Коап сан пин нарушение пункта 5 14

Арбитражный суд Волго-Вятского округа

О суде

Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях

по какой статье Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ) надлежит квалифицировать нарушение субъектом предпринимательской деятельности СанПин 2.3.2.1078 «Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов» и СП 2.3.6.1066 01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» – 6.3 либо 14.43?

нарушение требований упомянутых нормативных актов следует квалифицировать по статье 6.3 КоАП РФ, поскольку Федеральным законом от 27.12.2002 № 184 ФЗ «О техническом регулировании» применение этих актов не предусмотрено (часть 3 статьи 1).

в каких случаях арбитражный суд, рассматривающий дело об административном правонарушении, может учесть при вынесении решения полученные от административного органа или от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дополнительные доказательства, не указанные в протоколе об административном правонарушении или в постановлении о привлечении к административной ответственности?

лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе представлять суду доказательства, опровергающие данные, содержащиеся в протоколе об административном правонарушении или в постановлении о привлечении к административной ответственности. Административный орган вправе представлять суду дополнительные доказательства в обоснование возражений против доводов лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. При этом административный орган не может устранять противоречия в протоколе (постановлении) путем представления дополнительных доказательств.

по какой норме (части 4 статьи 14.1 или части 1 статьи 14.6 КоАП РФ) квалифицируются действия лица, связанные с реализацией по завышенной цене лекарственных средств, которые входят в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденный Правительством Российской Федерации (на 2013 год – распоряжением от 30.07.2012 № 1378 р)?

за нарушение порядка ценообразования административная ответственность предусмотрена статьей 14.6 КоАП РФ.

в ходе проверки административный орган установил факт реализации одним лицом товара, содержащего незаконное использование нескольких товарных знаков, и составил несколько протоколов по признакам правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ. Применяется ли в данном случае при назначении наказания часть 2 статьи 4.4 КоАП РФ?

в таких случаях правонарушитель может быть привлечен к ответственности за каждый факт административного правонарушения.

с какого момента – с момента незаконной установки рекламной конструкции либо с момента обнаружения административным органом факта такой установки – следует исчислять срок для привлечения к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ?

административные правонарушения, предусмотренные статьей 14.37 КоАП РФ, не являются длящимися, следовательно, исходя из этого и необходимо исчислять указанный срок.

с какого времени следует исчислять срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 14.43 КоАП РФ?

данное правонарушение не является длящимся и срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться со дня совершения правонарушения.

как квалифицировать нарушение, если реализация продукции, которая подлежит обязательному подтверждению соответствия техническим регламентам, поставляется без сопроводительной документации (по части 1 статьи 14.8, статье 14.43 или статье 14.45 КоАП РФ)?

в данном случае подлежит применению статья 14.45 КоАП РФ.

каким образом следует определять количество обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в случаях если лицо, привлекаемое к административной ответственности, ранее неоднократно подвергалось административному наказанию за совершение однородного правонарушения и срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ, не истек?

независимо от количества случаев привлечения ранее к административной ответственности имеет место повторность совершения административного правонарушения.

образует ли состав административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ, неисполнение предписания органа государственного пожарного надзора об устранении нарушения требований пожарной безопасности, которые на момент проектирования, строительства и ввода объекта в эксплуатацию не действовали?

наличие у лица, эксплуатирующего здание, обязанности выполнять новые требования пожарной безопасности зависит от конкретных обстоятельств эксплуатации здания. В том случае, если орган государственного пожарного надзора доказал наличие реальной необходимости и возможности исполнения новых требований, предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности и постановление о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ являются законными.

каким образом суду следует применять нормы частей 1 и 2 статьи 4.4 КоАП Российской Федерации, если в ходе одной проверки в деятельности одного субъекта хозяйственной деятельности установлено сразу несколько административных правонарушений, предусмотренных разными частями статьи 20.4 КоАП РФ?

необходимо применять часть 1 статьи 4.4 КоАП РФ, согласно которой при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение. Таким образом, вынесение отдельных постановлений по каждому составу правонарушения (например, отсутствие обучения сотрудников противопожарным мерам – часть 1 статьи 20.4 КоАП РФ, отсутствие огнетушителей – часть 3 статьи 20.4 КоАП РФ, отсутствие автоматической установки пожарной сигнализации – часть 4 статьи 20.4 КоАП РФ) является обоснованным.

должен ли орган пожарного надзора при привлечении лица к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ учитывать, что принадлежащий данному лицу объект недвижимого имущества с выявленными нарушениями правил пожарной безопасности, соблюдение которых требует проведения строительных и иных работ, относится к объектам культурного наследия?

