробуем разобраться в этом щекотливом вопросе!

Кто ответственный за дворовую дорогу

Все проблемы связанные с придомовой территорией будь то подъезд, квартира или дорога возле дома, должна решать ТСЖ.

Эта служба имеет право проверять и отслеживать работу местной управляющей компании и в случае чего решать вопрос с ремонтом непосредственно с ТСЖ.

Как можно сменить УК, если она не выполняет свои обязательства перед жильцами дома? Читайте по ссылке.

Иногда повреждения дороги возникают в связи с запланированными работами управляющих компаний. В таком случае ответственность за принесенный ущерб берет на себя фирма, которая проводила ремонтные работы.

Кто должен оплачивать ремонт

Чтобы установить, кто обязан ремонтировать дороги в придомовой зоне, необходимо вначале определить их непосредственного хозяина.

Кто отвечает за состояние дорог во дворах многоквартирных домов? Смотрите видео:

Ситуация двоякая, так например, если поврежденная дорога к придомовой части, то она будет считаться общей собственностью всех жильцов дома.

В связи с чем, за содержание в надлежащем виде и необходимый ремонт отвечает именно управдом.

Если же было выяснено, что дорога является городской собственностью, то за содержание дороги будет отвечать муниципалитет.

Какие существую нормативы

Согласно СНиПу, дворовые дороги должны отвечать некоторым нормативам, о которых мы сейчас подробнее поговорим:

  1. Дорога внутри жилой территории должна иметь ширину полосы не менее трех метров.
  2. Второстепенная дорога, а именно переулок должен быть не менее 2, 7 метров.
  3. Кроме того необходимо знать, что около каждого многоквартирного дома должна быть пожарная площадка не менее шести метров, если здание имеет высоту 28 метров.
    Тупик должен также иметь значительный запас площади 15X15 для разворота пожарной машины.

Максимально допустимые габариты дорожной ямы – не больше 14 см в длину и 60 см в ширину.

Глубина такой рытвины не должна быть более 5 сантиметров. Также ширина обочины, в зависимости от типа дороги должна быть меньше 1, 75 и больше 4 метров.

Ремонт дорог на придомовой территории. Фото: rossoshru.ru

В какой строк управляющая компании должна выполнить ремонт дороги

Как правило, замена старого асфальта занимает порядка двух-пяти дней, все зависит от сложности ремонтных работ и качества используемой техники.

Строительный мусор должен вывозиться на второй день после снятого асфальта.

Читайте также  Дарение денег матери сыну

Если ТСЖ не желает участвовать в ремонтных работах дворовой дороги, куда жаловаться

Пошаговая инструкция подачи жалобы:

  1. Необходимо подать коллективное заявление в нескольких экземплярах в ТСЖ на имя начальника этой организации о необходимости срочного ремонта асфальта на территории многоквартирного дома.
    Образец можно легко скачать с интерната, при этом обязательно нужно это заявление подписать всем жильцам дома.
  2. По истечению месячного срока, если ситуация не изменилась, жильцам необходимо обратиться уже в вышестоящую инстанции с жалобой на свою Управляющую Компанию, по поводу нарушений установленных нормативов по содержанию дворовых дорог.
  3. Если и после этого никаких действий ваша жалоба не заимела, необходимо повторно обратиться в вышестоящую инстанцию с требованием привлечь ТСЖ к ответственности в виде крупного штрафа.
  4. Если вышеперечисленные варианты не помогли, то остается один путь – идти в суд.

ТСЖ, какие цели и функции у этой организации? Смотрите тут.

Образец ответа на жалобу жильцов от вышестоящей инстанции. Фото: a.d-cd.net

Если обращаться с жалобой в вышестоящие инстанции, какие документы понадобятся

Если жалоба подается в жилищную инспекцию, то жильцам дома необходимо представить такие документы: копии заявлений направленных в управляющую компанию, ее ответы, копии заявлений направленных в другие инстанции, акты, договора и прочие документы.

Как не ошибиться с выбором подрядчика при ремонте дворовой дороги

Единых критериев при выборе подрядчика, к сожалению, не бывает.

