Количество людей соц защита при ьрудоустройстве

3.4.5. Социальная защита населения

Система социальной защиты населения является элементом улучшения качества жизни отдельных категорий граждан (пожилых, инвалидов и маломобильных групп населения, семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей и др.). Она направлена на повышение качества жизни и уровня материального благосостояния этих категорий населения путем адресного предоставления социальной помощи и поддержки, обеспечения доступности социальных услуг.

В предстоящие годы развитие системы социальной защиты в отношении тех, кому по объективным причинам требуется забота общества, будет строиться на принципах социальной справедливости и адресности. При этом адресность будет пониматься не как категория населения по возрастному или иному признаку, а будет учитывать реальную нуждаемость.

Следуя этим принципам, деятельность отрасли будет направлена на расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта, когда к получателям социальной помощи будут предъявляться встречные требования, в том числе направленные на перевод на самообеспечение малообеспеченных трудоспособных граждан и их семей (путем получения профессиональных навыков, переобучения, активного поиска работы через службу занятости, участия в общественных работах, участия в программах реабилитации для лиц, имеющих проблемы со здоровьем, страдающих от алкогольной зависимости, и др.).

Сокращение числа нуждающихся в социальной поддержке в результате роста доходов, обеспечиваемых собственной трудовой деятельностью, будет обеспечено за счет усиления взаимодействия отрасли социальной защиты с образовательными организациями и службой занятости, осуществляющими профессиональную подготовку (переподготовку) и трудоустройство, в том числе лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров, подростков.

Усиление взаимодействия с организациями здравоохранения и учреждениями физической культуры будет направлено на медицинскую и физкультурно-спортивную реабилитацию нуждающихся в этом граждан и также позволит сократить число граждан, нуждающихся в социальной поддержке со стороны государства.

Обеспечить необходимый объем социальных услуг населению, их высокое качество и оперативность предоставления позволит развитие материально-технической базы учреждений социального обслуживания граждан, повышение их кадрового потенциала, внедрение новых технологий оказания услуг.

Дополнительно задействовать имеющийся материальный и кадровый ресурс частных структур и более гибко реагировать на запросы жителей позволит передача на конкурсной основе в рамках государственного заказа части государственных полномочий по предоставлению социальных услуг частным организациям, в том числе социально ориентированным некоммерческим организациям (уход за пожилыми людьми, больными и инвалидами, реабилитация и пр.).

Помимо привлечения негосударственных организаций к выполнению государственных полномочий по предоставлению социальных услуг в системе социальной защиты будет активно задействована частная инициатива, благотворительная и волонтерская деятельность.

Наряду с выполнением непосредственных отраслевых задач, учреждения социальной защиты во взаимодействии с системой здравоохранения примут на себя частичное выполнение функций по уходу и присмотру за пациентами на стадии долечивания, что позволит снизить затраты на дорогостоящие места в лечебных учреждениях.

Для достижения такого уровня социальной защиты необходим значительный объем нормативных, организационных преобразований в данной сфере, как на федеральном, так и на краевом уровне.

Потребность в развитии системы социальной защиты в крае обусловлена значительной численностью населения старше трудоспособного возраста (более 22% населения края), а также значительной численностью нуждающихся в социальной поддержке и социальном обслуживании лиц (более 44% от числа жителей края получают различные виды социальной помощи).

Сегодня в крае функционирует 159 учреждения социального обслуживания населения (77 краевых и 82 муниципальных). Из общего количества учреждений 49 учреждений осуществляют свою деятельность в интересах семей с детьми и 110 учреждений предоставляют социальные услуги гражданам пожилого возраста, инвалидам, и другим категориям граждан. Помощь в реализации законных прав и интересов лиц, освобожденных из мест лишения свободы, оказывается на базе 4-х центров социальной реабилитации. Ежегодно услугами социального обслуживания на дому пользуются порядка 26 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, в стационарных условиях проживают более 8 тыс. человек.