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» содержит запреты в части проведения строительных и иных работ на территории памятника и имеет приоритет перед нормами законодательства о пожарной безопасности. Если орган пожарного надзора при составлении протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении не принял во внимание, что объект недвижимого имущества, где были выявлены нарушения требований, выполнение которых приведет к проведению строительных и других работ, относится к объектам культурного наследия, в действиях лица, привлеченного к административной ответственности по статье 20.4 КоАП РФ, отсутствует состав правонарушения, в частности такой его признак, как вина.

могут ли в случае нарушения требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390, руководитель организации или юридическое лицо быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ?

к административной ответственности может быть привлечено как юридическое лицо, так и руководитель организации.

является ли допустимым доказательством протокол об административном правонарушении, составленный по статье 20.4 КоАП РФ в отношении арендатора, если проверка по Федеральному закону от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проводилась в отношении арендодателя?

в силу пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ поводом для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения поэтому при обнаружении таких данных возбуждение дела об административном правонарушении возможно и в отношении арендатора.

может ли помощник прокурора возбуждать дело об административном правонарушении?

в пункте 2 статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» указано, что производство об административном правонарушении возбуждает прокурор или его заместители. Возможность возбуждения таких дел помощником прокурора данная статья не предусматривает.

15. Вопрос: возможно ли оставить заявление административного органа о привлечении к административной ответственности без рассмотрения при наличии обстоятельств, указанных в пункте 9 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации?

положение пункта 9 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в публично-правовых спорах, в том числе о привлечении к административной ответственности, применяется без каких-либо особенностей.

переходит ли обязанность по уплате административного штрафа к реорганизованному лицу в случае, если на дату вынесения постановления о привлечении организации к административной ответственности юридическое лицо изменило организационно-правовую форму (реорганизовалось из закрытого акционерного общества в открытое акционерное общество)?

по смыслу пункта 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации при создании юридического лица путем реорганизации в форме преобразования к нему переходят все виды прав и обязанностей, в том числе и связанные с привлечением юридического лица к административной ответственности. В таких случаях хозяйствующий субъект, совершивший административное правонарушение, не перестает существовать, а лишь изменяет свою организационно-правовую форму, и поэтому в силу части 6 статьи 2.10 КоАП РФ к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.

в соответствии с какой нормой (частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ или частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ) следует квалифицировать нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о платной медицинской услуге (раздел III Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.10.2012 № 1006)?

данное деяние содержит состав правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ.

имеется ли состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ, когда товар, содержащий признаки контрафактности, реализуется на экспорт (не изготовителем), в случае перехода права собственности на товар за пределами Российской Федерации?

вне зависимости от места перехода права собственности на товар, содержащий признаки контрафактности, при его экспорте с территории Российской Федерации имеет место состав правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ.

можно ли привлечь к административной ответственности в виде дисквалификации по статье 14.32 КоАП РФ физическое лицо, которое к моменту возбуждения или рассмотрения административного дела сменило место работы.

указанное обстоятельство не является основанием для освобождения лица от административной ответственности в виде дисквалификации за совершенное деяние. На весь срок дисквалификации с данным субъектом не допускается заключение нового договора на осуществление им такой деятельности.

Постановление суда по ст. 6.5 КоАП РФ № 5-14/2017 (5-1820/2016;) | Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Центрального районного суда г. Волгограда Лемякина В.М., рассмотрев 12 января 2017 года в г. Волгограде дело об административном правонарушении в отношении МУП «ВКХ» привлекаемого к административной ответственности по ст. 6.5 КоАП РФ,

с участием представителя Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области – Ивановой О.Г.,

представителя МУП «ВКХ» — Бабкиной Т.А.

В Центральный районный суд г. Волгограда из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области) поступил административный материал в отношении МУП «ВКХ» по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.5 КоАП РФ.

Как усматривается из протокола об административном правонарушении №. от ДД.ММ.ГГГГ, составленного главным специалистом отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Власовой М.П., ДД.ММ.ГГГГ в присутствии представителя МУП «ВКХ» при проведении административного расследования в отношении ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда», произведен осмотр с проведением инструментальных замеров температуры горячей воды в точке разграничения эксплуатационной ответственности жилого многоквартирного . по ул. бульвар 30-летия Победы Волгограда и в . выявлены нарушения законодательства в области гигиенических требований к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, выразившееся в нарушении СанПиН 2.1.4.2496-10 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» — температура воды в точке разграничения эксплуатационной ответственности (ввода) составила 47 °C, в . по ул.бульвар 30-летия Победы Волгограда – 41 °C (кухня).