Большинство управляющих организаций, определяют основополагающие критерии качества ремонта еще до начала строительных работ, что позволяет достичь положительных результатов.

С подрядчиком, не исполнившим установленные задачи, лучше расстаться. Чтобы убедиться, насколько квалифицирован потенциальный подрядчик, необходимо запросить его портфолио.

Отзывы предыдущих клиентов станут наилучшим подтверждением надежности подрядчика.

Как производится ремонт дороги во дворах? Смотрите в этом видео:

Обязанности самоуправляющей компании

  1. Поиск проверенного подрядчика.
  2. Переговоры с подрядчиком.
  3. Подписание договора с условиями выполнения ремонтных работ и сроками выполнения.
  4. Планировка ремонтных работ.
  5. Контроль над ходом исполнения ремонтных работ.
  6. Оплата ремонта дворовой дороги.

Каковы нормативы контроля

Проверка может быть произведена как по окончанию всех ремонтных работ, так и во время их проведения.

Если подрядчик плохо выполнил свои обязательства, управляющая компания имеет право оштрафовать исполнителя в виде понижения оплаты услуг.

В чем заключается контроль со стороны жильцов

По желанию заказчика можно обязать подрядчика использовать в своей работе видеоотчет по ремонтным работам дороги во дворе.

Такие нововведения в первую очередь касаются государственные и муниципальные контракты. Видеозапись легко перевести на диск, что позволяет местным жителям контролировать работу.

В скором будущем на официальном сайте местной администрации, можно будет просматривать записи видеонаблюдения каждому гражданину, таким образом, даже не выходя из собственной квартиры, можно будет наблюдать за этапами строительных работ со своего компьютера.

Как сэкономить на реставрации дорог

Чтобы лишний раз не переплачивать за ремонтные работы, нужно следовать достаточно простым правилам:

  1. Производите ремонт дороги исключительно в летний сезон.
  2. Определитесь с исполнителем заранее.
  3. Изучите тщательно портфолио потенциального подрядчика, так ли он компетентен в этом деле.
  4. Не откладывайте надолго ремонт, своевременная реставрация дороги сохранит денежные средства.

Если у вас возникли проблемы с ТСЖ: они отказываются проводить ремонт дороги, или некачественно выполнили свою работу, рекомендуется сразу обратиться в прокуратуру города для выяснения обстоятельств.

Кто должен ремонтировать тротуары во дворе?

Рассказываем, как восстановить асфальт на придомовой территории и можно ли добиться бесплатного ремонта от муниципалитета.

– У нас во дворе просто кошмарный тротуар: сплошные ямы, которые в дождь заливает водой по щиколотку. Пройти невозможно, особенно с детьми. Дорога, кстати, во дворе и того хуже. Как можно исправить эту ситуацию? И кто вообще должен заниматься ремонтом тротуаров?

Согласно статье 36 Жилищного кодекса РФ, дворовая территория относится к общему имуществу жильцов многоквартирного дома (МКД). По статье 39 ЖК РФ собственники помещений в МКД несут бремя расходов на содержание общего имущества. Другими словами, благоустройство придомовой территории, в том числе и приведение в надлежащее состояние тротуаров и дорог во дворе, лежит на плечах самих жильцов.

Однако это касается только тех случаев, когда земельный участок, на котором стоит дом, сформирован и принадлежит собственникам квартир. По словам председателя совета дома на ул. Ленина, 20 Валерия Семенищева, территория может юридически относиться к разным домам.

– Недавно возник вопрос по дому на улице Лепсе. Оказалось, что юридически в одном здании находятся два разных дома и, соответственно, придомовая территория принадлежит им обоим. То есть получается, что дома разные, а принять решение на голосовании они должны по одной территории. Поэтому изначально нужно понять, действительно ли территория принадлежит вашему дому. Для этого нужно взять выкопировку земельного участка в Управлении градостроительства и архитектуры, — комментирует Валерий.