Несмотря на положительные итоги развития отрасли на протяжении последних лет, в ее деятельности сохраняется ряд проблем, основными из которых являются неудовлетворительное состояние материально-технической базы действующих стационарных учреждений и высокий спрос населения на социальные услуги в стационарных учреждениях психоневрологического профиля, превышающий возможности имеющихся учреждений. Уровень обеспеченности жилыми помещениями в расчете на одного человека составляет 84,8% от требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В результате проводимой на протяжении семи последних лет системной работы по строительству новых корпусов, перепрофилированию действующей сети стационарных учреждений и укомплектованию имеющихся площадей, очередность в психоневрологические интернаты сократилась более чем в три раза, и на сегодняшний день составляет около 300 человек. Полностью решить данную проблему планируется к 2018 году за счет приема под размещение стационарных учреждений социального обслуживания высвобождающихся зданий различных форм собственности и развития государственно-частного партнерства.

Целью развития отрасли социальной защиты населения Красноярского края является повышение эффективности, адресности социальной помощи, качества и доступности предоставления социальных услуг.

Приоритетными направлениями реализации цели социальной защиты населения края в период до 2030 года будут являться:

1. Повышение эффективности социальной помощи нуждающимся гражданам за счет усиления адресного подхода и внедрения новых технологий:

1.1. Совершенствование системы социальной поддержки граждан с учетом изменения норм федерального законодательства и применения критерия адресности и принципа нуждаемости: последовательный и системный переход на применение принципа нуждаемости при предоставлении гражданам мер социальной поддержки; расширение адресности социальных выплат с внедрением социального контракта; упорядочение требований к присвоению на территории края отдельных льготных статусов, уточнение состава инициативных мер социальной поддержки и условий их предоставления;

1.2. Своевременное и качественное выполнение государственных полномочий по социальной поддержке граждан: обеспечение нуждающимся гражданам пожилого возраста, инвалидам, семьям с детьми, гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, гарантированных государством и краем социальных обязательств;

1.3. Формирование доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, повышение уровня и качества их жизни: повышение уровня доступности объектов и качества услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения за счет оснащения социально значимых объектов внешними пандусами, входными группами, подъемными устройствами и автономными лифтами, системами с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной пространственно-рельефной информацией и другим оборудованием, обустройства зон оказания услуг и прилегающих территорий; повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов и детей-инвалидов; информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов; развитие социального партнерства с общественными организациями, создание института социального сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, развитие программ по предупреждению социального сиротства и поддержке семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей группы риска; повышение квалификации и методическое обеспечение специалистов учреждений, предоставляющих реабилитационные услуги инвалидам и детям-инвалидам.

2. Повышение качества и доступности предоставления услуг по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста, инвалидов, включая детей-инвалидов, семей и детей: повышение качества услуг по социальному обслуживанию; развитие форм и методов социальной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов; развитие стационарозамещающих технологий, укрепление материально-технической базы учреждений системы социального обслуживания населения; развитие сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг, расширение ими спектра оказываемых услуг и охвата граждан; привлечение волонтеров к решению вопросов социального характера.

3. Развитие активного диалога с гражданским сообществом: проведения независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания; укрепление взаимодействия со средствами массовой информации с целью разъяснения гражданам их прав и социальных гарантий, формирования имиджа отрасли; наличие актуализированной информации на сайтах органов социальной защиты населения и учреждений социального обслуживания в сети Интернет; укрепление социального партнерства с некоммерческими организациями, в том числе с общественными организациями ветеранов, инвалидов.

Читайте также  Задержка мкдикам зарплаты за январь 2019

В результате реализации приоритетных направлений совершенствования системы социальной защиты населения края в период до 2030 года удельный вес инициативных мер социальной поддержки, предоставляемых жителям края с учетом доходов, в общем числе мер социальной поддержки увеличится до 40% (против 22% в 2014 году).

Будет обеспечен ежегодный рост охвата социальным сопровождением семей, имеющих детей-инвалидов. К 2030 году все такие семьи будут обеспечены социальным сопровождением (в 2014 году – 50%).