Читайте также  Образец для принятия на практику

Нормой признается температура не ниже 60 и не выше 75 °C.

Указанным нарушением создается угроза загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения.

За совершение данного правонарушения предусмотрена ответственность 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области Иванова О.Г. в судебном заседании настаивала на привлечении МУП «ВКХ» к административной ответственности.

Представитель МУП «ВКХ» Бабкина Т.А. полагала, что вина предприятия отсутствует, поскольку право владения и пользования системой коммунальной инфраструктуры, а именно объектами теплоснабжения, тепловыми сетями, централизованными системами горячего водоснабжения, отдельными объектами таких систем, предназначенных для осуществления деятельности теплоснабжения и горячего водоснабжения потребителей, передано по концессионному соглашению ООО «Концессии теплоснабжения». ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Концессии теплоснабжения» и ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения жилого фонда, находящегося в управлении ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда». Таким образом, на дату выявления административного правонарушения МУП «ВКХ» утратило статус ресурсоснабжеющей организации и не несет ответственности за качество поставляемого ресурса.

Суд, лиц, выслушав участвующих в деле, исследовав представленный материал, приходит к следующему.

Согласно ст. 6.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, — нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Пунктом 2.2. СанПиН 2.1.4.2496-10 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», — установлено, что горячая вода, поступающая к потребителю, должна отвечать требованиям технических регламентов, санитарных правил и нормативов, определяющих ее безопасность.

Пунктом 2.3. определены санитарно-эпидемиологические требования к системам горячего централизованного водоснабжения направленные в том числе на предупреждение загрязнения горячей воды высоко контагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, которые могут размножаться при температуре ниже 60 гр., в их числе Legionella Pneumophila.

Согласно п.2.4. СанПиН 2.1.4.2496-10, — температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.

Согласно п.3.1.9. СанПиН 2.1.4.2496-10, качество воды у потребителя должно отвечать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и норм, предъявляемым к питьевой воде.

При эксплуатации СЦГВ температура воды в местах водозабора не должна быть ниже +60 °C, статическом давлении не менее 0,05 мПа при заполненных трубопроводах и водонагревателях водопроводной водой, как это установлено п. 3.1.10 СанПиН 2.1.4.2496-10.

Согласно ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, — судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В силу ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Основанием к привлечению МУП «ВКХ» к административной ответственности послужило наличие договора №. поставки тепловой энергии и горячей воды в многоквартирный жилой . по ул. бульвар 30-летия Победы г. Волгограда заключенного управляющей организацией ООО « УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» и ресурсоснабжающей организацией МУП «ВКХ». В соответствии с условиями данного договора, МУП «ВКХ» обязуется обеспечить поставку на объекты Исполнителя тепловой энергии и горячей воды в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307, действовавшим на момент заключения договора и утратившими силу с 01.07.2016 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Однако, с учетом исследованных доказательств, судья приходит к выводу, что МУП «ВКХ» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по следующим основаниям.

Согласно п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, — исполнитель обязан: предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры о приобретении коммунальных ресурсов, используемых при предоставлении коммунальных услуг потребителям; самостоятельно или с привлечением других лиц осуществлять техническое обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги потребителю, если иное не установлено в соответствии с пунктом 21 настоящих Правил.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 22.09.2016 заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем), находящейся в собственности муниципального образования городской округ город-герой Волгоград. Соглашение заключено между Муниципальным образование городской округ город-герой Волгоград (Концедент) и МУП «ВКХ» и ООО «Концессии теплоснабжения» (Концессионер), по условиям которого Концессионер обязался, в том числе, осуществлять теплоснабжение и горячее водоснабжение потребителей с использованием Объекта Соглашения и имущества, принадлежащего Концеденту на праве собственности, образующего единое целое с объектом Соглашения и (или) предназначенного для использования в целях создания условий осуществления Концессионером деятельности, предусмотренной в п.1.1 настоящего Соглашения. Концедент, в свою очередь, обязался предоставить Концессионеру на срок, установленный настоящим Соглашением, права владения и пользования Объектом Соглашения и Иным имуществом для осуществления указанной деятельности.

Объектом Соглашения является система коммунальной инфраструктуры, а именно объекты теплоснабжения, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в п.1.1 настоящего Соглашения. Состав и описание объектов имущества в составе Объекта Соглашения, в том числе технико-экономические показатели передаваемого имущества, приведены в Приложении №. к настоящему Соглашению.