Если же земельный участок, на котором расположен дом, не сформирован, то тогда он относится к зоне ответственности муниципалитета. Соответственно, вы имеете полное право требовать от города, чтобы территорию привели в надлежащее состояние.

— Это, конечно, сложно и может занять не один год, но всё же такая вероятность есть, и её нельзя исключать. Хотя, я думаю, проще сформировать участок и благоустроить территорию силами жильцов, — говорит Валерий Семенищев.

После того как вы точно удостоверились в принадлежности придомовой территории, следующим этапом станет выбор источника финансирования.

Во-первых, деньги на ремонт тротуара могут быть взяты из статьи «Содержание и текущий ремонт общего имущества» или же дополнительно собраны с жильцов, если средств «на доме» окажется недостаточно. В обоих случаях нужно предварительно провести общее собрание собственников и принять решение двумя третями голосов.

Кроме того, для привлечения дополнительных источников финансирования жильцы могут сдать в аренду подвал или колясочную в доме. По словам Валерия Семенищева, ещё один довольно распространённый способ — сдача в аренду части земельного участка под киоски, например, с водой.

— Кто-то умудряется сдать крышу дома под рекламу или сотовым операторам для размещения их оборудования. Относительно недавно Верховный суд РФ встал на сторону собственников помещений МКД и вынес определение, которое должны применять все российские суды, о том, что с провайдеров можно брать деньги за аренду общедомового имущества (стен, лестничных площадок, чердака и т.п.), — отмечает Валерий. — Также можно брать арендную плату с транзитных кабелей (те же провайдеры) или транзитных трубопроводов.

Другой способ обновления асфальта во дворе — получение гранта.

– Можно получить софинансирование по существующим программам: «Проект по поддержке местных инициатив» (ППМИ), «Формирование комфортной городской среды», а также по конкурсам с небольшими грантами, например «Вятская соборность», — говорит Валерий Семенищев.

В 2017 году в рамках федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» администрация Кирова разработала подпрограмму «Формирование современной городской среды МО «Город Киров», которая рассчитана на 2018 — 2022 годы. Суть проекта заключается в благоустройстве дворовых территорий — по минимальному и дополнительному перечню работ. К минимальному перечню относится ремонт дворовых проездов, тротуаров, освещение территории, установка скамеек и урн, при этом софинансирование со стороны жильцов не должно превышать 15%. К дополнительным работам относят оборудование детских и спортивных площадок, парковок, озеленение и прочее благоустройство. По таким работам софинансирование собственниками может достигать 50%, но не должно превышать этого порога. Однако чем больше жильцы будут готовы внести, тем выше будут их шансы на прохождение конкурсного отбора.

В 2018 году по программе «Формирование комфортной городской среды» в Кирове должны отремонтировать 46 дворов. Если вы подавали заявку, но не прошли конкурсный отбор, не спешите собирать деньги с соседей: подать заявку на конкурсный отбор можно на следующий год.

«Проект по поддержке местных инициатив» реализуется в нашем регионе с 2010 года. На заседании правительства Кировской области было принято решение продолжить его реализацию и в 2019 году. Субсидия по ППМИ может достигать 1 миллиона рублей, а доля софинансирования населения начинается от 5%. При этом чем больше собственных средств готовы внести жильцы, тем больше шансов на успешное прохождение конкурсного отбора.

Для участия в конкурсе ППМИ вам также нужно будет провести общее собрание собственников, принять решение о необходимости ремонта асфальтового покрытия, составить смету и протокол собрания и подать заявку — от ТОС или ТСЖ.

Однако в случае с грантами могут возникнуть ситуации, когда даже с учётом софинансирования со стороны муниципалитета стоимость работ может оказаться выше, чем при самостоятельном поиске подрядчика.

— Например, когда мы решили установить камеры видеонаблюдения, наш дом участвовал в ППМИ, который более прозрачен, чем конкурс «Формирование комфортной городской среды». По нашим подсчётам, стоимость всех работ выходила порядка 200 тысяч рублей, а муниципалитет каким-то совершенно странным образом насчитал полмиллиона. По итогам тендера сумма упала ниже 200 тысяч, но ведь эти полмиллиона откуда-то взялись, — делится опытом Валерий Семенищев.