Социальные услуги будут предоставляться всем гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в социальном обслуживании и обратившимся в учреждения.

Увеличится доля участия негосударственных организаций в сфере оказания услуг по социальному обслуживанию граждан. Удельный вес негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги, от общего количества таких учреждений, ежегодно будет увеличиваться и к 2030 году составит не менее 20% (в 2014 году – 8%).

Достижение ожидаемых результатов реализации стратегии позволит повысить устойчивость системы социальной защиты населения в части оправдания социальных ожиданий на доступное получение качественных государственных и социальных услуг и в конечном итоге повысит удовлетворенность населения качеством жизни.

Соцконтракт: 7 вопросов и ответов

Вы уже слышали про социальный контракт? Про людей, которые с его помощью получили новую профессию, открыли собственное дело, поправили материальное положение семьи? Если вы также нуждаетесь в помощи государства, читайте нашу памятку о том, что это за мера поддержки и как она работает.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ: ЧТО ЭТО?

Это соглашение между органами соцзащиты и гражданами (или семьями). По этому соглашению орган соцзащиты оказывает человеку государственную помощь — это могут быть и денежные выплаты, и социальные услуги. А тот со своей стороны берет на себя определенные обязательства. Например:

— развивать собственное дело в течение трех лет.

КТО ИМЕЕТ ПРАВО НА ЗАКЛЮЧЕНИЕ СОЦКОНТРАКТА?

Те граждане, чей доход ниже прожиточного минимума по не зависящим от них причинам и кто зарегистрирован в качестве малоимущего. Уровень прожиточного минимума берется тот, который установлен в субъекте РФ, где живет претендент на помощь.

КАКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ПРОВОДЯТСЯ В РАМКАХ СОЦКОНТРАКТА?

1) Оказание помощи по поиску работы.

Заключается в предоставлении материальной поддержки (денежной выплаты) гражданам, заключившим социальный контракт, в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в субъекте Российской Федерации, за II квартал предыдущего года, или 10 134 рубля ежемесячно для 2020 года. Продолжительность выплаты — не более 12 месяцев.

2) Оказание помощи по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

В рамках данного направления предусматривается:

— оплата обучения — не более 30 тысячи рублей за курс обучения;

— материальная поддержка гражданам в период прохождения профессионального обучения в размере 10 134 рубля ежемесячно (не более 3 месяцев);

— возмещение работодателю оплаты за стажировку в размере МРОТ, увеличенном на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды, или 15 769 рублей (период до 9 месяцев).

3) Оказание помощи по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Предусматривается предоставление единовременной материальной поддержки гражданам для потребностей ведения предпринимательской деятельности, в том числе закупки оборудования, создания и оснащения дополнительных рабочих мест, при условии, что гражданин зарегистрируется как ИП или К(Ф)Х. Размер поддержки не более 250,0 тыс. рублей.

4) Осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление трудной жизненной ситуации, предусмотренных законодательством субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В рамках направления размер материальной поддержки составит 10 134 рубля в месяц, период выплат — не более 12 месяцев при наличии одного из следующих условий:

1) инвалидность у обоих неработающих родителей (одного родителя — в неполных семьях) в семьях, имеющих детей в возрасте до 18 лет;

2) инвалидность у обоих неработающих супругов в одиноких супружеских парах;

3) наличие детей у лица, не достигшего возраста совершеннолетия;

4) инвалидность у одиноких неработающих граждан;

5) многодетные семьи с четырьмя и более детьми;

6) единственный родитель в семьях с двумя и более детьми.

ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ ГРАЖДАНИН НЕ ВЫПОЛНИТ УСЛОВИЯ СОЦКОНТРАКТА?

Контракт будет прекращен, соответственно прекратятся и положенные в его рамках выплаты. Если же вы заключали соцконтракт на ведение индивидуальной предпринимательской деятельности и закрыли дело по своей инициативе (в течение срока контракта), то придется возвратить все полученные в качестве помощи государственные деньги.