Настоящее Соглашение вступило в силу с даты его подписания и действует до ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Концессии теплоснабжения» (ресурсоснабжающая организация) и ООО «Управляющая компания «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» заключен договор теплоснабжения и горячего водоснабжения №. с условием расчетного обслуживания населения. По условиям данного договора, ресурсоснабжающая организация, которой выступает ООО «Концессии теплоснабжения», обязалась осуществлять поставку коммунального ресурса, отвечающего параметрам качества и в количестве (объеме), установленных договором и нормативными актами РФ, в том числе потребителям проживающим в многоквартирном жилом . по ул. бульвар 30-ление Победы г. Волгограда. Договор вступил в силу с момента подписания, распространяется на правоотношения сторон, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ и действует до ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент совершения административного правонарушения, а именно ДД.ММ.ГГГГ прекратил свое действие договор №. поставки тепловой энергии и горячей воды в многоквартирный жилой . по ул. бульвар 30-летия Победы г. Волгограда заключенный между управляющей организацией ООО «УК «ЖКХ Дзержинского района Волгограда» и ресурсоснабжающей организацией МУП «ВКХ». Следовательно, коммунальная услуга ненадлежащего качества с нарушением требований СанПиН 2.1.4.2496-10 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» – поставка горячей воды собственникам и пользователям помещений в многоквартирном . по ул. бульвар 30-летия Победы г. Волгограда с температурой ниже установленного минимума оказывалась не МУП «ВКХ», а иной ресурсоснабжающей организацией.

В действия МУП «ВКХ» вина в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к хозяйственно-бытовому водоснабжению отсутствует.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении МУП «ВКХ» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса — в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.5 КоАП РФ, в отношении МУП «ВКХ» — прекратить на основании п.2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г. Волгограда в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Постановления судов по ст. 6.5 КоАП РФ

В Центральный районный суд г.Волгограда из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Волгоградской области (Управление Роспотребнадзора по Волгоградской области) поступил административный .

В Центральный районный суд г. Волгограда из Управления Роспотребнадзора по Волгоградской области поступил административный материал в отношении ООО «Жилкомсервис», привлекаемого к административной ответственности по ст. 6.5 Кодекса РФ об администр.

Коап сан пин нарушение пункта 5 14

от 9 декабря 2010 года N 163

____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 марта 2021 года на основании
постановления Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3
____________________________________________________________________

— Примечание изготовителя базы данных.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.99 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1650; 2002, N 1 (ч.I), ст.2; 2003, N 2, ст.167; N 27 (ч.I), ст.2700; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 19, ст.1752; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.I), ст.5498; 2007, N 1 (ч.I), ст.21, 29; N 27, ст.3213; N 46, ст.5554; N 49, ст.6070; 2008, N 24, ст.2801; N 29 (ч.I), ст.3418; N 30 (ч.II), ст.3616; N 44, ст.4984; N 52 (ч.I), ст.6223; 2009, N 1, ст.17; 2010, N 40, ст.4969) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295; 2004, N 8, ст.663; N 47, ст.4666; 2005, N 39, ст.3953)

Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (приложение).

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
17 февраля 2011 года,
регистрационный N 19871

Приложение

Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
СанПиН 2.1.7.2790-10

I. Область применения и общие положения

1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее — санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Читайте также  Как взять проценты с долга

1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее — медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.

1.3. Настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.

1.4. Контроль (надзор) за соблюдением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Классификация медицинских отходов

2.1. Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):

класс А — эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее — ТБО);

класс Б — эпидемиологически опасные отходы;

класс В — чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы;

класс Г — токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности;

класс Д — радиоактивные отходы.

Таблица 1

Характеристика морфологического состава

Класс А (эпидемиологически безопасные отходы, по составу приближенные к ТБО)

Отходы, не имеющие контакта с биологическими жидкостями пациентов, инфекционными больными.

Канцелярские принадлежности, упаковка, мебель, инвентарь, потерявшие потребительские свойства. Смет от уборки территории и так далее.

Пищевые отходы центральных пищеблоков, а также всех подразделений организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, кроме инфекционных, в том числе фтизиатрических

Класс Б (эпидемиологически опасные отходы)

Инфицированные и потенциально инфицированные отходы. Материалы и инструменты, предметы, загрязненные кровью и/или другими биологическими жидкостями. Патолого-анатомические отходы. Органические операционные отходы (органы, ткани и так далее).

Пищевые отходы из инфекционных отделений.

Отходы из микробиологических, клинико-диагностических лабораторий, фармацевтических, иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 3-4 групп патогенности. Биологические отходы вивариев.

Живые вакцины, непригодные к использованию

Класс В (чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы)

Материалы, контактировавшие с больными инфекционными болезнями, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и требуют проведения мероприятий по санитарной охране территории.