Ещё одним вариантом получения материальной помощи для ремонта двора может стать депутат от вашего избирательного округа. Каждый из них получает из муниципального бюджета 700 тыс. рублей в год на выполнение наказов избирателей. А с 2019 года эта сумма составит уже 1 млн рублей.

Сотрудники Госавтоинспекции провели проверку и выдали предписание УК провести ремонт дорожного полотна. Однако управляйки сослались на ст. 44 Жилищного кодекса, согласно которой органом управления МКД является общее собрание собственников, поэтому асфальтированием должны заниматься сами жильцы.

После этого было написано заявление в прокуратуру на бездействие УК с приложением ответа ГИБДД. Однако и там сослались на всё ту же 44 статью ЖК. После этого заявление было подано в Республиканскую прокуратуру с приложением ответа ухтинского прокурора и просьбой принять меры прокурорского реагирования. После этого асфальт во дворе был полностью восстановлен. Более подробно об этом случае можно прочитать здесь.

Читайте также  Внесение записи в реестр после вступления наследство

Несмотря на то, что все описанные события происходили 6 лет назад, все законы, на которые ссылался активист, действуют до сих пор. Как отмечает Валерий Семенищев, можно попробовать добиться ремонта двора таким путём, однако в случае с придомовой территорией результат непредсказуем.

— По большому счёту, если город отремонтирует дорогу на придомовой территории, то прокуратура может обвинить администрацию в нецелевом использовании средств, — комментирует Валерий. — К тому же в жилищных правоотношениях Жилищный кодекс является вторым по важности документом после Конституции, поэтому он стоит выше федеральных законов. Ремонт асфальта во дворе вряд ли относится к области действия Конституции, разве что ямы километровые и действительно несут серьёзную угрозу жизни и здоровью жителей.

Эксперт Общественной палаты Кировской области и руководитель АНО «ЖКХ Эксперт» Андрей Воробьев отмечает, что по такой схеме можно попробовать добиться результата только в том случае, если границы земельного участка не определены и дворовая территория находится в собственности муниципалитета.

Ещё раз коротко о главном

1. В первую очередь нужно удостовериться в том, что земельный участок, на котором расположен ваш дом, сформирован и относится к общему имуществу жильцов. Для этого нужно взять выкопировку в Управлении градостроительства и архитектуры.

2. Если участок не сформирован, то он относится к зоне ответственности муниципалитета и вы можете требовать от администрации восстановления асфальтового покрытия.

3. Если участок относится к собственности жильцов, то восстановление тротуаров и дворовых проездов относится к обязанности самих жильцов.

4. Средства на ремонт двора могут быть взяты из статьи «Содержание и текущий ремонт общего имущества» или дополнительно собраны с собственников.

5. Если вы планируете разместить на фасаде дома наружную рекламу, в счёт оплаты можно попросить отремонтировать дорогу во дворе.

6. Ещё один вариант — получение гранта через участие в грантовых конкурсах: ППМИ, «Формирование комфортной городской среды» и др.

7. Оказать помощь в ремонте двора может депутат от вашего избирательного округа.

8. Можно попробовать добиться ремонта дороги во дворе через обращение в ГИБДД. Правда, для этого придётся побегать по разным инстанциям, вплоть до Генпрокуратуры.

Если у вас есть вопросы, на которые вы не можете найти ответ, задайте их нам, и мы постараемся на них ответить.

Должна ли УО ремонтировать проезды и тротуары во дворах домов

Мы часто пишем о судебных спорах, в которых управляющая организация пытается оспорить предписание органа ГЖН, выданное после проверки. Сегодня читайте о доводах судов, рассматривавших иск УО из Североморска, которая считала незаконным требование надзорного ведомства отремонтировать внутриквартальную дорогу возле МКД.