ПОСОБИЕ И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ: В ЧЕМ РАЗНИЦА?

Пособие — это просто денежная помощь тому, кто нуждается. Социальный контракт же нацелен на то, чтобы человек со временем мог крепко встать на свои ноги и обеспечивал себя сам.

ГДЕ ОФОРМИТЬ СОЦКОНТРАКТ?

Пока в России в программе участвует 21 пилотный регион. Если вы живете в одном из них, то вы можете претендовать на заключение соцконтракта. Регионы-участники: республики — Алтай, Башкортостан, Коми, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Тыва, Кабардино-Балкарская, Удмуртская, Чувашская; Алтайский, Пермский и Приморский края, Вологодская, Ивановская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Саратовская и Томская области. На сегодня в них заключено 58 тысяч социальных контрактов.

С 2021 года субсидии на выплаты в рамках социальных контрактов будут предоставляться по всей России.

В центры социальной защиты населения или МФЦ по месту жительства.

Иркутской области

Социальный контракт по поиску работы

24.06.2021 Обычная важность

Социальный контракт по поиску работы

Социальный контракт по поиску работы является одним из видов адресной социальной помощи, которая оказывается малоимущим гражданам, ищущим работу и желающим трудоустроиться.
Социальный контракт – это соглашение, которое заключается органами социальной защиты населения с гражданами или семьями. По этому соглашению орган социальной защиты населения обязуется оказать государственную социальную помощь – это могут быть денежные выплаты и социальные услуги.

Период выплат по соцконтракту в целях поиска работы

Общий период ежемесячных выплат по соцконтракту, заключенному в целях поиска работы, составляет 4 месяца:

первая выплата производится в течение месяца с даты заключения соцконтракта при условии, что гражданин зарегистрировался в Центре занятости населения в качестве безработного или ищущего работу;

три выплаты осуществляются в течение 3 месяцев с даты подтверждения трудоустройства.

!Социальный контракт на трудоустройство может заключаться с гражданами не чаще одного раза в 5 лет.

Сумма выплат безработным по соцконтракту в целях поиска работы

Ежемесячная сумма выплат безработным по социальному контракту в целях поиска работы устанавливается в размере величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Иркутской области за II квартал года, предшествующего году заключения социального контракта (в 2021 году – 13012 руб.).
Осуществление выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта производится кредитными организациями с использованием Единой социальной карты или организациями почтовой связи.

Период обучения в рамках соцконтракта по поиску работы

В рамках соцконтракта по поиску работы социальная защита может направить гражданина в Центр занятости населения с целью прохождения профессионального обучения или дополнительного профессионального образования.
При этом гражданину осуществляется ежемесячная денежная выплата в период обучения, но не более 3 месяцев, в размере половины величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в Иркутской области за II квартал года, предшествующего году заключения социального контракта (в 2021 году – 6506 руб.).
Кроме того, на реализацию мероприятия по прохождению профессионального обучения и дополнительного профессионального образования в рамках соцконтракта по поиску работы предусмотрена единовременная выплата в сумме затрат на оплату стоимости курса обучения, но не более 30 тысяч рублей.

Читайте также  Образец жалобы на грубое поведение полицейского

Срок соцконтракта по поиску работы и обязанности гражданина

Социальный контракт по поиску работы заключается на срок не более 9 месяцев и зависит от индивидуальной программы социальной адаптации, являющейся приложением к социальному контракту.
Программа социальной адаптации разрабатывается органами социальной защиты совместно с гражданином, а при необходимости к составлению программы привлекаются органы занятости населения и органы местного самоуправления.
В рамках социального контракта по поиску работы безработный обязан:
встать на учет в центр занятости населения в качестве безработного или лица, находящегося в поиске работы; зарегистрироваться в информационно – аналитической системе общероссийской базы вакансий «Работа в России»; осуществить при содействии государственной службы занятости поиск работы с последующим заключением трудового договора.