Отходы лабораторий, фармацевтических и иммунобиологических производств, работающих с микроорганизмами 1-2 групп патогенности.

Отходы лечебно-диагностических подразделений фтизиатрических стационаров (диспансеров), загрязненные мокротой пациентов, отходы микробиологических лабораторий, осуществляющих работы с возбудителями туберкулеза

Класс Г (токсикологически опасные отходы 1-4 классов опасности)

Лекарственные (в том числе цитостатики), диагностические, дезинфицирующие средства, не подлежащие использованию.

Ртутьсодержащие предметы, приборы и оборудование. Отходы сырья и продукции фармацевтических производств. Отходы от эксплуатации оборудования, транспорта, систем освещения и другие

Класс Д
(радиоактивные отходы)

Все виды отходов в любом агрегатном состоянии, в которых содержание радионуклидов превышает допустимые уровни, установленные нормами радиационной безопасности

В соответствии с СП 2.1.7.1386-03 «Санитарные правила по определению класса опасности токсичных отходов производства и потребления» (зарегистрированы Минюстом России 19.06.2003, регистрационный N 4755, с изменениями, зарегистрированными Минюстом России 12.02.2010, регистрационный N 16389).

2.2. После аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, отходы классов Б и В могут накапливаться, временно храниться, транспортироваться, уничтожаться и захораниваться совместно с отходами класса А. Упаковка обеззараженных медицинских отходов классов Б и В должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов.

III. Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами

3.1. Система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать следующие этапы:

— сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;

— перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;

— транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;

— захоронение или уничтожение медицинских отходов.

3.2. Руководителем организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, утверждается инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации.

3.3. Смешение отходов различных классов в общей емкости недопустимо.

3.4. Процессы перемещения отходов от мест образования к местам временного хранения и/или обеззараживания, выгрузки и загрузки многоразовых контейнеров должны быть механизированы (тележки, лифты, подъемники, автокары и так далее).

3.5. К работам по обращению с медицинскими отходами не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами.

3.6. Сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.

Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и утверждается руководителем организации.

3.7. В схеме обращения с медицинскими отходами указываются:

— качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов;

— нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе;

— потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов исходя из обязательности смены пакетов один раз в смену (не реже одного раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария — не реже 72 часов, в операционных залах — после каждой операции;

— порядок сбора медицинских отходов;

— порядок и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратность их вывоза;

— применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов;

— порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании медицинских отходов);

— организация гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами.

3.8. Транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории.

IV. Требования к сбору медицинских отходов

4.1. К работе с медицинскими отходами не допускаются лица моложе 18 лет. Персонал проходит предварительные (при приеме на работу) и периодические медицинские осмотры в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

4.2. Персонал должен быть привит в соответствии с национальным и региональным календарем профилактических прививок. Персонал, не иммунизированный против гепатита B, не допускается к работам по обращению с медицинскими отходами классов Б и В.

4.3. При приеме на работу и затем ежегодно персонал проходит обязательный инструктаж по правилам безопасного обращения с отходами.

4.4. Персонал должен работать в спецодежде и сменной обуви, в которых не допускается выходить за пределы рабочего помещения. Личную одежду и спецодежду необходимо хранить в разных шкафах.

4.5. Персонал обеспечивается комплектами спецодежды и средствами индивидуальной защиты (халаты/комбинезоны, перчатки, маски/респираторы/защитные щитки, специальная обувь, фартуки, нарукавники и другое).

Стирка спецодежды осуществляется централизованно. Запрещается стирка спецодежды на дому.

4.6. Сбор отходов класса А осуществляется в многоразовые емкости или одноразовые пакеты. Цвет пакетов может быть любой, за исключением желтого и красного. Одноразовые пакеты располагаются на специальных тележках или внутри многоразовых контейнеров. Емкости для сбора отходов и тележки должны быть промаркированы «Отходы. Класс А». Заполненные многоразовые емкости или одноразовые пакеты доставляются с использованием средств малой механизации и перегружаются в маркированные контейнеры, предназначенные для сбора отходов данного класса, установленные на специальной площадке (в помещении). Многоразовая тара после опорожнения подлежит мытью и дезинфекции. Порядок мытья и дезинфекции многоразовой тары определяется в соответствии со схемой обращения отходов в каждой конкретной организации. Транспортирование отходов класса А организуется с учетом схемы санитарной очистки, принятой для данной территории, в соответствии с требованиями санитарного законодательства к содержанию территорий населенных мест и обращению с отходами производства и потребления.