УО несёт ответственность за надлежащее содержание общего имущества в доме

Судебное дело № А42-8289/2019 началось типично: жительница многоквартирного дома в Североморске пожаловалась в орган ГЖН на плохое состояние дороги во дворе и невыполнение УО своих обязательств по надлежащему содержанию общего имущества собственников.

Ведомство провело внеплановую проверку в отношении сразу 8 домов, которые находились в управлении компании, и вынесло предписание с требованием отремонтировать проезды и тротуары на придомовых территориях: восстановить повреждённые участки.

Управляющая организация не согласилась с таким предписанием и подала в суд иск о признании его недействительным. Компания указала, что у неё нет такой обязанности: в силу закона этим должен заниматься муниципалитет. Проезды и тротуары, которые орган ГЖН требует отремонтировать, не являются общедомовым имуществом, и их восстановление не предусмотрено договором управления. К тому же надзорное ведомство провело проверку и выявило нарушения без соблюдения национального стандарта и без замеров.

Проезды и тротуары на придомовой территории относятся к общему имуществу собственников в МКД

Суд первой инстанции рассмотрел дело, разобрав два основных вопроса:

  1. Должна ли УО в силу своих обязательств ремонтировать проезды и тротуары у домов, которыми она управляет.

Согласно пп. «е, ж» п. 2 ПП РФ № 491, в состав общего имущества собственников включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учёта, вместе с элементами благоустройства и озеленения.

В утверждённом перечне автомобильных дорог общего пользования Североморска от 28.12.2015 № 1362 спорных дворовых проездов нет, следовательно, у муниципалитета нет обязанности по их содержанию.

В силу ч. ч. 2, 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ, земельный участок под многоквартирным домом переходит в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме бесплатно. Каких-либо актов органов власти о возникновении такого права на землю не требуется. При этом, как установил суд, участки под МКД сформированы и проезды с тротуарами находятся в их границах.

Следовательно, они относятся к общему имуществу собственников помещений в МКД, а за их состояние отвечает управляющая организация. Примерный перечень работ, относящихся к текущему ремонту, приведён в приложении № 7 к Правилам № 170: в п. 17 говорится о надлежащем состоянии внешнего благоустройства путём проведения ремонта и восстановления разрушенных участков, в том числе тротуаров и проездов.

  1. Проведена ли проверка и фиксация нарушений в рамках законодательства.

Согласно п. п. 5.1.3, 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, покрытие тротуаров, пешеходных дорожек не должны иметь отдельных разрушений площадью более 0,2 кв.м, а покрытие проезжей части – дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более.

Суд сделал заключение, что не всякое повреждение дороги и тротуара может быть признано недостатком в их состоянии и содержании. При этом в силу п. п. 9.1.1, 9.1.2 ГОСТ Р 50597-2017 контроль характеристик эксплуатационного состояния дорог и улиц осуществляют приборами, включёнными в Государственный реестр средств измерения и прошедшими поверку в установленном порядке.

Согласно представленным в деле документам, орган ГЖН при проведении проверки:

  • не устанавливал отклонения покрытии дорог и тротуаров от нормативных требований;
  • не использовал какие-либо измерительные приборы, имеющие поверку и сертификат;
  • не проводил фотофиксацию, позволяющую наглядно оценить повреждения дорожного полотна;
  • не описал повреждения.

Суд заключил, что представленные материалы проверки не являются достаточными и не позволяют суду сделать однозначный вывод о наличии в действиях УО факта ненадлежащего состояния элементов благоустройства придомовых территорий. Следовательно, у органа ГЖН нет фактических оснований для принятия предписания.

Документ был признан недействительным. Орган ГЖН подал жалобу в апелляционный суд, но тот не нашёл оснований для изменения решения первой инстанции.

УО отвечает за содержание и ремонт дорог и тротуаров на сформированном земельном участке под МКД

Надзорное ведомство направило жалобу в кассационный суд, указав, что значительность повреждений покрытия дороги свидетельствует о неисполнении УО своих обязанностей на протяжении длительного периода. Недостатки дорожного полотна возможно установить при визуальном осмотре, без проведения замеров специальными измерительными приборами.