Ответственность за неисполнение условий соцконтракта

В случае неисполнения (несвоевременного исполнения) гражданином мероприятий программы социальной адаптации по причинам, не являющимся уважительными, с месяца, следующего за месяцем возникновения указанного обстоятельства, органы социальной защиты прекращают предоставление денежной выплаты и (или) возмещение расходов, гражданину придется возвратить денежные средства, полученные в качестве государственной социальной помощи.

Сколько можно работать, чтобы сохранить право на пособие по уходу за ребенком?

Работник имеет право на ежемесячное пособие, даже если он вышел в отпуск по уходу за ребенком, но продолжает работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. Однако при незначительном сокращении продолжительности рабочего дня суд может признать выплату неправомерной, и указание на дистанционный режим работы не поможет

Кто может уйти в отпуск по уходу за ребенком вместо матери?

Трудоустроенные граждане имеют право на отпуск по уходу за ребенком – такое право им дает Трудовой кодекс РФ. Предоставляется он после окончания отпуска по беременности и родам у матери до момента достижения ребенком возраста 3 лет. В любой момент отпуск по уходу за ребенком можно прервать, а затем продолжить. Работодатель не может отказать в его предоставлении и продлении, пока ребенку не исполнилось 3 года.

В отпуск по уходу за ребенком может выйти как его мать, так и отец, бабушка или дедушка, даже дальний родственник. Степень родства и совместное проживание с родителями ребенка роли не играют, главное – сам факт ухода за ним.

В отпуске по уходу за ребенком может находиться только один человек. Но если детей двое или больше, то для ухода за каждым из них в отпуск могут выйти сразу несколько членов семьи.

Нахождение в отпуске по уходу за ребенком дает право на ежемесячное пособие, но выплачивается оно только до 1,5 лет. Если детей двое или больше, оно начисляется на каждого ребенка.

Кому назначат пособие по уходу за ребенком и каким будет его размер?

Право на пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет имеют:

  • родственники ребенка, подлежащие обязательному социальному страхованию;
  • матери – военнослужащие по контракту;
  • матери, уволенные в период беременности или отпуска по беременности и родам; они же и другие родственники, уволенные во время отпуска по уходу за ребенком;
  • матери, отцы, опекуны, являющиеся студентами-очниками;
  • родственники, не подлежащие обязательному социальному страхованию, например в случае смерти матери или отца, лишения их родительских прав и др.

Выплачивается пособие за счет средств ФСС. Трудоустроенные граждане получают его у работодателя, остальные – в органах соцзащиты.

Для трудоустроенных граждан пособие по уходу за ребенком рассчитывает работодатель. Его размер составит 40% среднего заработка. При этом законом установлены минимальный и максимальный размеры пособия: у работников оно не может быть меньше 6752 руб. и с 1 января 2020 г. больше 27 984, 66 руб.

Пособие в максимальном размере 27 984, 66 руб. могут получить:

  • матери либо отцы, другие родственники, опекуны, осуществляющие уход за ребенком и подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • матери либо отцы, другие родственники, опекуны, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований РФ, расположенных на территориях иностранных государств в предусмотренных международными договорами РФ случаях.

Пособие в размере 40% среднего заработка получат также следующие категории граждан:

  • матери, проходящие военную службу по контракту;
  • матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
  • матери либо отцы, другие родственники, опекуны, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком;
  • матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением полномочий нотариусами и статуса адвоката, прекращением физлицами деятельности в качестве ИП и иными физлицами, чья профессиональная деятельность подлежит госрегистрации или лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами РФ, уволенные из таких частей в связи с истечением срока их трудового договора и матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из этих частей в Российскую Федерацию.

С 1 июня 2020 г. размер их пособия не должен быть меньше 6752 руб. и больше 13 504 руб.

На минимальное пособие в размере 6752 руб. могут рассчитывать:

  • матери либо отцы, опекуны, осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • другие родственники, осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, если мать или отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав или ограничены в них, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными или ограниченно дееспособными, по состоянию здоровья не могут воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в виде лишения свободы, содержатся под стражей, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказались взять своего ребенка из образовательной, медицинской организации, организации соцобслуживания или другой аналогичной организации;
  • обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования, научных организациях.

В районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, размер пособия определяется с учетом этих коэффициентов.

Предусмотрена ежегодная индексация пособия – очередная должна быть в феврале 2021 г. Но пособие, исчисленное в процентном выражении от среднего заработка, не индексируется. Оно подлежит перерасчету, только если его размер оказался меньше минимального. В такой ситуации с даты очередной индексации работнику должно выплачиваться пособие в размере проиндексированного минимума. Пособие, которое превышает новый минимум, выплачивается в прежнем размере.

Какого сокращения рабочего времени будет недостаточно для получения пособия?

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если работник, находясь в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом закон не устанавливает максимальной продолжительности неполного рабочего времени.

Читайте также  Как рассчитать период отпуска после декрета

Известны примеры, когда выплата пособия признавалась судами правомерной при сокращении продолжительности рабочего дня на час-два 1 . Однако чаще суды признают формальное сокращение рабочего времени недостаточным для сохранения права на пособие по уходу за ребенком 2 . Подобной позиции придерживается и Верховный Суд РФ 3 .

В июле 2020 г. Суд указал 4 , что сокращение рабочего дня на час «не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка». Причем было признано, что такие условия осуществления трудовой деятельности не позволяют ухаживать за ребенком, несмотря на перевод работника на дистанционный режим работы. Отметим, что в законе говорится о сохранении права на пособие в случае, если работник трудится на дому, а не переведен на дистанционную работу. Таким образом, в случае сокращения рабочего дня на час пособие фактически представляет собой дополнительное материальное обеспечение работника, выплачивается работодателем и не подлежит возмещению за счет средств ФСС.

Как сохранить право на пособие в период работы?

В судебной практике сформированы критерии, позволяющие определить, в каком случае выплата пособия по уходу за ребенком в период работы на условиях неполного рабочего времени может быть признана законной 5 .

1. Неполное рабочее время работника, ухаживающего за ребенком до 1,5 лет, не может превышать 60% его нормы. При пятидневной рабочей неделе и восьмичасовом рабочем дне работать можно не больше 5 часов в день или 3 полных рабочих дня в неделю. Остальное время должно быть посвящено ребенку.

2. Заработная плата сотрудника, выполняющего работу в условиях неполного рабочего дня, не должны быть больше 60% от его обычного заработка.

1 Постановление АС Северо-Западного округа от 11 ноября 2019 г. № Ф07-12363/19, определение АС Восточно-Сибирского округа от 22 октября 2018 г. № Ф02-4674/18.

2 Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2017 г. № 329-О; постановления АС Волго-Вятского округа от 29 января 2019 г. № Ф01-6240/18, АС Западно-Сибирского округа от 31 июля 2018 г. № Ф04-3150/18, Четырнадцатого ААС от 25 мая 2018 г. № 14АП-3265/18, АС Уральского округа от 14 августа 2017 г. № Ф09-2710/17, АС Восточно-Сибирского округа от 2 мая 2017 г. № Ф02-133/17.

3 Определения Верховного Суда РФ от 11 октября 2019 г. № 309-ЭС19-17405, от 12 августа 2019 г. № 303-ЭС19-8702, от 5 августа 2019 г. № 307-ЭС19-11732, от 19 июля 2019 г. № 307-ЭС19-11633, от 18 июля 2017 г. № 307-КГ17-1728, от 5 июня 2019 № 309-ЭС19-7778.

4 Определение Верховного Суда РФ от 23 июля 2020 г. № 301-ЭС20-9387.

5 Постановления Четвертого ААС от 12 сентября 2019 г. № 04АП-4215/19, Семнадцатого ААС от 1 августа 2019 г. № 17АП-14059/18, Тринадцатого ААС от 25 июня 2019 г. № 13АП-11692/19, АС Уральского округа от 24 декабря 2018 г. № Ф09-8202/18, Пятого ААС от 20 декабря 2018 г. № 05АП-9226/18, АС Московского округа от 12 декабря 2018 г. № Ф05-19953/18, АС Уральского округа от 15 ноября 2018 г. № Ф09-7005/18.