4.7. Для организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, имеющих выпуск хозяйственно-бытовых сточных вод в общегородскую систему канализации, предпочтительной системой удаления отходов пищевого сырья и готовой пищи от пищеблоков и буфетов, относящихся к медицинским отходам класса А, является сброс пищевых отходов в систему городской канализации путем оснащения внутренней канализации измельчителями пищевых отходов (диспоузерами).

При невозможности сброса пищевых отходов в канализацию сбор пищевых отходов осуществляется раздельно от других отходов класса А в многоразовые емкости или одноразовые пакеты, установленные в помещениях пищеблоков, столовых и буфетных. Дальнейшее транспортирование пищевых отходов производится в соответствии со схемой обращения отходов в каждой конкретной организации. Пищевые отходы, предназначенные к вывозу для захоронения на полигонах твердых бытовых отходов, должны помещаться для временного хранения в многоразовые контейнеры в одноразовой упаковке.

Временное хранение пищевых отходов при отсутствии специально выделенного холодильного оборудования допускается не более 24 часов.

Пищевые отходы (кроме отходов палатных отделений инфекционного, в том числе кожно-венерологического и туберкулезного, профиля, специальных санаториев по оздоровлению переболевших инфекционными заболеваниями) допускается использовать в сельском хозяйстве в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

4.8. Отходы класса А, кроме пищевых, могут удаляться из структурных подразделений с помощью мусоропровода или пневмотранспорта. Не допускается сброс в мусоропровод предметов, которые могут привести к механическому перекрытию (засору) ствола мусоропровода. Сброс отходов в мусоропровод должен осуществляться в упакованном виде.

Конструкция, материалы и устройство мусоропроводов и пневмотранспорта должны обеспечивать возможность проведения их чистки, мойки, дезинфекции и механизированного удаления отходов из мусоросборных камер. Мусоросборные камеры оборудуются контейнерами, подводкой воды и канализационным трапом. Запрещается сброс отходов из мусоропровода (пневмотранспорта) непосредственно на пол мусороприемной камеры. Должен быть обеспечен запас контейнеров для мусороприемной камеры не менее чем на одни сутки.

Контейнеры моются после каждого опорожнения, дезинфицируются не реже одного раза в неделю.

Чистка стволов трубопроводов, приемных устройств, мусоросборных камер проводится еженедельно. Профилактическая дезинфекция, дезинсекция проводятся не реже одного раза в месяц, дератизация — по мере необходимости.

4.9. Крупногабаритные отходы класса А собираются в специальные бункеры для крупногабаритных отходов. Поверхности и агрегаты крупногабаритных отходов, имевшие контакт с инфицированным материалом или больными, подвергаются обязательной дезинфекции перед их помещением в накопительный бункер.

Новый СанПиН 1.2.3685-21 о ежедневной уборке подъездов: как управляющей организации работать в новых условиях

В марте 2021 года управляющие организации и ТСЖ оказались ошарашены новостью о том, что согласно новому СанПиН 1.2.3685-21 требуется ежедневно проводить влажную уборку мест общего пользования. В такой ситуации состав работ по текущему содержанию существенно вырос (вместе с затратами управляющих организаций), а тариф на содержание остался прежним. Пытаемся разобраться с этим вопросом и найти решения.

Как часто мыли до СанПиН 1.2.3685-21 и как должны мыть после СанПиН 1.2.3685-21

Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 исходит лишь из общей констатации обязанности управляющей организации осуществлять:
— сухую и влажную уборку тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов;
— влажную протирку подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек;
— мытье окон (п. 23).

Читайте также  Гарантия на обувь не установлена статья

При этом периодичность данных работ в обязательном минимуме установлена не была, однако она была установлена в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, где сказано, что:
— сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен – не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц (п. 3.2.7);
— обметание окон, подоконников, отопительных приборов лестничных клеток – не реже 1 раза в 5 дней; стены – не менее 2 раз в месяц; мытье – не реже 1 раза в месяц (п. 4.8.14).

По сложившейся практике уборку мест общего пользования по факту мы делали чаще, чем это было установлено (потому что за 1 месяц отсутствия влажной уборки подъезд «зарастает» грязью).

С 1 марта 2021 года был введен в действие п. 126 СанПиН 1.2.3685-21, где указано, что в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов хозяйствующим субъектом, осуществляющим управление многоквартирным домом, должна проводиться ежедневная влажная уборка с применением моющих и чистящих средств.