Кассационный суд, согласившись с выводами о том, что УО отвечает за содержание придомовой территории, в том числе за проезды и тротуары, занял иную позицию по вопросу доказанности нарушений в действиях компании. Согласно п. 9.4.2 ГОСТ Р 50597-2017, контроль параметров дефектов, не требующих измерений, осуществляют визуально.

Спорные проезды и тротуары не относятся к автомобильным дорогам общего пользования в понимании ГОСТ 32825-2014. Поэтому проведение замеров повреждённых участков специальными приборами не обязательно. Очевидность и значительность повреждений спорных участков описаны в акте проверки и зафиксированы в фототаблицах.

Размер повреждений покрытия влияет не на принятие решения о необходимости его восстановления, а на срок устранения таких повреждений. Таким образом, как отметил суд, предписание органа ГЖН выдано при наличии достаточных фактических и правовых оснований и является правомерным. Аналогичная позиция поддержана в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.05.2020 по делу № А42-8286/2019.

Суд кассационной инстанции отменил решения коллег и отказал УО в признании предписания недействительным.

Запомнить

Внутриквартальные проезды и тротуары, находящиеся на сформированной придомовой территории МКД, – зона ответственности управляющей домом организации, поскольку являются частью общего имущества собственников. Управляющим организациям и ТСЖ не всегда хватает средств на их содержание и ремонт, ведь в самом доме, особенно если это старый жилфонд, нужно решить немало проблем.

Однако УО и ТСЖ следует помнить, что неудовлетворительное состояние внутриквартального проезда или тротуара у МКД могут стать причиной жалобы жителей, а затем – привлечения к административной ответственности за нарушение лицензионных требований и штрафам по ст. 14.1.3 КоАП РФ до 300 тыс. рублей.

Кто занимается дорогами. Дороги во дворах многоэтажек, кто отвечает за их ремонт и сохранность

«Мэры будут больше тратить денег на юристов, чем на дороги»

Штрафы для чиновников за плохое содержание дорог увеличат, но это вряд ли принесет пользу

В России вступают в действие поправки в Административный кодекс, которые заметно ужесточат ответственность чиновников за плохие дороги. Гаишникам теперь станет проще выписать штраф конкретному должностному лицу, призванному следить за состоянием дорожного покрытия. При этом сами штрафы вырастут даже не в разы — если раньше речь шла о сумме в 2-3 тысячи рублей, то теперь оштрафованному чиновнику придется заплатить от 20 до 30 тысяч. Новых порядков в местных администрациях ждут с плохо скрываемым скепсисом, и это разделяют эксперты: закручивание гаек вряд ли улучшит состояние и безопасность дорог, зато может создать новые проблемы.

Читайте также  Документы для развода нижний тагил

Принятый в начале марта пакет поправок в целый ряд статей КоАП РФ заработал в минувшие выходные. Законодатель рассчитывает, что эти изменения расширят возможности ГИБДД воздействовать на дорожные службы и на собственников дорог общего пользования. В городах и районах таковыми выступают местные администрации, где определены ответственные за то, чтобы местные дороги соответствовали нормативным требованиям, а значит, были безопасными.

Раньше ГИБДД было сложно наказать тех, кто плохо справляется с грузом ответственности. Максимум, что могли сделать гаишники, — выписать предписание по поводу «ненормативной» выбоины в дорожном покрытии или, скажем, открытого люка. При этом распространена была практика, когда муниципалы вовсе не реагировали на эти предписания или отделывались обещанием все исправить. Ускорить реакцию могло обращение органа ГИБДД в местную прокуратуру. Но пока шла межведомственная переписка, истекали сроки действия предписания, так что работу приходилось начинать сначала.

Теперь отмахнуться от «писем счастья» из ГИБДД местным чиновникам станет сложнее.