Кто имеет право на выплаты и бесплатные услуги в рамках социального контракта

Что такое социальный контракт?

Социальный контракт – это соглашение, которое заключается органами соцзащиты с гражданами и семьями, доход которых по независящим от них причинам ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ.

По этому соглашению орган социальной защиты населения обязуется оказать государственную социальную помощь, в том числе социальные услуги, денежную выплату, необходимые товары, а получатели помощи берут на себя определенные обязательства, например: пройти переобучение, трудоустроиться, развивать собственное дело.

Подробности об обязательствах можно узнать из приложения № 8.6 к государственной программе Российской Федерации «Социальная поддержка граждан».

Чем отличаются пособия от социального контракта?

В отличие от выплаты пособий социальный контракт направлен на то, чтобы помочь нуждающимся перейти на самообеспечение.

Выплаты по контракту должны использоваться только по целевому назначению. Так, соцконтракт на обучение с последующим трудоустройством обязует гражданина выйти на работу.

Как можно потратить средства в рамках соцконтракта?

На профессиональное обучение или получение дополнительного профобразования, на поиск работы и открытие собственного бизнеса.

Кроме того, нуждающиеся семьи смогут использовать средства социального контракта на преодоление трудной жизненной ситуации: покупку товаров первой необходимости и лекарств, обуви и одежды, товаров для ведения личного подсобного хозяйства, а также на лечение, школьные товары и услуги дошкольного и школьного образования.

Размер выплаты в рамках социального контракта зависит от условий, установленных в конкретном регионе.

Что изменилось?

Недавно в программу были внесены изменения, благодаря которым расширились возможности использования средств социального контракта. Теперь при необходимости их можно будет направить на решение текущих проблем, например на покупку одежды, обуви и школьных товаров для детей.

При открытии ИП можно направить средства социального контракта в том числе на расходные материалы и на аренду (не более 15% назначаемой выплаты).

Были упрощены правила трудоустройства для граждан с социальным контрактом. Теперь они смогут оформиться на работу сразу, если нет необходимости проходить стажировку.

Как мы уже отмечали, денежные средства должны быть использованы только на мероприятия, связанные с выполнением обязательств по социальному контракту. В подтверждение целевого использования денежных средств, полученных по социальному контракту, предоставляются товарные и кассовые чеки, договор купли-продажи, расписки и т. п.

Что будет, если гражданин не выполнит условия соцконтракта?

Это является основанием для прекращения контракта, а значит, прекратятся и положенные в его рамках выплаты.

А если вы прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность по собственной инициативе в период действия соответствующего соцконтракта, то вам нужно будет возвратить деньги, полученные в качестве государственной социальной помощи.

Как долго государство будет оказывать поддержку в рамках соцконтракта?

Помощь назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной адаптации, которая будет указана в контракте.

Этот срок может быть продлен органом социальной защиты населения по основаниям, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Где социальный контракт уже можно оформить?

Сейчас заключено 58 тыс. социальных контрактов в 21 пилотном регионе. Это Республики Алтай, Башкортостан, Коми, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Тыва, Кабардино-Балкарская, Удмуртская, Чувашская; Алтайский, Пермский и Приморский края, Вологодская, Ивановская, Курганская, Липецкая, Нижегородская, Новгородская, Саратовская и Томская области.

В 2021–2022 годах субсидии из федерального бюджета будут предоставлены всем субъектам Российской Федерации.

Субъекты РФ могут предусмотреть дополнительные параметры получения и использования контракта. Например, в некоторых регионах средства, полученные в рамках соцконтракта, можно использовать для погашения задолженности по ЖКХ.

Куда обращаться?

В центры социальной защиты населения или МФЦ по месту жительства.