Проблема в том, что формулировка «помещения общего пользования» очень широка, поскольку в силу пп. «А» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 к ним относятся:
— помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме;
— межквартирные лестничные площадки;
— лестницы;
— лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи;
— построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки;
— технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации;
— мусороприемные камеры, мусоропроводы;
— иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование.

Таким образом, чтобы исполнить данную норму на 100% нужно каждый день мыть каждый подъезд «сверху донизу» (и не только подъезд, но и все перечисленные выше объекты). Без изменения тарифа на текущее содержание выполнить эту норму в полном объеме – просто невозможно.

Ответственность за отсутствие ежедневной влажной уборки

Контроль за исполнение СанПиН осуществляет Роспотребнадзор, который (скорее всего) будет реагировать по п. 1 ст. 6.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения») с максимальной степенью ответственности от 10 до 20 тысяч рублей или административное приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

С другой стороны, и Роспотребнадзор, и жилищная инспекция вправе дать предписание на ежедневную влажную уборку и контролировать ее через ст. 19.5 КоАП РФ («Невыполнение в срок законного предписания»).

Практика применения контролирующими органами ст. 7.23.3 («Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами») и п. 2 ст. («Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований») – выглядит довольно сомнительно, поскольку ни правила осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, ни лицензионные требования – не предполагают ежедневной влажной уборки.
Попробуем разобрать возможные сценарии действий управляющей организации в новых условиях.

Вариант решения 1: не исполнять п. 126 СанПиН 1.2.3685-21

Итак, норму о ежедневной влажной уборке ввели, однако источников для финансирования расходов по данным работам – не предусмотрели (и отдельно на собственников эти затраты не возложили).

Поскольку норма новая, сказать, как именно сложится практика ее правоприменения – невозможно. Поэтому одним из сценариев является игнорирование п. 126 СанПиН 1.2.3685-21. Пока ситуация не прояснится, большинство управляющих организаций пойдут именно по такому пути. Проше и дешевле заплатить 10 тысяч рублей штрафа по п. 1 ст. 6.3 КоАП РФ, чем нести затраты по найму клининговой организации или расширению штата сотрудников (уборщиц).

С другой стороны, даже получив штраф (постановление о назначении административного наказания), его можно попытаться оспорить, что также позволит выгадать время, чтобы понять, как пойдет практика применения новой нормы. Наконец, можно оспорить в административном порядке сам п. 126 СанПиН 1.2.3685-21.

Вариант решения 2: исполнять п. 126 СанПиН 1.2.3685-21 формально

Раз обязанность осуществлять влажную уборку есть, то никуда от нее не деться. Нужно начинать мыть каждый день. В такой ситуации формальный подход будет предполагать влажную уборку проходных первых этажей подъездов многоквартирного дома, что отчасти позволит соблюсти требования п. 126 СанПиН 1.2.3685-21 и продемонстрирует жителям добросовестность действий управляющей организации (закон есть закон).

Вариант решения 3: поднимать тариф через общее собрание

Поскольку в договоре управления МКД была определена периодичность влажной уборки с одним графиком, а с 1 марта 2021 года государство ввело «новые правила игры», договор управления многоквартирным домом подлежит пересмотру на годовом общем собрании. Годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, т.е. в период с апреля по июнь (п. 1 ст. 45 ЖК РФ).

На данном собрании управляющая организация может выйти к жителям с необходимостью утверждения новой редакции договора управления многоквартирным домом с новым тарифом, который должен быть достаточным для обеспечения ежедневной влажной уборке мест общего пользования в подъездах.

При этом собственники могут как проголосовать за такое решение, так и отказать управляющей организации в увеличении тарифа.

Вариант решения 4: поднимать тариф через решение органа местного самоуправления

Если управляющая организация представила свои расчеты на новый тариф и его обоснование, а собственники настаивают на том, чтобы тариф был низкий (полагая, что изменившийся правовой решим содержания мест общего пользования – это всего лишь предпринимательские риски управляющей организации), то на помощь можно позвать орган местного самоуправления.

Решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (если жители не утвердили тариф на собрании) принимается органом местного самоуправления (городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти) (п. 4 ст. 158 ЖК РФ). Для того, чтобы подобное установление не было произвольным, орган местного самоуправления должен руководствоваться Методическими рекомендациями по установлению размера платы за содержание жилого помещения, утвержденными Приказом Минстроя России от 06.04.2018 № 213/пр.

В данном случае управляющая организация проводит общее собрание, фиксирует протоколом общего собрания факт отсутствия решения собственников на изменение тарифа и требует от органа местного самоуправления установить его с учетом особенностей благоустройства конкретного дома.