Во-первых, вступающие в силу поправки позволят сотрудникам ГИБДД прямо на месте не только выдать предписание, но и подвергнуть штрафу должностное лицо, ответственное за состояние дороги. Причем если раньше речь шла о наказании в 2-3 тыс. рублей, то теперь придется платить штраф в размере от 20 до 30 тысяч. Юридическое лицо — то есть местная администрация — заплатит до 300 тыс. рублей. Если же окажется, что яма или какой-то другой дефект в дорожном полотне привели к серьезным последствиям (понятно, что речь идет о ДТП), то платить придется еще больше: размер штрафа для ответственного чиновника возрастет до 50-100 тыс. рублей, а для администрации, на чьем балансе оказался аварийный участок улично-дорожной сети, — до 400-500 тыс. рублей.

В Росавтодоре отреагировали на мнение, что на дороги нет денег из-за Крымского моста

Во-вторых, невыполнение предписания от ГИБДД тоже сильно «подорожает» в цене. Если раньше чиновник мог отделаться штрафом в 300-500 рублей, то теперь за это придется заплатить от 30 до 50 тысяч! При повторном таком нарушении в течение года должностному лицу грозит дисквалификация на срок до трех лет. Так что понятно, почему закон, вводящий в действие все эти драконовские наказания, сейчас под лупой изучают в местных администрациях.

Особенно тревожатся в малых городах и сельских поселениях, у которых меньше всего финансовых возможностей содержать дороги в нормативном состоянии. Впрочем, и в городах побольше поправки по тем же — финансовым — причинам не вызывают воодушевления.

Муниципальные бюджеты в настоящее время настолько малы, что органы местного самоуправления вынуждены экономить буквально на всем, констатирует исполнительный директор Совета муниципальных образований Московской области Олег Иванов. В этой ситуации, по его словам, зачастую и речи быть не может о капитальном ремонте муниципальных дорог, максимум — о ямочном ремонте, да и то на самых критических участках дорожной сети.

«В 2016 году администрация получила 70 предписаний ГИБДД по приведению дорог в нормативное состояние, причем некоторые предписания состояли из более 10 пунктов, с обозначением конкретных работ», — рассказал сайт вице-мэр одного из городов Свердловской области с населением чуть более 60 тыс. жителей. По словам чиновника, штрафов на администрацию выписали на 300 тысяч, еще два штрафа — на общую сумму 4 тыс. рублей — выписали ему самому как должностному лицу.

При этом, говорит собеседник, объем средств, запланированных в бюджете городского округа на 2017 год по «дорожной» статье, в 13 раз меньше нормативной потребности.

Финансирование не покрывает даже нормативов содержания дорог, не говоря об их ремонте. При этом никто не отменял необходимость развивать дорожную сеть: даже в условиях кризиса строительство жилья и других объектов в городе продолжается, увеличивая обязательства муниципальных властей.

Как в этих условиях сложится новая административная практика, вице-мэр не берется даже предположить. «Я посмотрел — размеры штрафов больше, чем моя зарплата. Мне это разорение зачем? Еще и дисквалификация. Если я пойму, что мне останется только уволиться, я это сделаю без колебаний», — сказал чиновник, заметив, что исход кадров из местного самоуправления может оказаться массовым, в чем вряд ли заинтересовано государство.

«Я бы еще понял, если бы речь шла о санкциях в отношении подрядных организаций, которые недобросовестно следят за качеством дорог. Но какой смысл ужесточать ответственность для местных бюджетов, в которых и так нет денег на дороги?» — недоумевает Юрий Гурман, руководитель Ассоциации городских и сельских поселений Челябинской области. По его словам, сельские поселения в этой части хотя бы защищены федеральным законом, который передал вопрос ремонта и содержания дорожной сети в ведение муниципальных районов, в чей состав они входят. Если региональный законодатель не пошел на дополнительное регулирование этого вопроса, а между районом и поселениями в его составе не было заключено особых соглашений, то сельские главы избавлены от дамоклова меча предписаний и штрафных санкций за их невыполнение. С городскими поселениями все сложнее — вопрос с дорогами остается их головной болью, притом что и размер проблемного хозяйства в городах куда значительнее.