Позиция Роспотребнадзора
15.03.2021 г. Роспотребнадзор выпустил письмо № 02/4905-2021-23 «О применении СанПиН 2.1.3684-21», где дал общие пояснения по применению СанПиН 2.1.3684-21.

В частности, Роспотребнадзор указал, что:
— в части требования о проведении ежедневной влажной уборки с применением моющих и чистящих средств в помещениях общего пользования многоквартирных жилых домов в п. 126 СанПиН 2.1.3684-21 имеется техническая неточность;
— в адрес Территориальных органов Роспотребнадзора направлено методическое письмо в соответствии с которым при осуществлении надзорных мероприятий необходимо руководствоваться требованиями жилищного законодательства, а не СанПиН 2.1.3684-21;
— кроме того, Роспотребнадзором с целью единообразного применения подготовлены изменения в СанПиН 1.2.3684-2.

Конечно, письмо не является нормативным актом, а изменения в СанПиН 1.2.3684-2 мы пока еще не видели. Можно сказать, что само письмо издавалось Роспотребнадзором под некоторым давлением (потому что ежедневное мытье подъездов сильно всполошило коллег по цеху). Как именно будет применяться СанПиН 1.2.3685-21 мы скоро увидим по скалывающейся судебной практике, однако очевидно, что в конечном итоге за развитие благоустройства с ежедневным мытьем подъездов – заплатят сами жители.

Коап сан пин нарушение пункта 5 14

Всего в городе Новосибирске и районах области с 1 по 7 июля проверено 2 288 организаций и предприятий на предмет соблюдения требований режима повышенной готовности, выявлено 699 нарушений, 269 материалов направлены в суд.

Заместитель Губернатора Новосибирской области Сергей Сёмка отметил необходимость дальнейшего проведения разъяснительной работы с руководителями предприятий и организаций, а также с гражданами о необходимости вакцинации от коронавирусной инфекции.

Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области совместно с Управлением Роспотребнадзора и ГУ МВД по Новосибирской области проведено 82 контрольных мероприятия по соблюдению режима повышенной готовности, в ходе которых проверены 29 объектов в р.п. Маслянино и п. Элитный Новосибирского района. В одном объекте в р.п. Маслянино выявлено нарушение СанПин норм. В г. Болотное проверены 12 объектов, в двух из которых выявлены нарушения СанПин норм. В с. Убинское проверены 14 объектов, в трех из которых выявлены нарушения масочного режима и СанПин норм.

Кроме того, проверено 26 отдельно стоящих объектов, осуществляющих услуги торговли и общественного питания, в двух из которых выявлены нарушения масочного режима и СанПин норм, в 26 объектах, проверенных на Городской социальной продовольственной ярмарке, нарушений не выявлено. Всего в ходе проведения совместных мероприятий возбуждено 1 дело об административном правонарушении по ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, 1 дело об административном правонарушении по ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ и 6 дел об административных правонарушениях по ч.2 ст. 6.3 КоАП РФ.

Министерством транспорта проведено 5 проверок на объектах транспортной инфраструктуры, составлено 14 протоколов на граждан и 4 протокола на перевозчиков в связи с нарушениями санитарно-эпидемиологических требований.

Министерством жилищно-коммунального хозяйства области проверены 74 объекта торговли, возбуждено 5 административных производств, 2 материала направлены в суд. Специалистами МАСС проведена санитарная обработка 188 подъездов многоквартирных домов.

Рейдовые мероприятия проведены региональным министерством экономического развития в 11 гостиницах и хостелах. Минстрой провел проверки на 6 строительных площадках. Министерством культуры проведено 6 проверок.

Напомним, что 23 июня Правительство Новосибирской области одобрило дополнительные меры противодействия коронавирусу в регионе.

Для справки
18 марта 2020 года Правительство Новосибирской области приняло постановление №72-п «О введении режима повышенной готовности на территории Новосибирской области». 27 марта 2020 года Губернатор Андрей Травников подписал постановление №43 «О принятии дополнительных мер по защите населения и территории Новосибирской области от чрезвычайной ситуации».

В соответствии с действующей редакцией документа, на территории Новосибирской области обязательно соблюдение масочного режима всеми работающими на предприятиях и организациях любой организационно-правовой формы. Предписано не допускать в помещение, на иную территорию осуществления деятельности, в транспортное средство граждан, не соблюдающих масочный режим, при нарушении масочного режима гражданином прекращать его обслуживание (отказывать в обслуживании). Также масочный режим предусмотрен для зрителей театров, кинотеатров, концертных организаций.

Документы опубликованы на сайте Правительства Новосибирской области.