Есть еще один нюанс, обращает внимание Юрий Гурман. В 2015 году принята норма (Пункт 4. Статья 24.5. КоАП РФ), которая освобождает от ответственности местные администрации и должностных лиц, если выяснится, что они требовали денег на реализацию своих полномочий, но бюджетные средства не выделялись. «По сути, вооружившись этой бумагой, можно отбиваться от любых проверяющих и надзорных органов, не только от автодорожной инспекции, — рассказал сайт председатель депутатского собрания одного из сельских поселений на юге Урала. — Мы, например, так успешно отразили атаку Госпожнадзора, который указал нам на отсутствие пожарного водоема на территории поселения. Мы предъявили в суде бумагу о том, что просили денег на это в районе, а нам за отсутствием средств отказали. В итоге суд освободил нас от ответственности».

Похоже, что дело идет к тому, что грамотные и опытные главы просто начнут тратить больше денег на хороших юристов, чем на плохие дороги, мрачно шутит глава районного центра Касли в Челябинской области Юрий Скулыбердин. В противном случае размеров штрафов не выдержат не только сами чиновники (которых, кстати, с хорошей квалификацией, на невысокие зарплаты днем с огнем не заманишь), но и местные бюджеты.

По мнению главы поселения, важно учитывать и то, что новые положения Административного кодекса могут заметно возвысить роль полицейского начальства на местах.

Иными словами, если руководителю городского или районного отдела ГИБДД (или кому-то, кто имеет на него влияние) вдруг захочется свести счеты с местной администрацией, его возможности теперь трудно переоценить.

Тем более на подходе и другие поправки, ужесточающие требования к соблюдению различных ГОСТов при эксплуатации улично-дорожной сети в населенных пунктах и за их пределами. А о том, что гипотетический конфликт на самом деле не такая уж и редкость, свидетельствует пример того же Екатеринбурга, где дают о себе знать давние разногласия между мэрией и руководством областного управления ГИБДД.

«На мой взгляд, новые размеры штрафов не чрезмерны, однако не думаю, что увеличение штрафов вообще способно стимулировать ответственных лиц содержать дороги в надлежащем состоянии», — считает Олег Иванов из Совета муниципальных образований Московской области. Плохое состояние дорожного покрытия он называет комплексной проблемой, первопричина которой все-таки не безответственность чиновников, а особенности российского законодательства. Пока победу в конкурсах на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд будет обеспечивать минимальная предложенная цена, трудно требовать от чиновников обеспечивать привлечение на дорожные объекты подрядчиков с высоким качеством выполнения.

Жители Челябинска просят поставить светофор на опасном перекрестке

Сергей Воронин, адвокат АНО Экспертный центр «Консультант», согласен с тем, что от увеличения штрафов, от которых грамотные и опытные чиновники по-прежнему смогут уходить, вряд ли будет толк. Куда эффективнее было бы развивать институт дисквалификации и запрета на работу для тех, кого поймали на плохом качестве дорожных работ.

А Юрий Гурман, который в своем регионе продолжает борьбу за восстановление прямых выборов муниципальных руководителей, а на федеральном уровне бьется за расширение финансовых основ местного самоуправления, убежден, что можно было бы и вовсе обойтись без штрафов. «В нормальной системе у местных властей есть возможность за счет средств местного бюджета решать вопросы обустройства того места, где проживают и избранный жителями глава, и избранные жителями депутаты, и то население, которое избирало эту местную власть..

По данным «Российской газеты» , которая на днях опубликовала вступающие в силу поправки, только в январе 2017 года в России зарегистрировано более 6 тыс. ДТП, причиной которых стало несоблюдение требований к безопасному состоянию дорог. Причем речь идет только о тех авариях, в которых пострадали люди. В ГИБДД констатируют, что это на 8% больше, чем в прошлом году. Точно так же, на 8,8%, возросло число ДТП с гибелью людей (643 человека). Когда снег со льдом сходят с дорог вместе с асфальтом, принятие очень жестких мер в отношении тех, кто отвечает за состояние дорог, как нельзя кстати, убеждено издание. Но приведет ли пакет поправок к ожидаемому эффекту, большой вопрос.